Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

02.12.2004 16:43Тезисы выступления Губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева на встрече с редакторами нижегородских средств массовой информации

Геннадий Ходырев: Цель нашей встречи – представить социально-экономическое состояние региона и  исправить ситуацию, когда положение дел в области подается в искаженном виде, как в экономической, так и в социальной политике.

 В начале 2002 года Правительство области приняло Меморандум, в котором была поставлена одна из главных целей – перевести область с 41 места, которое она занимала в 2001 году, в первую десятку регионов России. Уже по итогам 2002 года  Нижегородская область занимала 26 место, а по итогам 2003 года – 13 место. Это подтверждение правильности действий, которые Правительство области предпринимало в течение этих трех лет.       За этими цифрами мы, прежде всего, видим повышение уровня жизни нижегородцев. В 2001 году средняя заработная плата по промышленности была около 2 тысяч 400 рублей, в 2003 году она составляла 3-3,5 тысяч рублей. Сегодня средняя заработная плата по области - 4 тысячи 800 рублей. Самое главное - снижается количество бедного населения. Количество нижегородцев с доходом  ниже прожиточного минимума сократилось на 480 тысяч человек.

Поэтому задача повышения в 2 раза  ВВП к 2010 году, которую поставил Президент РФ, это не самоцель. Достижение этого результата позволит  повысить уровень жизни населения, снизить процент бедного. Я думаю, что у нижегородцев есть все  основания, чтобы  добиться этого.

Мы реально оцениваем свои возможности и делаем ставку на интеллект и промышленный потенциал, академическую и отраслевую науку. Этот потенциал у нас сохраняется. Недавно  рейтинговое агентство «Эксперт-РА» подвело итоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Мы заняли 9 место по инвестиционной привлекательности,  второе место по законодательной базе поддержки инвестиционной деятельности.

По инновационной деятельности с точки зрения достижений науки и практики мы занимаем четвертое место в России.

«Порох в пороховницах» у нас есть, и нечего себе «голову пеплом посыпать», мол, мы хуже всех в Приволжском округе (некоторые СМИ об этом только и говорят). Это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Получать награды – это не самоцель. Главное - работа, приносящая  конкретные результаты для социально-экономического благополучия области.

Самое важное из текущих дел -  принятие консолидированного бюджета  области на 2005 год. Есть  «горячие головы», которые считают, что можно не принимать бюджет. Чем чревато это для нижегородцев?  Придется  отказаться от повышения заработной платы бюджетникам на 20% с будущего года, от выплат льготным категориям граждан и т.д. Словом, плюсов никаких не будет.

Со всей ответственностью вам говорю, проект бюджета 2005 года  значительно лучше бюджета 2004 года. Дефицит бюджета, о котором так много говорят, допускается по стране в пределах 10-15%, у нас - менее 5-6%. Так что,  у нас дефицит бюджета вполне в   пределах цивилизованных норм формирования бюджетной системы страны и региона. Работа комитетов областного Законодательного собрания не нашла сокрытых доходов, которые бы Правительство области не учло на предстоящий год.

Желания у нас не меньше, чем у депутатского корпуса. Но имеем столько денег, сколько имеем. В первую очередь, необходимо обеспечить 100% выплату заработной платы, денежные выплаты льготным категориям граждан, инвалидам, ветеранам, детям. Наш бюджет социально ориентированный.

Что касается наших возможностей финансирования АПК, строительства новых объектов, дорог и т.д., здесь финансирование такое, какое позволяет доходная часть нашего бюджета. Она на будущий год, примерно, на пять миллиардов выше, чем в 2004 году. Но нам предстоят большие расходы: повышение заработной платы бюджетникам на 20%, повышение расходов на выплаты по ЖКХ, увеличиваются субсидии населению.

Где я вижу возможности сокращения дефицита бюджета? Соблюдение сборов налоговых платежей, увеличение налога с физических лиц. Еще ряд предприятий не очень добросовестно показывает предполагаемую прибыль на 2005 год. С каждым предприятием разбираемся конкретно. Все-таки они должны аккуратно выполнять свои обязательства перед государством.

Налоговые платежи в бюджет области – это как раз государственная обязанность.

Я еще раз подчеркиваю, что я и Правительство области всегда готовы к конструктивному диалогу со СМИ.

Вопросы представителей СМИ.

1. Геннадий Максимович, правда ли, что Вы поставили свою подпись под Соглашением с КЭС?

Г.М.Ходырев: Правда. Год ходила вокруг нас компания РКС (Российские коммунальные системы), во главе которой стояли РАО ЕЭС и Газпром. Почему-то они «глаз положили» только на «Водоканал» Нижнего Новгорода – единственную  высокодоходную структуру в системе ЖКХ областного центра. Почему бы не взять «Теплоэнерго»?  Почему туда не направить средства? На мой взгляд, ребята ищут, где можно быстро заработать деньги. Деньги РКС – это не деньги частных предпринимателей, это смешанные средства РАО ЕЭС, Газпрома, ряда банковских структур. Господин Вексельберг выкупил значительный пакет акций РКС и создал КЭС (Комплексные энергетические системы). Они хорошо себя зарекомендовали на территории Свердловской области и берутся активно поработать в Нижегородской области. У нас есть такой проект - «Гидротоф» в Балахнинском районе, где нужны сравнительно небольшие вложения – порядка 100-110 млн. рублей, они окупаются в течение  3 лет и дальше идет чистая прибыль. Построить небольшую котельную в этом поселке  - и люди  будут довольны,  и бизнес процветать. Абызов Михаил Анатольевич от этого проекта отказался. Хотят сразу в собственность получить и сети, и котельные. Мы противники этого. Мы хотим контролировать те процессы, которые будут происходить  в коммунальной системе области.

Пока это Соглашение с КЭС имеет рамочный характер. После подписания компания взяла время на  изучение обстановки в Нижнем Новгороде, других городах области, чтобы определиться с теми бизнес-проектами, которые мы им предлагаем  (у нас предложений почти на 0,5 миллиарда рублей). Если найдут конкретные точки приложения, пусть работают. Но это не значит, что мы закрыли путь к нам других компаний (той же РКС). У нас работы хватит всем.

Вопрос: Геннадий Максимович, как Вы относитесь к инициативе Президента РФ о назначении Губернаторов?

Г.М.Ходырев:  Этот вопрос мы обсуждали с Президентом РФ 14 июля при личной встрече. Я высказал свою точку зрения. Она состоит в следующем: назначение губернаторов не потребует тех денег, которые тратились на выборах, в том числе, и «грязных» денег,  и, главное, правильный выбор гражданам, порой, сделать трудно. При назначении будет меньше ошибок в выборе кандидатуры губернатора. Это мое мнение. Если даже ошибка состоялась, по действующему законодательству губернаторов не могут отозвать до окончания срока полномочий.

К вопросу о том, доверяет нам Президент или не доверяет? Если назначил, значит, доверяет, если нет, то отзовет. Не хочу обидеть наш народ, но к осознанному выбору кандидатур губернаторов  он еще не готов. И не нужно воспринимать процедуру назначения как конец демократии. Нижегородцы ведь очень здорово отреагировали, когда в 1991 году губернатором области был назначен Борис Ефимович Немцов. Никто тогда не говорил, что это не демократично.

Поэтому, я думаю,  руководителей исполнительных органов власти надо назначать. Кроме этого,  необходимо крупные города перевести в категорию государственных. Нельзя городам - полуторамиллионникам быть  муниципалитетами.

Могу еще сказать, что Президентом пока принято решение не устраивать кампании по переназначению губернаторов. Будут переназначать по мере окончания сроков их  полномочий.

Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что Вадим Булавинов не согласен с той суммой, которая заложена в проекте бюджета на 2005 год на Н.Новгород? 

Г.М.Ходырев: Если действовать по принципу «своя рубаха ближе к телу», то в чем-то руководитель города прав. Но надо  смотреть шире: учителя, работники культуры, здравоохранения, спорта, живущие на селе, разве виноваты в том, что финансовые средства нижегородской губернии распределены несколько однобоко? Конечно, Булавинову хочется, чтобы у него бюджет был миллиардов девять, а мне хочется, чтобы он миллиардов 50 был в области, и все равно это бы не решило всех потребностей нашего региона.

Пока перераспределение средств внутри страны не носит идеально справедливого характера. Я могу привести в качестве примера  город Москву. У нас 3,5 миллиона жителей, в Москве - в три раза больше, но у нас бюджет - 32 миллиарда, а в Москве по итогам года - порядка 650 миллиардов. Несколько раз в пример я приводил Ханты-Мансийский округ: меньше миллиона жителей и 105 миллиардов доходная часть бюджета нынешнего года. Там могут построить биатлонный стадион и  проводить чемпионаты мира, а мы находимся в центре России и, имея традиции по биатлону, «кола забить» не можем, потому что денег нет. Немножко соизмеряйте вещи, которые происходят в стране и в области.

Если принимают бюджет в пользу Нижнего Новгорода, придется  хоронить косяком людей, кто подальше от Нижнего Новгорода. Вы согласны с такой постановкой? Я такой закон подписывать не буду. И даже если преодолеют вето, я его подписывать не буду, пусть реализуется без моей подписи. Потому что мне, что левая нога, что правая нога дороги одинаково. Если кто-то хочет жить одноногим – на здоровье.

Вопрос: Каковы основные инвестиционные проекты на следующий год,  изменится ли их судьба в связи  с тем, что губернаторы будут меняться и переназначаться, действительно ли что многие проекты завязаны на того, или иного губернатора?

Г.Ходырев: Какие есть инвестиционные проекты на территории области, которые связаны лично со мной? Если так говорить: лично все поддерживаю. Те, которые в рамках наших областных законов признаются приоритетными, они получают льготы в соответствии с нашим законодательством. Чтобы далеко не ходить – в Арзамасском районе работает завод по производству гофрокартона (тароупаковок). Да, он освобожден от налога на прибыль, освобожден от налога на землю и от тех налогов, которые зачисляются в областной и муниципальный бюджеты. Правильно ли мы поступаем? Если бы я искал сиюминутную выгоду, я бы считал «не правильно», надо все налоги собирать. Но если смотреть в перспективу – в голом поле, с которого ни зерна не собирали, ни налогов не собирали, вдруг на 40 миллионов евро вырос завод, который  через 3-5 лет будет давать очень приличные прибыли Арзамасскому району, Нижегородской области и РФ! Вот это наша политика. Это подтверждает наше законодательство. Не случайно рейтинговые оценки по инвестиционной привлекательности, по надежности нашего законодательства  такие высокие. Инвестиционных проектов  у нас - десятки, сотни. Они исчисляются десятками миллиардами рублей. Какие будут выбраны иностранными партнерами или нашими отечественными предпринимателями или банковскими структурами? Это будет зависеть от рекламы, от того,  насколько грамотно составлены и отвечают международным требованиям бизнес-проекты, какие сроки окупаемости и т.д.

Вопрос: В связи с монетизацией льгот, не ожидаете ли Вы какого-то социального напряжения в области в следующем году?

Г.М.Ходырев: Тревога определенная есть. Чтобы она была несколько  меньше, мы ушли от монетизации в сфере ЖКХ, поскольку основная масса денег уходит туда.

190 рублей - ветеранам, 175рублей  – ветеранам труда на проезд, конечно, -  это не те деньги, если ветеран подвижный. Есть ветераны, которые в силу здоровья вообще не выходят на улицу. Для них это хорошо, хоть деньги домой принесут. Те, кто подвижный и, используя право бесплатного проезда,  может объехать пол города в поисках более дешевых продуктов, проигрывают. Но это максимум возможного, что мы можем выделить.

Важно с первых дней января, первый квартал он всегда трудный, суметь выплатить заработную плату и денежные льготы.. Если гражданину 190 рублей прописаны, мы обязаны ему в январе отдать. Поэтому присутствует тревога, насколько четко начнет эта система работать с января, хотя подготовительные работы провели очень тщательно. Выверена тщательно база пенсионного фонда, нашего министерства социальной защиты, по инвалидам, по ветеранам, участникам войны и т.д. С технической точки зрения все готовы, ждем, чтоб были поступления в бюджет, и не было никаких сбоев при доставке адресных денежных выплат. Если что-то начнет давать сбои, будем бить тревогу и на федеральном уровне, и с Законодательным Собранием думать.  Только по ведомству министерства труда и социальной  защиты мы должны внести более 35 законодательных актов по этому направлению.

Я все-таки не считаю, что это своевременный шаг. Например, Москва может хоть завтра повысить заработную плату врачам и учителям. Мы себе этого позволить не можем. Если наш учитель поедет в Москву, то там он будет получать достойную зарплату. Или, например, денежные выплаты, о которых я говорил. Они в разных регионах разные. Идея благая, но при разной финансовой ситуации в регионах, вызовет некоторое недовольство у людей.

Вопрос: Год назад с Президентом Вы обсуждали возможность строительства в нашем регионе биатлонной базы европейского уровня. Что-то уже сделано, или нет?

Г.М.Ходырев Поручение Президента Фетисову было. По последним сведениям около 2 млн. рублей  на проектные работы направлено. В решении этого вопроса не все от нас зависит. Лесной массив - это федеральная собственность, а мы из областного бюджета ни копейки не можем потратить на федеральные объекты. Например,  памятники федерального значения. Как бы такой памятник  не разваливался, как бы общественность об этом громко не говорила, мы не можем направить на его восстановление средства. Законом это преследуется. Поэтому и лес, и трасса, по которому она проходит, чтобы мы могли направлять свои деньги, должна быть в областной собственности. Но, думаю, что до конца года мы в собственность этот лес получим. Есть проектанты, но законодателями  мод в части проектирования являются зарубежные компании. Отбор будем производить по конкурсу. Может, и наши победят. Тот же Лукойл предлагает принять участие в строительстве биатлонной трассы.

Вопрос: Уходит Соболев или нет?

Г.М.Ходырев: Он, уходя, остается. Он ушел в отпуск,  есть серьезные причины - сложное состояние здоровья.  Сыграли  роль и надуманные претензии ряда депутатов Законодательного Собрания к деятельности правительства и, в частности, к личности министра финансов, в том числе, к деятельности его жены, подозревают его, и его жену во всяких неблаговидных делах, которые им и во сне не снились. Я - человек закаленный, меня трудно пробить различного рода необоснованными обвинениями. Вадим Викторович где-то психологически немножко надломился, поэтому, чтобы не загонять его в больницу, будет моим помощником по бюджетно-финансовой деятельности, работы много. Мы еще с вро долгами не расплатились. Нам разрешают внутренний облигационный займ на 2,5-3 милрд. рублей выпустить. Если это состоится, у нас появятся  дополнительные возможности для инвестирования денег в социальные проекты. Это другой шаг в развитии Нижегородской области. В этих делах он мне будет помогать.

Исполнять обязанности министра будет Людмила Старостина. Пока принимается бюджет, это смотр наших боевых резервов в конкретной обстановки. Специалисты министерства финансов  неплохо подготовились, неплохо ведут себя, грамотные, Людмила Васильевна  нормально исполняет свои обязанности.

Я освободил Соболева со вчерашнего дня. С сегодняшнего дня он мой помощник  по бюджетно-финансовой деятельности.

Дата создания страницы: 02.12.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet