Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

13 ноября 2018, вторник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2016 году

Отчет Губернатора Нижегородской области о результатах
деятельности Правительства области за 2016 год
на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области

(25 мая 2017 г.)

1. Оценка итогов развития региона

2. Реализация стратегической цели: «Благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой реализации жителей области»

2.1. Поддержка занятости населения

2.2. Повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы

2.3. Система социального обеспечения, адресная социальная поддержка

2.4. Развитие системы здравоохранения

2.5. Развитие системы образования

2.6. Жилищная политика

2.7. Развитие инфраструктуры культуры, спорта и отдыха

2.8. Физическая и экологическая безопасность

3. Реализация стратегической цели: «Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика»

3.1. Диверсификация экономики региона

3.2. Стимулирование инвестиций

3.3. Развитие инноваций

3.4. Кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов экономики

3.5. Развитие агропромышленного комплекса

3.6. Развитие малого и среднего бизнеса

3.7. Развитие поддерживающих секторов экономики, энергетической и транспортной инфраструктуры

4. Реализация стратегической цели: «Эффективная исполнительная власть»

4.1. Внедрение системы стратегического планирования

4.2. Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

4.3. Финансирование государственных программ области, привлечение в область федеральных средств

4.4. Меры по противодействию коррупции

4.5. Оказание государственных и муниципальных услуг

4.6. Взаимодействие с органами местного самоуправления

4.7. Взаимодействие с общественными организациями и населением

4.8. Взаимодействие с Законодательным Собранием Нижегородской области

 

Отчет Губернатора Нижегородской области о результатах
деятельности Правительства области за 2016 год
на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области

(25 мая 2017 г.)

 

Отчет Губернатора Нижегородской области о результатах
деятельности Правительства области за 2016 год

 

1. Оценка итогов развития региона

Нижегородская область входит в двадцатку крупнейших субъектов России, занимает 14 место по объему ВРП. При этом не является финансовым центром, как Москва и Санкт-Петербург, существенно отличаясь от многих других тем, что в структуре экономики практически отсутствует такой сектор, как добыча полезных ископаемых. В целом по России доля этого сегмента в промышленном производстве составляет 23%, то есть почти четверть. В Нижегородской области аналогичный показатель равен 0,1%.

Это накладывает свой отпечаток, прежде всего, на уровень заработной платы, который формируется в среднем по области – он всегда был ниже, чем в  крупных субъектах, регионах Севера, Дальнего Востока и Сибири. А также – на уровень денежных доходов населения – по этому параметру по итогам 2016 года регион на 20 месте.

Следующая характеристика касается населения – это его возрастная структура. В Нижегородской области отмечается достаточно высокая доля граждан старше трудоспособного возраста. Это обусловливает повышенную демографическую нагрузку на его работающую часть – она выше среднероссийского уровня. Регион занимает 50 место среди субъектов страны по данному показателю (в рейтинге по возрастанию значения показателя). И это тоже сказывается на уровне среднедушевых доходов, а именно сдерживает их рост.

Два этих фактора – структура экономики и населения – определяют третью характеристику – доходы регионального бюджета. По абсолютной величине показателя область находится на 13 месте среди субъектов России, однако в расчете на душу населения – только на 45-м.

Если ввести точку отсчета и посмотреть на эти показатели в динамике,  для сравнения следует взять 2011 год, который является базовым по «майским» указам Президента России.

За этот период темп экономического роста в регионе был выше среднероссийского: 6% по области против 2,4% прироста ВВП страны. В основном это произошло в результате существенного опережения в развитии промышленности и, в частности, обработки. Индекс промпроизводства составил 118,3% к уровню 2011 года на фоне российского роста в 103,3%, а индекс производства в обработке – 123% против 102,5%.

Нижегородская область существенно отставала по доходам от среднего уровня по стране: в 2005 году это было 26%-ое отставание, в 2011 году – 12%-ое.

Начиная с 2014 года, это отставание ликвидировано, и среди регионов России область поднялась по данному показателю на 14 позиций: с 34 места в 2011 году на 20 место, а в ПФО – с 5-го на 2-е (впереди остался только Татарстан, среднедушевой доход населения которого выше областного на 8%).

Улучшены позиции и по покупательной способности доходов населения: область переместилась с 25 места, которое занимала в 2011 году, на 11-е в 2016 году; и по уровню бедности поднялась за этот период с 20-го на 9 место.

Позиция региона по уровню заработной платы изменилась незначительно, то есть рейтинг по доходам улучшился и за счет доходов в сфере предпринимательства, что не в последнюю очередь связано с теми условиями для его развития, которые созданы, и за счет социальных выплат, что напрямую зависит от проводимой политики поддержки населения.

Кроме того, демографическая нагрузка за этот период увеличилась.

И произошло это также не случайно, а в результате целенаправленной работы по стимулированию рождаемости и снижению смертности, что приводит к увеличению численности населения моложе и старше трудоспособного возраста.

Наконец, бюджетная обеспеченность (доходы бюджета в расчете на душу населения) за этот период увеличилась более чем на треть (на 34%), в то время как в среднем по России темп роста составил 26,5%.

В связи с этим область улучшила свой рейтинг и по этому показателю – на 4 позиции (в 2011 году - 49 место).

2. Реализация стратегической цели: «Благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой реализации жителей области»

Приоритеты государственной политики регионального Правительства определены Стратегией развития области.

Главной целью является рост уровня благосостояния нижегородцев и высокие стандарты качества жизни.

В этой связи отчет о работе Правительства в 2016 году выстроен по стратегическим целям.

Основная из них направлена на создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей. Около 65% областного бюджета в прошлом году было направлено на обеспечение функционирования и развитие социальной сферы.

Результаты, достигнутые в динамике отдельных показателей, характеризующих уровень доходов населения, изложены выше. Вместе с тем произошло локальное снижение реальных доходов граждан. Это общероссийская тенденция, являющаяся следствием негативного влияния на экономику государства глобальных внешних факторов.

Причем в России эта ситуация наблюдается начиная уже с 2014 года, в нашей области – с 2015-го. К уровню 2013 года реальные доходы сократились в целом по стране на 10%, в Нижегородской области – на 7,4%.

2.1. Поддержка занятости населения

В этих условиях, прежде всего, принимались меры по обеспечению занятости населения.

В прошлом году был сохранен объем поддержки по этому направлению на уровне 2015 года, когда она была целенаправленно увеличена – финансирование составило более 1 миллиарда рублей.

На слайде виден масштаб проведенной работы и полученный результат.

31 нижегородское предприятие участвовало в программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, направленных на переобучение работников, находящихся под риском увольнения. В целом ее участниками стали 12 тысяч человек.

2.2. Повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы

На выполнение майских указов Президента Российской Федерации по обеспечению целевого уровня зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2016 году было направлено 3,4 миллиарда рублей.

И это только на повышение уровня заработной платы.  Всего же расходы областного бюджета (без учета средств ТФОМС) по финансированию фонда оплаты труда этих категорий составили около 30 миллиардов рублей.

Согласно данным Росстата, фактические значения по уровню заработной платы превышают плановые на 2016 год по всем 12 категориям бюджетников, установленным указами Президента России.

На слайде представлена подробная информация.

Величина зарплаты в прошлом году по всем 12 категориям выше средних показателей по Приволжскому федеральному округу, а по некоторым – область в числе его лидеров.

2.3. Система социального обеспечения, адресная социальная поддержка

Помимо этого, в прошедшем году увеличен объем социальной поддержки населения – она составила 14,6 миллиарда рублей, что на 720 миллионов рублей больше, чем в 2015 году.

Сохранены все соцвыплаты: всего их 87, из них 68 – областные.

В сумме с федеральными средствами объем составил 19,4 миллиарда рублей, получателями которых являются более 1 миллиона человек.

Также сохранена упрощенная процедура предоставления помощи остро нуждающимся семьям и одиноко проживающим гражданам – за год адресная поддержка по упрощенной схеме была предоставлена более 40 тысячам человек.

На поддержку многодетных и малоимущих семей из областного бюджета было выделено 3,8 миллиарда рублей, из федерального бюджета – 1,3 миллиарда рублей. Получателями стали около 420 тысяч человек.

Следует отметить, что в результате проводимой демографической политики, ориентированной на стимулирование многодетности, в регионе достигнута позитивная тенденция: на протяжении двух последних лет количество вторых детей составляет большую часть от общего числа родившихся – в 2016 году это почти 44%.

Данную деятельность будет продолжена и впредь, поскольку вследствие демографической ямы 90-х годов прошлого века в настоящее время пока еще происходит сокращение численности женщин фертильного возраста (по Нижегородской области – на 1-1,5% ежегодно).

По этой причине, а также в связи с сохранением ситуации экономической неопределенности, что влияет на принятие решения о рождении ребенка, наблюдается некоторое снижение коэффициента рождаемости по итогам 2016 года (на 3,3%). Аналогичная тенденция наблюдается и по стране в целом.

Поэтому в целях дальнейшего стимулирования рождаемости внесены изменения в областное законодательство в части увеличения регионального материнского капитала и его установления в размере 100 тысяч рублей при рождении третьего или последующих детей.

Ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка также является весомой поддержкой. В 2016 году ее размер достиг 7 тысяч 423 рублей, что на 14,4% выше, чем в 2015 году. Количество получателей составило более 10 тысяч человек. Следует отметить, что это число выросло на 30% к уровню 2015 года.

Что касается системы социального обслуживания граждан с ограниченными возможностями, она насчитывает 60 государственных стационарных учреждений, включая 10 психоневрологических интернатов.

За три последних года увеличено число бюджетных мест – было введено дополнительно 401 место, в том числе в 2016 году открыт новый корпус на 200 человек при Борском психоневрологическом интернате. В прошлом году было выдано 531 направление на стационарное обслуживание в психоневрологические интернаты. Это даже несколько меньше, чем в 2015 году (567 путевок). При этом очередь отсутствует. Исключение составляют граждане (по состоянию на 1 мая 2017 года – 58 человек), которые пропустили свою очередь и ожидают направления в конкретные учреждения по собственному желанию.

По результатам мониторинга системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, который проводит Минтруд России, система социального обслуживания Нижегородской области занимает среди регионов 10 место.

2.4. Развитие системы здравоохранения

Безусловно, к основным характеристикам качества жизни относится система здравоохранения. В этом сегменте соцсферы, прежде всего, получили дальнейшее развитие высокие технологии оказания медицинской помощи.

Операции экстренного стентирования поставлены в областном кардиоцентре «на поток»: за год их сделано более 3 тысяч, это в 1,4 раза больше, чем в 2015 году.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что в марте текущего года в Нижегородском кардиоцентре проведены уникальные операции по замене аортального клапана без вскрытия полости сердца и применения искусственного кровообращения. Наш кардиоцентр – одна из первых региональных клиник в стране, где они выполнены.

Новые технологии развиваются и в детской медицине. Так, в стационарах внедрены высокотехнологичные методы диагностики и лечения сепсиса, сердечной недостаточности, анемии. По современным методикам проводятся исследования опухолей, сосудов, компьютерная томография. Широкое распространение получили эндоскопические операции.

Наращиваются объемы по неонатальной хирургии в целом. За год проведены более 200 сложных операций новорожденным, 27 из них - по кардиохирургии.

Всего высокотехнологичную медицинскую помощь в 2016 году получили более 21,5 тысяч жителей области.

Ежегодно возрастают объемы диспансеризации населения. За прошлый год осмотр прошли более 1 миллиона 150 тысяч взрослых и детей. Все это способствует своевременному выявлению заболеваний.

Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан профинансировано на 2,8 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов. При этом правом на получение помощи воспользовалось 109 тысяч человек, что на 10% больше, чем в 2015 году.

Кроме того, в 2016 году ремонтные работы, в том числе капитальные, выполнены в 136 учреждениях отрасли на сумму 500 миллионов рублей. Введена в эксплуатацию поликлиника в Володарске на 100 посещений в день (объем вложений на эти цели за 2016 год составил 44,3 миллиона рублей).

Объем финансирования системы здравоохранения области достиг в 2016 году 21 миллиарда рублей.

Конечно, проблемы демографии пока решены не полностью. Уровень смертности снижается, и происходит это опережающими, по сравнению со среднероссийскими, темпами, вследствие чего разрыв по коэффициенту смертности сокращается. Но пока он выше уровня по стране, поэтому развитие отрасли будет и дальше оставаться одним из приоритетов Правительства региона.

2.5. Развитие системы образования

Не менее важный вопрос – образование. На функционирование и развитие системы образования Нижегородской области в 2016 году из областного бюджета было направлено более 34 миллиардов рублей.

В течение года продолжалась работа по развитию дошкольного образования. И это несмотря на то, что в 2015 году завершена масштабная программа, в результате которой была ликвидирована очередь в садики для детей 3-7 лет.  При этом уровень федерального софинансирования составлял более 60%.

Проблема обеспеченности детей возраста до 3 лет решатся за счет собственных средств области.

По итогам 2016 года охват детей в возрасте до 3 лет дошкольным образованием составил 32,5 тысячи человек, из них треть – по Нижнему Новгороду. 

По данным электронной очереди, на учёте для получения места в детсаду состоит 65,6 тысячи детей в возрасте до 3 лет. Актуальная очередь в возрастной подгруппе с 1,5 до 3 лет составляет 3,8 тысячи человек.

В связи с этим продолжается работа по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях в рамках областной программы.

В 2016 году было введено 4 садика на 874 человека (в Лысково, Богородске и Нижнем Новгороде), продолжалось строительство детсада на 75 мест в Кстовском районе. И начато возведение еще одного учреждения в Нижнем Новгороде – на 110 мест.

Объем финансирования составил по году 500 миллионов рублей, в том числе большая часть – из регионального бюджета. В текущем году начнется строительство детсада на 300 мест в микрорайоне «Бурнаковский» в Московском районе Нижнего Новгорода.

Кроме этого, в 2017 году планируется строительство дошкольного учреждения в жилом комплексе «Окский берег» в рамках федеральной программы «Жилище».

В 2016 году на условиях софинансирования из федерального бюджета началась реализация государственной программы, рассчитанной на 10 лет, по созданию новых мест в школах, в рамках которой запланировано строительство 101 объекта на 58 тысяч мест.  В том числе 77 новых школ. Общий объем необходимых средств составляет около 30 миллиардов рублей.

В прошлом году были введены в эксплуатацию лицей в городе Семенов и пристрой к школе в Бутурлино. Начато возведение еще четырех зданий и одного пристроя, ввод которых планируется в 2017-2018 годах.

Всего объем финансирования по 2016 году составил 734 миллиона рублей, большая часть выделена из областного бюджета.

На 2017 год на реализацию программы предусмотрено 1,2 миллиарда рублей, в том числе около 700 миллионов рублей – из регионального бюджета; 120 миллионов рублей – средства местных бюджетов и 300 миллионов рублей – федеральная субсидия.

В текущем году дополнительно начнется строительство еще трех объектов.

Среди других направлений развития образования стоит отметить систему поддержки талантливой молодежи – школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых, которая успешно действует в Нижегородской области. 

В 2016 году более 1 тысячи человек получили различные премии, именные стипендии, гранты федерального и регионального уровня, общая сумма поддержки составила около 13 миллионов рублей (более половины – из областного бюджета).

Нижегородские школьники всегда активно и успешно выступают на Всероссийской олимпиаде: в 2016 году из 104 участников 50 стали победителями. Это хорошая оценка работы региональной системы образования.

2.6. Жилищная политика

Следующая составляющая Стратегии – обеспечение жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В 2017 году заканчивается действие программы «Жилье для российской семьи», направленной на стимулирование введения жилья экономкласса, в которую область вступила с 2014 года. На начало текущего года ее участниками являются более 5,4 тысячи нижегородских семей, заключено около 2 тысяч договоров на долевое строительство.

В список граждан, которые имеют право принять участие в программе, включены 27 социально значимых категорий. Среди них – многодетные и молодые семьи, инвалиды, участники боевых действий, работники бюджетной сферы, оборонно-промышленного комплекса, градообразующих и системообразующих организаций.

По итогам 2016 года Нижегородская область находится на лидирующих позициях среди субъектов Российской Федерации по реализации программы: по числу участников регион на 2 месте, по количеству реализованного жилья (реализовано 2025 квартир) – на 3 месте.

Выполняются все государственные обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством.

Так, в 2016 году финансовую поддержку в решении жилищного вопроса общей суммой более 1,6 миллиарда рублей (средства бюджетов всех уровней) получили свыше 600 человек и более 4,5 тысяч семей. Подробная информация представлена на слайде.

Кроме того, многодетным семьям предоставлено около 400 земельных участков со всей необходимой инфраструктурой для индивидуального жилищного строительства.

Остается проблема по обеспечению жильем детей-сирот.

Данный аспект держится на постоянном контроле Правительством области, а также органами прокуратуры. Он решается с помощью федерального субсидирования, однако основная нагрузка ложится на областной бюджет.

Так, в 2016 году на эти цели был выделен 271 миллион рублей, из них федеральные средства составили 99 миллионов рублей. В результате жилье получили 260 детей-сирот, в том числе 57 – на основании судебных решений.

Несколько лет назад в инициативном порядке регион начал оказывать еще один вид поддержки – по ремонту жилых помещений, принадлежащих сиротам на праве собственности, поскольку такая проблема тоже у них возникает. В прошлом году было отремонтировано 69 объектов.

Информация о порядке предоставления жилья детям-сиротам размещена на официальном сайте министерства социальной политики в разделе «Жилье». Кроме того, их самих и законных представителей по данному вопросу консультируют органы опеки.

В текущем году на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот выделено 680,6 миллиона рублей, в том числе из областного бюджета – более 570 миллионов рублей, из федерального – 109 миллионов рублей.

Это позволит в 2017 году обеспечить жильем в 2 раза большее число человек.

Помимо этого, были направлены предложения по изменению федерального законодательства, регулирующего данную сферу, в части более четкого порядка предоставления жилых помещений и исключения злоупотреблений претендентов, которые встречаются.

Со своей стороны, Правительство области усилит контроль по защите жилищных прав детей-сирот при принятии решений о лишении родительских прав, а также контроль за обоснованностью включения органами местного самоуправления таких ребят в списки подлежащих обеспечению жильем.

В качестве дополнительной меры поддержки в период ожидания предоставления жилья планируется создание фонда специализированных жилых помещений временного пребывания (так называемых, социальных гостиниц).

Бесспорно, важным элементом жилищной политики является расселение ветхого фонда. До 1 сентября 2017 года будут расселены все граждане, проживавшие в домах, признанных аварийными до 1 января 2012 года. В 2016 году было переселено 3,3 тысячи человек в построенные для этих целей 154 многоквартирных дома. В 2017 году запланировано переселить 4,1 тысячи человек. 

В целях развития ипотечного кредитования с 2006 года осуществляет деятельность государственное предприятие «Нижегородский Ипотечный Корпоративный Альянс», которое в 2016 году выдало 320 займов на общую сумму 459 миллионов рублей.

Деятельность по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению для этого частных инвестиций организована по двум направлениям: разработка инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и заключение концессионных соглашений.

Информация о результатах этой работы представлена на слайде.

Анализ динамики показателей, характеризующих качество обслуживания жилфонда, за последние 5 лет свидетельствует о сокращении числа аварий в тепловых сетях более чем на 40%, в том числе за счет замены свыше 500 километров тепловых и паровых сетей. Экономия от проведенных мероприятий за этот период составила более 2 миллиардов рублей.

2.7. Развитие инфраструктуры культуры, спорта и отдыха

Развитая инфраструктура отрасли является еще одной стратегической целевой установкой для Правительства области.

Всего объем финансирования сферы составил в 2016 году 5,2 миллиарда рублей. Более 330 миллионов рублей было направлено на капитальные инвестиции.

В прошлом году завершено строительство Центра культурного развития в Первомайске, окончены проектные работы по возведению Центра славянской культуры в Дивеево –  его открытие запланировано на этот год.

Капитально отремонтированы Нижегородский театр оперы и балета, общежитие Нижегородского областного колледжа культуры. Всего в прошлом году капремонт осуществлен в 13 учреждениях.

В 2016 году, как всегда, культурная жизнь нижегородцев была насыщена яркими событиями, в том числе международного уровня.

С неизменным успехом прошел XIV международный фестиваль искусств имени Сахарова «Русское искусство и мир» - в нем приняли участие более 400 представителей из России, Франции, Нидерландов, Германии, Румынии, Израиля, Италии, США.

Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник и Нижегородский художественный музей отметили свое 120-летие. В Художественном музее состоялась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи «На рубеже веков». Этот проект был поддержан Правительством области и компанией «ЛУКОЙЛ». Посетили выставку 27 тысяч человек.

В рамках федерального проекта «Большие гастроли» нижегородцы смогли посмотреть спектакли ведущих московских театров – на эти мероприятия были установлены доступные цены.

На средства Гранта Правительства области состоялся концерт Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени Ростроповича на новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Три спектакля нижегородских театров были включены в Long-лист российского театрального фестиваля «Золотая маска». Всего в области в 2016 году выпущено более 70 театральных постановок.

Общая посещаемость театрально-концертных мероприятий в 2016 году составила около 1,5 миллиона человек.

Правительством области продолжается работа по созданию условий для здорового образа жизни населения.

В 2016 году введены в эксплуатацию 2 физкультурно-оздоровительных комплекса: в Городецком районе, построенный в рамках государственно-частного партнерства, и в Московском районе Нижнего Новгорода.

В текущем году открыт ФОК в Приокском районе Нижнего. Всего в регионе в настоящее время действуют 34 комплекса.

Кроме того, в минувшем году был осуществлен ремонт детско-юношеской школы «Химик» в Дзержинске и построено 76 спортплощадок и других объектов в 16 городских округах и районах области.

В 2016 году начато внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». По итогам испытаний по нормативам ГТО около 3 тысяч ребят получили знаки отличия, из них 40% – золотые.

Благодаря развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом, ежегодно растет число нижегородцев, систематически занимающихся физкультурой, в 2016 году – это уже более трети жителей области (33,7%).

Нижегородские спортсмены результативно участвуют в соревнованиях международного уровня. В прошлом году они завоевали 255 медалей – 107 золотых, 75 серебряных и 73 бронзовых.

В соответствии с графиком идет подготовка к проведению в 2018 году Чемпионата Мира по футболу. Продолжается строительство стадиона «Нижний Новгород» и базы команд в городе Бор, подготовка тренировочных площадок. Началась реализация волонтерской программы.

2.8. Физическая и экологическая безопасность

В работе Правительства по обеспечению физической и экологической безопасности граждан можно выделить несколько компонентов.

В 2016 году реализован комплекс мер по профилактике экстремизма, что позволило не допустить политических и социальных конфликтов, межнациональной и межконфессиональной напряженности.

В прошлом году 80% граждан области положительно оценили состояние межнациональных отношений, а уровень толерантности к представителям другой национальности составил 83,7%.

Меры Правительства региона в сфере обеспечения безопасности направлены и на профилактику преступности. Объем финансирования этих мероприятий в 2016 году составил более 240 миллионов рублей.

По итогам прошлого года уровень преступности в Нижегородской области на 16,3% ниже среднероссийского и на 9,6% – окружного. Отмечается сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений, убийств, фактов умышленного причинения вреда здоровью, квартирных краж и грабежей.

В Нижнем Новгороде с 2013 года реализуется проект «Безопасный город».

Анализ аварийности в местах установки комплексов фотовидеофиксации показал снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 20-30%. В целом за 2016 год число погибших в ДТП сократилось на 9,8%.

Поступления в бюджет штрафов по нарушениям, выявленным с помощью созданной системы,  существенно превышают затраты бюджетных средств, например, по 2016 году – более чем в 2 раза.

Что касается экологической безопасности, то здесь одним из важнейших направлений является совершенствование системы обращения с отходами.

В области построены и действуют 5 комплексов утилизации твердых коммунальных отходов (в г.Дзержинск, в Балахнинском, Богородском, Городецком и Кстовском районах), которые обслуживают около 73% населения области.

Также ведётся подготовка к реализации 4 проектов строительства межмуниципальных объектов обработки и утилизации отходов в Арзамасском, Сергачском, Уренском районах и городском округе Выкса, по которым уже подобраны необходимые земельные участки. К настоящему времени по трем проектам поданы заявки частных инвесторов на заключение соглашений.

На особом контроле остается вопрос о несанкционированных свалках. Их в прошлом году было выявлено более 300, из которых 105 ликвидировано. По остальным работа продолжается совместно с органами местного самоуправления.

Кроме того, одним из приоритетных является мероприятие по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Дзержинска. В соответствии с распоряжением Правительства России единственным исполнителем работ по трем объектам – шламонакопитель «Белое море», свалка промышленных отходов «Черная дыра», полигон «Игумново» – определено предприятие «ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии», с которым в 2016 году заключен государственный контракт.

Дата окончания его исполнения – май 2020 года, цена составляет более 4 миллиардов рублей. В 2016 году объем финансирования из регионального бюджета составил около 165 миллионов рублей. В текущем году на реализацию данных мероприятий контракта в региональном бюджете запланированы средства в размере более 668 миллионов рублей и еще 500 миллионов рублей – субсидия из федерального бюджета.

Проектная документация по всем трем объектам получила положительные заключения государственной экологической экспертизы и направлена на экспертную оценку обоснованности объемов инвестиций.

3. Реализация стратегической цели: «Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика»

3.1. Диверсификация экономики региона

Экономическая политика Правительства области направлена на достижение стратегической цели по созданию эффективной, динамично развивающейся экономики. Ее основные компоненты – это поддержка инвестиций и инноваций. Правительство региона не отступает от этих позиций даже в кризисные моменты, а в период реализации Стратегии развития области их было два – мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов и геополитическая напряженность вокруг России, которая продолжается с 2014 года.

Эффективность экономики измеряется, прежде всего, такой характеристикой, как диверсифицированность ее структуры, обеспечивающая устойчивость при негативных внешних воздействиях.

Активная политика по стимулированию инвестиций и инноваций позволила сохранить долю промышленного производства в структуре ВРП на уровне 35%, а вклад такой отрасли, как «строительство», увеличить до 7% (в 2005 году - 4,8%).

Акцент на импортозамещении и возникшие для этого в течение последних трех лет дополнительные возможности позволили добиться изменений и в структуре обрабатывающих производств.

Так, до 8,6% увеличилась доля химического производства (в 2005 году – 5,9%), выпуска электрического и электронного оборудования – до 7,4% (в 2005 году – 2,7%).

Менее значительно, но все-таки выросли доли и других отраслей, таких, как производство продуктов питания, машин и оборудования и других видов обработки.

Таким образом, за счет этой диверсификации удельный вес трех основных отраслей, которые подвержены существенному влиянию негативных внешних факторов – нефтепереработки, металлургии и автопрома, – снизилась более чем на 10 процентных пунктов. Хотя и продолжает оставаться весьма значительной – 58% в общей отгрузке обработки.

Что касается результатов конкретно 2016 года, то произошло восстановление роста в двух ключевых секторах после двухлетнего падения – в нефтепереработке и автопроме. В третьем – металлургии, напротив, рост 2015-го года сменился падением объемов производства в 2016-м, что вызвано нестабильной ситуацией с заказами на трубы большого диаметра для крупнейшего предприятия отрасли.

В результате, в отличие от общероссийской динамики, региональная промышленность, в том числе ее основная часть – обработка, в последние три года неблагоприятной экономической конъюнктуры обошлись без снижения физических объемов производства.

В России же в 2015 году падение составило 5,4%, а положительные темпы роста в 2016 году существенно уступали нижегородским.    

3.2. Стимулирование инвестиций

В целом в прошлом году объем региональной господдержки приоритетных инвестиционных проектов достиг 2,8 миллиарда рублей в виде налоговых льгот, 105 миллионов рублей – в форме компенсации процентной ставки по коммерческим кредитам, 48 миллионов рублей – это субсидирование затрат на создание инфраструктуры.

