Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

19 августа 2018, воскресенье

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Проект нормативного правового акта

Внесен Губернатором области

Проект

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Нижегородской области (далее — в сфере охраны здоровья).

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

5) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

6) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

7) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация);

8) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

9) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

10) донор крови и (или) ее компонентов (далее — донор) — лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты.

Понятия «охрана здоровья граждан» и «здравоохранение», используемые в законодательстве Нижегородской области и иных правовых актах органов государственной власти Нижегородской области, являются равнозначными.

Положения настоящего Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В целях настоящего Закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Статья 3. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья в соответствии с федеральным законом являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4. Полномочия высших органов государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья

1. Законодательное Собрание Нижегородской области:

1) принимает законы Нижегородской области, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья;

2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Нижегородской области, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья;

3) осуществляет другие полномочия в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.

2. Губернатор Нижегородской области:

1) организует исполнение законов Нижегородской области, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья;

2) определяет в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Нижегородской области приоритеты финансирования мероприятий в сфере охраны здоровья;

3) обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

4) осуществляет другие полномочия в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Нижегородской области.

3. Правительство Нижегородской области:

1) обеспечивает исполнение законов Нижегородской области, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья;

2) утверждает программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;

3) устанавливает порядок формирования перечня медицинских организаций, указанного в части второй пункта 2 статьи 23 настоящего Закона;

4) устанавливает порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу;

5) устанавливает порядок занятия народной медициной;

6) устанавливает условия, на которых несовершеннолетние проходят медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом, проходят диспансеризацию, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию, и условия, на которых несовершеннолетним оказывается медицинская помощь, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;

7) устанавливает порядок и условия получения несовершеннолетними без взимания платы медицинской консультации при определении профессиональной пригодности;

8) утверждает перечень поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, не включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также устанавливает меры социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений, включенных в такой перечень;

9) определяет исполнительные органы государственной власти Нижегородской области, уполномоченные на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения Нижегородской области;

10) устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

11) устанавливает меры социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет;

12) устанавливает дополнительные меры социальной поддержки в сфере охраны здоровья;

13) ежегодно рассматривает доклад о состоянии здоровья граждан, проживающих на территории Нижегородской области, подготовленный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья;

14) принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о проведении дополнительных противоэпидемических мероприятий в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

15) на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимает решения о введении в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) дополнительных показаний к проведению предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров работников;

16) оказывает содействие развитию научных исследований, проводимых научными работниками, специалистами высокой квалификации, научная и научно-техническая деятельность которых получила признание в Российской Федерации, а также передовых научных исследований и экспериментальных разработок в сфере охраны здоровья;

17) осуществляет другие полномочия в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Нижегородской области и нормативными правовыми актами Нижегородской области, принимаемыми Губернатором Нижегородской области.

Статья 5. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья:

1) разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;

2) обеспечивает разработку и реализацию региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координацию;

3) разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) организует оказание населению Нижегородской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области;

5) организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области;

6) организует медицинскую деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области;

7) утверждает перечень медицинских организаций, указанный в части второй пункта 2 статьи 23 настоящего Закона;

8) создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

9) организует обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 4, 5 и 11 настоящей статьи, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный федеральным законом перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или к инвалидности;

10) организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 4, 5 и 11 настоящей статьи;

11) реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

12) организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) организует реализацию мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Нижегородской области, в том числе организует проведение иммунопрофилактики на территории Нижегородской области и осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью медицинских организаций по предупреждению инфекционных заболеваний;

14) информирует на основе ежегодных статистических данных население Нижегородской области, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории Нижегородской области, а также информирует об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

15) ежегодно осуществляет подготовку доклада о состоянии здоровья граждан, проживающих в Нижегородской области, и направляет его на рассмотрение Правительства Нижегородской области;

16) организует создание и развитие медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, оказывающих медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальной инфраструктуры, ориентированной на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья;

17) осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Нижегородской области;

18) взаимодействует с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области, со страховыми медицинскими организациями, а также с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья;

19) принимает решение об использовании на территории Нижегородской области наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов (в части, касающейся формирования и выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, в форме электронных документов, в соответствии с федеральным законодательством применяется с 1 января 2019 года);

20) выдает разрешения на занятие народной медициной, принимает решения о лишении гражданина разрешения на занятие народной медициной;

21) осуществляет организацию заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, государственных образовательных организациях Нижегородской области и государственных научных организациях Нижегородской области;

22) принимает методические рекомендации для организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов;

23) принимает методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Нижегородской области, организаций и граждан по проведению профилактических прививок, по предупреждению распространения инфекционных заболеваний;

24) проводит на территории Нижегородской области мероприятия по организации, развитию и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов, в том числе мероприятия, направленные на пропаганду безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов;

25) устанавливает пищевой рацион донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, не ниже чем примерный пищевой рацион донора, установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

26) ежегодно направляет в федеральные государственные профессиональные образовательные организации и федеральные государственные образовательные организации высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации заявки на целевой прием обучающихся для обеспечения государственной и муниципальной систем здравоохранения квалифицированными специалистами;

27) организует получение работниками медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения дополнительного профессионального образования;

28) участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Нижегородской области;

29) осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со своими полномочиями, а также ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных органов и организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных федеральным законом;

30) создает условия для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;

31) осуществляет другие полномочия в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Нижегородской области и нормативными правовыми актами Нижегородской области, принимаемыми Губернатором Нижегородской области и Правительством Нижегородской области.

Статья 6. Деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Нижегородской области, в сфере охраны здоровья

1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Нижегородской области (за исключением территорий, особенности организации оказания медицинской помощи населению которых устанавливаются Правительством Российской Федерации) (далее — органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов), в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законом:

1) создают условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с частью 2 настоящей статьи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах полномочий, установленных федеральным законом;

2) обеспечивают организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи им полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законом;

3) информируют население муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования на основе ежегодных статистических данных, а также информируют об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с настоящим Законом;

4) участвуют в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участвуют в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информируют население о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализуют на территории муниципального образования мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с настоящим Законом;

7) создают благоприятные условия в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских и фармацевтических организациях в соответствии с федеральным законом.

2. Способами создания органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов условий для оказания медицинской помощи населению являются:

1) предоставление медицинским и фармацевтическим организациям, подведомственным исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование;

2) организация транспортного обслуживания населения соответствующего муниципального образования с учетом необходимости обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

3) установление налоговых льгот по местным налогам для медицинских организаций;

4) установление дополнительных мер социальной поддержки для работников медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, в том числе предоставление жилья;

5) предоставление медицинским организациям, подведомственным исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, свободных нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование для организации структурных подразделений медицинских организаций (ФАП, офис врача общей практики, врачебная амбулатория и др.);

6) поддержание дорог в населенных пунктах и между ними, а также подъездных путей к медицинским организациям в состоянии, позволяющем беспрепятственный проезд машин скорой медицинской помощи;

7) иные способы в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Статья 7. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения

1. Государственную систему здравоохранения в соответствии с федеральным законом составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;

2) подведомственные федеральным органам исполнительной власти медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья;

3) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья;

4) подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области медицинские организации и фармацевтические организации, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

2. Муниципальную систему здравоохранения в соответствии с федеральным законом составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Нижегородской области, медицинские организации и фармацевтические организации.

Понятия «медицинские организации муниципальной системы здравоохранения» и «муниципальные медицинские организации», используемые в законодательстве Нижегородской области и иных правовых актах органов государственной власти Нижегородской области, являются равнозначными.

3. Частную систему здравоохранения в соответствии с федеральным законом составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 8. Медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области

1. Медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, оказывают бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств областного бюджета в соответствии с государственными заданиями, доводимыми до них в порядке, установленном законодательством Нижегородской области. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, вправе оказывать платные медицинские услуги.

Понятия «медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области», «государственные медицинские организации Нижегородской области» и «областные государственные организации здравоохранения», используемые в законодательстве Нижегородской области и иных правовых актах органов государственной власти Нижегородской области, являются равнозначными.

2. Медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, создаются и реорганизуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области об управлении государственной собственностью Нижегородской области.

Размещение медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, производится в соответствии с требованиями к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения, установленными исходя из потребностей населения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Медицинские организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В отношении медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Нижегородской области, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения, в состав которой на паритетной основе входят лица, указанные в федеральном законе. Порядок проведения оценки последствий принятия такого решения, включая критерии этой оценки, а также порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки ею заключений устанавливается Правительством Нижегородской области в соответствии с федеральным законом.

В отношении единственной медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Нижегородской области, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в порядке, установленном абзацем вторым настоящего пункта, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья. Порядок проведения таких общественных (публичных) слушаний и определения их результатов определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законом.

Статья 9. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Нижегородской области

1. Органы государственной власти Нижегородской области в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Нижегородской области, в том числе:

1) разрабатывают и реализуют систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление инфекционных заболеваний;

2) разрабатывают и реализуют систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление неинфекционных заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни;

3) разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на информирование граждан, проживающих на территории Нижегородской области, о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья организует реализацию указанных в настоящей части мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Нижегородской области.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Нижегородской области, в соответствии с федеральным законом:

1) осуществляют профилактику инфекционных заболеваний путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний;

2) осуществляют в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, профилактику неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов участвуют в реализации на территории соответствующего муниципального образования указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории этого муниципального образования.

Статья 10. Информирование населения Нижегородской области о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий

1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья информирует население Нижегородской области, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории Нижегородской области на основе ежегодных статистических данных, а также информирует об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий.

2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов информируют население муниципальных образований, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципальных образований на основе ежегодных статистических данных, а также информируют об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий.

В целях информирования населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципальных образований, а также информирования об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:

1) могут предусматривать в бюджете соответствующего муниципального образования бюджетные ассигнования, необходимые для информирования населения муниципальных образований о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципальных образований, а также для информирования об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

2) могут осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Нижегородской области, связанных с производством и распространением социальной рекламы, распространяемой в средствах массовой информации, о профилактике социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе о необходимости проведения профилактических прививок.

Статья 11. Первая помощь

Первая помощь до оказания медицинской помощи в соответствии с федеральным законом оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи в соответствии с федеральным законом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 12. Медицинская помощь

1. На территории Нижегородской области в соответствии с федеральным законом оказываются следующие виды медицинской помощи:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

2. Первичная медико-санитарная помощь в соответствии с федеральным законом является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь в соответствии с федеральным законом оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

3. Специализированная медицинская помощь в соответствии с федеральным законом оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, в соответствии с федеральным законом являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в соответствии с федеральным законом оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

4. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в соответствии с федеральным законом оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с федеральным законом оказывается гражданам бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в соответствии с федеральным законом оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

5. Паллиативная медицинская помощь в соответствии с федеральным законом представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Паллиативная медицинская помощь в соответствии с федеральным законом может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Статья 13. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

1. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи разрабатывается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается Правительством Нижегородской области на тот же срок, на который составляется и утверждается проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.

2. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с федеральным законом включает в себя в том числе территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются положения, предусмотренные федеральным законом.

3. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с федеральным законом учитываются:

1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;

2) особенности половозрастного состава населения Нижегородской области;

3) уровень и структура заболеваемости населения Нижегородской области, основанные на данных медицинской статистики;

4) климатические и географические особенности Нижегородской области и транспортная доступность медицинских организаций;

5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья ежегодно составляет доклад о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Правительство Нижегородской области рассматривает доклад о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и направляет его в Законодательное Собрание Нижегородской области не позднее 1 июня текущего года.

5. Правительство Нижегородской области участвует в заключении соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом.

Статья 14. Обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями

1. На территории Нижегородской области осуществляются следующие виды обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:

1) обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации;

2) обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, осуществляемое в медицинских организациях, оказывающих соответствующие виды медицинской помощи, а также в фармацевтических организациях;

3) обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, осуществляемое в медицинских организациях, оказывающих соответствующие виды медицинской помощи.

2. Объемы, случаи и порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях, определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 15. Организация безвозмездного обеспечения медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации

1. Организация безвозмездного обеспечения медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 4, 5 и 11 статьи 5 настоящего Закона осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья.

2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Нижегородской области, связанных с организацией обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации, необходимых для оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 4, 5 и 11 статьи 5 настоящего Закона, планируются и осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 16. Безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами

Безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, государственных образовательных организаций Нижегородской области и государственных научных организаций Нижегородской области, медицинских организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Нижегородской области в соответствии с настоящим Законом.

Безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи организаций, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья.

Статья 17. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями

1. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями в соответствии с федеральным законом является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.

2. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями в соответствии с федеральным законом предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность медицинских услуг для инвалидов.

3. В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями Общественная палата Нижегородской области по обращению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья формирует в порядке, установленном федеральным законом, общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, расположенными на территории Нижегородской области (за исключением медицинских организаций, учредителем которых является Российская Федерация, и медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Нижегородской области) (далее — общественный совет по независимой оценке качества), и утверждает его состав.

Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законом.

Информация о деятельности общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья.

4. Общественный совет по независимой оценке качества в соответствии с федеральным законом:

1) определяет перечень медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг данными организациями;

2) принимает участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственных контрактов, заключаемых уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями (далее — оператор);

3) осуществляет независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями с учетом информации, представленной оператором;

4) представляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.

5. Поступившая в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья информация об указанных в пункте 4 части 4 настоящей статьи результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному рассмотрению указанным органом в течение одного месяца с даты ее поступления и учитывается им при выработке мер по совершенствованию деятельности медицинских организаций и оценке деятельности их руководителей.

Информация об указанных в пункте 4 части 4 настоящей статьи результатах независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями в соответствии с федеральным законом размещается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья на своем официальном сайте и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ

В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 18. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по сохранению права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, внеочередному оказанию медицинской помощи и ежегодной бесплатной диспансеризации

1. Категории граждан, проживающих в Нижегородской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по сохранению права на получение медицинской помощи в подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, по внеочередному оказанию медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, и по ежегодной бесплатной диспансеризации в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

2. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по сохранению права на получение медицинской помощи в подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, предоставляются лицам, для которых они установлены, в порядке, предусмотренном Правительством Нижегородской области, на основании заявлений, подаваемых в соответствующие медицинские организации.

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Нижегородской области, по внеочередному оказанию медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, и по ежегодной бесплатной диспансеризации в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Нижегородской области, организует уполномоченный исполнительный орган государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в порядке, предусмотренном Правительством Нижегородской области.

Статья 19. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по обеспечению бесплатно и на льготных условиях другими протезами, протезно-ортопедическими изделиями, специальными корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, по компенсации расходов, связанных с приобретением других протезов, протезно-ортопедических изделий.

1. Категории граждан, проживающих в Нижегородской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению бесплатно и на льготных условиях протезами (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, специальными корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, по компенсации расходов, связанных с приобретением протезов (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

2. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по обеспечению бесплатно и на льготных условиях протезами (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, специальными корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами предоставляются лицам, для которых они установлены, на основании заявлений, подаваемых в специализированные организации, осуществляющие обеспечение другими протезами, протезно-ортопедическими изделиями, специальными корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, а в случаях, предусмотренных Правительством Нижегородской области, — в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении Нижегородской области. Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документы, дающие право на получение мер социальной поддержки.

4. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по компенсации расходов, связанных с приобретением протезов (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, предоставляются в размере:

1) 100 процентов от фактической стоимости других протезов, протезно-ортопедических изделий, но не более 100 процентов стоимости аналогичных протезов, протезно-ортопедических изделий, предоставляемых инвалидам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, — гражданам, размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, или одиноко проживающим гражданам, размер доходов которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области;

2) 80 процентов от фактической стоимости протезов, протезно-ортопедических изделий, но не более 80 процентов стоимости аналогичных других протезов, протезно-ортопедических изделий, предоставляемых инвалидам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, — гражданам, размер среднедушевого дохода семей которых составляет более одной величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, и не превышает полутора величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, или одиноко проживающим гражданам, размер доходов которых составляет более одной величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, и не превышает полутора величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области;

3) 50 процентов от фактической стоимости протезов, протезно-ортопедических изделий, но не более 50 процентов стоимости аналогичных других протезов, протезно-ортопедических изделий, предоставляемых инвалидам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, — гражданам, размер среднедушевого дохода семей которых составляет более полутора величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, и не превышает двух величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, или одиноко проживающим гражданам, размер доходов которых составляет более полутора величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области, и не превышает двух величин прожиточного минимума, установленного на душу населения в Нижегородской области.

Порядок определения соотношения фактической стоимости протезов, протезно-ортопедических изделий и стоимости аналогичных других протезов, протезно-ортопедических изделий, предоставляемых инвалидам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере социальной защиты населения.

5. Возмещение расходов специализированным организациям, осуществляющим обеспечение протезами (за исключением зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, специальными корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, производится в порядке, предусмотренном Правительством Нижегородской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по компенсации расходов, связанных с приобретением протезов, протезно-ортопедических изделий, включая порядок исчисления среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для определения размера указанной компенсации, устанавливается Правительством Нижегородской области в соответствии с настоящим Законом.

Статья 20. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Нижегородской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях

1. Категории граждан, проживающих в Нижегородской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

2. Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Нижегородской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях, а также порядок возмещения фармацевтическим организациям расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Нижегородской области.

3. Отдельные категории граждан, проживающие в Нижегородской области, не воспользовавшиеся правом на получение социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеют право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в аптечных организациях за счет средств бюджета Нижегородской области.

4. Отдельные категории граждан, проживающие в Нижегородской области, имеющие право на получение социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и отказавшиеся от их получения, не подлежат обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в аптечных организациях за счет средств бюджета Нижегородской области.

Статья 21. Меры социальной поддержки доноров

1. Гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор СССР», и гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», предоставляются меры социальной поддержки, установленные федеральным законом.

2. Донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном трем максимально допустимым дозам крови и (или) ее компонентов, настоящим Законом устанавливается дополнительная мера социальной поддержки — единовременное пособие в размере 2000 рублей.

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия, указанного в части первой настоящего пункта, устанавливается Правительством Нижегородской области.

Статья 22. Меры социальной поддержки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью.

Пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, оказываются меры поддержки по транспортировке от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи.

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ

МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,

А ТАКЖЕ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 23. Социальная поддержка медицинских, фармацевтических и иных работников в сфере охраны здоровья и членов их семей

1. Лицам в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо в город с населением до 50 тысяч человек Нижегородской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо в город с населением до 50 тысяч человек Нижегородской области из другого населенного пункта предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн. рублей врачам и 500 тыс. рублей фельдшерам. Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат определяется Правительством Нижегородской области.

2. Для медицинских и фармацевтических работников, окончивших медицинские и фармацевтические профессиональные образовательные организации, интернатуру или ординатуру медицинских и фармацевтических образовательных организаций высшего образования либо аспирантуру медицинских и фармацевтических образовательных организаций высшего образования, устанавливается следующая мера социальной поддержки — предоставление жилья в рамках льготного ипотечного кредитования в порядке и на условиях, определяемых Правительством Нижегородской области.

3. Работники медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Нижегородской области, а также члены их семей имеют право на меры социальной поддержки путем возмещения расходов по оплате жилья, отопления и освещения в соответствии с Законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. № 134-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения».

Глава 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 24. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи

1. Финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в соответствии с федеральным законом осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);

3) иных источников в соответствии с федеральным законом.

2. Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в соответствии с федеральным законом осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований областного бюджета, выделяемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

4) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

5) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов Нижегородской области, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;

6) иных источников в соответствии с федеральным законом.

Перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации за счет средств, указанных в пункте 5 части второй настоящей статьи, утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья. Порядок формирования этого перечня устанавливается Правительством Нижегородской области.

3. Финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в соответствии с федеральным законом осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований областного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования).

4) иных источников в соответствии с федеральным законом.

4. Финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи в соответствии с федеральным законом осуществляется за счет:

1) бюджетных ассигнований областного бюджета, выделяемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) иных источников в соответствии с федеральным законом.

5. Обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, при которых обеспечение лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется за счет средств федерального бюджета), осуществляется за счет средств областного бюджета.

6. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в случае передачи им полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законом имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом соответствующего муниципального образования.

Статья 25. Финансирование затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в сфере охраны здоровья

Финансирование затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в сфере охраны здоровья, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

При подготовке проекта закона Нижегородской области об областном бюджете учитываются расходы, связанные с оплатой услуг по осуществлению доставки и пересылки денежных выплат, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 26. Формирование и реализация государственных программ Нижегородской области и муниципальных программ в сфере охраны здоровья

1. Формирование и реализация государственных программ Нижегородской области в сфере охраны здоровья осуществляются в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.

2. Формирование и реализация муниципальных программ в сфере охраны здоровья, в том числе в сфере профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (включая иммунопрофилактику) и формирования здорового образа жизни, осуществляются в соответствии с федеральным законом.

Глава 7. Обязанности жителей Нижегородской области в сфере охраны здоровья

Статья 27. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

1. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

2. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Глава 8. Платные медицинские услуги

Статья 28. Платные медицинские услуги

1. Платные медицинские услуги предоставляются гражданам дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи.

2. Медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, предоставляют гражданам по их желанию за плату медицинские услуги, в том числе входящие в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предусмотренный Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, в соответствии с действующим законодательством.

3. Платные медицинские услуги оказываются за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования

4. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Контроль в сфере охраны здоровья

Контроль в сфере охраны здоровья граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль в сфере охраны здоровья включает в себя:

1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

2) государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств;

3) государственный контроль за обращением медицинских изделий;

4) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль, осуществляемый органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями;

2) ведомственный контроль, осуществляемый в подведомственных органах и организациях исполнительными органами государственной власти Нижегородской области, Федеральными органами исполнительной власти;

3) внутренний контроль, осуществляемый в органах и организациях государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов и организаций;

4) контроль соблюдения объемов, сроков, условий, качества оказания медицинской помощи, осуществляемый фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

Статья 30. Признание утратившими силу отдельных законов Нижегородской области:

Признать утратившими силу Закон Нижегородской области от 28.12.2004 № 157-З «О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении».

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Скачать документ

Дата публикации

4 мая 2018, 14:59