Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

13 ноября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Отчет министерства образования Нижегородской области

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) и инвалидностью на образование рассматривается в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В соответствии с действующим законодательством дети с проблемами в развитии могут обучаться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Нижегородской области осуществляется в:

— 48 образовательных организациях (коррекционных), реализующих адаптированные общеобразовательные программы, в которых обучается 6013 детей с ОВЗ и инвалидностью;

— 366 коррекционных классах с охватом 3658 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

— 560 общеобразовательных организациях, в которых обучается инклюзивно 2098 детей с ОВЗ и инвалидностью;

— 1176 организациях дошкольного образования, в которых воспитывается 6259 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

 — 174 организациях дополнительного образования, в которых занимается 4760 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Существующая в регионе сеть дошкольных образовательных организаций предоставляет возможность каждому ребёнку независимо от индивидуальных особенностей получить первый уровень образования — дошкольный.

Дети с ОВЗ и инвалидностью посещают: группы комбинированной направленности (5582 ребенка), комбинированных группах (568 детей), общеразвивающих группах (109 детей).

В этих организациях созданы специальные условия для детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития, и часто болеющих детей.

В соответствии с действующим законодательством родителям детей-инвалидов предоставляется право первоочередного получения места в детском саду и родительская плата за содержание ребенка не взимается.

В регионе функционируют 203 консультационных центра (пункта) на базе дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, где родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и инвалидностью оказывается квалифицированная методическая помощь, проводится психолого-педагогическое просвещение по вопросам детской психологии и педагогики.

В целях создания системы ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в настоящее время Правительством Нижегородской области проводится работа по созданию служб ранней помощи.

Деятельность данных служб будет основана на межведомственном сотрудничестве организаций здравоохранения, образования и социальной защиты по организации работы с детьми в возрасте от 0 месяцев до 3 лет, не посещающими образовательные организации, и их родителями (законными представителями) по оказанию медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, а также их семьям.

Данная работа проводится с целью ранней диагностики проблем ребенка, оказанию своевременной комплексной помощи, что будет способствовать максимально-возможным достижениям в развитии ребёнка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребёнка в образовательную среду не коррекционной, а общей направленности.

На сегодняшний день перед системой общего образования поставлена важнейшая задача: предоставить возможность получения образования каждому ребенку в соответствии с его уровнем развития и состоянием здоровья.

С 1 сентября 2016 года введены в действие:

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

 — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

ФГОС обучающихся с ОВЗ осваивают в настоящее время 748 обучающихся 1−2 классов, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями осваивают в настоящее время 934 обучающихся 1−2 классов.

Введение ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволило начать обучение детей даже с самыми сложными нарушениями, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

С учетом, имеющихся проблем в развитии, родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и инвалидностью предоставляется право выбора образовательной организации.

Основным шагом при выборе образовательной организации и варианта обучения является обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). С учетом рекомендаций комиссии родителями (законными представителями) осуществляется выбор формы получения ребенком основного общего образования.

В настоящее время в регионе действует 41 ПМПК: 1 центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Нижегородской области, 40 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в 39 муниципальных образованиях (в Автозаводском районе 2 комиссии: дошкольная и школьная).

Детям с ОВЗ и инвалидностью требуется постоянное и пристальное внимание врачей, педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, целенаправленная помощь, учитывающая проблемы и потребности каждого ребенка.

В этой работе педагогам помогают специалисты ППМС центров, где осуществляется комплексная непрерывная коррекционная работа с детьми с проблемами в развитии, проводится комплексная диагностика развития ребенка, что обеспечивает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка специалистами в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, уровнем актуального и потенциального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

В настоящее время регионе действует 5 ППМС центров: 1 региональный и 4 территориальных.

В отличие от ребенка с ОВЗ обучение ребенка инвалида обусловлено выполнением образовательными организациями не только адаптированной программы обучения, а еще и индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

С января 2016 года индивидуальные программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (в части мероприятий сферы образования), выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, поступают в министерство образования Нижегородской области, а далее направляются для выполнения в образовательные организации региона. На основании ИПРА дети-инвалиды в образовательных организациях получают услуги по психолого-педагогической реабилитации: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, работа педагогов по адаптации, развитию коммуникативных навыков.

В соответствии с действующим законодательством для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях должны быть созданы специальные условия.

С 2011 года Нижегородская область принимает участие в реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011−2020 годы. В настоящее время обеспечена доля доступности для детей-инвалидов в 22,3% общеобразовательных и 3,5% дошкольных организациях, что позволило достичь в 2017 году установленных целевых показателей Программы.

Развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов. Ежегодно 220 детей-инвалидов, находящихся на обучении на дому и не имеющих медицинских противопоказаний, обучается с использованием дистанционных образовательных технологий.

С этой целью создан Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, являющийся структурным подразделением государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей».

В целях социальной поддержки детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, детям-инвалидам предоставляется право продолжать использовать комплекты компьютерного оборудования по окончании общеобразовательного учреждения на время обучения в профессиональных образовательных организациях высшего и среднего образования.

В 2016—2017 учебном году учащиеся с ОВЗ и инвалидностью. проходили государственную итоговую аттестацию, из них:

 — ГИА-11 сдавали 167 человек, из них в форме ЕГЭ — 112 человек, в форме ГВЭ — 55 человек;

 — ГИА-9 составило 910 человек, из них в форме ГВЭ — 701 человек.

Все учащиеся с ОВЗ преодолели минимальный порог по учебным предметам, обязательным для получения аттестата.

В современных условиях дополнительное образование адаптируется к потребностям и возможностям особой части своего контингента — детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В 2017—2018 учебном году в объединениях дополнительного образования сферы образования обучается 4 760 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (организации дополнительного образования — 1499, дополнительное образование в школах — 3049, дополнительное образование в детских садах — 212), что составляет 57, 58% от общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях области.

На занятиях в организациях дополнительного образования вместе со здоровыми детьми традиционно и успешно занимаются дети с ОВЗ и инвалидностью. Это способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Таким образом, в Нижегородской области создаются необходимые условия для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, с учетом их психофизического развития и состояния здоровья.

Дата публикации

26 февраля 2018, 17:36