Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

1 декабря 2020, Вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

ОБЗОР

ОБЗОР

правоприменительной практики

по итогам осуществления государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия Нижегородской области за 2019 год

1. Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий

1.1. В отчетном периоде управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее — Управление) проведено 89 проверок, в том числе 6 плановых, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — собственников и пользователей объектов культурного наследия.

45 внеплановых проверок проведены в связи с истечением сроков ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Составлено 70 протоколов об административных правонарушениях, выдано 70 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В отношении 314 объектов культурного наследия проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия составляются акты визуального осмотра, выясняются правообладатели объектов и помещений в них, собирается необходимая информация, оценивается техническое состояние, при выявлении признаков административных правонарушений проводятся проверки и применяются меры правового воздействия.

Общая сумма административных штрафов за 2019 год составляет 2970 тыс. рублей.

1.2. В отчетном периоде Управлением проведено 39 мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, по итогам 15 мероприятий выявлены нарушения обязательных требований, организованы внеплановые проверки юридических лиц.

2.Работа по профилактике нарушений обязательных требований

В отчетном периоде в целях профилактики нарушений обязательных требований:

1) утверждена «Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг.»

2) на официальном сайте Управления размещен перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, а также тексты данных правовых актов. Ведется работа по актуализации указанного перечня и текстов;

3) на официальном сайте Управления размещены методические материалы по соблюдению обязательных требований при использовании объектов культурного наследия;

4) в целях информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в отчетном периоде проведено два публичных обсуждения правоприменительной практики, информация о которых также размещена на официальном сайте.

Кроме того, в ходе проверок сотрудниками Управления осуществляется консультирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что собственники или иные законные владельцы и/или фактические пользователи объектов культурного наследия либо осуществляющие проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее — подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.

В этой связи Управлением организованы мероприятия по проведению публичных обсуждений правоприменительной практики, на которые приглашаются все заинтересованные подконтрольные субъекты — юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, а также представители организаций, осуществляющих деятельность по реставрации объектов культурного наследия, лица, аттестованные министерством культуры Российской Федерации на право проведения государственной историко-культурной экспертизы. Указанные мероприятия проводятся в форме заседания коллегии, на которой сотрудники Управления выступают с докладами по проблемным вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2019 году указанные заседания состоялись ежеквартально согласно установленному графику:

20.03.2019

23.05.2019

25.09.2019

20.12.2019

На заседаниях рассмотрены следующие вопросы в сфере государственной охраны объектов культурного наследия:

— Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

— Отчет о деятельности Управления за 2018 год.

— Ограничения, действующие в защитных зонах объектов культурного наследия.

—  Типичные нарушения законодательства в области охраны ОКН.

— Правила проведения земляных работ в границах объектов культурного (археологического) наследия и вне границ объектов археологии.

— Типичные правонарушения законодательства в области охраны объектов культурного (археологического) наследия.

— О порядке переноса работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, являющихся объектами культурного наследия, на более ранние сроки в случае необходимости.

— О порядке размещения вывесок и информации на объектах культурного наследия.

Благодаря проводимой профилактической работе в 2019 году по разъяснению норм действующего законодательства повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, новеллах законодательства и практике правоприменения, что влечет за собой снижение фактов выявления правонарушений со стороны собственников и пользователей объектов культурного наследия, а, следовательно, уменьшает необходимость применения мер административного реагирования со стороны Управления как органа государственного надзора, что в конечном итоге снижает административную нагрузку на бизнес.

3. Сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях и основные (типовые) причины и условия их совершения

Сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях представлены
в таблице 1. Сведения об основных (типовых) причинах и условиях совершения нарушений приведены в пункте 5.1 и таблице 1 настоящего обзора.

4. Административная практика

В отчетном периоде составлено 70 протоколов об административных правонарушениях.

В отношении юридических лиц составлен 51 протокол, в отношении должностных лиц составлено 15 протоколов, в отношении индивидуальных предпринимателей составлено 4 протокола.

По результатам рассмотрения административных дел в судах вынесено 42 постановления о наложении административных наказаний.

В настоящее время в судах общей юрисдикции на рассмотрении находятся 28 протоколов об административных правонарушениях.

5. Результаты обобщения правоприменительной практики

5.1. Практика проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

По результатам проверок, проведенных в отчетном периоде, можно отметить, что сохраняется высокий процент проверок с нарушениями, в том числе выявляется неисполнение предписаний.

Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;

2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;

3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);

4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;

5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.

Причины и условий совершения правонарушений:

1) высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательных требований по сравнению с возможной ответственностью за его несоблюдение;

2) отсутствие у поднадзорных субъектов понимания прямой связи несоблюдения обязательных требований с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности.

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ

типовых нарушений обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия

№ п/п

Описание нарушения

Положения НПА, требования которых нарушены

Предусмотренная законодательством Российской Федерации ответственность, за нарушение обязательных требований

Количество нарушений, выявленных за 2019 год

Дата (квартал, год) когда нарушение приняло типовой характер

Степень риска причинения вреда

Степень тяжести негативных последствий

I. Несоблюдение собственником (пользователем) объекта культурного наследия требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, в т. ч.:

1.

Не проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ

ст. 47.1, п. 1, п. 2 ст. 47.2, п. 1 ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ — нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

9

2019

высокая

тяжкая

2.

Несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие собственником (пользователем) мер по предотвращению дальнейшего его разрушения

пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ — нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

2

------------

высокая

тяжкая

3.

Проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

(размещение кондиционеров, вывесок и пр.)

пп. 2и пп. 3
п. 1 ст. 47.3

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ — нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

3

---------

высокая

тяжкая

4.

Размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия или нарушение условий ее размещения в случае, если таковое допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п. 1 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ —нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

3

------------

высокая

тяжкая

II. Проведение работ на объекте культурного наследия с нарушением установленного порядка

1.

проведение работ
по сохранению объекта культурного без разрешения и согласования органов охраны объектов культурного наследия

п. 1 ст. 45
Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.14 КоАП РФ — организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

ст. 7.14.1 КоАП РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

ст. 243 УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

5

----------

высокая

тяжкая

III. Не принятие мер по обеспечению сохранности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1.

проведение строительных
и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия

п. 3 ст. 36

Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации»

ст. 7.13. КоАП РФ — нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

ст. 7.14.1 КоАП РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

ст. 243 УК РФ — уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

6

------------

высокая

тяжкая

IV. Нарушения в области порядка осуществления государственного контроля (надзора)

1.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

п. 2 ст. 25Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

часть 18 статьи 19.5
КоАП РФ
 — невыполнение
в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор
за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия;

часть 19 статьи 19.5
КоАП РФ
- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18данной статьи

42

2019

высокая

тяжкая

Дата публикации

20 января 2020, 18:30

Поделиться в соцсетях