Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц
 
Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

4 декабря 2017, 14:00Нижегородская область на протяжении последних лет находится на передовых позициях по ПФО в вопросах борьбы с браконьерством

Подробнее об этом рассказал руководитель комитета госохотнадзора Нижегородской области Николай Бондаренко:

Общая площадь охотничьих угодий Нижегородской области составляет более 7 млн га, из которых доля общедоступных составляет 20,7%. Наш регион богат охотничьими ресурсами. Основными охотничьими животными являются лось, кабан, медведь, лисица, косуля.  

По результатам государственного мониторинга в 2017 году в области обитает 898 медведей (на 17 особей больше, чем в 2016 году), 13 726 лосей (на 1 449 особей больше), 520 косуль (на 114 особей больше), 235 рысей (больше на 22 особи), 1 466 барсуков (больше на 68 особей). (См. рис.1)

Виды

Лось

Кабан*

Косуля

Медведь

Заяц-беляк

Тетерев

Глухарь

2016 год

12,2

4,9

0,4

0,88

53,4

192,5

36,7

2017 год

13,7

2,7

0,5

0,89

45,9

209,1

34,1

2018 год

(прогноз)

15,0

1,8

0,6

0,9

50,0

210,0

35,0

* - снижение численности кабана в связи с проведением мероприятий по предотвращению распространения африканской чумы свиней

Рис.1 Численность основных видов охотничьих ресурсов (по состоянию на 1 апреля, тыс. особей)

Лимит добычи с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года таков: лось - 957 особей; медведь - 116; барсук - 87; косуля - 19; рысь - 5.

Следует отметить, что в этом году, начиная с 1995 года в Нижегородской области,  установлены самые высокие нормы добычи охотничьих ресурсов, так как количество диких животных в регионе возросло благодаря проведению природоохранных мероприятий.

Как работает система охраны диких животных в регионе?

 

Во-первых, мы улучшаем условия воспроизводства для некоторых видов диких животных. За прошедшие пять лет создано 164 воспроизводственных участка площадью более 600 тыс. га, которые составляют почти десятую часть от общей площади охотничьих угодий. Здесь устанавливаются ограничения по охоте.

За последние годы мы наблюдаем четкую тенденцию роста числа лосей и зайцев-беляков, при этом количество лис и кабанов снижается, как видов, являющихся переносчиками опасных заболеваний, таких как бешенство, африканская чума свиней и трихинеллез.

Безусловно, природные богатства являются привлекательными не только для добросовестных охотников, но и для браконьеров. В настоящее время браконьерство — это одна из серьёзных проблем не только в России, но и во всем мире. Данный вопрос актуален и для Нижегородского региона.

Поскольку Нижегородские охотничьи угодья популярны не только у местных, но и у приезжих охотников, защита охотничьих и водных биологических ресурсов является важнейшей задачей для Правительства региона. По данным ведомства в области зарегистрировано более 85 тысяч охотников.

Чем оснащены инспекторы для борьбы с браконьерами?

Комитетом госохотнадзора Нижегородской области была проведена большая работа по материально-техническому оснащению инспекторского состава, в результате которой инспекторы обеспечены автомобилями повышенной проходимости, снегоходами, катерами, фотокамерами, летней, зимней  и осенней спецодеждой и обувью, сотовой связью.

Опыт применения во время надзорных мероприятий таких спецсредств, как фотоловушки, фото - и видеосъёмки в процессе общения с нарушителем, является неоспоримой доказательной базой.

Несмотря на современное оснащение, нагрузка по площади охотугодий на одного инспектора все ещё очень велика, в связи с этим одному инспектору сложно выявить и пресечь все случаи браконьерства.

Одним из путей  решения данной проблемы является выполнение поручения Президента Российской Федерации от 08.12.2016 года № Пр-2374 в части поэтапного увеличения количества государственных охотничьих инспекторов.

Как борются с браконьерством?

В регионе применяется принцип работы антибраконьерских групп. Выезд государственного охотинспектора совместно с сотрудником полиции, Росгвардии, либо с производственным охотинспектором или инспектором рыбоохраны.

Так, за три квартала в 2017 году проведено более 6,2 тысяч рейдовых мероприятий, за аналогичный период 2016 года - 5,5 тысяч рейдов. Практически каждый второй рейд оканчивался выявлением правонарушений. Благодаря усилению контроля, нарушителей стали чаще выявлять и более жестко наказывать.

Принцип межведомственного взаимодействия повышает эффективность системы контроля, позволяет эффективно осуществлять управление группами и контролировать их деятельность и обеспечить их безопасность при возникновении внештатных ситуаций.

Немаловажная роль в борьбе с браконьерством отводится профилактическим мероприятиям. Разъяснительная работа с населением осуществляется на постоянной основе.

Считаю, что необходимость межведомственного взаимодействия в сфере охраны животного мира и среды их обитания, неоспорима. Нанести удар по браконьерству также помогут смежные (перекрестные) полномочия. Проект федерального закона по наделению перекрестными полномочиями сотрудников охотничьего, лесного и рыбнадзора находится на рассмотрении.

В данном случае, речь идет не о передаче полномочий, а о наделении инспекторов смежных ведомств дополнительными полномочиями. С учетом удаленности угодий, недостаточной штатной численности сотрудников и отсутствием у них необходимых полномочий не всегда удается привлечь к ответственности нарушителей. Получив дополнительные полномочия, любой инспектор сможет составлять административные протоколы по всем выявленным нарушениям в сфере охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, лесного законодательства.

Считаем данный законопроект своевременным и важным для обеспечения сохранности диких животных. Его принятие позволит оперативно пресекать нарушения природоохранного законодательства.

Какие результаты достигнуты?

Для оперативности проведения надзорных мероприятий в каждом районе есть свой охотничий инспектор, у которого налажено тесное межведомственное взаимодействие с сотрудниками полиции, Росгвардии и т.д. Нагрузка на одного инспектора в нашем регионе в среднем составляет около 80 тысяч гектаров охотугодий.

Кроме того, с декабря 2014 года в Нижегородской области образован институт производственных охотничьих инспекторов из числа работников охотпользователей, заключивших охотхозяйственные соглашения. По состоянию на 2017 год в регионе производственный охотничий надзор осуществляют 150 производственных охотничьих инспектора.

Нижегородская область на протяжении последних лет находится на передовых позициях в ПФО по выявлению правонарушений.

Для  сравнения Пензенская и Самарская области сопоставимы с Нижегородской области по площади охотничий угодий из расчета на 1 инспектора. Показатели по выявленным нарушениям, по количеству привлеченных к ответственности за нарушение законодательства, а также суммы наложенных штрафов сильно отличаются. (См. рис.2.)

 

Рис.2. Площадь охотничьих угодий на 1  инспектора, тыс. га

 

Сравнительный анализ показателей деятельности охотнадзора субъектов Российской Федерации по ПФО показал, что инспекторы Нижегородской области за три квартала 2017 года выявили свыше 2 тысяч нарушений природоохранного законодательства в сфере охоты, в то время как у наших соседей показатели не превышают - 800. (См. рис. 3.)

 

Рис. 3. Количество выявленных нарушений административного и

уголовного законодательства в сфере охоты, шт.

 

По состоянию на 1 декабря 2017 года изъято 114 единиц оружия (в 2016– 103), по решению суда уже 60 человек были лишены права охоты (в 2016 году – 60). Наложено штрафов на сумму более 2,8 млн. рублей (в 2016 году - 2,5 млн. руб.). (См. рис.4 и 5)

 

Рис.4. Изъято орудий охоты, шт.

 

Это говорит об эффективности принимаемых в Нижегородской области мер по реализации переданных полномочий в сфере охраны животного мира.

 

Рис.5. Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

 

Дата создания страницы: 04.12.2017
Дата модификации страницы: 08.12.2017
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet