Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

04.10.2004 11:29Сергей Наумов: «Сейчас самое трудное в современном образовании – маленькая зарплата»

Сергей Васильевич, каковы основные проблемы в системе образования?

Если говорить о количественном и качественном показателе, то у нас 1501 школ всех видов, 74 техникума, 86 профессионально-технических училища, 14 вузов государственных и 26 филиалов ВУЗов различных городов. Что касается количества, то у нас 480 тысяч школьников на сегодня, порядка 160 тысяч студентов ВУЗов, 140 тысяч студентов начального профессионального образования.

Я всегда говорил, что у образования две проблемы: маленькая заработная плата и материально-техническое обеспечение. Вторая проблема на сегодня ушла на второй план. На сегодня уже поставлено большое количество компьютеров, и до конца года будет поставлено еще 552 компьютерных класса на 62 млн. рублей. Мы закупаем компьютеры вместе с федеральным, областным и местным бюджетом. На 26 млн. рублей мы закупаем спортивный инвентарь. Кроме того, у нас действует программа «Школьный автобус». Это можно считать гордостью, такой программы больше нигде нет. Наш Губернатор настоял на том, чтобы эта система работала.

Второго числа у нас состоится торжественное вручение 65 новых школьных автобусов, в тот же день мы будем праздновать День учителя в филармонии. Мы постараемся выставить весь парк машин, чтобы было видно. Но все-таки, самое главное – решился такой политический экономический вопрос как содержание школы. Муниципалитеты имеют разное финансирование, не виноват район, у которого нет Выксунского металлургического, Выксунского автомобильного завода, а наполнение бюджета в основном зависит от экономики. Сегодня до 2005 года мы забираем выплату заработной платы и всего необходимого для школы на областной бюджет. Для муниципалитетов остается только ремонт и содержание помещений.

Как проходит обеспечение противопожарной безопасности в школах?

Приволжско - Уральский округ, в который входит 22 региона, затратил на противопожарную безопасность 290 млн. рублей. Из них 143 млн. рублей – Нижегородская область. Мы смогли найти средства.

Как проходит поддержка одаренных детей?

Мы гордимся тем, что мы стоим одними из лидеров уже фактически 10 лет. Мы входим в тройку, а иногда в двойку лучших регионов, когда наши ребята по некоторым предметам становятся победителями международных олимпиад. По количеству одаренных детей мы сегодня стоим вровень с Питером и Москвой, иногда выигрываем у них, кто-то из нас троих становится первым или вторым. Это говорит о качестве подготовки школьников. Если говорить о качестве подготовки аспирантов или студентов, у нас есть губернаторская Программа «Поддержка молодых ученых», ей уже 10 лет. Программа дает возможность нам закрепить наши кадры молодых ученых, она поддерживается нашими самыми крупными учеными, которые отбирают по крупицам этих людей. Мы тратим на это деньги, но мы знаем, куда их вкладываем. Зато наши аспиранты, наши студенты остаются у нас.

Сергей Васильевич, какова сейчас обстановка с педагогическими кадрами?

Если говорить по схеме, есть ли нас проблемы с кадрами, то их фактически нет. 96% обеспеченности говорит само за себя, но здесь нужно понимать, как это происходит. Многие педагоги работают не на одну ставку, а на полторы и на две. Да, мы разбираем эти часы, но делаем это неправильно, и делаем это не только у себя в области , но и во всей стране, именно потому, что у учителей маленькая заработная плата, потому что на одну ставку учитель выжить не может. Я против того, чтобы учитель работал на две ставки и на полторы. Он должен работать согласно той квалификации, тем часам, которые есть. Хороший учитель, уважающий себя учитель должен готовиться к урокам 3-4 часа, тогда он полностью может отдать свои знания. Сегодня он в этом не виноват, мы вынуждаем его зарабатывать деньги, и из учителя делаем ремесленника. Таким образом, получается, что к нам не идут лучшие. Я не говорю о тех, кто пришел, это замечательные люди и им надо поклониться в ноги, они работают и за страх и за совесть. Недавно одна передача была о человеке, который возглавляет одно из дошкольных детских учреждения. Он говорит: «У нас нет текучки, за все время ушло два человека, а получают эти люди: повар - 800 рублей, средняя зарплата в детском садике – 2-2,5 тысячи рублей. Кто за эти деньги будет работать? В хорошем смысле фанатики, но испытывать их терпение уже достаточно.

Какова сейчас ситуация по зарплате?

Сегодня у нас есть определенные закрепления, у нас остаются молодые работать вожатыми. Остаются именно потому, что мы единственный регион и область, которая восстановила институт вожатых. У нас есть конкурс «Вожатый года». Когда человек занимает призовое место, то он сразу может получить высшую категорию учителя, которую получить очень сложно. Когда он ее получает, он пять лет остается вожатым, потому что ему выгодно это, а когда отработает, то уходит на предмет, но остается в школе. Это помогает стабилизировать ситуацию в этой части по кадрам. Хотя у нас в основном работают люди, которые в школе 20 лет и более.

Еще у нас есть одна программа, которой в России фактически нет, а у нас она идет с большим удовольствием. Мы - единственный регион, который в следующем году не будет иметь проблем с преподавателями иностранного языка в селе. Шесть лет назад мы начали открывать в наших педагогических училищах специальность «Учитель иностранного языка». Мы понимаем, что в какой то степени в качестве подготовки мы теряем, но лучше иметь учителя, чем его совсем не иметь. И вот тот, кто заканчивает три года учебы в педколледже и идет работать в село, откуда приехал, он доучивается три года бесплатно, - у нас есть такой договор с Лингвистическим университетом, - и получает высшее образование. Эта программа называется «3+3». Следующий выпуск перекроет нам всю потребность по селу. У нас нет проблем с учителями иностранного языка. Если бы была зарплата, от нас бы никто не уходил и мы бы имели возможность выбирать. Но это говорит о том, что надо что- то делать, нельзя больше ждать. Так что, что можем в этой ситуации, то и делаем.

Учителя много проиграют, если надбавка 25% к заработной плате будет внедрена, а особенно сельские учителя?

Ситуация следующая. Если вводятся законы о снятии определенных льгот, то есть такая категория - 25% сельских. Я думаю, что их снимать нельзя, потому что условия работы и жизни в городе и в деревне совершенно разные. Если мы хотим привлечь в село человека, то мы должны это все ему оставить. В какой форме это останется, в денежной или какой-либо другой, неважно. Надо ставку повысить сельского учителя, если не хотим давать ему деньги или льготы. Если льготы заберут, то 20% повышения с нового года не компенсируют отнятые 25%. В этом учителя могут пострадать.

А какова позиция Москвы со стороны образования?

Я могу сказать одно, что люди тоже предлагают в этой ситуации выход в том, что нужно повышать зарплаты. Я понимаю, что нельзя по-другому, я говорил уже не один раз о том, что если опустить образование на коммерческую основу, оно выживет, но кто будет учиться там? Тогда не будет возможности у тех людей, у которых нет денег просто повести своих детей в школу. Это неправильно, тогда это не Россия. К примеру, в маленькой Франции все образование бесплатное, даже высшее, даже для приезжих иностранцев.

Сергей Васильевич, каково состояние профтехобразования в Нижегородской области?

Могу сказать, что мы в свое время, 6 лет назад выступили с инициативой забрать с федерального бюджета все учреждения начального профессионального образования, потому что тогда бюджеты местные платили деньги, а федеральный не платил. С этого года федерация полностью отдает муниципалитетам все ПТУ. Мы имеем уже огромный опыт почти семилетней работы с этим, поэтому у нас 19 октября будет проводиться федеральная коллегия министерства образования по профтехобразованию. Наша система признана одной из лучших сегодня, потому что мы смогли выжить. Да, какое-то время мы кувыркались, открывали разные профессии, лишь бы только выжить, потому что нас предприятия в свое время бросили, но сегодня мы можем гордиться тем, что у нас с предприятиями, советом промышленников и предпринимателей очень хорошие контакты. Мы ни одного человека не готовим в воздух, мы готовим всех ребят только по договорам. Ситуация следующая: предприятие дает заявку, что им нужны такие-то специалисты, мы начинаем готовить. Если база нашего учреждения не позволяет, то мы с ними заключаем договор и готовим на их базе, но мы делаем конкретные шаги к тому, чтобы каждый ребенок был устроен. Самое интересное, что сегодня предприятий коснулся большой голод в рабочих. Если раньше нерадивые руководители считали, что им хватит тех людей, которых разогнали, того потенциала рабочих, то теперь понимают, что нет. Поэтому мы повысили статус наших ПТУ, порядка 25 ПТУ мы перевели в техникумы, но оставили в них и подготовку рабочих кадров. То есть они сегодня и ПТУ, и техникумы. Плюс здесь в том, что фактически без какой-то нагрузки мы можем подготовить более высокого специалиста по той потребности, которую от нас запросило предприятие. Самый последний шаг интегрированного образования как такового - договора с нашим Техническим университетом и другими университетами, которые напрямую после этой подготовки на 3 курс принимают этих ПТУшников. Получается, человек пришел учиться в ПТУ, а вышел с высшим образованием. Это классика и это правильно, это схема накопления знаний. Он пришел, понял, что ему нужно взять и начинает набирать как бы образовательный кредит. Хватило кому-то техникума - он сходит с этой дороги, кому-то не хватает - он набирает дальше. Это позволило сегодня иметь одни из лучших образовательных учреждений области в этом направлении.

К примеру, Арзамасский технический коммерческий колледж. Там мраморные лестницы, подвесные потолки, там компьютеры у всех давным-давно. Ребята получают по 8, по 10, по 5 тысяч рублей в месяц, собирая машины, они собирают телевизоры уже давно. Это дает возможность иметь классного специалиста. Там огромный конкурс.

Возьмем Лукояновский сельскохозяйственный техникум, Лысковский техникум - это сильная система. В дальнейшей перспективе с 2006 года начнут передавать нам все техникумы федеральные. Мы этой ситуации не боимся, тем более, что приедет, как я уже сказал, коллегия изучать нашу область, как же мы смогли выжить. А тут все просто. Просто нужно уметь договариваться и работать применительно к той местности, которая есть. У нас есть много предприятий, которые вкладывают очень большие деньги в ПТУ: ЗМЗ, ВМЗ, ГАЗ. ГАЗ имеет собственное предприятие подготовки, у них есть учебный центр. Они понимают, что им все равно без ПТУ не обойтись, поддерживают и ПТУ №25, и №4 и другие.

Скажите, пожалуйста, изменилось ли что-то в обеспечении безопасности школ после событий в Беслане?

Есть несколько таких шагов, которые сделаны и которые могут быть сделаны. У нас милиция переводилась на усиленный режим, за каждым учреждением закрепили работника милиции. Кроме этого, за каждым ВУЗом наше областное МВД закрепило куратора в офицерской должности, который полностью решает все проблемы с охраной. Изменены маршруты патрулирования, которые приближены максимально к учебным заведениям: это детские сады, школы и все остальное. Кроме этого, изменены маршруты военных патрулей. Те воинские части, которые находятся в Нижнем Новгороде, полностью сегодня тоже задействованы в этой работе. Что касается перспектив, губернатором дано задание все средние школы вывести на систему государственной охраны. Это касается всех средних школ. У нас их 724, из них порядка 300 школ учатся в 2 смены, они будут охраняться в 8 утра и до 8 вечера. Те, кто учится в одну смену, будут охраняться с 8 до 14:00 часов. В эту систему входит видеокамеры, тревожная кнопка и все остальное. Это вливается, конечно, в деньги. Сейчас просчитывается возможность, как это можно реализовать. Скорее всего, это будет начинаться реализовываться с 2005 года, мы постараемся предусмотреть часть средств в бюджете, но я думаю, что эта программа будет работать по соучредительству с муниципалитетами. Половину денег, наверное, будем искать в областном бюджете, а половину – в муниципалитатах.

Сергей Васильевич, какое значение министерство придает внеклассной, внеурочной работе с подрастающим поколением и что показывает каждый летний сезон, как наши дети отдыхают, как они организованы?

Начну не с лета, а вообще с общей системы как таковой. Я уже говорил о том, что мы могли восстановить институт вожатых. Это дало нам возможность сегодня быть одними из лучших в России по системе детского движения. Если в 1980 году у нас было 24 военно-патриотических клуба, то сегодня их 76. У нас не было раньше кадетских корпусов и всего остального, поэтому мы этому уделяем очень большое внимание. Мы не закрыли ни одного учреждения дополнительного образования, это Дома творчества юных, станции натуралистов, туристов и всего остального. Самое главное, что мы смогли создать несколько новых организаций. У нас есть Областной детский образовательный центр «Лазурный». Мы можем гордиться, что есть не просто очень хороший центр с хорошими условиями, самое главное, там есть система, которая позволяет нам стабилизировать и развивать систему воспитательной работы в школах, потому что туда собираются по профилю. Кто-то танцует, кто-то поет, работа обретает совсем другой смысл, когда 500 человек со всей области собирается. Это просто сведено воедино и над этим работает очень много хороших талантливых педагогов, без которых нельзя.

Что касается лета, мы из пятерки лучших по детскому отдыху не выходили никогда и в этом году не исключение. В этом году область потратила на 10 млн. больше из областного бюджета, чем в прошлые годы. В прошлом году было 5, в этом году 25 млн. рублей. Кроме этого, есть еще один показатель- это оздоровление не только детей, но и взрослых. В этом году губернатором было принято решение, и Законодательное Собрание его утвердило, это оздоровление педагогов, социальных работников и работников здравоохранения. Нам досталось 10 млн. рублей из 25 и это имеет очень большой резонанс. Мы были на педагогических конференциях, люди просто плачут от того, что без этой программы они не могли отдохнуть, а сегодня они эту возможность имеют.

Сергей Васильевич, деньги, которые в следующем году планируется потратить на обеспечение материально-технической базы, по сути пойдут на увеличение зарплаты бюджетникам, если вдруг федерация не ответит на главное требование профсоюзов увеличить в 1,5 раза зарплату в том числе за счет федерального бюджета.

Если мы говорим о тех средствах, которые предполагает поднять федеральный бюджет, это 20%. Сегодня 20% просчитываются и выносятся на Законодательное Собрание в нашем бюджете областном. Поэтому это никак не отразится на программах, уже бюджет сбалансирован в этой части, и мы уже отстояли свои предложения. Если мы говорим о более высоком повышении, которое, на мой взгляд, должно быть, в 1,5- 2 раза, я не думаю, что сегодня нам прикажут это сделать. То, что мы в области сами не найдет таких денег, это правда. Даже для того, чтобы найти 20% нужно героические усилия применить. Нужно будет искать доходную часть как таковую или брать кредит. Да, область на это идет. С 1 января мы поднимаем зарплату на 20%, по крайней мере, планируем поднимать. Но выше, если будет поставлена такая задача, Москва, наверное, поднимет и нефтеносные регионы тоже, а мы не сможем поднять, говорю сразу. И это неправильно по одной простой причине: если учителю говорят, как учить, чему учить и выделяют общие требования по всей стране, то и платить надо всем одинаково и обязанность эту на себя должно взять государство. Ни один регион не должен выделяться, иначе получится, что где-то будут «белые» учителя, а где-то «черные», то есть кто-то лучше, кто-то хуже. А делаем мы одно дело, у нас общее единое образовательное пространство. Тогда о каком ЕГ вообще можно разговаривать, если один за свою работу будет получать 2 тысячи, а другой 200. Как можно говорить об общих требованиях по подготовке? И вообще, я уже много раз говорил и еще раз повторю: если государство хочет иметь идеологию, оно должно иметь государственное бесплатное образование, должно взять на себя эту ответственность. Никто кроме государства, кроме федерального бюджета эту проблему не решит, и не нужно ее перекладывать на муниципалитеты. Тогда у нас просто пойдет дисбаланс: в одном регионе будут грамотные люди, а в другом будут неграмотные, так же не бывает.

Я сам за то, чтобы повышали зарплаты больше, но я и должен сказать, где взять. Я думаю, что эти деньги должны придти из федерального бюджета, то есть возможность, на мой взгляд, у экономики страны такая есть. Решения вопроса может быть два: или отдать решения на местный уровень или решить их со стороны федерации. Нужно решить со стороны федерации, там профицитный бюджет, там деньги-то есть на это. Да, может быть с чем-то посчитаться надо, я не говорю сейчас, что у кого – то надо отнимать, но может быть резервный фонд, валютный и др. Я не знаю, я не экономист, мое дело - учить. Но знаю одно: по-другому нельзя, испытывать терпение бедного педагога уже некуда. Федерация должна принять решение, другого выхода я не вижу.

Сергей Васильевич, каково содержание работы с беспризорными, обездоленными детьми в Нижегородской области, много ли их?

Давайте начнем с того, сколько детей не учатся или пытаются избежать обучения. Если брать только Нижний Новгород, то сегодня таких детей 83, мы их всех до одного знаем по фамилиям. Из 83 осталось 53, остальных снова посадили за парты и пытаемся за них учиться или вместе с ними, как угодно можно это понимать. Но это все из-за того, что родители не выполняют свои обязанности, то есть, нужна двойная работа. Мы сегодня пытаемся с министерством социальной защиты работать с родителями, потому что они не выполняют своих обязанностей. Это самое главное из-за чего у нас появляются беспризорные дети, и почему у нас много в этой части проблем. У нас и наркомании не будет, если каждый родитель будет за своим ребенком смотреть правильно. Ее будет гораздо меньше, если не будет таких детей, поэтому все, что нужно делать образованию, мы делаем. Мы знаем, мы констатируем факты, мы работаем с родителями, но проблема эта решается в основном, в семье, на 90%. Мы готовы сегодня оказать помощь и оказываем с помощью психологов, работы с семьей, но когда родители не выполняют свои обязанности, а года 3 назад у нас были такие случаи, когда кормили пятерых детей комбикормом, то о чем можно разговаривать.

Да, мы сегодня имеем большое количество детских домов, но я хотел бы, чтобы вы под этой системой понимали немножко другое. У нас было раньше меньше детских домов, но они были большие, это был Дзержинск, Павлово, Варнавино. Там было по 200,300, 400 детей. Знаете, это неправильно, потому что, как правило, если мы из сельских районов свозим туда детей, то они живут все время в городе, а жилье, закрепленное за ними, находится в селе. Им приходится возвращаться, а они там никого не знают, их тоже никто не знает. Мы разукрупнили детские дома и в каждом районе открыли свой, пусть маленький, на 12, 15-20 человек, но семейного типа. Детей пытаются привить к той жизни, где он должен жить, его все знают, ему легче адаптироваться в дальнейшем, вот идея какая. А задача следующая: вообще не должно быть детских домов, потому что детский дом для ребенка вреден. Человек, не имеющий семью, как правило, свою создает очень трудно. Он не может адаптироваться к той жизни, в которую потом попадает или адаптируется очень сложно. Поэтому в принципе, и психологи говорят об этом, ребенок должен воспитываться в семье. Поэтому мы сейчас расширяем работу по патронатной семье, по усыновлению, по всем остальным вопросам, которые в этой части касаются. Наступит все-таки то время, когда у нас детских домов не будет, потому что во многих развитых странах их просто нет.

Какая у вас мечта?

Вы знаете, каждому времени каждая мечта, наверное. Сейчас самое трудное что есть – это все-таки маленькая зарплата. Очень бы хотелось, чтобы до людей, от которых зависит повышение, наверху, в Москве, дошло, что если не поднять зарплату хотя бы до 5 тысяч ставку, мы потеряем педагогов и начнем деградировать в области образования. Мы сегодня еще занимаем передовые позиции в мире, в России, но этого не будет, надо осознавать. Нельзя испытывать терпение столько времени. Да, у нас классные люди. Понимаете, зарплаты нет, а пришли компьютеры в школу, люди плачут: « да что там зарплата, завтра мне еще класс физики приведут, класс химии». Она, бедная, свой кабинет намывает. Ну, другие мы, другие. Поэтому не надо делать что-то там западное, у нас классная система подготовки. Содержательно мы сегодня превосходим любую мировую систему, потому что у нас дается широкая подача знаний до 9 класса. Назовите мне любого ученого, который сразу выбрал свою дорогу. Из 100% может, один какой-то процент сразу определились, и то не знали, ученый он или не ученый. А вот все остальные потом находят. Понимаете, это как запас, который ты можешь положить себе в багаж. На западе делают так: ты - пекарь, ты - слесарь, ты- токарь. И вот он с 5 класса токарем и пекарем, а потом когда негде пекарем работать он уже не может столяром, рубанок в глаза не видел. Это утрированно, но это так. Не надо ограничивать человека, нужно давать ему возможность. А вот что касается профильной школы в дальнейшем, то нет вопросов, там можно уходить в углубленное изучение, там можно давать как можно больше возможности ухода, потому что в 10-11 классе человек определился, он знает уже, куда он пойдет.

Сергей Васильевич, что вы можете сказать учителям накануне предстоящего праздника?

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Хочется поздравить всех работников образования, которые сегодня трудятся и в детском саду, и в школе, и в ВУЗе, и в техникуме, ПТУ, искренне сказать вам всем огромное спасибо. Вы действительно, делаете сегодня очень важное и нужное дело. Я бы хотел, действительно, искренне поклониться вам в ноги и повиниться, может быть, за то, что как чиновник не все еще смог сделать. Но я хочу, чтобы вы поверили, что мы стараемся делать все, что можно сегодня в этой ситуации. И все-таки я оптимист, и думаю, что все будет хорошо. Мы не дадим все вместе с вами и с нашими руководителями погубить систему нашего лучшего, на мой взгляд, в мире образования.

Поэтому хочется пожелать вам успехов, здоровья, всего самого доброго, оптимизма и пусть вас никогда не покидает самое главное для педагога- любовь к детям, к своей профессии.

 

Дата создания страницы: 04.10.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet