Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

15.04.2004 11:21Дамир Фатыхов: "Одним из критериев оценки итогов могу назвать результаты деятельности министерства по доходам в бюджет: за 2003 год в областную казну поступило 770 млн.руб., или в 2 раза больше предыдущего года".

Брифинг министра имущественных отношений Нижегородской области Дамира Равхатовича Фатыхова для нижегородских радиостанций.

Вопрос: Скоро год как Вы на посту министра имущественных отношений – заместителя губернатора Нижегородской области. Все ли удается реализовать из намеченного?

Дамир Фатыхов: «Считаю, что удалось в полной мере «вписаться» в систему работы  и программу деятельности Правительства области. Ведь прежний КУГИ несколько выходил за рамки общей структуры администрации, был более автономен в своих действиях. Да и финансировался не только за счет бюджетных средств.

Сейчас ситуация поменялась. Минимущество прочно «сидит в общей обойме Правительства». Мы стали тесно взаимодействовать со всеми другими министерствами и ведомствами, решать общие задачи.

Деятельность Минимущества строится на коллегиальной основе: по всем наиболее важным вопросам решения принимаются представителями областных и федеральных министерств и ведомств, а также муниципальных органов.

 В рамках постоянно действующего совещания представителей федеральных и областных структур при министре – заместителе Губернатора осуществляется координация действий в вопросах разграничения земель, проведения их кадастровой оценки, техинвентаризации и регистрации прав на недвижимое имущество.

Возобновлена системная связь с муниципальными комитетами. Например, позавчера вместе с ВВАГС и Управлением по кадровой политике Администрации губернатора мы начали двухнедельные курсы руководителей комитетов, которые в таком формате за 13 лет вообще еще не проводились.

Ощущаем постоянное внимание и поддержку со стороны губернатора, особенно в вопросах управления земельными ресурсами, привлечении  инвесторов в имущественный комплекс области.

Одним из критериев оценки итогов могу назвать результаты деятельности министерства по  доходам в бюджет: за 2003 год в областную казну поступило 770 млн.руб., или в 2 раза больше предыдущего года.

В то же время  полного удовлетворения результатами нет и, считаю, быть не может в природе. Надо всегда ориентироваться на большее. А сейчас практически по всем направлениям деятельности министерства есть резервы, которые можно и нужно задействовать. Тем более, что на этот год нам в очередной раз почти в 2 раза увеличено бюджетное задание. Около 1 млрд.руб. мы просто обязаны дать в казну области. Задача в таком объеме еще ни разу не ставилась. Сложность в том, что объемы коммерческого имущества в области ежегодно сокращаются, а бюджетные доходы при этом надо увеличивать в разы.

Вопрос: «За то время что Вы находитесь на посту министра,  какие наиболее общественно-значимые законы были приняты?»

Дамир Фатыхов: «Самым знаковым законом, наверное, можно считать закон «О цене земли», который после широких дискуссий был принят 21 июня 2003 года Законодательным Собранием Нижегородской области. Не менее важным событием стало вступление в силу закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и передача нашему министерству полномочий по управлению и распоряжению земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в прошлом году были приняты Законы: «О порядке предоставления земельных участков на территории Нижегородской области из земель государственной или муниципальной собственности», «О праве государственной собственности Нижегородской области», «О порядке передачи объектов недвижимости в безвозмездное пользование».

В настоящее время на Законодательном Собрании рассматриваются  или будут рассмотрены позднее много социально – важных законопроектов.

Вопрос: «Во многих  субъектах Федерации арендные ставки за пользование нежилыми помещениями уже  приближены к рыночным. Вы планируете подобные изменения?»

Дамир Фатыхов: «Да, безусловно. Потому что, в ином случае  экономика будет продолжать оставаться нерыночной. Все должно регулироваться спросом и предложением, а не субъективными решениями. Поэтому меняются подходы в определении ставок арендной платы, как по аренде нежилых помещений, так и по аренде земли. Обозначу  вам для примера, что арендная плата у частных собственников на ул.Большой Покровской составляет 50 долларов за кв.метр, а мы сдаем помещения по цене 21 доллар за квадратный метр. Разница налицо.

В целях поддержки малорентабельных отраслей народного хозяйства Минимущество предложило уменьшить величину коэффициента, применяемого ранее для расчета арендной платы за земли, например, для предприятий металообрабатывающей и химической промышленности, а также предоставленных малому предпринимательству под киоски, ларьки, маркеты, реализующие хлеб и молочную продукцию. В то же время  намечаемые меры предусматривают повышение арендной платы за землю под высокодоходными объектами, например, такими как игорные дома, банки, ювелирные мастерские, шиномонтаж, автомойки и некоторые другие.

Меняем подходы и к нежилой недвижимости. Новое Положение устанавливает величину и определяет порядок  применения корректирующего коэффициента  при расчете арендной платы за пользование объектами государственного нежилого фонда в зависимости от вида деятельности арендатора.

Учет  специфики  деятельности арендатора при расчете ставок арендной платы, дает возможность представления равноправных условий для всех арендаторов на рынке недвижимости.

Подчеркну, что основные отличия новых подходов заключаются в том, что практически отменяются все льготные коэффициенты, за исключением бюджетных организаций. Для них они остаются.

В настоящее время проект постановления проходит согласование на Законодательном Собрании и, прежде всего, ориентирован на увеличение поступлений в областной бюджет, на применение экономически обоснованных ставок арендной платы, учитывающих специфику деятельности арендаторов.

Проведение такой работы обуславливается и тем, что Законодательное Собрание перед нашим Министерством поставило задачу уже в 2004 году обеспечить в доход бюджета от аренды нежилой недвижимости 393,4 млн.руб. и от аренды земли нам предстоит достичь уровня в 471,9 млн.руб.

Рубеж в 393,4 млн. рублей, или 5-кратный рост к прошлогоднему уровню, на первый взгляд, недосягаем, но мы считаем: если рационально и всесторонне подойти к решению этой проблемы, то выход найти можно. Предлагаемые коэффициенты видов деятельности, на которых строятся наши расчеты  - один из путей выхода из нынешней ситуации.

Плюс к этому минимуществом ведется активная работа по выявлению свободных площадей, контролю за рациональным использованием нежилой недвижимости, сохранностью и ремонтом объектов госимущества.

Вопрос: Изменилась ли ситуация с киноцентром «Рекорд», который периодически оказывается в центре внимания общественности?

Дамир Фатыхов: «Мы неоднократно отмечали в средствах массовой информации, что киноцентр передан в хозяйственное ведение государственному предприятию «Облкиновидеообъединение», которое находится в ведении министерства культуры. Именно это министерство, вместе с директором предприятия и ведет поиск инвесторов для ремонта киноцентра. У Минимущества  функции ремонтно-строительного участка не предусмотрены. Мы управляем правоотношениями юридических и физических лиц относительно  имущественных объектов. Остальное - использование, ремонт и т.д. - дело хозяйствующих субъектов.

Губернатор дал поручение минфину выделить 7 млн.рублей на ремонт киноцентра, и мы надеемся дело пойдет и «Рекорд» примет надлежащий вид.

Вопрос: Вопросы земельных отношений становятся главными в деятельности Вашего Министерства. Как продвигаются дела сейчас в этой области?

Дамир Фатыхов: «После принятия Земельного Кодекса РФ в значительной степени определились полномочия и задачи тех или иных ведомств, в том числе и нашего министерства. Принятые за последние два года законы и нормативные акты на федеральном и областном уровне создали условия для того, чтобы приступить к планомерной работе с земельными ресурсами.

Например, с принятием закона «О цене земли» заметно активизировалась работа по продаже земель под приватизированными предприятиями и в настоящее время этот процесс продолжается. Предприятия, получив такую возможность, стараются успеть выкупить землю в собственность по минимальным ставкам, как установлено Законодательным Собранием. Так, в 2003 году от продажи земли под приватизированными предприятиями бюджет области получил почти 25 млн.руб., а в 2002 году всего 8,5 млн.руб. В текущем сумма должна превысить прошлогоднюю в среднем на 30%.

Каждое предприятие в качестве земельного участка получает ценнейший актив, расширяющий, кроме всего прочего, возможности для получения кредитов и инвестиций. Ведь не секрет, что банки предпочитают давать в долг тем предприятиям, которые могут заложить землю с расположенным на ней недвижимым имуществом в качестве гарантии возврата займа.

Особенное внимание нами уделяется вопросу разграничения земель, но он решается гораздо медленнее, чем предусмотрено государственной Программой, рассчитанной до 2007 года включительно.

В первую очередь из-за усложненного порядка согласования документации. Оценивая  итоги работы, следует сказать, что установленные плановые задания по  разграничению государственной собственности на землю в 2002 году выполнены на 100 %,  а  в прошлом только на 53 %. Одна из причин в том, что изменились требования Минимущества России – теперь в перечни включаются исключительно земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет и прошедшие процедуру согласования с территориальными органами Министерства природных ресурсов России. Например, из отправленных в Минимущество России 6 742- х земельных участков, у нас  только 30 % поставлено на государственный кадастровый учет. Чтобы это сделать, нужно провести большой объем работ, а главное - нужны деньги.

В результате решения Правительства РФ «Об утверждении перечней» приняты только по 44 земельным участкам, отнесенным к  собственности Российской Федерации, что составляет- 0,65%.  Ни по областным, ни по муниципальным землям таких решений пока нет.

Насколько нам известно, сейчас готовятся изменения в ФЗ «О разграничении государственной собственности  на землю». Надеемся, что процедуры будут более простыми и не придется по каждому клочку земли вести кипы бумаг в Москву и дожидаться принятия Постановлений Правительства.

Вопрос: «Наиболее проблемный вопрос -  вовлечение сельскохозяйственных земель в рыночный оборот. В каких направлениях Вы работаете, чтобы преодолеть эту проблему?»

Дамир Фатыхов: «Сейчас и на обозримую перспективу – это самое сложное направление работы. На первом этапе необходимо будет определить границы земель и количество дольщиков. На наш взгляд, нужно создавать комиссии на местах, которые  будут разбираться как реализованы права на землю. Они смогут определить граждан, которые это право не реализовали, выделить их земли и как-то обособить. С этой проблемой придется поработать и нотариусам. Например, освободить земельный участок от бремени наследников или, наоборот, найти наследников.

С одной стороны, если следовать логике ныне действующего приватизационного законодательства, то государственное имущество, в т.ч. земля не может передаваться в собственность бесплатно, а только за «живые» деньги.

Однако, с другой стороны, исходя из федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законодатель субъекта Федерации может законодательно установить право безвозмездного получения земельной доли в сельскохозяйственных предприятиях, использующих землю на праве постоянного бессрочного пользования. Таких хозяйств на территории области сегодня не должно быть много, но фактическое их количество еще следует уточнить через Комитет по земельным ресурсам и министерство АПК, которые в свое время были основными исполнителями той самой программы «ЗеРНО» в аграрном секторе, которая до конца так и не была доведена.

При всей сложности - ситуация мне кажется разрешимой. Но это огромный объем работы, как в организационном, так и юридическом плане».

Вопрос: «Не секрет, что значительная часть государственных предприятий и акционерных обществ с собственностью области продолжают работать убыточно. Что Вы намерены предпринять в этой сфере?»

Дамир Фатыхов: «Министерством разработана и реализуется Целевая подпрограмма на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) «Управление имуществом государственных унитарных предприятий, находящихся на территории Нижегородской области».

В целом финансово-хозяйственная деятельность госпредприятий осталась на уровне предыдущего года: из 90 областных предприятий прибыльно работало  38, с убытками – 30, с рентабельностью близкой к нулевой – 4. Не вели хозяйственной деятельности и находились  в процессе конкурсного производства и ликвидации – 18 предприятий. В бюджет области в 2003 году перечислено 3,75 млн. рублей прибыли или 95,5% от задания. Конечно, цифра в менее чем в 4 млн.руб. не впечатляет: для бюджета это крохи.

К сожалению,  несмотря на общее увеличение объемов производства и прибыли, почти половина акционерных обществ также работают с убытками. В течение года предпринимались меры и по усилению влияния на их деятельность через представителей государства в Советах директоров и ревкомиссиях. Но это все общественная нагрузка и она ничем не мотивирована.

На начало текущего года на территории области находится 45 акционерных обществ с областной долей собственности.

Особенно огорчает, что, несмотря на кадровые решения и замену представителей государства заметно ухудшили свои финансовые показатели, к примеру, ОАО хладокомбинаты «Окский» и «Заречный». Поэтому  пришлось и еще не исключаю, вновь придется возвращаться к кадровым вопросам».

Вопрос: «Будет ли продолжаться процесс приватизации в нашей области?»

Дамир Фатыхов: «Процесс приватизации, безусловно, продолжается, но конечно темпов приватизации, как в 90-х годах, уже не будет никогда. В 2003 году приватизировано 7 ФГУП, из которых 5 предприятий преобразовано в ОАО, а  по двум предприятиям приняты решения о приватизации путем продажи имущественного комплекса на аукционе. Приватизировано также три объекта недвижимости областной формы собственности. Всего за год  было организовано 11 аукционов по продаже акций, находящихся в собственности Нижегородской области. Будем продолжать оптимизировать состав ГУП и АО. Отмечу, что нам впервые из областного бюджета выделены средства на инвентаризацию и оценку имущества, а также ликвидацию предприятия в размере 1,1 млн.руб.

В настоящее время на Законодательном Собрании рассматривается закон «О приватизации государственного имущества Нижегородской области», но хочу отметить, что принятие данного закона слишком затягивается и, следовательно,  мы не можем плодотворно работать в этой области. Из прогнозного плана текущего года отмечу такие важные объекты, как «Мухтоловский химлесхоз», гостиница «Октябрьская».

Вопрос: «Что изменилось в работе областного министерства в связи с созданием Территориального управления Минимущества РФ по Нижегородской области?»

Дамир Фатыхов: «Раньше мы занимались управлением и распоряжением областным имуществом, а также федеральным в той мере, как нам поручало Минимущество России. С января текущего года функции по федеральному имуществу переданы вновь созданному территориальному управлению Минимущества России по Нижегородской области.

Теперь наше министерство работает не на два фронта, а предметно занимается только областной собственностью.

Для того чтобы максимально капитализировать коммерческое имущество, т.е. получать в бюджет максимум, нам надо лучше знать чем располагает область, что это за имущество, все до конца проинвентаризировать и оценить, от чего-то избавиться, а что-то приобрести. В полной мере включить механизм спроса и предложения. Направлений в работе министерства не уменьшилось, а, наоборот, стало больше. В связи с начавшейся реформой под административные функции нам нужно будет заполучить, в т.ч. и от федерального центра столько имущества, сколько необходимо. Сейчас работаем над тем, чтобы часть федеральных памятников истории и культуры были переданы в собственность области. Проблема в том, что особо значимые объекты, с которых собираются налоги, федеральный центр, в свое время, забрал себе. Значит, вопросы координации и взаимодействия в т.ч. с Москвой снова выходят на первый план.

Дата создания страницы: 15.04.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet