Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

15 декабря 2019, воскресенье

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Заключение об оценке проекта акта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке проекта акта

1. Общие сведения:

Регулирующий орган:

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области

Наименование регулирующего акта:

проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», в Закон Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»

2. Описание существующей проблемы:

Причины государственного вмешательства (На решение какой проблемы направлено рассматриваемое государственное регулирование?):

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», в Закон Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее — проект закона, законопроект) разработан во исполнение пункта 7 Примерного плана законопроектной работы Правительства Нижегородской области на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2017 г. № 2104-р, в целях устранения несоответствия законодательства области федеральному законодательству.

Проект закона разработан с учетом складывающейся правоприменительной и судебной практики, в целях уточнения понятийного аппарата, перечня объектов, подлежащих государственному административно-техническому надзору на территории Нижегородской области, полномочий должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор.

Законопроект направлен на исключение контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области в отношении органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 14 января 2009 г. № 9-Г08−23, решению Нижегородского областного суда от 2 октября 2008 г. по делу № 3−174/08, решению Нижегородского областного суда от 29 января 2015 г. № 7−11/2015 производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц местного самоуправления прекращены за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не предполагают осуществление государственного контроля и надзора субъектом Российской Федерации за органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в сфере благоустройства.

Какого-либо федерального закона, определяющего полномочия субъекта Российской Федерации устанавливать контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в сфере благоустройства, нет.

Представленный проект закона направлен на уточнение и приведение понятийного аппарата в соответствие с федеральным законодательством.

В целях устранения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в статью 5 Закона Нижегородской области от 2 августа 2007 г. N 88-З «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области» (далее — Закон Нижегородской области № 88-З) предлагается внести изменения, исключив из объектов, подлежащих административно-техническому надзору, объекты культурного наследия и объекты наружной рекламы и информации.

Согласно решению Большемурашкинского районного суда от 1 декабря 2015 г. нарушения в части ненадлежащего состояния и содержания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) должны быть квалифицированы по статье 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством орган, осуществляющий административно-технический надзор, не вправе затрагивать вопросы содержания объектов наружной рекламы, поскольку регулирование указанной сферы относится к компетенции федерального законодательства.

Законопроектом уточнены полномочия должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Проектом закона предусматривается, что уполномоченный орган и его должностные лица осуществляют административно-технический надзор посредством организации и проведения не только проверок, но и инспекционных обследований. Введение понятия «инспекционное обследование» обусловлено тем, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административно-технический надзор может осуществляться только посредством проведения проверок в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, вместе с тем, сфера административно-технического надзора включает в себя также осуществление мероприятий по контролю в отношении физических лиц (граждан). В связи с этим, законопроектом предлагается проводить в отношении граждан инспекционные обследования. Инспекционные обследования уже используются при осуществлении регионального государственного жилищного надзора.

Законопроектом предлагается исключить часть 15 статьи 9 Закона Нижегородской области от 1 апреля 2015 г. № 44-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее — Закон Нижегородской области № 44-З), устанавливающую в целях исключения шумового воздействия на жителей запрет вывоза мусора в ночное время, не ранее 7 часов и не позднее 22 часов.

Отношения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области регулирует Закон Нижегородской области № 44-З.

Из статьи 14 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее — Закон Нижегородской области № 144-З) исключены требования, установленные к жилым домам и зданиям, поскольку административно-техническому надзору подлежит состояние и содержание нежилых строений, зданий, сооружений. Соблюдение обязательных требований к жилым домам является предметом государственного жилищного надзора.

В связи с возникающими пробелами в правоприменительной практике расширено понятие «фасад здания, строения, сооружения», к перечню объектов, в отношении которых установлены обязательные требования, добавлены лестницы.

Кроме того, законопроектом предусматривается приведение Закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 463-ФЗ).

Федеральным законом № 463-ФЗ предусматривается, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в том числе, регулировать вопросы:

— участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

— определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Указанным законом водится понятие «прилегающая территория», под которой понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в целях реализации положений федерального законодательства, четкого и единого во всех муниципальных образованиях урегулирования вопросов определения границ прилегающих территорий необходимо установление на региональном уровне порядка определения границ прилегающих территорий.

Цель введения акта:

Приведение региональной правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, в соответствие с нормами федерального законодательства и сложившейся судебной практикой, обеспечение правового регулирования на основе единых принципов во всех муниципальных образованиях вопросов определения границ прилегающих территорий, устранение пробелов в правоприменительной практике.

Риски, связанные с текущей ситуацией:

Действующие редакции Закона Нижегородской области № 88-З и Закона Нижегородской области № 144-З не позволяют организовать прозрачную и эффективную процедуру осуществления государственного административно-технического надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области. В отсутствие принятого законопроекта возможно различное понимание, неоднозначные и недостаточно четкие подходы к осуществлению государственного административно-технического надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, определению границ прилегающих территорий. Принятие проекта закона позволит исключить такие ситуации.

Последствия, если никаких действий не будет предпринято:

Непринятие предлагаемых проектом закона изменений приведет к возникновению пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного административно-технического надзора на территории Нижегородской области, к обоснованным вопросам, как со стороны надзорных органов, так и предпринимательского сообщества. Непринятие законопроекта может повлечь меры прокурорского воздействия.

Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые оказывается воздействие:

Регулирующее воздействие проекта закона оказывается на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, находящихся на территории Нижегородской области, и (или) осуществляющих деятельность на территории региона, и (или) являющихся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территории Нижегородской области земельных участков, зданий, строений, сооружений.

3. Цели регулирования:

Основные цели регулирования:

Основной целью регулирования является приведение Закона Нижегородской области № 88-З и Закона Нижегородской области № 144-З в соответствие с федеральным законодательством.

Целями регулирования являются также организация эффективной процедуры осуществления государственного административно-технического надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, уточнение понятийного аппарата, перечня объектов, подлежащих государственному административно-техническому надзору на территории Нижегородской области, полномочий должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, установление единого порядка определения границ прилегающих территорий.

Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере регулирования:

В действующих редакциях Закона Нижегородской области № 88-З и Закона Нижегородской области № 144-З проявляется недостаточная полнота правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений, отсутствие четкого порядка определения границ прилегающих территорий, поскольку в отдельных муниципальных образованиях существуют различные особенности данного регулирования. Установление в предлагаемом проекте единых принципов и требований позволит оптимизировать систему правового регулирования.

4. Возможные варианты достижения поставленной цели:

Невмешательство:

Вариант не предполагается.

Совершенствование применения существующего регулирования:

Вариант не предполагается.

Саморегулирование:

Вариант не предполагается.

Прямое государственное регулирование:

Вариант реализуется в представленном проекта закона области.

Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной цели?:

Для достижения поставленной цели разработан проект закона Нижегородской области, предусматривающий внесение изменений в Закон Нижегородской области № 88-З и Закон Нижегородской области № 144-З.

Законопроектом исключены контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области в отношении органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Представленным проектом закона уточнен и приведен в соответствие с федеральным законодательством понятийный аппарат.

В целях устранения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в статью 5 Закона Нижегородской области № 88-З вносятся изменения, исключающие из объектов, подлежащих административно-техническому надзору, объекты культурного наследия и объекты наружной рекламы и информации.

Законопроектом уточняются полномочия должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.

Законопроектом предлагается исключить часть 15 статьи 9 Закона Нижегородской области № 144-З, устанавливающую в целях исключения шумового воздействия на жителей запрет вывоза мусора в ночное время, не ранее 7 часов и не позднее 22 часов.

Отношения в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области регулирует Закон Нижегородской области № 44-З.

Из статьи 14 Закона Нижегородской области № 144-З исключены требования, установленные к жилым домам и зданиям, поскольку административно-техническому надзору подлежит состояние и содержание нежилых строений, зданий, сооружений. Соблюдение обязательных требований к жилым домам является предметом регионального государственного жилищного надзора.

В связи с возникающими пробелами в правоприменительной практике расширено понятие «фасад здания, строения, сооружения», к перечню объектов, в отношении которых установлены обязательные требования, добавлены лестницы.

Кроме того, законопроектом предусматривается приведение Закона Нижегородской области № 144-З в соответствие с Федеральным законом № 463-ФЗ, устанавливается порядок определения границ прилегающих территорий. Впоследствии данный порядок должен быть учтен на местном уровне в правилах благоустройства муниципальных образований.

Качественное описание и количественная оценка соответствующего воздействия (если возможно):

Проектом закона уточняются понятийный аппарат, перечень объектов, подлежащих государственному административно-техническому надзору на территории Нижегородской области, полномочия должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, устанавливается порядок определения границ прилегающих территорий и, соответственно, более полно и точно определяются обязанности субъектов правового регулирования.

5. Публичные консультации:

Стороны, с которыми были проведены консультации:

1. Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

2. Региональное объединение работодателей «Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей».

3. Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Основные результаты консультаций:

Получены ответы указанных организаций на постановленные вопросы относительно актуальности, корректности проекта, влиянии проекта на конкурентную среду, затруднениях для предпринимательской деятельности и т.д.

Участниками публичных консультаций высказаны замечания и предложения к проекту.

6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения:

Описание выбранного варианта (принятие новых нормативных правовых актов, признание утратившими силу нормативных правовых актов, внесение изменений в нормативные правовые акты, направление предложений по изменению федерального законодательства, сохранение действующего режима регулирования):

Регулирующим решением является принятие проекта закона области, которым будет уточнены понятийный аппарат, перечень объектов, подлежащих государственному административно-техническому надзору на территории Нижегородской области, полномочия должностных лиц, осуществляющих административно-технический надзор, установлен порядок определения границ прилегающих территорий.

Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранного варианта:

Издержек от реализации принятого нормативного правового акта не ожидаются. Выгода заключается в повышении эффективности и прозрачности государственного административно-технического надзора на территории Нижегородской области, упорядочении и приведении к единым принципам правового регулирования на уровне муниципальных образований вопросов определения границ прилегающих территорий.

Необходимые меры, позволяющие минимизировать негативные последствия применения соответствующего варианта:

Негативных последствий от принятия проекта закона не предполагается.

Период воздействия:

Долгосрочный

7. Информация об исполнителях:

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области:

Леонидова Анна Владимировна, заместитель начальника отдела правовой и кадровой службы государственной жилищной инспекции Нижегородской области, тел. 430−70−37.

Руководитель инспекции И.А.Сербул

Скачать документ

Дата публикации

26 февраля 2018, 13:57

Поделиться в соцсетях