Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

24 октября 2019, четверг

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Пояснительная записка к проекту акта

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Нижегородской области

«О внесении изменений в Закон Нижегородской области

«О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», в Закон Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», в Закон Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее — проект закона, законопроект) разработан во исполнение пункта 7 Примерного плана законопроектной работы Правительства Нижегородской области на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2017 г. № 2104-р, в целях устранения несоответствия законодательства области федеральному законодательству, выявленного по итогам рассмотрения представления прокуратуры Нижегородской области от 9 июня 2017 г. № 7−20−2017.

Проект закона разработан с учетом складывающейся правоприменительной и судебной практики, в целях уточнения понятийного аппарата, перечня объектов, подлежащих государственному административно-техническому надзору на территории Нижегородской области, полномочий должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор.

Законопроект направлен на исключение контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области в отношении органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 14 января 2009 г. № 9-Г08−23, решению Нижегородского областного суда от 2 октября 2008 г. по делу № 3−174/08, решению Нижегородского областного суда от 29 января 2015 г. № 7−11/2015 производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц местного самоуправления прекращены за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не предполагают осуществление государственного контроля и надзора субъектом Российской Федерации за органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в сфере благоустройства.

Какого-либо федерального закона, предполагающего полномочия субъекта Российской Федерации устанавливать контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в сфере благоустройства, нет.

Проектом закона предлагается внести изменения в Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», исключив государственный административно-технический надзор в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Представленный проект закона направлен на уточнение и приведение понятийного аппарата в соответствие с федеральным законодательством.

В целях устранения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в статью 5 указанного Закона Нижегородской области предлагается внести изменения, исключив из объектов, подлежащих административно-техническому надзору, объекты культурного наследия и объекты наружной рекламы и информации.

Согласно решению Большемурашкинского районного суда от 1 декабря 2015 г. нарушения в части ненадлежащего состояния и содержания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) должны быть квалифицированы по статье 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством орган, осуществляющий административно-технический надзор, не вправе затрагивать вопросы содержания объектов наружной рекламы, поскольку регулирование указанной сферы относится к компетенции федерального законодательства.

Законопроектом уточнены полномочия должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Проектом закона предусматривается, что уполномоченный орган и его должностные лица осуществляют административно-технический надзор посредством организации и проведения не только проверок, но и инспекционных обследований. Введение понятия «инспекционное обследование» обусловлено тем, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административно-технический надзор может осуществляться только посредством проведения проверок в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, вместе с тем, сфера административно-технического надзора включает в себя также осуществление мероприятий по контролю в отношении физических лиц (граждан). В связи с этим, законопроектом предлагается проводить в отношении граждан инспекционные обследования. Инспекционные обследования уже используются при осуществлении регионального государственного жилищного надзора.

Законопроектом предлагается исключить часть 15 статьи 9 Закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», устанавливающую в целях исключения шумового воздействия на жителей запрет вывоза мусора в ночное время, не ранее 7 часов и не позднее 22 часов.

Отношения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области регулирует Закон Нижегородской области от 1 апреля 2015 г. № 44-З «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области».

Из статьи 14 указанного Закона Нижегородской области исключены требования, установленные к жилым домам и зданиям, поскольку административно-техническому надзору подлежит состояние и содержание нежилых строений, зданий, сооружений. Соблюдение обязательных требований к жилым домам является предметом государственного жилищного надзора.

В связи с возникающими пробелами в правоприменительной практике расширено понятие «фасад здания, строения, сооружения», к перечню объектов, в отношении которых установлены обязательные требования, добавлены лестницы.

Кроме того, законопроектом предусматривается приведение Закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В проекте закона устанавливается понятие «прилегающая территория», а также порядок определения границ прилегающих территорий.

Внесение перечисленных изменений вызвано необходимостью приведения региональной правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, в соответствие с нормами федерального законодательства и сложившейся судебной практикой.

Принятие данного закона будет способствовать устранению пробелов в правоприменительной практике.

Действие данного законопроекта направлено на неопределенный круг лиц.

На основании вышеизложенного, внесение проекта закона считаю целесообразным.

Руководитель государственной

жилищной инспекции Нижегородской области И.А.Сербул

Скачать документ

Дата публикации

26 февраля 2018, 13:57

Поделиться в соцсетях