Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

17 декабря 2018, понедельник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

«Перешли на клик»

Чтобы получить нужный документ, поменять водительские права или оформить разрешение на строительство, нижегородцам больше не нужно обивать пороги кабинетов различных ведомств. Достаточно совершить несколько манипуляций в интернете, и проблема будет решена. А всё благодаря созданным за последние годы государственным ресурсам, которые превратили получение любой нужной бумаги из головной боли в минутное дело. О работе таких ресурсов, их ощутимой пользе для рядовых нижегородцев и перспективах развития мы решили поговорить с министром информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергеем Кучиным.

Опутали сетью

— Сергей Валентинович, сейчас в регионе идёт работа по упрощению процесса получения нужных бумаг, замены документов и даже получения налоговых отчислений. В этом направлении работают открытые многофункциональные центры, где посетители общаются фактически только с оператором. Получается, что в случае с получением услуги через сайт нижегородцы вообще могут не выходить из дома?

— Не совсем так, хотя мы к этому стремимся. Давайте посмотрим на практике. Возьму за пример федеральную услугу (сам не так давно ей воспользовался) — поменять водительские права. Предположим, истёк срок их действия. Что мы делали раньше? Проходили медкомиссию, сидели в очереди в ГИБДД, подавали нужные документы — ещё повезёт, если заполнили все бумаги правильно. То есть постоянное общение.

А как сейчас? Заходим на портал госуслуг, выбираем там услугу «Замена водительского удостоверения», заполняем форму заявления. Конечно, никак не обойтись без медсправки, то есть перед работой с порталом вам необходимо пройти обследование и иметь нужный документ. Вводим в поля на сайте номер старых прав, свои данные, номер медсправки, название лечебного учреждения и номер его лицензии, которые есть на выданной в больнице справке. Дальше расписываемся на листочке, сканируем свою подпись и загружаем фотографию и образец подписи.

По запросу сайта выбираем, где и в какое время удобно получить права. И в выбранное время посещаем подразделение ГИБДД, где есть специальное окно для тех, кто оформлял заявку через портал. То есть не нужно стоять в общей очереди, время общения с чиновником сокращено до минимума. Приехал и сразу получил готовый документ.

— А как быть с пошлиной на оплату прав?

— Когда вы оформляете заявление на сайте, система предлагает вам распечатать квитанцию, которую можно оплатить любым удобным способом. Сейчас по многим госуслугам появилась ещё возможность оплатить пошлину прямо на сайте с помощь своей банковской карты или «электронных денег» — сервисов «ВебМани», «ЯндексДеньги» или «Киви Кошелёк».

— Просто какое-то волшебство! А российский или заграничный паспорт тоже можно так получить?

— Да, конечно. Вот не далее, как месяц назад, сам его оформлял. Мы с супругой приезжали уже за готовыми паспортами — даже засёк, в УФМС мы пробыли всего 12 минут!

— А ведь многие до сих пор тратят на это часы и даже дни, чтобы правильно заполнить все нужные бумаги…

— Вот ещё пример: проверка наличия штрафов в ГИБДД. Раньше можно было убить на это полдня, пока заявление напишешь, пока результатов дождёшься. А сейчас ровно две минуты — зайти на сайт, ввести свои данные и увидеть все свои неоплаченные штрафы.

Точно так же я уже несколько лет не общаюсь с налоговыми органами. Декларации, налоговые вычеты — всё только через сайт.

Эта система реально работает — можно исключить сразу несколько походов в органы власти, что особенно важно, когда они находятся далеко.

— Все эти примеры касаются федеральных услуг. Но, насколько нам известно, уже и на уровне региона и муниципалитетов много услуг переведены в электронный вид.

— Таких услуг действительно уже много. Вот, например, весьма распространённая ситуация, с которой пришлось самому столкнуться. Чтобы получить разрешение на строительство, мне нужно было обратиться в муниципалитет по месту нахождения земельного участка. У меня это был Богородский район. Я решил попробовать подать документы через наш нижегородский портал — и сработало. В Богородск я съездил всего один раз — забрать разрешение.

Есть некоторые услуги, как, например, те же права или разрешение на строительство, которые не могут быть переведены полностью в электронный вид — пользователю всё равно придётся хотя бы раз приехать за документом. А есть услуги — например, проверка штрафов ГИБДД — которые уже полностью переведены в онлайн.

Услужили!

— Если говорить именно о нижегородском портале госуслуг, то в чём состоит его уникальность?

— Во-первых, у нас до сих пор одна из самых высоких посещаемостей среди региональных ресурсов. Во-вторых, наш сайт работает в тесной интеграции с федеральными ресурсами.

Например, заходит нижегородец на сайт, нужно ему, допустим, налоговую декларацию подать, но он не знает (да и не должен знать), что налоговая служба — это федеральный орган. Он на нашем же сайте находит всю нужную информацию и ссылку, нажав которую тут же перейдёт на федеральный сайт. Мы развивали портал в первую очередь как удобную точку входа независимо от знаний пользователей. Именно поэтому мы часто фиксируем высокую долю заходов от пользователей из других регионов — то есть на сайтах своих областей они не находят той информации, что нашли у нас.

— А развивается ли мобильная версия сайта? Ведь многие нижегородцы сейчас видят зачастую перед собой экраны своих смартфонов.

— У нас уже работает мобильное приложение для устройств на базе «айОс» и «Андроид».

Вообще, портал живой и постоянно развивается. Мы обновляем его содержимое регулярно, на нём работают многочисленные сервисы, которые вроде и не имеют прямого отношения к госуслугам, но чрезвычайно востребованы нижегородцами.

Что важно, портал госуслуг Нижегородской области — это не продукт только нашего министерства, это именно общий ресурс, где за каждой услугой стоит работа специалистов различных отраслевых ведомств, органов местного самоуправления, различных бюджетных и небюджетных организаций. Наше министерство выступает лишь как оператор и координатор. Поэтому говоря «мы сделали» я, конечно, имею в виду правительство и органы власти региона и наших муниципальных образований.

— О каких сервисах речь?

— Например, сервис «Моя поликлиника» — вроде простая штука, учитывая обилие электронных карт, но он стал очень популярным. Я ввожу адрес, и он ищет мне школы, садики и поликлиники, расположенные рядом.

Ещё пример — узнай размер своих социальных пособий. Многие даже не предполагают, что им что-то положено. Тут тоже достаточно ввести свои данные, и система, связавшись с базой Минсоцполитики, сообщит тебе результаты.

Или вот ещё — калькулятор коммунальных платежей, с помощью которого можно узнать, сколько же вы на самом деле должны платить за коммуналку.

Ещё один популярный у нас сервис — «Сообщить о нарушении в системе жилищно-коммунального обслуживания». Мы его сделали в 2013 году и особых надежд не возлагали. А он оказался одним из самых востребованных.

Механизм его работы такой: вы вводите адрес и сообщаете о проблеме, например, воды нет или свет внезапно отключили. Куда звонить непонятно, а тут заявка сразу поступает в районные органы и в соответствующее учреждение ЖКХ.

— А можно как-то отследить работу по этому обращению?

— Да, и это самое главное его отличие от подобных сервисов с жалобами. Заявке присваивается конкретный номер, и можно, вводя его, следить за выполнением работ. Сам лично пользовался этим сервисом зимой.

Вёл ребенка в детский сад, а там над дорогой, где ходят родители с малышами, на крыше жилого дома образовались сосульки с метр длиной. Тут же в садике я через мобильное приложение отправляю заявку, приезжаю на работу, проверяю заявку, а там уже значится строка «выехали». Через полтора часа снова обновляю — «проблема решена». И действительно, приезжаю вечером за ребёнком, а сосулек нет.

У нас сейчас на портале сотни услуг в электронном виде и набор вот таких своего рода уникальных для регионального ресурса сервисов. Мы хотим и дальше его развивать, ведь мы видим отдачу: в среднем у нас посещаемость — от 100 до 150 тысяч просмотров в месяц. Это впечатляющий результат!

P.S. В одном из ближайших номеров мы подробно расскажем о сервисах именно нижегородского портала — портала государственных услуг Нижегородской области. Следите за газетой, если хотите научиться решать свои проблемы не выходя из дома.

Знаешь?

Адрес федерального портала государственных услуг: www.gosuslugi.ru/.

Адрес портала государственных услуг Нижегородской области: http://www.gu.nnov.ru/.

Чтобы получить нужную услугу, необходимо зарегистрироваться. На нижегородский портал можно зайти, воспользовавшись логином и паролем от федерального сайта. Чтобы их получить, нужно зайти на сайт www.gosuslugi.ru, ввести свои данные и номер телефона, куда придёт код подтверждения.

После его ввода на сайт откроется анкета, куда нужно внести свои персональные данные — паспортные данные, адрес и прочее. После этого откроется список мест, где можно забрать свой персональный пароль для входа в систему. Это может быть как почтовое отделение, так и филиал «Ростелекома» или многофункциональный центр.

Без регистрации на портале можно получить только информацию справочного характера.

Источник: Газета «Новое дело», июнь 2015.

Дата публикации

25 июня 2015, 18:00