Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

25.03.2004 15:20Геннадий Ходырев: «Прирост объемов производства, внутреннего регионального продукта, заработной платы, доходов в бюджеты всех уровней - не за горами, они реально просчитаны»

24 марта 2004 г. губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев на  пресс-конференции рассказал о своей встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, состоявшейся 22 марта. Принимавший участие в пресс-конференции министр финансов Нижегородской области Вадим Соболев рассказал о работе областного правительства по погашению Еврозайма. Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Геннадий Ходырев: В понедельник состоялась моя встреча с Президентом РФ. Она готовилась за месяц примерно. Называлось  несколько дат,  но в связи с тем, что была смена Правительства, и Президенту было не до встреч с губернаторами, мы встретились уже после выборов,  22 марта. От имени нижегородцев я поздравил Владимира Путина  с избранием на столь высокий и ответственный пост, пожелал успехов в этой не простой работе, здоровья, чтобы удача рядом была, без нее сложно решать проблемы. Доложил об итогах выборов.  Президент  поблагодарил нижегородцев за поддержку его на выборах, результатами остался доволен.

В основном разговор шел о социально-экономическом положении в области. Удалось довольно подробно доложить, как мы за эти 2,5 года развиваемся, как у нас идут дела в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, как решаются социальные вопросы в образовании, здравоохранении, культуре; какие проблемы у нас существуют, как наполняется наш бюджет, как он расходуется, какие перспективы по выполнению установки Президента о достижении удвоения внутреннего регионального продукта. Здесь у нас перспективы неплохие. По нашим осторожным прогнозам мы можем увеличить региональный валовый продукт к 2010 году даже более,  чем в 2 раза. Есть основания полагать, что мы можем с этой задачей справиться и раньше, поскольку на территории области ведется довольно активная инвестиционная деятельность. Мы практически 2 года подряд почти по миллиарду долларов вкладываем в нашу экономику. В нынешнем году эта цифра составит  42 млрд. рублей. В2004-2005 гг. в реальные проекты, связанные с машиностроением, металлургией, планируется вложить  941 млн. долларов. Это не очень скороспелые проекты,  они через 2-3 года будут давать серьезную отдачу. Прирост объемов производства, внутреннего регионального продукта, заработной платы, доходов в бюджеты всех уровней -  не за горами, они реально просчитаны.

Владимир Владимирович также обратил внимание на то, что у нас в области низкими темпами развивается сельское хозяйство. Причины Президенту известны. Одна из них - особенности Нижегородской области: в начале 90-х годов у нас внедрялась программа «Зерно», но дала отрицательный эффект. Президент одобрил действия областного правительства по поддержке сельхозпроизводителей. Размер финансовой помощи селянам из областного бюджета в четыре раза превышает федеральное финансирование. В этом году он составляет 770 млн. рублей,  против 140 млн. руб. федеральных. Но все равно с  такими деньгами революцию на селе не осуществишь, нужна крупная общегосударственная программа, которая помогла бы селянам перевооружиться технически и внедрять новые технологии. Владимир Путин заметил, что у нас падает валовое производство молока, мяса, несмотря на то, что продуктивность животноводства растет (у нас надои более 3 тыс. килограммов). Это довольно приличный результат по Российской Федерации. Зимовка 2002-2003 гг. была тощей, была большая засуха и снижение поголовья скота, особенно в северных районах. Президент понимает и  сожалеет, что это так происходит, но, к сожалению, против природы не пойдешь.

Президент одобрил действия областного правительства по сокращению долговых обязательств Нижегородской области, особенно внешнеэкономических,  то, что мы переводим долговые обязательства внутреннего характера с рассрочкой платежей на более дальнюю перспективу. Другого выхода сегодня нет.  Нижегородцы поступают правильно и своим поведением не портят инвестиционный имидж и облик финансовой России на международной арене.

Путин довольно внимательно посмотрел, как мы перевооружаем наши общеобразовательные учреждения, особенно школы, компьютерами. Положительно отнесся к тому, что 100 млн. рублей выделено на этот год на противопожарные мероприятия в школах. Это существенно повысит и надежность, и безопасность в общеобразовательных учреждениях. То, что мы с этого года внедряем программу «Школьный автобус», позволяет реально осуществлять оптимизацию бюджетных учреждений, то есть, малокомплектные школы где-то есть, их можно сокращать только в том случае, если будет надежное транспортное обеспечение детей и педагогов.

По здравоохранению беда общероссийская, в том числе и наша нижегородская, - сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез. Мы сегодня концентрируем деньги именно на профилактике и лечении этих заболеваний. Президент сказал, мы  правильно действуем.

Я проинформировал Владимира Владимировича, как у нас идет

подготовка технического проекта по сооружению низконапорной плотины в районе Козино. Техническое обоснование готово, проект проходит согласование в различных инспектирующих органах (природоохранных, санитарных). Ориентировочная его стоимость - под 23 млрд. рублей. Я Президента этими цифрами не стал пугать, поскольку с прежним руководством Министерства транспорта была договоренность, что деньги будут привлекаться со стороны, не бюджетные. Возможно, мы выпустим акции, и  это будет акционерное общество с участием иностранных акционеров, или это будет какой-то долгосрочный заем.

В ходе беседы также обсуждалось празднование 100-летия В.П.Чкалова.  Наши известные летчики,  герои России, обратились к Президенту с просьбой повторить перелет из Москвы в Ванкувер по маршруту Чкалова. Поручение дано поддержать этот проект. Я думаю, что он будет осуществлен. Затрат бюджетных средств здесь не предполагается, нашлись московские спонсоры, которые обеспечат соответствующее финансирование этого проекта.

Другой вопрос, касающийся нижегородцев, - модернизация истребителей, выпущенных в свое время заводом «Сокол». Есть  технологии модернизации самолетов «вчерашнего дня», чтобы они имели   современный технический боевой облик, но для этого надо найти покупателей. Большая часть самолетов используется в войсках, но после модернизации они могут быть проданы за границу. Президет дал поручение Фрадкову и министру обороны Иванову разобраться с моими предложениями и доложить стоит этим заниматься, или не стоит.

Последний вопрос, который обсуждался  на встрече, касался сферы спорта.  Ко мне в последнее время было очень много обращений со стороны спортивной общественности, как нашей нижегородской, так и московской, особенно федерации по биатлону, с просьбой восстановить  биатлонный   стадион в Нижнем Новгороде. Это традиционный вид спорта для нижегородцев, воспитавших олимпийских и мировых чемпионов. Нужно также учитывать близость Нижнего Новгорода к столице. Сюда можно быстро добраться. Это еще один плюс в пользу проведения  в нашем городе соревнований на высоком международном уровне, типа кубка мира. Такие мероприятия собирают до 40 и более тысяч болельщиков, поэтому   это выгодный в   коммерческом отношении проект. Президент дал поручения новому министру Зурабову и руководителю агентства Фетисову разобраться с этим делом и посмотреть, как нижегородцам можно помочь возродить это вид спорта. Биатлонный стадион, построенный в Ханте-Мансийске, конечно, отвечает самым высоким мировым требованиям, но туда не доедешь, поэтому стадион фактически не работает с такой нагрузкой, с какой бы он мог работать здесь в Н.Новгороде.

 

Вопросы журналистов Геннадию Ходыреву

Вопрос: Что не одобрил Президент из сказанного Вами?

