Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

22 февраля 2018, четверг

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Итоги выполнения плана реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области» за 2016 год

                                                                                               Утверждены  на заседании комиссии по координации  работы по противодействию коррупции  в Нижегородской области  (протокол от 13.12.2016 № 5)

 

Итоги выполнения плана реализации

государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области»,  утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981, на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов в части противодействия коррупции (Основное мероприятие 9) за 2016 год

 

Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года  № 147, определены мероприятия, направленные на решение основных задач по противодействию коррупции, в том числе:

- совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

- повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

- повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- повышение эффективности информационно-пропагандистских
и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Кроме того, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления рекомендовано, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, и данным Национальным планом обеспечить внесение до 01.06.2016 в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).

Обеспечение реализации государственной политики в области противодействия коррупции в 2016 году организовано в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 981.

Развитие системы противодействия (профилактики) коррупции в Нижегородской области и сохранение ее эффективности являются ключевыми задачами в сфере противодействия коррупции, определенными Программой.

Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором - управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области (далее – управление региональной безопасности).

Приказом управления региональной безопасности от 28 марта 2016 года           № 1-од «Об утверждении плана реализации Программы на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» (далее – План) утвержден указанный План.

Система программных мероприятий антикоррупционной политики сформирована в рамках Основного мероприятия 9 «Развитие системы противодействия (профилактики) коррупции, организационно-управленческой базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области и антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания» указанного Плана.

В План включены мероприятия по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих, по повышению эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по реализации комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества, по проведению просветительских мероприятий по антикоррупционной тематике, по оказанию содействия органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции и другие мероприятия.

В целях обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом, а также на основании рекомендаций аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (письмо от 20.05.2016 № А53-3454) в План внесены соответствующие изменения, предусматривающие проведение мероприятий по совершенствованию системы учета государственного имущества, внутреннего финансового контроля и аудита в целях эффективности целевого использования государственного имущества и бюджетных средств, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, а также неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции,  по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти.

Исполнение мероприятий по противодействию коррупции Плана осуществляется органами исполнительной власти и местного самоуправления области с участием Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста), правоохранительных органов и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 7 октября 2015 года № 112 «О создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области» образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области (далее – Комиссия), утверждены состав Комиссии и ее Положение.

В соответствии с вышеуказанным Положением на Комиссию возложены полномочия по осуществлению контроля за реализацией мероприятий антикоррупционной направленности в рамках исполнения Программы, антикоррупционных программ органов исполнительной власти Нижегородской области (планов мероприятий по противодействию коррупции), в том числе путем мониторинга эффективности реализации мер по противодействию коррупции, предусмотренных этими программами.

Организационное обеспечение деятельности Комиссии возложено на управление региональной безопасности.

В целях оказания методической и консультативной помощи по вопросам  организации работы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления, а также в рамках подготовки к заседаниям Комиссии управлением региональной безопасности внедрена практика ежеквартального выезда в муниципальные районы или городские округа Нижегородской области.

По результатам проведенного в 2016 году анализа информации о реализации антикоррупционной политики на территории городского округа город Арзамас и Балахнинского муниципального района в адрес руководства муниципалитетов направлены соответствующие рекомендации для устранения выявленных недостатков.

На заседании Комиссии в июле 2016 года был рассмотрен вопрос «О ходе исполнения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области от 24 декабря 2015 года». Решением Комиссии главам администраций Ардатовского, Большемурашкинского, Бутурлинского, Гагинского, Дальнеконстантиновского, Сергачского муниципальных районов и городских округов Навашинский, Сокольский, г.Чкаловск, г.Арзамас рекомендовано принять меры к образованию в муниципальных районах комиссий по координации работы по противодействию коррупции. Во исполнение данного протокольного решения Комиссии во всех вышеуказанных муниципальных районах и городских округах образованы соответствующие комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

Формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции является одной из ключевых задач, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции.

В связи с этим государственно-правовым департаментом Нижегородской области  подготовлен План мониторинга правоприменения в Нижегородской области на 2017 год, который утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 22 сентября 2016 года № 1530-р «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Нижегородской области на 2017 год».

В рамках полномочий по вопросу координации мониторинга правоприменения, осуществляемого органами исполнительной власти Нижегородской области, государственно-правовым департаментом области был подготовлен и направлен в ГУ Минюста доклад о результатах мониторинга, осуществляемого органами исполнительной власти Нижегородской области в 2015 году.

ГУ Минюста в рамках основной деятельности проведен мониторинг правоприменения антикоррупционного законодательства, принятого в Нижегородской области.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим в Российской Федерации правоотношения в данной сфере, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

В период с 01.12.2015 по 23.05.2016 (далее – отчетный период) на федеральном уровне принято 4 нормативных правовых акта, затрагивающих вопросы противодействия коррупции.

Анализ федерального законодательства в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время в России принят и действует целый ряд законов и подзаконных актов, закрепляющих меры по предупреждению коррупции, но наряду с этим  большинство данных актов, являясь достаточно новыми и заполняя определенные правовые пробелы в правовой системе, имеют достаточное количество неточностей и недостатков, а также зачастую носят противоречивый характер.

Органами государственной власти Нижегородской области в отчетном периоде в данной сфере принято 60 нормативных правовых актов, всего в области действует 505 актов.

Принятые в 2016 году нормативные правовые акты органов исполнительной власти Нижегородской области направлены на установление (утверждение):

- порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации к совершению правонарушений;

- порядка уведомления государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

- перечня должностей государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- перечня должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правоприменения антикоррупционного законодательства в Нижегородской области реализованы. ГУ Минюста пробелы в правовом регулировании не выявлены.

Все поступающие в территориальные органы нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере противодействия коррупции подвергнуты правовой экспертизе.

В отчетном периоде противоречия федеральному законодательству выявлены в 37 нормативных правовых актах, в 19 из них незаконные нормы устранены. В стадии приведения в соответствие с федеральным законодательством находится 16 нормативных правовых актов.

В отчетном периоде в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия коррупции,  коррупциогенных факторов не выявлялось.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2009 года № 913, за период с 1 января по 11 ноября 2016 года государственно-правовым департаментом Нижегородской области в рамках правовой экспертизы была проведена антикоррупционная экспертиза 925 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

В государственных органах и органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения запретов и ограничений, требований к служебному поведению, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, а также неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

Проверки соблюдения запретов и ограничений при прохождении гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу проводятся органами исполнительной власти путем направления запросов в правоохранительные органы, а также посредством получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Осуществляется работа по организации своевременного представления лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах). В целях выявления возможных нарушений действующего антикоррупционного законодательства проводится анализ представленных сведений о доходах путем сверки со сведениями о доходах за предыдущий год.

Проводится работа по контролю за соблюдением служащими запрета на владение приносящими доход ценными бумагами, акциями и запрета на осуществление предпринимательской деятельности.

Специалистами, ответственными за работу по противодействию коррупции в соответствующих органах исполнительной власти, для гражданских служащих проведены более 140 консультации по вопросам заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданам, претендующим на замещение должностей гражданской службы, 2 семинара по вопросам соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии по урегулированию конфликта интересов) в государственных органах рассмотрено 12 вопросов о даче согласия на дальнейшее трудоустройство, по результатам рассмотрения дано согласие на замещение должностей в коммерческих организациях.

Организована работа по формированию у служащих негативного восприятия коррупционных проявлений и обеспечению соблюдения ими принципов служебной этики, ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.

В органах исполнительной власти утверждены памятки по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе, памятки лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, по соблюдению запретов, ограничений и исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, памятки об ограничениях и запретах, связанных с прохождением государственной гражданской службы, требованиях к служебному поведению и обязательствах, установленных в целях противодействия коррупции, памятки об ограничениях, налагаемых на граждан, увольняющихся с государственной гражданской службы. В соответствии с действующим законодательством внесены изменения в правовые акты, регламентирующие передачу  подарков, полученных государственными гражданскими служащими в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

В целях предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в  органах исполнительной власти организована работа телефона «горячей линии» и «телефона доверия» для обращения граждан о злоупотреблениях должностных лиц и для приема сообщений граждан о ставших им известными фактах коррупции. На официальных сайтах органов исполнительной власти размещены сервисы «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции», позволяющие заполнить обращение установленной формы о коррупционном правонарушении.

На информационных стендах общедоступного просмотра размещается актуальная информация по вопросам профилактики и противодействия коррупции в органах исполнительной власти.

В целях минимизации коррупционных рисков в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2013 по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками, в органах исполнительной власти формируются перечни должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. Так, министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области из 67 штатных единиц гражданской службы 63 единицы признаны подверженными коррупционным рискам, что составляет 94%.

Проводится антикоррупционная работа с кандидатами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы на предмет выявления фактов конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с работой членов семьи в подведомственных (подконтрольных) организациях, осуществления ими предпринимательской деятельности, наличия ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях, обязательств имущественного характера, выполнением иной оплачиваемой работы. Осуществляется проверка правильности и полноты представленных сведений граждан, претендующих на гражданскую службу, и членов их семей.

При проведении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы и на включение в кадровый резерв в качестве меры противодействия коррупции органами исполнительной власти применяются современные методики по внедрению системы тестирования на знание законодательства о государственной гражданской службе, антикоррупционного законодательства, социально-психологического тестирования и тестирования на определение уровня знаний по использованию информационных технологий.

В целях исполнения пункта 9 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 26 января 2016 года № Пр-299 и поручения Губернатора Нижегородской области от 4 августа 2016 года № Пр-001-45/16-0-0 организовано проведение проверочных мероприятий по выявлению признаков скрытой аффилированности в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области. Управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – управление госслужбы) и управлением региональной безопасности данные мероприятия проведены в отношении гражданских служащих категории «руководители» 12 органов исполнительной власти.

По состоянию на 1 ноября 2016 года в 7 органах исполнительной власти Нижегородской области выявлены случаи нарушения антикоррупционного законодательства, по которым проводятся проверки:

- 1 факт непринятия гражданским служащим мер для урегулирования ситуации возможного возникновения конфликта интересов;

- 6 фактов выполнения иной оплачиваемой деятельности гражданскими служащими в подведомственном учреждении, в отношении которого данные служащие осуществляют функции государственного управления;

- 1 факт выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой деятельности в учреждении, в отношении которого данный служащий осуществляет функции государственного управления;

- 6 фактов работы родственников лица, замещающего государственную должность, либо гражданского служащего в подведомственном учреждении, в отношении которого данное лицо либо служащий осуществляет функции государственного управления.

В органах исполнительной власти Нижегородской области сотрудниками управления госслужбы проведен анализ соблюдения гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

По результатам анализа выявлены:

- 3 случая возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников;

- 6 случаев неурегулирования ситуации конфликта интересов в связи с владением родственниками государственных гражданских служащих ценными бумагами организаций, аффилированных с государственными органами;

- 1 случай неуведомления об иной оплачиваемой работе.

В органы исполнительной власти направлены обращения о проведении проверок по фактам выявленных нарушений.

В 3 квартале 2016 года управлением госслужбы организована работа по проведению в органах местного самоуправления анализа сведений о доходах, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими, с целью выявления случаев несоблюдения указанными лицами требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В результате данного анализа в органах местного самоуправления Нижегородской области по состоянию на 1 октября 2016 года выявлено:

- предоставление неполных либо недостоверных сведений о доходах 125 депутатами представительных органов, 44 муниципальными служащими. Приняты решения представительных органов о досрочном прекращении депутатских полномочий в отношении 24 депутатов. К 26 муниципальным служащим применены взыскания в виде замечания;

- 29 случаев неуведомления работодателя о возможном возникновении конфликта интересов. К 22 муниципальным служащим применено взыскание в виде замечания, к 1 – в виде выговора. Приняты соответствующие меры по урегулированию ситуаций путем написания уведомлений о возникновении личной заинтересованности и издания правовых актов;

- 7 случаев неуведомления об иной оплачиваемой работе. В 2 случаях к муниципальным служащим применено взыскание в виде замечания;

- 4 случая нарушения запрета на участие в управлении хозяйствующим субъектом либо занятия предпринимательской деятельностью. К 3 муниципальным служащим применено взыскание в виде замечания.

Для выявления возможности возникновения конфликта интересов управлением госслужбы в 2016 году проведено анкетирование 172 глав местного самоуправления, глав администраций и их заместителей в части сведений о месте работы их родственников (членов семей), о наличии ценных бумаг, долей участия в коммерческих организациях, об осуществлении иной оплачиваемой работы, о наличии имущественных обязательств, а также счетов (вкладов) в иностранных банках.

В органы местного самоуправления направлена информация об установленных на основании анализа анкетных данных случаях возможного нарушения 154 главами местного самоуправления, главами администраций и их заместителями требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, а также запрета на участие в управлении хозяйствующими субъектами. В этой связи было предложено провести соответствующие проверки.

Согласно сведений, представленных органами местного самоуправления области, за 2016 год от муниципальных служащих поступило 5 уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов, которые были в установленном законом порядке рассмотрены на заседаниях муниципальных комиссий по урегулированию конфликта интересов, по результатам рассмотрения приняты соответствующие решения.

По состоянию на 1 ноября 2016 года органами местного самоуправления организованы следующие мероприятия:

 - в отношении 69 должностных лиц проведен анализ информации, предоставленной управлением госслужбы, оснований для проведения проверок не выявлено;

- 16 должностных лиц уволены по собственной инициативе до проведения проверок;

- в отношении 49 должностных лиц проведены проверки.

По итогам проверок выявлено 30 нарушений. При этом:

- 23 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания;

- 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора;

- по 3 должностным лицам в настоящее время решения не приняты;

- 1 должностное лицо уволено по собственной инициативе до применения взыскания;

- по 2 должностным лицам принято решение не применять дисциплинарные взыскания.

В отношении 20 должностных лиц проверки не завершены.

Служащие управления госслужбы принимали непосредственное участие в проведении указанных проверок в составе рабочих групп, а также в заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в 15 органах местного самоуправления. Кроме того, осуществлялся контроль и консультационно-методическое сопровождение проведения проверок в отношении глав местного самоуправления, глав администраций и заместителей глав администраций  всех муниципальных образований Нижегородской области.

Информирование подразделений кадровых служб органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области о выявленных фактах несоблюдения государственными или муниципальными служащими ограничений и запретов, а также требований, установленных законодательством при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы, осуществляется при проведении проверочных мероприятий, проводимых управлением госслужбы на основании анализа сведений о доходах, анкетных данных государственных и муниципальных служащих. В обобщенном виде данная информация регулярно освещается на семинарах для работников кадровых служб указанных органов.

По информации, полученной из администрации г. Нижнего Новгорода, по каждому выявленному факту несоблюдения запретов и ограничений, несоблюдения требований к служебному поведению, неисполнения обязанностей муниципальными служащими администрации города, установленных в целях противодействия коррупции, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации города Нижнего Новгорода в обязательном порядке проводится проверка.

Так, в 2016 году было выявлено 34 случая несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, по которым были назначены проверки. Из них одна прекращена в связи с увольнением муниципального служащего по собственному желанию до окончания проверки, в 31 случае факты несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению не установлены, имели место 2 факта несоблюдения требований к служебному поведению, однако в связи с малозначительностью проступка представителем работодателя принято решение не применять к ним дисциплинарное взыскание.

Поступило 49 уведомлений от муниципальных служащих городского округа город Нижний Новгород о получении подарков в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Осуществлены установленные законодательством процедуры определения стоимости подарков и их реализации (выкупа).

Организовано проведение работы по предоставлению, опубликованию и анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства Нижегородской области и государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области.

В январе 2016 года управлением госслужбы запущена новая версия специального программного обеспечения «Справки Н.о. 2016» для заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах) за 2015 год. С использованием данной программы подготовлены и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области образцы заполнения справок о доходах для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности и должности государственной гражданской и муниципальной службы.

В январе и феврале 2016 года программа обновлялась с учетом рекомендаций Минтруда России по заполнению справок о доходах и добавлением новых функций в программу. Количество пользователей программы составляет около 8 тысяч человек.

Одновременно продолжается эксплуатация и доработка защищенной автоматизированной информационной системы «Справки о доходах и расходах». Система позволяет передавать сведения о доходах в электронном виде в управление госслужбы непосредственно с рабочих компьютеров служащих, входящих в корпоративную сеть органов исполнительной власти Нижегородской области. В настоящее время разрабатывается обновленная версия специального программного обеспечения «Справки Н.о. 2017».

В 1 квартале 2016 года проведены обучающие семинары для государственных гражданских служащих по вопросам представления сведений о доходах за 2015 год в 28 органах исполнительной власти Нижегородской области. 

При приеме справок о доходах за 2015 год членов Правительства Нижегородской области, руководителей органов исполнительной власти и их заместителей, государственных гражданских служащих органов, состоящих на кадровом обслуживании в управлении госслужбы, проводился анализ полноты и достоверности представленной в справках информации путем сверки с данными за предыдущий отчетный период. Проведены персональные консультации по правильному оформлению и заполнению справок.

Информация о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, а также должности государственной гражданской службы Нижегородской области, подготовлена и размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в установленные сроки.

Во 2 и 3 кварталах 2016 года сотрудниками управления госслужбы проведен анализ сведений о доходах за 2015 год, представленных лицами, замещающими государственные должности, и государственными гражданскими служащими всех органов исполнительной власти Нижегородской области, по итогам которого выявлено представление неполных либо недостоверных сведений о доходах 141 государственным гражданским служащим.

По итогам анализа сведений о доходах и материалов личных дел государственных гражданских служащих органов исполнительной власти управлением госслужбы проведены проверки, в результате которых к 48 гражданским служащим применены взыскания в виде замечания, к 1 гражданскому служащему – в виде выговора (5 служащих уволены по собственной инициативе до применения взыскания либо до окончания проверки, 1 служащий находится в отпуске по уходу за ребенком, в отношении 6 служащих нарушения признаны несущественными).

Продолжаются проверки в отношении 80 государственных гражданских служащих.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 20 октября 2016 года № 1926-р назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах в отношении заместителя руководителя органа исполнительной власти. 

В процессе анализа сведений о доходах факты превышения расходов лиц, представляющих данные сведения, над их доходами отсутствуют.

В соответствии с Планом осуществляется обеспечение деятельности высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов.

В марте 2016 года состоялось заседание высшей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов, на котором  рассмотрено заявление заместителя руководителя органа исполнительной власти Нижегородской области о невозможности представить сведения о доходах на несовершеннолетних детей. Причины непредставления сведений признаны объективными и уважительными.

В целях выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления области в период с января по октябрь 2016 года представители управления госслужбы, государственно-правового департамента Нижегородской области и министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области приняли участие в 8 заседаниях комиссий по проведению конкурсов на замещение должностей глав администраций и глав местных самоуправлений муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В целях правового просвещения государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области проводится их антикоррупционное обучение по программам курсов повышения квалификации.

В течение 2016 года 239 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области прошли обучение на курсах повышения квалификации по следующим темам антикоррупционной направленности: «Противодействие коррупции и профилактика коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Конфликт интересов на государственной службе и способы его разрешения»; «Открытое государственное управление как необходимая основа противодействия коррупции»; «Практика управленческой деятельности руководителя, роль руководителя в профилактике коррупционных правонарушений в системе государственного управления»; «Правовые основы и механизм противодействия коррупции в деятельности государственной гражданской службы», проведенных Нижегородским институтом управления - филиалом РАНХиГС и Волго-Вятским филиалом института информационных технологий «АйТи».

Также лекционные занятия по вопросам профилактики коррупции и урегулирования конфликта интересов включены в иные программы проведенных в 2016 году курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в которых приняли участие 593 гражданских служащих.

Повысили квалификацию по различным программам, содержащим вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений, 166 муниципальных служащих Нижегородской области. Также администрацией г. Нижнего Новгорода направлены 4 муниципальных служащих на курсы повышения квалификации по теме «Функции подразделений кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений». 

Государственные гражданские служащие органов исполнительной власти Нижегородской области, в должностные обязанности которых входит работа по противодействию коррупции, регулярно, не реже 1 раза в три года, повышают свою квалификацию по соответствующим программам.

С декабря 2015 года по июнь 2016 года сотрудник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления госслужбы прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и гражданской службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Юриспруденция, современные направления развития действующего законодательства в государственном управлении в Российской Федерации». 

В рамках выполнения мероприятия Плана по оказанию консультационно-методической помощи органам исполнительной власти, органам местного самоуправлении, а также государственным и муниципальным учреждениям Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений управлением госслужбы осуществляются соответствующие консультации.

Также управлением госслужбы в 2016 году разработаны и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Противодействие коррупции» следующие методические материалы:

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением государственной должности Нижегородской области (с образцом уведомления);

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением должностей руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области (с образцом заполнения уведомления);

- методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

- методические рекомендации по вопросам организации деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- памятка по вопросу предотвращения возможного возникновения конфликта интересов в связи с замещением должностей государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Нижегородской области;

- примерный план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений для государственных органов Нижегородской области;

- примерный план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений для органов местного самоуправления Нижегородской области;

- памятка «Приоритеты, на которые необходимо ориентироваться в части принятия мер по урегулированию ситуации возможного возникновения конфликта интересов»;

- памятка «Примеры мероприятий по выявлению случаев несоблюдения гражданскими и муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и обязанностей, а также требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов»;

- памятка «Примеры формулировок для подготовки правовых актов в целях принятия мер по предупреждению возможного конфликта интересов у глав администраций и заместителей глав администраций»;

- памятка по организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области.

Указанные методические материалы рекомендованы для применения в работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области. Данные материалы постоянно актуализируются и дополняются.

В рамках работы по правовому и антикоррупционному просвещению государственных и муниципальных служащих управлением госслужбы в 2016 году проведены обучающие семинары для государственных гражданских служащих и руководителей государственных учреждений по вопросам представления сведений о доходах за 2015 год в 28 органах исполнительной власти (более 1700 чел.).

В октябре 2016 года управлением госслужбы совместно с управлением региональной безопасности организован семинар для работников кадровых служб органов исполнительной власти, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по вопросу  процедуры проведения аналогичных проверочных мероприятий в отношении других категорий государственных гражданских служащих.

В связи с изменениями, внесенными в статью 12.1 Федерального закона             № 273-ФЗ, организованы и проведены:

- 12 зональных учебно-практических семинаров с охватом всех муниципальных образований (включая городские и сельские поселения) Нижегородской области для глав местного самоуправления, депутатов представительных органов по теме: «Порядок представления сведений о доходах. Урегулирование конфликта интересов»  (1371 чел.);

- семинар по актуальным вопросам реализации законодательства о противодействии коррупции для сотрудников администраций и представительных органов местного самоуправления Нижегородской области, ответственных за организацию работы по противодействию коррупции и прием справок о доходах (146 чел.);

- 2 практических семинара по вопросам организации проверочных мероприятий по выявлению признаков скрытой аффилированности для сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти Нижегородской области (46 чел.).

Ответственными лицами по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления проведено 3 обучающих занятия, 21 семинар, 6 тренингов с муниципальными служащими, а ответственными лицами органов государственной власти организовано 5 семинаров-тренингов и 10 семинаров-совещаний с государственными гражданскими служащими по различной тематике профилактики коррупции.

В администрациях районов г. Нижнего Новгорода были организованы семинары по вопросам, связанным с представлением справок о доходах, а также проведены тренинги по процедурным вопросам проведения заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, в которых приняли участие 35 муниципальных служащих.

Органами исполнительной власти на постоянной основе осуществляется контроль за деятельностью подведомственных учреждений, в том числе за реализацией планов по противодействию коррупции, оказывается необходимая консультативная помощь по вопросам представления сведений о доходах, в разъяснении требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Для подведомственных учреждений подготовлены памятки по противодействию коррупции.

В подведомственных учреждениях разработаны и утверждены необходимые нормативные акты в сфере противодействия коррупции, Кодексы этики и служебного поведения работников. Организовано ознакомление всех вновь принимаемых в учреждения сотрудников с нормами действующего законодательства о противодействии коррупции.  Приняты правовые акты о порядке уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Актуализируются перечни должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками. Внесены дополнения в должностные инструкции, касающиеся соблюдения запретов и ограничений, а также стандартная антикоррупционная оговорка в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждений.

Проведены обучающие и разъяснительные мероприятия по вопросам противодействия коррупции для сотрудников подведомственных учреждений, в том числе об установлении уголовного наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, а также лекционные занятия по теме «Формирование негативного отношения к получению подарка и порядок уведомления о получении подарка и его передаче». Даны разъяснения норм законодательства о конфликте интересов и обязанности поставить в известность представителя нанимателя и непосредственного руководителя при возникновении у работника конфликта интересов или угрозы возникновения такого конфликта. Доведены изменения в антикоррупционном законодательстве с указанием внесения изменений в локальные акты. Проведено по данным вопросам 37 мероприятий.

В подведомственных учреждениях обеспечивается работа телефонов «горячей линии», организован личный прием граждан руководителями, в информационных залах размещаются извлечения из правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственных услуг.

В целях оказания методической помощи во 2 и 3 кварталах 2016 года управлением госслужбы проведена работа по созданию видеофильма, памяток, образцов нормативных актов  и других методических материалов для организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области, подготовлены соответствующие доклады для проведения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления семинаров с руководителями подведомственных учреждений. При этом для государственных и муниципальных учреждений образования и здравоохранения подготовлены видеофильмы и другие методические материалы, учитывающие специфику данных учреждений. В октябре 2016 года все материалы направлены в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Министерством здравоохранения Нижегородской области в рамках организации работы по профилактике коррупционных правонарушений и осуществления контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сентябре текущего года направлено указание главным врачам государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области создать комиссии по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии по противодействию коррупции). В соответствии со ст.13.3 Федерального закона № 273-ФЗ комиссии по противодействию коррупции образованы в 167 государственных подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области учреждениях. Разработаны положения о комиссии по противодействию коррупции, утверждены их составы.

Комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области (далее – комитет ветнадзора) проведен семинар по антикоррупционной тематике, в том числе по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов, для государственных гражданских служащих комитета ветнадзора и его подведомственных учреждений.  По окончании проведенной работы на имя представителя нанимателя поступило и рассмотрено 18 уведомлений руководителей подведомственных учреждений комитета ветнадзора о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. По результатам рассмотрения уведомлений приняты приказы комитета ветнадзора о предотвращении возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей руководителями указанных подведомственных учреждений.

Противодействие коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в области осуществляется в следующих направлениях:

- повышение эффективности противодействия коррупции при проведении проверок деятельности заказчиков по осуществлению закупок путем выявления и принятия мер ответственности к лицам, которыми допущены нарушения в сфере закупок;

- увеличение открытости и прозрачности закупок, внедрение Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой (далее – Стандарт).

Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Нижегородской области и государственных учреждений области (в рамках исполнения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок») возложено на министерство финансов Нижегородской области.

За 9 месяцев 2016 года министерством финансов Нижегородской области проведено 37 контрольных мероприятий по вопросу соблюдения требований законодательства  Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Информация о результатах контрольных мероприятий и предписания об устранении нарушений законодательства размещены на официальном сайте министерства финансов Нижегородской области и официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru.

Проверено 2 749 закупочных процедур, выявлено 1 663 факта нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заказчикам выдано 483 предписания об устранении нарушений указанного законодательства. Вынесено 162 постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности в виде наложения штрафа. Все акты по указанным контрольным мероприятиям направлены в прокуратуру Нижегородской области.

Министерством финансов Нижегородской области в качестве профилактических мероприятий по предупреждению нарушений в сфере закупок подготовлены и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления области для использования в работе обзоры нарушений законодательства в бюджетной сфере и в сфере закупок, 4 методических материала и 2 информационных письма с разъяснением законодательства. Организовано и проведено 7 выездных семинаров в районах области для должностных лиц  органов местного самоуправления по вопросам применения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В целях предупреждения возможных коррупционных проявлений и исключения возможной связи с участниками государственных закупок в соответствии с Планом в заседаниях конкурсных и аукционных комиссий (далее – конкурсные комиссии) принимают участие представители управления региональной безопасности. На 28.10.2016 ГКУ НО «Центр размещения заказа» размещены  извещения и документация о проведении 142 процедур о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 50 млн.рублей.

Институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области проводится работа для установления в данной сфере механизмов регулирования, необходимых для централизации всех закупок заказчиками, являющимися субъектами-получателями бюджетных средств, которые должны работать по единым правилам, что позволит повысить эффективность и уровень конкуренции при осуществлении закупок, а также снизить коррупцию и количество злоупотреблений со стороны участников рынка.

В целях внедрения на территории Нижегородской области Стандарта, унификации и оптимизации закупочной деятельности отдельных заказчиков было издано распоряжение Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2016 г. № 155-р «О внедрении Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц».

В 2016 году с целью повышения открытости и прозрачности закупок, увеличения количества участников закупок, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, проведена работа по приведению локальных нормативных правовых актов, регулирующих закупочную деятельность государственных учреждений и муниципальных предприятий в соответствие с требованиями Стандарта. Были внесены изменения, учитывающие предложения Стандарта, в положения учреждений и предприятий, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц»:

- ГБУ НО «Нижегородский региональный ресурсный центр», ГБУ НО «Нижегородсмета»;

- государственные бюджетные образовательные учреждения, подведомственные министерству образования Нижегородской области (45);

- муниципальные предприятия (31).

Министерством экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее – Минэкономики Нижегородской области) организован и проведен сравнительный анализ рекомендуемых предельных (максимальных) цен аналогичных товаров, работ, услуг с ценами закупки в субъектах Российской Федерации и анализ причин снижения начальных (максимальных) цен контракта на 25 и более процентов – с направлением ежемесячной информации в адрес Вице-Губернатора и Губернатора Нижегородской области соответственно.

Осуществлена подготовка Минэкономики Нижегородской области бюллетеня рекомендуемых предельных максимальных цен на товары и услуги, закупаемые для государственных нужд и нужд государственных учреждений Нижегородской области.

Главным управлением МВД России по Нижегородской области в рамках взаимодействия по вопросам государственных закупок с Правительством Нижегородской области, Контрольно-счётной палатой Нижегородской области, администрацией г. Нижнего Новгорода проводится работа, направленная на декриминализацию правонарушений в данной сфере. Осуществляются мероприятия, определенные соглашением о порядке взаимодействия в сфере контроля размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, заключенным с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

В результате принимаемых мер в сфере государственных закупок при заключении и реализации государственных и муниципальных контрактов выявлено 11 преступлений.

Сотрудники УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области участвуют в качестве наблюдателей в ходе работы комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках подготовки к проведению в 2018 году игр чемпионата мира по футболу.

Согласно Плана в Нижегородской области реализуются мероприятия, направленные на разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию системы профилактики преступлений коррупционной направленности, повышение качества решения задач по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах.

Главным управлением МВД России по Нижегородской области (далее – ГУ МВД)  в рамках проводимой профилактической работы на постоянной основе осуществляется информирование населения через средства массовой информации (далее – СМИ) о реализуемых мероприятиях и их результатах  по борьбе с коррупцией. В 2016 году на данную тему в сфере противодействия коррупции в органах государственной власти в СМИ вышло 1316 материалов.

Обеспечена наполняемость официального интернет-ресурса ГУ МВД информацией о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией. Создан раздел интернет-ресурса «Нет коррупции!» с размещением рекомендаций гражданам о действиях при вымогательстве взятки должностным лицом, информации о проводимых мероприятиях.

На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на выявление коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами органов власти и управления, а также органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, предотвращение фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

На территории Нижегородской области за 9 месяцев 2016 года зарегистрировано 327 преступлений коррупционной направленности, выявленных сотрудниками правоохранительных органов. К категории тяжких и особо тяжких относится 279 преступлений, в крупном и особо крупном размерах совершено 84 преступления. Пресечено 95 фактов взяточничества, из них 39 –  получение взятки (ст. 290 УК РФ),  52 – дачи взятки (ст. 291 УК РФ), 4 – посредничество во взяточничестве (ст. 291.1             УК РФ).

В целях принятия исчерпывающих мер по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений на основании сведений, представляемых ГУ МВД, в течение 2016 года ежеквартально проводился анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Во исполнение решения Комиссии от 17 марта 2016 года о направлении Губернатору Нижегородской области информации о преступлениях коррупционной направленности, а также в соответствии с Планом осуществляется информирование Губернатора Нижегородской области о состоянии законности в сфере противодействия коррупции в Нижегородской области.

В целях обеспечения контроля высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации за эффективностью работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений издано поручение Губернатора Нижегородской области от 28 апреля 2016 года № Пр-001-25/16-0-0.  

Управлением госслужбы совместно с управлением региональной безопасности в рамках исполнения данного поручения во 2 и 3 кварталах 2016 года направлены письменные отчеты Губернатору Нижегородской области:

- о деятельности органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в части, касающейся обеспечения соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы категории «руководители» в органах исполнительной власти Нижегородской области;

- об организации работы по обеспечению деятельности Комиссии;

- об осуществлении контроля за исполнением решений Комиссии в части соблюдения требований к служебному поведению вышеуказанных лиц в органах исполнительной власти Нижегородской области.

Взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области с представителями предпринимательских кругов, научного сообщества осуществляется путем проведения «круглых столов», совещаний в целях обмена мнениями по вопросам взаимоотношений власти и бизнеса, разработки согласованных мер по экономической деятельности, снижению административного давления, профилактике коррупционных правонарушений,  в том числе, совершаемых от имени или в интересах юридических лиц.

Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее – минпромторг Нижегородской области) совместно с ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» с целью выявления существующих проблем субъектов малого и среднего предпринимательства и совместного нахождения путей их решения проведен ряд совещаний с инфраструктурой поддержки предпринимательства, администрациями муниципальных образований Нижегородской области и представителями предпринимательского сообщества в районных центрах Нижегородской области.

На данных мероприятиях обсуждались в том числе вопросы, касающиеся мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году и изменений в законодательстве, относящихся к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков, а также предотвращения коррупции.

Также минпромторгом Нижегородской области проведено 10 совещаний с ВУЗами, СУЗами и общеобразовательными заведениями региона в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель». В рамках данных мероприятий осуществляется обучение школьников, студентов, а также действующих предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности, включая тему «Противодействие коррупции».

Департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации г. Нижнего Новгорода в 2016 году проводились совещания, «круглые столы» с руководителями предприятий потребительского рынка и предпринимателями по оказанию консультативной помощи в деятельности по выполнению требований нормативных правовых актов, устранения административных барьеров при организации проверок объектов потребительского рынка контролирующими органами. За период девяти месяцев т.г. проведено 34 заседания комиссий по организации деятельности нестационарных торговых объектов.

В рамках реализации муниципальной программы «Развитие экономики города Нижнего Новгорода на 2015 - 2019 годы» для субъектов малого и среднего предпринимательства администрацией г. Нижнего Новгорода совместно с некоммерческой организацией «Городской фонд поддержки предпринимательства» проведен семинар на тему «Новые требования соблюдения законодательства в процессе осуществления предпринимательской деятельности».

35 аналогичных семинаров и совещаний проведены в районах города Нижнего Новгорода из них в Автозаводском - 7, Канавинском - 3,  Ленинском - 3, Московском - 9, Нижегородском - 6, Приокском - 4,  Советском - 1,                 Сормовском - 2.

В текущем периоде 2016 года руководством полиции ГУ МВД принято участие в координационном совещании с руководителями территориальных органов исполнительной власти при главном федеральном инспекторе по Нижегородской области, в рамках которого рассматривался вопрос о взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций предпринимателей при работе по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечению снижения административной нагрузки.

В целях обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности, повышения эффективности противодействия коррупции  Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области совместно с ГУ МВД 9 июня 2016 года проведена «прямая телефонная линия» с предпринимателями по вопросу воспрепятствования законной предпринимательской деятельности со стороны должностных лиц учреждений, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции.

Также в области состоялись совещания, проводимые в рамках взаимодействия главного федерального инспектора по Нижегородской области с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, руководителями региональных отделений общественных организаций промышленников и предпринимателей, правоохранительными органами. В ходе совещаний рассмотрены вопросы, связанные с взаимоотношениями власти и бизнеса.

В целях обмена мнениями по вопросам взаимоотношений власти и бизнеса, разработки согласованных мер по экономической деятельности, снижению административного давления, профилактике коррупционных правонарушений Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области в 2016 организованы:

1. Встреча предпринимателей с заместителем Губернатора Нижегородской области и руководителями сетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на которой освещались мероприятия дорожной карты по улучшению инвестпривлекательности региона. Были рассмотрены конкретные жалобы и системные вопросы. Отмечена важность развития системы бесплатного консультирования, а также ведения постоянной работы по разъяснению оптимальных путей технического присоединения объектов предприятий малого и среднего бизнеса.

2. Встреча Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с представителями бизнес-сообщества с участием главного федерального инспектора по Нижегородской области, Вице-губернатора Нижегородской области, заместителя прокурора Нижегородской области, начальника ГУ МВД,  руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской  области, в ходе которой прошло обсуждение актуальных вопросов бизнеса.

3. Конференция на тему: «Улучшение инвестиционного климата в Нижегородской области», на которой понимались вопросы улучшения условий ведения бизнеса в области, оказания мер поддержки предпринимателей.

4. Проведение круглых столов в рамках Пятого Международного бизнес-саммита «Россия: будущее вместе!» на темы:

- «Инвестиции во время кризиса»;

- «Риск-ориентированный подход в деятельности Ростехнадзора при проверке субъектов малого и среднего бизнеса»; 

- «Закупка – инструмент для развития бизнеса» с участием представителей органов исполнительной власти Нижегородской области и Управления Федеральной антимонопольной службы в Нижегородской области, где поднимались вопросы, связанные с новеллами в государственных и муниципальных закупках, вопросы финансового контроля при осуществлении государственных и муниципальных закупок в Нижегородской области в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», государственного контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов.

При непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области в начале 2016 года создана и начала работать горячая линия АНО «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (далее – Центр).

Центр - это первая в Нижегородской области общественно-государственная организация, рассматривающая обращения от предпринимателей по фактам рейдерства и коррупции.

При необходимости заявителю оказывается помощь в составлении жалобы на имя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства, коррупции и незаконного уголовного преследования на базе общественной оценки, обращение для защиты нарушенных прав предпринимателей в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения публичности и открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области информация о деятельности данных органов, в том числе по вопросам противодействия коррупции, осуществлялась путем организации эффективного функционирования постоянно действующих каналов связи руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области, глав муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2008 № 365 «О корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Нижегородской области» министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (далее – Мининформ) создана и поддерживается в работоспособном состоянии защищённая корпоративная информационно-телекоммуникационная сеть передачи данных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области (далее – КСПД). 

КСПД используется для централизации каналов связи, и объединяет в общую сеть все органы исполнительной власти Нижегородской области и администрации муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В 2016 году проведены работы по обеспечению аренды выделенных каналов связи, включая предоставление и настройку коммуникационного оборудования, необходимого для организации каналов связи, и подключение объектов к сети передачи данных, а также по обеспечению поддержки КСПД в течение первого полугодия текущего года.

Реализованные меры позволяют:

- гарантировать стабильное и безопасное взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области между собой в информационной среде, не подверженной вероятности потери, искажения и хищения информации при ее передаче;

- обеспечить возможность доступа органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области к информационным системам региональных и муниципальных структур.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936 «О проведении общероссийского дня приема граждан» и реализации Соглашения о взаимодействии между Управлением специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и министерством от 18.09.2015 № 2/2015 Мининформом оказана методическая помощь сотрудникам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по установке и настройке рабочих мест пользователей для подключения к региональной коммутационной платформе ССТУ.

Указанные меры позволили осуществить проведение единого дня обращения граждан и организаций в 2016 году, а также реализовать взаимодействие с гражданским обществом по вопросам деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области.

Кроме того, для всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области предоставлен доступ к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей межведомственный обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.

В целях реализации с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, на постоянной основе осуществляется актуализация перечня таких организаций.   

В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 4 некоммерческих организации, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции: Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», Нижегородское региональное отделение Общероссийской Общественной Организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».

Представители различных некоммерческих организаций в течение 2016 года регулярно принимали участие в работе муниципальных комиссий по координации работы по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в заседаниях общественных советов, участвовали в разработке проектов нормативных правовых актов, а также в публичных слушаниях проектов нормативных правовых актов.

Представители некоммерческих организаций привлекаются к работе круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по антикоррупционной тематике, проводимых органами местного самоуправления Нижегородской области, в том числе:

- в Лукояновском районе 23 августа 2016 года состоялся круглый стол «Развитие эффективной системы информирования населения по вопросам противодействия коррупции», 5 октября 2016 года прошел семинар на тему «Обзор действующего законодательства по вопросам противодействия коррупции» с участием общественных организаций;

- на территории Пильнинского муниципального района состоялся круглый стол на тему «О мерах контроля за доходами лиц, работающих в муниципальных организациях, депутатами всех уровней»;

- на заседании общественно-консультативного совета при главе администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области рассмотрен вопрос «Реализация законодательства по противодействию коррупции на муниципальной службе»;

- на базе МБУ «Центр поддержки предпринимательства» в городе Саров проведена встреча предпринимателей с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Нижегородской области с обсуждением антикоррупционных мер, принимаемых органами государственной власти, а также вопроса открытости деятельности муниципалитетов.

С целью более эффективного вовлечения общественных объединений и организаций в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения вопросов профилактики коррупции организовано взаимодействие комиссий, созданных в муниципальных образованиях области, с общественно-консультативными советами при главах администраций городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

Представители общественных организаций и объединений проводят работу по выявлению наиболее коррупциогенных сфер в деятельности муниципальных органов, принимают участие в процессе разработки нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, в проведении антикоррупционных мониторингов и социологических опросов населения.

Министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области проведена работа по сбору и обобщению предложений общественных объединений в части разработки комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Данная информация представлена в управление госслужбы для дальнейшей разработки комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее - Указ № 601) и достижения показателей, определенных данным Указом, Правительством Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проводится работа по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Для обеспечения достижения показателя – уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов на территории Нижегородской области регулярно проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -  мониторинг) посредством опроса заявителей.

При проведении мониторинга выявляются, анализируются и оцениваются значения следующих основных параметров качества предоставления государственных и муниципальных услуг:

- соблюдение стандартов качества государственных и муниципальных услуг, в том числе стандартов комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг;

- проблемы, возникающие у заявителей при получении государственных и муниципальных услуг;

- удовлетворенность получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью (в целом и по исследуемым параметрам), их ожидания в отношении улучшения качества предоставления исследуемых государственных и муниципальных услуг;

- обращения заявителя в федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда, орган государственной власти Нижегородской области и орган местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, МФЦ, а также обращения в организации, обусловленные требованиями указанных органов, необходимые для получения конечного результата государственной и муниципальной услуги: их нормативно установленные и фактические (реальные) состав и количество;

- финансовые и временные затраты заявителя при получении им конечного результата государственной и муниципальной услуги: нормативно установленные и реальные, отклонение реальных от нормативно установленных значений;

- наличие неформальных платежей (платежей, не имеющих документального подтверждения) в связи с получением государственных и муниципальных услуг;

- оценка влияния удовлетворенности граждан, проживающих на территории Нижегородской области, качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, получаемых ими через МФЦ, на уровень общей удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

Проведенный в 2016 году опрос показал, что стандарты качества и установленные законом сроки предоставления услуг соблюдаются. Ни один респондент не указал на факты коррупции, связанные с оказанием услуги, на неформальные платежи. В ходе мониторинга не было выявлено отказа должностных лиц от оказания услуги, отсутствуют жалобы на некомпетентность лиц, участвующих в оказании услуг. Реальные финансовые затраты заявителя при получении им конечного результата не отличаются от нормативно установленных.

100% респондентов положительно оценили открытие и функционирование МФЦ. Было отмечено, что здания МФЦ расположены в удобных местах, с хорошей транспортной доступностью. Граждане довольны комфортным оснащением помещений МФЦ. В помещениях МФЦ во всех районах, где проводился мониторинг, качественно продуманы информационные стенды, имеются образцы всех необходимых бланков и заявлений, также на электронных табло имеется полная и актуальная информация. Сотрудники МФЦ вежливы и компетентны по всем вопросам заявителей.

Граждане в целом удовлетворены оказанием услуг. Вместе с тем, проведенный анализ оказания услуг показал необходимость дальнейшего проведения мероприятий, направленных на повышение уровня информированности граждан об оказываемых услугах и уровня комфортности в помещениях ожидания предоставления услуги.

Результаты проводимых мониторингов качества предоставления государственных и муниципальных услуг размещаются на сайте государственно-правового департамента Нижегородской области в разделе «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Управлением делами администрации города Нижнего Новгорода ежегодно проводится мониторинг уровня общей удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. По итогам 2015 года уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг составил 72 %.

По данным органов местного самоуправления на текущий период 2016 года оценка эффективности предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, оказываемых МФЦ в Нижегородской области, имеет среднее значение 97,2%.

С целью выявления наиболее коррупциогенных сфер и оценки эффективности антикоррупционных мер в области в 2016 году организовано проведение социологических опросов общественного мнения населения и муниципальных служащих города, представителей предпринимательства с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер и оценки эффективности принимаемых антикоррупционных мер, результаты которых представят ООО «ММЦ «Иваново» и Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

В рамках проведения антикоррупционного мониторинга на территории муниципальных образований области в 2016 году путем анкетирования, заполнения опросных листов проведено 12 социологических исследований с последующим рассмотрением результатов на заседаниях муниципальных комиссий по координации работы по противодействию коррупции.

Управлением госслужбы осуществляется мониторинг реализации мероприятий по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

Результаты мониторинга ежеквартально представляются в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. На основании анализа данных мониторинга проводится планирование работы управления госслужбы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

Информационное сопровождение мероприятий антикоррупционной направленности в 2016 году осуществлялась ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» (далее – Пресс-служба) путем информирования населения по вопросам противодействия коррупции через региональные СМИ.

Ежедневно Пресс-служба Правительства проводила мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по публикациям антикоррупционной тематики. За девять месяцев 2016 года в региональных СМИ (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 1 735 материалов, в том числе 51 видеосюжет на региональных телеканалах, 161 публикация – в областных и городских газетах, 5 – в региональных вкладках федеральных газет, 150 – в районных газетах, 1 368 сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет).

Проводится постоянная работа по обновлению и наполнению раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области, мониторингу разделов по противодействию коррупции на официальных страницах и сайтах органов исполнительной власти Нижегородской области на соответствие требованиям приказа Минтруда России от 7 октября 2013 года № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Обеспечено функционирование подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

За 10 месяцев 2016 года через раздел «Сообщите нам о факте коррупции» на электронный адрес Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Правительства Нижегородской области на сервис, предназначенный для сообщения о фактах коррупционных правонарушений, поступило 18 обращений. Из общего количества поступивших обращений по 3 обращениям управлением региональной безопасности даны разъяснения и направлены ответы заявителям. Остальные обращения в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлены для рассмотрения по подведомственности:

- 9 – в правоохранительные органы и прокуратуру Нижегородской области;

- 6 – в органы исполнительной власти Нижегородской области.

В рамках проведения работы по созданию единого Интернет-портала для размещения проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы Мининформом рассмотрен вопрос внедрения в Нижегородской области типового решения «Информационная система «Интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти субъектов Российской Федерации». Региональный портал» (далее – Типовое решение). Типовое решение разработано Минэкономразвития России с целью обеспечения единых подходов к визуальному решению и процедурам проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Его использование позволит сократить расходы на создание Интернет-портала в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции и значительно сократит срок реализации поставленных задач.

В настоящее время проводится работа по определению уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области, ответственного за определение порядка использования Интернет-портала и его сопровождение.

Кроме того, прорабатывается вопрос о возможности использования для размещения проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Внедрение механизмов обратной связи с получателями государственных услуг, институтами гражданского общества, обеспечение информационной открытости власти, антикоррупционной пропаганды и правового воспитания осуществлялась Пресс-службой Правительства в части своей компетенции. В целях реализации данных задач были подготовлены и размещены в средствах массовой информации материалы по вопросам антикоррупционной направленности, в том числе о деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области. Кроме того, данная тема регулярно поднималась в рамках прямых телевизионных ТВ эфиров с участием Губернатора В.П.Шанцева и членов Правительства на нижегородских телеканалах «Волга», «ННТВ», «Сети НН», а также при подготовке и распространении в СМИ комментариев экспертов по данной теме.

Министерством образования Нижегородской области в соответствии с ведомственным планом противодействия коррупции и планами, утвержденными на уровне образовательных организаций, осуществляется организация и проведение обучающих и иных мероприятий, в том числе круглых столов, по вопросам противодействия коррупции для руководящих и педагогических работников подведомственных образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей). На постоянной основе проводится консультирование руководителей государственных образовательных организаций по вопросам противодействия коррупции.

По информации, поступившей от органов местного самоуправления, в целях повышения информационно-пропагандистских мер, направленных на создание в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, размещались материалы антикоррупционной тематики: в районных и региональных газетах – 55, на теле- и радиоканалах – 27, в сети Интернет – 32.

В общеобразовательных учреждениях Вознесенского и Уренского районов проведены просветительские мероприятия на тему противодействия коррупции с учащимися и родителями.

Департаментом общественных отношений и информации администрации г. Нижнего Новгорода на постоянной основе осуществляется информационное сопровождение деятельности администрации г. Нижнего Новгорода в СМИ по вопросам противодействия коррупции. В качестве просветительских мер по антикоррупционной направленности размещено 79 материалов в 45 СМИ, в том числе 9 публикаций в 8 печатных СМИ, 70 интернет материалов в 18 СМИ, в 17 СМИ освещалось проведение заседаний комиссии по противодействию коррупции при главе администрации г. Нижнего Новгорода.

Департаментом образования администрации г. Нижнего Новгорода среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода проводился конкурс сочинений «Коррупция – явление социально опасное».

В целях обеспечения публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления Нижегородской области информация о деятельности данных органов, в том числе по вопросам противодействия коррупции, размещается в открытом доступе на их официальных сайтах в сети Интернете.

В зданиях администраций, учебных заведений и библиотеках Нижегородской области обновляются и демонстрируются баннеры антикоррупционного содержания.

При финансовой поддержке администрации городского округа города Сарова в 2016 году изготовлен и размещен в месте массового посещения граждан (г.Саров, ул.Зернова, д.45)  антикоррупционный баннер «Украл, освоил… в тюрьму».

В рамках внедрения социальной рекламы антикоррупционной направленности в районных печатных и электронных СМИ выходили материалы, видеоролики, направленные на создание в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям.

В ходе выполнения предусмотренных Планом мероприятий антикоррупционной направленности в Нижегородской области осуществлена значительная работа в сфере противодействия коррупции. Проверки, направленные на выявление аффилированных связей должностных лиц органов исполнительной власти, проведение которых начато в текущем году, будут проводиться в соответствии с планом-графиком и в 2017 году. Своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий в сфере использования государственного и муниципального имущества, а также в сфере закупок и использования бюджетных средств обеспечит достижение положительного результата в указанной деятельности.

В 2017 году реализация антикоррупционных мероприятий государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области» будет продолжена в рамках совместной антикоррупционной работы всех заинтересованных ведомств по направлениям, определенным Национальной стратегией, а также в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

Скачать документ

Дата публикации

13 января 2017, 10:24