Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

18.05.2010 16:31Итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области в 2006-2009 годах

«Уже четыре года деятельность Правительства Нижегородской области строится на основе утвержденной в апреле 2006 года региональной Стратегии развития, определяющей целевые ориентиры деятельности до 2020 года», - сообщил министр экономики Геннадий Баландин.

По словам министра, главная стратегическая цель Правительства – достижение и обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни базируется на:

  • эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономике;
  • благоприятных условиях для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области;
  • эффективной исполнительной власти.

Министерство экономики Нижегородской области провело анализ реализации Стратегии за 2006–2009 годы, который показал следующее.

Темпы, заложенные в Стратегии, были сохранены.

За последние четыре года:

  • объем валового регионального продукта на душу населения вырос  в 1,8 раза;
  • доходы консолидированного бюджета на душу населения выросли в 2,5 раза;
  • объем инвестиций в основной капитал увеличился в 3 раза;
  • производительность общественного труда выросла в 1,8 раза. 

За этот период выросли и улучшились все основные показатели, характеризующие благосостояние населения:   

  • среднемесячная заработная плата увеличилась в 2,2 раза;
  • среднедушевые денежные доходы выросли в 2,4 раза, и по их уровню в 2009 году область заняла 4 место среди регионов ПФО;
  • снизилась доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (с 17,5% в 2005 году до 13,5% в 2009 году);
  • число родившихся увеличилось на 5911 младенцев, в результате коэффициент рождаемости в 2009 г. составил 10,8 промилле (в 2005 г. 8,9 промилле);
  • в течение последних лет продолжительность жизни увеличилась с 63,4 лет в 2005 году до 66,1 года в 2009 году;
  • ввод жилья в области вырос в 1,9 раза, а по малоэтажному строительству – в 3,4 раза.

По объему ввода жилья Нижегородская область в 2009 г. заняла 3 место по ПФО и 11 место – в РФ.

О повышении качества жизни населения говорит и тот факт, что нижегородцы стали больше уделять внимание своему здоровью, активно посещать культурно-досуговые учреждения, путешествовать. Так в 2009 году, по сравнению с 2005 годом:

  • удельный вес населения области, постоянно занимающегося физической культурой и спортом, вырос  на 3,4%;
  • повысилась посещаемость нижегородцами кинотеатров, музеев, театров и концертных организаций на 16% ;
  •  количество туристов, посетивших Нижегородскую область в 2009 г. превысило прогнозируемое значение на 24%, а иностранных туристов - в 2,5 раза.

Значительный рост доходов населения привел к существенному увеличению объемов продаж продовольственных и промышленных товаров в региональных торговых сетях. Розничный товарооборот увеличился со 139,4 млрд.руб. в 2005 году до 310,3 млрд. руб. в 2009 году.

По обороту розничной торговли по итогам 2009 года Нижегородская область заняла 12 место среди регионов РФ и 4-е место в ПФО, а по обороту оптовой  торговли соответственно 10 место в РФ и 3 место по ПФО.

В 2006-2009 г.г. наблюдалась положительная динамика в производстве товаров массового спроса, о чем свидетельствует увеличение производства пищевых продуктов почти в 2 раза, изделий из кожи, обуви более чем в 4 раза.

Крупнейшими реализованными проектами в сфере торговли стало строительство ряда крупных гипермаркетов, торговых центров, супермаркетов (основные из них: «Максидом», «О’КЕЙ», «Карусель», «Лента», «Реал», «EURO», «Порт Савин», «Касторама») и торгово-развлекательные центры («МЕГА», «Фантастика», «Золотая миля» и другие).

Продолжала развиваться сфера услуг. Только по сравнению с 2008 годом:

  •  число пользователей Интернет выросло в 1,5 раза;
  •  число абонентов кабельного телевидения – на 33%;
  •  доля населения, охваченного мобильной связью – на 17,7 п.п.

Вырос интерес населения к предприятиям бытового обслуживания (парикмахерская, ремонт одежды и обуви, химчистка). Объем услуг данных предприятий  увеличился в среднем на 9 % (в сопоставимых ценах).

Немаловажным фактом улучшения качества жизни нижегородцев является снижение уровня преступности в области, как среди взрослого населения, так и, что особенно важно, среди несовершеннолетних граждан:

  • уровень преступности снизился на 5,5%;
  • доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем числе зарегистрированных преступлений  уменьшилась с 4,1 %  в 2005 году до 2,9 % в 2009 году.

Особенностью реализации Стратегии в 2009 году стал мировой финансовый кризис.

В условиях мирового финансового кризиса социально-экономическая политика регионального Правительства в 2009 году была ориентирована на поддержку различных сфер экономики и финансового сектора. Прежде всего, это выполнение социальных обязательств перед населением, жилищное строительство, поддержка предприятий промышленности, сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства.

В декабре 2008 года, в развитие плана Правительства РФ, был принят План антикризисных мер Правительства области, реализация которого позволила:

  • сохранить экономический потенциал области: по объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий  регион перешел с шестого места, которое занимал в России в 2008 году, на пятое, а в Приволжском федеральном округе сохранил за собой лидерство,
  • сохранить более низкий, чем в Российской Федерации уровень инфляции, а по  продовольственным товарам добиться снижения уровня инфляции в два раза ниже, чем по России.

Несмотря на кризис, в 2009 году были сохранены 53 вида социальных выплат отдельным категориям граждан, выплачиваемых за счет средств областного бюджета, при этом с 01.01.2009 была проведена их индексация.

Важнейшим механизмом реализации Стратегии являются областные целевые программы, так как именно в рамках программ основные бюджетные средства направляются на создание комфортных условий проживания населения региона и развитие социальной сферы.

Доля расходов консолидированного бюджета области, формируемая в рамках программ, увеличилась с 3% в 2006 году до 17% в 2009 году.

За четыре года на реализацию областных целевых программ из областного бюджета выделено 46 млрд. руб., причем 87% этих средств (40 млрд.руб.) направлялись на создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области: на обеспечение доступности и комфортности жилья, строительство, реконструкцию, ремонт и оснащение сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, транспортной инфраструктуры, повышение квалификации кадров.

Наибольший объем в общей сумме финансирования областных целевых программ (30,7 млрд. руб.) был направлен на ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры, как основы повышения качества жизни населения».

Это позволило реализовать в области широкомасштабную программу обновления и развития социальной сферы региона, развития газификации и модернизации объектов коммунального хозяйства, создания инновационной инфраструктуры, обеспечения инженерными сетями площадок под жилищное строительство, повышение транспортной доступности региона.

Всего за четыре года было введено в эксплуатацию более 700 социальных объектов, из них:

  • 58 объектов образования (24 школы, 6 детских садов, и т.д.);
  • 22 объекта здравоохранения (5 поликлиник, 3 роддома, 3 больницы и т.д.);
  • 14 физкультурно-оздоровительных комплексов и 24 объекта культуры.

Среди  самых крупных введенных объектов:

  • 1-й пусковой комплекс дороги Р-152 Шопша-Иваново-Н.Новгород (в 2008 г.);
  • 2-я очередь автодороги М-7 Волга на участке обхода г. Н.Новгорода (в 2008 г.);
  • мост через р.Оку с обходом г.Мурома в Навашинском районе (в 2009 г.);
  • автомобильная часть метромоста через реку Оку с первым пусковым комплексом автодорожных подходов в г. Н.Новгороде (в 2009 г.);
  • Нижегородской планетарий (в 2007 г.);
  • обход г.Сергача на участке от автодороги Воротынец-Спасское –Сергач до автодороги Сергач-Пильна (в 2009 г.); 
  • лечебный корпус больницы № 3 в г.Н.Новгороде (в 2008 г.);
  • радиологический корпус онкодиспансера в г. Н.Новгороде (в 2008 г.);
  • музейно-туристский комплекс «Город мастеров» в г. Городце (в 2009 г.);
  • здание Нижегородского художественного музея - Дом Сироткина (в 2008 г.);
  • Дворец спорта (в 2007 г.). 

В числе этих объектов - 26 долгостроев, причем строительство некоторых тянулось более 10 лет:  Нижегородский цирк, 11 школ, 6 жилых домов, автовокзал в Сергач, поликлиника в р.п. Пижма Тоншаевского района, инфекционный корпус в Ардатовском районе, 2-ая очередь Вачской ЦРБ и др.

В целях стабилизации ситуации на рынке труда действовала областная целевая программа «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году». Объем финансирования программы за счет средств областного бюджета в 2009 году составил около 30 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета – 613,2 млн. рублей.

В рамках данной программы:

  • организованы общественные оплачиваемые работы для 69,7 тысяч человек;
  • направлены на профессиональное обучение 5,4 тысяч работников, находящихся под угрозой увольнения;
  • оказана адресная поддержка по переезду в другую местность для замещения вакантных должностей более 750 гражданам;
  • оказана помощь в открытии собственного дела и содействии самозанятости 2120 безработным гражданам.

Более 5 млрд руб. областных средств в рамках программ (за исключением ОЦП «Развитие…) за четыре года было направлено на мероприятия по содержанию и ремонту дорог, благоустройству близлежащих к ним территорий.

Активно реализовывались программы в социальной сфере. В 2008 году завершена реализация программы «Совершенствование кардиохирургической помощи населению». За год существования программы проведен капитальный ремонт операционных помещений, закуплено оборудование для кардиоцентра г.Н.Новгорода, проводилось обучение сотрудников кардиоцентра, с целью внедрения в Нижегородской области новых видов высокотехнологичной медицинской помощи, которые ранее у нас не оказывались.

В 2007-2009 годах все учреждения родовспоможения области обеспечивались необходимым лечебно-диагностическим оборудованием для оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. На эти цели в рамках программы «Совершенствование службы родовспоможения» из областного бюджета направлено 830 млн. руб.

В решении социальных проблем большое значение приобретает обеспечение граждан доступным жильем. На реализацию жилищных программ из областного бюджета за четыре года направлено более 2,5 млрд. руб.

Кроме того, с 2008 года начали реализацию региональные программы по переселению граждан из ветхого аварийного фонда. На финансирование мероприятий данных программ за счет всех источников финансирования за 2008-2009 годы направлено 2,2 млрд. руб.,  причем основную долю средств составляют средства Фонда содействию реформированию ЖКХ - 1,5 млрд. руб.

Основным результатом программ по переселению стало расселение 1085 граждан из аварийного жилищного фонда. 

В рамках реализации на территории Нижегородской области приоритетных национальных проектов оказывалась государственная поддержка образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные образовательные программы, осуществлялись дополнительные денежные выплаты работникам здравоохранения, повышалась квалификация и уровень профессиональной подготовки врачей, производилась оплата медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, производилось обеспечение жильем льготных категорий граждан и молодых семей, развивалась система ипотечного жилищного кредитования.

Всего за четыре года объем финансирования национальных проектов и государственной программы «Развития АПК» (до 2008 года - нацпроект) за счет средств всех источников составил более 20 млрд. руб.  Кроме того, привлечено кредитных ресурсов более 33 млрд. руб. Несмотря на кризисный период, наибольший объем бюджетного финансирования на реализацию национальных проектов привлечен в 2009 году (8,6 млрд. руб.). Это связано с реализацией трех новых направлений нацпроекта «Доступное и комфортное жилье»: переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, направление средств материнского капитала на приобретение жилья.

Четкая и слаженная работа регионального Правительства с федеральными министерствами и ведомствами, увеличение объемов финансирования областных целевых программ позволили привлечь в область значительные средства из федерального бюджета.

За 2006-2009 г.г. в Нижегородскую область было привлечено более 20 млрд.руб. федеральных средств, в том числе на финансирование более 200 объектов ФАИП – более 13 млрд.руб. При этом, рост федеральных инвестиций в 2009 году по сравнению с 2005 годом составил 2,7 раза.

Средства федерального бюджета направлялись на решение первоочередных остросоциальных проблем региона, в том числе на строительство дорог, метромоста, крупных объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Несмотря на значительную финансовую поддержку федерального бюджета на решение первоочередных проблем - развитие социальной сферы, реализацию инфраструктурных проектов, перспективы развития области зависят от состояния  экономики, наполняющей региональный бюджет.

Значительное влияние на создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня жизни населения области оказывает эффективная исполнительная власть. Положительная динамика экономического развития отразилась и на  увеличении доходов бюджета.

В 2009 году по сравнению с 2005 годом доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,4 раза и составили  97,4 млрд.рублей.

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году были исполнены в сумме 112,2 млрд. рублей.

За 4 года существенно ускорились темпы роста основного сектора экономики региона – промышленности: по объему отгрузки продукции в обрабатывающем секторе область поднялась с 8 места в РФ, которое она занимала в 2005 году, на 5-е по итогам  2008 года и вышла в лидеры Приволжского федерального округа.

На протяжении последних четырех лет Нижегородская область являлась лидером в России по производству грузовых автомобилей и автобусов.

Одним из главных приоритетов региональной политики является развитие инноваций. Предприятиям, реализующим приоритетные инновационные проекты, предоставляются инвестиционные кредиты, налоговые льготы, частичная компенсация процентной ставки, освобождение от арендной платы.

За четыре года 17 организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, предоставлены налоговые льготы и частичная компенсация процентной ставки на общую сумму 104 млн. руб.

В 2009 году, в условиях кризиса, был увеличен размер финансовой поддержки из областного бюджета для предприятий, реализующих приоритетные инновационные проекты, введена поддержка промышленных и научных организаций, осуществляющих техническое перевооружение основных средств

В 2006-2009 годах на территории области совместно с федеральным центром и частными инвесторами осуществлялась реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций, в частности строительство технопарка – «Сатис» и информационного парка «Анкудиновка».

За 2006-2009 г.г. Правительством области оказывались меры государственной поддержки приоритетным инвестиционным проектам, предприятиям легкой промышленности, агропромышленного комплекса и малого бизнеса.

Более чем 35 предприятиям легкой промышленности была оказана поддержка в на техническое перевооружение и пополнение оборотных средств на общую сумму 57 млн. руб.

Объем государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса из областного бюджета вырос в 6,4 раза и составил за 2006-2009 г.г. 1,5 млрд.руб., что позволило привлечь кредитных ресурсов на 24,8 млрд.руб. Средства направлялись на развитие племенного животноводства в регионе, обновление основных средств сельхозпроизводителей.

Объем государственной поддержки субъектам малого предпринимательства за четыре года составил 73,5 млн.руб., в результате объем отгруженной продукции произведенный малыми предприятиями за четыре года вырос более чем в 3 раза.

Статус приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области был присвоен 56 проектам с общим объемом инвестиций 199,1 млрд. рублей. Наиболее крупные проекты - первая очередь производства конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр – Нижний Новгород»; строительство предприятия по производству огнеупорных изделий – ООО «Везувиус Волга»; строительство фабрики по производству целлюлозосодержащих волокон – ООО «Йозеф Реттенмайер Рус Продуктион».

За четыре года наметилась устойчивая тенденция роста инвестиционной привлекательности Нижегородской области. Ярким подтверждением этому служит увеличение объема инвестиций в 2009 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза. Поступление иностранных инвестиций в 2009 году в 2,4 раза превысил объем 2005 года. Даже в условиях кризиса, снижение объемов инвестиций в 2009 году было существенно меньшим, чем в среднем по России.

Проводимые Правительством области мероприятия позволяют Нижегородской области сохранить место в первой десятке среди регионов РФ в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов.

«Итоги реализации Стратегии развития Нижегородской области за 2006-2009 годы позволяют сделать вывод, что региональному Правительству удалось максимально сохранить темпы, заложенные в Стратегии, и достичь за 2006-2009 годы значительных результатов, - подчеркнул Геннадий Баландин. – И главная стратегическая задача Правительства – обеспечить высокий уровень благосостояния населения и стандарты качества жизни выполняется».

Дата создания страницы: 18.05.2010
Дата модификации страницы: 18.05.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet