Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

25.10.2004 16:23Владимир Седов: «За эти два года я был самым популярным министром!»

21 октября в министерстве культуры Нижегородской области  состоялся брифинг с министром культуры Владимиром Седовым.

Прошло ровно два года  со дня вступления его в  эту должность. Время собирать камни, подводить итоги. «Если бы я сидел тихо и все бы пустил на самотек, то все плыло-ехало само собой. Но я  за эти два года был самым популярным министром!» - признался журналистам Владимир Иванович. Предлагаем вашему вниманию разговор с министром  об  актуальных вопросах в сфере культурной жизни Нижегородской области.

- Владимир Иванович! Начнем с  вопроса подготовки подведомственных учреждений культуры к началу сезона, как отопительного, так и творческого.

   - В министерстве прошло совещание по  вопросу о подготовке подведомственных учреждений к зиме. В этом году в области в отличие от предыдущих лет все учреждения культуры – библиотеки, театры, музеи - подготовились достаточно хорошо. Я считаю, проведена большая  работа. Некоторым руководителям в прошлом году были объявлены выговоры, кто-то освобожден от должности. Все поняли, что готовиться к зимнему периоду  нужно серьезно.    Что касается  творческой стороны дела, то практически все  театры  открылись премьерами, причем,  аншлаговыми. Сейчас  везде  идут спектакли по наполняемости зала не ниже 90%. Из Ярославля только что вернулся академический театр драмы, который пять лет не участвовал в фестивале и  получил очень высокую оценку жюри. Театр готов  и к  гастролям по области. В кукольном театре спектакли идут с большим успехом. Скоро вернутся времена, когда будут спрашивать лишний билетик.

На мой взгляд, самое главное – произошли изменения в сознании руководителей.

  Раньше  было в порядке вещей потребительское отношение ко всему. Директора приходили и просили: «Дайте!». Сейчас этого уже нет. Даже аренда помещения была   такой мизерной и смешной, что, к моему удивлению, составляла стоимость двух-трех кресел в зале. Сейчас аренда  достаточно высокая. Замечательно, что руководители начинают спорить, если их уговаривают сделать аренду ниже на 50%. В сознании хозяйственных работников культуры появился «уголок» менеджера. Деньги идут ведь не только на благоустройство, но и на новые постановки, новые костюмы и декорации.

-  Какую часть занимают билетные деньги?

- Билетные деньги составляют  небольшую часть -30%.Сейчас мы направляем делегацию  в Самарскую область, чтобы перенять передовой опыт по распродаже билетов через Интернет. Опять же инициатива исходит от директоров, которые стали понимать и  роль  рекламы, и использование арендных платежей. Часть денег  ведь идет  на надбавку к зарплате. Актеры  театра кукол получили надбавку 30%, с нового года  все  остальные работники театра получат - 20%.

- В ногу со временем?

- Да, кроме того, сейчас пошла хорошая тенденция: многие спонсоры хотят вкладывать деньги в конкретные дела. Может, это и прозаичные дела. Например, Нижегородскому театру драмы подарили стиральную машину, два компьютера, кукольному - подарили аппарат для спецосвещения. Хотя бюджет в этом году  идет с повышением, он на самом деле  очень  ограничен, рассчитан на зарплату и коммунальные услуги. Немного дают на новые постановки, немного - на капитальный ремонт. К 70-летию театра оперы и балета некоторые благотворители предлагают суммы от 10 до 100  тысяч долларов. Один из благотворителей вам хорошо известен - это Николай Басков.

- Каким  образом финансируются  новые постановки спектаклей?

- На постановки  спектаклей делается заявка – 2 миллиона рублей. Финансирование одного в среднем составляет 200-300 тысяч рублей. Появляется  возможность поставить 9-10  спектаклей. С получением спонсорских денег возможности увеличатся  до 15 постановок. Некоторые меценаты предлагают свое участие, но при условии хорошей режиссуры. Вся беда  в отсутствии хорошей режиссуры, поскольку не было  подготовленной смены. Мы пригласили в драмтеатр народного артиста России Анатолия Иванова. Он поставил  спектакль «Тартюф», который получил в Ярославле  приз «Хрустальный колокол». Я проводил ряд встреч с  театральными деятелями по этому поводу.  Встречался с художественным руководителем драмтеатра  Георгием  Демуровым. «Подчистили» репертуар, и сейчас  все спектакли идут  при наполняемости зала на 90 %.   Кроме того, ведутся переговоры с Московскими режиссерами. Все сегодня прекрасно работают. В драме прошла с успехом постановка  по Булгакову. В кукольный театр пришел  молодой талантливый художественный руководитель Вадим Смирнов, и все спектакли идут с аншлагом. В ТЮЗе – руководитель Виктор Симакин. Там всегда все нормально. В оперном театре состоялась премьера «Кармен». У театра  оперы и балета очень хорошие  международные связи с Китаем, Югославией. Развиты также международные контакты у  Нижегородской государственной филармонии. Они готовятся к гастролям  в Германию и Францию.

-  А как обстоит дело с  культурой «малых городов», сельских районов?

- Сейчас мы решили вопрос об обновлении автобусного парка, который  20 лет не обновлялся. В этом театральном сезоне, думаю, все театры смогут выезжать в малые города со своими постановками.

- Владимир  Иванович! В министерстве культуры произошли   изменения в  связи  с созданным  департаментом народных промыслов и туризма.  Каковы перспективы развития Нижегородской туристической индустрии и народных промыслов?

- У нас был отдел народных промыслов.  Сейчас мы  добились  и создали департамент народных промыслов и туризма, объединив их под одну крышу, потому что все маршруты, которые разрабатываются, фактически закреплены на основе достопримечательностей и изготавливаемой сувенирной продукции. Мы  стали больше приглашать гостей, в том числе  из Англии и  Германии,  для участия  в туристических семинарах, туристических выставках, чтобы расширить их   представление о наших промыслах. А так как Нижегородская  область богата на сувенирную продукцию, сейчас ведется серьезная работа по сертификации изделий народного промысла для  защиты  от подделок и сохранения технологии изготовления хохломы. В настоящее время директором департамента назначена Алла Похрицына, молодой кандидат наук. Она защищала диссертацию о промыслах и туризме Нижегородской области. Очень хороший специалист.

Мы проводим много организационных собраний, совместных встреч руководителей предприятий  промыслов и  директоров туристических фирм в установлении новых маршрутов,  как внутренних, так и зарубежных. Каждая из сторон   взаимообогащается.

 - Подведена какая-то экономика под развитие  народных  художественных промыслов и туризма?

- Пока нет экономики туризма, идет сверка акций, финансовых ревизий. Я сам столкнулся с интересной вещью. Когда был в Марселе (еще до того, как стать министром), оказался на презентации  нашей хохломы, только не Семеновского предприятия художественных промыслов, а частной фирмы.  Это оказалась такая некачественная  продукция, что на глазах разваливалась. Я думаю, что взаимодействие туризма и промыслов даст свой положительный результат. Тем более в Москве сейчас открылся мощный центр, где туризм и промыслы присутствуют вместе. Туристам предлагают покупать изделия художественных промыслов в  фирменной упаковке этого центра. Мы уже получили в этом центре площади.

- Владимир Иванович! Но  отсутствие сертификата – это ведь  не единственная проблема. Там  экономика слабая, тарифы постоянно поднимаются.

- Да, об этом мы постоянно говорим. На предприятии художественных промыслов используется ручной труд. Если в другой отрасли продукцию можно поставить на механический поток, убрав ручной труд. При этом естественно уменьшатся затраты, и будет экономика, то на предприятиях народных художественных промыслов этого нельзя допускать. Мы предлагаем снизить ставки на облагаемые налоги, но в ОЗС идет какое-то непонимание. Многие предприятия НХП вынуждены  были раздробиться.  Сейчас мы лоббируем свои интересы через Госдуму. Когда я пришел в Министерство культуры, предприятия были в таком плачевном состоянии, что хотели из-под крыла министерства  выйти и перейти в министерство промышленности. По некоторым вопросам нам  все же удается убедить депутатов, например, по налогообложению древесины.

- Как известно министерство культуры провело акцию « Кино против наркотиков». Это замечательно. Как вы оцениваете на сегодня состояние кинопроката в Нижегородской области?

- У нас есть хорошие результаты.  Мы купили десяти районам области  на условиях частичного  самофинансирования (50 на 50) систему DVD. В настоящее время заказали четыре передвижные установки. В этом нам  очень  хорошо помогает депутат Хинштейн.

-  Кино будут показывать, как в старые времена: машина, водитель и экран?

-Да, так. Когда мы проводили кинофестиваль «Любовь и земля», то столкнулись с тем, что в районных городах кто-то еще смотрит  кино, а в деревушках никто  и ничего не смотрит.

 Мы решили в отдаленные районы области привозить кино.  В сравнение с тем, что мы показали,  блокбастеры  ребятам стали уже неинтересны. Там  экран забит был такой продукцией. В них один и тот же актер сначала играет  положительного героя - генерала, а затем – преступника, взламывающего кассу. А ведь у нас снимают и хорошие фильмы. Мы  все просматриваем, закупаем и привозим. Над этим работает комиссия, в которую входят  сотрудники «Киновидеообъединения» и другие специалисты. Кстати, на последнем заседании Правительства, когда  принимали областной бюджет, Геннадий Максимович Ходырев четко поставил перед нами задачу: втрое увеличить закупку отечественных картин. Если в прошлом году выделялся 1 млн. рублей, в этом году  3 млн. рублей.

- «Культурный» год   нормально подходит к завершению?

-Он плавно переходит в начало. Смотрите: прошло празднование 100-летия Валерия  Чкалова, в  Арзамасе - Гайдаровские чтения. В оперном театре, я считаю, произошло интересное событие, когда осуществилась постановка с  вложением инвесторами суммы $ 200 тыс. Второй год  20 человек учатся менеджменту в нашем министерстве. Будут учиться директора, художественные руководители, актеры. Мы впервые провели среди директоров конкурс. Меня «били» за этот конкурс, но,  я считаю,  что это демократичная вещь. Сейчас готовим еще два конкурса на замещение двух вакансий руководителей. На каждую вакантную должность будут конкурсы, потому что показывается класс. Когда спрашивали прежних руководителей, подготовили ли вы замену, был всегда удивленный взгляд. А один директор даже сказал: «Я гений, а у гениев замены не бывает!» Я понимаю поэта Игоря Северянина, который себя называл так, но тот «гений» рядом не стоял. В конкурсе принимает участие по 15-20 человек, и мы знаем, что есть достойная смена.

- Владимир Иванович! Предстоящий  бюджетный год  для министерства и вообще культуры Нижегородской области предстоит такой же напряженный  или будут какие-то добрые перемены?

-Вы знаете, что бюджет сейчас готовится. Он  напряженный, тяжелый, дефицитный. Тем не менее, мы смогли на заседании Правительства отстоять все наши позиции. Они не уменьшились, а увеличились. Мы заложили и на увеличение зарплаты, и на коммунальные расходы, и  на новые постановки.

- Прошла информация о том, что конкурс  популярной песни им. Б. Мокроусова включили в Федеральную программу. Каким  образом расширяется практика Российских программ?

-Мы очень плотно работаем. Практически по каждому направлению: и по музыкантам, и по художникам, и по писателям. Практически по всем направлениям деятельности министерство культуры берет федеральные деньги. Конечно, это не такие большие  деньги, но для нас  большие: 200 тысяч рублей, один миллион, полтора миллиона.

У других – другие масштабы. Мы пошли дальше. Узнали из центральной прессы, что Правительство России выделило 200 млн. рублей на восстановление церквей и храмов.

А так как эти храмы собственность Минкультуры, с нас требуют  при  их передаче  на восстановление больших денег. Надеемся, что получим и здесь финансирование.

-Министерство культуры  очень активно проводило Гайдаровские чтения. Подобные конференции имеют   какой-то результат?

- Прошли Гайдаровские чтения. Это очень хорошо. У меня у самого четыре дочери. Они вообще не знали о  детском писателе Аркадии Гайдаре, поскольку он исключен из школьной программы из-за того, что был Егор Гайдар. Плохо, что из-за внука убрали деда. Когда мы с  Егором Гайдаром  встречались в Арзамасе, он сказал: «Это самое трагическая вещь: не нравлюсь я, а причем тут мой дед?!» Действительно,  он прекрасный писатель! Мои дети прочитали все его книги. На мой взгляд,  проведенной читательской конференцией мы добьемся, чтобы в школьную программу включили  произведения Аркадия Гайдара. Кстати, при  всей его сложной жизни тот факт, что он смог оставить свое литературное наследие, заслуживает глубокого уважения. Я сам пишу книги и знаю, что такое писательский труд. Ведь он мог все свои произведения  рассказать наизусть, как стихи. Замечательно то, что время разбрасывать камни прошло. Начинают брать  самое лучшее. Подобные конференции необходимы, и мы  достойно их проводим, потому что у  нас работают прекрасные руководители в библиотеках.      

-  Вы испытываете удовлетворение от проделанной работы?

- Во-первых, все руководители предприятий расширили свой  экономический кругозор, стали считать деньги и самостоятельно зарабатывать. Во-вторых, через дополнительные деньги мы дали возможность творчески раскрыться. В-третьих, за счет сильной материальной базы сделали капремонт всех учреждений культуры. Подводя итог,  хочется сказать -  я  рад, что у нас  в министерстве  культуры работают профессионалы своего дела, высококвалифицированные специалисты.

Дата создания страницы: 25.10.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet