Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

20.04.2004 14:28Павел Марков, министр строительства и ЖКХ Нижегородской области: "Наше министерство является государственным органом, а значит должно оказывать влияние, как на отрасль строительства так и на все изменения, происходящие в отрасли ЖКХ".

Брифинг министра строительства и ЖКХ Павла Александровича Маркова 

Вопрос: Как Вы расцениваете перспективы привлечения средств федерального бюджета на строительство объектов Нижегородской области?

Павел Марков: «Я полагаю, по линии господдержки, мы вправе рассчитывать на те же средства, что и в прошлом году - порядка 400 млн.рублей было выделено в минувшем году области на объекты капитального строительства: из них 30 млн. рублей по Федеральной адресной инвестиционной программе, а остальные деньги по другим целевым программам, по которым заказчиком является федеральное министерство.

Наша область по новой методике Минэкономразвития отнесена к категории субъектов с достаточно высоким, во всяком случае, выше среднего, уровнем социально-экономического развития. Финансовая помощь оказывается в основном субъектам с низким уровнем, поэтому перед правительством области стоит задача добиться хотя бы прошлогоднего финансирования.

Вопрос: Возможно ли в ближайшие годы крупномасштабное ипотечное строительство?

Павел Марков: «Я считаю, что во избежание путаницы, стоит разделить два понятия: строительство и ипотека. Строительство – это задача, а ипотека – это инструмент.

Одной из задач федерального Правительства является, в рамках общей задачи удвоения ВВП, к 2010 году удвоить и объемы строительства. Эта задача может быть решена только за счет ипотечного кредитования, которое в свою очередь является единственным инструментом, определенным на уровне федерального Правительства. И политика Правительства будет выстраиваться таким образом, чтобы обеспечить все необходимое нормативно-правовое сопровождение ипотечного кредитования и финансовое обеспечение за счет государственных ресурсов, в том числе предполагается использование средств пенсионного фонда.

Правительство РФ планировало внести на весеннюю сессию, и сейчас обсуждаются изменения в целый пакет законопроектов, порядка 27действующих федеральных Законов,  которые регулируют разные отрасли права – гражданское, жилищное и т.д. Внесенные изменения  должны снять объективные препятствия, стоящие на пути расширения ипотечного кредитования жилья.

В прошлом году в области построено 530 тыс. кв. метров жилья, и надо сказать, что структура жилищного строительства такова: порядка 60% частный жилой фонд.    

Вопрос: По какой методике сейчас идет в области начисление субсидий по ЖКХ льготникам? По какой методике начисляют субсидии этим категориям населения в других регионах страны?

П.Марков Жалоба направлена в Верховный суд, но есть процедурные моменты, в том числе и временные, когда эта жалоба будет принята к рассмотрению и время, в течение которого будет рассмотрена. Скорее всего, можно ожидать, что в ближайшее время может появиться Постановление Правительства РФ, которое расставит точки над «И». Жалоба направлена порядка полутора месяца назад. Я не могу точно назвать дату, так как этим занимаются наши коллеги из министерства государственно-правового обеспечения.

Вопрос: Появились прецеденты – выселение из квартир за неуплату коммунальных платежей. Будет ли применяться такая практика в Нижнем Новгороде?

Павел Марков: «Если говорить о прецедентах - это прецеденты других субъектов, в частности, в Москве и Московской области такая  практика используется достаточно широко. Нормами закона такой механизм воздействия на неплательщиков предусмотрен. Он  закреплен в  федеральном Законе № 52 «Об изменениях и дополнениях в основной Закон об основах федеральной жилищной политики» и в проекте жилищного кодекса. По нормам действующего законодательства, гражданин – наниматель, имеющий задолженность, превышающую полугодовую, может быть по решению суда выселен в другое жилое помещение с определенным количеством кв. метров  на человека. Муниципалитеты обязаны будут реализовывать требования законодательства в части работы с неплательщиками, в тех случаях, когда иные меры окажутся бессильны. Актуальность этой задачи  я могу доказать цифрами. У нас на сегодня в целом по области задолженность населения превышает 1 млрд. 700 млн.рублей. Представьте, что эта за сумма. Конечно,  надо подходить избирательно к неплатежам, учитывая и социальное положение семьи, вникая причины, по которым люди не платили. Ведь в некоторых случаях факт неплатежей вызван неудовлетворительным качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, несвоевременным перерасчетом, который  должны были сделать жилищные предприятия.

 Если мы говорим о том, что необходимо повышать эффективность функционирования отрасли ЖКХ, то мы должны понимать, что нужно обеспечить, чтобы у поставщика жилищно-коммунальных услуг происходило полное возмещение его затрат.

Права детей, в свою очередь, должны реализовываться путем судебного разбирательства и естественно в рамках действующего законодательства. Суд будет принимать решение о наличии основания для выселения или отсутствия таковых с учетом тех факторов, в том числе социального положения семьи.

Вопрос: «Приход частного капитала в сферу ЖКХ. Планируется ли в Нижегородской области сотрудничество с РАО «Российские коммунальные системы» или с другими подобными компаниями? Изменит это сотрудничество ситуацию в сфере коммунального хозяйства в лучшую сторону?

Павел Марков: «Я уже неоднократно высказывался по поводу того, что на модернизацию ЖКХ нужны ресурсы, которыми не обладают сегодня ни население, ни бюджеты всех уровней. Исходя из этого соображения, только путем привлечения инвестиций большого капитала, прежде всего частного, можно решить проблему модернизации ЖКХ области. Стоит задача,  с одной стороны, обеспечить надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг, а с другой, удержать объективный рост их стоимости.

Диалог с серьезными инвесторами, которые готовы вкладывать в сферу ЖКХ, назрел.  Мало того, существует насущная необходимость прихода  этих инвестиций уже в текущем году. Политика Федерального Правительства направлена на акционирование предприятий ЖКХ до 2006 года, что  будет необходимым условием, при котором инвестиции будут вкладываться в обновление основных фондов этих предприятий. Исходя из этой политики любой диалог  с  «РКС», «РКИ», или  другими  финансово - промышленные группами, заявившими о своем участии и интересе инвестировать в ЖКХ, необходим.

Объем инвестиций нужен колоссальный. Для модернизации котельной в 1 мегаватт  мощности необходимо порядка 50 тысяч долларов. Представьте, что у нас порядка 3000 котельных на территории Нижегородской области. Теплоэнергетика на сегодня, я считаю, это приоритетное направление, поскольку на теплоэнергетику приходится порядка 60% всех затрат. На сегодня в области зарегистрированы дочерние предприятия «РКС», идет процедура регистрации дочернего предприятия «РКИ». Были у нас переговоры и с представителями финансово-промышленной группы «Интерос», которая сегодня занимается модернизацией водоканала. Я считаю, что диалог со всеми необходим. При наличии выбора, мы, а, прежде всего, муниципалитеты, сможем найти оптимальный вариант инвестиций в модернизацию муниципального хозяйства.

Объемом и условием привлечения инвестиций является их физический объем и срок окупаемости, исходя из которых должна быть выстроена тарифная политика. Будут ли претензии на муниципальную собственность или будут какие-то другие варианты, например, долгосрочная аренда или концессия муниципального имущества. В этом году должен быть принят соответствующий федеральный закон. Этот вариант концессии был принят в свое время для акционирования предприятий водо-канализационных хозяйств, в том числе и в странах Восточной Европы. Вариант концессии не предполагает перехода права собственности на муниципальное имущество, в этом плане он сохраняет возможности муниципалитетов повлиять на тарифы, ценовую политику и качество представленных жилищно-коммунальных услуг через эти основные фонды ЖКХ.

Государство уже давно определило свою политику относительно ЖКХ. Сначала жилищный фонд был передан на плечи государственным предприятиям, строившим жилье, а потом на плечи муниципалитетов. В 2004 году должна быть  завершена передача жилого фонда в собственность муниципалитетов. Это предпосылки, отталкиваясь от которых, можно понимать и дальнейшую стратегию, и отношение государства в целом к жилищной сфере. Дальнейшая задача - через акционирование создать рыночные условия, при соблюдении которых эта сфера сможет эффективно работать. На сегодня государственно-муниципальное управление, к сожалению, доказало свою неэффективность. Как любая отрасль, ЖКХ должно передаваться в частные руки, т.е. должны быть созданы полноценные рыночные условия, при которых можно привлечь средства частных инвесторов.

Второй вопрос - это сохранение государственного контроля за этой сферой, понимая ее остросоциальный характер, порой переходящий в политическую плоскость. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства, во многих случаях является рычагом, в том числе и политических баталий.

Но мы понимаем социальный аспект этой сферы, и считаем, что государство не может уходить в  сторону.

Это влияние должно осуществляться двумя путями: во-первых, государственный контроль через систему ценообразования отрасли жилищно-коммунального хозяйства; а во-вторых, контроль за качеством услуг. И вот в этом плане у нас в области, я должен сказать, очень эффективно работает государственная жилищная инспекция, она признана одной из лучших в ПФО. Ее задача обеспечить государственный контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг. Вот два основных направления: создание  экономических механизмов, для того чтобы отрасль нормально функционировала; контроль за ценообразованием качеством жилищно-коммунальных услуг в отрасли, т.е. их соответствие установленным стандартам и требованиям.

Вопрос: «Коммунальные платежи завышены, а нормы наоборот занижены - так считает большая часть населения. Изменит ли ситуацию установка в квартирах счетчиков воды и газа и существует ли нормативная база?»

Павел Марков: Сошлюсь на свой профессиональный опыт. Когда я работал в Дзержинске начальником управления ЖКХ, мы проводили анализ ситуации в 10 жилых домах. Там были установлены домовые приборы учета и сопоставлялись фактические показания приборов с нормативными показателями расхода тех или иных жилищно-коммунальных услуг. В частности, по воде практика показала, что реальное употребление воды в этих домах, без скидок  на сверхнормативную утечку в наружных сетях, превышал норматив в среднем на  30%. На сегодня есть ситуация когда жители оплачивают, не имея приборов учета, сверхнормативные потери в наружных сетях. А установка приборов учета, она косвенно влияет на то, что житель, установив прибор, начинает следить за потреблением и экономить. Поэтому сам факт установления прибора учета означает другой режим отношения квартиросъемщика к потребляемым ресурсам.

Понятно, что пенсионеры, как правило, потребляют меньше воды, чем активная часть населения. В одних случаях имеется перерасход от нормы, в других случаях наоборот имеется экономия. Но норма, как средневзвешенная величина, как раз и отражает «среднюю температуру по больнице». Нужны поквартирные приборы учета, но эффект мы увидим, когда этот процесс приобретет массовый характер.

Наше министерство является государственным органом, а значит должно оказывать влияние, как на отрасль строительства так и на все изменения, происходящие в отрасли ЖКХ. В 2002 году было выпущено распоряжение правительства об общих принципах работы по установке приборов учета. Могу сказать, что в Нижнем Новгороде разработана соответствующая городская программа. Кроме того, по конкурсу была определена организация, которая уполномочена осуществлять установку приборов учета, а также их сервис и обслуживание. Все зависит от достаточно активной работы муниципальных образований.

 

 

Дата создания страницы: 20.04.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet