Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

30 ноября 2021, Вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Нижегородской области на 2022 год

Раздел 1.
Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

В Нижегородской области расположено 3615 объектов культурного наследия, в том числе 1263 - федерального значения, 2319 регионального значения, 33 местного значения.
Большую часть ОКН составляют здания и сооружения, в том числе более 300 многоквартирных домов, и памятники археологии – 946.
Также имеются ОКН – могилы и кладбища (180), монументы (27), парки, съезды, пруды, достопримечательные места, связанные со старообрядчеством и др.
Выявленных объектов культурного наследия – 31, в том числе 782 – объекты археологического наследия.
В соответствии с п.4.1 ст.9.2, ст. 11, ч.2 ст.33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), п. 3 ст. 6 Закона Нижегородской области от 02.02.2016 № 14-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области», Положением об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.02.2006 № 25, управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее − Управление) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Нижегородской области на 2022 год (далее – Программа) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990.
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению контролируемыми лицами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
К контролируемым лицам при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся собственниками (пользователями) объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, их частей или помещений в них, расположенных на территории Нижегородской области.
За период с 1 января 2021 года по 1 октября 2021 Управлением в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проведено 49 проверок, по результатам которых выявлено 40 нарушений требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Нижегородской области (далее – обязательные требования), составлено 40 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ, выдано 40 предписаний об устранении выявленных нарушений.
В отношении 255 объектов культурного наследия регионального значения проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими и физическими лицами.
По результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия составляются акты визуального осмотра, выясняются правообладатели объектов и помещений в них, собирается необходимая информация, оценивается техническое состояние, в целях недопущения нарушений требований действующего законодательства выдаются предостережения, при выявлении признаков административных правонарушений проводятся проверки и применяются меры правового воздействия. По итогам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения выявлено 29 фактов нарушений законодательства по результатам которых составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.7.13, 7.14 КоАП РФ.
В настоящее время вынесено 55 постановлений о наложении наказаний, 14 протоколов в настоящее время находятся на рассмотрении в судах.
Кроме того, в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, при наличии у Управления сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред объектам культурного наследия, Управление объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. В 2021 году Управлением объявлено 121 предостережение в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора).
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям и предотвращению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, снижению административной нагрузки на подконтрольные субъекты и формированию модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
На официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Государственный контроль (надзор)», в подразделе «Профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям» (https://government-nnov.ru/?id=237157) размещаются планы-графики проведения профилактических мероприятий на очередной год, ежегодное обобщение правоприменительной практики, ежегодный доклад об итогах выполнения ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, в подразделе «Публичное обсуждение правоприменительной практики» (https://government-nnov.ru/?id=213691) размещается информация о проведении публичных обсуждений правоприменительной практики по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и ежеквартальные итоги проведения указанных мероприятий.
Кроме того, на сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» действует раздел «Проверь себя!» (https://government-nnov.ru/?id=271441), на котором с целью предоставления возможности проведения самоконтроля в области соблюдения требований содержания и использования объектов культурного наследия подконтрольные субъекты получают быстрый доступ к сервису «Электронный инспектор».
Исходя из практики проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) ненадлежащее содержание объекта культурного наследия (невыполнение требований ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ;
2) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
3) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
4) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
5) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
6) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что собственники или иные законные владельцы и/или фактические пользователи объектов культурного наследия либо осуществляющие проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее – подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В этой связи Управлением организованы мероприятия по проведению публичных обсуждений правоприменительной практики, на которые приглашаются все заинтересованные подконтрольные субъекты – юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, а также представители организаций, осуществляющих деятельность по реставрации объектов культурного наследия, лица, аттестованные министерством культуры Российской Федерации на право проведения государственной историко-культурной экспертизы. Указанные мероприятия проводятся в форме заседания коллегии, на которой сотрудники Управления выступают с докладами по проблемным вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2021 году указанные заседания состоялись ежеквартально согласно установленному графику.
Благодаря проводимой профилактической работе в течение 2021 года, в том числе по разъяснению норм действующего законодательства, повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, новеллах законодательства и практике правоприменения, что влечет за собой снижение фактов выявления правонарушений со стороны собственников и пользователей объектов культурного наследия, а, следовательно, уменьшает необходимость применения мер административного реагирования со стороны Управления как органа государственного надзора, что в конечном итоге снижает административную нагрузку на бизнес.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Раздел 2.
Цели и задачи реализации Программы
Профилактическая работа в Управлении представляет собой системно организованную деятельность по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предотвращение рисков причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- повышение прозрачности деятельности Управления при осуществлении государственного надзора;
Для достижения поставленных целей настоящей программы необходимо решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
- оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
- проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
- повышение квалификации сотрудников Управления, уполномоченных на осуществление государственного надзора;
- создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Раздел 3.
Перечень профилактических мероприятий, сроки и
периодичность их проведения

№ п/п Наименование мероприятия Срок выполнения мероприятия Ответственный
за исполнение
1 2 3 4
1. Информирование в течение 15 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений Отдел государственного надзора и правовой работы
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - отдел госконтроля Управления);
Сектор государственной охраны и надзора по объектам культурного (археологического) наследия отдела государственной охраны и учета объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - сектор археологии Управления).
2. Обобщение правоприменительной практики
не позднее 1 марта года, следующего за отчетным Отдел госконтроля Управления.
Сектор археологии Управления.
3. Объявление предостережения не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1
статьи 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Отдел госконтроля Управления.
Сектор археологии Управления.
4. Консультирование:
- по телефону;
- посредством видео-конференц-связи;
- на личном приеме;
- в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований.
По вопросам, предусмотренным подпунктами 1, 3, осуществляется письменное консультирование.
ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 10:00 до 16:00, перерыв с 13:00 до 13:48 Отдел госконтроля Управления.
Сектор археологии Управления.
5. Профилактический визит Постоянно с обязательным уведомлением подконтрольного субъекта не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении подконтрольных лиц, у которых впервые возникло право собственности или иное вещное право на объект контроля не позднее, чем в течение одного года со дня поступления в Управление информации о внесении записи о смене собственника или пользователя объекта контроля (его части) в Единый государственный реестр недвижимости.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого и значительного риска – 1 раз в год.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска – 1 раз в 2 года. Отдел госконтроля Управления.
Сектор археологии Управления.
6. Самообследование Постоянно в автоматизированном режиме с использованием сервиса «Электронный инспектор» в сети «Интернет» Отдел госконтроля Управления.
Сектор археологии Управления.

Раздел 4.
Показатели результативности и эффективности
Программы профилактики

Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- результативность деятельности Управления;
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе мероприятий по контролю;
- понятность обязательных требований контролируемым лицам;
- вовлечение контролируемых лиц во взаимодействие с Управлением, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий;
- количество консультаций, оказанных контролируемым лицам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, количество обобщений практики осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», количество объявленных предостережений и проведенных профилактических визитов.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы профилактики по следующим целевым показателям:
- полнота информации, размещенной на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- отношение количества проведенных профилактических мероприятий без нарушений требований Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к общему количеству проведенных профилактических мероприятий;
- общее количество проведенных профилактических мероприятий.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Управлением.

Целевые показатели реализации настоящей программы:
№ п/п Наименование показателя Целевое значение показателя
1. Полнота информации, размещенной на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 100 %
2. Отношение количества проведенных профилактических мероприятий без нарушений требований Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к общему количеству проведенных профилактических мероприятий 100 %
3. Общее количество проведенных профилактических мероприятий 30

Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы.
Отклонение фактического значения одного из показателей от целевого значения более чем на 20 % в сторону уменьшения, свидетельствует о низкой эффективности программы профилактики и требует корректировки программы в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий.

Дата публикации

17 ноября 2021, 18:19

Поделиться в соцсетях