Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

20 ноября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Отчет врио Губернатора Нижегородской области о результатах деятельности Правительства области за 2017 год на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области

31 мая 2018 г.

1. Оценка итогов развития региона

1.1. Выполнение государственных программ Нижегородской области

1.2. Адресная инвестиционная программа

1.3. Привлечение федеральных средств

1.4. Участие в федеральных приоритетных проектах

1.5. Параметры бюджета

2. Социальная политика

2.1. Поддержка занятости населения

2.2. Система социального обеспечения, демографическая политика

2.3. Развитие системы здравоохранения

2.4. Развитие инфраструктуры спорта

2.5. Повышение качества образования

2.6. Развитие культуры

2.7. Жилищная политика

2.8. Развитие общественных пространств

2.9. Физическая и экологическая безопасность

3. Экономическая политика

3.1. Формирование цифровой экономики

3.2. Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности

3.3. Повышение конкурентоспособности промышленности

3.4. Развитие агропромышленного комплекса

3.5. Развитие туризма

3.6. Развитие малого и среднего бизнеса

3.7. Развитие транспортной системы

3.8. Развитие энергетической инфраструктуры

3.9. Развитие системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда

4. Институциональная среда

4.1. Улучшение бизнес-среды

4.2. Оказание государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в электронном виде

4.3. Развитие контрактной системы в сфере закупок

4.4. Управление государственным имуществом

4.5. Создание благоприятной социальной среды

4.6. Взаимодействие с органами местного самоуправления

4.7. Динамика социально-экономического развития Нижегородской области за 2017 год

4.8. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти

1. Оценка итогов развития региона

1.1. Выполнение государственных программ Нижегородской области

За 2017 год из регионального бюджета профинансированы мероприятия 25 государственных программ Нижегородской области на общую сумму 120 миллиардов рублей. Это на 7,7 миллиарда рублей больше, чем в 2016 году (или на 7% при уровне потребительской инфляции за 2017 год 3,1%).

Проведена оценка эффективности реализации госпрограмм. Исполнение финансирования из областного бюджета оказалось на высоком уровне, значительно улучшилось исполнение финансирования по федеральным средствам и местным бюджетам. Анализ достижения целей госпрограмм показал, что по большинству госпрограмм плановые значения индикаторов выполнены. Некоторые индикаторы не выполнены по причине неточности планирования значений ввиду изменяющегося в течение финансового года объема финансирования.

Резерв для дальнейшего роста эффективности, и в этом направлении будут работать органы исполнительной власти — координаторы госпрограмм, заключается в постоянном мониторинге хода выполнения мероприятий и исполнения их финансирования, в своевременной подготовке документации и получении заключения госэкспертизы по объектам строительства, а также в перераспределении сэкономленных в ходе конкурсов средств на реализацию приоритетных задач.

1.2. Адресная инвестиционная программа

Капитальные расходы, которые консолидируются в рамках Адресной инвестиционной программы Нижегородской области, составили 8,8 миллиарда рублей с ростом на 24% к уровню 2016 года. Таким образом, бюджетные инвестиции региона занимают 7,3% от расходов на реализацию госпрограмм. В ближайшие годы ожидается некоторое снижение объемов государственных инвестиций, что обусловлено завершением реализации масштабных проектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Вместе с тем в 2018—2020 годах на реализацию Адресной инвестиционной программы области планируется направить
более 23 миллиардов рублей.

1.3. Привлечение федеральных средств

В 2017 году в Нижегородскую область было привлечено 37,7 миллиарда рублей федеральных средств, что на 3,2 миллиарда рублей (или на 9,3%) больше, чем в 2016 году. За счет федерального бюджета внутренние ресурсы региона были увеличены на четверть.

Большая часть федеральной поддержки пришлась на развитие транспортной инфраструктуры, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, на модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, на поддержку сельского хозяйства.

При этом область участвовала в 22 федеральных госпрограммах, то есть практически во всех программах, в которых предусмотрено участие субъектов Российской Федерации.

1.4. Участие в федеральных приоритетных проектах

Что касается участия в федеральных приоритетных проектах и программах, то следует отметить, что в отчетном году они находились на разных этапах запуска. Полномасштабно область участвовала в 16 проектах, по 9 из них было предусмотрено выделение федеральных средств. Общий объем финансирования за год составил 6,6 миллиарда рублей, из которых 44% — федеральные средства.

Еще по 5 федеральным приоритетным проектам в 2017 году проводилась необходимая подготовительная работа с целью начала их реализации в 2018 году. Таким образом, область участвует в 21 из 27 федеральных приоритетных проектов, и это почти 80%. Приоритетные проекты помогают менять работу Правительства области, концентрировать действия на актуальных направлениях, внедрять лучшие практики.

1.5. Параметры бюджета

Долговая нагрузка на областной бюджет снизилась и находится на экономически безопасном уровне — 63,5%. Этого удалось добиться благодаря целенаправленной работе по рефинансированию дорогих кредитных ресурсов более дешевыми, в том числе за счет использования возобновляемых кредитных линий банков, привлечения краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета.

К 2025 году планируется постепенно снизить долю государственного долга в налоговых и неналоговых доходах областного бюджета до 45%.

Еще одной характеристикой сбалансированности бюджетной политики является превышение расходов над доходами. Здесь тоже есть положительный результат. Дефицит консолидированного бюджета по итогам 2017 года составил
3,7 миллиарда рублей и снизился к уровню 2016 года на 5%. Областной бюджет впервые исполнен с профицитом в размере 304 миллионов рублей.

По всем 12 категориям, установленным указами Президента России от 7 мая 2012 года, плановые значения по уровню заработной платы на 2017 год выполнены.

2018 год является итоговым по достижению целевых значений: уровень зарплаты по трем категориям (а это врачи, научные сотрудники и преподаватели вузов) должен составить 200% от среднего по области трудового дохода, по остальным — 100%. Необходимые для этого средства предусмотрены.

В целом с учетом федеральных трансфертов консолидированный бюджет области в 2017 году исполнен по доходам в сумме 175,2 миллиарда рублей, в том числе 86,6% в этой сумме составляют налоговые и неналоговые доходы, то есть собственная доходная база.

При этом по экономике в целом в 2017 году наблюдалось существенное замедление темпов роста прибыли ввиду высокой базы двух прошлых лет. Соответственно, и прирост налоговых доходов бюджета тоже замедлился и сложился преимущественно за счет налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в 2018 году и в перспективе 6−10 лет социальная нагрузка на бюджет будет возрастать. Во-первых, в связи с увеличением МРОТ до величины прожиточного уровня. Во-вторых, вследствие необходимости реализации новых задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года и конкретизированных в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В связи с этим задачи приоритизации бюджетных расходов, а также повышения их эффективности становятся как никогда актуальными, и Правительство области будет уделять им особое внимание.

2. Социальная политика

2.1. Поддержка занятости населения

Одним из первостепенных и коренных вопросов социальной политики является поддержка занятости населения. Если человек занят, он имеет доход и, следовательно, точку опоры в жизни, которая позволяет ему завести семью, развиваться профессионально и приносить пользу обществу.

Конечно, важными аспектами в этом вопросе надо назвать контроль за уровнем безработицы и весь комплекс действий власти в отношении официально зарегистрированных безработных граждан.

По уровню официальной безработицы, а это 0,4% экономически активного населения, Нижегородская область находится на 1 месте среди сопоставимых по масштабам экономики регионов (первые пятнадцать по величине ВРП). Вместе с тем безработные, официально обратившиеся в службу занятости региона, составляют всего 10% от числа безработных, определенных по методологии МОТ (Международная организация труда). Рейтинг области по уровню общей безработицы, которая составляет 4,2%, ниже — 7 место среди сопоставимых регионов. Хотя само значение лучше среднероссийского (5,2%).

Следует отметить, что поддержка занятости населения включает и меры по созданию на территории области условий для развития бизнеса, и меры по развитию системы непрерывного образования и обеспечению качества подготовки кадров.

2.2. Система социального обеспечения, демографическая политика

Система социальной поддержки населения в Нижегородской области насчитывает 90 различных видов соцвыплат, 69 из которых — областные. Общий объем финансирования по 2017 году составил 18 миллиардов рублей, в том числе из областного бюджета — 13,9 миллиарда рублей; получателями стали более 1 миллиона человек.

Порядка 30% общего объема было направлено на поддержку семей с детьми — 5,4 миллиарда рублей, из которых 77% - средства областного бюджета. В том числе это и региональный материнский капитал (с 2017 г — 100 тыс. рублей при рождении третьего или последующего ребенка), и ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка, которая в 2017 году выросла на 14,5% и достигла 8503 рубля.

Поскольку по уровню рождаемости пока не достигнут даже среднероссийский уровень (НО — 10,6‰; РФ — 11,5‰), эти меры поддержки будут сохраняться.

Система социального обслуживания населения позволяет полностью удовлетворить потребность в получении социальных услуг в условиях психоневрологических интернатов.

Вместе с тем продолжается внедрение альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий, позволяющих гражданам оставаться в привычных для них домашних условиях.

Повышение уровня занятости инвалидов — также в поле зрения Правительства: за год трудоустроено 1,6 тысячи инвалидов, что в 1,8 раза больше, чем в 2016 году. Применяются разные инструменты: и содействие в открытии собственного дела, и проведение специализированных ярмарок вакансий.

2.3. Развитие системы здравоохранения

В 2017 году на ремонт учреждений здравоохранения, приобретение и ремонт медицинского оборудования было направлено 465,5 миллионов рублей

Модернизация учреждений здравоохранения позволяет развивать высокотехнологичную медицинскую помощь. В 2017 году ее оказывали 18 медицинских организаций области. Объемы ВМП сохранились на уровне 2016 года, ее получили 21,6 тысячи человек.

Особенно впечатляют результаты работы наших кардиохирургов. В 2017 году коллектив кардиоцентра был награжден национальной премией «Призвание» (премия лучшим врачам России).

В 2017 году Нижегородская область начала реализацию проекта «Бережливая поликлиника», хотя и не попала в соответствующий федеральный пилотный проект. В этом году область продолжает его, уже присоединившись к федерации.

Кроме того, в двух учреждениях Нижегородской области, впервые среди всех регионов России, планируется начать реализацию пилотного проекта «Бережливый стационар». Это уже более сложный и ресурсоемкий проект, требующий и капитальных затрат, предполагающих, прежде всего, полную трансформацию работы приемного покоя и внутренней логистики госпитализации плановых и экстренных больных с использованием передовой мировой практики. В случае успешной реализации проекта и определения источников финансирования в долгосрочной перспективе планируется его тиражирование на многопрофильные специализированные медицинские организации области.

В рамках развития неотложной помощи в 2017 году за счет средств федерального бюджета поставлено 37 автомобилей скорой медицинской помощи класса «В». В 2017 году все машины скорой медицинской помощи, а их более 400, оснащены спутниковой навигацией ГЛОНАСС. В ближайшее время планируется создание Единого диспетчерского центра машин скорой помощи посредством интеграции служб ГЛОНАСС, «112» и «103».

Кроме того, в целях повышения доступности качественной медицинской помощи в 2018 году выделены средства на приобретение передвижных медицинских комплексов и модульных конструкций врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью населения до 2000 человек.

В 2017 году 123 тысячи человек (на 13% больше, чем в 2016 году) льготных категорий граждан получили лекарственное обеспечение общим объемом
2,8 миллиарда рублей за счет средств федерального и областного бюджетов.

Правительство постоянно работает над решением вопросов дефицита кадров в здравоохранении и повышения их квалификации. Кроме уже зарекомендовавших себя инструментов, таких, например, как программа «Земский доктор» (реализуется с 2012 года), появляются новые. Так, в рамках приоритетного проекта «Квалифицированные кадры в здравоохранении» нижегородские врачи теперь могут получать непрерывное дополнительное профессиональное образование с использованием интерактивных образовательных модулей.

Решению проблем доступности медицинской помощи и нехватки кадров способствует реализация проекта «Цифровое здравоохранение». Он направлен на создание единого информационного пространства в сфере здравоохранения и развитие телемедицины. Уже в настоящее время доля медицинских организаций области, участвующих в оказании телемедицинских консультаций, составляет 30%. В перспективе до 2025 года такую возможность будут иметь все медицинские организации.

Особое внимание Правительство уделяет вовлечению населения в мониторинг состояния собственного здоровья и поддержание здорового образа жизни. В 2017 году диспансеризацию прошли более 1 миллиона человек (на уровне прошлого года), расширена инфраструктура медицинской профилактики, проведено более 2 тысяч массовых мероприятий по профилактике заболеваний, в которых приняли участие более миллиона нижегородцев.

2.4. Развитие инфраструктуры спорта

В создании условий для здорового образа жизни ключевую роль играет развитие инфраструктуры массового спорта.

В прошлом году продолжалась программа создания сети физкультурно-оздоровительных комплексов: 1 ФОК введен в эксплуатацию (всего в регионе их 35), начато строительство еще трёх. В 2018 году планируется начать строительство еще одного ФОКа.

Кроме того, в 2017 году проведена реконструкция стадиона «Локомотив» в Нижнем Новгороде, продолжена реконструкция стадиона «Химик» в Дзержинске, на территории области построено 68 спортивных площадок.

Благодаря развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом продолжает расти число нижегородцев, регулярно занимающихся физкультурой. В 2017 году — это уже 35,6% жителей области.

Набирает обороты популярность испытаний по нормативам «ГТО»: в 2017 году 5,5 тысяч нижегородцев получили знаки отличия (в 1,8 раза больше, чем в 2016 году), из них 37% - золотые.

На треть по сравнению с предыдущим годом выросла результативность нижегородских спортсменов: в 2017 году на соревнованиях международного уровня ими завоевано 333 медали, из которых почти половина — золотые.

Завершается подготовка спортивной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу. Достроена база команд в городе Бор, подготовлены предматчевые тренировочные площадки, прошли тестовые матчи на стадионе.

2.5. Повышение качества образования

Одной из главных целей политики области в сфере образования является обеспечение доступного и качественного дошкольного и общего образования.

Для поддержания достигнутого 100% уровня доступности дошкольного образования для детей 3−7 лет в 2017 году были введены два новых садика на 315 мест и продолжено строительство ещё двух на 410 мест. В строящихся детсадах предусмотрены места и для детей ясельного возраста (75 мест), поскольку эта проблема до сих пор остается нерешенной.

Президентом России поставлена задача полного обеспечения к 2021 году нуждающихся семей местами для детей до 3-х лет. В Нижегородской области актуальная очередь составляет порядка 6 тысяч детей этого возраста (по состоянию на 01.04.2018). Для решения этой проблемы планируется привлечь порядка
950 миллионов рублей федеральных средств. Уже разработана региональная дорожная карта по строительству в 2018—2019 годах 20 объектов с вводом 2 тысяч 70 дополнительных мест.

В регионе развиваются и негосударственные формы дошкольного образования. В 2017 году поддержку в виде субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг дошкольного образования, получили 14 частных организаций, в которых воспитывается более 1000 детей.

В рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» в 2017 году в Нижегородской области было построено
3 новых школы на 2 тысячи 50 мест, в 2018 году планируется ввести еще 5 объектов на 2 тысячи 125 мест, и уже начато строительство еще 4 объектов. На это в 2018 году предусмотрено 1,9 миллиарда рублей, при этом большая часть — из областного бюджета (1,3 млрд. рублей). Все школы будут оснащены самым современным оборудованием.

Федеральные средства были привлечены регионом также на внедрение цифровых технологий в проведение ЕГЭ и на создание регионального детского технопарка «Нижегородский Кванториум».

Кроме того, с 2018 года Правительство работает над созданием регионального центра поддержки талантливых и одаренных детей «Нижегородский
Сириус». Летом 2018 года будут организованы специальные смены для 360 одаренных детей по направлениям «Наука» и «Искусство».

2.6. Развитие культуры

В 2017 году капитально отремонтированы здания 10 государственных учреждений культуры. В муниципальных районах области введены в эксплуатацию
9 модульных домов культуры, еще 6 будут построены в текущем году. В августе этого года запланирован ввод в эксплуатацию Центра славянской культуры в селе Дивеево, на строительство которого было привлечено из федерального бюджета около 70 миллионов рублей.

Федеральные средства привлекались также на текущий ремонт и приобретение оборудования для муниципальных домов культуры поселений с численностью жителей до 50 тысяч человек. Кроме того, — на поддержку «театров малых городов» и детских театров.

В 2017 году существенная поддержка была оказана Нижегородской филармонии, в том числе поддержан проект по созданию виртуального концертного зала, который будет запущен в этом году.

Также в прошлом году началась разработка концепции создания Центра творческих индустрий на базе объекта культурного наследия «Комплекс банка Рукавишникова», в котором будут организованы современные выставочные пространства, зоны коворкинга, концертный зал-трансформер. Планируемый срок реализации этого проекта — 2018−2020 годы.

Продолжилась цифровизация библиотек. За 2017 год увеличилось число общедоступных библиотек, имеющих доступ в Интернет — на настоящий момент времени их 649, в том числе 368 сельских.

В течение года в области были успешно проведены театральные и музыкальные фестивали, концертные программы и конкурсы всероссийского и международного уровней. С аншлагом прошли фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», концерт ХV Московского Пасхального фестиваля с участием симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, окружной хоровой фестиваль народных коллективов.

К 150-летию Максима Горького в марте 2017 года впервые прошел Международный литературный фестиваль имени Максима Горького, а в июле — первый фестиваль актуального российского кино «Горький fest», к этому событию был приурочен и VIII Российский театральный фестиваль.

2.7. Жилищная политика

Теперь о результатах работы по обеспечению населения жильём. В 2017 году завершилось действие федеральной программы «Жилье для российской семьи», в рамках которой 2,7 тысячи нижегородских семей приобрели новое жилье. Однако не все семьи, включенные в реестр этой программы, успели реализовать свое право на приобретение жилья (3,5 тыс. семей).

В связи с этим региональным Правительством было принято решение о реализации аналогичной программы на региональном уровне, по условиям которой граждане смогут приобрести жилье по цене, не превышающей 39 тысяч рублей за квадратный метр. В текущем году осуществляется отбор земельных участков и определение застройщиков для ее реализации.

В рамках обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством, в 2017 году финансовую поддержку в решении жилищного вопроса общей суммой 1,8 миллиарда рублей (средства бюджетов всех уровней) получили порядка 1000 человек и более 5 тысяч семей.

Основной категорией, подлежащей обеспечению жильем, являются дети-сироты. В 2017 году на эти цели было выделено средств в 2,5 раза больше, чем в 2016 году: 676,3 миллиона рублей, из них федеральные средства составили 109 миллионов рублей. В результате жилье получили 598 детей-сирот. В текущем году планируется обеспечить жильем ещё 505 детей. Это направление не будет оставлено без внимания до полного решения проблемы.

В 2017 году многодетным семьям на бесплатной основе было предоставлено 264 земельных участка, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Всего участками обеспечены 39% обратившихся многодетных семей. Следует отметить, что этот уровень удовлетворения существующей потребности не меняется уже несколько лет, поскольку средства целенаправленно на эти цели не выделялись.

В связи с этим для сокращения очередности на предоставление земельных участков, начиная с текущего года, в областном бюджете предусмотрены средства на предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение участков инженерной и дорожной инфраструктурой — порядка 400 миллионов рублей ежегодно в 2018—2020 годах.

Важным элементом жилищной политики является расселение ветхого фонда. В 2017 году завершено расселение граждан, проживавших в домах, признанных аварийными до 1 января 2012 года: было переселено более 3 тысяч человек в построенные для этих целей 93 многоквартирных дома. Целевой показатель, установленный в региональной госпрограмме, выполнен в полном объеме.

Вместе с тем проблема сохраняется и требует разработки постоянно действующего механизма ее решения — на федеральном уровне в настоящее время готовятся соответствующие изменения законодательства.

В Нижегородской области ведется реестр многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в который на начало текущего года включены 1 104 дома общей площадью 271,5 тысяч квадратных метров. По масштабам это приблизительно такой же объем, который был ликвидирован и расселен за 2013−2017 годы. Причем ежегодно примерно 1% от общего жилищного фонда признается аварийным. В связи с этим, уже с учетом новых механизмов, до 1 января 2019 года будут разработаны и приняты региональная и муниципальные программы по переселению граждан из аварийного фонда.

В рамках решения проблем граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками, в 2017 году завершены строительством и введены в эксплуатацию 11 «проблемных» домов, жилье получили 984 человека. Работа будет продолжена. Окончательно решить эту проблему планируется к 2020 году.

В 2017 году из федерального бюджета привлечена субсидия в размере более 151 миллиона рублей на софинансирование проектов жилищного строительства в части обеспечения их социальной и транспортной инфраструктурой. В этом году привлечено уже 676 миллионов рублей из федерального бюджета, что позволит построить три детских сада, школу и объекты инженерной инфраструктуры, а также более чем в 3 раза увеличить объем ввода жилья (180 тыс. кв. м).

2.8. Развитие общественных пространств

Нижегородская область участвует в федеральном приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого осуществляется системный подход к наведению порядка в городах области.

На благоустройство общественных пространств выделено на 2017 и 2018 годы по 1 миллиарду рублей, при этом более половины — из федерального бюджета.

В марте этого года в крупных муниципалитетах (численностью более 20 тысяч человек) проведено прямое голосование жителей по выбору общественных пространств для первоочередного благоустройства — нижегородцы сами определили приоритетные объекты.

Работа продолжится на условиях софинансирования в течение ближайших
5 лет. При этом обустройство дворов будет синхронизировано с планами капитального ремонта домов и ремонта коммунальных сетей.

2.9. Физическая и экологическая безопасность

Вопросы обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности, профилактики терроризма решаются в рамках соответствующей госпрограммы региона.

Осуществлен комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, задействованных при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, объектов топливно-энергетического комплекса, а также мест массового пребывания людей.

В регионе реализуется проект «Безопасный город». Правоохранительный сегмент проекта реализован в Нижнем Новгороде, Дзержинске, на Бору и Выксе. В 2018 году в рамках объединения системы экстренной связи «Гражданин — Полиция» и системы экстренного вызова оперативных служб по единому номеру 112 планируется завершить работы по созданию Дзержинской, Кстовской и Нижегородской зон комплексной системы экстренного оповещения населения.

Сегмент по фиксации нарушений правил дорожного движения реализуется на территории 24 муниципалитетов, и в 2018 году планируется ввод в эксплуатацию 4 новых зон действия этого сегмента «Безопасного города» в Нижнем Новгороде, на Бору, в Дзержинске и в Городецком районе.

По итогам 2017 года на территории Нижегородской области достигнуто снижение всех показателей аварийности, в том числе количество погибших сократилось на 13,8%, снижение тяжести последствий от ДТП — на 12%.

Что касается экологической безопасности, то здесь одним из важнейших направлений является совершенствование системы обращения с отходами.

В целях выполнения новых требований федерального законодательства в 2017 году была утверждена схема обращения с отходами, в соответствии с которой территория области разделена на 9 кластерных зон, по каждой из которых должен быть определен региональный оператор на конкурсной основе. В настоящий момент с 6 региональными операторами заключены соглашения об организации деятельности, по 2 зонам выбраны победители, по последней проводятся конкурсные процедуры.

Институт региональных операторов нацелен на обеспечение эффективного обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на снижение уровня образования несанкционированных свалок и функционирование эффективного механизма их ликвидации.

В связи с проведением работ по выбору региональных операторов подготовка к заключению концессионных соглашений на создание 4 межмуниципальных объектов обработки, утилизации и захоронения отходов в Арзамасском, Сергачском, Уренском районах и городском округе город Выкса пролонгирована на 2018 год, строительство данных объектов будет завершено до конца 2020 года.

Мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба — шламонакопителя «Белое море», полигона «Игумново», свалки «Черная дыра», реализуются в рамках исполнения государственного контракта с ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии». В 2017 году получены необходимые экспертные заключения, а также проведены масштабные строительно-монтажные работы по свалке «Черная дыра», в том числе устройство и монтаж оборудования на площадке термического обезвреживания отходов. Срок завершения работ по ликвидации 3 объектов запланирован на конец 2020 года.

Продолжалась реализация мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В результате ситуацию 2017 года можно охарактеризовать как спокойную (чрезвычайных ситуаций и крупных возгораний не произошло).

Кроме того, в прошлом году выполнены плановые задания по воспроизводству леса, благодаря чему, в том числе, завершена важная работа по переводу территорий бывших горельников 2010 года в земли, покрытые лесными насаждениями (всего переведено более 40 тыс. га горельников).

3. Экономическая политика

3.1. Формирование цифровой экономики

Соответствующая федеральная программа была утверждена в июле 2017 года. С этого момента прошло не так много времени, но определенные шаги на территории Нижегородской области сделаны.

Создан Международный кластер информационных технологий Нижегородской области (ИТ-кластер). Его работа будет направлена на создание в Нижегородской области центров компетенций по сквозным цифровым технологиям и формирование компаний-лидеров, а также интеграцию участников кластера в решение задачи цифровизации экономики и социальной сферы региона.

На сегодняшний день партнерами ИТ-кластера выступают Атомстройэкспорт, Ростелеком, Сбербанк, Харман и Интел. Резидентами являются 47 компаний.

Правительство Нижегородской области заключило соглашения о стратегическом сотрудничестве с Ростелекомом и инжиниринговым дивизионом госкорпорации «Росатом» по реализации программы «Цифровая экономика» как на предприятиях реального сектора и учреждениях социальной сферы, так и в органах власти Нижегородской области.

В рамках соглашений на базе ИТ-кластера ведется проработка таких проектов, как «Умный город», «Цифровое предприятие», «Цифровой муниципалитет». Определены пилотные предприятия Нижегородской области для внедрения системы полного жизненного цикла, а город Саров — как пилот по внедрению системы «Цифровой муниципалитет». Города Нижний Новгород и Саров включены в число 20 российских городов, на которых планируется реализация проекта «Умный город».

3.2. Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности

Такое важное направление работы Правительства, как стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, требует переформатирования.

В условиях ограниченных бюджетных ресурсов области и общей тенденции снижения инвестиционной и инновационной активности бизнеса объемы региональной господдержки сокращаются и, как следствие, снижаются конечные результаты.

Так, при сохранении объема поддержки приоритетных инвестиционных проектов в форме налоговых льгот на достаточно высоком уровне (хотя и со снижением по сравнению с 2016 годом), такой вид поддержки, как компенсация процентной ставки по кредитам, в 2017 году вообще не оказывался.

Если в 2016 году было открыто 6 новых предприятий, то в 2017 году — 5, а на 2018 год запланирован ввод только 4 предприятий. При этом и масштаб реализуемых проектов сокращается — уменьшается число вводимых рабочих мест.

По приоритетным инновационным проектам объем региональной поддержки в 2017 году сократился более чем в 2 раза к уровню 2016 года. Это налоговые льготы. А льготирование банковских кредитов не осуществлялось уже два года.

В 2017 году не работал и такой инструмент, как поддержка технологического перевооружения предприятий в виде компенсации процентной ставки.

С другой стороны, нет положительной динамики и в привлечении средств федеральных институтов развития. Например, из средств федерального Фонда развития промышленности в 2016 году профинансированы в форме льготных займов 3 проекта нижегородских предприятий на общую сумму 480 миллионов рублей, в 2017 году — еще три проекта на сумму 417 миллионов рублей.

В связи с этим структурно меняется работа в этой сфере. Сейчас создается специализированная структура, «Корпорация развития Нижегородской области», задача которой не только привести сюда инвесторов, но и в каждом конкретном случае определить пакет мер поддержки, с учетом возможностей региона и федеральных источников, наиболее выгодный инвестору и максимизирующий эффект для области.

Кроме того, дополнительно к существующим мерам поддержки, в 2017 году был создан Региональный фонд развития промышленности, поскольку это дает возможность поддерживать проекты на условиях софинансирования с федеральным Фондом. В декабре прошлого года по этой схеме уже поддержан один нижегородский проект, при этом федеральная доля составила 70%.

Объем средств Регионального фонда на эти цели составляет 95 миллионов рублей, и еще 30 миллионов рублей предусмотрено для самостоятельного (без софинансирования из федерального фонда) предоставления льготных займов инновационным промышленным компаниям, реализующим проекты в научно-технической сфере.

Учитывая важность осуществления модернизации промышленности, Правительство области восстановило в 2018 году предоставление субсидий на компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам промышленным и научным организациям, которые реализуют инвестиционные проекты по технологическому перевооружению производств. На эти цели в бюджете 2018 года запланировано 140 миллионов рублей, рассчитываем поддержать порядка 30 проектов.

Кроме того, область будет продолжать участвовать в ежегодном конкурсе, который проводится совместно с Российским фондом фундаментальных исследований. В 2017 году по его результатам поддержано 63 научно-исследовательских проекта, объем финансирования составил 30 миллионов рублей, в том числе половина — из областного бюджета; на 2018 год предусмотрен такой же объем средств. Этот конкурс всегда пользовался большой популярностью — уже сейчас подано 233 заявки.

Планируется расширение государственно-частного партнерства и по масштабам, и по спектру сфер деятельности. В настоящее время на основе соглашений о ГЧП и концессионных соглашений с участием региона реализуется 11 проектов с общим объемом инвестиций 6,7 миллиарда рублей. Планируются к реализации еще 8 проектов с предположительным объемом инвестиций около 12 миллиардов рублей.

Вопрос подбора площадки для реализации проекта всегда является важным для инвестора. Сейчас в регионе сформирована информационная база из 456-ти инвестиционных площадок, расположенных в муниципальных образованиях области. Однако только треть из них — «коричневые».

В Нижегородской области работают только 2 частных индустриальных парка. Этого, конечно, недостаточно для такого региона, как Нижегородская область.

Работа в данном направлении уже начата. Достигнута договоренность о создании еще двух частных индустриальных парков на территории ГАЗа и Борского стекольного завода, а также прорабатывается вопрос создания государственного индустриального парка площадью более 436 гектаров на территории Дзержинска. На 2018 год на разработку документации парка, проведение геологических работ и других необходимых подготовительных мероприятий в областном бюджете предусмотрено 32 миллиона рублей.

3.3. Повышение конкурентоспособности промышленности

Повышение конкурентоспособности промышленности региона осуществляется, в том числе путем развития кластеров в приоритетных высокотехнологичных отраслях.

С 2012 года в регионе действует Саровский инновационный территориальный кластер, который является одним из самых успешных и динамично развивающихся инновационных кластеров в России. Так, по итогам работы в 2017 году оборот компаний кластера увеличился к уровню 2013 года в 2,6 раза. Все компании производят и экспортируют инновационную продукцию.

В наших планах на 2018 год и ближайшие годы создать еще 4 новых кластера в судостроении, биомедицине, атомной промышленности и фармацевтике.

Нижегородская область участвует в приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В рамках программы предполагается проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий и разработка мер по повышению производительности труда, в том числе за счет внедрения «бережливых технологий», направленных на повышение эффективности производственных систем, а также увеличения инновационной активности, трансфера технологий и осуществления цифровизации.

Также область участвует в проекте по внедрению инструментов государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в целях расширения кооперационных возможностей предприятий, поиска партнеров и заказов на производство продукции.

3.4. Развитие агропромышленного комплекса

На поддержку сельского хозяйства области в 2017 году было направлено 3,5 миллиардов рублей бюджетных средств, в том числе из областного бюджета — 2 миллиарда рублей, из федерального — 1,5 миллиарда рублей. Это соответствует уровню финансирования 2016 года.

Из областного бюджета на 2018 год дополнительно выделено 400 миллионов рублей. В частности, усилена поддержка строительства животноводческих комплексов, приобретения сельхозтехники, субсидирования производства молока, а также социального развития сельских территорий. В результате поддержка из областного бюджета увеличена на 15,7% к 2017 году.

В 2017 году продолжалось развитие молочного и мясного животноводства. За последние 3 года произошло увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в 3 раза. Однако основную долю в производстве скота и птицы на убой продолжает составлять мясо птицы (59,3% по сельхозорганизациям).

Доля свиного мяса составляет почти четверть (24,6%). Основным производителем свинины в регионе является свинокомплекс, введенный в эксплуатацию в 2016-ом году в Вадском районе. Начато строительство аналогичного комплекса в Большемурашкинском районе с объемом инвестиций 3,6 миллиарда рублей. Его ввод в эксплуатацию планируется в конце 2019 года.

Поддержка растениеводства в 2017 году оказывалась по следующим направлениям: несвязанная поддержка, поддержка элитного семеноводства, производства льна-долгунца, овощей защищенного грунта, закладки и производства многолетних плодовых ягодных насаждений и другим.

Наибольший прирост достигнут в производстве зерновых культур — на 17,4%, и в производстве сахарной свеклы — в 1,6 раза к уровню 2016 года.

В 2017 году успешное развитие получило такое перспективное направление, как ягодное садоводство. В настоящее время промышленным выращиванием ягод (клубники, малины, ежевики и голубики) занимаются 3 организации, общая площадь садов которых составляет порядка 200 гектаров.

Выращиванием овощей закрытого грунта занимаются 3 тепличных комбината с общей площадью посадки более 26 гектаров. На ближайшую перспективу планируется реализация инвестиционного проекта по строительству нового тепличного комплекса площадью 17 гектаров в городском округе город Бор.

Осуществлялась поддержка малых форм хозяйствования — потребительских сельхозкооперативов, фермерских хозяйств, в том числе начинающих фермеров, и личных подсобных хозяйств граждан.

На социальное развитие сельских территорий, в том числе улучшение жилищных условий и строительство объектов социально-инженерной инфраструктуры в сельской местности, в 2017 году было направлено почти 300 миллионов рублей, при этом большая часть — из областного бюджета (79%).

Более половины введенного жилья предоставлено молодым семьям и молодым специалистам. Выделенные из областного бюджета на 2018 год дополнительные средства на развитие сельских территорий позволят привлечь дополнительные федеральные деньги и получить более существенные результаты.

В ближайшей перспективе планируется внедрить меры поддержки, направленные на развитие кадров для АПК, а именно: аграрные стипендии для студентов, увеличение размера ежемесячных доплат к зарплате молодым специалистам.

Одно из основных направлений перспектив развития АПК — индустриализация сельского хозяйства на основе современных технологий, в том числе цифровых. Это и автоматизация, и внедрение «умной» сельхозтехники, и применение технологий точного земледелия. Будут внедряться «бережливые технологии» — сейчас две сельхозорганизации отобраны в качестве пилотов для участия в приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости», с тем, чтобы потом тиражировать положительный опыт на другие хозяйства.

Второе ключевое направление — это диверсификация сельскохозяйственного производства. Во-первых, развитие высокомаржинальных направлений. И прежде всего, выращивание и переработка технических культур. Во-вторых, увеличение глубины переработки в сельском хозяйстве. В результате оно не только обеспечивает сырье для производства продуктов питания, но и становится поставщиком компонентов для производства лекарственных и косметических средств, кормов и удобрений.

И третье направление — это создание инновационной среды, в том числе способствующей развитию собственного научно-технического потенциала и внедрению в сельхозпроизводство результатов интеллектуальной деятельности нижегородских научно-исследовательских организаций. Без этого вышеперечисленные задачи не решить.

3.5. Развитие туризма

Еще один сектор экономики, который может стать дополнительным источником роста, — туризм. В основе этого убеждения огромный потенциал культурно-исторического наследия, которым обладает регион, в том числе уникальность нижегородских народных художественных промыслов.

Политика области базируется на использовании принципов кластерного развития территорий, обладающих значительным туристическим потенциалом, и их интеграции в межрегиональные и международные туристические маршруты.

Сейчас, например, разрабатывается проект по развитию Дивеевского туристического кластера.

В 2017 году в целях продвижения турпродукта Нижегородской области на российском и зарубежном рынках туристских услуг регион принял участие в 5 крупнейших международных туристских выставках.

Кроме того, потенциал Нижегородской области был презентован на Китайском форуме. Подписано соглашение о сотрудничестве и интеграции региона в «Красный маршрут».

В рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019−2025 годы» Нижегородская область включена в число приоритетных туристских дестинаций — «Волжский путь», специализирующегося на круизном туризме.

В целях стимулирования развития малого бизнеса в сфере внутреннего въездного туризма и увеличения турпотока разработана новая мера поддержки в виде предоставления субсидий на возмещение туроператорам части затрат на организацию чартерных программ для туристов, прибывающих в Нижегородскую область, а также на проведение рекламно-информационных туров. На 2018−2020 годы на эти цели в областном бюджете запланированы 8,4 миллиона рублей.

3.6. Развитие малого и среднего бизнеса

Политика региона по развитию малого и среднего предпринимательства формируется, в том числе в рамках участия в федеральном приоритетном проекте «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В области создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере инновационного предпринимательства, обеспечивающая консультативную помощь, подбор контрагентов, финансирование и другие виды поддержки.

Действуют 11 бизнес-инкубаторов, количество рабочих мест в которых составляет 7,5 тысяч.

Осуществляет свою деятельность «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области». Его основными целями являются вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, поддержка выхода предприятий на иностранные рынки и содействие развитию экспорта инновационной высокотехнологичной продукции. Участие предприятий во всех мероприятиях Центра бесплатное.

В 2017 году при содействии Центра 16 нижегородских экспортоориентированных предприятий заключили 36 экспортных контрактов на сумму 184 миллиона рублей. При этом объем контрактов на 25% больше, чем в 2016 году.

В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса действует «Агентство по развитию системы гарантий и Микрокредитная компания для субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области». За 2017 год Агентством выдано поручительств на сумму 570 миллионов рублей, что позволило привлечь кредитов в размере 1,7 миллиарда рублей, а также выдано 107 микрозаймов на сумму 88,4 миллиона рублей. В 2018 году планируется увеличение капитализации Агентства на 65,5 миллионов рублей.

Правительство области ведет активное взаимодействие с акционерным обществом «Корпорация МСП». Запущен информационный портал «Бизнес-навигатор МСП», позволяющий предпринимателям получить доступ к информации обо всех мерах поддержки, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, о планах закупок крупнейших заказчиков, позволяет подобрать в аренду помещение для бизнеса или франшизу, а также вариант кредита. На начало
2018 года на территории Нижегородской области на портале Бизнес-навигатора зарегистрировано и выполнили «значимые действия» 11,7 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства.

Организованно сопровождение проектов субъектов МСП по программе льготного кредитования «Программа 6,5», реализуемой Корпорацией. Это позволило в 2017 году привлечь предпринимателями области более 4,2 миллиарда рублей кредитных средств (это соответствует 6 месту среди регионов РФ).

В 2017 году были расширены перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование субъектам МСП. Всего перечни содержат более 900 объектов, что на 10,8% больше, чем в 2016 году. В 2018 году работа по дополнению перечней будет продолжена.

По официальной отчетности, в 2017 году прекратили свою деятельность 18,5 тысяч юридических лиц, однако при этом 16,8 тысяч из них — в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, то есть Федеральной налоговой службы.

Такое право у налоговых органов есть в отношении тех юридических лиц, которые на протяжении ряда лет не сдают отчетность, у них нет открытых счетов, то есть они фактически прекратили деятельность, но никаких действий по ликвидации не принимают. В целях обеспечения адекватности информации о количестве хозяйствующих субъектов, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, реальной ситуации налоговые органы провели ее корректировку. Естественно это коснулось всех регионов России. Например, в Республике Татарстан прекратили свою деятельность 26 тысяч юридических лиц, в Свердловской области — 24,4 тысячи, в Новосибирской области — 19,3 тысячи и так далее.

Что касается Нижегородской области, то, согласно той же официальной отчетности, количество вновь зарегистрированных организаций за 2017 год составило 8,4 тысячи. Так что логичнее говорить о притоке, чем об оттоке, поскольку реальный баланс остался положительным — число предприятий увеличилось
на 6,7 тысячи.

3.7. Развитие транспортной системы

На мероприятия программы «Развитие транспортной системы Нижегородской области» в 2017 году направлено 21,5 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета — 6,7 миллиарда рублей.

В 2017 году финансирование строительства дорог выросло практически на 1 миллиард рублей и составило 6,5 миллиардов рублей, причем почти половина — федеральные средства.

В том числе из регионального бюджета были выделены средства на строительство дорог, обеспечивающих круглогодичную связь поселений с сетью трасс общего пользования, а также в форме субсидий муниципальным бюджетам на строительство и реконструкцию автодорог местного значения.

Отдельный блок работы — это подготовка транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу. Всё, что было запланировано, реализовано. Эти объекты не только позволят достойно принять гостей Чемпионата, но и станут элементами современного транспортного каркаса нижегородской агломерации и региона в целом, формирование которого мы ставим в качестве стратегической задачи. Ключевым компонентом этого каркаса станет высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва-Казань», строительство которой начнется в 2019 году.

В конце прошлого года завершился крупный проект: новый мостовой переход через Волгу с комплексом прилегающих к нему транспортных объектов, который решает проблему доступа в северные районы Нижегородской области, а также в Кировскую область и республику Марий Эл.

Такие проекты, оказывающие существенное влияние на пространственное развитие, о значимости которого говорил в своем Послании Президент, будут и в дальнейшем поддерживаться региональным Правительством.

Нижегородская область планирует участвовать в пилотном федеральном проекте по «инфраструктурной ипотеке», предусматривающем использование нового механизма государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в развитие дорожно-транспортного комплекса региона. Работа началась ещё в прошлом году. Сейчас мы заявились в Минэкономразвития России с 12 проектами. Кроме прямого влияния на состояние дорожно-транспортной сети и развитие логистической привлекательности региона реализация данных инвестиционных проектов, по нашей оценке, может обеспечить 1−2% ежегодного дополнительного прироста ВРП.

Значительная доля «транспортных денег» в прошлом году — 8,1 миллиарда рублей (в т.ч. 1,2 млрд. рублей из федерального бюджета) — была направлена на ремонт и содержание автомобильных дорог. За прошедший год отремонтировано 544 километра автодорог и 944 погонных метра мостов.

С 2017 года в регионе началась реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». При этом были поставлены задачи — привести в нормативное состояние дорожную сеть городских агломераций и снизить места концентрации дорожно-транспортных происшествий. На их решение было направлено 2,6 миллиарда рублей (из них средства федерального бюджета составили 1,2 млрд. рублей). На эти деньги было отремонтировано свыше 134 километров автодорог. В результате доля дорог Нижегородской агломерации, отвечающих нормативным требованиям, увеличилась за прошедший год с 45% до 59%. Кроме того, были ликвидированы 32 места концентрации ДТП из 102 до реализации программы. Работа будет продолжена. Задача области — к 2025 году довести уровень по нормативам до 85%, и, как минимум, вдвое сократить количество мест концентрации ДТП (по сравнению с 2016 годом).

В 2017 году приобретено 200 автобусов и 23 новых вагона метрополитена. Однако, кроме обновления подвижного состава, оперативного решения требуют проблемы финансового оздоровления транспортных МУПов. Ресурсами повышения качества обслуживания являются и оптимизация маршрутов, и «цифровизация» отрасли.

Правительством области реализуется проект по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда.

Проводятся мероприятия по внедрению мониторинга и управления пассажирскими перевозками на базе региональной навигационно-информационной системы Нижегородской области (РНИС).

Для эффективного регулирования транспортных потоков, уменьшения заторов и аварийности мы планируем внедрить автоматизированную систему управления дорожным движением в крупных городах и на ключевых магистралях региона.

3.8. Развитие энергетической инфраструктуры

Развитие энергетической инфраструктуры региона, направленное на повышение надежности ее функционирования, осуществляется в рамках инвестиционных программ энергоснабжающих компаний.

Значимым проектом в 2017 году стала реконструкция участка перехода через Волгу линии электропередач от Нижегородской ГЭС до Семенова, позволившая существенно повысить показатели надежности электроснабжения городов Заволжье, Городец, Семенов. В Нижнем Новгороде реконструированы две подстанции 110 кВ, для электроснабжения жилого комплекса «Окский берег» построена высоковольтная линия.

Резервы электроснабжения заключаются в более эффективном использовании имеющихся объектов. Пятилетняя инвестиционная программа «Россетей» предусматривает реконструкцию и раскрытие, как минимум, 33 центров питания.

Кроме того, компания «Россети» выразила готовность увеличить объем инвестиций в развитие электросетевого хозяйства региона, взять на себя обслуживание муниципальных и постепенно решать проблемы так называемых «бесхозных» электросетей. Единый центр ответственности за надежное и качественное электроснабжение сокращает время восстановления электроснабжения в случае технологических нарушений, а также операционные затраты на эксплуатацию оборудования.

По инвестиционной программе «Газпрома» в 2017 году завершено строительство двух межпоселковых газопроводов общей протяженностью 25,5 километров. Также в рамках сотрудничества регионального Правительства с компанией «Газпром» велось строительство сетей газоснабжения в 7 муниципальных районах. Всего в 2017 году в Нижегородской области построено более 426 километров газовых сетей (в том числе, в сельской местности — 264 км).

3.9. Развитие системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда

Правительство ведет целенаправленную работу по развитию системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда, отвечающих потребностям экономики региона.

В 2017 году была продолжена работа по развитию сети многофункциональных центров прикладных квалификаций (в соответствии с майскими указами Президента) и сети современных ресурсных центров. В этих центрах в течение 2017 года прошли обучение около 20 тысяч человек.

В рамках федерального проекта по дуальному обучению 5 организациям среднего профессионального образования Нижегородской области в 2017 году присвоен статус региональных тьютеров, которые обеспечивают консультативно-методическую помощь другим организациям среднего профессионального образования области. Элементы практико-ориентированного обучения введены в более чем 70% профессиональных образовательных организациях.

В настоящее время половина организаций осуществила переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты из федерального перечня ТОП-50. Проводится подготовка педагогических кадров по освоению лучших отечественных и международных практик для перехода на ТОП- 50, которая будет завершена до 2018 года.

В рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» Нижегородской области из средств федерального бюджета выделена субсидия в размере 27,6 миллиона рублей на создание регионального Центра сетевого взаимодействия на базе Выксунского металлургического колледжа. В нем будет осуществляться подготовка студентов, в том числе из других профессиональных образовательных организаций, по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям из перечня ТОП-50.

Для этого будет закуплено высокотехнологичное оборудование, которого нет в других профессиональных образовательных организациях, и создана современная технологическая платформа для проведения дистанционного обучения.

В регионе развивается чемпионатное движение «Молодые профессионалы» — Ворлдскиллс Россия. Область принимает активное участие и в олимпиадном движении профессионального мастерства. По итогам Всероссийской олимпиады 2017 года Нижегородская область совместно с республикой Башкирия являются лидерами движения.

Правительство области продолжает оказывать поддержку способных школьников, студентов, молодых ученых и специалистов в виде именных стипендий, грантов в сфере науки, технологий и техники, премии имени Кулибина.

Участие в этих конкурсах мотивирует молодых людей на профессиональное развитие, а следовательно, обогащает региональный рынок труда квалифицированными специалистами.

О высоком уровне компетенций и творческом потенциале нижегородской молодежи говорит тот факт, что год от года увеличивается число наших победителей во Всероссийском конкурсе молодежных проектов, в конкурсе Грантов Президента России, а также в программе «Умник» федерального Фонда содействия инновациям.

4. Институциональная среда

4.1. Улучшение бизнес-среды

В целях улучшения бизнес — среды в области реализуются целевые модели по 12 направлениям упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной и предпринимательской привлекательности региона.

В целом плановые показатели 2017 года выполнены на 95% при среднем уровне исполнения по России — 92%. Вместе с тем за Нижегородской областью остается пока низкий рейтинг — 59 место среди регионов России. Это связано с тем, что соответствующий опрос предпринимателей проводился в середине 2017 года, когда процент выполнения у нас был существенно ниже.

Ведется целенаправленная работа по улучшению инвестклимата и бизнес-среды и регион намерен в перспективе выйти в число лидеров.

Масштабные задачи развития области требуют оптимизации процессов госуправления, повышения уровня его цифровизации, эффективного использования бюджетных средств и тесной работы всех ветвей власти.

4.2. Оказание государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в электронном виде

В 2017 году была проведена большая работа по популяризации среди населения получения услуг в электронной форме и повышению доступности активации учетной записи гражданина на федеральном портале Госуслуг.

В результате проведенных мероприятий доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в Нижегородской области за 2017 год составила 63,4%, при плановом показателе — 60%.

С целью обеспечения доступа граждан к получению государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» в отдаленных населенных пунктах области дополнительно открыты 24 окна в МФЦ и 5 окон в обособленных офисах.

В 2017 году был расширен перечень государственных услуг, предоставляемых через МФЦ.

В планах — дальнейшая оптимизация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг: создание удобных сервисов, способствующих более комфортному получению услуг и минимизации личного обращения, увеличение числа услуг в электронном виде.

Для оказания услуг предпринимателям к настоящему времени открыты бизнес-окна в 5 МФЦ общего профиля. Кроме того, в текущем году начал действовать специализированный МФЦ для бизнеса — открылись первые 10 окон, а также удаленное рабочее место этого МФЦ, организованное на базе НБД-банка. В течение 2018 года планируется создание еще 10 окон обслуживания, оборудование конференц-зала для проведения деловых мероприятий и учебного класса, а также расширение перечня оказываемых бизнесу государственных услуг.

Также планируется переход на новую систему электронного документооборота, в которой исключено дублирование документов в бумажном виде, и каждый сотрудник органов исполнительной власти имеет возможность участвовать в документообороте со своего рабочего места.

В перспективе в данную систему будут интегрированы и рабочие места сотрудников органов местного самоуправления Нижегородской области.

4.3. Развитие контрактной системы в сфере закупок

В 2017 году в рамках контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд было проведено почти 18,5 тысяч конкурентных торгов на общую сумму 49,8 миллиарда рублей.

Продолжают осуществляться централизованные совместные закупки социально значимой продукции и по объектам строительства. Они позволяют сэкономить бюджетные средства за счет формирования единых лотов с оптовым уровнем объемов поставок. В централизованном порядке организовано 910 торгов на общую сумму 20,8 миллиарда рублей.

Общая экономия от снижения цены при проведении конкурентных закупок составила 2,6 миллиарда рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2016 года.

4.4. Управление государственным имуществом

В 2017 году в консолидированный бюджет области поступило более 2 млрд рублей неналоговых доходов от управления государственным имуществом, использования и реализации земельных участков, что составляет 98,6% от бюджетного задания. При этом поступление доходов от управления госимуществом составило 78,8% от бюджетного задания, что в основном обусловлено недополучением средств по инвестиционным соглашениям.

План по доходам от аренды госимущества и отчислениям от прибыли госпредприятий перевыполнен на 10%.

Задачами Правительства области на 2018−2019 годы являются внедрение системы проектного управления в целях повышения эффективности деятельности в сфере имущественных и земельных отношений; формирование банка земельных участков и вовлечение их в хозяйственный оборот; создание дорожной карты по построению риск-ориентированной системы работы с дебиторами и контрагентами для обеспечения эффективной работы с должниками и предупреждения образования задолженности.

4.5. Создание благоприятной социальной среды

Правительство области проводит целенаправленную работу по объединению усилий органов власти, бизнес-структур, некоммерческих организаций, средств массовой информации и жителей для создания благоприятной социальной среды в регионе.

Диалог органов власти с населением области осуществляется через практику телеконсультаций в режиме «on-line», тематических горячих телефонных и интернет-линий, теле- и радиоэфиров, личных встреч, через интернет-форумы. Ежегодно в адрес Губернатора и Правительства области поступает около 40 тысяч обращений, в том числе в 2017 году поступило и обработано 37 тысяч сообщений.

В целях создания условий для укрепления гражданского единства реализуется госпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области». В рамках программы был проведен конкурс на реализацию проектов (программ) НКО, направленных на этнокультурное развитие народов и профилактику экстремистских проявлений. По итогам конкурса финансовую поддержку получили 23 НКО.

Также состоялся Конгресс народов России, в рамках которого обсуждалась реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. Впервые в регионе проведен Всероссийский фестиваль национальных культур «Дружба народов», мероприятия которого посетили
более 8 тысяч нижегородцев и гостей региона.

В целом межконфессиональная и межнациональная ситуация в Нижегородской области остается спокойной.

Одним из направлений развития гражданского общества является поддержка социально ориентированных НКО. В 2017 году на эти цели из областного бюджета было направлено 6 миллионов рублей, успешно выполнены 46 проектов.

63 проекта социально ориентированных НКО получили гранты Президента на развитие гражданского общества. Сумма привлеченных НКО средств превысила 100 миллионов рублей, что в 4 раза больше, чем в 2015—2016 годах.

В области действует 457 волонтерских объединений (около 11 тыс. человек), а также областная «Школа волонтера». Кроме того, работают региональные отделения Всероссийских общественных движений, в том числе «Волонтерство Победы» и «Волонтеры-медики».

Проведение в 2018 году Года добровольца создаст новый импульс развитию волонтерского движения.

Сегодня необходимо готовить новое поколение современно мыслящих, образованных и профессионально подготовленных людей, способных быть лидерами.

С этой целью в области создан Совет по делам молодежи, в который вошли молодые парламентарии, представители научного сообщества, молодежных общественных организаций.

В настоящее время его участники подготовили пакет инициатив в различных сферах жизни молодежи. В частности, к ним относится идея проведения инновационного образовательного форума. Интересные предложения звучат и по вопросу формирования кадрового резерва.

Также Совет представил инициативу по проведению областного молодежного фестиваля «Высота 52», который объединит свыше 5 тысяч молодых людей. Участники фестиваля встретятся с известными людьми, примут участие в мастер-классах, познакомятся с различными субкультурами и молодежными организациями.

4.6. Взаимодействие с органами местного самоуправления

Правительством области осуществляется тесное взаимодействие с органами местного самоуправления. Регулярно проводятся совещания с главами ОМСУ по актуальным вопросам, выезды в муниципалитеты, личные встречи с руководителями муниципальных образований.

Органы исполнительной власти также плотно работают с муниципалитетами по вопросам развития экономического потенциала территорий.

Развитие моногородов — это еще один аспект нашей совместной работы с ОМСУ. В 2017 году она получила дополнительный импульс в связи с тем, что развитие монотерриторий вошло в число направлений стратегического развития Российской Федерации до 2025 года, и была утверждена федеральная приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов».

По итогам 2017 года в моногородах создано 4,8 тысячи новых рабочих мест, реализовано 45 проектов программы «Пять шагов благоустройства», объем финансирования которых составил порядка 615 миллионов рублей. При этом около 480 миллионов рублей выделено из регионального бюджета.

Как и в прошлые годы, осуществлялся проект по поддержке местных инициатив. В 2017 году в нем приняли участие все районы и городские округа. Было реализовано почти 500 инициатив. Этот проект имеет растущую популярность, поэтому его реализация будет продолжена.

4.7. Динамика социально-экономического развития Нижегородской области за 2017 год

Оценка динамики социально-экономического развития области по итогам 2017 года важна с точки зрения корректировки региональной социально-экономической политики и определения приоритетных задач на текущий год и ближайшую перспективу.

Большинство показателей динамики реального сектора экономики по итогам отчетного года находится в положительной зоне и относительно уровня прошлого года, и по сравнению со среднероссийскими значениями. Это касается динамики промышленного производства, и, прежде всего, обработки, где превышение над темпами роста по России в целом составляет более 5 процентных пунктов. Строительная отрасль региона после двухлетнего падения перешла к компенсационному росту, в то время как российский показатель остался меньше 100%. Более интенсивно восстанавливается розничная торговля. Существенное опережение наблюдается в динамике внешнеторгового оборота.

Однако по такому важнейшему показателю, как инвестиции в основной капитал, сохраняется сложная ситуация. Наблюдаемый восстановительный рост ниже, чем в среднем по России: 101,3% у региона и 104,4% по стране. Среди регионов с сопоставимой по масштабам экономикой (первые пятнадцать по величине ВРП) область занимает достаточно высокую позицию — 6 место по итогам
2017 года.

Экономические процессы носят циклический характер. Динамика регионального промышленного производства после трех последних лет, которые пришлись на восходящую фазу развития, то есть ежегодного ускорения, перешла в фазу замедления темпов роста: 104,7% в 2017 году против 105,4% в 2016 году. Текущее запаздывание в поступательной динамике инвестиционной активности может негативно сказаться в среднесрочной перспективе на темпах роста основного сектора экономики области. В связи с этим интенсификация инвестиционной активности в регионе является абсолютным приоритетом нашей деятельности по развитию экономики.

И здесь существует много точек приложения усилий. Это и улучшение инвестклимата, и развитие инвестиционной инфраструктуры, и повышение доступности кредитных ресурсов.

Анализ показывает, что существенным моментом, сдерживающим инвестиционную деятельность, является достаточно высокий уровень долговой нагрузки (отношение обязательств к EBITDA) крупных и средних предприятий. Причем, если по заемным средствам уровень закредитованности составляет всего 1,7 раза, то по всем обязательствам, включая кредиторскую задолженность перед поставщиками и бюджетом, — 5 раз. Именно этот показатель учитывается банками при принятии решения о предоставлении кредита. Значит, необходимо расширять такие виды поддержки, как гарантии, залоговый фонд и льготирование процентной ставки. Регион начинает двигаться в этом направлении.

Кроме того, совершенно недостаточным является текущий объем средств федеральных институтов развития, привлекаемых в область. Регион, прежде всего, промышленность, может представить на федеральный уровень большее количество качественно подготовленных перспективных проектов. Задача Правительства — реализовать эту возможность.

Несмотря на достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, по которому область занимает 8 место среди субъектов России (область- 29,9% в ВРП, Россия — 20,4% в ВВП), в структуре экономики региона преобладают отрасли III и IV технологических укладов. Они отличаются высокой ресурсоемкостью и относительно медленными темпами развития, — занимают порядка 85% в общей отгрузке. И только 10% относится к V технологическому укладу — это электроника, IT-сектор, научные исследования и разработки, связь. В совокупности с изношенностью основных производственных фондов, которая по области составляет 52% (что выше среднероссийского уровня), это оказывает сдерживающее влияние на конкурентоспособность региональной экономики, прежде всего, на увеличение производительности труда, и требует значительных инвестиций, направленных на технологическую модернизацию.

В свою очередь, этим определяется еще один наш приоритет — активизация технологических инноваций. Для промышленного комплекса Нижегородской области сутью этих инноваций должно стать формирование так называемой «Индустрии 4.0», которая основана на интеграции в производственные процессы киберфизических систем, управляемых с помощью «промышленного интернета». Следует отметить, что текущий уровень цифровизации экономики области относительно невысокий — менее 20% предприятий используют специальные программные средства для проектирования и управления автоматизированным производством.

Перспективным направлением развития является также организация на территории области производства компонентов, необходимых для осуществления цифровизации — новых материалов, элементной базы микро- и наноэлектроники, интеллектуальных датчиков, приводов, специализированного программного обеспечения, облачных решений и так далее. Это будет работать на увеличение доли прогрессивных V и VI технологических укладов в технологической структуре экономики региона.

Важной задачей на долгосрочную перспективу является стимулирование импортозамещения и увеличения высокотехнологичного экспорта. По темпам роста внешнеторгового оборота в 2017 году область в числе лидеров среди 15 сопоставимых регионов: 1 место по темпам роста экспорта и 4 место — по динамике импорта. Вместе с тем по объемным показателям — во второй половине этого списка: по импорту — на 9 месте, по экспорту — на 14. Это говорит, с одной стороны, о нашей относительно высокой зависимости от импорта и актуальности импортозамещения. С другой стороны, — о существенном потенциале усиления экспортоориентированности экономики. По итогам 2017 года только 13% отгрузки обрабатывающих производств области было направлено на экспорт. Решение этой задачи возможно только на основе технологического развития, то есть лежит в поле приоритета инноваций.

Во-первых, региону предстоит:

· соответствующим образом перенастроить региональную законодательную базу в сфере инвестиций и инноваций, нацелив ее на стимулирование спроса бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

· найти возможность регулярно увеличивать капитализацию региональных институтов развития;

· расширить возможности инновационной инфраструктуры за счет создания инжиниринговых центров, агроакселераторов, центров прототипирования и так далее;

· создать адаптивную систему подготовки кадров, которая смогла бы насытить экономику региона высококвалифицированными специалистами, прежде всего, технологическими менеджерами и мультикомпетентными IT-специалистами. Другими словами — создать в регионе экосистему инноваций.

Во-вторых, будет активнее использоваться в приоритетных отраслях такой инструмент, как кластерная политика, поскольку согласованное развитие предприятий в рамках кластеров позволит активизировать процесс расширения производственных цепочек, в том числе за счет импортозамещения. Также это поможет добиться синергетического эффекта в развитии за счет объединения потенциала научно-исследовательской базы и технологических возможностей производственных мощностей.

Основными проблемами в социальной политике следует назвать медленные темпы изменения демографической ситуации и сохранение естественной убыли населения. Регион находится на последних местах среди сопоставимых регионов: по уровню рождаемости — на 14 месте, по уровню смертности — на 15.

Кроме того, близость мощного полюса роста с центром в столице России обусловливает значительную миграцию нижегородцев в Москву и Московскую область (за 2017 год — 8,2 тыс. человек). При этом в центр, как правило, уезжают молодые, способные люди.

В связи с этим ключевым приоритетом области будет создание условий для жизни, способных конкурировать по отдельным параметрам со столичными стандартами.

Это многоаспектная задача, и потенциал для развития есть в каждом из них.

В здравоохранении акцент будет сделан, во-первых, на развитии высокотехнологичной медицинской помощи. В кардиологии уже на переднем крае внедрения современных технологий. Нижегородская область впереди многих регионов по темпам снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Будут развиваться компетенции в онкологии, которая является второй по значимости причиной смертности. Этому в значительной степени будет содействовать кластер ядерной медицины, который планируется создать в регионе. Сейчас этот проект прорабатывается с Минздравом России, Российской Академией наук и госкорпорацией «Росатом».

Во-вторых, будет проведена модернизация сети учреждений здравоохранения на основе внедрения цифровых технологий, в том числе телемедицины, а также «бережливых технологий», которые будут работать на комфорт в получении медицинских услуг и повышение их качества и доступности.

В области формируется масштабная долгосрочная программа по развитию спорта и физической культуры. Ее реализация будет способствовать распространению здорового образа жизни, а, следовательно, положительно скажется на состоянии здоровья жителей области.

В образовании целевая установка региона заключается в создании системы непрерывного образования, когда в любом возрасте, при любой жизненной ситуации, человек может повысить свою квалификацию или сменить профессию.

Современной экономике требуются специалисты, обладающие компетенциями в различных отраслях знаний. В связи с этим будет развиваться прогрессивная сетевая форма образования, когда человек одновременно сможет учиться по одной совместной образовательной программе в разных учебных заведениях в рамках специальных соглашений между ними.

Будет проводиться целенаправленная работа с талантливой молодежью, развиваться дополнительное образование технической и естественно-научной направленности, увеличиваться число школ с одновременным углубленным изучением таких предметов, как биология, физика, химия, математика и информатика.

Социальная политика играет основную роль в обеспечении социального благополучия, выравнивания условий жизни для уязвимых категорий граждан. Ведется работа по повышению ее эффективности, поскольку на текущий момент только 26% региональных социальных пособий предоставляется адресно.

Обеспеченность жильем, особенно молодых семей и молодых специалистов, является одним из самых мощных инструментов удержания граждан на территории региона и привлечения новых жителей. Планируется использовать и ипотеку, и арендное жилье, и комплексную застройку под жилье экономкласса.

В сфере культуры деятельность Правительства области будет направлена на сохранение культурно-исторической идентичности и развитие креативных индустрий. В настоящее время разрабатывается программа реновации объектов культурного населения Нижегородской области, в том числе исторического центра Нижнего Новгорода. Планируется строительство нового здания театра оперы и балета, современного концертного зала. Будет продолжено строительство модульных домов культуры.

Решение экономических и социальных вопросов во многом связано с задачами сбалансированного пространственного развития Нижегородской области. В стратегической перспективе регион — это эффективно организованное на принципах устойчивого развития пространство, обеспечивающее рациональное использование имеющихся ресурсов, минимальную территориальную дифференциацию уровня и качества жизни населения и сохранность уникальной экосистемы региона.

Приоритетными направлениями пространственного развития Нижегородской области будут:

· сбалансированное развитие отраслевой специализации территорий (исключающей появление моногородов), в том числе создание территорий опережающего социально-экономического развития;

· территориальная кластеризация производственных мощностей по принципу максимизации добавленной стоимости;

· управляемое развитие Нижегородской агломерации при одновременном развитии нескольких полюсов роста, сопровождающимся совершенствованием муниципального управления;

· выравнивание территориальной дифференциации условий жизнедеятельности центральных и периферийных районов области, создание современных образцов организации поселений с улучшением застройки и планировки, рациональной прокладкой коммуникаций, обустройством дорог, охраной и улучшением окружающей среды; повышение доступности высококачественных социальных услуг за счёт использования информационно-коммуникационных технологий и мобильных способов оказания услуг;

· развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализация транзитного и туристического потенциала региона.

4.8. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти

В 2017 году Законодательное Собрание области провело напряженную законотворческую работу. Ни один внесенный по инициативе Губернатора Нижегородской области законопроект не был отклонен депутатами.

В 2018 году совместная работа по подготовке и принятию законов будет не менее интенсивной.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию по выполнению новых задач на ближайший период и долгосрочную перспективу.

Скачать документ

Дата публикации

9 июня 2018, 15:21