Геннадий Ходырев: Никакого противостояния не было. Была  беседа людей, озабоченных проблемами, которые существуют не только на территории Нижегородской области, но в целом в России. Президент понимает, что удвоение внутреннего валового продукта, это не самоцель, а инструмент, с помощью которого можно повысить благосостояние наших людей, увеличить заработки, увеличить доходную часть бюджета. Наше 20-ое места по доходу на душу населения, конечно, меня не радует. Но в машиностроении, металлообработке достичь таких высоких прибылей, как в сырьевом секторе, невозможно, даже привлекая большие инвестиции. В любом выпускаемом нами с вами продукции машиностроения и  металлообработки очень большую долю занимает стоимость металла, энергии, топлива. Доля заработной платы, к сожалению, остается невысокой. Будем стремиться к ее увеличению. У нас есть для этого организационный резерв, и мы будем его использовать.

Я Президенту рассказывал о нашем малом, среднем предпринимательстве. Они дают нам неплохой поток денег в доходную часть, около 16 %. Но с зарплатой в этом секторе мудрят. Официально показывают не более 500-600 рублей,  а это значит, что  уходят от уплаты подоходного налога, а с другой стороны людей обкрадывают. Что они в накопительную часть пенсионного фонда  будут платить с 500-600 рублей? Поэтому надо наш бизнес выводить на чистую воду. И возможности такие  у нас есть.  Есть у нас проверяющие органы и санитары, и экологи, и пожарные, и другие инспекции для того, чтобы заставить платить те деньги, которые люди зарабатывают,   показывать их в отчетности и платить налоги с этого. Тогда, я думаю, статистика совсем другая будет. У нас сегодня 22% населения, согласно статистике, получают доходы ниже прожиточного минимума, а если вы поспрашиваете родных и близких, по крайней мере, соседей тех, кто малым, среднем бизнесом занимается, то картина будет другая. Для статистики одни деньги показываются, реальная зарплата совсем  другая. Поэтому в этом направлении  тоже нужно работать.  Задолженности по зарплате бюджетникам у нас  нет. Есть у нас примерно 450 млн. рублей  - задолженность малых, средних предприятий своим работникам. Поэтому, я считаю, профсоюзы не должны спать, а защищать своих коллег. Суды не должны  спать. Есть закон, который довольно строг, если не выплачивать заработную плату, руководителя надо отдавать под суд  за это. Здесь мы пока гужей не оборвали.

До конца мы не победили тех, кто не платит налоги на территории области. Я два с лишним года назад говорил, что более 400 предприятий и организаций уводят налоги за пределы области. Значительную часть из них мы образумили, но еще солидная группа осталась таких предпринимателей, которые имеют бизнес в Нижнем Новгороде, а налоги платят, кто в Москве, кто на других территориях. Это тоже резерв. Будет больше доходов в бюджете, будет возможность повышать заработную плату, помогать малоимущим.

Вопрос: Геннадий Максимович, не касался ли Ваш разговор с Президентом возможных изменений в структуре возглавляемого Вами правительство Нижегородской области, в частности, есть ли у Вас намерение слить вместе ведомство печати и культуры, министерство здравоохранения с министерством труда и социальной  защиты?

Геннадий Ходырев: Нет, мы в этой части реорганизовывать министерства не будем, может быть, часть функций будет передана из одного министерства в другое, но ни название, ни количество мы менять не будем. У правительства области есть функции, которые оно обязано выполнять, как ты структурные подразделения не называй, министерство, служба, агентство, неважно. Есть государство, его надо защищать, есть преступность, с ней надо бороться. Я считаю, что у нас структура правительства отвечает тем функциям, которое оно должно на территории области выполнять. Другое дело, что внутри правительства есть дублирование направлений, есть, может быть, когда не в то министерство отданы те или иные функции. Это мы с учетом последних изменений в Правительстве России  рационально поправим. Но надо учитывать, что  всякая смена вывески  влечет большие  финансовые затраты. Я думаю, мы сейчас не настолько богаты, чтобы увольнять, принимать, менять вывески, менять прописки.  Это не тот путь. У нас оптимальное правительство, минимум министерств, надо добиться, чтобы они максимум эффективности приносили, это зависит и от первого лица и от коллегии министерств.

Вопрос: А кто будет исполнять обязанности руководителя Администрации Губернатора, уже назначен этот человек или еще нет?

Геннадий Ходырев: Если бы был назначен, вы бы об этом уже знали.

Вопрос: Вы были первым губернатором, кого принял Президент? Попросили ли Вы  что – либо у Президента для Нижегородской области?

Геннадий Ходырев: Просить у Президента для Нижегородской области - не этично. Мы вообще то среди «больных»  ходячие, есть, кому без нас помогать и давать. Я думаю, что мы самодостаточная область. Нам ведь с вами миллиардов 15-ть не хватит, а столько Президент не даст.

Был ли я первым? Не знаю, может быть, первый, кого показали по телевидению, а кто до меня еще был, я просто не интересовался.

Вопрос: По поводу выборов в Нижегородской области, какую Президент дал оценку?

Геннадий Ходырев: Владимир Владимирович  поблагодарил нижегородцев за активную поддержку.

Вопрос: Претензии были?

Геннадий  Ходырев: Нет, претензий не было. Я сказал, что нам картину немножко подпортил Нижний Новгород. Я считаю, что есть и объективные причины: здесь исконно активно работает «Союз правых сил» и надо не забывать, что это у нас своего рода «родовое» гнездо СПС. Не случайно Ирина Хокамада собрала много голосов в Нижнем Новгороде. Если говорить о селе, там хорошо голоса собрал Николай Харитонов, село проголосовало довольно активно под 70%. А вот  в Нижнем невысокие показатели. Несколько неожиданно низкой была явка в Балахне. Может быть, это  наследие прошлых лет, когда там очень много было неурегулированных финансовых вопросов с энергетикой. Я думаю, что население это не забыло и так отреагировало. Но в целом, я бы еще раз вам напомнил, когда говорят, что нижегородцы последние в Приволжском округе по явке,  это так, но, если вы возьмете последние 10 крупнейших областей РФ, то мы с вами 7-ые, на шесть десятых отстали от Санкт – Петербурга и на 1,1% от Ленинградской области, поэтому пеплом мы голову не посыпаем. Когда мне ставят в пример Мордовию, я еще раз говорю, наши 15% - вся Мордовия вместе взятая, потому надо соизмерять соизмеримые вещи. Я еще раз говорю, там, где избирателей более 2 миллионов, мы на 7 месте.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, о каком количестве самолетов «Сокола» шла речь с Президентом?

Геннадий Ходырев: Речь шла о МИГах, о  большом количестве, сотнях. Модернизированные образцы есть 29-го и 31-го МИГа, они испытаны, участвуют в демонстрационных полетах. Сейчас надо найти надежного покупателя. Продажа самолетов на экспорт дает возможность поддерживать те самолеты, которые сейчас несут службу в войсках, и хорошо загрузить работой самолетостроительные заводы, что очень важно для нас.

 

Вадим Соболев: Я воспользуюсь случаем и два слова скажу. Накануне встречи Геннадия Максимовича  с Президентом и после нее мы вели в Москве переговоры по нескольким позициям: главное из них - это  урегулирование вопросов по Еврозайму. Но, как вы слышали, Геннадий Максимович  сказал, что  первый этап решения вопроса выплаты Еврозайма состоял в том, чтобы перевести внешний долг во внутренний и отнести сроки возврата на 2006- 2007 годы. Этот вопрос был решен. Мы подписали протокол в Москве, суть  которого состоит  в следующим:  3– й транш Еврозайма, который предстоит нам осуществить в ближайшие дни (в сумме 685 миллионов рублей основной долг и 90 миллионов - это купонный доход) мы выплатим, по сути дела не прибегая к использованию той старой схемы, которая действовала все это время. Я напомню, старая схема – это кредиты сбербанка и некоторая поддержка минфина. Мы договорились о следующем: финансовую помощь, которая причитается бюджету области, но причитается в течение 2, 3 квартала, нам перечислят  в марте (это 360 миллионов рублей), к ним нам добавляют бюджетную ссуду 200 миллионов рублей, оставшуюся сумму мы изыскиваем сами и,  таким образом, закрываем весь этот платеж. Понятно, что велись переговоры в комплексе, как мы будем решать и выходить из ситуации в октябре. Было принято принципиальное решение о том, что область будет оперативно готовиться к выпуску внутреннего облигационного займа на сумму 1 миллиард рублей. Приблизительные условия я не буду сейчас публично оглашать, но это очень радикальные условия, которые позволят области получить более дешевые заимствования, поскольку в данной ситуации у нас будет не 10 банков, с которым мы сегодня должны строить отношения.  Это будет облигационный займ, который, скорее всего, будем выстраивать на 3 года и за счет средств внутреннего займа будем решать проблему 4 и 5-го транша, наверное, при дополнительной поддержке ссуд Минфина.

В этой ситуации мы уходим от положения, когда будем платить дополнительные проценты  банкам, которые сегодня нам дают кредиты на рефинансирование Еврозайма. Вообще это решение не традиционное. В той ситуации, в которой находится сегодня федеральный бюджет, принять решение, чтобы в опережающем порядке перечислить такие объемы и еще дать дополнительную ссуду, свидетельствует  о том, что нижегородский бюджет руководство Минфина рассматривает как прогнозируемый, сбалансированный, как  бюджет, на который можно положиться.

Другая тема – прошедшее на днях  заседание областного координационного совета по  долгам. Мы вышли на конструктивное решение по долгам с администрацией города. Вопрос практически решен.

Хочу также поделиться впечатлениями о заседании расширенной коллегии Минфина РФ и Минэкономики РФ, на котором присутствовал Президент страны и все Правительство. У всех без исключения сложилось ощущение, что это было не заседание Минфина, это было специально организованное мероприятие, как публичное трибуна для Президента, для его первого выступления после прошедших выборов. Суть всех выступлений сводилось к следующему: в повестку дня ставятся самый первый вопрос - это борьба с бедностью, поставлена жесткая задача перед министрами довести за 3 года  уровень доходов населения, доходы, которого ниже прожиточного минимума, до уровня, который принят в развитых странах (это 12%). Для того, чтобы решить эту проблему, намечен ряд мер в рамках пенсионной реформы, в рамках налоговой реформы, предстоят напряженные годы. Почему напряженные? С одной стороны, ставится задача по ослаблению налоговой нагрузки. Это приведет к тому, что некоторые доходы станут выпадающими. Но такое снижение налоговой нагрузки даст эффект в следующем году и в итоге приведет  к росту доходов. Появится больший объем финансовых средств, остающихся в распоряжении работодателей. Самое главное  новшество - это снижение единого социального налога с 35,6% до 25%, что   приведет сначала к большому дефициту пенсионного фонда, фонда медицинского страхования.  Чтобы решить данную проблему, предложено взять дополнительные сверхприбыли с экспортного сектора за счет повышения таможенных пошлин на экспорт сырой нефти,  изменения налога на добычу полезных ископаемых. Это было действительно серьезное мероприятие.

Геннадий Ходырев: Я хочу добавить. Когда Вадим Викторович  говорил о внутреннем займе,  это надо расценивать, как разрешение и доверие Минфина, которое мы сумели заработать за истекшие годы. Такие займы выпускают крупные города, например, Москва. Это очень выгодно, пока над нами висел внешний займ, нам заикаться было нельзя о том, чтобы выпустить внутри российский облигационный займ. Сегодня нам Минфин  дает разрешение.

Соболев: Кстати, как только было принято такое решение, сразу же образовалась очередь из банков и  инвестиционных структур, которые предлагают организовать выпуск, подготовку  займа. В рамках этих условий предлагается промежуточная финансовая помощь, пока не будут выкуплены все ценные бумаги.

Вопрос: Где такие займы еще выпускались?

Вадим Соболев: В Иркутской, Новосибирской, Ленинградской область, Ростовской областях, Карелии, Москве.

Дата создания страницы: 25.03.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet