Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

05.07.2004 20:51Павел Марков: «Предлагаемые законопроекты создают объективные предпосылки для решения жилищных проблем»

10 июня Государственная Дума РФ в первом чтении приняла пакет из 27 законопроектов, направленных на реформирование строительной и жилищно-коммунальной сфер. В том числе, изменения были внесены в такие основополагающие документы, как Градостроительный и Жилищный кодексы РФ.

Необходимость в принятии новых законов, учитывающих все изменения, произошедшие за последнее десятилетие в строительном и жилищном комплексах, назрела давно. Между тем, ряд положений, прописанных в законопроектах, вызывает массу вопросов. Депутаты Госдумы внесли большое количество поправок в обсуждавшиеся законопроекты. Некоторые депутатские фракции более жестко выразили свое неприятие предложенной идеологии, покинув зал заседаний при первом обсуждении пакета законопроектов. 

В ряде регионов России, не исключая Нижегородскую область, также возникли замечания к вынесенным законопроектам. Обсуждение законопроектов в Нижегородской области состоялось 16 июня в ходе круглого стола, организованного по инициативе депутата Госдумы от Нижегородской области Юрия Сентюрина. В мероприятии приняли участие видные представители стройкомплекса региона, министр строительства и ЖКХ Павел Марков, Юрий Сентюрин, начальник отдела жилищной политики департамента строительства и ЖКХ Минпроэнерго РФ Михаил Куликов, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Валерий Лимаренко. Все предложения, которые были озвучены в ходе круглого стола, а также замечания представительного органа Нижегородской области, будут направлены в Государственную Думу ко второму чтению пакета законов, которое запланировано на первую половину июля. Между тем, не исключена возможность того, что обсуждение во втором чтении будет отложено на осеннюю сессию по инициативе парламентариев.

 Позицию исполнительной власти региона в своем интервью выразил министр строительства и ЖКХ Нижегородской области Павел Марков:

 Пакет законопроектов направлен на развитие жилищной сферы, в том числе на формирование юридической базы для стабильной работы инвесторов в стройиндустрии и ЖКХ, а также на защиту прав сторон, имеющих непосредственное отношение к данным сферам деятельности. Кардинальные изменения претерпят вопросы приватизации жилья, порядка обеспечения жильем населения, правовые аспекты, связанные со строительством жилья, по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу.

Я думаю, что Жилищный кодекс не будет принят в первоначальном варианте, и при дальнейшем рассмотрении Государственной Думой он претерпит существенные изменения, особенно в той части, которая касается социальной защиты населения, - подчеркнул Павел Александрович. - При этом необходимо понимать, что данный законопроект направлен на решение стратегических  задач в течение достаточно длительного срока.

Особо подчеркну, что идея передачи ответственности за реализацию социальных задач на уровень субъектов и муниципалитетов, предусмотренная законопроектами, потребует коренного пересмотра межбюджетных отношений. Чтобы социальные задачи могли реально решаться в субъектах вне зависимости от социально-экономического развития и наполненности бюджета. Финансовые возможности нашего региона в вопросах социальной поддержки населения на настоящий момент достаточно ограниченны, в то же время нет полной ясности,   каким образом, учитывая различия в социально-экономическом развитии регионов, будут обеспечены равные возможности для решения социальных задач, связанных с обеспечением населения жильем. 

 - Каким образом новые законы отразятся на формировании фондов муниципального жилья?

- В ближайшие два года предполагается провести завершение процессов бесплатной приватизации жилья. В результате увеличится количество собственников квартир, и пропорционально уменьшится доля муниципального жилья. Местные власти будут формировать фонды муниципального жилья по новым правилам. С застройщиков снимается обязанность передачи части квартир в возведенном объекте в муниципальную собственность. Взамен в стоимость участков под застройку планируется включать затраты муниципалитетов на подведение инженерных коммуникаций. А средства, получаемые от предоставления земельных участков, будут в полном объеме оставаться в муниципальном бюджете. Именно это позволит сформировать фонд муниципального жилья. Таким образом, с одной стороны, муниципалитеты будут иметь реальный экономический механизм получения средств на строительство социального жилья, с другой стороны, частные застройщики будут защищены от бюрократизма и дополнительных затрат на реализацию проектов, которые приводят к удорожанию квартир.

- Изменится ли порядок предоставления бесплатного жилья?

- Сокращается количество категорий населения, имеющих право на получение бесплатных квартир, которые, по новому законодательству будут предоставляться на условиях социального найма. На получение бесплатного жилья смогут рассчитывать только малоимущие граждане. Социальный найм предусматривает пожизненное пользование жилым помещением без права приватизации.

Значительная доля существующих на данный момент очередников должна уйти на рынок ипотечного кредитования. По мнению Правительства РФ, к 2010 году доля населения, которая сможет воспользоваться механизмами ипотечного кредитования, должна возрасти до 30-40%. Таким образом, задача обеспечения жильем перестает носить декларативный характер. На мой взгляд, предлагаемая модель и соответствующее юридическое обеспечение имеет практическую направленность и создает объективные предпосылки для решения жилищных проблем.

В Нижегородской области ипотечное жилищное кредитование обеспечивает ГП «Нижегородский ипотечный корпоративный альянс», созданный при Министерстве строительства и ЖКХ. Сейчас ипотечное кредитование внедряется в Нижнем Новгороде. Первые заемщики с помощью ГП «НИКА» уже получили возможность переехать  в новые квартиры. Во второй половине года планируется запустить пилотные проекте ипотечного жилищного кредитования с корпоративными элементами в Выксе и, возможно, в Арзамасе.

Вместе с тем, в нашем регионе, в настоящее время реализуется ряд программ государственной поддержки граждан, в том числе, в вопросе обеспечения жильем. Стоит упомянуть программу  «Молодой семье – доступное жилье на 2004-2010 годы», совместно разработанную региональными Министерством образования и Министерством строительства и ЖКХ. В июле она будет вынесена на рассмотрение Правительства Нижегородской области. Госстроем РФ была отмечена эффективная работа Минстроя области по реализации жилищных сертификатов для военнослужащих. Неплохо действует Программа льготного целевого кредитования населения на газификацию жилья.

- Каким образом новые законы будут способствовать улучшению ситуации в ЖКХ?

- Закон «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания» предполагает привлечение частных инвесторов в жилищно-коммунальное хозяйство и создание таких условий, при которых собственники будут заинтересованы в развитии инженерной инфраструктуры и объектов ЖКХ. Только в этом случае можно ожидать значительного улучшения качества жилищно-коммунальных услуг. Прежде всего, для создания привлекательности отрасли необходимо добиться полного покрытия расходов предприятий ЖКХ. Для этого важно обеспечить баланс между стоимостью ЖКУ и реальными доходами населения одновременно с социальной защитой малоимущих граждан. Это один из путей снижения уровня неплатежей со стороны граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг.

На выполнение этой задачи направлены и положения Жилищного кодекса, согласно которым требования к неплательщикам ужесточаются. В случае задолженности за ЖКУ сроком более 6 месяцев предусматривается возможность лишения граждан права социального найма или собственности на жилье. Подобная мера прописана и в действующем Жилищном кодексе, но с рядом ограничений, которые снимаются новым документом. В частности, препятствием для выселения уже не сможет служить наличие в семье несовершеннолетних детей. Кроме того, новый Жилищный кодекс не предусматривает обязательного предоставления выселяемой семье другого жилого помещения. Более жесткие меры связаны с тем, что неплатежи населения приводят к убыточности предприятий ЖКХ, и, как следствие, низкому качеству предоставляемых услуг, а также непривлекательности отрасли для частных инвесторов.

- Какие нововведения предусмотрены Градостроительным кодексом? 

Градостроительный кодекс призван решать вопросы градостроительного развития территорий. Новый документ упрощает процедуру получения потенциальными застройщиками информации о территории муниципального образования, об имеющихся участках под застройку. Он направлен на обеспечение «прозрачности» процедуры предоставления земельных участков и уменьшение расходов застройщика при реализации инвестиционного  проекта по строительству жилья.

Уменьшается объем необходимых согласований при проектировании и строительстве объекта, снижаются административные барьеры при  выделении земельных участков, уменьшается роль государства в регулировании этого ранка, которая сейчас реализуется через проведение экспертизы, лицензирования проектно-строительной деятельности, техническое нормирование строительства. Часть контрольных функций передается саморегулируемым организациям – это принципиальное нововведение. То есть часть государственных функций, которые служили административным, бюрократическим барьером, переводится на уровень рыночного регулирования. Это приведет к снижению затрат застройщика и удешевлению жилья. 

- Такая свобода не отразится на качестве зданий?

- Существует опасение излишней и преждевременной либерализации этого процесса. Я считаю, что государство должно сохранять свои функции в вопросах обеспечения качества строительства, надежности и безопасности зданий и сооружений. Последние примеры аварий на объектах РФ, в частности, общеизвестный случай обрушения конструкций аквапарка «Трансвааль» в Москве, говорят о том, что государство должно сохранить контроль в условиях переходного периода при формировании строительного рынка.

Конечно, система контроля требует упрощения - на сегодня она излишне забюрократизирована и приводит к необоснованному затягиванию сроков строительства, и, как следствие, дополнительным расходам застройщиков, возникновению дефицита оборотных средств у инвесторов. Чем дольше сроки строительства, тем дороже оно обходится.

С другой стороны, законопроектом предложена и система экономического воздействия на застройщиков, чтобы они, со своей стороны, не затягивали процесс строительства. Введение повышенных ставок земельных платежей на период строительства подстегнет их к соблюдению нормативных сроков реализации проектов.

- Изменятся ли подходы к тому, что, где и как строить? В Нижнем Новгороде проекты застройки иной раз вызывают бурю эмоций со стороны общественности.

- Одна их главных задач, заложенных в Градостроительном кодексе –обязанность муниципалитетов в течение 3 лет разработать Правила застройки территории. Вопрос этот как никогда актуален. Отсутствие правил застройки означает отсутствие видения у строительных фирм перспектив использования того или иного земельного участка. Поэтому возникает ряд проблем, например, конфликты при переселении жителей, вопросы соблюдения охранных зон, нарушения норм, прав третьих лиц на участки. Правила застройки – документ, который дает полное описание территорий муниципального образования  с точки зрения возможностей её градостроительного  использования. Таким образом, ознакомившись с Правилами застройки, потенциальный инвестор будет наверняка знать, какой вид объекта может быть возведен, какие ограничения и обременения могут возникнуть в процессе строительства. С другой стороны, и жители, и инвестор защищены данным документом от взаимных претензий. Правила застройки, как документ, который должен проходить обязательное общественное обсуждение, позволит снять социальные противоречия и учесть интересы всех сторон. Правила застройки также исключают возможность необоснованного вмешательства муниципалитетов в вопросы строительства объектов.   

 

Справка: В пакет законопроектов вошло 27 документов. В том числе, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Залог об ипотеке, О кредитных историях, Об общих принципах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса, Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания,
О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан, О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах».

Дата создания страницы: 05.07.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet