Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

13 июня 2021, Воскресенье

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

ДОКЛАД

Утверждено
руководитель управления
государственной охраны объектов
культурного наследия Нижегородской области



__________________________/Меламед Г. В./
м.п.
«20» февраля 2020 г.


ДОКЛАД
управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
об итогах выполнения ведомственной программы
профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям за 2019 год

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь положениями Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 марта 2018 г. № 2, управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее — Управление) в 2019 году проведена работа по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Приказом Управления от 24.06.2019 № 169 утверждена ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия на 2019 г. и плановый период 2020—2021 гг. (далее — Программа).
Цели программы:
— предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
— предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
— создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
— устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных законодательством в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
— снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
— формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Мероприятия Программы предусматривают комплекс мер по предотвращению (снижению) нарушений законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, с указанием конкретного перечня мероприятий, подлежащих реализации в 2019 г. и плановом периоде 2020−2021 гг.:
1) размещение на официальном сайте Управления перечня правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального и регионального государственного надзора (https://government-nnov.ru/?id=200685);
2) информирование граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, проведение публичных мероприятий, разъяснительная и консультационная работа, подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований, в случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение соответствующих комментариев, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
3) регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления Управлением федерального и регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Управления соответствующих обобщений (https://government-nnov.ru/?id=248759);
4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
5) разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора) (https://government-nnov.ru/?id=217640).

Об изменении ситуации с соблюдением обязательных требований в зависимости от реализуемых профилактических мер.
В 2019 году Управлением организованы мероприятия по проведению публичных обсуждений правоприменительной практики, на которые приглашаются все заинтересованные подконтрольные субъекты — юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, а также представители организаций, осуществляющих деятельность по реставрации объектов культурного наследия, лица, аттестованные министерством культуры Российской Федерации на право проведения государственной историко-культурной экспертизы. Указанные мероприятия проводятся в форме заседания коллегии, на которой сотрудники Управления выступают с докладами по проблемным вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2019 году указанные заседания проведены ежеквартально согласно установленному графику:
20.03.2019
23.05.2019
25.09.2019
20.12.2019
На заседаниях рассмотрены следующие вопросы в сфере государственной охраны объектов культурного наследия:
— Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
— Отчет о деятельности Управления за 2018 год.
— Ограничения, действующие в защитных зонах объектов культурного наследия.
—  Типичные нарушения законодательства в области охраны ОКН.
— Правила проведения земляных работ в границах объектов культурного (археологического) наследия и вне границ объектов археологии.
— Типичные правонарушения законодательства в области охраны объектов культурного (археологического) наследия.
— О порядке переноса работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, являющихся объектами культурного наследия, на более ранние сроки в случае необходимости.
— О порядке размещения вывесок и информации на объектах культурного наследия.
Благодаря проводимой профилактической работе в 2019 году по разъяснению норм действующего законодательства повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, новеллах законодательства и практике правоприменения, что влечет за собой снижение фактов выявления правонарушений со стороны собственников и пользователей объектов культурного наследия, а, следовательно, уменьшает необходимость применения мер административного реагирования со стороны Управления как органа государственного надзора, что в конечном итоге снижает административную нагрузку на бизнес.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия посредством организации и проведения проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее — систематическое наблюдение).
Во исполнение решений рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» в 2019 году Управлением в целях снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес уменьшено количество проведенных внеплановых проверок и увеличено количество иных контрольно-надзорных мероприятий (мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению), предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
В отчетном периоде управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее — Управление) проведено 89 проверок, в том числе 6 плановых, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — собственников и пользователей объектов культурного наследия.
45 внеплановых проверок проведены в связи с истечением сроков ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Составлено 70 протоколов об административных правонарушениях, выдано 70 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Необходимо отметить, что в 2019 году произошло уменьшение доли внеплановых проверок по сравнению с 2018 годом в среднем на 4%, поскольку увеличилось количество иных контрольно-надзорных мероприятий (мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению), предусмотренных ст. 8.2, 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Так, в 2019 году в отношении 314 объектов культурного наследия проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, что на 20% больше по сравнению с 2018 годом. По итогам указанных мероприятий выявлено 40 случаев возможного нарушения обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, по которым приняты меры в виде выдачи предостережений о недопустимости нарушения действующего законодательства.
В целом предостережения являются эффективной мерой воздействия в отношении подконтрольных субъектов и позволяют предупредить угрозу причинения вреда объектам культурного наследия.

О динамике объема ущерба в подконтрольной сфере
за отчетный период и влиянии на его уровень проведенных профилактических мероприятий.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.
Причины и условий совершения правонарушений:
1) высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательных требований по сравнению с возможной ответственностью за его несоблюдение;
2) отсутствие у поднадзорных субъектов понимания прямой связи несоблюдения обязательных требований с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности.
По итогам 2019 года выявленный ущерб объектам культурного наследия выразился в частичной утрате их исторической и культурной ценности, либо угрозе ее утраты в связи с нарушением процедур, установленных требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время действующим законодательством не определена методика оценки материального ущерба объектам культурного наследия, а также критериев отнесения выявленных нарушений обязательных требований к случаям причинения вреда;
6) создание интерактивных сервисов, обеспечивающих, взаимодействие с подконтрольными субъектами (Управлением направлена соответствующая заявка в министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области о разработке и внедрении интерактивных проверочных сценариев на соответствие обязательным требованиям, предъявляемым в рамках регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия на территории Нижегородской области на портале Самопроверка. рф).

О достижении целевых показателей.
Итоги профилактической работы Управления за 2019 г. показали, что количество профилактических мероприятий выросло на 12,7% по сравнению с 2018 г., количество участников профилактических мероприятий возросло на 27,7%.
Доля внеплановых проверок сократилась по сравнению с 2018 годом в среднем на 4%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все поставленные в Программе профилактики нарушений задачи на 2019 г. выполнены.
Своевременность исполнения намеченных на 2019 г. мероприятий по профилактике нарушений позволила сократить количество нарушений по несоблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Действия и решения должностных лиц Управления, осуществляющих контроль в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, в административном порядке не обжаловались.
В 2019 году зафиксировано 14 случаев обжалования результатов проведения внеплановых проверок. В частности, обжалуются вынесенные постановления и предписания в отношении Домоуправляющих организаций по обслуживанию и надлежащему содержанию многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Однако, требования ДУК не удовлетворены.
Также зафиксировано два случая принятия судом решений по составленным Управлением протоколам о невиновности лиц и освобождении от административной ответственности по причине признания вмененного нарушения о невыполнении ДУК работ по ремонту ОКН работами капитального характера и отсутствия обязанности ДУК к их проведению.
В остальных случаях результаты проведения мероприятий по контролю юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не оспаривались.
Целевые показатели реализации ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2019 г. и плановый период 2020—2021 гг. утверждены в соответствии с приказом Управления от 24.06.2019 № 269.
Показатель «Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия» соответствует установленному и составляет 56%.
Показатель «Количество утвержденных охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр» равен 100, что также соответствует утвержденным плановым показателям.

Выводы об эффективности профилактической деятельности контрольно-надзорного органа и направлениях профилактической работы на последующие периоды.
На основании достигнутых значений количественных и качественных показателей по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы, установленных на соответствующий календарный год можно сделать вывод, что проведенная Управлением в 2019 г. работа по профилактике нарушений обязательных требований оценивается как эффективная.
Приказом Управления от 25.12.2019 № 396 утверждена ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг., основными задачами которой в 2020 году являются:
1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
2) предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
3) повышение прозрачности деятельности Управления при осуществлении государственного надзора;
4) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
5) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
6) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
7) мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
8) оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
9) проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
10) сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
11) повышение квалификации сотрудников Управления, уполномоченных на осуществление государственного надзора;
12) создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Скачать документ

Дата публикации

16 апреля 2020, 18:00

Поделиться в соцсетях