Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

25 февраля 2018, воскресенье

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Об итогах реализации антикоррупционной политики на территории Нижегородской области в 2016 году

Об итогах реализации антикоррупционной политики

на территории Нижегородской области в 2016 году

 

Антикоррупционная политика в Нижегородской области реализуется в соответствии с основными направлениями Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 (далее – Национальная стратегия), Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года  № 147 (далее – Национальный план), в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 года № 981, а также путем исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Работа по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области строится в соответствии с федеральным и региональным законодательством в данной сфере.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим в Российской Федерации правоотношения в указанной сфере, является Федеральный закон
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Обеспечение реализации государственной политики в области противодействия коррупции в 2016 году организовано в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981.

Приказом управления региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области (далее – Управление региональной безопасности)  от 28 марта 2016 года № 1-од «Об утверждении плана реализации Программы на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» (далее – План) утвержден указанный План.

В План включены мероприятия по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих, по повышению эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по реализации комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества, по проведению просветительских мероприятий по антикоррупционной тематике, по оказанию содействия органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции и другие мероприятия.

В течение 2016 года в План были внесены соответствующие изменения, предусматривающие проведение мероприятий по совершенствованию системы учета государственного имущества, внутреннего финансового контроля и аудита в целях эффективности целевого использования государственного имущества и бюджетных средств, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, а также неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,  по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти. На основании информации прокуратуры Нижегородской области о проведении анализа действующих на территории области антикоррупционных планов разработаны мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц, и указанные коррективы были внесены в План.

Указом Губернатора Нижегородской области от 7 октября 2015 года № 112 «О создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области» образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области (далее – Комиссия), утверждены состав Комиссии и ее Положение.

В соответствии с вышеуказанным Положением на Комиссию возложены полномочия по осуществлению контроля за реализацией мероприятий антикоррупционной направленности в рамках исполнения Программы, антикоррупционных программ органов исполнительной власти Нижегородской области (планов мероприятий по противодействию коррупции), в том числе путем мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции, предусмотренных этими программами.

В 2016 году проведено 4 заседания Комиссии, на которых рассмотрено
16 вопросов, в том числе:

- подведены итоги реализации антикоррупционной политики и результаты проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2015 году;

- о принимаемых мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, нормативных правовых актов Нижегородской области в целях устранения несовершенства правовых норм, допускающих возможность порождения коррупции или способствующих ее распространению;

- о взаимодействии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с институтами гражданского общества по вопросам  антикоррупционной деятельности;

- о результатах совместной работы следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области и ГУ МВД России по Нижегородской области по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления Нижегородской области;

- о состоянии работы по противодействию коррупции в органах и учреждениях сферы здравоохранения, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области;

- проанализированы меры по противодействию коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства области;

- о состоянии работы по выявлению случаев несоблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими и лицами, замещающими государственные должности и должности муниципальной службы Нижегородской области, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и мерах по ее совершенствованию;

- подведены итоги выполнения Плана за 2016 год;

- утвержден план работы Комиссии на 2017 год.

На заседании Комиссии в июле 2016 года также был рассмотрен вопрос «О ходе исполнения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области от 24 декабря 2015 года». Решением Комиссии главам администраций Ардатовского, Большемурашкинского, Бутурлинского, Гагинского, Дальнеконстантиновского, Сергачского муниципальных районов и городских округов Навашинский, Сокольский, г.Чкаловск, г.Арзамас рекомендовано принять меры к образованию в муниципальных районах комиссий по координации работы по противодействию коррупции[1]. Во исполнение данного протокольного решения Комиссии во всех вышеуказанных муниципальных районах и городских округах образованы соответствующие комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

В целях оказания методической и консультативной помощи по вопросам  организации работы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, а также в рамках подготовки к заседаниям Комиссии  осуществлены выезды в администрацию городского округа город Арзамас, администрацию Балахнинского муниципального района, администрацию г.Кстово. Также проведена проверка антикоррупционной деятельности в городском округе город Нижний Новгород. По результатам проверок органам местного самоуправления даны рекомендации по дальнейшей работе в сфере противодействия коррупции.

В целях принятия исчерпывающих мер по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений на основании сведений, представляемых ГУ МВД России по Нижегородской области, в течение 2016 года ежеквартально проводился анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

Совершенствование законодательства Нижегородской области,

приведение его в соответствие с антикоррупционными федеральными правовыми актами

 

Формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции является одной из ключевых задач, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции.

Так, во исполнение Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции в 2016 году в Нижегородской области продолжена работа по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на совершенствование правовых основ противодействия коррупции.

В связи с этим в Нижегородской области приняты региональные и муниципальные правовые акты по вопросам противодействия коррупции, а также приведены действующие нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции в соответствие с нормами федерального законодательства.

Законом Нижегородской области от 29 января 2016 года № 3-З
«О внесении изменений в статьи 8 и 17.1 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области» установлено дополнительное ограничение, связанное с пребыванием в составе Правительства, в виде принятия  вопреки установленному порядку почетных и специальных званий,  наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных  государств,  международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.

Законом Нижегородской области от 28 октября 2016 года № 142-З внесены изменения в Закон Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» в части уточнения типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и дополнительного ограничения по представлению сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Нижегородской области от 28.11.2016 № 153-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и пенсии за умершего (погибшего) родителя, замещавшего государственную должность Нижегородской области либо должность государственной гражданской службы Нижегородской области» предусмотрено исключение из назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, в случаях прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции.

Законом Нижегородской области от 6 апреля 2016 года № 33-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» в части установления права муниципального служащего, сдавшего подарок, на возможность выкупа подарка, полученного им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием.

 Законами Нижегородской области внесены изменения в Закон Нижегородской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области»:

- от 29 января 2016 года № 4-З – в части установления обязанности представления депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области (далее – депутат) сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения), прекращения депутатских полномочий при непредставлении или несвоевременном представлении указанных сведений, а также обязанности депутата сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- от 4 августа 2016 года № 109-З – в статью 21 в части исключения применения выплаты единовременного денежного пособия депутатам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных федеральными законами в сфере противодействия коррупции;

- от 1 ноября 2016 года № 148-З – в части уточнения условий осуществления депутатом своих полномочий.

В целях реализации подпункта «ж» пункта 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы издан Указ Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы».

Указом Губернатора Нижегородской области от 20 февраля 2016 года № 21 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей и заместителей руководителей в органах исполнительной власти Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Указом Губернатора Нижегородской области от 19 января 2016 года № 5 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 5 марта 2014 года № 11» внесены изменения в части уточнений перечня государственных должностей Нижегородской области, в отношении которых управление делами Правительства Нижегородской области осуществляет прием, хранение, оценку и реализацию подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Указами Губернатора Нижегородской области от 3 августа 2016 года  № 101 и 23 декабря 2016 года № 165 «О внесении изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 1 декабря 2014 года № 149» внесены изменения в план ротации государственных гражданских служащих Нижегородской области.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 18 февраля 2016 года № 238-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Нижегородской области от 15 августа 2014 года № 1386-р» внесены изменения, расширяющие основания для проведения заседания высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов (далее – высшая комиссия), виды решений, принимаемых по итогам рассмотрения вопросов, а также уточняющие порядок рассмотрения уведомлений и обращений, проведения заседания и состав высшей комиссии.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 1 марта 2016 года      № 318-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Нижегородской области от 14 октября 2014 года № 1741-р» внесены изменения в части порядка рассмотрения обращений и уведомлений, являющихся основаниями для проведения заседаний высшей комиссии.

Распоряжениями Губернатора Нижегородской области от 20 мая 2016 года      № 871-р, 3 августа 2016 года № 1358-р, 14 декабря 2016 года № 2271-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Нижегородской области                        от 28 января 2014 года № 95-р» внесены изменения в части уточнения списка руководителей региональных органов и их заместителей, ответственных за состояние антикоррупционной работы в возглавляемых ими органах.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от              21 апреля 2016 года № 747-р издано распоряжение Правительства Нижегородской области от 16 ноября 2016 года № 1825-р «Об утверждении плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы в Нижегородской области».

В целом в области сформирована необходимая антикоррупционная нормативная база.

Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные акты, затрагивающие вопросы противодействия коррупции, а также внесены соответствующие изменения в действующие нормативные акты.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных

правовых актов Нижегородской области и их проектов

 

Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.

В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 года               № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» (далее – Закон № 20-З) органы государственной власти области для проведения антикоррупционной экспертизы представляют в прокуратуру области принятые нормативные правовые акты: законы Нижегородской области, постановления Законодательного Собрания Нижегородской области, нормативные правовые акты Губернатора и Правительства Нижегородской области, нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с Законом № 20-З антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов органами государственной власти Нижегородской области проводится при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, и в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913.

Органами государственной власти Нижегородской области в 2016 году принято более 100 нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Принятые в 2016 году нормативные правовые акты органов исполнительной власти Нижегородской области направлены на установление (утверждение):

- порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации к совершению правонарушений;

- порядка уведомления государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

- перечня должностей государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- перечня должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Прокуратурой Нижегородской области на постоянной основе осуществлялось проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

За 2016 год на предмет наличия коррупциогенных  факторов прокуратурой Нижегородской области изучено 21274 нормативных  правовых  акта. В результате изучения выявлено 480  коррупциогенных факторов, которые содержались в                      1 нормативном правовом акте Правительства Нижегородской области и в 469 нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Коррупциогенные  факторы исключены из 455 нормативных  правовых актов.

В проектах нормативных правовых актов выявлено 295 коррупциогенных факторов, в 245 проектах незаконные нормы исключены.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области) в рамках основной деятельности проведен мониторинг правоприменения антикоррупционного законодательства, принятого в Нижегородской области.

Полномочия, предоставленные федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в 2016 году в сфере правоприменения антикоррупционного законодательства реализованы. ГУ Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

Все поступающие в территориальные органы ГУ Минюста России по Нижегородской области нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере противодействия коррупции подвергнуты правовой экспертизе.

ГУ Минюста России по Нижегородской области по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы несоответствия федеральному законодательству выявлены в 37 нормативных правовых актах, в 5 актах выявлены коррупциогенные факторы. Выявленные незаконные нормы в указанных актах были устранены.

В качестве независимых экспертов на территории Нижегородской области в 2016 году аккредитованы 15 независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы (13 физических и 2 юридических лица).

ГУ Минюста России по Нижегородской области проводятся рабочие встречи и совещания, круглые столы по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и эффективности мер, принимаемых уполномоченными органами по профилактике коррупции. На данных мероприятиях с участием, в том числе некоммерческих организаций, уставной целью которых является борьба с коррупцией, обсуждаются проблемные вопросы по изменению законодательства Российской Федерации, получения государственных услуг и предоставления отчетности некоммерческими организациями.

Государственно-правовым департаментом Нижегородской области в                 2016 году в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области проведена антикоррупционная экспертиза 1114 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

По четырем проектам постановлений Правительства Нижегородской области были выявлены такие коррупциогенные факторы, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права,  нормативные коллизии. В заключениях антикоррупционной экспертизы даны указания на необходимость исключения из текстов проектов коррупциогенных факторов.

По сведениям, представленным органам местного самоуправления Нижегородской области, независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов в 2016 году не проводилась.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявляемыми    органами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы, являются: 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

- нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств; 

- отсутствие или неполнота административных процедур.

 

 

Совершенствование работы кадровых подразделений

органов исполнительной власти и органов

местного самоуправления Нижегородской области

по профилактике коррупционных правонарушений

 

Соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими установленных законодательством запретов и ограничений

 

Законодательством о противодействии коррупции за кадровыми службами государственных органов и органов местного самоуправления закреплена функция обеспечения соблюдения государственными и муниципальными служащими, а также лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством в целях  противодействия коррупции.

Проверки соблюдения запретов и ограничений при прохождении гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу проводятся путем направления запросов в правоохранительные органы, а также посредством получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРЮЛ и ЕГРИП) на предмет участия кандидата в управлении коммерческими организациями и занятия им предпринимательской деятельностью.

В 2016 году управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – Управление госслужбы) значительно расширен перечень позиций, по которым проводится анализ полноты и достоверности документов, предоставляемых гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу. Помимо получения вышеуказанных сведений о наличии либо отсутствии судимости кандидата и проверки через базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется анализ подлинности диплома об образовании, паспорта гражданина Российской Федерации, заключения медицинской организации о наличии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, данных о наличии гражданства иностранного государства, данных о наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

Управлением госслужбы при выполнении своих функций органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений Нижегородской области в 2016 году была организована проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), представленных гражданскими служащими всех органов исполнительной власти области. В результате проведенного анализа 100 % справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах) нарушения не были выявлены лишь в 9 ведомствах. В органы исполнительной власти направлены обращения о проведении проверочных мероприятий в отношении 152 гражданских служащих.

Кроме того, в ходе данной работы выявлены:

- 5 случаев возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников;

- 6 случаев неурегулирования ситуации конфликта интересов в связи с владением родственниками государственных гражданских служащих ценными бумагами организаций, аффилированных с органами исполнительной власти;

- 1 случай вхождения служащего в состав учредителей коммерческой организации. Служащим приняты меры по выходу из состава учредителей коммерческой организации.

По результатам проведенных проверок подтверждено 79 нарушений, в отношении 56 гражданских служащих, допустивших нарушения, применены взыскания в виде замечания, в отношении 13 – выговор. Не применены взыскания в отношении 11 служащих: в 8 случаях нарушения признаны несущественными, в отношении 2 служащих взыскания не применены в связи с их нахождением в отпусках по уходу за ребенком, 1 служащий уволился по собственной инициативе до применения взыскания. В отношении 54 служащих до настоящего времени проводятся проверки.

Также Управлением госслужбы организовано проведение кадровыми службами органов местного самоуправления анализа сведений о доходах за 2015 год, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, в 2016 году.

В результате данного анализа в органах местного самоуправления Нижегородской области выявлено:

- предоставление неполных либо недостоверных сведений о доходах 125 депутатами представительных органов, 35 муниципальными служащими. Приняты решения представительных органов о досрочном прекращении депутатских полномочий в отношении 34 депутатов. К 21 муниципальному служащему применено взыскание в виде замечания, 1 служащий уволен по собственной инициативе до применения взыскания, в отношении остальных служащих взыскание не применялось;

- 7 случаев неуведомления об иной оплачиваемой работе. В 2 случаях к муниципальным служащим применено взыскание в виде замечания;

- 5 случаев нарушения запрета на участие в управлении хозяйствующим субъектом либо занятия предпринимательской деятельностью. К 4 муниципальным служащим применено взыскание в виде замечания. Ситуации урегулированы путем передачи долей участия в доверительное управление, выхода из состава учредителей;

- 1 факт владения муниципальным служащим ценными бумагами, по результатам проверки служащий привлечен к дисциплинарной ответственности.

Органам местного самоуправления на семинарах рекомендовано организовать проведение аналогичных мероприятий. 

Запрет на владение ценными бумагами и иностранными активами гражданскими и муниципальными служащими отслеживается на основании анализа справок о доходах. В 2016 году в Нижегородской области факты данных нарушений отсутствуют.

В целях контроля запрета на получение подарков в государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области действуют правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с официальными мероприятиями.

По результатам мониторинга в 2016 году поступило 7 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих государственные должности, и государственных служащих двух органов исполнительной власти Нижегородской области, а также 116 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих. Во всех случаях проведены установленные законодательством процедуры сдачи, оценки и реализации подарков.    

 Ограничения по совместной службе родственников с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел, в том числе при проведении Управлением госслужбы ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах. В 2016 году сотрудниками Управления госслужбы выявлено 5 случаев возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников. В отношении 4 гражданских служащих применено взыскание в виде выговора. По одному случаю проводится проверка.

В органах местного самоуправления в 2016 году выявлены 3 факта возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников, по которым муниципальным служащим объявлены замечания.

Управлением госслужбы в 2016 году проведены 3 проверки в отношении одного руководителя и двух заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области в части соблюдения требований о представлении полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, надлежащего исполнения служебных обязанностей, уведомления представителя нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения. Во всех случаях по результатам проверок сделаны заключения об отсутствии признаков коррупционных правонарушений и оснований для применения в отношении данных лиц мер юридической ответственности.

В целях минимизации коррупционных рисков в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2013 по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками, в органах исполнительной власти формируются перечни должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. Так, министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области из 67 штатных единиц гражданской службы 63 единицы признаны подверженными коррупционным рискам, что составляет 94%.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

на государственной гражданской и муниципальной службе

Нижегородской области

 

Основной задачей специалистов, ответственных за противодействие коррупции, является выявление ситуаций возможного возникновения конфликта интересов и принятие профилактических мер по их предупреждению.

В результате анализа информации, содержащейся в справках о доходах и в личных делах, Управлением госслужбы выявлено в 2016 году в одном из органов исполнительной власти 6 случаев неурегулирования ситуации конфликта интересов в связи с владением родственниками гражданских служащих ценными бумагами организаций, аффилированных с государственными органами (все 6 гражданских служащих привлечены к ответственности в виде выговора, ситуации конфликта интересов урегулированы).

Кроме того, в соответствии с поручением Губернатора Нижегородской области от 4 августа 2016 года № Пр-001-45/16-0-0 проведено расширенное анкетирование лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, во всех органах исполнительной власти Нижегородской области.

На основании полученных данных Управлением госслужбы и Управлением региональной безопасности проводятся проверочные мероприятия на предмет возможного возникновения конфликта интересов в отношении руководителей органов исполнительной власти, их заместителей и иных гражданских служащих категории «Руководители».

