Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов: «Сокращая финансовую составляющую за использование здания, мы открываем комплексы: школа — детский сад, школа — библиотека и музыкальная школа и т. п.»
|
Стенограмма интервью министра образования Сергея Наумова Вопрос: Что предпринимает областное министерство образования и науки, чтобы сохранить сельскую школу? Как в области ведется работа по профилизации российской школы? Сергей Наумов: Есть федеральная программа, которая называется «Реструктуризация сельской школы. Мы в ней участвуем, хотя в своем регионе понимаем ее несколько иначе. |
Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов |
Минобразования Нижегородской области предложило свой вариант работы, не сокращая малокомплектные школы.
С одной стороны, содержание ученика в такой школе экономически не выгодно и обходится почти в 17 раз дороже, чем содержание ученика в городе. Но с другой стороны, всем известно, что если школа в селе закрывается, село постепенно умирает и шансов на возрождение у него не остается. И поэтому региональное министерство образования предложило свою систему, которая называется «Школа-комплекс».
Сокращая финансовую составляющую за использование здания, мы открываем комплексы: школа — детский сад, школа — библиотека и музыкальная школа и т. п.
Таким образом, денег тратится меньше, а основная цель сохранить школы — достигнута. Хотя главное, даже не это. Мы должны со всей ответственностью понимать, что уровень образования на селе, к сожалению, ниже, чем в городских школах. Этому есть несколько причин, не самый высокое качество подготовки сельских учителей и необеспеченность школ необходимым инструментарием.
Чтобы поднять планку подготовки учеников в селе до городской, на мой взгляд, необходимо ввести профильные школы, отделив старшую профильную школу от начальной общеобразовательной. Пример тому — центр одаренных детей в Сормове и такие же центры нужно создавать на местах. Правда, сразу встанет проблема: как доставлять ребят в такие школы. Есть два варианта: автобус или проживание в интернате.
Оба имеют свои достоинства и недостатки, но мне больше импонирует создание интернатов. Если это будет хорошее учебное заведение, с качественной подготовкой и нормальными условиями проживания, то в них будет стоять очередь как в областной центр «Лазурный». Мы в нынешних условиях не можем обеспечить все сельские школы высококвалифицированным персоналом и всем необходимым инструментарием, а вот несколько профильных центров — сможем. И тогда можно будет с полной ответственностью сказать, что ученики сельских школ станут конкурентоспособны и смогут поступать в ВУЗы.
Например, гимназия города Семенова является профильной и работает в этом направлении уже семь лет. 60% детей, выигравших областные олимпиады, учатся в семеновской гимназии. Результаты говорят сами за себя.
В Нижнем Новгороде есть несколько профильных школ — гимназии №1 и №13, лицей № 40. Однако, по моему мнению, начальную школу следует отделить от старшей профильной. Потому что в этих учебных заведениях начальной школы фактически нет, так как идет жесткое опережающее обучение. Детям не прививается желание учиться, им даются задания, которые они не могут выполнить из-за физиологической неготовности к этому. Поэтому почти у каждого ученика в элитных школах есть репетиторы по многим предметам и возникает вопрос о том, кто является для ребенка первым учителем.
Ученик начальной школы не может овладеть таким количеством знаний, потому, что у него не хватает для этого даже элементарной логики, есть Федеральный компонент и его надо соблюдать. Ребенка в начальной школе нужно научить учиться, и поэтому региональное министерство образования будет жестко запрещать опережающее обучение.
Вопрос: Одна из примет современной российской действительности — социальное сиротство. Как в области решается эта сложная проблема?
Сергей Наумов: Есть несколько вариантов разрешения этой проблемы. 7 лет назад в области принято решение о разукрупнении детских домов. Более 2 тысяч детей-сирот находилось в интернатных учреждениях. Их собирали по 200−300 человек в детские дома и, как правило, за каждым из них было закреплено жилье в том месте, где они родились. Поэтому выпускник детского дома должен был уезжать на многие километры от того места, где он вырос и ему было трудно приспособиться к новым условиям жизни. Решение о разукрупнении детских домов привело к тому, что теперь у нас почти в каждом районе области — в54 есть небольшой детский дом. Ребенок растет на той земле, где он родился, и где есть закрепленное за ним жилье. На мой взгляд. Создание детских домов не может решить проблему сиротства, а может быть даже усугубляет ее.
Ребенок должен воспитываться в семье, именно для этого и нужно развивать другие методы решения проблемы. Во-первых, раннее усыновление. По закону первоочередное право усыновить маленького ребенка имеют российские граждане, первые полгода сведения о младенце не появляются в международном банке данных. В среднем 50% детей усыновляется российскими гражданами, 50% уезжает за рубеж. Наша главная задача создать возможность для всеобъемлющей проверки будущих родителей, чтобы ребенок попал в хорошую семью. Мы действуем строго по закону: заставляем приезжать усыновителей по два раза, и проверяем их очень строго.
В свою очередь иностранцы очень часто усыновляют больных детей (у 90% усыновленных какие-либо патологии) и в этом есть положительный момент, так как за границей есть больше возможностей их вылечить.
Есть и другие варианты сделать так, чтобы ребенок воспитывался в семье: опека (4,5 тыс. детей в Нижегородской области находятся под опекой), приемная или патронатная семья (ребенок не усыновляется, но растет в семье).
Воспитание в обычной семье детям-сиротам помогает в дальнейшем создать свою семью. Я считаю, что система детских домов пагубна. И государство и меценаты сейчас вкладывают много средств в детские дома, и там нет недостатка ни в еде, ни в одежде. Однако, в детях развивается иждивенчество, они не умеют за собой ухаживать и вырастают неприспособленными к жизни. К сожалению, пока нет возможности обойтись без детских домов, потому что есть родители, которые не выполняют свой долг.
Мы всячески способствуем адаптации детей, выпускающихся из детских домов. В прошлом году по губернаторской программе «Дети-сироты» детям, не имеющим закрепленного жилья, было выделено 154 квартиры.
Вопрос: Насколько системно в области ведется работа с одаренными детьми?
Сергей Наумов: У нас в области больше десяти лет работает программа «Одаренные дети» и во многом благодаря ей, по количеству детей, занимающих призовые места на Всероссийских олимпиадах, мы находимся на втором месте после Санкт-Петербурга.
Мы считаем, что одаренные дети — это не только дети, увлекающиеся физикой, математикой и литературой, но и танцующие, поющие, занимающиеся общественной работой. У нас есть целый блок программ, которые начинаются в школе — каждая школа имеет свою программу «Одаренные дети». А своеобразное подведение итогов происходит в областном центре «Лазурный», где дети могут пообщаться, посмотреть друг на друга, и что называется обменяться опытом.
В областном бюджете каждый год закладываются специальные средства на выполнение программы «Одаренные дети».
Помимо этого, надо сказать о том, что мы не только работаем с одаренными детьми, но и активно помогаем молодым ученым. В области разработана программа, цель которой помочь молодым талантливым людям оставаться в науке, в ВУЗах и исследовательских институтах. Вместе с нами в этом направлении трудится Академия наук, в частности, академик А.В. Гапонов-Грехов. Академия принимает активное участие в разработке программ.
К программе «Одаренные дети» относится также и олимпиада «Таланты земли нижегородской», Это когда в газетах публикуются задания, ребята на них отвечают и по их результатам отбирают детей на второй тур. Они приезжают в Нижегородский государственный университет, проходят очные испытания, призеры потом зачисляются в университет без экзаменов. Мы сознательно делали эту олимпиаду для сельских детей, чтобы у них было больше возможностей получить высшее образование.
Работает и программа стипендиальной поддержки — очень большой фонд, выделяемый губернатором, это и стипендии Разуваева, Харитона, стипендии Пушкина, стипендии губернатора, Очень большая сумма закладывается в бюджет Нижегородской области, чтобы поддержать этих ребят,
Вопрос: В реализации каких областных и федеральных программ участвует министерство
Сергей Наумов: Мы не участвуем только в одной программ, которая называется единый государственный экзамен. А во всех остальных мы участвуем — это программа реструктуризации сельской школы, «Школьный автобус, это программа профильной школы, программа «Лучшие школы России». Наша школа из Уренского района вошла в тридцатку лучших школ.
Вопрос: Как министерство решает проблему дефицита учителей в районах области
Сергей Наумов: Дефицит учителей может решить только повышение заработной платы учителей или же повышение статуса учителей, У губернатора есть предложение, с которым он неоднократно обращался в правительство- учителя должны иметь статус госллужащего. Я считаю, это абсолютно правильная позиция — ведь учитель выполняет государственную задачу. Учителю говорят чему учить и как, каждые пять лет он проходит аттестацию и если учитель желает повысить квалификацию, он обязан так же как и госслужащий проходить экзамены. Если государство хочет иметь идеологию, когда нужно сказать, кто будет воспитывать в человеке любовь к Родине, к родителям, к истории той страны, в которой он живет, сделать сегодня кроме системы образования сегодня некому.
Конечно, мы не стоим на месте. У нас есть программа «Педагогические кадры», сегодня можно сказать, что 64 процента Нижегородского педагогического университета возвращаются на село. У арзамасского педагогического института возврат гораздо больше- 96 процентов, дело в том, что арзамасский конгломерат не может «проглотить» такое количество педагогов, поэтому ребята возвращаются на село.
Сегодня можно смело говорить о том, что каких-то крупных проблем у нас с кадрами нет, Проблема, которая у нас существовала с учителями иностранного языка, в настоящее время практически решена благодаря программе «три плюс три». Несколько лет назад мы открыли в педагогических училищах специальность «иностранный язык». Три года молодежь учится в училище. Те выпускники училищ, что идут работать на село, имеют возможность бесплатно за три года получить по заочной форме высшее образование в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Таким образом, мы единственные в России, кто смог решить проблему с обеспечением школ учителями иностранного языка.
Вопрос: В каком формате в школах предполагается изучать религиоведение
Сергей Наумов: На мой взгляд, более верным было бы другое название этого предмета- основы культуры религии. Такой предмет, безусловно, нужен в условиях идеологического вакуума, Раньше в школах учили добру и справедливости, и вспоминая те годы, могу с уверенностью сказать мне было комфортно. Надо что-то дать взамен- ведь по данным госкомстата, около 10 тысяч детей в России кончают жизнь самоубийством. Это страшные цифры, и такая ситуация от бездуховности. Я не вижу ничего плохого в том, что ребенок придет к богу. Сделает ли это он сам или же ему помогут родители — не суть важно.
Не должно быть главенства какой-то религии.
Сразу хочу снять все вопросы — преподавать должен не священник, а учитель, ведь именно мы несем ответственность за воспитание детей. Предмет нужно вводить в региональный компонент.
Предмет должен работать на идеологию — ведь изучая историю религий, человек изучает и историю страны. На примере, например, Дмитрия Донского, Ушакова, Серафима Саровского дети будут учиться патриотизму, любви к своей родине.
Вопрос: Вопросам пожарной безопасности образовательных учреждений в последнее время стали уделять особое внимание, Что делается в нашем регионе, чтобы не допустить трагедий в учебных заведениях
Сергей Наумов: За прошлый год на эти цели было истрачено 68 млн., рублей — это средства областного бюджета и средства муниципальных бюджетов. В этом году только в областном бюджете предусмотрено 100 млн. рублей на реализацию данной программы.
Работать она будет следующим образом — область будет давать средства на самые затратные мероприятия — это пожарная сигнализация и система оповещения. За местным самоуправлением остаются распашные решетки, круговой проезд, пожарные лестницы, пожарные водоемы.
Вообще на эту программу предусмотрено около 260 млн., рублей, 100 млн., будут выделены в 2004 году. Это очень большой шаг, раньше еще никогда таких денег не выделялось.
Дата публикации
18 марта 2004, 12:35