Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

18.05.2010 16:25Региональный кабинет министров на заседании 18 мая утвердил проект Закона Нижегородской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»

Как сообщила министр финансов Ольга Сулима, отчет об исполнении консолидированного бюджета за 2009 год, включивший отчет об исполнении областного бюджета и отчеты об исполнении бюджетов муниципальных районов и городских округов, представлен в Минфин России своевременно и в полном объеме.

Финансовый кризис внес коррективы в прогнозы развития экономики и финансового сектора как России в целом, так и Нижегородской области. Это проявилось в сокращении показателей налогооблагаемой базы, которые были взяты при планировании бюджета на 2009 год – прибыль прибыльных предприятий и фонд оплаты труда.

Первоначальный план по доходам консолидированного бюджета спрогнозирован в сумме 125,2 млрд. рублей, уточненный – 101 млрд. рублей.

За 2009 год в консолидированный бюджет области поступило 97,4 млрд. рублей, что составило 96% к уточненному плану. По сравнению с 2008 годом доходы уменьшились на 9,5 млрд. рублей или 9%. В том числе налоговые и неналоговые доходы уменьшились на 13 млрд. рублей или 15%.

Недоимка по налогам увеличилась и в доле, зачисляемой в областной бюджет, и в доле, зачисляемой в местные бюджеты, всего на сумму – 543 млн. рублей или на 25%, и составила 2,7 млрд. рублей. Недоимка увеличилась в результате роста недоимки в основном по следующим налогам:

- транспортный налог – на 187 млн. рублей и составила 793 млн. рублей, 29% в структуре недоимки, прирост 31% (причина – неуплата текущих платежей физическими лицами);

- налог на доходы физических лиц – на 173 млн. рублей и составила 478 млн. рублей, 18% в структуре недоимки, прирост – 57% (причина – доначисление налога по актам налоговых проверок);

- налог на имущество организаций – на 98 млн. рублей и составила 223 млн. рублей, 8% в структуре недоимки, прирост – 79% (причины – восстановление задолженности в связи с возвращением службой судебных приставов постановлений с актом о невозможности взыскания задолженности, а также неуплата налогоплательщиками текущих платежей).

Расходы консолидированного бюджета осуществлены в сумме 112,2 млрд. рублей, 94% от плана, и выросли по сравнению с 2008 годом на 4 млрд. рублей или 4%.

На социальную сферу направлено 54% всех произведенных  расходов или 60,2 млрд. рублей.

Дефицит консолидированного бюджета равен 14,8 млрд. рублей, в том числе дефицит областного бюджета – 12,2 млрд. рублей, дефицит местных бюджетов – 2,6 млрд. рублей. В 2008 году дефицит был 1,3 млрд. рублей.

Совокупный государственный и муниципальный долг на начало года составил 21,4 млрд. рублей (в том числе государственный долг Нижегородской области – 19,6 млрд. рублей, муниципальный долг – 1,8 млрд. рублей) и увеличился по сравнению с прошлым годом на 12,7 млрд. рублей или в 2,5 раза.

Просроченная задолженность по заработной плате с начислениями отсутствует.

В связи с необходимостью обеспечения сбалансированности областного бюджета в течение 2009 года он уточнялся 11 раз и был уменьшен по сравнению с первоначальным: по доходам – на 20,3 млрд. рублей или на 21%, по расходам – на 11,8 млрд. рублей или на 11%.

Доходная часть бюджета корректировалась в основном на сумму недополученных налоговых и неналоговых доходов и дополнительно полученных федеральных средств.

Расходы в основном корректировались – на целевые средства из федерального бюджета, сокращение областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», других ОЦП и текущих расходов областных учреждений.

Доходы областного бюджета составили 76% от консолидированного и получены в сумме 74,4 млрд. рублей, при плане 77,5 млрд. рублей.

Расходы составили 77% от консолидированного и произведены в сумме 86,6 млрд. рублей, что составляет 95% от плана, то есть меньше запланированного объема на 5 млрд. рублей.

Фактический дефицит составил 12,2 млрд. рублей, как сумма превышения фактических расходов над фактическими доходами при плановом – 14,1 млрд. рублей.

Доходы по сравнению с прошлым годом уменьшились на 8 млрд. рублей или на 10%.

Расходы выросли по сравнению с прошлым годом на 3,7 млрд. рублей или на 4% в основном за счет межбюджетных трансфертов, социальных выплат и увеличения заработной платы работникам бюджетных учреждений. Данный дисбаланс компенсировался заемными средствами.

Структура доходов областного бюджета по укрупненной схеме такова:

- налоговые доходы составили 68% и получены в сумме 50,7 млрд. рублей, к плану на год – 95%;

- неналоговые доходы, без учета возврата остатков межбюджетных трансфертов из федерального бюджета прошлых лет, составили 2% и получены в сумме 1,6 млрд. рублей, 113% к плану;

- безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, составили 30%, получены в сумме 22,4 млрд. рублей, 99% к плану.

Налоговые доходы по сравнению с прошлым годом уменьшились на 11 млрд. рублей или на 18%. Неналоговые доходы снизились на 0,2 млрд. рублей или на 11%.

Поступления из федерального бюджета и от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» составили 21,1 млрд. рублей. Из федерального бюджета получены 45 видов субсидий и 23 вида субвенций. По сравнению с 2008 годом прирост составил 2,2 млрд. рублей.

В условиях кризисной ситуации, ограниченности ресурсов для обеспечения сбалансированности областного бюджета были реализованы следующие механизмы исполнения бюджета по расходам. В начале года лимиты бюджетных обязательств доведены до получателей бюджетных средств в полном объеме от потребности по таким первоочередным расходам, как:

  • выплата заработной платы;
  • оказание мер социальной поддержки населению;
  • текущее содержание бюджетных учреждений;
  • обслуживание государственного долга;
  • исполнение государственных полномочий и обеспечение софинансирования расходов местных бюджетов;

По остальным расходам лимиты бюджетных обязательств доводились по мере поступления в бюджет доходов.

В пределах доведенных объемов финансирования все расходные обязательства областного бюджета были выполнены и не допущено образование просроченной кредиторской задолженности.

Расходы на реализацию областных целевых программ произведены в сумме 14,1 млрд. рублей, что составляет 90% к годовому уточненному плану и 16% от всех расходов года. В 2008 году этот показатель был равен 23%. Всего из областного бюджета профинансированы 40 областных целевых программ. Расходы по программе «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 год» составили 8,6 млрд. рублей, 61% в общей сумме расходов на областные целевые программы и 10% в общей сумме расходов областного бюджета.

В рамках антикризисных мер по управлению региональными финансами оплачивались в основном работы по строительству метрополитена, по объектам с высокой степенью готовности, а также за счет средств целевого федерального бюджетного кредита.

По состоянию на 1 января 2010 года государственный долг Нижегородской области составил 19,6 млрд. рублей, что на 12 млрд. рублей или в 2,5 раза превышает уровень долга на начало 2009 года.

Долговая нагрузка на бюджет увеличилась с 12% в 2008 году до 38% в 2009. Структура государственного долга следующая: кредиты коммерческих банков – 39%; государственные ценные бумаги в виде облигационных займов – 32%; бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета для строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования, а также частичного покрытия дефицита бюджета – 22%; государственные гарантии – 7%.

Расходы по обслуживанию государственного долга составили 965 млн. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличились на 479 млн. рублей или в 2 раза. Все долговые обязательства исполнялись в соответствии с условиями договоров своевременно и в полном объеме.

Качественные показатели исполнения областного бюджета полностью соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- дефицит областного бюджета не превышает установленный Бюджетным кодексом предел;

- текущие расходы не превышают доходов бюджета (фактически – 90%);

- предельный уровень государственного долга не превышает 40% от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (фактически – 38%);

- расходы на обслуживание долга не превышают 15% (фактически – 1,2%).

Общая оценка исполнения бюджета за 2009 год:

- исполнение бюджета осуществлено в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;

- в течение 2009 года в полном объеме обеспечено финансирование социально-значимых расходов и государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, включая:

  • переход с 1 апреля 2009 года на новые отраслевые системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы области;
  • решение задач по обеспечению повышения минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы области до уровня 4 330 рублей;
  • исполнение мер социальной поддержки населения;
  • реализацию приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и образования;
  • поддержку программ занятости;

- в условиях ограниченности ресурсов за счет оперативного управления финансами в течение всего года обеспечивалась достаточная степень ликвидности бюджетного баланса, не допускалось возникновение просроченной кредиторской задолженности.

«В целом, подводя итоги кризисного 2009 года, как главные положительные моменты необходимо отметить, что потребители бюджетной сферы, получатели социально-значимых выплат не почувствовали на себе кризисные явления, более того, продолжалось развитие области за счет инвестиций в инфраструктуру и поддержки реального сектора экономики», - подчеркнула Ольга Сулима.

Дата создания страницы: 18.05.2010
Дата модификации страницы: 18.05.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet