Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

14 ноября 2018, среда

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Сводный отчет о результатах проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2016 году

Сводный отчет

о результатах проведения антикоррупционного мониторинга

на территории Нижегородской области

в 2016 году

 

         Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области проводится в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008    № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2009 № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» (далее – Порядок, Порядок проведения антикоррупционного мониторинга).  

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области принимали участие в рамках своей компетенции органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области).

При составлении сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались:

         - информационно-аналитические материалы правоохранительных органов Нижегородской области об объеме и структуре преступности коррупционного характера в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и созданных ими государственных учреждений;

- материалы социологических опросов населения, представителей малого и среднего бизнеса, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области[1], а также материалы независимых опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации Нижегородской области;

- результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов[2];

- информация о результатах проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

- мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;

- результаты мониторинга публикаций в средствах массовой информации Нижегородской области по антикоррупционной тематике, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации;

- материалы работы приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области в части приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях.

Целями антикоррупционного мониторинга, в числе прочих, явились своевременное приведение правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством, разработка и реализация планов противодействия коррупции.

В 2016 году, как и в предыдущих периодах, продолжена работа по совершенствованию региональной правовой базы по противодействию коррупции.

С учетом требований антикоррупционного законодательства были приняты новые и внесены необходимые изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, в том числе:

Законом Нижегородской области от 29.01.2016 № 4-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области» предусмотрено, что депутат обязан представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

Кроме того, депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Законом Нижегородской области от 04.08.2016 № 109-З «О внесении изменений в статью 21 Закона Нижегородской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области» определено, что депутатам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не выплачивается единовременное денежное пособие, предусмотренное Законом Нижегородской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области».

Законом Нижегородской области от 28.11.2016 № 153-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 24.06.2003  № 48-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области, и иных доплатах к пенсии».

Пунктом 1 части 1 статьи 4 «Условия назначения пенсии за выслугу лет» настоящего Закона предусмотрено исключение для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, в случаях прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» и «г» пункта 1 статьи 9, подпунктами «б», «г», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

         Указом Губернатора Нижегородской области от 19.01.2016 № 5 внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 05.03.2014 № 11    «О порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской службы Нижегородской области, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых  связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисление средств, вырученных от его реализации» в части уточнений по перечню государственных должностей Нижегородской области, в отношении которых управление делами Правительства Нижегородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим прием, хранение, оценку и реализацию подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

         В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» Указом Губернатора Нижегородской области от 20.02.2016 № 21 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими, замещающими должности руководителей и заместителей руководителей в органах исполнительной власти Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Указами Губернатора Нижегородской области от 03.08.2016 № 101 и от 23.12.2016 № 165 внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 01.12.2014 № 149, предусматривающие изменения в плане ротации государственных гражданских служащих Нижегородской области.

В целях реализации подпункта «ж» пункта 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, издан Указ Губернатора Нижегородской области от 29.12.2016 № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы».

В связи с кадровыми изменениями в руководящем составе органов исполнительной власти Нижегородской области распоряжениями Губернатора Нижегородской области от 20.05.2016 № 871-р, от 03.08.2016 № 1358-р, 14.12.2016 № 2271-р своевременно вносились корректировки в Список руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области и их заместителей, ответственных за состояние антикоррупционной работы в возглавляемых ими органах, утвержденный распоряжением Губернатора Нижегородской области от 28.01.2014 № 95-р «О возложении персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы».

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 18.02.2016        № 238-р внесены изменения в Положение о высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденное распоряжением Губернатора Нижегородской области от 15.08.2014 № 1386-р, (изменения расширяющие основания для проведения заседания данной комиссии и виды решений, принимаемых по итогам рассмотрения вопросов, а также уточняющие порядок рассмотрения уведомлений и обращений и проведения заседания комиссии, состав высшей комиссии).

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 01.03.2016           № 318-р внесены изменения в части порядка рассмотрения обращений и уведомлений и проведения заседания высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов в распоряжение Губернатора Нижегородской области от 14.10.2014 № 1741-р   «О представлении информации, содержащей основания для проведения заседания высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов».

Для обеспечения соблюдения запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией распоряжением Губернатора Нижегородской области от 21.11.2016 № 2103-р предложена новая редакция графика направления запросов в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области для получения информационно-справочных материалов на основе открытых и общедоступных сведений, содержащихся в информационных ресурсах «Единый государственный реестр юридических лиц» и «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014 № 1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области».

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 16.112016         № 1825-р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы.

         Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные документы по вопросам противодействия коррупции.

С учетом изменений действующего законодательства городскими и районными прокурорами области приняты меры к обеспечению своевременной  разработки муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и сроки представления депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в 2016 году принято более 100 нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

         Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области приняты планы мероприятий по противодействию коррупции.

В муниципальных районах (39) и городских округах (13) Нижегородской области разработаны и реализуются планы (программы) в области противодействия коррупции.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами (программами), и подведением итогов выполнения запланированных мероприятий осуществлялся на уровне руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Реализация государственной политики в области противодействия коррупции организована в рамках Основного мероприятия 9 «Развитие системы противодействия (профилактики) коррупции, организационно-управленческой базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области и антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981, и плана мероприятий реализации Программы на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов (далее – План реализации программы). Основными целями Программы, в том числе, являются противодействие коррупции и создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

В План реализации программы включены мероприятия по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих, по повышению эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по реализации комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества, по проведению просветительских мероприятий по антикоррупционной тематике, по оказанию содействия органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции и другие мероприятия, проведение социологических опросов населения, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер и другие мероприятия.

В целях обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147, в План реализации программы в 2016 году внесены соответствующие изменения, предусматривающие проведение мероприятий по совершенствованию системы учета государственного имущества, внутреннего финансового контроля и аудита в целях эффективности целевого использования государственного имущества и бюджетных средств, по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти.

По инициативе прокуратуры Нижегородской области Планом реализации программы запланированы мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц.

         Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области рекомендовано принять участие в реализации  мероприятий Плана Программы.

Итоги выполнения Плана реализации программы за 2016 год рассмотрены на заседании комиссии по координации работы по противодействию комиссии в Нижегородской области и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции».

 

Криминогенная обстановка в сфере борьбы с коррупцией

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных выгод для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности отнесены противоправные действия, направленные не только против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъектами преступлений коррупционной направленности наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений, также являются работники различных коммерческих структур (ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели и т.д.).

В 2016 году продолжен ежеквартальный анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, и расследованных следственными органами Нижегородской области. Данная информация направлялась Губернатору Нижегородской области и заинтересованным лицам.

Согласно перечню № 23 «О порядке учета преступлений коррупционной направленности»[3] сотрудниками органов внутренних дел Нижегородской области за 12 месяцев 2016 года выявлено 368 преступлений коррупционной направленности (2015 год – 388; -5,2%). Выявлено 256 лиц, совершивших преступления (2015 год – 253; +1,2%). Привлечено к уголовной ответственности 244 лица (2015 год – 221; +10,5%).

В сфере государственного управления и обязательного социального обеспечения выявлено 125 преступлений (2015 год – 126), связанных с освоением бюджетных средств – 65 преступлений (2015 год – 48; +35,4%), в том числе связанных с закупками для государственных и муниципальных нужд – 8 преступлений (2015 год – 3; +166,7%).

Выявлено 43 факта получения взятки (2015 год – 69), задокументировано   50 фактов дачи взятки (2015 год – 77) и 4 – посредничества во взяточничестве.

Средний размер незаконного вознаграждения по выявленным преступлениям составил 30 тыс. рублей (2015 год – 412 тыс. рублей).[4]

В 2016 году окончено расследованием 362 преступления коррупционной направленности (2015 год – 376; -3,7%), в том числе 126 преступлений, совершенные должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Количество преступлений, совершенных должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осталось на уровне аналогичного периода 2015 года, т.е. 126 преступлений. Привлечено к уголовной ответственности 75 должностных лиц (2015 год – 78).

Из 126 оконченных расследованием преступлений по 114 (90,5%) преступлениям уголовные дела направлены в суд, по 12 (9,5%) – расследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Из общего числа расследованных преступлений коррупционной направленности (126), совершенных должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:

-  на федеральном уровне совершено 71 (56,3%) преступление, привлечено к уголовной ответственности 45 должностных лиц;

-  на региональном уровне – 6 (4,8%) преступлений, привлечено к уголовной ответственности 5 должностных лиц;

-  на муниципальном уровне – 49 (38,9%) преступлений, привлечено к уголовной ответственности 25 должностных лиц.

За 2016 год районными (городскими) судами Нижегородской области за преступления, предусмотренные статьями 159, 160, 201, 285, 286, 290, 291, 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации, осуждено 107 лиц[5].

Из них 1 лицо освобождено от наказания, число лиц, которым приговором по основной квалификации (без учета сложения) назначено наказание в виде:

- реального лишения свободы – 10;

- условного осуждения к лишению свободы – 47;

- условного осуждения к иным мерам – 1;

- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 3;

- штрафа – 43.

 

Социологические исследования[6]

В 2016 году в рамках антикоррупционного мониторинга было проведено социологическое исследование с целью выявления особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

В задачи исследования входили:

- оценка распространенности коррупционных нарушений;

- выявление факторов, благоприятствующих коррупции;

- выявление факторов, противодействующих коррупции (в том числе, латентных);

-  оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции (федеральное и региональное законодательство);

-  определение уровня гражданской активности по противодействию коррупции;

-  оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых региональной и местной властью по борьбе с коррупцией.

Объектом исследования выступали государственные гражданские и муниципальные служащие, представители малого и среднего бизнеса, предприниматели, жители Нижегородской области в возрасте старше 18 лет.

В ходе проведения исследования было опрошено 1000 респондентов – жителей Нижегородской области, более 1600 государственных и муниципальных служащих, более 200 представителей предпринимательского сообщества.

Инструментарий опроса предполагал наличие одинаковых вопросов, которые задавались всем участникам исследования для того, чтобы сравнить мнения и увидеть более объективную картину коррупции в Нижегородской области. Так, мнение о высоком уровне распространения коррупции в группе служащих и в группе простых граждан примерно одинаково – 13% и 11% соответственно.

Позитивные тенденции деятельности по борьбе с коррупцией в Нижегородской области продемонстрировали значения показателя риска коррупции (т.е. доля респондентов, попадавших в коррупционную ситуацию за последние 12 месяцев). Так, среди граждан за последний год в коррупционной ситуации успели побывать только 10%. Среди опрошенных представителей бизнес-сообщества с коррупционной ситуацией за последний год сталкивалось лишь около 3%.

 

Основные результаты исследования

В ходе проведения мониторинга общественного мнения населения региона был определен уровень распространения коррупции в Нижегородской области. Как выяснилось в результате исследования, что одинаковое количество голосов было отдано за низкую и за среднюю частоту фактов коррупции (44,4%). Чуть более десятой доли респондентов (11,2%) считают, что коррупционные нарушения очень распространены.

Если сравнивать мнение граждан относительно уровня распространенности коррупции в регионе за 2015-2016 годы, можно увидеть положительную динамику в распределении ответов. Так, доля респондентов, говорящих об относительной распространенности коррупционных нарушений в Нижегородской области, снизилась с 78,0% до 55,6%, и наоборот: доля респондентов, отвечавших, что такие нарушения распространены мало и практически не встречаются, выросла с 22,0% в 2015 году до 43,8% в 2016 году. Тем не менее, общее количество респондентов, убежденных в том, что коррупция в той или иной степени распространена, остается высоким и превышает порог в 50%.

 

На вопрос о степени распространения коррупции среди сотрудников различных органов власти наиболее заметное число респондентов ответило, что количество «взяточников» и «честных людей» распределяется примерно поровну (34,5%). 29,6% респондентов склоняются к тому, что большинство людей в органах власти берут взятки. За меньшинство наличия таких людей высказались 17,1% опрошенных, и 18,8% затруднились с ответом на данный вопрос.

Проведенное исследование позволило составить рейтинг органов власти и организаций, в которых наиболее часты проявления коррупции. В тройке лидеров:

- ГИБДД (29,8%);

- администрация и преподаватели высших учебных заведений (21,1%);

- администрация и сотрудники поликлиник и больниц (19,3%).

Менее всего подвержены проявлениям коррупции ЗАГСы (1,8%), профсоюзы (3,2%), земские собрания, городские думы, поселковые сельсоветы (3,3%), фонды социального страхования (3,5%) и Законодательное Собрание Нижегородской области (3,7%).

Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом у большинства органов власти произошло снижение количественных оценок коррумпированности по мнению респондентов. Особенно это касается таких «лидеров», как ГИБДД, администрация и сотрудники поликлиник и больниц (в 2015 году по данным направлениям было 38,8% и 39% соответственно), а также у органов местного самоуправления (в 2015 году данный показатель был ранен 32,2%).

Результаты исследования показали, что только треть населения Нижегородской области (33,9%) приходилось сталкиваться с ситуацией, когда они были вынуждены давать взятку или подарок служащему, чтобы решить свои проблемы. По сравнению с прошлым годом данный показатель несколько увеличился – в 2015 году таких респондентов было 30,2%.

 

 

Только треть респондентов (33,9%) столкнулась с ситуацией, когда они были вынуждены дать взятку или подарок служащему, чтобы решить свои проблемы.

Начальным моментом оценки уровня коррупции в Нижегородской области предпринимательским сообществом стало определение успешности предпринимательской деятельности за последние 2 года. Оказалось, что большинство респондентов (47,0%) считают, что все осталось на прежнем уровне, 21,0% склоняются к тому, что успешность выросла, четверть (25,5%) высказались за то, что снизилась.

Сопоставляя мнение представителей бизнес-сообщества об эффективности собственного бизнеса, можно увидеть, что по сравнению с 2015 годом, когда более половины предпринимателей (50,5%) видели тенденцию к снижению эффективности бизнеса, в 2016 году ответы распределились иначе. Так, большинство респондентов (47,0%) теперь считают, что эффективность осталась на прежнем уровне, повысилась доля респондентов, наблюдающих рост эффективности (с 17,5% в 2015 году до 21,0% в 2016 году).

 

 

 

В ходе опроса представителей бизнес-сообщества, проведенного в 2015 году, выяснилось, что подавляющее большинство предпринимателей не сталкивалось с ситуацией, когда проверяющий орган предъявлял предприятию незаконные, по их мнению, требования. По итогам проведенного в текущем году мониторинга на данный вопрос ответили отрицательно на 7% больше респондентов, таким образом обеспечив абсолютное преимущество этому варианту ответа (97,8%).

 

Основную причину того, что бизнес в России вынужден прибегать к коррупционным практикам ведения дел, большинство респондентов (20,0%) видят в том, что бизнес в России не защищен, поэтому коррупция – способ самозащиты; 11,0% считают, что у бизнеса нет легальных способов влиять на власть, поэтому приходится прибегать к теневым методам; 7,0% предпринимателей уверены, что государство не обеспечивает нормальной конкуренции, поэтому приходится подкупать чиновников. Однако 58,5%  опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.

То есть можно отметить, что коррупция во взаимодействиях власти и бизнеса существенно менее распространена и привычна, нежели бытовая.

 

 

Исследование показало, что, по мнению опрошенных предпринимателей чаще всего необходимость дачи взятки происходит по инициативе чиновников, которые заставляют, намекают или создают для этого ситуацию. Так считают 30,0% предпринимателей, 15,5% опрошенных склоняются к тому, что обе стороны проявляют инициативу, т.к. заранее знают, что взятка общепринята, чуть более половины респондентов (53,5%) затруднились с ответом на данный вопрос.

         Подавляющее большинство представителей бизнес-сообщества (95,7%) затруднились с ответом, когда последний раз была необходимость прибегать к «стимулированию» в той или иной форме должностного лица для решения проблем своего бизнеса, т.е. в течение последнего года взятку давали чуть более 3% опрошенных.

Изучение мнения государственных гражданских и муниципальных служащих по определению уровня распространенности коррупционных нарушений в регионе показало, что чуть более половины респондентов (56,0%) считают, что данные нарушения достаточно распространены, 12,5% - очень распространены и 43,5% - распространены средне.

Оценивая ситуацию с коррупционными нарушениями в сравнении с прошлым годом, половина респондентов (50,3%) считают, что она осталась неизменной, оптимистично высказались 31,1% служащих и 18,6% склоняются к тому, что количество таких случаев выросло.

Показательно распределение ответов граждан и государственных и муниципальных служащих Нижегородской области на вопрос о степени распространенности коррупционных нарушений в регионе. Мнения данных категорий респондентов, как в сторону высокой частоты, так и в сторону низкой частоты появления коррупционной ситуации практически не различаются.

 

На основе мнений государственных и муниципальных служащих был составлен рейтинг сфер, обладающих наибольшей коррумпированностью.

В тройку лидеров входят: здравоохранение (69,8%), правоохранительная сфера (полиция) (62,1%) и судебная система (45,7%). Если рассматривать данные в группировке органов власти по функциональным признакам, то можно отметить, что наиболее всего, по мнению респондентов из числа служащих, подвержены коррупции те органы власти, которые чаще всего работают непосредственно с населением: учреждения образования, здравоохранения, полиция, однако, опираясь на свой опыт, служащие добавили в этот список еще и судебную систему.

Рассматривая позицию государственных гражданских и муниципальных служащих относительно активности жителей Нижегородской области в противодействии коррупции, можно заметить небольшие положительные сдвиги в оценках по сравнению с 2015 годом. Доля респондентов, уверенных, что жители области проявляют достаточную активность, выросла почти на 4% и достигла показателя 36,4%. Однако по-прежнему большинство служащих высказывает пессимистичное мнение, отмечая пассивность граждан по противодействию коррупции – так считает две трети респондентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате проведения исследования были составлены рейтинги известности и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Нижегородской области по противодействию коррупции.

 

Известность мер по противодействию коррупции

На основе ответов предпринимателей и служащих, можно сделать вывод, что уровень известности мер по противодействию коррупции выше у служащих, чем у представителей бизнес-сообщества, кроме таких, как внедрение социальной рекламы антикоррупционной направленности и совершенствование регионального законодательства с учетом интересов  борьбы с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг мер, предпринимаемых Правительством Нижегородской области по противодействию коррупции, по эффективности не совпадает с рейтингом по известности.

Эффективность мер по противодействию коррупции

 

 

Представители бизнес-сообщества в своих оценках отдали большинство своих голосов совершенствованию регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией.

Мнения граждан и предпринимателей по поводу эффективности практики анонимных сообщений существенно различались. По количеству голосов предпринимателей лидировали варианты ответов: «эта система вряд ли будет эффективной, поскольку будет трудно сохранять анонимность» и «под этой маркой возможна дискредитация честных людей». Граждане чаще склонялись к таким мнениям, как «если кто-то имеет сведения о коррупции, он должен анонимно сообщить об этом в органы власти», «эта система не будет эффективной, поскольку коррупция – естественная часть нашей жизни» и «такая система вообще не нужна».

На основании результатов проведенного исследования можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области, а также эффективности мер по их противодействию.

Показатели охвата коррупции в Нижегородской области примерно сопоставимы как среди граждан, так и в предпринимательской среде. Вероятность попасть в коррупционную ситуацию может быть оценена на уровне 30%.

Если сравнивать этот показатель с аналогичными данными за 2011 год, когда Минэкономразвития оценил уровень бытового коррупционного охвата на отметке 39%, то можно сделать вывод, что распространенность коррупционных проявлений в Нижегородской области находится на уровне ниже среднего. В Нижегородской области в 2011 году охват коррупции составлял 35%. Следовательно, в отношении данного показателя наблюдается положительная тенденция по снижению его значения.

Еще один показатель, характеризующий величину охвата коррупции – это риск коррупции (доля респондентов, попадавших в коррупционную ситуацию за последние 12 месяцев). За последний год в коррупционной ситуации оказались лишь 6,8% опрошенных граждан; среди представителей бизнес-сообщества данный показатель можно оценить на уровне 3-4%.

 

По результатам проведенного исследования рекомендуется реализация следующих мероприятий для снижения вероятности коррупционных проявлений:

- ужесточение антикоррупционного законодательства и применение более строгих наказаний к должностным лицам, обвиненным в коррупции;

- регулярная антикоррупционная экспертиза законодательных актов в Законодательном Собрании Нижегородской области;

- принятие в городах и районах области планов и программ по противодействию коррупции;

- проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими и муниципальными служащими;

- участие общественных организаций в работе по борьбе с коррупцией, проведение научно-практических конференций и заседаний «круглых столов» по вопросам противодействия коррупции;

- использование «горячих линий», телефонов доверия для информирования о фактах коррупции;

- создание антикоррупционных электронных почтовых ящиков  на сайтах администраций городов и районов;

- публикации в средствах массовой информации о фактах коррупции, журналистские расследования;

- социальная реклама в средствах массовой информации (ТВ, пресса, в самих учреждениях) с использованием мотивов дороговизны взятки,  чувство неприятия к коррумпированным чиновникам, стыда;

- создание многофункциональных центров по предоставлению гражданам государственных и муниципальных услуг;

- обучение муниципальных служащих по программам противодействия коррупции;

- активизация работы правоохранительных и судебных органов в сфере борьбы с коррупцией;

- проведение регулярных антикоррупционных мониторингов на основе опросов общественного мнения.

 

 

Антикоррупционная экспертиза

 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов представляет собой вид юридической деятельности, осуществляемой в целях выявления в правовых документах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 179-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится:

- прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в  соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленным нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с  Правилами и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, и постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области».

Прокуратурой Нижегородской области на постоянной основе осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В 2016 году прокуратурой области изучено 21274 нормативных правовых акта, было выявлено 480 коррупциогенных факторов.

Коррупциогенные факторы выявлены в 1 нормативном правом акте Правительства Нижегородской области и в 469 нормативных правовых актах органов местного самоуправления Нижегородской области.

В целях устранения коррупциогенных факторов:

- внесено 9 требований об изменении нормативного правового акта;

- принесено 452 протеста;

- направлено 4 заявления в суд;

- внесено 6 представлений;

- направлена 1 информация.

В результате проведенной работы коррупциогенные факторы исключены из 455 нормативных правовых актов.

В рамках изучения проектов нормативных правовых актов было выявлено 295 коррупциогенных факторов. В целях их исключения направлено 275 информаций. По результатам рассмотрения информаций в 245 проектах коррупциогенные факторы исключены.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами, выявляемыми при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:

- определение компетенции по формуле «вправе»;

- нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств;

- отсутствие или неполнота административных процедур;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Принимаемые прокурорами меры позволяют избежать негативного влияния коррупциогенных факторов на правоприменительную практику.

 

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области) осуществляет полномочия по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

ГУ Минюста России по Нижегородской области по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы несоответствия федеральному законодательству выявлены в 37 актах, в 5 актах выявлены коррупциогенные факторы, которые были устранены органами исполнительной власти Нижегородской области.

На конец 2016 года акты с неустраненными нарушениями федерального законодательства и коррупциогенными факторами отсутствуют.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционного законодательства реализованы в Нижегородской области.

ГУ Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

Законодательным Собранием Нижегородской области в 2016 году проведена антикоррупционная экспертиза 182-х проектов законов и 81-го проекта постановления Законодательного Собрания Нижегородской области.

В рамках проведения правовой экспертизы при мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза 4-х принятых законов Нижегородской области.

По результатам всех проведенных экспертиз Законодательным Собранием Нижегородской области коррупциогенных факторов не выявлено.

 

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2016 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1114 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

По четырем проектам постановлений Правительства Нижегородской области были составлены заключения антикоррупционной экспертизы с указанием на необходимость исключения из текстов проектов коррупциогенных факторов.

Были выявлены такие коррупциогенные факторы, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, нормативные коллизии.

В целях повышения результативности проведения антикоррупционной экспертизы сотрудниками государственно-правового департамента Нижегородской области в постоянном режиме проводятся устные консультации с разработчиками проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области о необходимости соблюдения законодательства.

 

По состоянию на 30.12.2016 аккредитованы в качестве  независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, 15 экспертов (2 юридических лица и 13 физических лиц)[7].

В Нижегородской области, как и в целом по России, отмечается низкая активность деятельности независимых экспертов.

В ГУ Минюста России по Нижегородской области, Законодательное Собрание Нижегородской области заключения независимых экспертов на проекты нормативных правовых актов не поступали.

По сведениям, представленными органами местного самоуправления Нижегородской области, независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов в 2016 году не проводилась.

Отмечая низкую активность независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Нижегородской области, а также в целях всестороннего изучения федерального и регионального законодательства, выработки предложений по его совершенствованию, организации работы по привлечению институтов гражданского общества, ГУ Минюста России по Нижегородской области в адрес независимых экспертов и в научные организации  разосланы соответствующие письма.  

Кроме того, в рамках Международного дня борьбы с коррупцией ГУ Минюста России по Нижегородской области проведено ряд мероприятий, в том числе 09.12.2016 проведена конференция (круглый стол) «Противодействие коррупции: правовое обеспечение и антикоррупционные стандарты поведения» с участием представителей научного сообщества, региональных общественных объединений, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, адвокатуры и нотариата, а также независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В целях установления дополнительных гарантий обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области издан Указ Губернатора Нижегородской области от 29.12.2016 № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы».

 

Осуществление комплекса мер по соблюдению государственными гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Во всех государственных органах, в органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области.

Проверка соблюдения запретов и ограничений начинается на этапе  назначения гражданина на должность. В 2016 году управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – Управление госслужбы) значительно расширен перечень позиций, по которым проводится анализ полноты и достоверности документов, предоставляемых гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу.

Помимо направления запросов в Информационный центр ГУ МВД России по Нижегородской области о наличии либо отсутствии судимости кандидата и проверки через базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП на предмет участия кандидата в управлении коммерческими организациями и занятия им предпринимательской деятельностью, осуществляется анализ подлинности диплома об образовании, паспорта гражданина Российской Федерации, заключения медицинской организации о наличии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, данных о наличии гражданства иностранного государства, данных о наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

В 2016 году организована масштабная проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), представленных гражданскими служащими всех без исключения органов исполнительной власти области.

Проанализировано 100 % справок о доходах. При этом только в 9 ведомствах нарушения не выявлены. В органы исполнительной власти области направлены обращения о проведении проверочных мероприятий в отношении 152 гражданских служащих.

Типичными нарушениями явились следующие ошибки, допущенные гражданскими служащими:

- неуказание сведений о земельных участках под гаражами, а также о жилых помещениях, в которых зарегистрированы служащие или члены их семей;

- неуказание банковских счетов для погашения кредитов.

Также, в результате анализа справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены:

- 5 случаев возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников;

- 6 случаев неурегулирования ситуации конфликта интересов в связи с владением родственниками государственных гражданских служащих ценными бумагами организаций, аффилированных с органами исполнительной власти.

По результатам проведенных проверок подтверждено 79 нарушений. В отношении 56 гражданских служащих, допустивших нарушения, применены взыскания в виде замечания, в отношении 12 – выговор. Не применены взыскания в отношении 11 служащих (в 8 случаях нарушения признаны несущественными, в отношении 2 служащих взыскания не применены в связи с их нахождением в отпусках по уходу за ребенком, 1 служащий уволился по собственной инициативе до применения взыскания). В отношении 54 служащих до настоящего времени проводятся проверки.

Для сравнения в 2015 году выявлено 9 фактов представления гражданскими служащими неполных либо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, привлечено к ответственности – 3 гражданских служащих.

Также Управлением госслужбы организована работа по проведению кадровыми службами органов местного самоуправления анализа сведений о доходах за 2015 год, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, в 2016 году.

При этом выявлено предоставление неполных либо недостоверных сведений о доходах 125 депутатами представительных органов, 35 муниципальными служащими. Приняты решения представительных органов о досрочном прекращении депутатских полномочий в отношении 34 депутатов. К 21 муниципальному служащему применено взыскание в виде замечания, кроме того, 1 служащий уволен по собственной инициативе до применения взыскания, в отношении остальных служащих взыскание не применялось.

В 2016 году продолжена практика направления органами исполнительной власти в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области запросов для получения информации об осуществлении гражданскими служащими предпринимательской деятельности или об участии в управлении хозяйствующими субъектами через базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

В 2015 году подобного рода нарушения отсутствовали. В 2016 году выявлен один случай вхождения служащего в состав учредителей коммерческой организации. По результатам проведенной проверки и на основании рекомендаций комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов данному служащему объявлен выговор. Самим гражданским служащим приняты меры по выходу из состава учредителей коммерческой организации.

Органам местного самоуправления на семинарах рекомендовано организовать проведение аналогичных мероприятий. Кроме того, в 2016 году Управлением госслужбы  проведена проверка через базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП всех глав местного самоуправления, глав администраций районов и городов и их заместителей.

В 2015 году выявлено 2, в 2016 году – 5 случаев нарушения муниципальными служащими запрета на участие в управлении хозяйствующими субъектами. Во всех случаях, кроме одного, были применены меры дисциплинарного воздействия. Ситуации урегулированы путем передачи долей участия в доверительное управление, выхода из состава учредителей.

Во избежание ситуаций возможного возникновения конфликта интересов кадровые службы отслеживают наличие ценных бумаг по справкам о доходах и незамедлительно принимаются меры по организации передачи их в доверительное управление. В результате в 2015-2016 годах в Нижегородской области отсутствуют случаи владения служащими органов исполнительной власти ценными бумагами, не переданными в доверительное управление.

В органах местного самоуправления в 2015 и 2016 годах выявлено по одному подобному факту. Муниципальным служащим объявлены замечание и выговор.

Запрет на владение иностранными активами: ценными бумагами и иностранными банковскими счетами, наличными денежными средствами и ценностями в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, отслеживается на основании анализа справок о доходах. На сегодняшний день факты нарушений отсутствуют.

Контроль исполнения обязанности об уведомлении работодателя об осуществлении иной оплачиваемой работы осуществляется путем анализа сведений о доходах, где указываются доходы от этой деятельности. У служащих отслеживается наличие в личных делах письменных уведомлений работодателя о выполнении иной оплачиваемой работы. Проводится разъяснительная работа.

В органах исполнительной власти такие нарушения отсутствуют. В органах местного самоуправления наблюдается тенденция к снижению количества нарушений. Так, в 2015 году установлено 52 факта (7 замечаний, 4 выговора), а в 2016 году только 7 фактов неисполнения муниципальными служащими данной обязанности (2 служащим объявлено замечание).

В целях контроля запрета на получение подарков на уровне Нижегородской области, а также в государственных органах и органах местного самоуправления действуют правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с официальными мероприятиями.

По результатам мониторинга в 2016 году поступило 7 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих государственные должности, и государственных служащих двух органов исполнительной власти Нижегородской области (в 2015 году – 1), а также 116 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих (в 2015 году – 3). Во всех случаях проведены установленные законодательством процедуры сдачи, оценки и реализации подарков.    

 Ограничения по совместной службе родственников с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел, в том числе при проведении Управлением госслужбы ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах. В 2015 году такие нарушения в органах исполнительной власти отсутствовали. В 2016 году сотрудниками Управления госслужбы на основании анализа справок о доходах и анкетных данных выявлено 5 случаев возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников. В отношении 4 гражданских служащих применено взыскание в виде выговора. По одному случаю проводится проверка.

В органах местного самоуправления в 2015 году подобные нарушения отсутствовали, в 2016 году выявлено 3 факта, по которым муниципальным служащим объявлены замечания.

Также, Управлением госслужбы в 2016 году проведены 3 проверки в отношении одного руководителя и двух заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области в части соблюдения требований о представлении полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, надлежащего исполнения служебных обязанностей, уведомления представителя нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения. Во всех случаях по результатам проверок сделаны заключения об отсутствии признаков коррупционных правонарушений и оснований для применения в отношении данных лиц мер юридической ответственности.

При этом в 2015 году проведены 3 проверки соблюдения требований о представлении полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении лиц, замещающих государственные должности, и 4 – в отношении гражданских служащих категории «Руководители». В двух случаях применены взыскания (замечание и выговор), в остальных случаях сделано заключение об отсутствии оснований для применения мер юридической ответственности.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области

Выявление таких случаев осуществляется, прежде всего, по результатам анализа информации, содержащейся в справках о доходах и в личных делах.

Например, анализ справок о доходах позволил сотрудникам Управления госслужбы выявить в 2016 году в одном из органов исполнительной власти 6 случаев неурегулирования ситуации конфликта интересов в связи с владением родственниками гражданских служащих ценными бумагами организаций, аффилированных с государственными органами (все 6 гражданских служащих привлечены к ответственности в виде выговора, ситуации конфликта интересов урегулированы).

В соответствии с поручением Губернатора Нижегородской области от 04.08.2016 № Пр-001-45/16-0-0 проведено расширенное анкетирование лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, во всех органах исполнительной власти Нижегородской области.

На основании полученных данных Управлением госслужбы совместно с управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области проведены проверочные мероприятия на предмет возможного возникновения конфликта интересов в отношении руководителей органов исполнительной власти, их заместителей и иных гражданских служащих категории «Руководители».

В соответствии с утвержденным графиком в 2016 году проверочные мероприятия проведены в 16 органах исполнительной власти. В 6 органов направлены обращения о назначении официальных проверок соблюдения гражданскими служащими категории «Руководители» требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Среди установленных нарушений можно назвать следующие:

- неуведомление работодателя о возможном возникновении конфликта интересов в связи с работой родственников в подведомственных учреждениях (при наличии в отношении них функций государственного управления);

- неуведомление работодателя о возможном возникновении конфликта интересов в связи с осуществлением иной оплачиваемой деятельности в подведомственных учреждениях (при наличии в отношении них функций государственного управления);

- несвоевременное исполнение обязанности по уведомлению работодателя о возможном возникновении конфликта интересов.

К организации работы по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти области привлечены все кадровые службы в части самостоятельного проведения проверочных мероприятий в отношении гражданских служащих (за исключением категории «Руководители»).

Для выявления возможности возникновения конфликта интересов на муниципальной службе Управлением госслужбы в 2016 году проведено анкетирование 172 глав администраций районов и городов Нижегородской области и их заместителей в части сведений о месте работы их родственников, наличии ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях, осуществления иной оплачиваемой работы, наличия имущественных обязательств, а также счетов (вкладов) в иностранных банках.

Кроме того, через базы данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП проведены проверочные мероприятия в отношении нарушения запрета на осуществление предпринимательской деятельности и на участие в управлении хозяйствующими субъектами в отношении 224 глав местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, глав администраций муниципальных образований и их заместителей.

По результатам данных мероприятий в органы местного самоуправления направлены обращения в отношении 4 глав местного самоуправления, 39 глав и 110 заместителей глав администраций районов и городов с рекомендациями инициировать проведение проверок по фактам замещения их родственниками и членами семей должностей в администрациях и муниципальных учреждениях. Рекомендовано также установить факты нарушения запрета на участие в управлении коммерческими организациями в отношении руководителей органов местного самоуправления, а также возможность возникновения конфликта интересов в связи с наличием аффилированности при взаимодействии администрации с хозяйствующими субъектами, где работают или имеют доли участия (ценные бумаги) родственники и члены семей глав администраций и их заместителей.

В связи с этим органами местного самоуправления организованы следующие мероприятия:

1) в отношении 82 должностных лиц проведен анализ направленной информации, основания для проведения проверок не выявлены;

2) в отношении 53 должностных лиц назначены и проведены официальные проверки, по итогам которых:

- за установленные нарушения 31 должностное лицо привлечено к ответственности;

- в отношении 1 должностного лица взыскание не применено;

- в отношении 1 должностного лица взыскание не применено в связи с  увольнением;

3) в отношении 18 лиц проверочные мероприятия не проводились в связи с увольнением.

Представление уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов вошло в повсеместную практику.

Например, членами Правительства Нижегородской области, руководителями органов исполнительной власти и их заместителями представлено 12 таких уведомлений в 2015 году, 22 – в 2016 году. По итогам их рассмотрения изданы соответствующие поручения Губернатора Нижегородской области для принятия мер по предотвращению ситуаций конфликта интересов. Аналогичная работа организована в государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области.

 

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области

В целях реализации задач по повышению эффективности антикоррупционной работы одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих является обучение по вопросам противодействия коррупции.

В течение 2016 года 243 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области прошли обучение на курсах повышения квалификации по следующим темам антикоррупционной направленности:

- «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения»;

- «Открытое государственное управление как необходимая основа противодействия коррупции»;

- «Практика управленческой деятельности руководителя, роль руководителя в профилактике коррупционных правонарушений в системе государственного управления»;

- «Правовые основы и механизм противодействия коррупции в деятельности государственной гражданской службы», проведенных Нижегородским институтом управления - филиалом РАНХиГС и Волго-Вятским филиалом института информационных технологий «АйТи».

Для охвата обучением по вопросам профилактики коррупции и урегулирования конфликта интересов как можно большего числа гражданских служащих соответствующие лекционные занятия включены в иные программы проведенных в 2016 году курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В них приняли участие 593 служащих.

Повысили свою квалификацию по соответствующим программам 36 государственных гражданских служащих и 44 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит работа по противодействию коррупции.

Около 200 муниципальных служащих Нижегородской области повысили квалификацию по различным программам, содержащим вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений.

С декабря 2015 года по июнь 2016 года сотрудник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления госслужбы прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и гражданской службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Юриспруденция, современные направления развития действующего законодательства в государственном управлении в Российской Федерации». 

Начальник Управления госслужбы Нижегородской области и начальник Управления региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области приняли участие в работе научно-практической конференции по вопросам противодействия коррупции 9 ноября 2016 года в      г.Казани, а также в семинаре-совещании по вопросам применения законодательства о противодействии коррупции, организованном Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции 29-30 ноября 2016 года в г. Москве.

В рамках работы по правовому и антикоррупционному просвещению государственных и муниципальных служащих Управлением госслужбы в 2016 году проведены обучающие семинары для государственных гражданских служащих и руководителей государственных учреждений по вопросам представления сведений о доходах за 2015 год в 28 органах исполнительной власти. Количество участников – более 1700 человек.          

В связи с изменениями, внесенными в статью 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Управлением госслужбы организовано и проведено 12 зональных учебно-практических семинаров с охватом всех муниципальных образований (включая городские и сельские поселения) Нижегородской области для глав местного самоуправления, депутатов представительных органов по теме: «Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Урегулирование конфликта интересов», в которых приняли участие 1370 человек.

Кроме того, по различным вопросам антикоррупционной направленности проведено 8 семинаров, в которых приняли участие 546 человек.

Кадровыми службами государственных органов Нижегородской области проведено 86 конференций, круглых столов, научно-практических семинаров для сотрудников по различным вопросам профилактики коррупции, кадровыми службами органов местного самоуправления – 211 подобных мероприятий. Ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений регулярно проводится индивидуальное консультирование гражданских и муниципальных служащих, ознакомление сотрудников с материалами и сообщениями о фактах нарушения антикоррупционного законодательства, о привлечении к ответственности за данные нарушения, опубликованными в средствах массовой информации. 

 

Стимулирование антикоррупционной активности общественности, мониторинг средств массовой информации

Обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции является одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460.

Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества строится на принципах:

- обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления соблюдения прав и законных интересов институтов гражданского общества;

- равенства прав институтов гражданского общества на государственную поддержку в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- добровольности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля;

- гласности и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в рамках законодательства Российской Федерации, в том числе в части использования и расходования бюджетных средств.

В Нижегородской области организовано эффективное взаимодействие подразделений государственных органов и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных правонарушений.

Для решения вопросов совершенствования существующих и выработки новых форм социального партнерства органов исполнительной власти с некоммерческими организациями, создания открытого информационного пространства для их взаимодействия создан совет при Губернаторе Нижегородской области по вопросам некоммерческих организаций (далее – Совет). Одной из задач данного Совета является содействие дальнейшему укреплению гражданского общества и созданию новых общественных институтов.

В целях повышения эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе по вопросам антикоррупционной деятельности, при органах исполнительной власти сформированы Общественные советы.

На территории Нижегородской области деятельность общественных советов регулируется Законом Нижегородской области от 22.09.2015 № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области» и распоряжением Губернатора Нижегородской области от 12.02.2015 № 215-р «О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области».

Одной из основных задач Общественного совета является рассмотрение вопросов, относящихся к сфере деятельности органа исполнительной власти, в том числе вопросов в сфере противодействия коррупции. Его представители входят в составы конкурсной, аттестационной комиссий и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в качестве независимых экспертов.

На заседании Общественного совета предусмотрено рассмотрение вопросов сферы деятельности, том числе о реализации мероприятий плана по противодействию коррупции органа исполнительной власти, а также организации учета обращений граждан и юридических лиц о фактах коррупции и иных неправомерных действиях государственных гражданских служащих.

Кроме того, взаимодействие органов исполнительной власти области с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности осуществляется путем:

- размещения информации о принимаемых мерах по противодействию коррупции на официальных сайтах;

- размещения информации по вопросам антикоррупционной деятельности на информационных стендах в структурных подразделениях;

- проведения «горячих линий» по вопросам своей деятельности, а также соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;

- проведения социологических опросов антикоррупционной тематики среди граждан, обращающихся в структурные подразделения.

В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 4 некоммерческих организации, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции: Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».

Во исполнение рекомендаций Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области проведена работа по сбору и обобщению предложений общественных объединений в части разработки комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

В декабре 2016 года представленные предложения общественных объединений рассмотрены на заседании Общественного совета при Управлении госслужбы Нижегородской области с приглашением представителей некоммерческих организаций[8].

Вопрос о состоянии и мерах по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности в сентябре 2016 года рассмотрен на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области.

Представители различных некоммерческих организаций в течение 2016 года регулярно принимали участие в работе муниципальных комиссий по координации работы по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в заседаниях общественных советов, участвовали в разработке проектов нормативных правовых актов, а также в публичных слушаниях проектов нормативных правовых актов.

В целях антикоррупционного просвещения, развития правовой грамотности и правосознания населения Нижегородской области в 2016 году Законодательным Собранием Нижегородской области проведен второй областной конкурс «Творчество против коррупции». Его задачи – формирование общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению, оценка эффективности элементов механизма противодействия коррупции в России с участием институтов гражданского общества, поиск новых мер противодействия коррупции.

Участие в конкурсе приняли учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, студенты профессиональных образовательных организаций и вузов, государственные и муниципальные служащие Нижегородской области, научно-педагогические работники. Всего на конкурс было подано 290 заявок. Итоги конкурса подведены и размещены на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области, а также были освещены в средствах массовой информации.

На постоянной основе проводится работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности, которая строится по следующим основным направлениям:

-  обеспечение эффективного функционирования системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», творческих организаций;

- проведение ежегодного мониторинга публикаций в средствах массовой информации.

В целях реализации данных задач ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» готовит и размещает в средствах массовой информации материалы антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области.

В 2016 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 2044 материала.

В том числе размещено: 188 публикаций в областных и городских газетах, 5 в региональных вкладках федеральных газет, 200 в районных газетах, 82 видеосюжета на региональных телеканалах и 1569 сообщений на лентах информационных агентств.

Количество материалов антикоррупционной тематики за 2016 год (без учета сообщений на лентах информационных агентств – 475 материалов) на 9,7% меньше по сравнению с 2015 годом (526 материалов).

В течение 2016 года в программах регионального телевидения «Послесловие», «Послесловие. События недели» на телеканале «Волга» проводились опросы общественного мнения на антикоррупционную тематику:

- Волга (Послесловие, 9 декабря). Интерактивный опрос программы: Какое наказание остановит коррупционеров? Ответы населения (звонков: 3039):

- тюрьма и большие штрафы –10,7;%;

- пожизненное и смертная казнь – 40,8%;

- конфискация имущества – 45,7%;

- никакое: это бесполезно – 2,8%.

- Волга (Послесловие. События недели, 31 декабря). Интерактивный опрос программы: Что стало главным в 2016 году? Ответы населения (звонков: 1524):

- транспортные проблемы и решения – 16,5 %;

- коррупционные дела и скандалы – 43,3 %;

- выборы и борьба за власть – 24,7 %;

- мировые вызовы для страны – 15,5 %.

- Волга (Послесловие. События недели, 12 декабря). Интерактивный опрос программы: Что важнее в борьбе против коррупции? Ответы населения (звонков: 4247):

- политическая воля по вертикали – 9.7 %;

- публичность, общественный контроль – 6.4 %;

- ужесточить наказание (казнить) – 59.1 %;

- сменить чиновников и силовиков         - 24.8 %.

         Тема борьбы с коррупцией регулярно поднимается в рамках  прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора Нижегородской области и членов Правительства Нижегородской области на телеканалах: «Волга» - «Валерий Шанцев: о главном», «ННТВ» - «Объективно. Прямая линия с Губернатором», «Диалог» - «Область доверия»  в рамках передачи «Новости-24. Кстати», а также при подготовке и распространении в СМИ комментариев экспертов по данной теме.

            

Работа с обращениями граждан

В приемную граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области в 2016 году поступило 37348 письменных и устных обращений граждан.

Организовано и проведено:

- 23 личных приема граждан, проведенных Губернатором, Вице-губернатором, заместителями Губернатора Нижегородской области (рассмотрено 233 обращения);

- 22 выездных приема граждан с участием уполномоченных лиц органов исполнительной власти Нижегородской области (поступило 1003 обращения);

- 12 безвозмездных правовых консультаций для пенсионеров и граждан, имеющих льготные категории (даны разъяснения по 157 обращениям);

- 12 тематических «горячих» телефонных и Интернет-линий, в том числе по теме «Правовые и организационные основы предупреждения коррупции», (принято всего 814 обращений).

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции в 2016 году показывает, что так же, как и в предыдущие периоды, значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

В 2016 году непосредственно на постоянно действующую «горячую» телефонную линию Приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области сообщений граждан о коррупционных правонарушениях не поступало.

Вместе с тем было зарегистрировано 5 обращений граждан о коррупционных правонарушениях, поступивших в рамках прямых телевизионных эфиров с участием Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева, и одно обращение, поступившее на Интернет-линию по теме «Правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней».

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для приема сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений. В течение 2016 года через Интернет-портал поступило всего 22 сообщения. Из общего количества поступивших сообщений 5 рассмотрены управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области, даны разъяснения и ответы по сути обращений. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по компетенции:

- 8 в правоохранительные органы;

- 9 в органы исполнительной власти Нижегородской области.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием и рассмотрение сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

 

Реализуя государственную политику в области противодействия коррупции, в 2016 году в Нижегородской области были приняты все необходимые меры для повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений, в том числе:

-  нормативные правовые акты региона в области противодействия коррупции приведены в соответствие с федеральным законодательством, обеспечен контроль за реализацией данных актов;

- в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» внесены необходимые изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в план мероприятий по реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981 и планы по противодействию коррупции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, а также обеспечен контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных данными планами;

- организована деятельность комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области, на ее заседаниях рассмотрены дополнительные вопросы, рекомендованные Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы и обеспечен контроль за выполнением протокольных решений;

- во всех муниципальных образованиях Нижегородской области образованы комиссии по координации работы по противодействию коррупции и организована работа по оказанию методической и консультативной помощи по актуальным вопросам организации деятельности данных комиссий, в разработке программ (планов) по противодействию коррупции, а также в организации работы по противодействию коррупции на территории муниципального района (городского округа) Нижегородской области.

Значительный объем мероприятий, направленных на профилактику коррупции, реализован по линии кадровой работы:

- организована и проведена работа по своевременному представлению лицами, замещающими государственные и муниципальные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-   проведен анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

-   значительно расширен перечень позиций, по которым проводится анализ полноты и достоверности документов, предоставляемых гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу (в рамках соблюдения запретов и ограничений);

-   организована работа по проведению кадровыми службами органов местного самоуправления анализа сведений о доходах за 2015 год, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, в 2016 году;

-   продолжен контроль исполнения запрета на владение лицами, замещающими государственные должности, иностранными активами: ценными бумагами и иностранными счетами;

-   проведено расширенное анкетирование лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, во всех органах исполнительной власти и на основании полученных данных проведены проверочные мероприятия по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области;

-   организованы практические занятия, семинары, совещания по правовому просвещению государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, а также проведены мероприятия по проверке знаний нормативно-правовых актов по противодействию коррупции среди государственных гражданских и муниципальных служащих.

 

В целях дальнейшего развития системы противодействия коррупции и повышения ее эффективности в 2017 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы и направлена на решение следующих основных задач:

- обеспечение исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в Нижегородской области;

- обеспечение выполнения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе Нижегородской области;

- усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;

- обеспечение эффективной деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области.

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

 



[1]  Социологические исследования проводились ООО Межрегиональный маркетинговый центр «Иваново» (по заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области).

[2] Результаты по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представлены ГУ Минюста России по Нижегородской области, Законодательным Собранием Нижегородской области, государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

[3] Введен совместным указанием Генпрокуратуры России и МВД России от 30.04.2010 № 187/86/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», которое в последующем было несколько раз ихменено (28.12.2010 № 450/85/3, 15.02.2012 № 52-11/2, 11.09.2013 № 387-11/2, 24.04.2014 № 228-11/2, 31.12.2014 № 744/11/3, 01.02.206 № 65/11/1. В настоящее время действует Перечень от 13.12.2016 № 797/11/2.

[4] Сумма взяток указана по выявленным преступлениям (согласно информации ГУ МВД России по Нижегородской области).

[5] Официальные данные Управления Судебного департамента в Нижегородской области, с учетом рассмотренных судами уголовных дел прошлых лет.

[6] Полная информация о проведенных социологических исследованиях размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции».

[7] В 2015 году в Нижегородской области были аккредитованы в качестве независимых экспертов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 22 эксперта (20 физических лиц и 2 юридических лица).

[8] Представители Нижегородского регионального общественного движения «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью» и некоммерческого партнерства «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму» включены в состав Общественного совета при управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области..

 

Скачать документ

Дата публикации

4 апреля 2017, 10:23