Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

19 ноября 2018, понедельник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

31 мая проводится Всемирный день без табака.

31 мая проводится Всемирный день без табака.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) традиционно 31 мая проводится Всемирный день без табака. В 2003 году он проходит под девизом: «Кино и мода свободные от табака».

В настоящее время мода и кинофильмы оказались наиболее успешной средой для создания образа сигарет и представления потребления табака как нормального поведения. Сигарета как таковая не имеет индивидуальности, не характеризует социальный класс или эмоциональное состояние. Но, находясь в руке звезды с «голубого» экрана, она становится мощным символом. Манера современных героев говорить, одежда которую они носят, то, что они едят и пьют, очень влияет на общественное поведение и предпочтения, особенно среди молодежи.

ВОЗ призывает индустрию развлечений, в особенности мир кинофильмов и моды прекратить пропагандировать табачные изделия, которые убивают каждого второго своего потребителя и заняться пропагандой свободного от табака общества.

По данным ВОЗ известно более 25 заболеваний, которые развиваются, либо их лечение ухудшается под влиянием курения (сердечно-сосудистые, легочные и онкологические заболевания).

В Российской Федерации распространенность курения является одной из самых высоких в мире — курят около 50% мужчин и 20% женщин. Растет количество курящих детей и подростков. В старших классах курят 40% мальчиков и 30% девочек. Самыми «курящими» местами в России является Мурманская область, Краснодарский край и Калининград. А в Москве и Санкт-Петербурге — показатели не самые высокие.

Табачные компании давно поняли огромный потенциал мира моды и кино для воздействия на публику. Размещение изделия в нынешних наиболее успешных кинофильмах и телевизионных программах является недорогим способом сделать его узнаваемым в национальном масштабе, укрепить имидж корпорации и получить возможность продвижения товара. Табачные компании регулярно предоставляют сигареты, подарки, услуги или наличные деньги в обмен на размещение их изделий в фильмах. Marlboro, марка №1 фирмы Филипп Моррис, была показана не менее чем в 28 высокорейтинговых фильмах Голливуда в течение последних десяти лет — рекорд, не превзойденный даже большинством тех звезд Голливуда, которые в наибольшей степени гарантируют успех фильма.

В ходе проведенного в США исследования было обнаружено, что некурящие подростки, чьи люби-мые звезды часто курят на экране, в шестнадцать раз чаще позитивно относятся к курению в будущем. Голливуд далеко не единственный в размещении табачных изделий на экране. Bollywood, расположенный в Мумбае, Индия, является самым большим в мире кинопроизводством, выпуская ежегодно более 800 фильмов. Изучение подборки из 395 индийских фильмов, снятых в 1991—2002 годы, показало, что в 76,5% из них были сцены с табаком.

В мире моды также часто практикуется размещение табачных изделий. Табачные компании используют имена наиболее известных дизайнеров и красивые узнаваемые лица моделей, чтобы продать свои изделия. Они спонсируют демонстрации мод и конкурсы дизайнеров, стремящихся получить известность и доверие. Первоначально направленные в основном на женщин, эти рекламные действия в последнее время изменились, чтобы охватить молодых людей обоих полов. Помимо размещения рекламных материалов в журналах мод, табачные компании раскручивают свои собственные марки одежды и спонсируют связанные с модой мероприятия, в последнее время делая это в местах встреч молодежи, таких как ночные клубы.

Ожидается, что в мае 2003 года 192 государства, являющихся членами ВОЗ, одобрят соглашение, разрабатываемое ими в течение прошлых пяти лет.

Рамочная конвенция по борьбе против табака (РКБТ), первая попытка ВОЗ по созданию международного договора, установит общие правила, регулирующие, в том числе, маркетинг, рекламу, продвижение и спонсорство табачных изделий.

ВОЗ считает, что табачная эпидемия, которая в настоящее время убивает приблизительно 5 миллионов человек в год, является болезнью, распространяемой посредством рекламы. В 2002 году ВОЗ призвала положить конец использованию табачной индустрией спортивных состязаний. Своим решением призвать к подобному запрету и в отношении фильмов и моды РКБТ призывает проявить международное внимание и ответственность по поводу пропаганды табакокурения.

В ряде стран, включая Францию, Австралию, Новую Зеландию и США, модели, международные шоу и всемирно известные журналы мод уже стали свободными от табака, отказавшись от спонсорства, рекламы, пропаганды и потребления табака.

Курить не модно в цивилизованных странах, ибо никогда отравляющие продукты не могут стать модой.

В России, также как и во многих странах мира, широко рекламируется курение известных и выдающихся деятелей кино и театра. Их фотографии с сигаретой демонстрируются на страницах газет и журналов с целью внушения людям, что курение — это обычное состояние человека, даже успешного. Мы практически не видим фильмов, новых сериалов, в которых бы не содержались сцены курения.

В то же время мы имеем множество примеров отрицательного отношения к табаку, однако эти факты не пропагандируются.

Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин не курит. Премьер министр М.М. Касьянов бросил курить, что является хорошим примером. И наверняка, в любой территории есть известные, знаменитые люди — не курящие или бросившие курить, которые могут быть позитивным примером для подражания.

Медицинские работники Нижегородской области и г. Н. Новгорода ежегодно принимают участие в мероприятиях «Всемирного дня без табака».

В этом году, в рамках Всемирного дня без табака — планируется проведение информационной и разъяснительной работы с населением в форме лекций, бесед, «круглых столов», «вечеров вопросов и ответов» с участием известных некурящих местных знаменитостей и общественных деятелей, чтобы рассказать, что кино и мода должны быть свободными от табака. Стоматологи, дерматологи, работники косметических салонов (кабинетов) и парикмахеры смогут сделать комментарии о воздействии табака на зубы, кожу и волосы. В местных кинотеатрах (домах культуры, клубах) районов области во Всемирный день без табака будет организован показ свободных от табака фильмов.

Министерство здравоохранения Нижегородской области предлагает и Нижегородским средствам массовой информации принять посильное участие в этой Всемирной акции.

Контактный тел. 35−08−52

Дата публикации

28 мая 2003, 17:05