Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

25 февраля 2021, Четверг

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг..

25.12.2019

396

Об утверждении ведомственной программы

профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказываю:

  • Утвердить прилагаемую ведомственную программу профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг. согласно приложению к настоящему приказу.
  • Начальнику отдела государственного контроля и правовой работы Управления (Лебедевой П.А.) обеспечить размещение утвержденной ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг. на странице Управления официального сайта Правительства Нижегородской области в сети Интернет.
  • Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Г. В. Меламед

утверждена

приказом

управления государственной охраны

объектов культурного наследия

Нижегородской области

от «25» декабря 2019 года № 396

Ведомственная программа

профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям

управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области

федеральный и региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия,

находящихся на территории Нижегородской области

на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг.

I. Паспорт программы

Наименование программы

Ведомственная Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 г. и плановый период 2021—2022 гг.

Правовое

основание

разработки

программы

Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям

Разработчик программы

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области

Цели

программы

— предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;

— устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных законодательством в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачи

программы

— выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

— устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и нарушению обязательных требований;

— установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;

— определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;

— повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;

— создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

— повышение квалификации кадрового состава управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

— формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы.

Сроки и этапы реализации программы

Настоящая программа рассчитана на три года с 2020 по 2022 годы и реализуется в два этапа:

1 этап: 2020 год;

2 этап: 2021—2022 годы.

Источники финансирования

Бюджет Нижегородской области, Федеральный бюджет (субвенция на исполнение переданных полномочий Российской Федерации)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

— снижение рисков причинения вреда в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов — развитие системы профилактических мероприятий управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

— внедрение различных способов профилактики;

— разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

— разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов;

— обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области;

— повышение прозрачности деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области ;

— уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектов;

— повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

— обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами;

— мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.

Структура программы

Единая ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области мероприятий по осуществлению федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, находящихся на территории Нижегородской области

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

В Нижегородской области расположено 3545 ОКН, в том числе 1262 ОКН федерального значения, 2250 ОКН регионального значения, 33 ОКН местного значения.

Большую часть ОКН составляют здания и сооружения, в том числе более 300 многоквартирных домов, и памятники археологии — 946.

Также имеются ОКН — могилы и кладбища (180), монументы (27), парки, съезды, пруды, достопримечательные места, связанные со старообрядчеством и др.

Выявленных ОКН — 684, в том числе 610 — объекты археологического наследия.

По состоянию на 01.12.2019 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет 61% (2180 объектов).

1. За период с 01.01.2019 по 01.12.2019 управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее — Управление) проведено 89 проверок, в том числе 6 плановых, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — собственников и пользователей объектов культурного наследия.

Составлено 70 протоколов об административных правонарушениях:

— 33 протокола по ч.1 ст. 7.13. КоАП РФ (Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)

 — 13 протоколов по ст. 7.14 КоАП РФ (Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия)

— 24 протокола по ч. 18 ст. 19.5. КоАП РФ (Невыполнение в установленный срок законного предписания органа уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия)

— 9 протоколов по ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок).

Выдано 70 предписания об устранении выявленных нарушений.

В отношении 314 объектов культурного наследия проведены контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с юридическими и физическими лицами.

По результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия составляются акты визуального осмотра, выясняются правообладатели объектов и помещений в них, собирается необходимая информация, оценивается техническое состояние, при выявлении признаков административных правонарушений проводятся проверки и применяются меры правового воздействия.

Общая сумма административных штрафов за 2019 год составляет 2970 тыс. рублей.

Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) не проведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;

2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;

3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);

4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;

5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.

Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что собственники или иные законные владельцы и/или фактические пользователи объектов культурного наследия либо осуществляющие проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее — подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.

В этой связи Управлением организованы мероприятия по проведению публичных обсуждений правоприменительной практики, на которые приглашаются все заинтересованные подконтрольные субъекты — юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, а также представители организаций, осуществляющих деятельность по реставрации объектов культурного наследия, лица, аттестованные министерством культуры Российской Федерации на право проведения государственной историко-культурной экспертизы. Указанные мероприятия проводятся в форме заседания коллегии, на которой сотрудники Управления выступают с докладами по проблемным вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2019 году указанные заседания состоялись ежеквартально согласно установленному графику.

Благодаря проводимой профилактической работе в 2019 году по разъяснению норм действующего законодательства повышается уровень информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, новеллах законодательства и практике правоприменения, что влечет за собой снижение фактов выявления правонарушений со стороны собственников и пользователей объектов культурного наследия, а, следовательно, уменьшает необходимость применения мер административного реагирования со стороны Управления как органа государственного надзора, что в конечном итоге снижает административную нагрузку на бизнес.

В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ), подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.

Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ. При этом, указанным федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.

С учетом данных обстоятельств, при осуществлении государственного надзора не представляется возможным определить более-менее постоянный перечень подконтрольных субъектов и вести их учет. Указанные обстоятельства также затрудняют эффективность профилактической работы в части проведения разъяснительной работы и информирования подконтрольных субъектов.

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы

Целями реализации настоящей программы являются:

1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);

2) предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

3) повышение прозрачности деятельности Управления при осуществлении государственного надзора;

4) формирование моделей социально-ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.

Для достижения поставленных целей настоящей программы необходимо решение следующих задач:

1) выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

3) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;

4) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;

5) мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;

6) оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);

7) проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);

8) сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм
и интенсивности профилактических мероприятий;

9) повышение квалификации сотрудников Управления, уполномоченных на осуществление государственного надзора;

10) создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Целевые показатели реализации настоящей программы:

Наименование показателя

Методика расчета значения показателя

Источник информации для определения значения показателя

Целевые значения

2020

2021

2022

2

3

4

5

6

7

доля объектов культурного наследия, находящихся
в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия

ОКН уд% = (ОКН уд) / ОКН общ х 100%, где

ОКН уд% - значение показателя;

ОКН уд — количество объектов культурного наследия, находящихся

в удовлетворительном состоянии, находящихся на территории Нижегородской области;

ОКН общ — общее количество объектов культурного наследия, находящихся

на территории Нижегородской

области

1. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр);

2. мониторинг данных
об объектах культурного наследия

63%

65%

67%

количество утвержденных охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного
в Реестр

абсолютное значение количества охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного

в реестр, заключенных
в отчетном периоде

Страница Управления на сайте Правительства Нижегородской области в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

100%

100%

100%

Раздел 3. Программные мероприятия

Программой определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей программы.

Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также с учетом рекомендаций Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа надзорной и контрольной деятельности» от 27.03.2018 № 2, и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:

1) размещение на официальном сайте Управления перечня правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального и регионального государственного надзора;

2) информирование граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, проведение публичных мероприятий, разъяснительная и консультационная работа, подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований, в случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение соответствующих комментариев, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления Управлением федерального и регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Управления соответствующих обобщений;

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

5) разработка и ведение перечней обязательных требований и размещение их на официальном сайте Управления;

6) разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора);

7) создание интерактивных сервисов, обеспечивающих, взаимодействие с подконтрольными субъектами.

Предусмотренные частью 4 статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ специфические профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящей программе не определены, так как для осуществляемого Управлением государственного надзора федеральным и областным законодательством такие мероприятия не предусмотрены.

План-график проведения программных мероприятий с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей и ожидаемого результата в соответствии с поставленным целями приведен в Приложении 1 к настоящей программе.

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

Реализация программы в течение всего срока ее действия осуществляется Управлением за счет средств бюджета Нижегородской области, выделяемых на обеспечение деятельности Управления и за счет средств субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.

Раздел 5. Механизм реализации программы

Руководителем профилактической программы является начальник отдела государственного надзора и правовой работы Управления.

Руководитель профилактической программы осуществляет:

1) руководство деятельностью должностных лиц Управления области ответственных за реализацию программных мероприятий;

2) подготавливает доклады о ходе реализации профилактической программы;

3) организует ежеквартальную отчетность о реализации профилактической программы;

4) осуществляет подготовку предложений по формированию программных мероприятий на следующий год;

5) организует разработку перечня целевых индикаторов программы и показателе мониторинга реализации программных мероприятий;

6) организует проведение мониторинга реализации профилактической программы.

Раздел 6. Оценка эффективности программы

Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы, установленных на соответствующий календарный год согласно приложению 1 к настоящей программе, определяемых по следующей формуле:

* 100%, где

Пi = характеристика достижения соответствующего целевого показателя, %;

Пi факт = фактическое значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.;

Пi утв. = утвержденное программой значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.

Критерии оценки характеристик достижения целевых показателей

Характеристика показателя

Уровень реализации программы

Корректировка программы

< 80%

высокий

не требуется

> 80%, но < 60%

средний

требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий

> 60%

низкий


Дата публикации

20 января 2020, 11:14

Поделиться в соцсетях