Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

О работе Школ приемных родителей

Одним из важных направлений работы служб сопровождения является обучение родителей, принявших решение взять на воспитание ребенка-сироту, в Школе приемных родителей.

Школа приемных родителей является курсами компетенции для принимающих родителей  и ориентирована на российских граждан, постоянно проживающих в России.

Обучение проводится на бесплатной основе.

Система подготовки в Школе приемных родителей позволяет слушателю научиться разбираться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения с приемным ребенком. Кроме того Вы сможете:

  • оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
  • разобраться в требованиях и юридических нормах, освоить процедуру подготовки документов для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
  • разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребенка;
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье;
  • узнать о проблемах контактов с биологическими родителями;
  • встретиться с приёмными родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей разного возраста;
  • пройти диагностическое обследование с целью определения собственных ресурсов для воспитания приемного ребенка;
  • получить индивидуальную консультацию специалистов и практическую помощь. 

По окончании занятий в Школе каждому из слушателей выдаются необходимые справочные материалы и рекомендательное письмо о прохождении курсов, которое может служить рекомендацией для органов опеки и попечительства.

Обучение в Школе приемных родителей проводят высококвалифицированные специалисты государственных  учреждений: педагоги-психологи, социальные педагоги, а также в работе Школы участвуют специалисты органов опеки и попечительства.

Для записи на занятии в Школу необходимо обращаться в государственные учреждения социальной защиты, образования, здравоохранения на базе которых созданы службы сопровождения семьи и ребенка.

Особенности подготовки приемных родителей.

В Нижегородской области в настоящий момент внедряется единая программа подготовки приемных родителей с социально-психологическим обследованием, которая позволяет добиться  значительного положительного эффекта в осуществлении эффективной семейной заботы в отношении детей принятых на воспитание в замещающие семьи. Данная программа состоит из тематических блоков, в которые входят два этапа: диагностика и обучение.

Обучение проходит в форме социально – психологического тренинга, целью которого служит повышение психологической компетентности замещающих родителей, реальное  оценивание тех сложностей, с которыми могут столкнуться в новой ситуации и понимание причины проблем, возникающих у ребенка. Групповая работа дает широкие возможности для ролевых игр, дискуссий, для работы с чувствами.

Программа состоит из тематических блоков, в которые входят:

  • ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи; 
  • исследование собственной мотивации и ресурсов, определяющих потенциальную возможность воспитания ребенка в приемной семье;
  • повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми;
  • мотивация на сотрудничество с командой профессионалов, на совместное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих.

Объем программы - 36 часов: 24 часа – социально-психологический тренинг; 6 часов  - диагностическое обследование; 6 часов – индивидуальное консультирование по итогам диагностики, а  также личных запросов потенциальных приемных родителей.

Диагностика проводится с помощью тестов и разработанных анкет, позволяющих получить результаты по факторам, определяющим готовность семьи и родителей к принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основными целями данного этапа является снижение  риска повторного отказа от приемного ребенка и разработка индивидуальной системы помощи замещающей семье.

Опросники и анкеты, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и стандартизированного интервью.

По диагностическим исследованиям семьи обладают различными компенсаторными возможностями и разными способностями к интеграции новых членов, большое количество факторов оказывают влияние на эффективность заметающей заботы.

Основными показателями  наличия ресурсов семьи можно считать:

  • подвижность и готовность семейной системы к переструктурированию. Важность данного показателя связана с тем, что система в первую очередь реагирует на прием изменением структуры семьи. Мало подвижные структуры, как правило, реагируют на изменения либо отторжением приемного ребенка, либо «выдвижением» на патологизирующие семейные роли.
  • ролевая гибкость или способность семьи изменять роли в соответствии с меняющейся ситуацией.
  • снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка.
  • открытые коммуникации. Данный показатель свидетельствует о способности семьи к прямому информационному обмену, разрешению сомнений и неясностей. Стремление семьи к  косвенным коммуникациям подкрепляет у приемных детей модель недоверия к окружающему миру.
  • мотивация на сотрудничество с командой профессионалов, на совместное принятие решений; развитие навыков общения с детьми.
  • способность к состраданию и искреннее желание помочь ребенку в развитии привязанности.

При этом необходимо отметить, что наиболее значимым показателем успешности семьи является то, что успешные семьи пытаются фактом приема детей решать  проблемы детей, тогда как неуспешные – свои собственные: финансовые, эмоциональные, социальные.

По вопросам записи на занятии в Школу приемных родителей  Вам необходимо обратиться в государственные учреждения, на базе которых открыты службы сопровождения семьи и ребенка, согласно списку

Дата создания страницы: 08.11.2010
Дата модификации страницы: 08.11.2010