Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

20 ноября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Резолюция Нижегородской областиной межведомственной научно-практической конференции «Концепция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Нижегородской области»

г. Нижний Новгород 24 ноября 2017 года

24 ноября 2017 года в г. Нижнем Новгороде состоялась Нижегородская областная межведомственная научно-практическая конференция «Концепция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Нижегородской области», приуроченная к 20-летию института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Инициатором конференции выступил Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Н.Т. Отделкина при поддержке Законодательного собрания и Правительства Нижегородской области. Соорганизаторами конференции стали: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская академия МВД России, Нижегородский институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, Нижегородское региональное отделение Ассоциации юристов России.

Участники конференции, рассмотрев и обсудив наиболее актуальные проблемы, отмечают, что в настоящее время в Нижегородской области сформированы основы системы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, участники конференции считают целесообразным для развития указанной системы обратиться с рекомендациями :

1.Законодательному Собранию Нижегородской области:

1.1.Приглашать для участия в заседаниях комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области при обсуждении законопроектов, касающихся защиты прав и законных интересов жителей области, представителей экспертного совета либо аппарата Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.

1.2. При подготовке к рассмотрению вопросов об информации о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в Нижегородской области учитывать предложения Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области и Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области.

2. Правительству Нижегородской области:

2.1. В проекте разрабатываемой стратегии развития Нижегородской области до 2035 года предусмотреть:

а) приоритеты взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти с Уполномоченным по правам человека в Нижегородской области в вопросах социального, культурного, физического, духовного и патриотического развития человеческого капитала региона;

б) участие в решении стратегических социальных задач базовых в отношении такого рода стратегии учреждений культуры, образования, спорта, некоммерческих общественных организаций.

2.2. Рассмотреть возможность разработки:

а) региональной государственной программы (подпрограммы, комплексного межведомственного плана или дорожной карты) по правовому просвещению граждан в Нижегородской области;

б) рекомендаций и по повышению эффективности осуществления общественными советами, созданными при органах исполнительной власти Нижегородской области, общественного контроля полноты и качества обеспечения прав и законных интересов жителей области в приоритетных социальных сферах: социальные выплаты и услуги, образование, здравоохранение, жилищная политика и др.

2.3. В рамках реализации Закона Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 144-З «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области» усовершенствовать межведомственное взаимодействие в части организации электронного обмена данными (специализированной автоматизированной информационной системы) между адвокатскими конторами и учреждениями социальной защиты населения по соответствию заявителя категориям населения, имеющим право на предоставление бесплатной юридической помощи (на примере ряда субъектов Российской Федерации) без предоставления гражданином дополнительных справок, подтверждающих его малообеспеченность и социальный статус.

2.4. Принять участие в работе временного научно-практического коллектива в целях разработки проекта концептуального (стратегического) документа в области защиты прав человека, определяющего приоритетные направления дальнейшего совершенствования работы государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Нижегородской области, а также основные критерии оценки эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области:

3.1. На основе анализа обращений и жалоб граждан и при выявлении проблем в сфере реализации прав и законных интересов граждан в действующем законодательстве региона, вырабатывать и вносить в Законодательное Собрание Нижегородской области предложения по включению в план мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области.

3.2. Продолжить проведение совместных с Приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области он-лайн и выездных приемов граждан, а также внедрить в практику работы участие сотрудников аппарата Уполномоченного в выездных приемах Законодательного Собрания Нижегородской области.

3.3. Обеспечить координацию работы временного научно-практического коллектива по подготовке проекта концептуального (стратегического) документа в области защиты прав человека в Нижегородской области. Рассмотреть на заседаниях Экспертно-консультативного совета при Уполномомченном по правам человека в Нижегородской области вопросы, касающиеся подготовки проекта документа.

3.4. Совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Нижегородской области рассмотреть возможность наделения статусом общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области не только должностных лиц, но и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

3.5. Инициировать совместно с Уполномоченным по правам ребёнка в Нижегородской области, заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления, юридическими факультетами ВУЗов и студенческими юридическими клиниками проведение в 2018 году творческого конкурса по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Уполномоченному по правам ребенка в Нижегородской области:

4.1. На основе анализа обращений и жалоб граждан и при выявлении проблем в сфере реализации прав и законных интересов детей и семей, воспитывающих детей, в действующем законодательстве региона, вырабатывать и вносить в Законодательное Собрание Нижегородской области предложения по включению в план мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области.

4.2. Совместно с Уполномоченным по правам человека в Нижегородской области рассмотреть возможность наделения статусом общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области не только должностных лиц, но и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

4.3. Инициировать совместно с Уполномоченным по правам человека в Нижегородской области, заинтересованными органами исполнительной власти и местного самоуправления, юридическими факультетами ВУЗов и студенческими юридическими клиниками проведение в 2018 году творческого конкурса по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

5. Главному управлению МВД России по Нижегородской области:

5.1. Провести разъяснительную работу с личным составом Главного управления и подчиненных подразделений об ответственности за утрату личных вещей и документов, изъятых у граждан при задержании, а также о необходимости вручения задержанным лицам копий протоколов о задержании и личном досмотре с указанием перечня изъятых вещей.

5.2. Разработать рекомендации по нормам вещевого довольствия для несовершеннолетних, содержащихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

6. Управлению по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области:

6.1. В целях повышения эффективности реализации Закона Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 144-З «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области» проработать возможность внесения на рассмотрение Правительства Нижегородской области изменений в данный закон, направленных на:

— снятие ряда ограничений по определению случаев оказания бесплатной юридической помощи (ст. 15) для расширения возможностей граждан, относящихся к целевым категориям (ст.14) на получение бесплатной юридической помощи;

— индексацию оплаты труда адвокатов, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи, не производившуюся с 2012 года.

6.2. Совместно с участниками государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи рассмотреть вопрос о возможности проведения ежемесячно единого дня бесплатной юридической помощи в Нижегородской области, закрепив статус данного мероприятия специальным нормативным актом Нижегородской области.

7. Главному управлению исполнения наказаний по Нижегородской области (ГУФСИН):

7.1. Изучить положительный опыт работы Красноярского края по вопросам ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

7.2. Провести мониторинг практики наложения на обвиняемых и осужденных наиболее строгих дисциплинарных взысканий.

7.3. Повышать результативность рассмотрения рекомендаций, направляемых Уполномоченным по правам человека в Нижегородской области и Общественной наблюдательной комиссией Нижегородской области за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания.

7.4. Совместно с ФКУЗ Медико-санитарная часть № 52 ФСИН России:

— Рассмотреть вопрос о выработке предложений по уточнению критериев для освобождения обвиняемых и осужденных от отбывания наказания по тяжелому заболеванию, в целях уменьшения смертности в исправительных учреждениях неизлечимо больных осужденных и реализации гуманного принципа проведения ими последних дней в семье;

— Провести мониторинг причин отказа части обвиняемых и осужденных от приема лекарственных средств.

8. Руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области:

8.1. Развивать территориальное общественное самоуправление как институт реализации гражданских инициатив и эффективный механизм коллективной защиты прав граждан.

8.2. Обеспечивать на муниципальном уровне необходимые и достаточные условия для реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

8.3. Продолжать практику оказания содействия в работе общественных помощников Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области, организации совместных приемов и совместном рассмотрении обращений и жалоб граждан.

8.4. Совершенствовать правовые механизмы муниципального общественного контроля за обеспечением прав граждан в приоритетных сферах: социальная защита, образование, здравоохранение, ЖКХ, окружающая среда и др.

8.5. Считать приоритетным направлением работу по правовому просвещению жителей муниципальных районов и городских округов, в том числе с участием руководителей (представителей) ОМСУ в работе с населением по разъяснению прав и обязанностей в приоритетных сферах.

8.6. Развивать на местном уровне механизмы стимулирования участия институтов гражданского общества в разработке управленческих решений, общественных слушаниях и обсуждениях, а также муниципальных нормативных правовых актов.

10. Высшим учебным заведениям :

9.1. Принять участие в работе временного научно-практического коллектива в целях разработки проекта концептуального (стратегического) документа в области защиты прав человека, определяющего приоритетные направления дальнейшего совершенствования работы государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Нижегородской области, а также основные критерии оценки эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

9.2. Провести научные исследования и научно-представительские мероприятия, направленные на повышение эффективности обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.

9.3. Руководителям юридических факультетов с учетом положительного опыта работы, эффективнее использовать студенческие юридические клиники в целях формирования у обучающихся по юридической специальности навыков практического оказания юридической помощи гражданам.

9.4. Нижегородской академии МВД России провести научное исследование, направленное на определение критериев оценки результатов деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел на территориальном уровне.

10. Общественной палате Нижегородской области, лидерам некоммерческих общественных организаций и волонтерских объединений региона:

10.1. Принимать активное участие в подготовке предложений по проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, а также по участию в общественном обсуждении проектов законов Нижегородской области, размещаемых в этих целях на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

10.2. Проводить последовательную работу по совершенствованию системы общественного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов жителей области.

10.3. Развивать формы участия общественности, некоммерческих организаций в правовом просвещении граждан и формировании правового самосознания общества.

11. Руководителям средств массовой информации:

11.1. Оказывать информационную поддержку по вопросам правового просвещения населения и информирования граждан о своих правах и обязанностях.

11.2. Расширять практику позитивного освещения средствами массовой информации вопросов межведомственного взаимодействия и положительных решений в сфере защиты прав, свобод и законных интересов жителей региона.

Дата публикации

7 марта 2018, 08:54