Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

14.04.2004 12:46Владимир Попов: «Стратегии социально-экономического развития региона необходима для обеспечения его высокой конкурентоспособности в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве»

Первый заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Попов рассказал о разработанной областным правительством стратегии социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. С докладом на эту тему он выступил на семинаре-совещании с председателями областных организаций профсоюзов и координационных советов профсоюзных организаций городов и районов области, который открылся сегодня  в учебно-методическом центре Облсовпрофа.

Тезисы доклада:

1. Необходимость и содержание процедуры стратегического планирования

В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование выступает  важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства.

В настоящее время экономика практически всех регионов переходит на новый этап развития, связанный с ростом экономики и уровня жизни населения. В данных условиях особую значимость приобретают вопросы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий и необходимость решения задач по формированию условий инвестиционной привлекательности и увеличению конкурентоспособности региона.

В этой обстановке от территориальных органов управления требуется системная и научно-обоснованная программа концентрации ресурсов на наиболее   перспективных   направлениях   социально-экономического развития региона в целом, а также реализация системы мер по интенсификации социально-экономического развития региона.

Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти региону, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, на какие секторы экономики и общественные структуры следует опираться.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным, включающем в себя три этапа: прогнозирование, программирование (целевые и комплексные программы), проектирование (планирование, разработка отдельных инвестиционных проектов).

Стратегический план фиксирует четкие цели и перспективы развития области в долгосрочной перспективе. Он необходим для обеспечения высокой конкурентоспособности региона в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве. Наличие стратегии социально-экономического развития области соответствует мировым стандартам и требованиям, выдвигаемым для крупных инвестиционных проектов с иностранным и российским участием. Стратегический план обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов всего регионального сообщества на самых важных для области направлениях.  Он предполагает диалог позиций и интересов, координацию действий, объединение ресурсов.

2. Стратегический план социально-экономического развития области

2.1. Основные этапы разработки Стратегического плана

Разработанный Стратегический план социально-экономического развития до 2010 года позволил решить ряд важных задач:

·  выявить экономические и социальные проблемы Нижегородской области;

· определить тенденции в развитии экономики и социальных процессов с учетом состояния региональной экономики и уровня решения социально-экономических проблем на конкретный момент;

· выявить основные стратегические приоритеты развития и определить основные механизмы достижения стратегических целей и задач.

Стратегический план разрабатывался гласно, с привлечением представителей всех групп общества, для чего были созданы:  общественный совет по вопросам стратегического развития при губернаторе области и межведомственная рабочая группа, возглавляемая министром экономики и развития предпринимательства.

Главными характеристиками разработанного Стратегического плана являются:

комплексность (нацеленность на все стороны общественного развития);

долговременность (расчет на многолетнее действие и на получаемый  в будущем глубинный эффект);

реалистичность (нацеленность на имеющиеся потребности и ресурсы);

сопряженность с государственной стратегией.

Механизмы реализации Стратегического плана включают

:1. Программу социально-экономического развития области на среднесрочный период.

2. План развития государственного сектора экономики:

3. Региональный (государственный) заказ на планируемый период (в отраслевом и территориальном разрезе); 

4. Адресную инвестиционную программу области;

5. Мероприятия по развитию системы управления регионом.

Последовательная реализация указанных механизмов позволит:

обеспечить управляемость и практическую реализуемость Стратегического плана;

обеспечить комплексность решения проблем социально-экономического развития области;

стимулировать процессы стратегического планирования в области на всех уровнях хозяйствования на основе системного подхода и выделения приоритетов (программ, проектов, направлений и т.д.).

2.2. Основные направления доработки Стратегического плана

Доработка Стратегического плана осуществляется по двум направлениям:

- взаимодействие органов власти региона с нижегородской наукой, предусматривающей  непосредственную разработку методологии основных процедур формирования и реализации Стратегического плана. Постановлением Правительства области от 28.01.2003 № 38-р «О Стратегическом плане» утверждено техническое задание на доработку проекта Стратегического плана. 6 мая 2003 года проведен конкурс на разработку Стратегического плана. В настоящее время доработку Стратегического плана осуществляет Волго-Вятская Академия государственной службы (завершение работ предполагается в октябре 2004 года).

консультационная поддержка СП по проекту REAREF, предполагающей проведение серии экспертных интервью по PEST анализу, трех круглых столов по SWOT анализу, корректировку первого раздела СП «Стратегический анализ и приоритетные направления развития».

В доработанном варианте Стратегического плана предполагается сохранение основных направлений и целевых установок, при этом увеличен его временной интервал до 2015 года.

Подобная форма взаимодействия позволит придать дополнительную динамику в работе над Стратегическим планом с непосредственным привлечением научных, общественных, консультационных организаций, экспертов из различных сфер бизнеса.

3. Основные положения Стратегического плана

3.1. Стратегические цели и приоритетные задачи.

Достижение поставленной миссии и решение стоящих перед областью проблем предопределяется основной стратегической целью Правительства Нижегородской области - выдвижение области в лидеры Российской Федерации по росту  качества жизни граждан, созданию благоприятных условий хозяйствования, гарантий политической и социальной стабильности, общественной безопасности.                

Достижение главной цели предполагает достижение частных целей, определяемых ресурсным потенциалом области, способным обеспечить   развитие региона в будущем.

Экономическая цель - сформировать воспроизводственный потенциал регионального хозяйства, обеспечивающий устойчивое развитие экономики.

Социальная цель – создать условия для устойчивого роста благосостояния населения и развития социальной сферы области, сохранения  и развития историко-культурного потенциала.

Экологическая цель – сформировать условия для повышения качества жизни посредством обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности населения.

Достижение стратегической цели Правительства Нижегородской области составляет основное содержание нового этапа преобразований, охватывает продолжительный период, выходящий за сроки действия разрабатываемых основных механизмов реализации Стратегического плана (программ, планов, мероприятий). Соответственно, приоритетные задачи социально-экономического развития определяются из того, что может быть реально сделано в период до 2010 года. Основными приоритетными задачами  в этот период будут:

В сфере экономики:

1) реализация инвестиционного потенциала области, рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 13% ежегодно;

2) проведение политики  активной модернизации    промышленности (прирост физического объема продукции промышленности не менее 6,3% в год);

3) увеличение объемов финансирования на науку; развитие и реализация научно-технического потенциала;

4) реализация мероприятий по оптимизации расходов бюджета;

5) закрепление и усиление роли и места промышленности Нижегородской области в межрегиональном и международном разделении труда за счет качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

6) удвоение валового регионального продукта до 2010 года (к базе 2000 года) - основная задача, поставленная Президентом РФ.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи в социальной сфере:

1) создание новых рабочих мест, дальнейшее развитие малого бизнеса и ремесленничества, рост объема продукции малых предприятий в 20,6 раз в 2010 году по сравнению с 2000 годом;

2) создание условий для улучшения демографической ситуации в области, повышения качества жизни населения, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10% в 2010 году с 22,9% в 2003 году (в 3,5 раза к 2000 году), рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 7,6% в среднем за год, рост реальной начисленной заработной платы в среднем на 19% в год;

3) развитие системы образования, адекватной уровню социального и экономического развития области;

4) разработка эффективных механизмов привлечения финансовых и кредитных институтов к участию в инвестировании социально значимых областных проектов;

5) реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, направленная на:

обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населения;

снижение бюджетных расходов на содержание и эксплуатацию объектов ЖКХ;

улучшение обеспечения населения жильем.

В экологической сфере:

1) сокращение объемов вредных выбросов и сбросов промышленных предприятий по основным ингредиентам (сокращение объема захораниваемых бытовых и промышленных отходов на 20 %), в том числе за счет модернизации и промышленного производства на предприятиях.

создание и развитие системы переработки отходов, очистки воды, воздуха (увеличение объема переработки промышленных и бытовых отходов на 10-15%, рост производственных мощностей объектов переработки вторичных ресурсов и отходов в 2-3 раза).

предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, обеспечение экологического равновесия и биологического разнообразия Нижегородской области. Охрана и восстановление лесов.

обеспечение радиационной безопасности населения.

развитие экономических механизмов природопользования  и системы всеобщего экологического просвещения.

Предполагается  поэтапная реализация Стратегического плана.

3.2. Этапы и механизмы реализации Стратегического плана

Этапы реализации определяются региональными условиями развития, поставленными стратегическими целями и задачами. Временной интервал достижения стратегических целей и задач включает два этапа:

           1 этап (2004-2010 г.г.) предопределен необходимостью создания условий  для устойчивого экономического роста и решения накопившихся острых экономических и социальных проблем, в том числе подготовка экономики области к вступлению России в ВТО.

           2 этап (2011-2015 г.г.) – этап основных структурных преобразований и перехода к интенсивному обновлению производственной базы, закрепляющий достигнутые на первом этапе положительные сдвиги в развитии экономики и реформировании социальной сферы.

Связующим звеном между стратегическими целями и средствами по их достижению выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов по их осуществлению. 

Проект Программы социально-экономического развития Нижегородской области разработан министерством экономики совместно с отраслевыми министерствами до 2010 года.

В целом программа направлена  на удвоение валового регионального продукта, решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала области. Программные мероприятия сгруппированы по разделам: институциональные преобразования, производственная сфера и непроизводственная сфера.

В качестве самостоятельных отраслевых программ в настоящую Программу вошли 33 мероприятия федеральных целевых программ, реализуемых на территории региона, 53 региональные целевые программы и 94 отдельных мероприятий, не включенных в федеральные и региональные целевые программы.

В результате реализации мероприятий Программы ожидается снижение дотационности региона с 8,4 до 3,2% (отношение безвозмездных перечислений из федерального бюджета к доходам), рост душевых бюджетных доходов с 9,3 тыс. руб. в год до 15,6 тыс. руб. в год,  увеличение темпов роста производства промышленной продукции не менее чем на 5-8% в сопоставимых ценах ежегодно (172,6% к уровню 2000 года), рост среднедушевых денежных доходов населения с 3750 рублей в месяц в 2003 году до 11420 рублей в месяц в 2010 году,  снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на 6% по отношению к уровню 2003 года.

Рост производства товаров и услуг в рамках реализации Программы приведет к дополнительным поступлениям налогов во все уровни бюджетов за период 2004-2010 гг. в сумме 107,8 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 54,3 млрд.  рублей, в консолидированный бюджет области - 53,5 млрд. рублей.

За период реализации Программы предполагается создание 80115 рабочих мест (из них 61197 временных)[1], ввод 22 лечебных учреждений, 22 учреждений культуры, 35 образовательных учреждений, создание 39 учреждений социальной защиты населения.

Программа социально-экономического развития Нижегородской области является открытой программой. Это значит, что любая организация, может реализовать свой проект, программные мероприятия, подпрограмму в рамках среднесрочной программы в заявочном режиме в сроки, определяемые бюджетным процессом области. Такой подход обеспечивает баланс интересов заказчиков, участников и исполнителей программных мероприятий.

ВЫВОДЫ

В соответствии с политикой Правительства РФ следует выделить семь основных узловых элементов стратегии.

Первый элемент – сокращение бедности до уровня, свойственного развитым странам, то есть 10-12% населения против 22,9% в 2003 году. Безусловно, решить эту задачу можно только при сохранении высоких темпов роста реальных доходов населения – не ниже 7-8% в год. Но этого недостаточно. Главное здесь – сочетание адресной социальной поддержки для тех, кто не в состоянии самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию с дальнейшим наращиванием социального потенциала рыночной экономики, созданием условий для повышения качества человеческого капитала.

Второй элемент стратегии – резкое ускорение развития малого бизнеса, прежде всего в сферах инноваций и услуг для населения. С этой целью разработана и реализуется Комплексная программа поддержки предпринимательства в Нижегородской области.

Третий элемент стратегии – создание условий, при которых предприятия области могли бы наращивать конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на открытых рынках. Прежде всего, – это создание эффективной инфраструктуры доступа региональных компаний к ресурсам развития.

Четвертый элемент стратегии – поддержка областных предприятий в сфере высоких технологий и обеспечение ее специализации на глобальных рынках высокотехнологичной продукции через реализацию мероприятий РЦП «Инновации и высокие технологии в промышленности».

Пятый элемент стратегии – повышение эффективности функционирования и создание новой инфраструктуры.

В 2000-2003 годах были созданы нормативно-правовые основы для реформирования монополий, от которых зависит жизнедеятельность области (Горьковская железная дорога, ОАО «Нижновэнерго» и т. п.),  и сделаны первые практические шаги в этом направлении. Теперь предстоит сосредоточиться на реализации конкретных мер, которые включают:

повышение прозрачности этих монополистов;

создание конкурентных рынков там, где это рационально;

организационно-технологическая модернизация инфраструктуры;

выбор оптимальной модели регулирования тарифов.

Шестой элемент стратегии – повышение эффективности государственного управления в рамках административной реформы.

Седьмой элемент стратегии – разделение полномочий между уровнями государственной власти.

Таким образом, главное для нас в СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ - это максимальное использование имеющихся у области преимуществ для получения комплексного социального эффекта и поддержки высокой инновационной активности всего населения, консолидация власти и бизнеса, науки и общественности, культурной и образовательной элиты города и региона.

 



 

Дата создания страницы: 14.04.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet