Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

Отчет за 1 полугодие

ОТЧЕТ

о работе министерства  финансов Нижегородской области 

за  1 полугодие   2004 года

Основными задачами  министерства финансов являются формирование финансово-экономической политики, стимулирующей  развитие налогового потенциала региона, обеспечение качественного,  в соответствии с требованиями Бюджетного  Кодекса РФ,  составления и исполнения  бюджета.

Формирование бюджета

Областной бюджет и прогноз консолидированного бюджета на 2004 год сформированы   в  соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений Нижегородской области на 2004 год, утвержденной  Постановлением Правительства области от 15.08.2003 №246 «О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год».

Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» принят Законодательным Собранием области 25 декабря 2003 года и подписан Губернатором области  30 декабря 2003 года за №125-З.

С учетом принятых в 1 полугодии изменений доходы областного бюджета  на 2004 год  утверждены в сумме 21,6 млрд. рублей, что выше уровня исполнения доходов за 2003 год на 36%, расходы -  в сумме 20,7 млрд.рублей, что на 22% превышает  объем расходов, произведенных  в 2003 году.

В 1 полугодии  начата работа по подготовке проекта областного бюджета на 2005 год:

·         завершается  работа по подготовке Концепции бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений на 2005 год.  В целях более конструктивного  подхода к формированию бюджета     внедрена практика  проведения  рабочих совещаний    из  представителей депутатов Законодательного Собрания, руководителей министерств  Правительства области, глав  МСУ по  обсуждению  отдельных вопросов  Концепции;  

·         разработан план мероприятий по реформированию межбюджетных отношений и соответствующий проект постановления Правительства Нижегородской области;

·         проведена оценка доходов всех уровней бюджетной системы Нижегородской области по отчетным данным за 2003 год с учетом изменений, предусмотренных проектом ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»;

·         проведен анализ федерального законодательства по реформированию местного самоуправления и межбюджетных отношений и методических рекомендаций Министерства финансов РФ по регулированию межбюджетных отношений;

·         начата работа по составлению реестра  расходных обязательств;

·         разработаны проекты  законов Нижегородской области  «О наделении органов местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов  Нижегородской области   отдельными государственными полномочий  по предоставлению гражданам услуг в области общего образования», «О размерах, условиях  и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг  по отдельным категориям граждан».

В части  законодательных инициатив по  увеличению доходной части бюджета подготовлены следующие законопроекты:

·         проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 25 «Налог на прибыль» части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

·         проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» (в части освобождения от земельного налога земель, занятых дорогами общего пользования межмуниципального значения).

Указанные законопроекты рассмотрены и одобрены  на заседаниях  Правительства.

·         проект закона Нижегородской области «О внесении дополнения в Закон Нижегородской области «О налоге на имущество организаций» (в части предоставления налоговых льгот);

·          проект закона Нижегородской области  «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» (в части увеличения ставок на игровые автоматы).

Итоги  исполнения   бюджета за 1 полугодие  2004 года

Доходы консолидированного   бюджета области в 1 полугодии 2004 года получены в сумме 15 192,8 млн. рублей, что составляет 45% к уточненному плану на год и 101% к плану 1 полугодия. Темп роста доходов к соответствующему периоду  2003 года составил 130  процентов.

Собственные  доходы  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов)  поступили в сумме   12 314,1 млн. рублей, что составляет 48% к уточненному плану на год.  Прогноз  министерства финансов на 1 полугодие по поступлению собственных доходов  консолидированного бюджета выполнен на 108%, в том числе областного бюджета - на 105%,  местных бюджетов – на 111% (в  49  районах  прогноз  выполнен более чем  на  100%).

Налоговые доходы   поступили в сумме 11 422,3  млн. рублей, что составляет 50% к уточненному годовому плану и 107% к плану на январь-июнь. Темп роста налоговых доходов  к  соответствующему периоду 2003 года составил 143 процента.

Основными источниками поступления налоговых доходов консолидированного бюджета являются:

-налог  на доходы физических лиц – 4 668,6 млн. рублей (41% в налоговых доходах);

-налог на прибыль – 3 879,1 млн. рублей  (34%);

-налоги на имущество – 1 224 млн. рублей (11%);

-акцизы  – 763,1 млн. рублей (7%);

-налоги на совокупный доход – 586,4 млн. рублей (5%);

В запланированных объемах  к плану  1 полугодия   и выше  поступили: налог на прибыль (138%),  налоги на имущество (132%), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (119%). 

Неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме  891,7 млн. рублей, что составляет 33% к уточненному  годовому плану и 88% к плану 1 полугодия.  Недополучено  к плану  неналоговых доходов в сумме 121,5 млн. рублей.  Темп роста неналоговых доходов к соответствующему периоду  2003 года составил 116 процентов.

Доходы целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 1 226,1 млн. рублей, что составляет  33% к  годовому плану и 81% к плану  1 полугодия, в том числе доходы дорожного фонда исполнены на 77% к  плану 1 полугодия.

Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в сумме  1 536,1 млн. рублей, что составляет  51% к годовому плану, 97% к плану 1 полугодия.  В том числе дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме 529,2 млн. рублей (75% к годовому плану),  дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета – 199,7 млн. рублей  (58% к плану),   субсидии и субвенции из фонда компенсаций на реализацию федеральных законов -  565,9 млн. рублей (50% к годовому плану).

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме  14 432,3  млн. рублей, что составляет  43 % к уточненному плану на год  и 85 % к уточненному плану  1 полугодия. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2003 года составил 119 процентов.

Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составили: расходы по отраслям социальной сферы – 7 901 млн. рублей  (60% расходов без учета целевых бюджетных фондов),   расходы по отраслям производственной сферы – 2 724  млн. рублей (21% в расходах).  

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области  направлено 5 060,5 млн. рублей или  35%  всех произведенных расходов, что составляет 41%  поступивших собственных доходов.

Доходы  областного  бюджета  за январь-июнь 2004 года получены в  сумме              9 331,6 млн. рублей, что составляет  43% к уточненному годовому  плану и 100% к плану 1 полугодия. Темп роста доходов к    соответствующему периоду  2003 года  составил 136 процентов.

Собственные доходы областного бюджета  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) получены в сумме 6 523,1 млн. рублей, что составляет 47% к  годовому плану и 105% к плану 1 полугодия,  дополнительно  к плану получено 327,2 млн. рублей.    В том  числе налоговые доходы  получены в сумме  6 222,5 млн. рублей (51% к годовому плану, 108% к плану 1 полугодия,  дополнительные поступления - 485,7 млн. рублей),  неналоговые доходы – в сумме  300,6 млн. рублей ( 21% к годовому плану,  65% к плану 1 полугодия, недополучено 158,5  млн. рублей).

В полном объеме  к  плану 1 полугодия и выше поступили:  налог на прибыль (139%), налог на имущество  предприятий (131%), единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения (130%),  налог на игорный бизнес (103%).  Низкое  исполнение  плана  сложилось по налогу на доходы физических лиц (97%), налогу с продаж (86%),  единому налогу на вмененный доход (81%), акцизам (71%),  акцизам на нефтепродукты (43%), лицензионным и регистрационным сборам (20%).

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 8 788,4 млн. рублей, что составляет  42% к уточненному годовому  плану и 83% к уточненному плану на январь-июнь. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2003 года составил 124 процента.

 В структуре  расходов без учета целевых бюджетных фондов  42% составляют отрасли  социальной сферы, 38% - финансовая  помощь  бюджетам других уровней,      7% - отрасли производственной сферы.  

Финансовая  помощь районам и городам из областного бюджета  перечислена в сумме 2 833,4 млн. рублей, что составляет 52% к уточненному  годовому плану и 91% к  плану 1 полугодия.  

Обеспечение социальной направленности расходов бюджета

Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы дотационных районов и городов области  в 2004 году осуществляется  через целевые субвенции. 

В течение 1 полугодия в районы и города области перечислено на эти цели      1 350,9  млн. рублей,  что составляет  98%  к плану 1 полугодия.

Приоритетными для  финансирования из областного бюджета являлись  ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ»,  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Расходы на реализацию  Федеральных Законов в  1 полугодии составили:  «О ветеранах» 426,5 млн. рублей (74% к плану 1 полугодия),  «О социальной  защите инвалидов» – 335 млн. рублей (92% к плану),  детские пособия – 176,1 млн. рублей  (98%  к плану).

С осуществлением программы социальной защиты семей с низкими доходами, реализуется  на территории области реформа ЖКХ.  За 1 полугодие текущего года начислено субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 529,6 млн. рублей, субсидии получили   270 647 семей.

Долговая политика

Основными задачами  при управлении государственным долгом  являются полное и своевременное  исполнение долговых обязательств, эффективное финансирование расходов бюджета и построение оптимальной структуры  долга, характеризующееся отсутствием  на графике предстоящих  платежей  пиковых  нагрузок 

В результате действий Правительства области в 1 полугодии 2004 года долг областного бюджета уменьшился на 484 млн. рублей или 7% к началу года,  в том числе внешний долг  уменьшился на  724 млн. рублей или 34%. 

Всего по  состоянию на 1 июля  2004 года  долг областного бюджета составил 6,5 млрд. рублей, в том числе  внешний долг – 1,4 млрд. рублей или 22% общей суммы долга областного бюджета, 5,1  млрд. рублей – внутренний долг(78%). 

В   1 полугодии Министерством финансов  проведена большая работа  по оптимизации  управления государственным долгом и качественному  изменению  его структуры:

-погашен 3-й транш по Еврозайму;  

-снижена просроченная задолженность предприятий-заемщиков средств Еврозайма на 732 млн. рублей;

-урегулирована просроченная задолженность перед МФ РФ  по средствам МБРР  (проект «Жилищный займ», проект «Городской общественный транспорт», проект «Повышение эффективности использования энергии»), по которым Нижегородская область является гарантом;

-увеличена  доля привлечения кредитных ресурсов через открытие кредитных линий с лимитом задолженности и увеличения доли  долгосрочных  заимствований.

В августе-сентябре  планируется  «удешевить» государственный долг региона путем выпуска облигационного займа.  Проведена подготовительная работа по выпуску займа.  Утверждены Генеральные условия,   проведен конкурс по выбору Генерального агента по обслуживанию процедур выпуска, размещения и погашения облигаций Нижегородской области.  Полный пакет документов необходимый для регистрации Условий эмиссии   находится сейчас  на согласовании Минфине РФ.

Расчеты с поставщиками  энергоресурсов

Для обеспечения своевременных и полных расчетов с поставщиками энергоресурсов в области действует система целевых субвенций для дотационных территорий на оплату расходов по энергоресурсам  (текущих платежей и реструктурированной задолженности).   В  1 полугодии 2004 года  в районы и города перечислена   субвенция на энергоресурсы  в сумме 407,2  млн. рублей (93%  к плану 1 полугодия).

 Во исполнении Соглашения о финансировании капитального ремонта муниципальных объектов теплоснабжения г. Дзержинска от 11.09.03г. министерством финансов профинансировано за счет субвенции на расходы по теплоснабжению г. Дзержинска – 25 млн. рублей. Обязательства областного бюджета исполнены в полном объеме.

В результате осуществления  централизованных и своевременных расчетов за потребленные бюджетной сферой области энергоресурсы,  в течение 1 полугодия сохранялась стабильная обстановка по энергообеспечению бюджетных учреждений районов и городов. Областной бюджет не имеет просроченной задолженности по оплате энергоресурсов перед основными поставщиками.

 

 

 

Стимулирование органов местного самоуправления

В целях стимулирования органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала (выполнение и перевыполнение  установленных плановых назначений по налоговым доходам), а также в снижении кредиторской задолженности по бюджетной сфере и отсутствии просроченной задолженности по заработной плате, разработано Положение об образовании и расходовании Фонда экономического стимулирования городов и районов Нижегородской области,  принятое в виде приложения к Закону  Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год».

По итогам 2003 года в 1 полугодии  из средств областного Фонда экономического стимулирования городов и районов области  осуществлено выделение средств 11 муниципальным образованиям  (Вадский, Вачский,  Воротынский, Дальнеконстантиновский,  Княгининский,  Ковернинский,  Краснобаковский,  Шарангский,  Борский,  Выксунский,   Павловский  районы) на общую сумму 21,5 млн. рублей.

Развитие  страхового рынка.

В течение  1 полугодия осуществлялись мониторинг страхового рынка и координация действий ответственных исполнителей мероприятий Программы развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2003 года № 125.

Разработана конкурсная документация и проведены организационные мероприятия по  подготовке к проведению  открытого конкурса по отбору страховой медицинской организации для обязательного медицинского страхования работающих в органах государственной власти Нижегородской области и бюджетных учреждениях, финансируемых из средств областного бюджета, во исполнение распоряжения Правительства Нижегородской области от 21 мая 2004 года № 272-р.

В 2004 году  продолжена работа  по страхованию государственного имущества области, гидротехнических сооружений, автотранспорта, сельскохозяйственных рисков за счет страхового фонда, предусмотренного в расходной части областного бюджета в сумме  20 млн. рублей.

В  1 полугодии 2004 года  из средств страхового фонда в соответствии  с распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.02.2004  № 66-р «О выделении средств из страхового фонда» было перечислено 2,3 млн. рублей  для оплаты договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородпассажиравтотранс».

Развитие казначейской системы

С  1 января  2004 года  все получатели  средств областного бюджета  переведены   на  новое программное  обеспечение  «АЦК-финансы», позволяющее   создать  единую автоматизированную систему   казначейского исполнения   бюджета  с использованием   электронно-цифровой подписи  (ЭЦП). Проводится    постоянная  доработка  программного комплекса.

С 1 января 2004 года переведен на казначейское исполнение  учет средств,    полученных от предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности. Доходы   от предпринимательской деятельности  поступают   и расходуются   учреждениями  с единого счета областного бюджета  в соответствии  с утвержденными сметами доходов  и расходов. Осуществляется    предварительный контроль  за  целевым  расходованием   данных средств  на нужды учреждения.

На постоянной основе  проводится обучение и оказание консультационной поддержки специалистам  финансовых органов,  бухгалтерских и экономических служб   всех получателей    бюджетных средств по казначейскому исполнению областного бюджета, по работе в новом программном комплексе  «АЦК – Финансы».

Проведены организационные мероприятия  по переводу финансовых органов  Администраций районов и городов   на электронный обмен платежными документами   с ГУ Банка России по Нижегородской области. Подготовлен   график  подключения   финансовых  органов  к электронному обмену.

Постоянно обновляется нормативная база казначейского исполнения   бюджета:

- Разработан  Порядок исполнения  сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2004 год и внесения изменений в нее.

- Разработаны и доведены до сведения администраций районов и городов области рекомендации по созданию местных казначейств  и переводу учреждений, получающих финансирование из средств местных бюджетов  на казначейское  исполнение.  Проводится подготовительная работа  по введению в эксплуатацию  программного  комплекса «АЦК-Финансы»   для  учета  бюджетных операций   местных бюджетов.

- Разработано и утверждено Постановление Правительства Нижегородской области № 54 от 22.03.2004г. «Об утверждении методологических основ перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области».

Развитие системы государственных закупок

В мае 2004 года был сформирован сводный план закупок продукции для нужд Нижегородской области по 29-и прямым получателям бюджетных средств на сумму 6 625 млн. руб. На его основе утверждён план областного заказа. В соответствии с планом в первом полугодии было проведено 96 конкурсов на общую сумму 1 441, 6 млн. рублей (по данным отчётов министерств и ведомств). Относительная эффективность конкурсов составила 4,7%.

Непосредственно министерством финансов было подготовлено и проведено 10 конкурсов и квалификационных отборов.

Наиболее  значимыми являлись следующие:

1. Квалификационный отбор кредитных учреждений на право обслуживания пластиковыми картами счетов по заработной плате работников бюджетных учреждений Нижегородской области, в котором приняли участие 15 кредитных организаций, из них 10 было признано прошедшими квалификационный отбор.

2. Конкурс по определению генерального агента эмитента по обслуживанию процедур выпуска, размещения, обращения и погашения государственных облигаций Нижегородской области на сумму 1 млрд. рублей

3. Конкурсный отбор организаций по реализации программы противопожарной безопасности в образовательных учреждениях Нижегородской области (на поставку и монтаж противопожарного оборудования). По результатам этого отбора заключено 75 контрактов с 21 исполнителем на сумму 81,3  млн.рублей. Экономический эффект составил 14,95% или 15,4  млн. рублей

В первом полугодии в Сводный Реестр государственных контрактов Нижегородской области внесено 1523 контракта на общую сумму 3 122 млн. рублей.

В условиях ограниченности ресурсов  продолжают использоваться  современные формы и методы взаимоотношений с реальным сектором экономики.

Лизинг. В 2004 году  продолжена программа обновления подвижного состава по схеме финансовой аренды (лизинга).  В  течение 1 полугодия в  лизинг приобретено 15 автобусов, на что израсходовано 37,9 млн. рублей целевых бюджетных средств.  Все автобусы направлены на обслуживание социальных маршрутов  в городских и пригородных перевозках.

Возмещение процентной ставки. В соответствии с политикой отказа от прямого субсидирования производственных отраслей, перевода бюджетных потоков  с производителей услуг на потребителей в области широко используется практика возмещения из средств областного бюджета  процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

За 1 полугодие 2004 года на приобретение и строительство жилья Волго-Вятским банком СБ РФ выдано кредитов 41 семье на сумму 5,7 млн. рублей, на газификацию жилья - 333 семьям на сумму 7,4 млн. рублей.  Возмещение части процентной ставки из областного бюджета по вышеуказанным кредитам составило 8,2 млн. рублей.

По программе поддержки легкой промышленности из средств областного бюджета было перечислено на компенсацию процентной ставки уполномоченным банкам  2,4  млн. рублей, в том числе:  ЗАО «Нижегородпромстройбанк»  0,4   млн. рублей,   Волго-Вятский Банк Сбербанка России  2  млн. рублей, ОАО ГБ «Нижний Новгород» 0,013 млн. рублей.

В целях минимизации расходов бюджета, снижения стоимости ЖКУ  продолжается  реализация Программы по энергоресурсосбережению в отрасли ЖКХ: отбираются инвестиционные проекты, обеспечивающие достаточно высокий уровень экономии энергоресурсов, муниципальными образованиями привлекаются кредитные ресурсы уполномоченных банков.   В рамках реализации программы  из областного бюджета  перечислено   0,9  млн. рублей в части оплаты 50% процентной ставки по целевым кредитам. 

На компенсацию процентной ставки по кредитам, выданным  сельхозпредприятиям области   перечислено  21,7 млн. рублей,  по  предприятиям   потребкооперации – 3,4  млн. рублей.

Проведены открытые конкурсы  по отбору   уполномоченных банков  для реализации Программы льготного кредитования субъектов малого  предпринимательства (победителями конкурса признаны: Волго-Вятский банк Сбербанка России, Эллипс банк и НБД-Банк),   на право осуществления льготного кредитования субъектов инновационной деятельности, реализующих приоритетные инновационные проекты Нижегородской  области, включенные в областную целевую программу «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг.» (победителями признаны НКБ «Радиотехбанк» и ОАО «НБД-Банк»).

Контрольно-ревизионные  мероприятия

План контрольной работы на 1 полугодие 2004 года выполнен в полном объеме. В соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проведены 2 комплексные проверки по вопросу формирования и исполнения бюджетов в администрациях Шатковского и Семеновского районов.

Проверено исполнение смет расходов в учреждениях Министерств образования и культуры (7 и 1 проверка соответственно).

Проведена совместная проверка с Министерством имущественных отношений, Министерством экономики, Министерством промышленности области и УИМНС по Нижегородской области финансово-хозяйственной деятельности ГП «Нижегородпассажиравтотранс» и двух его филиалов НПАП №3 и НПАП №4.

По итогам проведенных проверок в 1 полугодии 2004 года выявлено финансовых нарушений на общую сумму 12,5 млн. рублей, из них нецелевое использование бюджетных средств на сумму 5,3 млн. рублей. Восстановлено средств на сумму 4,9 млн. рублей. 

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях началась работа по возбуждению дел об административных правонарушениях и применению штрафных санкций к нарушителям финансовой дисциплины.

 

 

Дата создания страницы: 05.08.2004
Дата модификации страницы: 13.01.2011