Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

14 ноября 2019, четверг

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Стимулирование инновационной деятельности стало приоритетным направлением региональной экономической политики

Региональное министерство экономики подвело итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области за 2006-2010 годы, главной целью которой является повышение уровня жизни населения.

Достижение главной цели обеспечивается за счет реализации 3 стратегических целей: эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика; благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области; эффективная исполнительная власть.

Основой экономической политики Правительства области в 2006-2010 годах стало привлечение инвестиций на территорию области за счет стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности. Предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, предоставлялись налоговые льготы и выплачивалась компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. При этом, благодаря работе Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области Валерии Шанцеве, была четко регламентирована и значительно ускорена процедура принятия управленческих решений по инвестпроектам.
По информации министерства экономики, с 2006 года статус приоритетных и господдержку получили 65 проектов с общим объемом инвестиций более 230 млрд. руб., направленных на модернизацию существующих мощностей и запуск новых высокотехнологичных производств.

Среди крупнейших приоритетных инвестиционных проектов:
• строительство комплекса по производству ПВХ ООО «Русвинил» в Кстовском районе (46,7 млрд. руб.),
• первая очередь литейно–прокатного комплекса ООО «ОМК - Сталь» в Выксунском районе (31,1 млрд. руб.),
• создание предприятия конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр –Нижний Новгород» в г.Дзержинске (11,5 млрд. руб.).
Приоритетные инвестиционные проекты предприятий ООО «Либхерр - Нижний Новгород» и ООО «Русвинил» включены в Стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденную в феврале этого года.
Как итог, за пять прошедших лет объем инвестиций в экономику области увеличился в 2,7 раза, иностранных - в 4 раза. По объему инвестиций (172,3 млрд. руб. в 2010 году), Нижегородская область поднялась в РФ с 18 места в 2005 году до 13 места в 2010 году.

Другим важным приоритетным направлением региональной экономической политики стало стимулирование инновационной деятельности, включающее в себя развитие инфраструктуры инновационной деятельности и поддержку предприятий, внедряющих инновации.
В 2006-2010 годах на территории области реализовывались крупные инфраструктурные проекты для поддержки инноваций: строительство двух технопарков – «Сатис» и IT-парк «Анкудиновка». Объем финансирования строительства за счет всех источников составил за пять лет почти 2 млрд. руб., в том числе за счет областного бюджета более 1 млрд. руб.

С 2007 года действует Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (за время его работы на стадию коммерциализации уже вышли 14 компаний), и Региональный венчурный фонд, осуществляющий инвестиции в малые предприятия в научно-технической сфере.
Правительством области оказывалась поддержка инновационно активным предприятиям:
— в 2006-2010 годах налоговые льготы и компенсацию части процентной ставки по кредитам получила 21 организация на сумму более 180 млн.руб., в том числе в 2010 году – 70,8 млн.руб. Результатом стало внедрение инновационных технологий на таких предприятиях как: ООО «Корунд», НОАО «Гидромаш», ОАО Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА» и др.
— с 2009 года введена новая мера поддержки: компенсация 80% затрат на производство инновационной продукции субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства (в 2010 году такая поддержка была оказана 15 организациям),
— с 2010 года выплачиваются гранты начинающим инновационно ориентированным предпринимателям (размер гранта – до 500 тыс. руб.). За год было предоставлено 43 гранта.

В 2010 году начал свою работу Совет при Губернаторе Нижегородской области по науке и инновационной деятельности, в состав которого входит широкий круг представителей промышленных предприятий, научных организаций, органов исполнительной власти.
По данным министерства, в целом по области объем продукции, произведенной инновационно активными предприятиями, увеличился в 2010 году в 3,4 раза по сравнению с 2005 годом. По оценкам независимого агентства «Эксперт РА», Нижегородская область стала в 2010 году четвертой в России по инновационному потенциалу.
В 2010 году Правительство области продолжило реализацию антикризисных мер поддержки автопрома, в том числе программу по утилизации транспортных средств и компенсацию процентов по автокредитам. Как результат, выпуск легковых автомобилей в области в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился в 2,3 раза, грузовых автомобилей – в 1,8 раза.
Для стабилизации ситуации в монопрофильных городах в 2010 году началась реализация комплексных инвестиционных планов развития 13 моногородов области. За счет всех источников финансирования было направлено более 30 млрд. руб., в первую очередь, на поддержку реального сектора, создание инфраструктуры, снижение напряженности на рынке труда в моногородах (создано порядка 7,9 тыс. рабочих мест).
Результатом развития экономики стал рост в 2,1 раза объема валового регионального продукта на душу населения (2010 г. к 2005 г.), в 2,1 раза производительности труда и в 2,6 раза средней заработной платы.
По объему промышленного производства Нижегородская область поднялась среди регионов РФ с 14 места в 2005 году до 11 места в 2010 году, по темпам роста заработной платы – с 65 места на 11.
Рост экономики за пять лет позволил значительно увеличить государственные инвестиции, выделяемые из областного бюджета, в первую очередь, в социальную сферу.
За период с 2006 по 2010 годы из областного бюджета на реализацию 74 областных целевых программ (ОЦП) было направлено более 60 млрд. руб., из них свыше 55 млрд. руб. – на создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области. Из этих средств 39,2 млрд. руб. составили расходы на программу развития социальной и инженерной инфраструктуры. Дополнительно, на реализацию программы удалось привлечь около 12 млрд. руб. из других источников, в т.ч. около 9 млрд. руб. – из федерального бюджета. За 5 лет введено в эксплуатацию более 900 социальных объектов, в частности, 70 объектов образования, 30 – здравоохранения, 28 – спортивных, более 300 объектов газификации и более 100 – коммунального хозяйства, а также дороги, мосты и другие объекты.

Объем средств, направленных на метростроение, с 2006 года по 2010 год за счет всех источников финансирования составил 4,9 млрд. руб., подавляющая часть из них 3,6 млрд. руб. - средства областного бюджета. В результате, 9 ноября 2009 года по совмещенному мосту через реку Оку была введена автомобильная часть метромоста с первым пусковым комплексом автодорожных подходов.
С 2006 года в области реализуется уникальная программа по поддержке молодых специалистов. С начала действия программы для молодых специалистов было построено 914 одноквартирных жилых домов (в том числе в 2010 году - 265 домов в 28 районах области) и приобретено 1526 квартир на вторичном рынке жилья (в том числе в 2010 году – 235 квартир).

За период реализации данной программы увеличилась доля молодых специалистов (со стажем работы до 5 лет) в государственных и муниципальных учреждениях. Например, в сфере образования - с 7,6% до 11,1%; в сфере физической культуры и спорта – с 3,9% до 25.
Реализация программ в жилищной сфере, в частности, по малоэтажному строительству, повысила доступность жилья для населения. За 5 лет более 15 тыс. семей улучшили свои жилищные условия по программам, реализуемым за счет областного бюджета, в том числе в 2010 году 3939 семей – это самый высокий показатель по региону за пять лет. Как результат, в 2006-2010 годах объем ввода жилья удвоился, а по малоэтажному строительству рост составил 3,5 раза. По объему ввода жилья Нижегородская область заняла 3 место в ПФО и поднялась с 21 места в 2005 году на 10 место в 2010 году по РФ.

Анализ реализации Стратегии за 2006-2010 годы показывает, что уровень и качество жизни населения Нижегородской области значительно повысились.
Об этом говорят следующие цифры:
— реальные денежные доходы населения выросли в 1,5 раза,
— обеспеченность населения жильем увеличилась с 22,1 кв.м на человека до 24 кв.м,
— средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 63 лет до 67 лет,
— уровень рождаемости вырос с 8,9 промилле до 11 промилле (в 2010 году он стал самым высоким по области с 1991 года),
— уровень смертности снизился с 20 до 17,9 промилле,
— доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, выросла в 1,6 раза,
— оборот розничной торговли и платных услуг увеличился в 2,5 раза,
— посещаемость учреждений культуры выросла в 1,4 раза,
— число жителей области, подключенных к сети Интернет, кабельному телевидению, охваченных мобильной связью увеличилось в 3 раза,
— на 15 % снизился уровень преступности.

Результатом работы Правительства области стал рост доходов консолидированного бюджета в 2010 году в 2,7 раза по сравнению с 2005 годом, расходов – в 2,9 раза. Соответственно, выросла бюджетная обеспеченность среднестатистического нижегородца: в 2,8 раза (с 11,9 тыс. рублей в 2005 году до 33,3 тыс. рублей в 2010 году). Повышение эффективности бюджетных расходов достигалось, в частности, за счет сокращения расходов на содержание органов власти и местного самоуправления. Так, фонд оплаты труда госслужащих сокращен в 2010 году на 15%, текущие расходы на содержание органов государственной власти – на 25%. Численность работников органов местного самоуправления за год сократилась на 485 человек (на 25% к уровню 2009 года).

Для обеспечения доступности госуслуг для населения был создан специализированный Интернет-Портал государственных и муниципальных услуг. На данном портале представлена информация о порядке получения населением 334 услуг, включая бланки заявлений, образцы заполнения. О его востребованности говорит рост количества пользователей единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг (с 130 тыс. человек в 2007 году до 1 миллиона человек в 2010 году).
 

Дата публикации

25 апреля 2011, 17:31

Поделиться в соцсетях