Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

17 февраля 2020, Понедельник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Выступление по реформе контрольно-надзорной деятельности

Слайд 1- титульный лист

О реформе контрольно-надзорной деятельности

Слайд 2

В настоящее время осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности, целью которой является максимальная защита охраняемых законом ценностей (недопущение ущерба) при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес.

Достичь этого планируется, прежде всего, с помощью

  • внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность;
  • пересмотра системы обязательных требований к бизнесу — применением «регуляторной гильотины»;
  • профилактики нарушения бизнесом обязательных требований.
Слайд 3

Риск-ориентированный подход означает, что контрольно-надзорные мероприятия должны быть сосредоточены на субъектах и объектах с высоким уровнем риска — там, где возможен наибольший ущерб или предприниматели регулярно нарушают законодательство. Объекты с низкой категорией риска, добросовестные предприниматели полностью освобождаются от плановых контрольных мероприятий.

Слайд 4

Сейчас риск-ориентированный подход применяется в отношении федерального контроля и внедряется в отдельных видах регионального контроля.

Перечень и количество этих видов определяется регионами самостоятельно, хотя и существует федеральное целевое значение — по 30% региональных видов контроля должен быть внедрен риск-ориентированный подход или полностью отменены плановые проверки.

В Нижегородской области это целевое значение перевыполнено. Из 19 видов контроля (надзора) риск-ориентированный подход применяется по 9 видам контроля, в том числе в отношении

  • жилищного надзора и
  • лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению жилыми домами. Еще по 2 видам контроля отменены плановые проверки.

Ведется работа по внедрению риск-ориентированности в отношении контроля за легковыми такси.

В муниципальном контроле, в т. ч. жилищном, риск-ориентированный подход пока не вводится.

Слайд 5

Второе направление реформы — применение «регуляторной гильотины».

Она означает пересмотр всех действующих обязательных требований к бизнесу, их оценку с точки зрения современных реалий. Если нормы законодательства соответствуют современному экономическому, техническому и технологическому уровню развития, то они остаются. Если нет — отменяются или изменяются. Так, например, отменяются многие нормы законов, принятые еще во времена СССР; будут отменены многие абсурдные требования.

К 1 января 2021 года все нормы федерального законодательства, устанавливающие обязательные требования, должны быть полностью заменены на новые.

После этого, планируется начать второй этап «регуляторной гильотины» — в отношении регионального законодательства. С 1 января 2023 года должна будет заработать новая система региональных требований. И с этого же времени начнут пересматриваться требования, установленные муниципальными актами. Эта часть обновленных требований должна будет вступить в силу с 1 января 2025 года.

Слайд 6

Существует специальный интернет-ресурс, где можно узнать последние новости по «регуляторной гильотине» и сообщить свое мнение о том, какие нормы являются абсурдными, и которые следует отменить или пересмотреть.

Слайд 7

Третье направление реформы — профилактика нарушения бизнесом обязательных требований. Наиболее важным, первоочередным в деятельности контрольных органов становится предотвращение правонарушения, снижение риска нанесения ущерба, а не наказание субъекта, после того как он нарушил закон и допустил ущерб охраняемым законом ценностям.

Слайд 8

Инструментов профилактики много:

1. Выдача предостережений.

2. Масштабная информационно-разъяснительная работа, например:

  • серия публикаций на интернет-сайтах и СМИ;
  • размещение на сайтах контрольных органов перечней обязательных требований и нормативных актов, содержащих их;
  • размещение на сайтах и регулярная актуализация руководства по соблюдению обязательных требований (так называемая «белая книга», которая описывает, «как делать можно и нужно», чтобы соответствовать всем требованиям в рамках данного вида контроля);
  • размещение на сайтах и регулярная актуализация обобщения правоприменительной практики (так называемая «черная книга», которая описывает «как делать нельзя», и содержит перечень наиболее распространенных ошибок бизнеса и правонарушений);
  • проведение публичных обсуждений правоприменительной практики.
Слайд 9

И сейчас хотелось бы чуть подробнее рассказать о нижегородском проекте, который внедряется в рамках профилактики правонарушений.

Это проект по внедрению интерактивных сценариев самопроверок бизнеса на соответствие требованиям законодательства, исполнение которых проверяется в ходе контрольно-надзорных мероприятий.

Аналогов проекта в настоящее время не существует.

Первые сценарии самопроверок были внедрены в 2018 г. в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Слайд 10

С конца июля текущего года поэтапно внедрены 30 интерактивных сценариев в рамках 18 видов регионального, муниципального контроля, а также переданных полномочий по федеральным видам надзора. В число этих видов входит контроль в жилищной сфере, в том числе по муниципальному жилищному контролю, где пилотом является администрация г. о. Дзержинск.

Интерактивные сценарии — это перечень вопросов, состав и последовательность которых изменяется в зависимости от ответов пользователей.

При этом вопросы составлены на основе требований законодательства. Таким образом, предприниматель видит только тот набор требований, который
в рамках вида контроля предъявляется именно к его бизнесу, и экономит время
на изучении всех нормативных правовых актов.

Слайд 11

Для примера: по 13 видам регионального контроля (надзора), где в 2019 г. внедрены сценарии, действует:

  • свыше 360 правовых актов федерального и регионального уровня (законы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции);
  • более 2800 обязательных требований.

Предприниматели не всегда знают о наличии всех этих документов и не имеют возможности и времени на их изучение. А при прохождении самопроверки, читая все вопросы, пояснения к ним и информацию о мерах ответственности, они получают весь объем необходимых сведений, сконцентрированных в одном месте.

По итогам плановых и внеплановых проверок в 1 полугодии 2019 года по 13 видам регионального контроля было наложено 20,5 млн рублей штрафов за нарушение обязательных требований.

Это существенная финансовая нагрузка, которую предприниматели могут снизить, регулярно проходя самопроверку по разработанным сценариям и корректируя свою деятельность в соответствии с полученными результатами.

Кроме того, согласно законодательству, продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней, для малых предприятий — 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год.

По введенным в 2019 году сценариям средняя продолжительность прохождения самопроверки составляет 26 минут.

И хотя самопроверка не подменяет собой проведение проверки контрольными органами, регулярный самоконтроль на соответствие законодательству может сократить количество правонарушений и соответственно — снизить вероятность начала внеплановой проверки по жалобам и обращениям.

Процедура самопроверки абсолютно анонимная.

Даже если предприниматель обнаружит в своей деятельности несоответствие нормам законодательства, информация о том, что правонарушение совершено конкретной организацией, в контрольный орган не попадет, и на данную организацию наказание не будет наложено.

Это не официальная проверка. Это внутренний самоконтроль своей деятельности.


Дата публикации

28 ноября 2019, 08:42

Поделиться в соцсетях