В соответствии с утвержденным графиком в 2016 году проверочные мероприятия проведены в 16 органах исполнительной власти. В 6 органов направлены обращения о назначении официальных проверок соблюдения гражданскими служащими категории «Руководители» требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

В 2016 году в органах исполнительной власти Нижегородской области выявлены:

- 1 факт непринятия гражданским служащим мер для урегулирования ситуации возможного возникновения конфликта интересов;

- 6 фактов выполнения иной оплачиваемой деятельности гражданскими служащими в подведомственном учреждении, в отношении которого данные служащие осуществляют функции государственного управления;

- 1 факт выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой деятельности в учреждении, в отношении которого данный служащий осуществляет функции государственного управления;

- 12 фактов работы родственников лица, замещающего государственную должность, либо гражданского служащего в подведомственном учреждении, в отношении которого данное лицо либо служащий осуществляет функции государственного управления;

- 1 факт работы родственника гражданского служащего в том же органе при наличии в отношении данного родственника функций управления;

- 1 факт работы родственника гражданского служащего в учреждении, в отношении которого данный служащий осуществляет функции государственного управления;

- 5 случаев несвоевременного уведомления гражданскими служащими работодателя о возможном возникновении конфликта интересов в связи с работой родственников в том же органе.

По результатам данной работы планируется проведение соответствующих проверок.

К организации работы по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти области привлечены все кадровые службы в части самостоятельного проведения проверочных мероприятий в отношении гражданских служащих (за исключением категории «Руководители»).

Для выявления возможности возникновения конфликта интересов на муниципальной службе Управлением госслужбы в 2016 году проведено анкетирование 172 глав администраций районов и городов Нижегородской области и их заместителей в части сведений о месте работы их родственников, наличии ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях, осуществления иной оплачиваемой работы, наличия имущественных обязательств, а также счетов (вкладов) в иностранных банках.

Кроме того, через базы данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП проведены проверочные мероприятия в отношении нарушения запрета на осуществление предпринимательской деятельности и на участие в управлении хозяйствующими субъектами в отношении 224 глав местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, глав администраций муниципальных образований и их заместителей.

По результатам данных мероприятий в органы местного самоуправления направлены обращения в отношении 4 глав местного самоуправления, 39 глав и 110 заместителей глав администраций районов и городов с рекомендациями инициировать проведение проверок по фактам замещения их родственниками и членами семей должностей в администрациях и муниципальных учреждениях. Рекомендовано также установить факты нарушения запрета на участие в управлении коммерческими организациями в отношении руководителей органов местного самоуправления, а также возможность возникновения конфликта интересов в связи с наличием аффилированности при взаимодействии администрации с хозяйствующими субъектами, где работают или имеют доли участия (ценные бумаги) родственники и члены семей глав администраций и их заместителей.

В связи с этим органами местного самоуправления организованы следующие мероприятия:

1) в отношении 82 должностных лиц проведен анализ направленной информации, основания для проведения проверок не выявлены;

2) в отношении 53 должностных лиц назначены и проведены официальные проверки, по итогам которых:

- за установленные нарушения 31 должностное лицо привлечено к ответственности;

- в отношении  1 должностного лица взыскание не применено;

- в отношении 1 должностного лица взыскание не применено в связи с  увольнением;

3) в отношении 18 лиц проверочные мероприятия не проводились в связи с увольнением.

За 2016 год членами Правительства Нижегородской области, руководителями органов исполнительной власти и их заместителями представлено 22 уведомления о возможности возникновения конфликта интересов. По итогам их рассмотрения изданы соответствующие поручения Губернатора Нижегородской области для принятия мер по предотвращению ситуаций конфликта интересов. Аналогичная работа проводится в государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области.

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и

воспитания на государственной гражданской

и муниципальной службе Нижегородской области

 

В целях развития и совершенствования компетенций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в течение 2016 года 243 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области прошли обучение на курсах повышения квалификации по следующим темам антикоррупционной направленности: «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения»; «Открытое государственное управление как необходимая основа противодействия коррупции»; «Практика управленческой деятельности руководителя, роль руководителя в профилактике коррупционных правонарушений в системе государственного управления»; «Правовые основы и механизм противодействия коррупции в деятельности государственной гражданской службы», проведенных Нижегородским институтом управления - филиалом РАНХиГС и Волго-Вятским филиалом института информационных технологий «АйТи».

Также в качестве дополнительного обучения по вопросам профилактики коррупции и урегулирования конфликта интересов лекционные занятия включены в иные программы проведенных в 2016 году курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в которых приняли участие 593 гражданских служащих.

Повысили свою квалификацию по соответствующим программам                        36 государственных гражданских служащих и 44 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит работа по противодействию коррупции. Около 200 муниципальных служащих Нижегородской области повысили квалификацию по различным программам, содержащим вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений.

С декабря 2015 года по июнь 2016 года сотрудник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления госслужбы прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и гражданской службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Юриспруденция, современные направления развития действующего законодательства в государственном управлении в Российской Федерации». 

Руководители Управления госслужбы и Управления региональной безопасности приняли участие в работе научно-практической конференции по вопросам противодействия коррупции 9 ноября 2016 года в г.Казани, а также в семинаре-совещании по вопросам применения законодательства о противодействии коррупции, организованном Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, с 29  по 30 ноября 2016 года в г.Москве.

Также Управлением госслужбы в 2016 году разработаны и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции» следующие методические материалы:

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением государственной должности Нижегородской области (с образцом уведомления);

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением должностей руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области (с образцом заполнения уведомления);

- методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

- методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением должностей государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Нижегородской области;

- примерный план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений для государственных органов Нижегородской области;

- примерный план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений для органов местного самоуправления Нижегородской области;

- памятка «Приоритеты, на которые необходимо ориентироваться в части принятия мер по урегулированию ситуации возможного возникновения конфликта интересов»;

- памятка «Примеры мероприятий по выявлению случаев несоблюдения гражданскими и муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и обязанностей, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов»;

- памятка «Примеры формулировок для подготовки правовых актов в целях принятия мер по предупреждению возможного конфликта интересов у глав администраций и заместителей глав администраций»;

- памятка по организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области.

Указанные методические материалы рекомендованы для применения в работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области. Данные материалы постоянно актуализируются и дополняются.

В рамках работы по правовому и антикоррупционному просвещению государственных и муниципальных служащих Управлением госслужбы                           в 2016 году проведены обучающие семинары для государственных гражданских служащих и руководителей государственных учреждений по вопросам представления сведений о доходах за 2015 год в 28 органах исполнительной власти (более 1700 человек).          

В связи с изменениями, внесенными в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Управлением госслужбы организовано и проведено 12 зональных учебно-практических семинаров с охватом всех муниципальных образований (включая городские и сельские поселения) Нижегородской области для глав местного самоуправления, депутатов представительных органов по теме: «Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Урегулирование конфликта интересов», в которых приняли участие 1370 человек.

Кроме того, по различным вопросам антикоррупционной направленности проведено 8 семинаров, в которых приняли участие 546 человек.

В целях оказания методической помощи во 2 и 3 кварталах 2016 года Управлением госслужбы проведена работа по созданию видеофильма, памяток, образцов нормативных актов  и других методических материалов для организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области, подготовлены соответствующие доклады для проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления семинаров с руководителями подведомственных учреждений. При этом для государственных и муниципальных учреждений образования и здравоохранения подготовлены видеофильмы и другие методические материалы, учитывающие специфику данных учреждений. В октябре 2016 года все материалы направлены в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Кадровыми службами государственных органов Нижегородской области проведено 86 конференций, круглых столов, научно-практических семинаров для сотрудников по различным вопросам профилактики коррупции, кадровыми службами органов местного самоуправления – 211 подобных мероприятий. Ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений регулярно проводится индивидуальное консультирование гражданских и муниципальных служащих, ознакомление сотрудников с материалами и сообщениями о фактах нарушения антикоррупционного законодательства, о привлечении к ответственности за данные нарушения, опубликованными в средствах массовой информации. 

Органами исполнительной власти на постоянной основе проводятся обучающие и разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции для сотрудников подведомственных учреждений, в том числе об установлении уголовного наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, а также лекционные занятия по теме «Формирование негативного отношения к получению подарка и порядок уведомления о получении подарка и его передаче». Даны разъяснения норм законодательства о конфликте интересов и обязанности поставить в известность представителя нанимателя и непосредственного руководителя при возникновении у работника конфликта интересов или угрозы возникновения такого конфликта. Доведены изменения в антикоррупционном законодательстве с указанием внесения изменений в локальные акты. Проведено по данным вопросам 37 мероприятий.

 

Социологические исследования состояния коррупции

 

Министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области в 2016 году организовано проведение ООО «ММЦ «Иваново» социологического исследования, целью которого являлось выявление особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

Опрос проводился среди четырех целевых групп респондентов:

- государственные гражданские служащие;

- муниципальные служащие;

- руководители организаций (предприятий) малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели;

- население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет.

Выводы по результатам проведенного исследования следующие.

Показатели охвата коррупции в Нижегородской области примерно сопоставимы как среди граждан, так и в предпринимательской среде. Вероятность попасть в коррупционную ситуацию может быть оценена на уровне 30%. По сравнению с аналогичным показателем за 2011 год (35 %), когда Минэкономразвития оценил уровень бытового коррупционного охвата на отметке 39%, распространенность коррупционных проявлений в Нижегородской области находится на уровне ниже среднего. Следовательно, в отношении данного показателя наблюдается положительная тенденция по снижению его значения.

За последний год в коррупционной ситуации оказались лишь 6,8% опрошенных граждан, среди представителей бизнес-сообщества данный показатель составил 3-4%.

Как показал проведенный мониторинг, наиболее часто жители региона сталкиваются с бытовой коррупцией в ситуациях, когда необходимо решить вопрос с автоинспекцией (получение прав, нарушение правил дорожного движения и т.п.), установить справедливость в суде, а также при урегулировании ситуации со страховой компанией (оформление страхового полиса, получение выплат и т.п.). Вместе с тем, по мнению граждан и представителей бизнес-сообщества самыми коррупциогенными являются учреждения здравоохранения и образования, а также полиция и ГИБДД.

Из факторов, способствующих распространению коррупции, как граждане, так и представители малого и среднего бизнеса чаще всего отмечают следующие: слишком обширное вмешательство государства в экономику и другие сферы жизни; наличие отрицательных примеров, подаваемых политическими лидерами; отсутствие стимулов честной работы чиновников; нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником; обилие ведомственных инструкций (постановлений, циркулярных писем); неупорядоченность контрольной деятельности государства (большое количество контролирующих инстанций, неограниченное число проверок одного и того же юридического лица, отсутствие четких оснований для проведения проверок); чрезмерные налоги и сборы; длительные сроки оформления документов.

В ходе исследования выявлено мнение у населения и в предпринимательской среде, что одним из главных провоцирующих факторов дачи взятки чиновникам является, прежде всего, инициатива самих чиновников, а также то, что трем четвертям респондентов среди населения была заранее известна величина взятки.

К наиболее значимым для населения личным факторам, препятствующим даче взятки, относятся слишком большая сумма взятки (33,3%), принципиальная позиция не давать взятки (13,2%), чувство неприятия к коррумпированной власти и стыд (по 6,6%). Эти мотивы могут быть использованы в социальной рекламе для достижения антикоррупционных эффектов.

По результатам опроса государственных служащих в качестве действенных антикоррупционных мер следует использовать следующие инструменты воздействия: высокая личная ответственность служащего в соблюдении антикоррупционного законодательства (67,2%), высокая заработная плата служащих (47,5%) и уверенность служащего в неотвратимости наказания (41,6%), эффективное законодательство (38,3%), высокая гражданская ответственность населения (отказ от дачи взяток, обращения в правоохранительные органы и суд - 36,8%).

 

Совершенствование деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных нужд

 

Противодействие коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в области в 2016 году осуществлялось в следующих направлениях:

- повышение эффективности противодействия коррупции при проведении проверок деятельности заказчиков по осуществлению закупок путем выявления и принятия мер ответственности к лицам, которыми допущены нарушения в сфере закупок;

- увеличение открытости и прозрачности закупок.

Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Нижегородской области и государственных учреждений области (в рамках исполнения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок») возложено на министерство финансов Нижегородской области.

За 2016 год министерством финансов Нижегородской области по вопросу соблюдения требований законодательства  Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведено 53 контрольных мероприятия. Информация о результатах контрольных мероприятий и предписания об устранении нарушений законодательства размещены на официальном сайте министерства финансов Нижегородской области и официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru.

Проверено 3 810 закупочных процедур, выявлено 1 968 фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заказчикам выдано 558 предписаний об устранении нарушений указанного законодательства. Вынесено 121 постановление о привлечении должностных лиц к административной ответственности в виде наложения штрафа. Все акты по указанным контрольным мероприятиям направлены в прокуратуру Нижегородской области.

Министерством финансов Нижегородской области в качестве профилактических мероприятий по предупреждению нарушений в сфере закупок подготовлены и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления области для использования в работе обзоры нарушений законодательства в сфере закупок и в бюджетной сфере, 4 методических материала и 2 информационных письма с разъяснением законодательства. Организовано и проведено 7 выездных семинаров в районах области для должностных лиц  органов местного самоуправления по вопросам применения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Принято участие в 4 семинарах, организованных органами власти для подведомственных учреждений, с обзором и анализом нарушений законодательства о контрактной системе.

В целях предупреждения возможных коррупционных проявлений и исключения возможной связи с участниками государственных закупок в соответствии с Планом в заседаниях конкурсных и аукционных комиссий принимают участие представители Управления региональной безопасности.

Министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее – Минэкономики Нижегородской области) осуществлена подготовка рекомендуемых предельных максимальных цен на товары и услуги, закупаемые для государственных нужд и нужд государственных учреждений Нижегородской области.

Главным управлением МВД России по Нижегородской области в рамках взаимодействия по вопросам государственных закупок с Правительством Нижегородской области, контрольно-счётной палатой Нижегородской области на постоянной  основе проводятся профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на борьбу с хищениями в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ежеквартально проводится мониторинг предоставленных органами власти сведений по заключенным и исполненным государственным контрактам ценой свыше 50 млн рублей, а также сведений о проведённых проверках и выявленных нарушениях при исполнении государственных и муниципальных заказов.

В  2016 году в результате принимаемых мер выявлено 13 фактов преступной деятельности в сфере государственного и муниципального заказа, расследовано и направлено в суд 11 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности                 4 лица, совершивших преступления в указанной сфере.

В связи с подготовкой к проведению игр чемпионата мира по футболу                2018 года Главным управлением МВД России по Нижегородской области проводится анализ информации о количестве денежных средств, поступивших из федерального бюджета в рамках финансирования указанных мероприятий, количестве денежных средств, выделенных из областного бюджета, сведений о проведении конкурсов, аукционов, запросах котировок, данных о государственных, инвестиционных и муниципальных контрактах, планов по приобретению земельных участков, объектов недвижимости и иной инфраструктуры, сведений об объектах, которые включены в план строительства или реконструкции.

Сотрудники УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области участвуют в качестве наблюдателей в ходе работы комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках подготовки к проведению в 2018 году игр чемпионата мира по футболу, а также комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Нижегородской области с ценой контракта свыше                   50 млн рублей.   

 

Обеспечение прозрачности и открытости работы государственных и муниципальных органов

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации                                 от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и достижения показателей, определенных данным Указом, Правительством Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области проводится работа по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

На территории Нижегородской области в настоящее время открыты 63 МФЦ. Созданными МФЦ осуществляется охват 91,5% населения Нижегородской области.

В целях обеспечения скоординированной и эффективной работы созданных на территории Нижегородской области МФЦ образовано государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Уполномоченный МФЦ на территории Нижегородской области» (далее – УМФЦ) (распоряжение Правительства Нижегородской области от 21 февраля 2013 года № 380-р). УМФЦ в соответствии со своим уставом были подписаны договоры о взаимодействии со всеми открытыми на территории Нижегородской области многофункциональными центрами.

Кроме того, УМФЦ проводит работу по заключению соглашений о порядке и условиях взаимодействия при организации оказания государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, создаваемых на территории муниципальных образований Нижегородской области, с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.

Также подписаны соглашения о порядке и условиях взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» с органами исполнительной власти Нижегородской области.

Заключено: 10 соглашений с федеральными органами исполнительной власти, 13 соглашений с региональными органами государственной власти,                     2 соглашения с органами государственных внебюджетных фондов, соглашение с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», 52 соглашения с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

В соответствии с данными соглашениями через МФЦ предусмотрено оказание 108 государственных услуг и порядка 40 муниципальных услуг.

Продолжается работа, направленная на расширение перечня услуг, оказание которых возможно через сеть МФЦ.

Для обеспечения достижения показателя – уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов на территории Нижегородской области проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг (далее –  мониторинг) посредством опроса заявителей.

При проведении мониторинга выявляются, анализируются и оцениваются основные параметры качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Результаты проводимых мониторингов качества предоставления государственных и муниципальных услуг размещаются на сайте государственно-правового департамента Нижегородской области в разделе «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

В целях обеспечения публичности и открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области организовано функционирование постоянно действующих каналов связи руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области, глав муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 «О проведении общероссийского дня приема граждан» и реализации Соглашения о взаимодействии между Управлением специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации (далее – Мининформ Нижегородской области) от 18.09.2015 № 2/2015 Мининформом Нижегородской области оказана методическая помощь сотрудникам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по установке и настройке рабочих мест пользователей для подключения к региональной коммутационной платформе ССТУ.

Указанные меры позволили осуществить проведение единого дня обращения граждан и организаций в 2016 году, а также реализовать взаимодействие с гражданским обществом по вопросам деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Кроме того, для всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области предоставлен доступ к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей межведомственный обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.

Информационное сопровождение мероприятий антикоррупционной направленности в 2016 году осуществлялось ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» (далее – Пресс-служба) путем информирования населения по вопросам противодействия коррупции через региональные средства массовой информации (далее – СМИ).

Ежедневно Пресс-служба проводила мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по публикациям антикоррупционной тематики.

По итогам 2016 года теме борьбы с коррупцией были посвящены в общей сложности 2044 материала, в том числе 82 видеосюжета на региональных телеканалах, 188 публикаций в областных и городских газетах,  5 – в региональных вкладках федеральных газет, 200 – в районных газетах, 1569 сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).

Проводится постоянная работа по обновлению и наполнению раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области, мониторингу разделов по противодействию коррупции на официальных страницах и сайтах органов исполнительной власти Нижегородской области.

В рамках проведения работы по созданию единого Интернет-портала для размещения проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы издан Указ Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы». Данным Указом официальным сайтом для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы определен официальный сайт Правительства Нижегородской области в сети Интернет: http://www.goverment-nnov.ru.

Минэкономики Нижегородской области поручено создание раздела «Независимая антикоррупционная экспертиза» на официальном сайте Правительства Нижегородской области. Кроме того, государственно-правовому департаменту Нижегородской области совместно с Минэкономики Нижегородской области необходимо разработать проект правового акта Правительства Нижегородской области о порядке размещения на официальном сайте Правительства Нижегородской области проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

 Внедрение механизмов обратной связи с получателями государственных услуг, институтами гражданского общества, обеспечение информационной открытости власти, антикоррупционной пропаганды и правового воспитания осуществлялось Пресс-службой в части своей компетенции. В целях реализации данных задач были подготовлены и размещены в СМИ материалы по вопросам антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области. Кроме того, данная тема регулярно поднималась в рамках прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора В.П.Шанцева и членов Правительства на нижегородских телеканалах «Волга», «ННТВ», «Сети НН», а также при подготовке и распространении в СМИ комментариев экспертов по данной теме.

В целях обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области информация о деятельности данных органов, в том числе по вопросам противодействия коррупции, размещается в открытом доступе на их официальных сайтах в сети Интернет.

В подведомственных учреждениях органов исполнительной власти и органов местного самоуправления обеспечивается работа телефонов «горячей линии», организован личный прием граждан руководителями, в информационных залах размещаются извлечения из правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственных услуг.

 

Укрепление связей с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общества

 

В целях реализации с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, на постоянной основе осуществляется актуализация перечня таких организаций.   

В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 4 некоммерческих организации, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции: Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», Нижегородское региональное отделение Общероссийской Общественной Организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».

Представители различных некоммерческих организаций в течение 2016 года регулярно принимали участие в работе муниципальных комиссий по координации работы по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в заседаниях общественных советов, участвовали в разработке проектов нормативных правовых актов, а также в публичных слушаниях проектов нормативных правовых актов.

В 2016 году министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (далее – министерство внутренней политики) проведена необходимая работа с руководителями ведущих некоммерческих организаций региона по формированию предложений от общественных объединений, в части разработки комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

По результатам данной работы министерством внутренней политики в Управление госслужбы были направлены следующие предложения:

- Ввести практику общественного контроля за действиями государственных гражданских служащих при принятии ими решений, которые потенциально могут иметь  коррупционную составляющую.

- Активизировать правовое просвещение и информированность населения по вопросам противодействия коррупции.

- Обеспечить прозрачность административных процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, национальными проектами.

- Замещение государственных должностей осуществлять на конкурсной основе, ужесточить требования к членам конкурсной комиссии.

- Практиковать периодические отчеты первых лиц региональной власти, муниципалитетов и их заместителей перед общественностью о результатах своей деятельности.

- Разъяснять под роспись требования к госслужащему по недопущению конфликта интересов при исполнении своих функциональных обязанностей.

Также министерством внутренней политики совместно с Общественной палатой Нижегородской области проводилось обсуждение практики проведения независимой антикоррупционной общественной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в ходе совместных мероприятий (круглые столы, общественные слушания, онлайн-совещания представителей общественных палат субъектов Российской Федерации).

Выявлены и систематизированы основные причины низкой активности проведения в регионе независимой антикоррупционой общественной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Кроме того, представители министерства внутренней политики совместно с членами Общественной палаты Нижегородской области принимали активное участие в деятельности рабочей группы комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества. 

Результатом совместной работы стало принятие закона Нижегородской области от 31 августа 2016 года № 137-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области и статью 8 Закона Нижегородской области «Об общественном контроле в Нижегородской области» в части закрепления полномочий по осуществлению Общественной палатой Нижегородской области общественного контроля.

Взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области с представителями предпринимательских кругов, научного сообщества осуществляется путем проведения круглых столов, совещаний в целях обмена мнениями по вопросам взаимоотношений власти и бизнеса, разработки согласованных мер по экономической деятельности, снижению административного давления, профилактике коррупционных правонарушений, в том числе, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц.

Органами местного самоуправления Нижегородской области с участием представителей некоммерческих организаций проведены мероприятия антикоррупционной направленности:

- в Лукояновском районе 23 августа 2016 года состоялся круглый стол «Развитие эффективной системы информирования населения по вопросам противодействия коррупции», 5 октября 2016 года прошел семинар на тему «Обзор действующего законодательства по вопросам противодействия коррупции» с участием общественных организаций;

- на территории Пильнинского муниципального района состоялся круглый стол на тему «О мерах контроля за доходами лиц, работающих в муниципальных организациях, депутатами всех уровней»;

- на заседании общественно-консультативного совета при главе администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области рассмотрен вопрос «Реализация законодательства по противодействию коррупции на муниципальной службе»;

- на базе МБУ «Центр поддержки предпринимательства» в городе Саров проведена встреча предпринимателей с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области с обсуждением антикоррупционных мер, принимаемых органами государственной власти, а также вопроса открытости деятельности муниципалитетов.

Департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации г.Нижнего Новгорода в 2016 году проводились совещания, круглые столы с руководителями предприятий потребительского рынка и предпринимателями по оказанию консультативной помощи в деятельности по выполнению требований нормативных правовых актов, устранения административных барьеров при организации проверок объектов потребительского рынка контролирующими органами.

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие экономики города Нижнего Новгорода на 2015 - 2019 годы» для субъектов малого и среднего предпринимательства администрацией г.Нижнего Новгорода совместно с некоммерческой организацией «Городской фонд поддержки предпринимательства» проведены семинары на тему «Новые требования соблюдения законодательства в процессе осуществления предпринимательской деятельности».

С целью более эффективного вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения вопросов профилактики коррупции организовано взаимодействие комиссий, созданных в муниципальных образованиях области, с общественно-консультативными советами при главах администраций городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

Представители общественных организаций и объединений принимают участие в процессе разработки нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в проведении антикоррупционных мониторингов и социологических опросов населения.

Сотрудники Управления региональной безопасности и Управления госслужбы 30.06.2016 приняли участие в круглом столе, состоявшемся на базе Нижегородской академии МВД России, с участием заинтересованных ведомств по теме «Мониторинг законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».

Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области совместно с ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» с целью выявления существующих проблем субъектов малого и среднего предпринимательства и совместного нахождения путей их решения проведен ряд совещаний с инфраструктурой поддержки предпринимательства, администрациями муниципальных образований Нижегородской области и представителями предпринимательского сообщества в районных центрах Нижегородской области.

На данных мероприятиях обсуждались, в том числе вопросы, касающиеся мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году и изменений в законодательстве, относящихся к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков, а также предотвращения коррупции.

Также министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области проведено 10 совещаний с высшими, средними и общеобразовательными учебными заведениями региона в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель». В рамках данных мероприятий осуществляется обучение, в том числе по теме «Противодействие коррупции».

В целях антикоррупционного просвещения, развития правовой грамотности и правосознания населения Нижегородской области в 2016 году Законодательным Собранием Нижегородской области проведен второй областной конкурс «Творчество против коррупции». Его задачи – формирование общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению, оценка эффективности элементов механизма противодействия коррупции в России с участием институтов гражданского общества, поиск новых мер противодействия коррупции.

Участие в конкурсе приняли учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, студенты профессиональных образовательных организаций и вузов, государственные и муниципальные служащие Нижегородской области, научно-педагогические работники. Всего на конкурс было подано 290 заявок. Итоги конкурса подведены и размещены на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области, а также были освещены в средствах массовой информации.

При непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области в 2016 года создана и начала работать горячая линия АНО «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (далее – Центр).

Центр – это первая в Нижегородской области общественно-государственная организация, рассматривающая обращения от предпринимателей по фактам коррупции и рейдерства.

При необходимости заявителю оказывается помощь в составлении жалобы на имя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области. В компетенцию Центра входит рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям коррупции, рейдерства и незаконного уголовного преследования на базе общественной оценки, а также обращение для защиты нарушенных прав предпринимателей в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Работа с обращениями граждан

 

Рассмотрение обращений граждан по вопросам противодействия коррупции и последующий анализ результатов данной работы в 2016 году показывают на тенденцию направления гражданами обращений, в большей части не относящейся к коррупционной тематике. Значительная доля обращений затрагивала вопросы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования. Имелись обращения, в которых отсутствовали сведения о совершенных правонарушениях коррупционной направленности и информация о сути предложения, заявления или жалобы.

На постоянно действующую «горячую» телефонную линию приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области (далее – Приемная граждан) в 2016 году сообщений граждан о коррупционных правонарушениях не поступало.

Вместе с тем в 2016 году было зарегистрировано пять обращений граждан о коррупционных правонарушениях, поступивших в рамках прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева:

 - 12 мая 2016 года в прямом эфире программы «Объективно. Прямая линия с Губернатором» на ТК «ННТВ» обратился житель д.Прокошево Кстовского района Курочкин А.В. с просьбой о личной встрече с Губернатором по вопросу участия в предпринимательской деятельности председателя Прокошевского сельсовета Кстовского района Дыдыкина А.Ф. Обращение было рассмотрено по компетенции Приемной граждан;

- 5 октября 2016 года в прямом эфире программы «Валерий Шанцев: о главном» на ТК «Волга» обратился житель Приокского района г.Н.Новгорода Ершов В.А. с вопросом о «навязывании» дополнительных условий страховой компанией СК «Росгосстрах» при оформлении полисов ОСАГО с выдвижением требований о прохождении техосмотра в определенной компании, не принимая во внимание факт наличия техосмотра. Обращение направлено для рассмотрения по компетенции в Волго-Вятское Главное управление Центрального Банка России;

- 6 октября 2016 года в прямом эфире программы «Объективно. Прямая линия с Губернатором» на ТК «ННТВ» обратилась жительница Советского района г.Н.Новгорода Филатова Л.В. с сообщением о масштабном нецелевом использовании средств в системе домоуправляющих компаний и просьбой дать необходимые разъяснения для подачи заявления в антикоррупционный комитет. Обращение было рассмотрено по компетенции в государственно-правовом департаменте Нижегородской области;

- 16 ноября 2016 года в прямом эфире программы «Валерий Шанцев: о главном» на ТК «Волга» обратился житель Приокского района г.Н.Новгорода Морозов Г.А. с вопросом о мерах, принимаемых Правительством Нижегородской области по борьбе с коррупцией в регионе. Обращение было рассмотрено по компетенции Управлением региональной безопасности;

- 28 декабря 2016 года в прямом эфире программы «Область доверия» на ТК «Диалог» обратился житель д.Маза Ковернинского района Мельников С.В. по вопросу взимания главным врачом ЦРБ Ковернинского района денежных средств за лечение. Обращение было рассмотрено по компетенции министерством здравоохранения Нижегородской области.

Было зарегистрировано одно обращение, поступившее на Интернет-линию, проводимую Приемной граждан в период с 14 по 20 декабря 2016 года, по теме «Правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней»:

- 19 декабря 2016 года обратился Яковенко М.В. о несогласии с судебным решением по гражданскому делу и условиями труда в НИИ АО «НПП Полет». Обращение было рассмотрено по компетенции Управлением региональной безопасности.

Обеспечено функционирование раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

За 2016 год через раздел «Сообщите нам о факте коррупции» на сервис Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Правительства Нижегородской области поступило 22 обращения. Из общего количества поступивших обращений по 5 обращениям даны разъяснения и направлены ответы заявителям. Остальные обращения в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлены для рассмотрения по подведомственности:

- 8 – в правоохранительные органы Нижегородской области;

- 9 – в органы исполнительной власти Нижегородской области.

Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области в рамках работы по рассмотрению сообщений граждан и юридических лиц проводится анализ обращений, содержащих сведения о фактах коррупционных действий государственных гражданских и муниципальных служащих, а также осуществляется выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению таких обращений.

В 2017 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, а также  в рамках выполнения задачи государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области» по развитию системы противодействия (профилактики) коррупции в Нижегородской области и сохранение ее эффективности при обеспечении реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области



[1] На момент принятия решения комиссии в указанных муниципальных образованиях не были созданы.

Скачать документ

Дата публикации

4 апреля 2017, 13:15