Основные итоги развития Нижегородской области в 2005 году
По данным министерства экономики Нижегородской области, начало 2005
года характеризовалось снижением промышленного производства, инвестиций в
основной капитал и существенным отставанием темпов роста по
основным социально-экономическим показателям от средних
значений по Приволжскому федеральному округу и России в целом. Однако к концу
года ситуацию удалось переломить:
- за 11 месяцев темп роста промышленного производства вплотную приблизился к среднероссийскому (103,5% и 104,0%, соответственно) и заметно превысил средний показатель по ПФО (102,7%);
- преодолен существенный спад в жилищном строительстве (в январе-июле 2005 г. вводилось жилья на 10,4% меньше, чем за тот же период 2004 г.), темпы роста в январе-ноябре составили 104,3% относительно 11 месяцев 2004 г., и они уже сравнимы со среднероссийскими (105,9%);
- постепенно сокращается отставание от среднероссийского уровня по росту реальных доходов населения (104,4% против российских 107,3% в январе-июле, 107,5% против 108,3% в январе-октябре), росту объемов розничного товарооборота и объемов платных услуг населению.
Следует отметить положительную динамику рейтинга области в составе РФ по многим показателям: по темпам ввода жилья область в ноябре поднялась на 21 позицию вверх по сравнению с результатами июля, по темпам роста производства мяса – на 9 позиций, по темпам роста платных услуг населению – на 8 позиций, по росту реальных денежных доходов (январь-октябрь в сравнении с январем-июлем) на 14 позиций. По объему инвестиций в основной капитал область стабильно занимает 4 позицию в ПФО и входит в первую двадцатку регионов РФ. Кроме того, в Нижегородской области самый низкий в ПФО и один из самых низких в России уровень безработицы.
Итоги социально-экономического развития Нижегородской области за январь — ноябрь 2005 года
Сохраняется тенденция роста основных макроэкономических показателей, в январе-ноябре по сравнению с соответствующим периодом 2004 года в сопоставимой оценке прирост составил:
- промышленного производства – 3,5%,
- валового производства сельского хозяйства – 1,6%,
- реальных располагаемых доходов населения – 7,7%,
- объема розничного товарооборота – 9% ,
- объема реализации платных услуг населению – 5,7%,
- жилищного строительства – 4,3%,
- уровня официально зарегистрированной безработицы – 0,74% (на 1 декабря 2005 года).
В промышленности рост обеспечен положительной динамикой в 7 видах обрабатывающих производств, формирующих 60% отгрузки. Главным образом, это виды деятельности, активно инвестирующие в производство, экспортно-ориентированные, а также являющиеся поставщиками продукции для добывающих отраслей: производство нефтепродуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, целлюлозно-бумажное производство.
В сельском хозяйстве ситуация характеризуется увеличением продукции растениеводства и замедлением снижения производства основных видов животноводческой продукции. Отмечается прирост урожая по сравнению с прошлым годом практически по всем сельскохозяйственным культурам (кроме овощей).
Реальные располагаемые денежные доходы в январе-ноябре 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличились на 7,7%. Среднедушевые денежные доходы населения за 11 месяцев составили 5776,9 рубля (на 26,7% больше аналогичного периода 2004 года). В III квартале 2005 года среднедушевые денежные доходы превысили величину прожиточного минимума в 2,3 раза (в 3 квартале 2004 года – в 2,1 раза).
Следствием роста доходов населения стали высокие темпы развития потребительского рынка. Объем розничного товарооборота вырос на 9% к аналогичному периоду 2004 года. Произошел частичный перенос потребительских расходов в сферу платных услуг, что подтверждается как структурой использования доходов населения, так и ускорением темпов роста физических объемов платных услуг на фоне замедления темпов роста розничного товарооборота.
Признаком позитивного развития экономики является увеличение объема сальдированной прибыли, полученной крупными и средними предприятиями области, и повышение платежной дисциплины. Объем сальдированной прибыли, полученной крупными и средними предприятиями области в январе-октябре 2005 года (26,5 млрд. рублей), выше уровня января-октября 2004 года на 30,7%. Просроченная часть в дебиторской задолженности крупных и средних предприятий сократилась с 20,1% (на 1 ноября 2004 года) до 15,5% (на 1 ноября 2005 года), в кредиторской – с 12,8% до 8,8%.
Работа правительства по формированию и реализации налогового потенциала области
Выполнены практически все бюджетообразующие показатели: прибыль прибыльных предприятий – 34,6 млрд. рублей, что на 3% больше прогноза; фонд оплаты труда – 98,5 млрд. рублей или 100,6% от годового прогноза; объем розничного товарооборота – 133,8 млрд. рублей, что соответствует прогнозу; объем платных услуг населению – 30 млрд. рублей, что выше прогноза в 1,2 раза.
Работа правительства с организациями по повышению налоговой дисциплины и росту собираемости налоговых доходов
Результатом стало сокращение доли убыточных предприятий с 37,5% в 2004 году до 34,4% – в январе-октябре 2005 года.
Целенаправленная работа с крупными плательщиками налога на прибыль позволила обеспечить значительный рост прибыли прибыльных предприятий во втором полугодии 2005 года. Если в первом полугодии 2005 года темп роста данного индикатора составил 106,2%, то по итогам года ожидается, что рост прибыли составит – 115,3%.
В результате совместной работы с крупными и средними предприятиями, субъектами малого предпринимательства величина фонда оплаты труда в 2005 году составила 98,5 млрд. рублей, что выше уровня 2004 года на 23,7%, это привело к повышению собираемости налога на доходы физических лиц. При этом величина среднемесячной заработной платы составляет около 6500 рублей, что в реальном выражении на 6,3% больше уровня прошлого года.
Работа правительства по привлечению средств федерального бюджета для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры области
Утвержденные лимиты по участию в Федеральной адресной инвестиционной программе (с учетом субсидий на дороги) увеличились в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза и составили 1,5 млрд. рублей. Наиболее крупные объекты, строившиеся в области в 2005 году с привлечением федеральных средств:
- Дорожное строительство (790 млн. рублей);
- Метро с мостовым переходом (77,1 млн. рублей) и совмещенный мост через р.Оку (25 млн. рублей);
- Берегоукрепление р.Волги в районе Городца (43,9 млн. рублей) и на Горьковском водохранилище (20,6 млн. рублей);
- Дюкерный переход через р.Оку (26,1 млн. рублей);
- Планетарий (25 млн. рублей);
- Детский дом в Дзержинске (25 млн. рублей).
Начиная с августа 2005 года активизирована работа Правительства с федеральными отраслевыми министерствами и депутатами Госдумы по включению объектов и мероприятий Нижегородской области в финансирование за счет федерального бюджета на 2006 год. В ноябре 2005 года началась работа по формированию заявки на участие региона в ФАИП 2007 года.
Регулирование тарифов
В 2005 году замедлились темпы инфляции на потребительском рынке области. Сводный индекс потребительских цен (тарифов) составил (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года) 111,9%, что на 2 процентных пункта ниже прогнозируемого уровня и на 2,42 пункта ниже, чем в 2004 году.
Правительству области, несмотря на резкое увеличение цен во II квартале 2005 года на мазут топочный (в 4 раза) и топливо печное бытовое (на 35%), удалось сохранить без изменения до конца 2005 года тарифы на тепловую энергию.
В соответствии с установленными по предложению Правительства предельными индексами в 2006 году рост тарифов в Нижегородской области не должен превысить: на тепловую энергию 17,2%, на услуги водоснабжения и водоотведения – 24%, размер платы на жилищно-коммунальные услуги для населения – 23,2%.
Основные задачи на 2006 год
Обеспечить прирост макроэкономических показателей (в сопоставимых ценах):
- промышленного производства – на 5,4% (РФ – 4,6%);
- валового производства сельского хозяйства – на 1,8% (РФ – 1,6%);
- реальных доходов населения – на 7%;
- реальной зарплаты – на 10%.
Прирост зарплаты в действующих ценах должен составить 122%.
В части привлечения средств федерального бюджета в Нижегородскую область на строительство объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В приоритетном порядке направить их на следующие объекты:
Дорожное строительство (дороги М-7 «Волга» и «Шопша-Иваново-Н.Новгород» – 400 млн. рублей;
- Метромост – 95 млн. рублей и мостовой переход – 95 млн. рублей;
- Берегоукрепление р. Волги в районе г. Балахны – 80 млн. рублей;
- «Государственные жилищные сертификаты» – 67,9 млн. рублей;
- Цирк – 45 млн. рублей;
- Трамплин К-110 – 36,2 млн. рублей;
- Училище олимпийского резерва – 30 млн. рублей;
- Планетарий – 30 млн. рублей;
- Очистка дна Досчатинского водохранилища – 30 млн. рублей.
- образований.
Дата публикации
25 января 2006, 13:45