Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

25.03.2004 14:13Министр культуры Нижегородской области Владимир Седов: «Работа, которая ведется министерством культуры, дает возможность нижегородцам созерцать нашу культурную жизнь и активно в ней участвовать»

24 марта министр культуры Нижегородской области Владимир Седов провел брифинг для нижегородских радиостанций

 

Вопрос: Каковы перспективы нижегородского киноцентра, вошедшего в структуру областного киновидеообъединения?

Владимир Седов: Перспективы прекрасные. Дело в том, что, войдя в структуру областного кино-видео-объединения, киноцентр приобретет новую организационную жизнь. Выделено 7 млн. рублей на его восстановление. В нем будет большой зал на 300 мест и два малых по 50, несколько кафе. Помимо выделенных семи миллионов, есть инвестиционный проект развития киноцентра. Я думаю, что эти деньги достаточно быстро окупятся.

Киноцентр останется в той своей роли, в которой он был. В нем также будет сосредоточено лучшее кино. Так что перспективы, на мой взгляд, хорошие.

Вопрос: Возможно ли участие правительства области в решении проблем фабрики "Хохломский художник"?

Владимир Седов: Министерство культуры активно участвует в судьбе этой фабрики. Дело в том, что на многих таких предприятиях подобные проблемы. Вы, наверное, знаете, что раньше для них были льготы на федеральном уровне, которые потом отменили. Рентабельность их стала снижаться. На мой взгляд, льготы для таких фабрик со специфическим производством, использующим ручной труд, просто необходимы. И мы проводим их целенаправленно, адресно. Сейчас в Законодательном собрании лежит на рассмотрении проект, разработанный правительством области, по снижению для них ставки налога на прибыль.

Вопрос:  Есть ли шансы у Нижнего Новгорода попасть в Золотое кольцо России? Что для этого делается? 

Владимир Седов: Сейчас разрабатывается хорошая программа малого Золотого кольца, в который войдут 4 области:  наша, Московская, Ивановская и Рязанская. Проект уже готов, оформляются документы. Благодаря этому будут действовать большие комплексы отдыха, организована продажа продукции художественных промыслов, что будет способствовать развитию территорий.

Вопрос: Возможна ли покупка акций фабрики «Хохломский художник» правительством области?

Владимир Седов: С самого начала вступления на эту должность, меня удивило, что на предприятиях художественных промыслов нет ни одного процента государственной собственности. Да, я согласен, что можно передать в собственность здания, коммуникации, но интеллектуальная собственность принадлежит всему российскому народу или государству. Что такое Хохлома или Городецкая роспись? Они не принадлежат одному или нескольким учредителям, их создавали наши предки.

Таким образом, я с самого начала поставил вопрос, что должна быть определена доля государства на этих предприятиях. Новый вице-губернатор Владимир Иванович Попов поддержал меня в этом вопросе. На примере фабрики «Хохломской художник» мы проведем первый этап такой работы.

Вопрос: В свое время много было споров и несогласия по поводу политики нового министерства культуры в отношении нижегородских театров. Появилась ли за это время у министерства программа развития нижегородских театров? На кого из экспертов в этой области (независимых аналитиков, театральных менеджеров, критиков, главных режиссеров театров) министр опирается в своей деятельности?

Владимир Седов: Никто конкретно сказать, чем он был недоволен, не может, любого спросите. Политика в отношении театров на данный момент  такая же, какая и была. Первое – это совершенствование организационной работы в жизни театра. Имеется  в виду использование зданий, которые находятся в центре города и, как я считаю, используются не на все 100 процентов. Вы видите в Москве Санкт-Петербурге фойе и подсобные помещения используются на все 100, там есть и арт-кафе, и выставки.

Следующий момент – не правильно используются даже те помещения, которые сдавались в аренду. У нас были такие примеры, когда театр в центре города подписал контракт на 1000 рублей на 10 лет, хотя цены на Покровке – 25 долларов за квадратный метр, а там 100 квадратных метров.

 Я естественно, когда увидел эти нарушения, провел ревизии во всех театрах, выявились большие нарушения, что вызвало недовольство руководителей, так как раньше их никто не проверял, целых 15 лет. Вот из-за чего было недовольство, из-за того,  что мы указали на недостатки. А больше в этом направлении ничего предосудительного не делалось, хотя я считаю до сих пор, что театр кукол можно использовать как детский досуговый центр. Сейчас кроме «Макдональдса» сходить некуда.

Можно использовать и потенциал актеров, и потенциал буфетов, и имеющихся площадей. Это поможет и актером заработать в театре, а не где-то на стороне.

Второе направление – это репертуарная деятельность театров. Когда приезжал Калягин, мы беседовали на эту тему. Есть два вида театров: американского типа – контрактные, когда актеров, режиссеров нанимают на одну пьесу или сезон. Очень хорошо, что у нас  сохранилась другая практика – репертуарный театр. Как правило, репертуарные театры делаются под имя: тот же Губенко, Эффес. К сожалению, у нас нельзя назвать имя, которое звучало бы в нижегородском масштабе. Именно этот человек формировал бы репертуарный театр.

 И большая беда, что у нас нет смены поколений. Когда я  вызывал наших уважаемых мэтров, народных, заслуженных, и спрашивал: «Дорогие господа, готовите ли вы себе замену. Все мы живые- все мы под богом. Кто-то может вас заменить»? Ответ был очень интересный. Один из мэтров сказал: «Я - гений, а гениям замены нет». Но я так не считаю, талантами земля нижегородская богата. Существует ряд причин, по которым эти таланты не могут реализовать себя, в том числе и организационные.

Вот история так называемого конфликта.

В июне месяце у нас заканчиваются контракты с директорами и художественными руководителями. Я издал приказ о создании конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей. В состав этих конкурсной комиссии вошли представители министерства культуры, представители союза театральных деятелей Нижегородской области, общественности. Конкурсная комиссия в итоге будет рекомендовать министру культуры ту или иную кандидатуру. Я вас уверяю, что будет стоять очередь и мы подберем достойные кандидатуры, чтобы это не повлияло на репертуар. Дело в том, что у нас ушла директор кукольного театра, заслуженный человек. Сейчас назначен исполняющий обязанности на 2 месяца. Через 2 месяца она может участвовать в конкурсе на замещение должности, может не участвовать, мы все равно кандидатуру подберем.

Конфликт этот выдуманный, необоснованный, ни одного действия министерство культуры, направленной на ухудшение организационной или художественной работы театров, не делает, никогда министерство не вмешивалось в репертуар театров, ничего не навязывало, рецензий никаких не проводило. Творческий процесс как шел, так и идет. Я считаю, что для того, чтобы поднять работу театров на новый уровень, нужно во главе театров ставить руководителей-менеджеров. Прекрасный руководитель Томина – директор филармонии, прекрасный директор-менеджер Ермаков -  директор оперного, прекрасный художественный руководитель в театре юного зрителя. Директор должен заниматься зданием, дополнительными заработками, а художественный руководитель творческим процессом, не лезть никуда. У нас часто художественный руководитель лезет в организационную работу: почему без моего ведома назначили техничку или билетера. Каждый должен заниматься своими делами. Тогда у нас будет порядок и полный успех.

Вопрос: Назовите конкретные программы, формы взаимодействия театрами?

Владимир Седов: Программа нисколько не изменилась. Еще раз повторю. Во главе театра должен стоять руководитель-менеджер. В филиале Российской академии образования открыт факультет арт-менеджера. Первые десять человек начали там учиться. Второе, все руководители театров должны назначаться на конкурсной основе при участии театральной общественности. Третье, я считаю, что во главе художественного руководства должен стоять талантливый режиссер. Работа министерства культура заключается в том, чтобы помогать театрам, создавать условия для получения дополнительных  средств, выбивать деньги в бюджете, изыскивать новые формы и методы работы.

Вопрос: Существует ли программа поддержки районных библиотек (пополнения библиотечных фондов, работы с читателями и т.д.)? Какие областные целевые программы, касающиеся сферы культуры, работают эффективно?

Владимир Седов: Библиотеки - дело хорошее. В Америке, к примеру, основной упор в сфере образования не столько направлен на школы, сколько на библиотеки. Библиотеки у них - достаточно мощный центр. Они у них в основном электронные и представляют собой мощнейший архив.

Сейчас помимо того, что мы насыщаем фонды библиотек книгами, принято несколько программ «детского чтения»  на  4,5 млн. рублей, программа по возрождению библиотек. Хотя ситуация с библиотеками все равно тяжелая: здания не везде есть, а если и есть, они в тяжелом в положении, потом - проблема с фондами. 

Есть и такие примеры – в Княгининском районе предприниматель полностью оборудовал библиотеки: сделал евроремонт, пополнил библиотечные фонд. Получилась шикарная библиотека, оснащенная компьютерами, красивыми книгами, хорошей мебелью. Человек выложил пол миллиона рублей на эти дела.

Вопрос: Как обстоит дело с отделом периодики,  который располагается в старом храме?

Владимир Седов: Ситуация сейчас разрешается. Дело в том, что есть инвестор, готовый вложить средства в реконструкцию областной библиотеки.    

Вообще я вам хочу сказать, что Геннадий Максимович Ходырев понимает прекрасно довольно сложную финансовую ситуацию. Поэтому мы нацеливаем на привлечение внебюджетных средств. Благодаря этому мы смогли приобрести транспорт. Подобным же образом будут привлекаться средства и для театров. Около 1 млн. долларов осенью будет вложено в ТЮЗ: на реконструкцию хозяйственного блока и фасада здания. Для оперного театра нашелся спонсор, который готов вложить не менее 2 млн. долларов в здание, для того, чтобы сменить там проводку и т.д. Так что в этом направлении ведется  очень большая работа.   

В 2003 году министерство культуры привлекло 37 млн. внебюджетных средств. В этом году, привлекая внебюджетные средства, мы даже покроем бюджетные ассигнования.

Вопрос: В будущем планируется реставрировать весь архитектурный комплекс Кремля: башни, ландшафт. На каком этапе находится данный проект? Сколько средств будет выделено для его осуществления (федеральные/областные)?

Владимир Седов: На реставрацию Кремля понадобится не одна сотня миллионов долларов. Необходимо производить противооползневые работы, восстанавливать утраченную часть стены; башни находятся в запущенном состоянии. Мы латаем дыры, используя  небольшие средства из бюджетов. Но это не решение вопроса. Мы пытались ввести наш кремль через ЮНЕСКО в список памятников мирового наследия. У нас ничего не получилось. Нам ответили, что таких памятников много. Я считаю, что выход, помимо принимаемых программ,  принять закон о Кремле. Проект этого закона нами подготовлен и находится на согласовании в министерствах. Этот закон предусматривает объявление Кремля заповедной зоной. Это значит, что все учреждения, которые находятся на территории Кремля, будут направлять деньги, на восстановление Кремля. Получатся большие деньги. Если правительство одобрит этот проект, он пойдет на рассмотрение в ОЗС.

Только когда есть деньги, можно под них писать и реализовывать программу.

Вопрос: Изменения, которые произошли сейчас в федеральном министерстве культуры повлияют ли как-то на работу областного министерства?

Владимир Седов: Пока повлияло только одно: если раньше я направлял документы на Михаила Швыдкого, то сейчас на Соколова Александра.

Вопрос: С кем из знаменитых людей, кроме Михалкова, вы успели познакомиться за последний год?

Владимир Седов: Со Швыдким Михаил Ефимовичем, Губенко, очень интересный человек. С Калягиным общались очень даже хорошо. Из общения с ним, я понял, что ему как председателя союза театральных деятелей России дают совершенно не ту информацию, потому что когда мы беседовали у Геннадия Максимовича, Калягин сказал, что  последние 2 года Вы обижаете представителей театральных кругов. Геннадий Максимович сказал: «Назовите хоть одного человека, которого мы обидели». Губернатор при этом повернулся и посмотрел на господина Вихрова. На что тот помялся и ответил: «Пока никого». Второй вопрос задал Ходырев: «А что мы сделали для ухудшения работы театров?» Вихров опять помялся и ответил: «Ну сделано, конечно, и много хорошего». Мы готовим финансированием гастролей театров, покупаем для поездок автобусы, увеличили вдвое зарплату директорам театров. Что касается актеров, то здесь существует тарифная ставка, с которой мы ничего не можем сделать, но есть у театров возможность самим зарабатывать деньги и тратить на актеров. Для этого директор театра должен заключить с актером контракт, где дается возможность получение дополнительных средств.    

Вопрос: Самое главное культурное событие?

Владимир Седов: У нас прошло достаточно много культурных событий. Это и фестивали кино,  и программы детского чтения, принятые в 2003 году; программы по сохранению культурного наследия,  и разнообразные выставки, гастроли театров, и назначение новых талантливых руководителей в театрах. Я думаю, что та работа, которая велась министерством культуры в прошлом году, дает возможность нижегородцам довольно активно участвовать и созерцать нашу культурную жизнь.  

 

 

 

Дата создания страницы: 25.03.2004
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet