Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

1 квартал 2004 года

ОТЧЕТ

о работе министерства  финансов Нижегородской области 

за  1 квартал   2004 года

Основными задачами  министерства финансов являются формирование финансово-экономической политики, стимулирующей  развитие налогового потенциала региона, обеспечение качественного,  в соответствии с требованиями Бюджетного  Кодекса РФ,  составления и исполнения  бюджета.

Формирование бюджета

Областной бюджет и прогноз консолидированного бюджета на 2004 год сформированы   в  соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений Нижегородской области на 2004 год, утвержденной  Постановлением Правительства области от 15.08.2003 №246 «О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год».

Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» принят Законодательным Собранием области 25 декабря 2003 года и подписан Губернатором области  30 декабря 2003 года за №125-З.

Доходы областного бюджета  на 2004 год  утверждены в сумме 21,6 млрд. рублей, что выше уровня исполнения доходов за 2003 год на 36%, расходы -  в сумме 20,6 млрд.рублей, что на 22% превышает  объем расходов, произведенных  в 2003 году.

Профицит областного бюджета в объеме 993,4 млн. рублей планируется направить на погашение государственного долга Нижегородской области.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета области на 2004 год составила 33,6 млрд.рублей, расходов –32,6 млрд. рублей.

В течение 1 квартала  2004 года  было произведено 2  уточнения Закона «Об областном бюджете на 2004 год».   Уточненные доходы  областного бюджета составили 21,6 млрд.рублей, расходы – 20,7 млрд. рублей.

В части  законодательных инициатив по  увеличению доходной части бюджета подготовлены следующие законопроекты:

·         проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 25 «Налог на прибыль» части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

·         проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» (в части освобождения от земельного налога земель, занятых дорогами общего пользования межмуниципального значения).

Указанные законопроекты рассмотрены и одобрены  на заседаниях  Правительства.

·         проект закона Нижегородской области «О внесении дополнения в Закон Нижегородской области «О налоге на имущество организаций» (в части предоставления налоговых льгот); 

В 1 квартале  начата работа по подготовке проекта областного бюджета на 2005 год:

·                                   ведется работа по подготовке Концепции налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год;

·                                   разработан план мероприятий по реформированию межбюджетных отношений и соответствующий проект постановления Правительства Нижегородской области;

·                                   проведена оценка доходов всех уровней бюджетной системы Нижегородской области по отчетным данным за 2003 год с учетом изменений, предусмотренных проектом ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»;

·                                   проведен анализ федерального законодательства по реформированию местного самоуправления и межбюджетных отношений и методических рекомендаций Министерства финансов РФ по регулированию межбюджетных отношений;

·                                   определен порядок расчета расходных обязательств всех уровней бюджетной системы Нижегородской области в соответствии с изменениями, вносимыми федеральными законами по реформе местного самоуправления;

·                                   начата работа по составлению реестра проектов отраслевых нормативных актов Нижегородской области, принятие которых необходимо в рамках реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений;

Итоги  исполнения   бюджета за 1 квартал  2004 года

Доходы консолидированного бюджета в 1 квартале 2004 года получено  6 767 млн. рублей, что составляет 20% к уточненном плану на год и 98% к плану 1 квартала.  Темп роста доходов к 1 кварталу  2003 года составил 132%.

Собственные  доходы  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов)  поступили в сумме   5 214 млн. рублей, что составляет 21% к уточненному плану на год и 101% к  уточненному плану 1 квартала.

Прогноз  министерства финансов на 1 квартал по поступлению собственных доходов  консолидированного бюджета выполнен на 99,6%, в том числе районов и городов - на 103%  (в 40 районах более чем на 100%), областного бюджета - на 97%.

Налоговые доходы   поступили в сумме 4 821  млн. рублей, что составляет 21% к годовому плану  и 103% к  плану 1 квартала. Темп роста налоговых доходов  к  соответствующему периоду 2003 года составил 138%.

Основными источниками поступления налоговых доходов консолидированного бюджета являются:

налог  на доходы физических лиц – 2 196 млн. рублей (46% в налоговых доходах);

налог на прибыль – 1 675 млн. рублей  (35%); 

акцизы  – 348 млн. рублей (7%);

налоги на совокупный доход – 254 млн. рублей (5%);

налоги на имущество – 176 млн. рублей (4%).

В запланированных объемах  к плану 1 квартала  и выше  поступили:  налог на прибыль (132%),  налог с продаж (114%), налоги на совокупный доход (109%), налоги на имущество (108%). Не выполнен план 1 квартала по налогу на доходы физических лиц, акцизам, лицензионным и регистрационным сборам.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета поступили в сумме  393,3 млн. рублей, что составляет 15% к уточненному  годовому плану и 84% к  уточненному плану 1 квартала. Темп роста неналоговых доходов к  1 кварталу  2003 года составил 123%.

Доходы целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 569 млн. рублей, что составляет  16% к  годовому плану  и  78% к плану 1 квартала, в том числе доходы дородного фонда исполнены на 75% к плану 1 квартала,  экологического фонда – на 87%, фонда законности – на 88%.  Всего в доходы целевых бюджетных фондов недополучено  157 млн. рублей, в т.ч. за счет акцизов на нефтепродукты 22,3 млн. рублей,  налога на пользователей автомобильных дорог – 129,3 млн. рублей.

Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в сумме  944 млн. рублей, что составляет  34% к годовому плану и 97% к плану 1 квартала.

В марте получена опережающая финансовая помощь на погашение 3 транша по Еврозайму в сумме 358,7 млн. рублей  за счет  передвижки  по дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 244  млн. рублей и  дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 114 млн. рублей.

Всего за 1 квартал дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме 429 млн. рублей (61% к годовому плану),  дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета – 199,7 млн. рублей, (58%), субсидии и субвенции из фонда компенсаций на финансирование федеральных законов -  276,1 млн. рублей.

Расходы  консолидированного бюджета исполнены в сумме  6 197  млн. рублей, что составляет  18% к уточненному плану на год, 79% к плану 1 квартала  и 123% к расходам  за 1 квартал  2003 года.

Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составили: расходы по отраслям социальной сферы – 3546 млн. рублей  (63% расходов без учета целевых бюджетных фондов),   расходы отраслей производственной сферы – 1 081  млн. рублей (19% в расходах).  

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области  направлено 2 104,7 млн. рублей или  34%  всех произведенных расходов.

Доходы  областного  бюджета  за январь-март  2004 года получены в  сумме  4 305 млн. рублей, что составляет  20% к  годовому  плану  и 94% к плану 1 квартала.  Темп роста доходов к    соответствующему периоду  2003 года  составил 141%.

Собственные доходы областного бюджета  (без учета доходов, направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) получены в сумме 2 759 млн. рублей, что составляет 20% к  годовому плану,   в том  числе налоговые доходы получены  в сумме  2 616,9 млн. рублей, неналоговые доходы – в сумме 142,4 млн. рублей.

Прогноз  поступления  собственных доходов на 1 квартал  выполнен  на  97%, в том числе  налоговых доходов – 99%,  неналоговых доходов – 66%.

Основными источниками  поступления налоговых доходов являются:

-налог на прибыль  - 1 180  млн. рублей (45%  в налоговых доходах);

-налог на доходы физических лиц  - 890 млн. рублей (34%);

-акцизы – 287  млн. рублей  (11%).

-налоги на  совокупный доход – 127 млн. рублей  (5%);

В запланированных объемах  к плану 1 квартала  и выше поступили:  налог на прибыль (129%), налог на игорный бизнес (109%), единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения (127%), налоги на имущество (106%).

Наиболее низкое исполнение плана  сложилось по налогу с продаж (88%),  единому налогу на вмененный доход (74%), акцизам (61%),  акцизам на нефтепродукты (39%), лицензионным и регистрационным сборам (19%).

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 3 865 млн. рублей, что составляет  18% к  годовому  плану и 77%  плану на 1 квартал. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2003 года составил 136%.

В структуре  расходов без учета целевых бюджетных фондов  41% - финансовая  помощь  бюджетам других уровней,  45% составляют отрасли  социальной сферы, 5% - отрасли производственной сферы.   Расходы по отраслям социальной сферы  составили 1 509 млн. рублей, в том числе:

-образование  - 211,5 млн. рублей (74% к плану 1 квартала); 

-здравоохранение и физ.культура – 771,2 млн. рублей (95%);

-культура – 20 млн. рублей (80%);

-социальная политика – 488,6 млн. рублей (71%).

Финансовая  помощь районам и городам из областного бюджета  перечислена в сумме 1 345 млн. рублей, что составляет 27% к годовому плану  и 87% к  плану  1 квартала.  В том числе:

- дотация перечислена   в сумме  125,7 млн. рублей (73%  к плану  1 квартала),

- субвенция на заработную плату – 632,3  млн. рублей (100%  к плану 1 квартала),

- субвенция на электроэнергию – 119,5 млн. рублей (97% к плану 1 квартала),

- субвенция на газ – 108,7 млн. рублей (100% к плану 1 квартала),

- субвенция на погашение задолженности по электроэнергии –3,8 млн. рублей (59% к плану 1 квартала),

- субвенция на методлитературу –8,2 млн. рублей (100% к плану 1 квартала),

- субвенция на погашение бюджетных кредитов, выданных районам на погашение задолженности перед ОАО «Нижновэнерго» - 42,4 млн. рублей (99% к плану),

- субвенция на  возмещение расходов на ремонт муниципальных объектов теплоснабжения – 5,0 млн.рублей (20% к плану 1 квартала),

- субвенция на погашение реструктурированной задолженности перед ОАО «НТЭК» - 16,2 млн. рублей (65% к плану),

- субвенция  на погашение Еврозайма – 123,2 млн. рублей (52% к плану).

Обеспечение социальной направленности расходов бюджета

Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы дотационных районов и городов области  в 2004 году осуществляется  через целевые субвенции. 

В течение 1 квартала в районы и города области перечислено на эти цели  632,3  млн. рублей,  что составляет  100%  к плану 1 квартала.

Приоритетными для  финансирования из областного бюджета являлись  ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ»,  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Расходы на реализацию  Федеральных Законов в  1 квартале составили:  «О ветеранах» 162,4 млн. рублей (60% к плану 1 квартала),  «О социальной  защите инвалидов» – 157 млн. рублей (95% к плану),  детские пособия – 90 млн. рублей  (86%  к плану)

За 1 квартал текущего года начислено субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 236,1 млн. рублей. Фактическое финансирование составляет 161,7 млн. рублей или  68,5% от потребности. Субсидии получили 249,8 тыс. семей или на 84 тыс.семей меньше, чем за соответствующий период прошлого года, что  связано с разделением степени ответственности бюджетов (областного и местных).

Долговая политика

Основными задачами  при управлении государственным долгом  являются полное и своевременное  исполнение долговых обязательств, эффективное финансирование расходов бюджета и построение оптимальной структуры  долга, характеризующееся отсутствием  на графике предстоящих  платежей  пиковых  нагрузок 

В результате действий Правительства области в 1 квартале 2004 года долг областного бюджета уменьшился на 131 млн. рублей или 2% к началу года,  в том числе внешний долг  уменьшился на  749 млн. рублей или 35%. 

Всего по  состоянию на 1 апреля  2004 года  долг областного бюджета составил 6,8 млрд. рублей, в том числе  внешний долг – 1,4 млрд. рублей или 20% общей суммы долга областного бюджета, 5,5  млрд. рублей – внутренний долг. 

В марте  Нижегородская область выполнила свои обязательства по выплате третьего транша Еврозайма.  В счет погашения долга  Министерство финансов перечислило платежному агенту 27,008 млн. долларов США, из них 23,875 млн. долларов – основной долг, 3,134 млн. долларов – проценты (772,6 млн. рублей).

Третий транш Еврозайма выплачивался по новой схеме, отличной от двух предыдущих.  Погашение долга осуществлялось за счет беспроцентной ссуды из федерального бюджета в размере 200 млн. рублей, опережающего трансферта в размере 360 млн. рублей и собственных средств областного бюджета  в размере  212,6 млн. рублей.

В  1 квартале 2004 года, в рамках  реализации задачи снижения долговой нагрузки областного бюджета,  с учетом применения основных принципов управления государственным долгом произошли следующие качественные  изменения  в структуре долга:

1.Урегулирована просроченная  задолженность перед Министерством финансов РФ  по    средствам  МБРР:   задолженность   по займам МБРР  (проект "Жилищный займ", проект "Городской общественный транспорт", и проект "Повышения эффективности использования энергии"), по которым Нижегородская область является гарантом,   включены в реестр реструктуризации.

2. Оптимизирована структура заимствований:

-в части улучшения условий заимствований: увеличена доля привлечения кредитных ресурсов путем открытия кредитных линий с лимитом задолженности, что позволило оперативно решать вопросы ликвидности   и выбора банка с наиболее приемлемыми условиями;

-в части оптимизации сроков заимствований: увеличение доли долгосрочных заимствований, позволило более  оперативно управлять ликвидностью привлеченных средств и решать проблему  выравнивания "пиков платежей".

3. В результате активной работы с предприятиями-должниками по средствам Еврозайма удалось снизить просроченную задолженность заемщиков перед областным бюджетом более чем в два раза до  $17,00 млн. 

В августе-сентябре  Нижегородская область  намерена  разместить внутренний  облигационный займ   в объеме до 1 млрд. рублей сроком на 3 года.  Выпуск  облигаций  позволит региону привлечь существенный объем ресурсов на длительный срок, по значительно  низкой  ставке,  чем в коммерческих банках. 

В 1 квартале  были разработаны и утверждены Генеральные условия выпуска и обращения государственных облигаций Нижегородской области. Проведен конкурс по определению юридического лица - генерального агента по размещению и обслуживанию государственного займа Нижегородской области.

Расчеты с поставщиками  энергоресурсов

Для обеспечения своевременных и полных расчетов с поставщиками энергоресурсов в области действует система целевых субвенций для дотационных территорий на оплату расходов по энергоресурсам  (текущих платежей и реструктурированной задолженности)   В  1 квартале 2004 года  в районы и города перечислена   субвенция на энергоресурсы  в сумме  232 млн. рублей (97% к плану 1 квартала).

Проведена работа по оказанию помощи наиболее проблемным муниципальным образованиям в виде предоставления гарантий на общую сумму 93 млн. рублей  (Дзержинск  - 40 млн. рублей, Балахна – 30 млн. рублей новая гарантия и 23 млн. рублей – пролонгация гарантии 2003 г.). Это позволило снять ограничения подачи энергоресурсов на территории данных муниципальных образований.

В результате осуществления  централизованных и своевременных расчетов за потребленные бюджетной сферой области энергоресурсы,  в течение 1 квартала сохранялась стабильная обстановка по энергообеспечению бюджетных учреждений районов и городов. Областной бюджет не имеет просроченной задолженности по оплате энергоресурсов перед основными поставщиками.

Стимулирование органов местного самоуправления

В целях стимулирования органов местного самоуправления Нижегородской области, увеличивающих доходную часть областного бюджета, в составе областного бюджета на 2004 год впервые был предусмотрен Фонд экономического стимулирования городов и районов Нижегородской области в сумме 25 000 тыс. рублей.

В соответствии с п. 1.5 Положения об образовании и расходовании Фонда экономического стимулирования городов и районов Нижегородской области размер Фонда был сокращен на процент недовыполнения плановых назначений по  налоговым доходам областного бюджета (без учета средств целевых бюджетных фондов)  за 2003 год (86,0%) и составил 21 500 тыс. рублей.

Критериями распределения средств Фонда между районами и городами Нижегородской области были следующие показатели:

- перевыполнение районом (городом) области плановых назначений по налоговым доходам областного бюджета за 2003 год (без учета средств целевых бюджетных фондов);

- снижение районом (городом) области кредиторской задолженности по бюджетной сфере за 2003 год;

- отсутствие на 01.01.04 года у района (города) просроченной  задолженности  по заработной плате с начислениями на нее.

В распределении средств Фонда участвовали районы (города) области, удовлетворяющие всем  трем критериям.  Средства Фонда распределялись исходя из доли перевыполнения налоговых доходов каждого района (города)  в общей сумме перевыполнения.

Общая сумма перевыполнения рассчитана по городам и районам, участвующим в распределении Фонда.

В соответствии с приведенным расчетом, средства областного Фонда экономического стимулирования городов и районов Нижегородской области  были распределены между  11 районами области:  Вадский, Вачский,  Воротынский, Дальнеконстантиновский,  Княгининский,  Ковернинский,  Краснобаковский,  Шарангский,  Борский,  Выксунский,   Павловский  районы.

Развитие  страхового рынка.

В 2004 году  продолжена работа  по страхованию государственного имущества области, гидротехнических сооружений, автотранспорта, сельскохозяйственных рисков за счет страхового фонда, предусмотренного в расходной части областного бюджета в сумме  20 млн. рублей.

В  1 квартале 2004 года  из средств страхового фонда в соответствии  с распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.02.2004  № 66-р «О выделении средств из страхового фонда» было перечислено 1,9 млн. рублей  для оплаты договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородпассажиравтотранс».

Развитие казначейской системы  исполнения  областного бюджета

С  1 января  2004 года  все получатели  средств областного бюджета  переведены   на  новое программное  обеспечение  «АЦК-финансы», позволяющее   создать  единую автоматизированную систему   казначейского исполнения   бюджета  с использованием   электронно-цифровой подписи  (ЭЦП). Проводится    постоянная  доработка  программного комплекса.

Финансирование получателей средств областного бюджета   осуществляется  по заявкам  в соответствии с  доведенными  лимитами бюджетных обязательств по полной  бюджетной классификации  и утвержденными ассигнованиями на отчетный период.

С 1 января 2004 года переведен на казначейское исполнение  учет средств,    полученных от предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности. Бюджетным учреждениям (192)   открыты лицевые счета   для учета данных  средств.  Доходы   от предпринимательской деятельности  поступают   и расходуются   учреждениями  с единого счета областного бюджета  в соответствии  с утвержденными сметами доходов  и расходов. Осуществляется    предварительный контроль  за  целевым  расходованием   данных средств  на нужды учреждения.

На постоянной основе  проводится обучение и оказание консультационной поддержки специалистам  финансовых органов,  бухгалтерских и экономических служб   всех получателей    бюджетных средств по казначейскому исполнению областного бюджета, по работе в новом программном комплексе  «АЦК – Финансы».

Проведены организационные мероприятия  по переводу финансовых органов  Администраций районов и городов   на электронный обмен платежными документами   с ГУ Банка России по Нижегородской области. Подготовлен   график  подключения   финансовых  органов  к электронному обмену.

Постоянно обновляется нормативная база казначейского исполнения   бюджета:

- Разработан  Порядок исполнения  сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2004 год и внесения изменений в нее.

- Разработаны и доведены до сведения администраций районов и городов области рекомендации по созданию местных казначейств  и переводу учреждений, получающих финансирование из средств местных бюджетов  на казначейское  исполнение.  Проводится подготовительная работа  по введению в эксплуатацию  программного  комплекса «АЦК-Финансы»   для  учета  бюджетных операций   местных бюджетов.

            - Разработано и утверждено Постановление Правительства Нижегородской области № 54 от 22.03.2004г. «Об утверждении методологических основ перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области».

Развитие системы государственных закупок

В 1 квартале  2004 года   в Сводный Реестр государственных контрактов Нижегородской области  внесено 625 договоров на общую сумму 836,1 млн. рублей, в том числе 16,3%  контрактов заключены по итогам конкурсов на общую сумму 260,3 млн. рублей.

В течение января-марта  Министерством финансов было проведено 3 конкурса на закупку продуктов питания для учреждений социальной сферы.  Общая стоимость 28 товарных позиций, выставленных на торги составила 22,5 млн. рублей.  В конкурсе приняли участие 16 поставщиков.  По итогам конкурса  было заключено 25 контрактов на сумму 14,9 млн. рублей. Закупка продуктов питания на конкурсной основе позволила сэкономить 1,28 млн. рублей бюджетных средств.  Эффективность торгов  составила  8,6%, что на 2,1 пункта превышает эффективность   аналогичных конкурсов в 2003 году.

Всего в 1 квартале Министерствами и ведомствами  Правительства области проведен 31 конкурс на суму 594,4 млн. рублей, эффективность по которым составила  16,1 млн. рублей.

Проект плана областного  заказа  сформирован с учетом целевых программ   в размере 6 625,4 млн. рублей и в настоящее время проходит согласование в Министерстве государственно-правового обеспечения области.

В условиях ограниченности ресурсов  Правительством  области продолжают использоваться  современные формы и методы взаимоотношений с реальным сектором экономики.

Лизинг. В 2004 году  продолжена программа обновления подвижного состава по схеме финансовой аренды (лизинга).  В  течение 1 квартала в  лизинг приобретено 36 автобусов.  Все автобусы направлены на обслуживание социальных маршрутов  в городских и пригородных перевозках.

В  бюджете 2004 года предусмотрено создание  лизингового фонда в объеме 47,7  млн. рублей, которые будут направлены  на  оплату  полученной   в лизинг  техники  для бюджетных учреждений  в 2003 году.

Возмещение процентной ставки. В соответствии с политикой отказа от прямого субсидирования производственных отраслей, перевода бюджетных потоков  с производителей услуг на потребителей в области широко используется практика возмещения из средств областного бюджета  процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

За I квартал 2004 года Волго-Вятским банком СБ РФ выдано кредитов на приобретение и строительство жилья 24 семьям на сумму 2,7 млн. руб., на газификацию жилья - 27 семей получили кредиты на сумму 0,6 млн. руб. Из областного бюджета погашена разница между действующей ставкой кредита  и льготной ставкой для заемщиков в сумме 4, 2 млн. рублей.

В рамках реализации программы «О выделении средств на реализацию программ по энергоресурсосбережению»  из областного бюджета  перечислено   0,4  млн. рублей в части оплаты 50% процентной ставки по целевым кредитам.  Проведен конкурс по отбору уполномоченных банков на право предоставления льготных целевых кредитов на реализацию указанных проектов. По результатам конкурса Минфином и Минстроем Нижегородской области заключены Соглашения с 4 банками о выдаче льготных целевых кредитов на реализацию указанных проектов: Волго-Вятским банком Сбербанка России;  ЗАО «Нижегородпростройбанк»; АКБ «Саровбизнесбанк»; ОАО-НСК Банк «Гарантия».

По программе поддержки легкой промышленности из средств областного бюджета было перечислено на компенсацию процентной ставки уполномоченным банкам  1, 0  млн.  рублей, в том числе:  ЗАО «Нижегородпромстройбанк»  0,2  млн. рублей,  Волго-Вятский Банк Сбербанка России  0,8  млн. рублей.

На компенсацию процентной ставки по кредитам,   выданным  сельхозпредприятиям области перечислено в 1 квартале  9,3 млн. рублей,  по  предприятиям потребкооперации – 1,7 млн. рублей.

Дата создания страницы: 24.06.2004
Дата модификации страницы: 13.01.2011