Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

23.12.2004 11:1322 декабря министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги уходящего года и рассказал о планах министерства на следующий год.

С.В.Наумов: «2004 год - один из самых успешных и результативных за последние пять лет в улучшении материально – технической базы учебных заведений, строительстве учреждений образования, которое стало возможным благодаря реализации региональных и федеральных программ в сфере образования. К началу 2004/2005 учебного года  были введены в эксплуатацию школы в  ДивеевскомКулебакском, Княгининском, Починковском районах,  в городе Саров, комплекс профессионального училища в Сеченовском районе.  К 1 декабря 2004 года  завершена реконструкция дома культуры под школу в сиколаевка Первомайского района. Подготовлена к вводу в эксплуатацию 1-я очередь школы в пста Уренского района. На строительство образовательных учреждений было  направлено 42 миллиона рублей из областного бюджета и 74 миллиона рублей  из федерального.

 В рамках мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности 857 объектов образования были оборудованы современной пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре на общую сумму 98,5 миллионов рублей.

15 миллионов рублей было направлено на обеспечение образовательных учреждений области учебной литературой.

При долевом участии Российской Федерации, Нижегородской области и органов местного самоуправления в 2004 году были продолжены программы оснащения школ спортивным оборудованием  на общую сумму 23 миллиона 500 тысяч рублей и компьютерной техникой на сумму 63,7 млн. руб.

Впервые в 2004г. с целью обеспечения подвоза детей из небольших сельских населенных пунктов в базовые школы районов на условиях консолидированного муниципального и областного бюджетного софинансирования реализован проект «Нижегородский школьный автобус». По системе тендерных закупок для образовательных учреждений приобретено 97 единиц автотранспортных средств, в том числе муниципальным школам – 65 автобусов, государственным образовательным учреждениям областного подчинения –  32. Также микроавтобусы получили 9 муниципальных детских дома по областной программе «Дети - сироты».

В настоящее время образовательный комплекс Нижего­родской области включает в себя все звенья системы образования: до­школьные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высше­го профессионального образования.

В регионе отмечается некоторая стабилизация процесса сокращения  сети  дошкольных учреждений. Процесс реструктуризации учреждений образования в сельской местности способствует введению детских садов в структуру общеобразовательных школ. В рамках модернизации в системе дошкольного образования происходят позитивные  изменения в содержании образования, что  явно показала аттестация образовательных учреждений.  Вместе с тем,  перед системой дошкольного образования стоят увеличения родительской платы, сокращения льгот, введение учреждениями так называемых «спонсорских взносов» для устройства ребенка, что ограничивает доступность дошкольного образования для всех желающих. Не менее важная проблема, характерная для наиболее крупных городов региона   - очередность в дошкольные образовательные учреждения. Самые многочисленные, до 1000 детей и больше, очереди в Канавинском, Сормовском, Нижегородском, Советском районах г.Н.Новгорода.

Последние пять лет развития системы образования области подтвердили правильность региональной политики, направленной на сохранение сельской школы. Для реализации данного направления  принята областная программа «Развитие сельской школы Нижегородской области (2004-2005г.г.)», а в Бутурлинском и Сосновском районах проходит  федеральный эксперимент по программе «Реструктуризация сельской школы».

В соответствии с данной программой  реструктуризация сети учреждений – это не сокращение сети учреждений, не экономия средств, а получение сельскими детьми качественного образования при эффективном использовании бюджетных средств.

Доступность детей к образованию разных уровней  реализуется через создание и развитие учреждений разного вида. В области функционируют: 13 гимназий, 12 лицеев, 61 школа с углубленным изучением предметов, 47 вечерних (сменных) школ, 52 специальные (коррекционные) школы для детей с трудностями в обучении.

Одним из показателей успешной  работы общеобразовательных учреждений Нижегородской области совместно с ВУЗАми  являются победы  учащихся Нижегородской области в олимпиадах.  По итогам областной олимпиады школьников 2004года, победителями и призерами которой стали 291  учащийся, 114 выпускников 11-х классов зачислены в государственные вузы области на факультеты соответствующего профиля без вступительных испытаний.

По-прежнему, Нижегородская область удерживает первые места в олимпиадах по математике и информатике. По количеству победителей Всероссийской олимпиады Нижегородская область находится на 9 месте среди 89 регионов России.

Не теряет своей актуальности в системе образования проблема  здоровья детей. Поставка спортинвентаря в школы, увеличение числа часов и качественное изменение уроков физкультуры, возможность заниматься до вечера в спортивных залах школы – лишь отдельные направления  по сохранению здоровья школьников. Много в этом направлении работают в школах Сарова, Н.Новгорода, Кстова, Арзамаса.  Популяризация школ здоровья осуществляется в конкурсе проектов «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», «Школа – территория здоровья».

Приоритетными направлениями работы также являются дополнительное образование, гражданско-патриотическое воспитание, работа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей  и молодежи.

В послании Федеральному собранию Президентом РФ отмечена необходимость усиления практической направленности образования, что означает в первую очередь повышение требований к профессиональному образованию.

Главной целью образовательных учреждений системы начального профессионального образования Нижегородской области является подготовка квалифицированных рабочих по основным направлениям экономики области, с учетом потребностей рынка труда.

На сегодняшний день профессиональная подготовка рабочих в области осуществляется в 56 училищах и лицеях и 29 техникумов областного подчинения по 190 профессиям и 25 специальностям, востребованным в сфере экономики нашего региона.

Подготовка квалифицированных специалистов осуществляется на основе социальных заказов – договоров с работодателями и службами занятости.

В Нижегородской области продолжается реализация целевой областной программы, разработанной министерством образования и науки совместно с Ассоциацией промышленников и предпринимателей Нижегородской области.

Развиваясь, училища ищут все новые и новые формы взаимодействия с социальными партнерами.

Существует и получает все более широкую поддержку форма социального партнерства, когда работодатель самостоятельно проявляет инициативу по отношению не только к профессиональному учреждению, но и ко всей отрасли в целом.

Благодаря поддержке Правительства области и Губернатора Г.М.Ходырева наблюдается положительная тенденция в развитии системы начального профессионального образования. В регионе созданы благоприятные условия для ее дальнейшего совершенствования.

Активно включаются в этот процесс и органы местного самоуправления. Целый ряд районов области, таких, как Пильнинский, Сосновский, Первомайский и другие,  приняли целевые программы формирования системы непрерывного профессионального образования с выделением конкретного финансирования учреждениям (училищам, лицеям, техникумам) из средств местных бюджетов.

На заседании Выездной коллегии Федерального агентства по образованию «Об особенностях функционирования региональной системы начального профессионального образования, переданной в ведение субъекта РФ (на примере Нижегородской области), которое состоялось 19 октября 2004 г. в Администрации Губернатора  был одобрен опыт совместной работы Правительства Нижегородской области  с образовательными  учреждениями системы профессионального образования региона по развитию профессионального образования. Материалы о данном опыте  были направлены Федеральным агентством по образованию во все органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Однако, остаются нерешенными основные  проблемы системы начального профессионального образования – проблема   низкой заработной платы, особенно мастеров производственного обучения, и проблема старения основных фондов учреждений, последнее приобретение оборудования, особенно сельхозтехники было в 1987г.

Система  профессионального образования Нижегородской области обеспечивает подготовку специалистов среднего и высшего звена для всех отраслей экономики города и области, повышение образовательного и культурного уровня личности. Численность студентов ССУЗ за последние 5 лет увеличилась на 12,1 тыс. человек или на 12%. Устойчиво наращивает свой потенциал  система высшего профессионального образования Нижегородской области. На сегодня армия студентов вузов области насчитывает более 165 тысяч человек.

Нижегородские  ВУЗы традиционно занимают высокие строчки в рейтингах Министерства образования и науки РФ. В условиях приближающего демографического спада вузы диверсифицируют предлагаемые образовательные услуги, примером чему может служить открытие новых специальностей, расширение числа представительств в районах области, применение новых образовательных технологий, в частности, дистанционных.

Дальнейшее развитие получило возрожденное движение студенческих разнопрофильных отрядов. Ведущую роль в этом важном направлении становлении молодого гражданина играет областной штаб студенческих (педагогических) отрядов под руководством Союза студентов Нижегородского государственного университета.

Развитие и поддержка деятельности органов студенческого самоуправления является важной составляющей системы воспитательной работы в ВУЗах области. Наиболее успешно в этом направлении работают Волго-Вятская академия государственной службы, Нижегородская  государственная медицинская академия, Нижегородский государственный университет.

В октябре 2004 года Законом Нижегородской области утверждена Программа «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы. Уже до конца 2004 года 15 молодых из городов  Арзамас, Дзержинск, Выкса других муниципальных образований получат государственную поддержку в форме субсидии из средств областного и местного бюджета на приобретение/строительства жилья.

В современных условиях  системе образования предстоит решение важных государственных задач, которые соизмеряются по показателям качества образования, его доступности, его соответствия потребностям рынка труда. Их решение невозможно без формирования эффективных экономических отношений, цель которых стабилизация и укрепление финансово кономического положения образовательных учреждений.

Вопросы журналистов:

- 9 декабря в Москве состоялось правительственное заседание, посвященное модернизации системы российского образования. Как вы прокомментируете некоторые вопросы, поднятые на заседании. Будет ли высшее образование переводится на платную основу?

 С.Наумов – « Сейчас трудно что-либо гарантировать, но думаю, что здравый смысл все же возобладает. Ни одна страна в мире не может обойтись без фундаментальной науки. Да, дело это всегда затратное, и рассчитывать на его быструю окупаемость – утопия. Прорыв в экономике наступит лет через 20-25, и тогда это даст миллиардные прибыли. Что же касается платности образования, то, на мой взгляд, и общее среднее, и высшее образование должны быть бесплатными.  Образованный человек – достояние нации.

- Изменилось ли Ваше отношение к ЕГЭ?

С.Наумов – «Считается, что единый государственный экзамен существует для того, чтобы все дети имели равные возможности при поступления. А что на деле? Если на обычном вступительном экзамене абитуриент может высказаться, блеснув оригинальностью мышления, то участие в ЕГЭ нивелирует его личностный потенциал. Ведь уровень образования в городской школе конечно же выше, и у выпускника сельской школы шансов на поступление просто не остается. Вообще, чтобы спрашивать, надо сначала дать школе – достойные кадры, кадрам – достойную зарплату».

- 15 декабря 2004 года министерство образования и науки Нижегородской области  провело круглый стол по теме «Проблемы преподавания религиоведческих дисциплин в образовательных учреждениях Нижегородской области ». Каковы его итоги?

С. Наумов: «В работе круглого стола приняли участие  преподаватели высшей школы, руководители органов управления образованием и образовательных учреждений, представители родительской общественности, учителя и учащиеся.

На круглом столе были затронуты следующие вопросы: нормативно - правовое основание взаимодействия светских ОУ и религиозных конфессий, «История мировых религий» – светский взгляд на религию, кадровые проблемы, о возможном месте предмета в образовательной программе учреждения.

По итогам работы круглого стола было решено провести эксперимент  в следующем учебном году. В эксперименте будут участвовать только те школы, которые готовы на его проведение. То есть к изучению предмета, рабочее название которого «История культуры мировых религий», готовы учителя, родители, дети. НИРО будет отслеживать работу эксперимента.

 Мы не будем вводить обязательный урок православия. Мы должны дать детям представление о всех религиях мира, а не заставить поверить в одну из них».

(В школах 8 районов Нижегородской области и Нижнего Новгорода преподаются  «Основы православия» в форме кружков или факультетов. В трех школах уроки по этим предметам ведут служители церкви, в пяти – преподаватели обществоведения).

- 16 декабря на заседании Законодательного собрания в первом чтении был принят законопроект «О патронатном воспитании». Чем вызвана его необходимость?

С.Наумов: «Принятие данного законопроекта вызвано тем, что Семейным кодексом определены конкретные семейные формы устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья а в соответствии с требованием ст.123 п.1 абз.2 «Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ».

Представленный законопроект регулирует основные вопросы организации патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

С каждым годом в Нижегородской области растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законодательством определены приоритетными семейные формы устройства, такие как: усыновление, опека, (попечительство) и приемная семья. Но к кандидатам в усыновители, в опекуны и приемные родители действующим законодательством предъявляются жесткие требования: это наличие собственного жилого помещения, получение кандидатами заработной платы или другого дохода не менее установленного размера, состояние здоровья и др. Данные требования являются серьезным препятствием для многих граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

В ряде субъектов РФ уже начата работа по патронатному воспитанию детей. Это форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между органами опеки и попечительства, учреждением, представляющим патронатное  воспитание, и патронатным воспитателем посредством заключенного между ними договора.

Преимущества новой формы семейного устройства:

  1. Патронатное воспитание – это самая «гибкая» форма устройства, в патронатную семью можно поместить ребенка любого возраста на любой срок (от 1 дня до нескольких лет).
  2. Данная форма позволяет устроить на воспитание в семью большее количество детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Для районов и городов области, в которых уже существуют детские дома и школы-интернаты, но они заполнены детьми, ведение патронатной формы устройства позволит перевести часть детей на воспитание в семью, а на их место возможно поместить других детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Устройство в патронатную семью могут осуществлять учреждения для детей-сирот системы образования, социальной защиты и здравоохранения.
  5. Самое главное – ребенок будет жить в семье.

(В 2001 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 10 782 человека, в 2002 году – 11 167 человек, в 2003 году – 11 680. В связи с этим растет количество учреждений для детей-сирот в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. На 1.01.2004 год в Нижегородской области функционируют 6 домов ребенка, 3 детских дом для детей-инвалидов, 26 социально-реабилитационных центров, 11 социальных приютов, 55 детских домов, в 36 школах-интернатах работают сиротские группы).

Дата создания страницы: 23.12.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet