Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

Отчет о работе за 2003 год

ОТЧЕТ

о работе министерства  финансов

Нижегородской области  за 2003 год

Основными задачами  министерства финансов являются формирование финансово-экономической политики, стимулирующей  развитие налогового потенциала региона, обеспечение качественного,  в соответствии с требованиями Бюджетного  Кодекса РФ,  составления и исполнения  бюджета.

Итоги  исполнения  консолидированного  бюджета в 2003 году

Доходы  консолидированного бюджета в 2003 году  получены  в  сумме  26,3  млрд. рублей, что составляет 90% к  годовому плану и 110%  к  2002 году.

Собственные  доходы  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) поступили в сумме  19,6 млрд. рублей  или на 92% к  годовому плану. Всего за 2003 год  в консолидированный бюджет недополучено 1,8 млрд. рублей собственных доходов. 

Налоговые доходы   поступили в сумме 17,9  млрд. рублей, что составило 92% к годовому плану. Темп роста налоговых доходов к 2002 году составил 111 процентов.

Основными источниками  поступления налоговых доходов консолидированного  бюджета  являются:

- налог  на доходы физических лиц – 8,2 млрд. рублей (46% в налоговых доходах);

- налог на прибыль – 4,4 млрд. рублей  (25%); 

- налоги на имущество – 2,3 млрд. рублей (13%),

- акцизы  (без учета акцизов на нефтепродукты, направляемых на формирование дорожного фонда) – 1,1 млрд. рублей (6%).

Неналоговые доходы поступили в сумме  1,7 млрд. рублей, что составляет 93% к годовому плану. Темп роста неналоговых доходов   к  2002 году составил 184 процента.

Доходы целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 3,0 млрд. рублей или на 71% к годовому плану. Основной   причиной  низкого  уровня  исполнения  доходов  целевых  бюджетных фондов является недопоступление   в дорожный фонд акцизов на нефтепродукты  в сумме 1,9 млрд. рублей  в связи с переходом с 1 января 2003 года на новую систему уплаты акцизов.

Финансовая помощь из федерального бюджета получена в запланированном объеме, в сумме  3,6 млрд. рублей. По сравнению с 2002 годом  объем финансовой помощи увеличился на 141%. Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме  637,6 млн. рублей, субсидии и субвенции из фонда компенсаций на финансирование федеральных законов 1101,4 млн. рублей, субвенция на финансирование дорожного хозяйства –  616,9 млн. рублей.

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме  28,1  млрд. рублей, что составляет  93% к годовому плану  и 115% к  2002 году.

Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составили: расходы по отраслям социальной сферы – 13,6  млрд. рублей  (57% расходов без учета целевых бюджетных фондов),   расходы на производственную сферу – 5,5  млрд. рублей (23% в расходах). 

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области  направлено 7,6 млрд. рублей   (27% в расходах).

Итоги исполнения  областного бюджета в 2003 году

Областной бюджет на 2003 год  утвержден Законом Нижегородской области  от 27 декабря 2002 года № 78-З по расходам в сумме 16,8 млрд.рублей, по доходам в сумме 17 млрд.рублей. В целях погашения государственного долга Нижегородской области было предусмотрено превышение доходов над расходами в сумме 220,5 млн.рублей.

В течение 2003 года производились уточнения Закона "Об областном бюджете на 2003 год".   Уточненные доходы  областного бюджета составили 17,8 млрд. рублей, расходы – 17,8 млрд. рублей.

Доходы  областного  бюджета  в 2003 году получены в  сумме  15,9 млрд. рублей, что составляет  86% к  годовым назначениям.  Темп роста доходов к  2002 году составил 117%.

Собственные доходы (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов)  получены в сумме 8,9 млрд. рублей, что составляет 86% к  годовому плану. 

Налоговые доходы получены  в сумме  8,2 млрд. рублей (86% к  плану),  неналоговые доходы – в сумме 0,7 млрд. рублей (86% к плану). 

За  2003 год в областной бюджет недополучено 1,4  млрд. рублей  собственных доходов,  в том числе 1,3  млрд. рублей  – налоговых доходов,  0,1 млрд. рублей – неналоговых доходов.

Основными источниками  поступления налоговых доходов являются:

-налог на прибыль  - 2,6  млрд. рублей (32%  в налоговых доходах);

-налог на доходы физических лиц  - 2,9 млрд. рублей (36%);

-налоги на имущество – 1,1 млрд. рублей  (14%);

-акцизы – 1,0  млрд. рублей  (12%).

В запланированных объемах  к  годовому плану и выше поступили:  налог на доходы  физических лиц (102%),  налог с продаж (120%),  налог на игорный бизнес (104%), единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения (300%), платежи за пользование лесным фондом (108%).

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 16,9 млрд. рублей, что составляет  91% к годовому плану и 122% к  2002 году.

В структуре  расходов без учета целевых бюджетных фондов  36% составляют отрасли  социальной сферы, 8% - отрасли производственной сферы,  37% - финансовая  помощь  бюджетам других уровней. 

Расходы по отраслям социальной сферы  составили 4,6 млрд. рублей (92% к  годовому плану, 150% к  2002 году), по  отраслям производственной сферы - 1,0 млрд. рублей  (76% к годовому плану, 119% к 2002 году). 

Финансовая  помощь районам и городам из областного бюджета  перечислена в сумме 4,8  млрд. рублей, что составляет 96% к годовому плану и  112% к 2002 году. 

Составление областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета на 2004 год

В соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений Нижегородской области на 2004 год, утвержденной Постановлением Правительства области от 15.08.2003 №246 «О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год» сформированы  областной бюджет и прогноз консолидированного бюджета на 2004 год.

В основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области положены прогнозные оценки социально-экономического развития области на 2004 год.

Расчет доходной части бюджета Нижегородской области производился с учетом изменений налогового законодательства на 2004 год, а также мер по увеличению доходов бюджета Нижегородской области, принимаемых на уровне Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления.

За основу расчета расходной части  консолидированного бюджета Нижегородской области на 2004 год  взяты нормативы бюджетного финансирования, принятые для расчета бюджетов на 2003 год,  с учетом планируемых показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы.

Наибольшее влияние на объем расходов оказали следующие составляющие:

                     инфляция 110,4%,  рост тарифов в среднем на 20%;

                     увеличение стандарта стоимости ЖКУ на 1 кв.метр общей площади жилья в среднем на 32%;

                     повышение с 1 октября 2003 года заработной платы работникам бюджетной сферы;

                     введение в действие областных законов о денежном содержании государственных и муниципальных служащих.

Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» принят Законодательным Собранием области 25 декабря 2003 года и подписан Губернатором области  30 декабря 2003 года за №125-З.

Доходы областного бюджета Нижегородской области утверждены на 2004 год в сумме 21,6 млрд. рублей, что выше уровня исполнения доходов за 2003 год на 36%.

Расходы утверждены в сумме 20,6 млрд.рублей, что на 22% превышает  объем расходов, произведенных  в 2003 году.

Профицит областного бюджета в объеме 993,4 млн. рублей планируется направить на погашение государственного долга Нижегородской области.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета области на 2004 год составила 33,6 млрд.рублей, расходов –32,6 млрд. рублей,

Основными  направлениями деятельности министерства финансов  в 2003 году явились:

- обеспечение социальной направленности расходов бюджета;

- долговая политика, расчеты по Еврозайму;

- своевременные расчеты с поставщиками энергоресурсов;

- реформирование  региональных финансов.

Обеспечение социальной направленности расходов бюджета

Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы дотационных районов и городов области осуществляется  через целевые субвенции. В результате  Правительству  удается  сдерживать  рост задолженности по заработной плате.  В течение 2003 года задолженность возникала только у некоторых отдельных, наиболее проблемных  в экономическом плане территорий (например, г.Дзержинск) и в целом  на конец года не превысила 10% месячного  фонда.

С 1 октября 2003 года обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,33 раза.

В 2003 году в отраслях социальной сферы реализовывалось 28 областных целевых программ («Дети-сироты», «Летний отдых детей», «Здоровье и образование в Нижегородской области», «Вакцинопрофилактика» и др.),  на мероприятия которых было направлено 171,5 млн.рублей.

Обеспечено 100% финансирование средств на выплату ежемесячных пособий на детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

По ежемесячным пособиям гражданам,  имеющим детей, полностью погашена кредиторская задолженность прошлых лет и своевременно осуществлялась  текущая выплата пособий.

Приоритетными для  финансирования из областного бюджета являлись  ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ»,  «Об основах федеральной жилищной политики». На реализацию  Федеральных Законов в течение  года перечислено:  606,4 млн. руб. (85% от плана) - по ФЗ «О ветеранах», 663,9 млн. руб. (100% от плана) по федеральным законам «О социальной защите инвалидов в РФ», «Об основах жилищной политики».

В целях наиболее эффективного расходования средств мы обозначили приоритетные направления средств на предоставление льгот ветеранам и инвалидам:

                     по оплате жилья, коммунальных услуг и твердых видов топлива;

                     по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

                     возмещение кредиторской задолженности, сложившейся перед предприятиями ЖКХ за 2002 год.

Обеспечена реализация мероприятий по противопожарной безопасности образовательных учреждений Нижегородской области, из средств областного бюджета выделено дополнительно 13,8 млн. руб.

За 2003 год в 3,4 раза больше чем в 2002 году начислено субсидий населению по оплате ЖКУ.  Субсидии получили 270,9 тыс. семей – почти в 2 раза больше чем в 2002 году.

Долговая политика

 

Решение в 2003 году с помощью федеральной поддержки вопроса по рефинансированию долга по Еврозайму позволило снизить и растянуть во времени долговую нагрузку на бюджет. Параллельно активно взыскивается задолженность с субзаемщиков Еврозайма. Проведены мероприятия по активизации погашения заемщиками своих долгов перед областным бюджетом.

Проблемы управления государственным долгом области в значительной степени связаны с высоким удельным весом в его структуре обязательств, не имеющих реальных источников погашения.

Привлечение Нижегородской областью Еврооблигационного займа в 1997 году и кризис экономики России в 1998 году поставили область в долговую зависимость от высокой цены обслуживания долга, курсовых потерь и, как следствие, привели к сложности в самостоятельном его погашении.

Государственный долг по состоянию на 01.01.04 г. составил  7,0 млрд. рублей  (44%  от  доходов областного бюджета), в т.ч.

2,9 млрд. рублей – обязательства, выраженные в валюте (41 %);

4,1 млрд. рублей – обязательства, выраженные в рублях (59 %).

Основные задачи долговой политики, решаемые министерством финансов:

1.                   поддержание положительной кредитной истории Нижегородской области;

2.                   перевод внешних обязательств, выраженных  в иностранной валюте, во внутренние рублевые обязательства;

3.                   выравнивание пиков платежей, в целях снижения нагрузки на областной бюджет;

4.                   усиление работы с должниками по взысканию средств в бюджет. 

Нижегородская область своевременно выполняет свои обязательства перед иностранными держателями облигаций по погашению основного долга и процентов. Погашение основной суммы долга осуществлялось  в период с 03 апреля 2003 года  в соответствии с утвержденным графиком обслуживания долга.

В 2003 году держателям еврооблигаций было выплачено 57,1 млн. долларов США из них 47,7 млн. долларов США – возврат основного долга (по двум траншам в апреле и октябре); 9,4 млн. долларов США  - купоны.

Одним из направлений решения данной проблемы является работа с предприятиями-должниками.

Министерство финансов области активно взаимодействует с должниками областного бюджета и усиливает работу по возврату ими кредитов, взятых из областного бюджета.

Так, в результате переговоров с руководством ОАО «ПАЗ» и ЗАО «Нижегородский завод композиционных материалов и пластмасс» предприятиями были досрочно погашены в полном объеме их обязательства в размере 4,4 млн. долларов.

Созданная комиссия Правительства Нижегородской области по урегулированию задолженности хозяйствующих субъектов  и органов местного самоуправления перед областным бюджетом занимается решением двух задач – вернуть деньги в областной бюджет и сохранить предприятия-должники в рабочем состоянии.

В отношении должников, не выполняющих своих обязательств, проводится жесткая  политика – направлении исков в суды, арестов счетов и имущества должников.

 В Арбитражный суд были направлены иски о взыскании просроченной задолженности к ОАО «Нижегородская лизинговая компания» на сумму 2,4 млн. долларов США (иск удовлетворен, на имущество должника наложен арест), ОАО «НАЗ» «Сокол». Арбитражный суд утвердил мировое соглашение с графиком погашения обязательств с ОАО «НАЗ» «Сокол». На сегодняшний момент от ОАО «НАЗ «Сокол» поступили 42,6 млн. руб.

Всего  за 2003 год в областной бюджет от предприятий-заемщиков средств Еврозайма поступило 15,2 млн. долл. (основной долг 7,9 млн. долл., проценты 7,3 млн. долл.).

Своевременные  расчеты с поставщиками  энергоресурсов

Для обеспечения своевременных и полных расчетов с поставщиками энергоресурсов в области действует система целевых субвенций для дотационных территорий на оплату расходов по энергоресурсам - как текущих, так и реструктурированной задолженности.  В 2003 году  объем  централизованных платежей составил  448,8 млн.рублей.

Планирование и осуществление расходов бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемыми лимитами потребления  энергоресурсов.

В целях снятия сезонной  нагрузки на бюджет  достигнута договоренность по оплате потребления газа по 1/12 в месяц, как бюджетными учреждениями,  так и предприятиями ЖКХ,  участвующими в централизованных расчетах.

Тарифы для населения во всех муниципальных образованиях с 2003 года доведены до федерального стандарта, что привело к снижению расходов бюджетов на компенсацию убытков в ЖКХ.

Для районов, самостоятельно не погасивших задолженности перед началом отопительного сезона 2002-2003 гг. из областного бюджета была выделена бюджетная  ссуда  в объеме 295 млн.рублей на срок  2,5 года.

Разработана система предоставления муниципальным образованиям гарантий  областного бюджета по платежам за энергоресурсы.

В структуре министерства финансов создано управление по расчетам за энергоресурсы с естественными монополиями.

В функции управления, в том числе, входит подбор различных вариантов решения проблем расчетов, возникающих у муниципальных образований и областных учреждений.

В результате осуществления  централизованных и своевременных расчетов за потребленные бюджетной сферой области энергоресурсы,  в течение года сохранялась стабильная обстановка по энергообеспечению бюджетных учреждений районов и городов, не допущено наращивания   просроченной задолженности по коммунальным услугам.

Реформирование региональных финансов

В 2003 году в рамках  оздоровления и реформирования региональных финансов реализовывались следующие программы:

Программа развития налогового и неналогового 

потенциала в Нижегородской области

Программа  утверждена  постановлением Правительства области от 23 декабря 2002 года № 336.

В рамках  реализации основных направлений Программы деятельность министерства финансов  была направлена на:

Оптимизацию отношений между федеральным,  областным и местными бюджетами в части увеличения доходной базы:

1. Министерством финансов подготовлено обращение Правительства Нижегородской области к Президенту РФ, Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы с предложениями по формированию федерального бюджета на 2004 год в части зачисления в бюджеты субъектов РФ доли акцизов на легковые автомобили, природный газ и НДС. В случае внесения указанных изменений дополнительные поступления  доходов в бюджет Нижегородской области  могли составить около 2 млрд. рублей.

2. В целях улучшения администрирования налога на доходы физических лиц  в  порядке законодательной инициативы разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания проект федерального закона «О внесении изменения и дополнения в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ».

3. Проведен анализ использования органами местного самоуправления возможностей налогового законодательства  по выявлению резервов увеличения поступления доходов в бюджет Нижегородской области,  подготовлены рекомендации по увеличению поступления доходов.  Эффект от внедрения рекомендаций составил по итогам 2003 года около 10 млн.руб.

4. С 2004 года в области будет действовать фонд экономического стимулирования территорий по показателям увеличения налогового потенциала, снижения кредиторской задолженности по бюджетной сфере и отсутствия просроченной задолженности по заработной плате.

Обеспечение улучшения собираемости налогов

За  2003 год  собираемость  налоговых  платежей  в  консолидированный  бюджет  области  составила    100,9%,  в  областной  бюджет - 101,1%. 

На  собираемость  налоговых  платежей    положительное  влияние  оказало  снижение  недоимки  за   2003 год  в  консолидированный  бюджет  области  -  на  164,7  млн. рублей  (на  16,8%),  в  областной  бюджет  -  на  91,7  млн. руб.  (на  19,6%),  полное  и  своевременное  внесение  предприятиями  текущих  платежей  посредством  осуществления  реструктуризации  задолженности  юридических  лиц,   а  также  погашение   реструктуризированной   задолженности  в  консолидированный  бюджет  области  в  сумме  154  млн. рублей.

Принятие мер по стимулированию экономического  роста Нижегородской области  через систему  налоговых льгот

1. В 2003 году на территории области действовала льгота по налогу на имущество предприятий организаций промышленности, транспорта и строительства, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы. Целью предоставления льготы являлось стимулирование налогоплательщиков в обновлении производственных фондов, реконструкции и развития производственных мощностей, способствующих развитию производства продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Предварительная сумма льготы по налогу на имущество, предоставленная предприятиям за 2003 год , составляет около  2,3 млн. руб. , в том числе:

                     ОАО «ЗМЗ» - 1,1 млн. руб.,

                     АО «Павловский автобус» -0,7 млн. руб.,

                     ОАО ПКО «Теплообменник» - 0,2 млн. руб.,

 Таким образом, модернизация и обновление основных производственных фондов за 2003 год была осуществлена  более  чем на  100 млн. руб.

2. В 2003 году разработан и принят Закон Нижегородской области от 14.07.2003 г. № 56- 3 «О ставках налога на прибыль в 2003 году для отдельных категорий налогоплательщиков».

Суть закона - в снижении ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет области  в зависимости от достигнутого размера налогооблагаемой базы (начиная с 1,5 млрд. руб.  – по 0,5  % ставки за каждые 500 млн. руб.).

Принятие данного закона направлено на стимулирование крупнейших налогоплательщиков на увеличение налоговой базы по налогу на прибыль и, как следствие, на увеличение поступлений по налогу на прибыль в бюджеты всех уровней.

По итогам за 9 месяцев 2003 года сумма льгот, предоставленная таким предприятиям составила более 18 млн. руб. (ОАО «Выксунский металлургический завод».)

Предположительно,  по итогам сдачи годовой налоговой декларации льготой смогут воспользоваться еще ряд других крупнейших предприятий области: ОАО «Волгателеком» (рост налоговой базы с 1,7 млрд.руб. до 3,2 млрд.руб.),  ОАО «Волготрансгаз» ( с 2,2 млрд.руб. до 2,3 млрд. руб.).

3. В Закон  Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» включено Положение  о снижении ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации на 0,2 за каждый полный процент прироста, но не более 4 % , в случае прироста налоговой базы по налогу на прибыль  в отчетном году по сравнению с предыдущим годом сверх фактического уровня роста индекса потребительских цен.

Целью принятия данного закона является стимулирование налогоплательщиков на постоянное увеличение налоговой базы, и как следствие, на увеличение отчислений в бюджеты всех уровней.

Повышение эффективности использования государственной собственности.

В результате совместных действий министерства имущественных отношений,  министерства финансов,  других органов государственной власти области,  направленных на повышение эффективности использования государственной собственности по сравнению с 2002 годом доходы области от использования государственной и муниципальной собственности в 2003 году возросли в 2 раза и составили  1,6 млрд.рублей доходов.

Развитие  страхового рынка.

В 2003 году Нижегородская область в числе первых в Российской Федерации приступила к страхованию государственного имущества области, гидротехнических сооружений, автотранспорта, сельскохозяйственных рисков за счет страхового фонда, предусмотренного в расходной части областного бюджета.

Восстановление  нарушенных имущественных интересов в случае  непредвиденных природных, техногенных и иных явлений  будет осуществляться за счет резервных фондов страховых компаний и освободит бюджет от возмещения ущерба от последствий стихийных бедствий.

 На работы по восстановлению пострадавших объектов ежегодно в области расходуется более 100 млн. рублей бюджетных средств. 

На оплату договоров страхования в 2003 году направлено из средств страхового фонда 12,3 млн. рублей. Страховая сумма по заключенным договорам страхования составила более 6 млрд. рублей.

С целью социальной защиты населения в области реализуются программы обязательного медицинского страхования неработающего населения и льготного лекарственного обеспечения  с привлечением страховых компаний.

На реализацию этих программ в 2003 году направлено 574,5 млн. рублей, а в 2004 году планируется направить 2,9 млрд. рублей.

Программа оптимизации расходов  социальной сферы

Нижегородской области  на 2002–2004 годы

В Нижегородской области функционируют 8,2 тысячи учреждений социально-культурной сферы с общей численностью работающих 234 тыс.чел.

В том числе:

-3,6 тысячи учреждений образования (43 % от числа бюджетных учреждений);

-1,6 тысячи учреждений здравоохранения и физической культуры (19 %);

-2,8 тысячи учреждений культуры и искусства (34 %);

-248 учреждений социального обеспечения (3 %);

-56 учреждения физической культуры.

В настоящее время идет снижение численности населения области, меняется состав населения. Растет число пенсионеров. Встает вопрос по оптимизации сети бюджетных учреждений.

Правительством принята Программа оптимизации расходов социальной сферы Нижегородской области на 2002–2004 годы.

В рамках реализации  программы:

-проведена инвентаризация бюджетной сети, в результате которой  мы получили четкую картину – сколько учреждений бюджетной сферы функционируют в области, какова обеспеченность населения услугами, какая загрузка персонала. В том числе, за счет всех источников финансирования – всех уровней бюджета, внебюджетных,  ведомственных, негосударственных;

-проведена оценка объема и структуры платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями области. Определен перечень учреждений,  доля которых от предоставления платных услуг в общей сумме доходов составляет 50% и более.

-проведена финансовая оценка льгот и социальных выплат, предоставляемых населению области за счет всех уровней бюджета;

-проанализированы областные целевые программы,  имеющие социальную направленность, результаты их реализации. 

Программа  развития казначейской системы

исполнения  областного бюджета

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов министерством финансов реализуются финансовые механизмы, увеличивающие отдачу от использования имеющихся финансовых средств – внедрение механизмов ускорения оборачиваемости денежных средств, контроля  распределения и расходования средств.

Прежде всего, это обеспечивается развитием в области системы казначейского исполнения бюджетов (областного и местных).

Программа  развития казначейской системы  исполнения областного бюджета  утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 17 октября 2002 года № 277.

Переход на казначейское исполнение областного бюджета начался с 2001 года и завершен в 2003 году. 

Пройден  ряд сложных этапов по формированию нормативной базы,  техническому оснащению, обучению.  На текущий момент в рамках областного бюджета все основные принципы казначейского исполнения областного бюджета внедрены в жизнь – предварительный контроль проходят 678 областных учреждений.

В 2003 году работа по казначейскому исполнения бюджета началась в новом программном комплексе «АЦК-Финансы». Выбор программного продукта осуществлялся на конкурсной основе, при этом главный критерий – это единство методологии  и совместимость данных в рамках консолидированного бюджета области.

Разработаны и доведены до сведения администраций районов и городов области рекомендации по созданию местных казначейств  и переводу учреждений, получающих финансирование из средств местных бюджетов, на казначейское исполнение. Начата  разработка  программы  перевода исполнения местных бюджетов на казначейскую систему.

Реализация Программы позволила:

                     увеличить оперативность в принятии решений по управлению бюджетными средствами, дала возможность более гибкого маневрирования ресурсами в условиях дефицита средств;

                     ускорить оборачиваемость средств бюджета  с 9 до 1 дня;

                     увеличить  точность прогнозирования за счет оперативности учета;

                     за счет использования предварительного контроля обеспечить  прозрачность в расходовании бюджетных  средств.

Развитие системы государственных закупок

В 2003 году план областного заказа был сформирован по группам продукции в сумме 5126,2 млн. руб., что составило 28,6% от расходной части бюджета Нижегородской области на 2003 год.

В план областного заказа 2003 года включены закупки продукции (товары, работы, услуги) 44 главных  распорядителей и прямых  получателей средств областного бюджета.

В 2003 году в структуре плана областного заказа вдвое увеличился объем услуг, в 8,8 раза увеличился объем работ, в 3 раза возрос объем закупок товаров социального назначения, при этом в 1,8 раза уменьшился объем закупок товаров производственного назначения.

Размещение областного государственного заказа в 2003 году осуществлялось преимущественно на конкурсной основе. С этой целью были сформированы и действовали 16 конкурсных комиссий (без учета конкурсных комиссий муниципальных образований), в том числе 13 ведомственных комиссий и 3 межведомственных комиссии по закупке однотипной продукции для нескольких заказчиков.

В 2003 году большинство членов конкурсных комиссий прошли обучение по программе «Организация системы госзакупок». 

При проведении объединенных конкурсов на закупку однотипной продукции эффективность на 7-15% выше по сравнению с индивидуальными конкурсами заказчиков. Это обусловлено более высокой конкуренцией, что позволяет заключать контракты на лучших условиях.

Во  исполнение требований Бюджетного кодекса (ст.73) и постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2002 года №126 «Об организации закупок для нужд Нижегородской области» организовано ведение  Сводного Реестра государственных  контрактов.

За отчётный период в Реестре  учтено 1230 закупок (без учёта ГУДТХ НО) на общую сумму 1,6 млрд.рублей, в том числе на контрактной основе 780 на сумму 1,4 млрд.рублей (90%). Большая часть  контрактов заключена по итогам конкурсов - 609 на сумму 1,2 млрд.рублей (80%).

В условиях ограниченности ресурсов областным Правительством используются современные формы и методы взаимоотношений с реальным сектором экономики.

Лизинг. В 2003 году начата программа обновления подвижного состава по схеме финансовой аренды (лизинга). В лизинг приобретено 74 автобуса (26 автобусов малой вместимости, 48 автобусов большой вместимости). На это израсходовано 80,8 млн.рублей,  все автобусы направлены на обслуживание социальных маршрутов.

Преимущество данной программы заключается в единовременной поставке большого количества автобусов и последующей экономии эксплуатационных расходов до 250 тыс.рублей в год на 1 автобус.

Так же по лизинговой схеме осуществлено обновление изношенного автомобильного парка бюджетных учреждений.

Всего на условиях финансового лизинга приобретено 204 единицы автомобильной техники, в том числе 59 санитарных автомобилей, 9 автобусов ПАЗ, 11 микроавтобусов ГАЗель.

Общая стоимость автомобилей с учетом лизинговых платежей составила 57,3 млн.руб., в том числе 2003 году оплачено 12,3 млн.руб. Оставшиеся 45 млн.руб. будут оплачиваться в 2004 и 2005 гг.

Использование системы финансового лизинга позволило приобрести для нужд министерства здравоохранения магниторезонансный томограф, единственный в области томограф такой мощности, общая стоимость 91,4 млн.руб. Ранее такие закупки не производились в связи  с отсутствием возможности бюджета производить крупные одноразовые выплаты.

В  бюджете 2004 года предусмотрено создание  лизингового фонда в объеме 47,7  млн.рублей. 

Возмещение процентной ставки. В соответствии с политикой отказа от прямого субсидирования производственных отраслей, перевода бюджетных потоков  с производителей услуг на потребителей в области широко используется практика возмещения из средств областного бюджета  процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

Так только в течение 2003 года предприятия, субъекты малого предпринимательства и граждане области получили более 400 млн.рублей льготных кредитов,  в том числе по программам:


                     приобретение и строительство жилья - кредиты получили 1139 семей на сумму 82,1 млн.рублей;

                     на газификацию жилья - 3038 семей на сумму 55,1 млн.рублей;

                     по энергоресурсосберегающим проектам - сумма кредитных ресурсов составила 20 млн.рублей;

                     сельхозпредприятия - объем краткосрочных кредитов составил свыше 100 млн.рублей;

                     предприятия легкая промышленность - кредитные ресурсы 75,4 млн.рублей;

                     субъекты малого предпринимательства - кредитные ресурсы 89 млн.рублей.

Усиление контроля.  Основной задачей созданного в 2003 году в составе министерства финансов контрольного органа – контрольно-ревизионного управления является осуществление последующего финансового контроля за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

Кроме того, управление выступает своего рода аудиторам по отношению к учреждениям и районам, использующим средства областного бюджета, обобщает наиболее типичные ошибки и предлагает способы устранения, в ряде случаев, работая на опережения, предупреждая появление аналогичных нарушений в других частях бюджетной системы

Возобновлена практика осуществления совместных проверок с привлечением сотрудников структурных подразделений министерства, сотрудников отраслевых и профильных министерств Правительства области.

В течение 2003 года управлением осуществлено 46 проверок, в том числе 6 комплексных. Практическим результатом усиления контрольной работы  стало возмещение в бюджет 75 млн. рублей денежных средств.

 

Дата создания страницы: 24.06.2004
Дата модификации страницы: 13.01.2011