Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

10.02.2005 12:18Интервью министра строительства и ЖКХ правительства Нижегородской области Павла Маркова программе Ольги Носковой «Действующие лица».

Не смотря на предыдущие, относительно теплые зимние месяцы, февраль берет свое: становится все холоднее и холоднее на улице. Вам не страшно, что в последний зимний месяц рванет какая-нибудь авария в жилищно-коммунальном хозяйстве?

Я не испытывая таких страхов только по одной простой причине – я уверен в профессионализме работников жилищно-коммунального хозяйства. Со многими из них я хорошо знаком лично. Поэтому, если это и произойдет, с такими проблемами они в состоянии справиться. Предыдущий опыт, кстати, который наблюдался в течение текущего отопительного сезона в Ленинском районе Нижнего Новгорода, показал, что организационный ресурс в сфере жкх достаточно большой. Это позволяет с уверенностью смотреть в будущее. 

Вы сказали, что была довольно крупная авария в городе, а по области как обстоят дела?

Если говорить об отопительном сезоне в целом по области, то больших проблем не наблюдаем, за исключением муниципалитетов, где традиционно сложились проблемы с расчетом за поставленные энергоресурсы – это Балахна, это Кстово.

Но у нас не может сложиться ужасной ситуации, которая возникла в Иркутской области, где энергетики отключили тепло в школах и больницах?

Предпосылок для этого в нашем регионе нет. В Балахне вопрос в ближайшее время будет урегулирован. Есть опоздания с оплатой жилищно-коммунальных услуг со стороны населения, которое задолжало около 14, 5млн. рублей. Как только платежи  поступят, вопрос будет решен.  

Я понимаю, что наше жилищно-коммунальное хозяйство не застраховано от катаклизмов по причине своей ветхости. Говорят: где тонко, там и рвется, а у нас прорваться может везде.

Прорваться может в любой отрасли. Главная особенность отрасли жилищно-коммунального хозяйства – это большой процент износа в силу хронического недофинансирования. Причем это касается не только Нижегородской области, но и всей страны в целом.

Понятно, что в деньги упирается все, но необходимо краны обновлять, трубы чинить. Как быть с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, даже в условиях нехватки финансовых ресурсов? 

Государство и муниципалитеты не в состоянии вложить большие средства в модернизацию основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, объем государственной поддержки уменьшается год от года. Если в конце 90-х годов из государственного бюджета тратилось около 14% на жилищно-коммунальное хозяйство, то сейчас это всего 4 %. Поэтому государственная политика направлена на создание условий, при которых частный капитал будет проявлять интерес к модернизации ЖКХ. Тем более, что предпосылки к этому есть – в отрасли обращается большой объем  финансовых ресурсов.

Государство уже признало неэффективность методов административного управления в экономике в целом. Отрасль ЖКХ – единственная, которой в полной мере не коснулась рыночная экономика. Должны быть экономические стимулы у частного оператора, который предоставляет услуги жкх.

А есть вообще такие инвесторы, которые готовы вкладывать в отрасль?

На сегодняшний день во многих субъектах РФ работают частные операторы. Как правило, это крупные финансово-экономические структуры.

А как обстоят дела в нашей области?

Необходим инвестор, который вложит большой объем финансовых ресурсов на условиях, которые бы нормально воспринимались населением.  Уровень тарифов – это основное условие при выборе стратегического инвестора.

Вопрос о тарифах неизбежен в нашем разговоре. В феврале жители Нижегородской области получили квитанции об оплате  услуг жилищно-коммунального хозяйства с новыми тарифами. Чем вызвано их изменение?

Это обусловлено, в первую очередь, ростом цен на энергоресурсы: газ, электроэнергию, топливо. Плюс инфляционные процессы в экономике страны. Вышеперечисленные факторы имеют общероссийское значение: изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги касается каждого субъекта РФ.  А вот степень изменения, иначе говоря, насколько увеличиваются тарифы, зависит от оптимизации расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в конкретном муниципальном образовании. В этой связи, при формировании тарифов в обязательном порядке должна проводиться независимая экспертиза затрат. В муниципальных образованиях Нижегородской области эта экспертиза проводилась. На сегодняшний день 37 из них утвердили тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Вообще, в течение последних лет отрасль жилищно-коммунального хозяйства являлась неким буфером, которое спасало население от инфляции. Но на сегодня запас прочности иссяк – износ основных фондов в отрасли составляет 60-70%. Мы подошли к критической черте, которая требует принятия решительных действий и мер. Чтобы иметь перспективу на будущее – жить в нормальных условиях - необходимо вкладывать средства в жилье. Мы же приобретаем другие товары – одежду, обувь, хотя цены на них тоже растут!

Почему процент увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги различный в каждом муниципальном образовании области?

Изменение тарифов зависит от расположения района: северный или южный. В северных районах ситуация с обеспечением энергоресурсами более сложная,  и там тарифы выше. 

В этом вопросе также важно насколько адекватную тарифную политику проводили муниципалитеты. Согласитесь – можно в течение многих лет не менять тарифы, в том числе и из популистских соображений, а потом поднять их резко до экономически обоснованного уровня, что, естественно, будет негативно восприниматься населением. По ряду муниципальных образований такая проблема есть, но это касается не многих из них.

Есть семьи, у которых очень низкий уровень дохода. Какие меры социальной защиты предусмотрены для них?

Для различных категорий семей изменения тарифа будет выглядеть по-разному. У нас очень большая часть населения защищена видами социальной поддержки. Во первых – это предоставление льгот: и областных, и федеральных. Общее количество льготников по области составляет порядка 36%. То есть практически третья часть жителей Нижегородской области имеет льготы, которые уменьшают платеж за жилищно-коммунальные услуги. И около 15% населения получает субсидии. Для них, кстати,  установлен более щадящий режим социальной защиты, чем это предусмотрено федеральным законодательством. В Нижегородской области только с 1 апреля вводится 100% оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, тогда как Правительство Российской Федерации рекомендовало регионам перейти на 100% стандарт уже с 1 января 2005 года.  Второе, если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг сверх 18% от доходов семьи, то этой семье полагается субсидия. Государственный стандарт составляет 22%. Таким образом, уменьшение уровня с 22 до 18% является реальной мерой социальной защиты населения со стороны областного правительства, на которую тратится в год около 200 млн. руб.

Кроме того, той части населения, у которой среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, вводится понижающий коэффициент для расчета жилищных субсидии: уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги уменьшается с 18 вплоть до 5 % от доходов семьи. 

Что в плане ипотеки в нашей области позитивного происходит?

Самое главное - ипотека развивается. Компания, которая выступает оператором по реализации ипотечной программы, в конце прошлого года уже исчерпала свой финансовый ресурс. И было принято решение увеличить бюджетное финансирование программы. В результате этих мер в этом году в 5-6 муниципальных образованиях области начнет развиваться эта программа. 

Дата создания страницы: 10.02.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet