Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

24 июня 2019, понедельник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

«Реализация новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области»

Ответы на основные вопросы, поступившие с 6 по 12 февраля 2019 г.

в рамках проведенной на сайте Правительства Нижегородской области Интернет-линии по теме:

«Реализация новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области»

Вопрос

Ответ

Причины повышения платы за вывоз мусора

До 1 января 2019 г. стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами государственному регулированию не подлежала и отражалась в составе платы за жилищные услуги (в графе содержание и ремонт жилого помещения). Тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов региональной службой по тарифам Нижегородской области не устанавливались. Стоимость данных услуг определялась исходя из себестоимости затрат на проведение работ по сбору, вывозу твердых коммунальных отходов и с учетом затрат на их захоронение. Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов и муниципальных районов относилось к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно федеральному законодательству, с 1 января 2019 г. услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отражается в составе платы за коммунальные услуги. Единые тарифы по обращению с твердыми коммунальными отходами для региональных операторов устанавливаются решениями региональной службы по тарифам Нижегородской области

Расчет единых тарифов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16, на экономически обоснованном уровне с учетом расходов на сбор, транспортировку и захоронение отходов, а также плату за негативное влияние на окружающую среду и инвестиционную часть, которая позволит создавать и развивать мусоросортировочную и мусороперерабатывающую составляющую.

Тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с нормами законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включает в себя затраты на транспортировку отходов, оплату услуг по обработке и захоронению отходов на полигонах, а также собственные расходы региональных операторов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (административные и общехозяйственные расходы).

Утвержденные тарифы позволяют оказывать качественную и комфортную для населения услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Льготы на оплату услуги по обращению с ТКО

В целях социальной поддержки граждан по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Указом Губернатора Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 178 установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к цене на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяемой при расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (в размере 665,67 руб./м3), для следующих категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального или областного бюджетов:

— семьям со среднедушевым доходом ниже установленной Правительством Нижегородской области величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, состоящим на учете в органах социальной защиты населения;

— одиноко проживающим пенсионерам, имеющим доход ниже 21674 рублей.

Стоимость услуги по обращению с ТКО

После введения института региональных операторов по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО перешла из категории жилищных услуг в категорию коммунальных услуг. Расходы по статье «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов должны быть уменьшены, поскольку из данной статьи будет исключена услуга по вывозу ТКО.

Нормативы накопления ТКО на территории Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. №905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области». Нормативы накопления ТКО устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4апреля 2016 г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным приказом Минстроя России от
28 июля 2016 г. №524/пр.

Расчетные единицы, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО
(1 квадратный метр площади, 1 сотрудник, 1 учащийся и т. д.), установлены приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. No524/пр.

В соответствии с пунктом 148 (30) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, возможно осуществлять исходя из общей площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.

Плата за услугу по обращению с ТКО складывается исходя из тарифа на услуги по обращению с ТКО и норматива накопления ТКО. С информацией о тарифах на услуги по обращению с ТКО можно ознакомиться на официальном сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области www.rstno.ru.

С информацией об утвержденных нормативах накопления ТКО Вы можете ознакомиться на официальном сайте министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области mineco-nn.ru.

Таким образом, оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения предусмотрена в Нижегородской области в отношении многоквартирных домов.

Это обусловлено необходимостью обеспечения плавности перехода на новую систему обращения с ТКО, так как до 1 января 2019 г. плата за обращение с ТКО входила в состав платы за содержание жилого помещения (жилищная услуга) и исчислялась исходя их площади помещения. При этом плата для индивидуальных жилых домов исчислялась всегда исходя из количества проживающих, с переходом на новую систему обращения с ТКО для индивидуальных жилых домов такой принцип тоже сохранился.

3. Ответственность региональных операторов по обращению с ТКО

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории всех субъектов Российской Федерации обеспечивают региональные операторы по обращению с ТКО (далее-региональные операторы) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

К региональным операторам предъявляются высокие требования, контроль исполнения которых проводится на всех этапах. Региональный оператор несет ответственность за транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, ликвидацию несанкционированных свалок, возникших во время его деятельности на территории кластерной зоны, выставление счетов за услуги по обращению с ТКО, соблюдение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере тарифообразования на услуги по обращению ТКО.

В части вопроса о прозрачности работы регионального оператора необходимо отметить, что ранее услуга по обращению с ТКО входила в состав платы за жилое помещение (нерегулируемая услуга) и определялась в зависимости от целого ряда субъективных факторов, таких как стоимость вывоза ТКО, установленная различными мусоровывозящими кампаниями, выбранными ДУКами, данные расценки могли значительно отличаться друг от друга даже в пределах одного района, одной улицы и т. п. Также не представлялось возможным гарантировать направление потоков отходов на законные объекты размещения отходов, вместо этого часть отходов направлялись на несанкционированные свалки, а денежные средства, полученные от отходообразователей перераспределялись на прибыль мусоровывозящих компаний.

Институт региональных операторов предполагает размещение ТКО только на законных объектах, услуга по обращению с ТКО перешла в состав коммунальных услуг, регулируемых государством, кроме того предусматривается ликвидация несанкционированных свалок, возникающих в зоне деятельности каждого регионального оператора, что позволит не только обеспечить соблюдение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, но и контролировать затраты региональных операторов посредством установления регулируемых тарифов.

С началом работы региональных операторов ожидается улучшение ситуации с несанкционированным размещением отходов и снижение негативного воздействия на окружающую среду от данной деятельности.

Для того чтобы обеспечить неотвратимость наказания министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области создается диспетчерская служба, которая будет отслеживать перемещение мусоровозов по всей области и контролировать захоронение отходов только на законных объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

По вопросам качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг и расчету платы за услугу по обращению с ТКО возможно обратиться в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области по телефону «горячей» телефонной линии
(831) 430−79−19.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Обращение с твердыми коммунальными отходами выделено из состава жилищных услуг в новую коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. В том случае, если человек находится в отъезде, региональному оператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. Кроме того, перерасчет возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме человек проживает в другом месте.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Согласно пункту 93 Постановления Правительства РФ от № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

5. Размещение контейнерных площадок накопления ТКО и ответственность за их содержание

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время органами местного самоуправления муниципальных образований проведена работа по инвентаризации контейнерных площадок, по итогам которой определено количество контейнерных площадок, которые необходимо обустроить и создать вновь. Данные мероприятия планируется осуществить в рамках муниципальных программ по созданию и обустройству мест (площадок) накопления ТКО, рассчитанных на несколько лет.

По вопросу неудовлетворительного содержания контейнерной площадки необходимо отметить, что в случае если мусор выронил перевозчик отходов при погрузке содержимого контейнера в мусоровоз — то уборка просыпавшегося мусора — это ответственность перевозчика. В ином случае содержание контейнерной площадки — это ответственность собственника данной площадки. Для принятия мер соответствующего реагирования необходимо обратиться в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области по телефону «горячей линии»: (831) 430−79−19.

6. Заключение договора на оказание услуги по обращению с отходами

Согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 г. №752, территория Нижегородской области разделена на девять зон деятельности региональных операторов.

В соответствии с федеральным законодательством договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Данный договор носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте регионального оператора.

Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156, устанавливают, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.

Самостоятельная утилизация бытовых отходов

Сжигание отходов без специальных установок с очисткой продуктов горения законодательно запрещено, кроме того, это оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, так как при горении в атмосферный воздух выделяются продукты горения.

Если гражданин проживает в сельской местности, а часть ТКО вывозит в город, значит, он осуществляет их накопление в контейнере, который является чьим-то имуществом. При этом вывоз ТКО из этого контейнера оплачивается собственниками (или пользователями) контейнеров. В таком случае бремя оплаты за обращение с ТКО перекладывается на иных лиц.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что каждый собственник ТКО обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления

7. Развитие системы обращения с ТКО на территории Нижегородской области

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г.№ 127, была разработана концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009−2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 г. № 431 (далее — Концепция).

На основе Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 г. №104 областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009−2014 годы» (в настоящее время государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306). Данная программа носит инвестиционный характер и ее основное мероприятие — строительство комплексов обработки и размещения ТКО, осуществляется полностью за счет средств инвесторов. Все проекты строительства комплексов обработки и размещения ТКО в Нижегородской области ставят высокие требования к основным сооружениям объектов и их эксплуатации. В соответствии с разработанным единым техническим заданием на проектирование и строительство комплексов обработки и размещения ТКО, выдаваемым Правительством Нижегородской области, на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для минимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.

К настоящему времени в эксплуатацию введено пять современных комплексов обработки и размещения ТКО и шесть мусоросортировочных линий. Всего в регионе имеется порядка 35 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления. Перечень объектов представлен в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 г. № 752.

Кроме того, в Балахнинском муниципальном районе построен новый завод по переработке ПЭТ, еще один подобный объект планируется к введению в эксплуатацию. В целях создания условий для раздельного накопления ТКО министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработан порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, предусматривающий возможность раздельного накопления ТКО. Данный порядок утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 г. №407.

Также на федеральном уровне проводятся мероприятия, направленные на корректировку законодательства, которое в итоге создаст условия для масштабного внедрения раздельного накопления ТКО в рамках работы института региональных операторов по обращению с ТКО.

Примечание: вышеизложенная информация носит ознакомительный характер. Письменные ответы по результатам рассмотрения поступивших на Интернет-линию электронных обращений будут направлены заявителям на указанные в обращениях адреса электронной почты.

Дата публикации

6 февраля 2019, 09:00

Поделиться в соцсетях