В прошлом году налоговые поступления по всем приоритетным инвестпроектам, которым предоставляются налоговые льготы, составили 4,7 миллиарда рублей, что в 1,7 раза больше объема оказанной поддержки. В 2015 году это соотношение было на уровне 1,6 раза.

Продолжается работа по привлечению инвесторов. В 2016 году подписаны 11 соглашений о сотрудничестве между Правительством области и различными компаниями. Общий объем инвестиций составляет 28 миллиардов рублей, будет создано 2800 новых рабочих мест.

В отчетном году введены в эксплуатацию объекты 6-ти крупных проектов, соглашения по которым были подписаны в 2014-2015 годах, с объемом инвестиций 40 миллиардов рублей и более 3,4 тысяч дополнительных рабочих мест. Четыре из них – предприятия с участием иностранного капитала.

Однако преодолеть тенденцию снижения инвестиционной активности бизнеса, которая является общероссийской, пока не удается.

Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП в Нижегородской области по итогам 2015 года составило 22%.

Причина в том, что пока еще продолжают действовать мощные ограничивающие макроэкономические факторы – сохранение экономической неопределенности, стагнация спроса, низкая доступность кредитов.

Но даже в этих условиях текущий уровень инвестирования экономики по региону выше, чем в целом по России, который составил по 2015 году 16,7%.

Подтверждением превалирующего влияния внешних факторов является тот факт, что в отчетном году наш регион улучшил свои позиции по созданию благоприятного инвестклимата в различных независимых рейтингах.

Так, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2016 году мы поднялись на 10 позиций и заняли 36 место.

Безусловно, это является результатом целенаправленной работы Правительства области, которая ведется в рамках соответствующей Дорожной карты, включающей более 100 мероприятий.

Наиболее значимые итоги ее реализации приведены на слайде.

Они касаются снятия административных барьеров – оптимизации процедур и сроков предоставления государственных услуг.

Но региону есть куда двигаться, и эта работа будет продолжаться. Тем более, что по каждой составляющей инвестклимата разработаны целевые модели и установлены значения, которых необходимо достичь.

3.3. Развитие инноваций

Развитие инноваций также остается приоритетом Правительства региона. При этом основная цель –  привлечь максимально возможные по объему средства федерального бюджета и федеральных институтов развития.

В области сохраняется региональная поддержка приоритетных инновационных проектов. В 2016 году ее объем составил 54,7 миллиона рублей в виде налоговых льгот с эффектом для консолидированного бюджета в 160 миллионов рублей.

В рамках ежегодного конкурса, который проводится совместно с Российским фондом фундаментальных исследований, поддержано более 70 научно-исследовательских проектов, объем финансирования составил 45 миллионов рублей, в том числе из областного бюджета 15 миллионов рублей.

Также в прошлом году из средств федерального Фонда развития промышленности профинансированы в форме льготных займов 3 проекта нижегородских предприятий на общую сумму 480 миллионов рублей. Кроме этого, еще 7 – были отобраны на получение субсидий Фонда на общую сумму 40 миллионов рублей. Все проекты направлены на технологическое развитие и выпуск новой, импортозамещающей, продукции.

По программам федерального Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере поддержку получили 16 нижегородских организаций на общую сумму более 130 миллионов рублей, еще более 30 заявок по результатам конкурсов 2016 года отобраны для получения финансирования в 2017 году.

В целом инфраструктура поддержки инноваций, созданная в области, демонстрирует положительные результаты по итогам отчетного года.

Особо стоит отметить Технопарк в сфере высоких технологий «Анкудиновка». С 2015 года управляющей компанией Технопарка является Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (НИБИ). В состав Технопарка входят два здания, в которых предусмотрено размещение резидентов – это Бизнес-центр, расположенный на улице Академика Сахарова и здание на улице Ларина.

Уровень занятости резидентами арендопригодных площадей по итогам 2016 года составляет 97,6% - это 5 место рейтинга технопарков России.

Объем произведенных резидентами продукции и услуг достиг 870 миллионов рублей, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2015 году. Количество созданных рабочих мест выросло с 360 на начало 2016 года до 600 на 2017 год. Всего за прошлый год бюджетная эффективность, то есть превышение налоговых поступлений над объемами государственной поддержки, составила 114 миллионов рублей.

В то же время следует отметить, что негативные внешние факторы, которые приводят к снижению инвестиционной активности, замедляют и инновационные процессы, поскольку внедрение инноваций требует соответствующих инвестиций.

Согласно статистическим данным, доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки активных в данной сфере предприятий в целом по региону снизилась до 15,8% по итогам 2015 года (против 21,3% в 2014 году) и превышает при этом почти в 2 раза значение показателя в целом по стране, которое составило 8,4%. С этим результатом область находится на 7 месте среди всех регионов России и на 5 месте среди крупнейших субъектов.

3.4. Кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов экономики

Важным аспектом в развитии инноваций является кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов экономики.

С этой целью в области создана сеть ресурсных центров подготовки рабочих кадров на принципах дуального образования. В отчетном году был открыт еще один, и теперь действуют 23 таких центра, в которых в 2016 году прошли обучение 10,7 тысячи человек, то есть почти на 20% больше, чем в 2015 году.

В целом по региону практико-ориентированное обучение реализуют 56 профессиональных организаций, из них 5 имеют статус федеральных инновационных площадок по дуальному образованию. Сегодня процент трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования в регионе составляет 72%.

Для улучшения качества подготовки специалистов с высшим образованием на предприятиях и в научных организациях области создаются и успешно действуют базовые кафедры нижегородских вузов. В этой работе принимают активное участие крупные промышленные и проектные организации, включая предприятия Росатома, а также институты Российской академии наук.

3.5. Развитие агропромышленного комплекса

Нижегородская область является индустриальным регионом, поэтому сельское хозяйство занимает незначительную долю в ВРП, чуть больше 4%, однако важно в решении задачи продовольственной безопасности региона.

По некоторым видам сельхозпродукции уже достигнут уровень самообеспеченности: более 100% он составляет в производстве зерна и зернобобовых культур, картофеля, яиц.

В целом на поддержку агропромышленного комплекса в 2016 году было направлено 3,4 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета – 1,8 миллиарда рублей, из федерального – 1,5 миллиарда рублей.

Более 60% регионального объема финансирования составила прямая поддержка животноводства и растениеводства: 30% - субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам, 8% – расходы на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Федеральное софинансирование осуществлялось по таким направлениям, как возмещение части затрат по инвестиционным кредитам, несвязанная поддержка растениеводства, собственного производства молока, предоставление грантов крестьянским хозяйствам и другим.

В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства у нас оказывается помощь развитию элитного семеноводства и племенного дела.

Так, в 2016 году на приобретение элитных семян различных культур из федерального и областного бюджетов было направлено 66 миллионов рублей. Доля площади, засеваемой элитными семенами, составила 13%, что соответствует установленным госпрограммой индикаторам.

Поддержку получают 4 племенных репродуктора, занимающихся разведением специализированного мясного скота. С 2015 года объем средств на эти цели составил 36 миллионов рублей. За это время производство мяса на убой в живом весе по данным предприятиям выросло почти в 2 раза.

Удельный вес племенных коров в общем поголовье составляет около 23%, надой молока (на 1 племенную корову) в 1,4 раза превышает средний по области уровень производительности.

В растениеводстве отдельным направлением поддержки является овощеводство. Так, осуществляется модернизация агрокомбината «Горьковский», основного производителя овощей закрытого грунта. Кроме того, в 2016 году начата реализация инвестиционного проекта, направленного на увеличение производства овощей открытого грунта – компанией «Нижегородская картофельная система» Шатковского района, введено в оборот 8,4 тысяч гектаров мелиорируемых земель. Также построены 2 современных автоматизированных овощехранилища.

В животноводстве приоритетом остается строительство и модернизация животноводческих помещений. В 2016 году введено 11 объектов общей мощностью 3,6 тысячи голов крупного рогатого скота.

Производство мяса скота и птицы в прошлом году увеличилось к уровню 2015 года на 12,3%, при этом производство свиней на убой в живом весе выросло в 1,5 раза за счет введенного в эксплуатацию в конце 2015 года мощного комплекса в Вадском районе.

На 2017 год планируется ввод крупных объектов сельскохозяйственного назначения с общим объемом инвестиций около 2,5 миллиардов рублей.

3.6. Развитие малого и среднего бизнеса

Отдельный вопрос – малое предпринимательство. По развитию данного сектора у нас формируется целенаправленная региональная политика, поскольку целевая структура занятости населения, определенная Стратегией развития области, предполагает существенное увеличение доли, приходящейся на эту сферу экономики.

В 2016 году общий объем поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом привлеченных средств федерального бюджета составил более 250 миллионов рублей. Основным направлением было субсидирование затрат по приобретению оборудования в целях создания и модернизации производства – 166 миллионов рублей, их получили 55 субъектов.

Ежегодно поддерживаются муниципальные программы развития малого бизнеса. В 2016 году на эти цели было направлено 49 миллионов рублей 14 муниципалитетам, в результате поддержка оказана 154 субъектам.

Кроме того, более 26 миллионов рублей было выделено на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса. В результате в 2016 году услугами действующих в области бизнес-инкубаторов воспользовались более 500 субъектов малого и среднего предпринимательства. На площадях бизнес-инкубаторов (включая площади, находящиеся в управлении НИБИ) размещены более 100 предприятий.

Услугами Центра поддержки предпринимательства в 2016 году воспользовались почти 5,5 тысяч организаций.

Поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предпринимателей через «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области» составила 4,5 миллиона рублей, из них около 4 миллионов рублей - субсидия из федерального бюджета. Для предпринимателей Центром за год были организованы 3 бизнес-миссии в Финляндию, Азербайджан и Казахстан; проведено 7 обучающих модулей, 19 семинаров, круглых столов, мастер-классов, оказывалась консультационная и организационная помощь. В результате по разным направлениям ее получили более 500 субъектов.

Также в 2016 году продолжило работу Агентство по развитию системы гарантий. За отчетный год объем привлеченных кредитов составил 2 миллиарда рублей, выдано поручительств по ним на сумму более 660 миллионов рублей и микрозаймов на сумму около 130 миллионов рублей.

Помимо этого, в прошлом году в соответствии с поставленной на уровне государства задачей в регионе проводилась работа по обеспечению доступа к услугам Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства («Корпорация МСП») в режиме «одного окна». На базе 9 многофункциональных центров уже организовано предоставление таких услуг. Объем поддержки со стороны Корпорации, которую малые и средние предприятия области получили в 2016 году по программе льготного кредитования, составил 800 миллионов рублей, кроме этого начался процесс выдачи согарантий совместно с региональным Агентством.

Официальная статистика подтверждает, что господдержка малого и среднего бизнеса дает свои результаты: как и прежде, регион входит в десятку лучших регионов России по обороту предприятий малого предпринимательства – у нас 9 место. По числу работающих в данном секторе он переместился по сравнению с 2015 годом с 11-го на 7 место, а по инвестициям в основной капитал – со 2-го на 1-е.

3.7. Развитие поддерживающих секторов экономики, энергетической и транспортной инфраструктуры

В отношении поддерживающих секторов экономики Стратегия развития области предусматривает реализацию мер по снятию инфраструктурных ограничений.

В регионе реализуются инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, направленные на повышение надежности электроснабжения и создание условий технологического присоединения новых потребителей.

Так, в 2016 году завершено строительство подстанции с линией электропередач в городском округе город Выкса, выполнены комплексное техперевооружение и реконструкция Арзамасской и Мещерской подстанций, проведена реконструкция распределительных сетей Нижнего Новгорода, а также строительство новых и модернизация действующих электросетевых объектов в районах области.

Утвержден регламент взаимодействия органов власти с сетевыми организациями, позволяющий прорабатывать вопросы электроснабжения перспективных объектов капитального строительства на этапе формирования документов территориального планирования.

В сегменте генерации электроэнергии продолжается модернизация Автозаводской ТЭЦ по замещению выбывающих мощностей и увеличению результирующей мощности, а также реализуется инвестиционный проект по реконструкции Новогорьковской ТЭЦ с объёмом инвестиций 13,7 миллиарда рублей, который в 2016 году получил статус приоритетного.

В рамках сотрудничества Правительства области с компанией «Газпром» проводилась работа по развитию системы газоснабжения региона. Объем инвестиций за год составил более 380 миллионов рублей, в том числе 13 миллионов рублей были выделены из областного бюджета. Результаты представлены на слайде.

В целом за счет всех источников финансирования в прошедшем году построено и введено в эксплуатацию 253 километра газовых сетей и газифицировано 8,6 тысяч квартир и домовладений.

Что касается транспортной инфраструктуры, то на реализацию крупных инвестпроектов по ее развитию в 2016 году было направлено более 11,5 миллиарда рублей, из них федеральных средств привлечено свыше 8,5 миллиарда рублей.

Технологическая готовность по проекту продления линии метро до станции «Стрелка» составляет 58%. В 2016 году закончена проходка правого перегонного тоннеля и в октябре начата проходка левого, которая завершена уже в текущем году. Объем финансирования в прошлом году составил 4 миллиарда рублей, из которых 2,1 миллиарда рублей – федеральные (из областного бюджета выделено 1,9 миллиарда рублей). Срок ввода в эксплуатацию объекта – апрель 2018 года.

Кроме того, в Генеральном плане города присутствуют намерения продления Автозаводской линии на правом берегу Волги до станции «Сенная», и на левом – до жилого массива на Южном шоссе, а также развитие Сормовской линии до площади Славы и до станции «Стрелка».

В настоящее время имеется проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по ветке до станции «Сенная» с промежуточной станцией «Оперный театр».

Когда регион выходил на федерацию по вопросу развития метро в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, проект включал продление до станции «Волга». Денег удалось привлечь пока только на I этап – до «Стрелки».

После завершения данного проекта в 2018 году будет рассмотрена возможность выделения средств из областного бюджета на дальнейшее развитие метро. Однако темпы будут определяться тем, сколько удастся привлечь федеральных средств – этот вопрос нами прорабатывается. При этом специальной госпрограммы по развитию метрополитенов на федеральном уровне нет.

По проекту реконструкции Международного аэропорта ситуация следующая. 

За счет частных инвестиций реализуется проект по строительству пассажирского терминала, 1 очередь которого завершена: в марте 2016 года терминал был введен в эксплуатацию для внутренних воздушных линий, а в апреле текущего года – и для международных рейсов.

Кроме того, в сентябре 2017 года планируется к завершению проект реконструкции одной из взлетно-посадочных полос, который финансируется из федерального бюджета.

По-настоящему актуальная и серьезная тема – Волжский мост. Работы по его строительству в 2016 году профинансированы в объеме 4,7 миллиарда рублей, из которых федеральные средства составили 3,9 миллиарда рублей. Ввод объекта намечен на ближайший июль. При этом в текущем году на завершение работ запланировано около 2 миллиардов рублей из областного бюджета и 450 миллионов рублей – из федерального.

Задача создания объездной дороги со стороны Южного обхода Нижнего Новгорода выполнена в полном объеме: введение в сентябре 2016 года в эксплуатацию участка дороги протяженностью 18,7 километра позволило направить транспортный поток мощностью 45 тысяч автомобилей в сутки, в обход города.

В целом на проектирование, реконструкцию и строительство автомобильных дорог в рамках программы «Развитие транспортной инфраструктуры» в прошедшем году было направлено 7,2 миллиарда рублей, из них из областного бюджета – 2,6 миллиарда рублей, из федерального – 4,6 миллиарда рублей, из местных – 7,2 миллиона рублей. В результате введены в эксплуатацию 13 дорог протяженностью 38,8 километра (в 1,3 раза больше чем в 2015 году) и около 800 погонных метров инженерных сооружений на них.

На строительство и реконструкцию подъездов к населенным пунктам было направлено 435 миллионов рублей, из них 417 миллионов рублей из областного бюджета и 18 миллионов – из федерального. Введено 11,5 километров автомобильных дорог, пять населенных пунктов получили круглогодичную связь с сетью трасс общего пользования.

Муниципальным бюджетам предоставлено более 480 миллионов рублей субсидий из областного бюджета на строительство и реконструкцию автодорог местного значения. Введены в эксплуатацию 5 дорог протяженностью более 8 километров.

В 2017 году в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Нижегородской области» на проектирование, реконструкцию и строительство автомобильных дорог запланированы почти 8 миллиардов рублей, из них средства областного бюджета составят 4,9 миллиарда рублей, федерального – 3 миллиарда рублей, местных – 52 миллиона рублей. Намечен ввод в эксплуатацию 43,4 километров автомобильных дорог и около 3 тысяч погонных метров сооружений на них.

Также в 2016 году в рамках подпрограммы «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» работы по содержанию профинансированы в объеме 2,3 миллиарда рублей. Ремонт, в том числе капитальный, осуществлен на сумму 1,8 миллиарда рублей, из них 347 миллионов рублей – федеральные средства. Отремонтировано 197 километров автомобильных дорог и 787 погонных метров искусственных сооружений.

4. Реализация стратегической цели: «Эффективная исполнительная власть»

4.1. Внедрение системы стратегического планирования

Безусловно, приоритетным направлением деятельности Правительства по достижению ключевых целей является и повышение эффективности исполнительной власти.

Когда в 2006 году принималась Стратегия развития области, не было никакого законодательства в этой сфере. Сейчас существует федеральный закон, направленный на создание единой системы стратегического планирования в России.

Область выполнила все его требования по разработке стратегических документов. Так, в 2016 году приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития, долгосрочный бюджетный прогноз, взаимоувязаны показатели прогнозов с индикаторами государственных программ.

Итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года

Целевые значения индикаторов Стратегии указаны в диапазоне, верхняя и нижняя границы которого соответствуют оптимистическому и пессимистическому сценариям возможного развития событий. Фактически в последнее время реализовался очень жесткий, неблагоприятный вариант.

Ситуация по разным параметрам различная. Например, цель по доле занятых в малом бизнесе обозначена Стратегией на уровне 26% от числа занятых в экономике. К настоящему моменту она составляет уже более 30%, то есть фактически перевыполнена.

По оценкам, в 2020 году достигнутые значения других индикаторов будут находиться в заданном Стратегией диапазоне, при этом будут ближе к нижней его границе.

Оценка основного показателя Стратегии – среднедушевых доходов населения – в 2020 году на 14% превышает нижнюю границу целевого диапазона.

Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП варьировалось от 19% до 37%, и в среднем за прошедшие 11 лет составило 27,5% при значении по Стратегии – 20-25%. По оценке, в 2020 году данный показатель будет не ниже 22%.

4.2. Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

Важным аспектом эффективности исполнительной власти является работа по формированию и исполнению бюджета, по оптимизации расходования бюджетных средств.

Доходы консолидированного бюджета области в 2016 году составили 165 миллиардов рублей, что на 7,9% выше уровня 2015 года. Рост, в основном, сложился за счет налогов на прибыль, на доходы физических лиц и акцизов. 

Расходы возросли на 3% и составили 168,8 миллиарда рублей.  Сохранилась их социальная направленность: на финансирование отраслей соцсферы было направлено 108,6 миллиарда рублей или 64,3% от общей суммы.

Дефицит бюджета сократился почти в 3 раза: с 11 до 3,8 миллиарда рублей.

Областной госдолг на сегодня составляет 78,4 миллиарда рублей, при этом внешний долг отсутствует.

Накопление задолженности обусловлено кризисными явлениями в экономике, влияющими на снижение бюджетной отдачи.

При этом расходы по социально значимым статьям бюджета не снижались, были выполнены все обязательства по исполнению «майских» Указов Президента, осуществлялись значительные государственные инвестиции, направленные, прежде всего на улучшение качества жизни населения, исполнялись ранее взятые долговые обязательства. Бюджет принимался с предельным дефицитом, и для его покрытия необходимо было привлечение дополнительных заимствований.

В соответствии с Бюджетным Кодексом предельный объем госдолга региона не должен превышать 100% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Законодательством Нижегородской области данный показатель установлен в размере 75%.

Кроме того, по Соглашению с Министерством финансов России о предоставлении нашей области федерального бюджетного кредита установлено дополнительное ограничение долговой нагрузки: на начало 2017 года - в размере 72%, на начало 2018 года - 66%, и только к началу 2019 года 50%.  

Фактически же за 2016 год долговая нагрузка составила 69,1%, сократившись по сравнению с 2015 годом на 4,4 процентных пункта.

Структура долга является хорошо диверсифицированной. Это позволяет снизить зависимость от одного инвестора. Доля коммерческого долга (кредиты кредитных организаций и ценные бумаги) на начало 2017 года составляла 74,7%. 

Свыше 80% всего долга приходится на  среднесрочные и долгосрочные заимствования со сроком от одного до 7 лет. Это позволяет равномерно распределять ежегодную нагрузку по погашению долговых обязательств и не допускать «пиков» платежей.

В 2016 году был размещен облигационный заем Нижегородской области на сумму 10 миллиардов рублей со сроком обращения 7 лет. При этом спрос на облигации превысил предложение более чем в 3 раза. Это говорит о высоком доверии инвесторов к региону.

Причем привлечение бюджетных кредитов со льготной ставкой 0,1% позволило рефинансировать кредиты коммерческих банков и сократить расходы на обслуживание долга на 920 миллионов рублей.

В целом при исполнении бюджета были соблюдены все необходимые требования Бюджетного кодекса России по предельному объему дефицита, государственного долга и расходам на его обслуживание.

Повышение эффективности бюджетных расходов достигается и за счет реализации контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В течение года было проведено свыше 1300 торгов на общую сумму 34 миллиарда рублей, в том числе в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года на сумму 5,5 миллиарда рублей.

Продолжается практика осуществления централизованных совместных закупок социально значимой продукции (продукты питания, уголь) и по объектам строительства через уполномоченное учреждение Нижегородской области. Всего экономия, достигнутая за счет снижения цены при проведении конкурентных закупок, составила порядка 1,7 миллиарда рублей, что почти в 2 раза выше уровня прошлого года.

4.3. Финансирование государственных программ области, привлечение в область федеральных средств

В 2016 году подавляющая часть расходов областного бюджета была распределена по госпрограммам. Профинансированы мероприятия 25 программ на сумму 112,3 миллиарда рублей.

При этом капитальные расходы, которые консолидируются в рамках Адресной инвестиционной программы Нижегородской области, составили 7,1 миллиарда рублей.

В прошедшем году работы велись на 129 объектах, из которых 46 были введены в эксплуатацию.

За 2016 год в рамках федеральных государственных и адресной инвестиционной программы в наш регион привлечено 34,5 миллиарда рублей, которые были направлены на строительство крупных инфраструктурных объектов, поддержку реального сектора, развитие социальной сферы.

4.4. Меры по противодействию коррупции

В соответствии с Национальным планом работа Правительства направлена на профилактику коррупции, обеспечение требований законодательства о предотвращении и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, совершенствование учета государственного имущества, внутреннего финансового контроля и аудита в целях обеспечения целевого использования имущества и бюджетных средств, выявление признаков скрытой аффилированности в деятельности органов власти.

За год была проведена антикоррупционная экспертиза свыше 1100 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области.

По данным Минюста России по Нижегородской области, по состоянию на конец 2016 года, акты, содержащие коррупциогенные факторы, отсутствуют.

Согласно статистики МВД в 2016 году в целом по региону должностными лицами было совершено 126 преступлений коррупционной направленности (привлечено к уголовной ответственности 75 человек). Из этого числа на региональном уровне было совершено только 6 преступлений (уголовную ответственность понесли 5 человек).  

Также, если учесть проведенное социологическое исследование, почти половина опрошенного населения (43,8%) считает, что коррупционные нарушения распространены мало и практически не встречаются. В 2015 году такого мнения придерживалось только 22% опрошенных.

4.5. Оказание государственных и муниципальных услуг

В области продолжается совершенствование формата предоставления государственных и муниципальных услуг.

По итогам 2016 года на специализированном Интернет-портале представлена информация о порядке получения более 800 государственных и около 1500 муниципальных услуг. По сравнению с 2015 годом рост количества посетителей портала составил около 30%.

В 2016 году обеспечено стабильное взаимодействие с федеральными органами власти с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Расширяется перечень услуг, оказываемых через сеть МФЦ, – сейчас их уже около 148 (108 – государственных услуг и порядка 40 муниципальных услуг). В 2016 году через МФЦ было оказано более 2 миллионов услуг (в 2015 году – около 1,5 млн. услуг).

По итогам ежегодного мониторинга, граждане в целом удовлетворены, 100% респондентов положительно оценивают открытие и функционирование МФЦ.

4.6. Взаимодействие с органами местного самоуправления

Работа Правительства области традиционно строилась на тесной связи с органами местного самоуправления и, прежде всего, в рамках реализации программ развития производительных сил городских округов и муниципальных районов.

Совместно с муниципалитетами осуществляется весь комплекс работ по сопровождению инвестиционных проектов этих программ. В течение 2016 года шла реализация порядка 1,6 тысячи проектов и мероприятий.

В результате за два года в экономику области было привлечено порядка 160 миллиардов рублей инвестиций, в том числе в 2016 году около 80 миллиардов рублей, создано 15 тысяч постоянных рабочих мест, половина из них – в отчетном году.

 Объем отгруженной продукции составил более 500 миллиардов рублей, размер налоговых поступлений – 24 миллиарда рублей.

Также продолжается реализация проекта по поддержке местных инициатив.

В 2016 году его участниками стали 50 районов и городских округов. Было реализовано 328 мероприятий на сумму 371 миллион рублей, в том числе областная субсидия составила 186 миллионов рублей.

Деньги были вложены в наиболее важные для населения объекты.  Количество благополучателей от реализации проектов выросло с 78 тысяч человек в 2013 году до 1,5 миллиона человек в 2016 году.

4.7. Взаимодействие с общественными организациями и населением

Взаимодействие с населением области осуществляется через практику телеконсультаций в режиме «on-line», тематических горячих телефонных и интернет-линий. Жители задают свои вопросы и обращаются с просьбами во время прямых теле- и радиоэфиров, личных встреч, через блог в «Живом журнале» и интернет-форумы. Всего в прошедшем году в адрес Правительства области поступило 37,3 тысячи обращений.

Продолжается взаимодействие с социально направленными некоммерческими общественными организациями. Для их поддержки из областного бюджета было выделено 5 миллионов рублей. Это 39 проектов.

Финансовую помощь в рамках государственной программы по гармонизации межнациональных отношений получили 23 организации региона на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства.

4.8. Взаимодействие с Законодательным Собранием Нижегородской области

Эффективность работы органов исполнительной власти в значительной степени зависит от конструктивного взаимодействия с Законодательным Собранием.

За прошедшие полгода работы депутаты шестого созыва уже проявили себя как активные инициаторы законопроектов, разработанных в целях реализации полученных в ходе избирательной кампании наказов избирателей, органов местного самоуправления, направленных на решение проблем отдельных муниципальных образований области.

В то же время решение точечных проблем каждого отдельного района или города может негативно отразиться на качестве принимаемых Собранием законов, действие которых распространяется на всю область в целом.

Поэтому в ходе совместной работы исполнительной и законодательной власти необходимо предпринимать усилия с тем, чтобы каждый конкретный вопрос был рассмотрен комплексно; следует находить точки соприкосновения, чтобы изыскивать максимально эффективные способы и резервы для решения поставленных задач.

Стоит чаще прислушиваться к мнению экспертов из прокуратуры, Минюста России, Правительства региона, при необходимости привлекать представителей общественности – только так, вместе можно обеспечить стабильность правовой системы Нижегородской области, ее преемственность в целях обеспечения интересов граждан и организаций. Именно уважение к закону является важным условием процветания общества и государства. 

Скачать документ

Дата публикации

26 мая 2017, 17:30