Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

12.08.2011 15:49Сергей КУЧИН: «Не нужно бояться перемен»

 «Сотрудники знают, чем я занимаюсь»

На рабочем столе министра замечаю планшет. Вопрос напрашивается сам собой.

— Кто-то из министров, кроме вас, пользуется планшетом?

— Да, многие.

Это добровольно? А то, знаете, сейчас такой политический тренд...

— Добровольно, конечно. Просто удобная вещь.

Удобная для работы?

— Да. Тут рабочий календарь, синхронизированный с рабочим компьютером, домашним, с компьютерами сотрудников министерства — они все знают, чем я занимаюсь. И я знаю, чем занимается каждый сотрудник.

Вы только у себя в министерстве такую систему создали?

— Ну, вообще, этот инструмент придумали давно. На предыдущем месте работы у нас также была организована совместная работа с документами и планирование рабочего времени. Сюда, в министерство, когда пришел, тоже решил сделать. При помощи рабочего компьютера и планшета я могу в режиме реального времени в онлайне работать над документами, причем совместно со своими сотрудниками.

Конфиденциальность от этого не страдает? Все-таки на рабочем компьютере, наверное, какая-то защита стоит, а тут...

— Риск есть всегда, с одной стороны. А с другой — наша деятельность на 99,9 процента публичная. Поэтому никаких секретов от нижегородцев у нас нет и быть не должно. Отчет о деятельности министерства регулярно появляется в Интернете.

У вашего министерства ведь нет своего сайта?

— Он в разработке. Но у нас есть странички на основном портале правительства области и на Facebook.

Присутствует сопротивление

Кучин водит пальцами по экрану планшета.

— Смотрите: вот документ. С ним сейчас работает несколько человек. Если они вносят правки, то это сразу же отражается у меня. Я могу соответственно тоже что-то скорректировать.

То есть у вас общение с подчиненными полностью сведено к виртуальному, никто к вам «на ковер» не приходит?

— У нас министерство разбросано по территории города. Управление информатизации, к примеру, на улице Костина, особо не набегаешься. Да и зачем бегать, если есть современные средства обмена данными.

Вы и подписываете документы на планшете?

— Нет. Сегодня для планшетов пока нет технологии работы с электронно-цифровой подписью. Вообще мы с марта этого года ввели в министерстве полноценный электронный документооборот, хотя в правительстве Нижегородской области он появился еще в 2007 году, но несколько в ограниченном режиме — в электронном виде документы обращаются между органами исполнительной власти, но не между специалистами. Когда было создано министерство информационных технологий и у нас появились ресурсы, мы докупили необходимое оборудование, установили софт на каждое рабочее место, отработали регламенты документооборота, обучили сотрудников. Много споров было, страхов по поводу отказа от бумажных документов и привычной схемы работы. Но в марте я выпустил приказ по министерству, запрещающий  хождение всех бумажных документов, кроме обязательных — финансовых, к примеру, или кадровых, которые в любом случае распечатываются и подшиваются к личному делу.

Какая пропорция у вас получается сейчас?

— Процентов 90 — электронные документы, и десять — бумажные. В ближайшее время всё правительство станет работать по такой схеме. Необходимо только установить дополнительное оборудование, программное обеспечение на каждое рабочее место, а не только делопроизводителю. Ну и обучить работе с программой-клиентом.

«Все готовились. Но никто не готов»

Электронное правительство внедряют далеко не первый год. С чем связана растянутость во времени?

— Начнем с того, что термин «электронное правительство» многие понимают по-разному. Для одних это организация внутренней работы, тот же самый документооборот. Некоторые регионы, к примеру, ввели электронную регистрацию документов и называют электронным правительством ее. Для других это система оказания госуслуг, возможность через Интернет, мобильный телефон, терминал подать заявку и получить результат. Когда впервые заговорили об электронном правительстве, в 2005—2006 гг., прежде всего ставилась задача организации внутренней работы. Утвердили программу «Электронная Россия», и выяснилось, что, во-первых, у нас материальная база хромает, то есть компьютеры есть не во всех органах власти. За два-три года решили проблему. Во-вторых, отсутствовали каналы связи. Постепенно и этот вопрос сняли. Я к тому, почему так долго все это внедряется. Кроме того, обнаружилось, что в стране было непонимание с полномочиями и компетенциями на уровне законодательства. Чтобы один государственный орган взаимодействовал с другим, он ведь должен знать, где границы его полномочий, где они пересекаются. Родилась административная реформа, которая вычищала все перекосы вплоть до 2007 года. То есть, смотрите, сколько лет ушло на создание нормативной базы и инфраструктуры. Появилась возможность говорить уже об оказании электронных услуг населению, о работе с внешним контуром.

Перевод услуг в электронный вид условно разбит на пять этапов. Первый — размещение информации на официальных ресурсах. Сегодня, даже если мы знаем, какой орган нам оказывает услугу, какие формы документов нужны, мы все равно вынуждены прийти, посидеть в очереди, попасть к специалисту, получить от него бланки, заполнить, собрать весь пакет документов, опять посидеть в очереди, отдать документы специалисту. Теперь все необходимые сведения есть в Интернете, на порталах госуслуг, в том числе регламенты, в которых прописаны все процедуры при оказании услуги, ответственные и, самое главное, сколько времени чиновник может потратить на оказание той или иной услуги.

Вплоть до минут?

— Да. Есть регламенты, их можно скачать. В них указано, какой орган оказывает услугу, где он расположен, каким законом, постановлением, административным регламентом регулируется данная услуга, какие документы необходимы и так далее. Теперь второй этап — размещение, кроме информации об услуге, еще и форм, бланков необходимых заявлений, которые можно скачать, заполнить вручную и отнести. Третий этап — возможность заполнения и подачи заявлений непосредственно в Интернете. Четвертый этап — возможность контролировать ход оказания услуги. То есть подал заявку, заходишь потом и смотришь, где она, кто ее рассматривал, когда будет принято решение, какие документы или сведения еще требуются от тебя. Пятый этап — это полноценная электронная услуга, когда человеку вообще никуда не нужно ходить. Достаточно компьютера с выходом в Интернет. Нужна справка — получаешь справку по электронной почте, например. Нужно разрешение — получаешь разрешение. Если результатом оказания услуги должна быть запись в какой-либо государственной базе данных, это запись делается, а вас просто информируют. И так далее.

Нижегородская область на каком этапе находится?

— У нас полностью пройдены первые два этапа. По третьему этапу часть услуг переведена. По четвертому этапу уже есть примеры. Скажем, на портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области появилась новая возможность: подать заявку на услугу «Содействие в поиске подходящей работы» (раздел Услуги онлайн/ Трудоустройство) и ряд услуг по исполнению социально-правовых запросов на получение архивных справок и копий (раздел Услуги онлайн/Архивы). Заявление автоматически отправляется в нужный орган власти, а жителю на электронную почту будут приходить уведомления о ходе исполнения заявления. В уведомлениях указывается статус заявки (получена, заполнена некорректно, переназначена другому исполнителю, обработана), контакты исполнителя, комментарии исполнителя. Пятый этап не реализован совсем, он нигде в стране не реализован. Проблема не столько технологическая, сколько нормативная. По некоторым направлениям в законе прямо сказано: для получения услуги необходимо личное присутствие заявителя. Возьмите то же получение паспорта. Чтобы упростить этот процесс, 1 июля были внесены поправки в 210-ФЗ, который регулирует оказание услуг в электронном виде. Изменения касаются как раз снятия таких законодательных ограничений, где это возможно. Теперь осталось изменить всю цепочку подзаконных и нормативных актов, вплоть до региональных и муниципальных.

Я слышал, с 1 июля должна была заработать система межведомственного взаимодействия. То есть человеку, заявителю, больше не нужно бегать по кабинетам за справками всеми документами госорганы обмениваются самостоятельно, без привлечения гражданина. В нашей области эта система работает?

— Действительно, к запуску этой системы мы готовились, вся страна готовилась. Но, оказалось, никто не готов. В конце июня я был на совещании в Москве с участием Минэкономразвития и Минкомсвязи. Так вот там прозвучало мнение о том, что по ряду объективных причин внедрить систему межведомственного взаимодействия в том виде, в котором требует закон, Россия пока не может. С учетом этого вступление в силу данной нормы закона для федеральных органов власти было отложено до октября этого года, для региональных и муниципальных — до 1 июля 2012 года. Нам дали год, чтобы все доработать.

Весной правительство страны утвердило перечень из 74 услуг, которые должны оказываться в электронном виде. Я тогда проверил, какие из этих услуг есть на региональном портале, и, в общем, картина не очень радужная получилась. Ну, самое элементарное записаться ко врачу через Интернет в Нижегородской области можно только в два учреждения Приволжский окружной медицинский центр и детскую поликлинику № 10 в Дзержинске. В остальных-то медучреждениях когда это появится?

— По тем двум учреждениям, которые вы назвали, там инициатива главврачей была. Для реализации этой задачи во всех лечебных учреждениях региона соответствующие мероприятия предусмотрены в региональной программе модернизации здравоохранения. В течение 2012 года наши коллеги из областного минздрава должны приобрести необходимое оборудование, развернуть программное обеспечение. В результате запись к врачу через Интернет будет возможной на территории всей области уже в будущем году.

«По универсальной карте вопросы остаются»

Еще одна большая тема, связанная с электронным правительством, универсальная электронная карта. Ее внедрение планируется уже с 2012 года. К ней подготовиться успеем?

— Мы как орган власти обязаны быть готовыми...

Она же, если я правильно понимаю, должна заменить какие-то основополагающие документы, удостоверяющие личность?

— В начале пути, в 2012—2014 гг., карта станет дополнением к традиционным документам. Что-то, возможно, она и заменит, к примеру, медицинский и пенсионный полис. В перспективе по карте можно будет работать с налоговой службой, оплачивать государственные услуги. На самом деле вопросов с ней пока больше, чем ответов, несмотря на то что срок ее внедрения близок. Есть ряд вопросов по техническим требованиям. Долгие дискуссии продолжаются о том, какой должен быть чип, что должно быть изображено на карте, какие использовать технологии шифрования и защиты информации. Медленно, но вопросы снимаются, нормативная база подбивается. Уже под нее регионы должны создают инфраструктуру. У нас в регионе начало работу государственное учреждение «Центр информационных технологий», которое в том числе является уполномоченной организацией субъекта по универсальной электронной карте.

«Все придет со временем»

Универсальная карта, электронные услуги все это здорово, Сергей Валентинович. Но я с трудом представляю, как это все будет выглядеть в сельской местности, где в райсоветах стоят иногда компьютеры еще 90-х годов выпуска.

— И что? Надо отказаться от задуманного? На самом деле вы приводите довольно частый аргумент. Но, во-первых, на селе живут ведь не только пожилые люди. Да и никто не собирается принуждать человека пользоваться исключительно электронной услугой. Если удобнее по старинке, пожалуйста — вас обязаны будут принять. Во-вторых, знаете, еще год назад никто не мог представить себе, что такое электронная услуга. Так же как два года назад никто не представлял, как можно сесть в самолет или поезд без билета. Я уже давным-давно не покупаю билеты в кассах, а приобретаю электронный билет. Недавно вот вернулся из отпуска, ездили с семьей в Турцию. У меня не было с собой ни одной бумажки. Было только четыре паспорта. И все. Турпутевку с вылетом из Нижнего я заказал себе со скидкой в Ханты-Мансийске (Тюменская область — родина Сергей Кучина. — Авт.), находясь здесь. Оплатил ее через Интернет. Мне прислали в электронном виде подтверждение платежа и необходимый пакет документов — билеты на самолет, информацию об отеле, об уплаченной страховке. Мне не надо было идти в турагентство, платить комиссию и так далее. Начиная сегодня пользоваться подобными сервисами, население завтра спокойно разберется в принципе действия электронной услуги. Все придет со временем, и не нужно бояться перемен.

Беседовал Артем АНИСЬКИН.

aniskin@nrnnov.ru.

Фото Елены ВАЛОВОЙ.

Кстати

Нижегородская область заняла первое место среди регионов РФ по уровню внедрения электронного правительства. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области со ссылкой на журнал «Госменеджмент», опубликовавший рейтинг регионов по уровню внедрения электронного правительства.

26 июля 2011 года журнал «Госменеджмент» опубликовал рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 июля 2011 года, составленный «Центром прикладной экономики». Нижегородская область заняла первое место как по Приволжскому федеральному округу, так и в целом по России.

В проведенном исследовании основной акцент был сделан на работу электронных сервисов. Нижегородская область в опубликованном рейтинге получила больше всего баллов по предоставлению в электронном виде услуг по техобеспечению.

Системы электронного правительства нет только в двух субъектах РФ — Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской республике. В Нижегородской области такой интернет-ресурс успешно функционирует с 1 февраля 2007 года. На сегодняшний день насчитывается более 11 000 обработанных онлайн-обращений.

По данным пресс-службы главы региона, нижегородские государственные информационные ресурсы получают высокую оценку уже не первый раз. Так, портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области признан лучшим по итогам второго Всероссийского конкурса «Лучшие решения по созданию систем коллективной обработки информации».

Дата создания страницы: 12.08.2011
Дата модификации страницы: 12.08.2011
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet