Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

29.04.2010 09:00Интервью Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева федеральным агентствам «Интерфакс», «ИТАР ТАСС», «РИА Новости», «Росбалт»

В.П.Шанцев: Экономика Нижегородской области набирает обороты

 - Валерий Павлинович, каковы результаты работы области в 1 квартале? Как развиваются основные отрасли экономики по сравнению с 2009 годом?

 - Первый квартал показал, что экономика набирает обороты. Пошли неплохие результаты практически во всех отраслях. И как суммарный результат мы за первый квартал получили доходов 100,6% к уровню доходов первого квартала 2008 года – до кризисного периода. Тот год был для нас по доходам самый лучший - 106 млрд рублей. Такого не было никогда. Поэтому суммарно все отраслей - строительство, транспорт, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство - все, кто платят налоги, сработали по финансовым результатам довольно неплохо. В апреле мы сохранили положительные темпы налоговых поступлений.

 Можно говорить, что пошел рост в экономике, а в некоторых отраслях он существенный. Мы рассчитывали, что по многим показателям регион выйдет на докризисный период к 1 января 2012 года. Часть показателей, конечно, будет достигнута раньше. Но надо иметь ввиду, что мы еще ликвидируем отставание прошлых лет. В второй половине 2008 года вместо 8% развития был темп роста всего 1%. В 2009 году темпы тоже упали. В 2010 году мы не выйдем на 8% роста, думаю, что будет всего 3,6%. Поэтому, начиная с 2012 года работать темпами стратегии, нам надо будет догнать отставание предыдущих лет.

Правительство не снимает с себя задачу выполнения стратегии (Стратегрия развития Нижегородской области до 2020 года – ИФ). И твердо уверены, что можно будет ее реализовать. План-2020 – это для нас стратегическая цель.

 - Какая ситуация сейчас на нижегородском автопроме – на ГАЗе, ПАЗе и ЗМЗ?

- Автопром оживает, как и потребительский спрос оживает. Все предприятия автомобильной промышленности суммарно достигли в 1 квартале рост 50,6% к 1 кварталу прошлого года. Ранее начало года было у нас самым плохим, первый квартал - всегда трудный с точки зрения покупательного спроса и с точки зрения производства. Январь – практически весь месяц каникулы, февраль – короткий месяц. Сегодня нас обнадеживает, что происходит в автомобилестроении - везде осваиваются новые продукты, идут работы по снижению себестоимости, по улучшению качества и приближению к паритету двух понятий "цена и качество". Помните раньше, до кризиса этим мало, кто занимался, а потом потребительский спрос сократился, люди начали считать деньги, сама жизнь заставила сделать шаги. Сейчас предприятия работают в новом режиме, на свою прибыль. Нельзя заставлять потребителя платить на непроизводительные расходы.

 Рост на ГАЗе по году будет около 25% и примерно такой же рост будет во всем автомобилестроении.

 -Валерий Павлинович, отчасти подъем автопрома области произошел благодаря программе по утилизации  старых автомобилей и покупке взамен новых с компенсацией. Нижегородская область объявила достаточно большую компенсацию в 100 тыс. рублей. Как проходит реализация программы? Будет ли она продлена, если пользуется таким большим успехом?

 - Мы еще в 2009 году до программы утилизации начали ускорять и повышать потребительский спрос при обмене старого автомобиля на новый. В 2009 году говорили, что 50 тысяч – это хорошо, но если бы было 80 тысяч, мы бы более активно брали. В 2010 году мы подумали и решили, что сделаем компенсацию 100 тысяч рублей. Плюс еще началась федеральная программа по утилизации автомобилей. Поэтому, покупая автомобиль нижегородского производства и выполняя условия российской и региональной программ, получаешь скидку 150 тысяч. Благодаря этому мы получили резкий рост спроса на автомобили и даже сейчас испытываем определенные трудности, как этот спрос обеспечивать. Вдруг стал пользоваться спросом Сайбер. А он более чем на 70% собирается из зарубежных комплектующих. Мы еще не успели провести такую локализацию, чтобы производить его у себя полностью. В период кризиса Сайбер по соотношению "цена и качество" очень здорово проигрывал всем остальным маркам автомобилей. Когда пошла такая большая скидка 150 тысяч рублей, продажи увеличились. Также пошли продажи Газели и Соболя, техники и автобусов. У нас уже поступило более двух тысяч заявок по региональной программе на утилизацию и замену старых автомобилей. 791 автомобиль с начала года уже приобретен. Это на порядок выше, чем в прошлом году. Если говорить по российской программе утилизации с учетом тех марок, которые выпускают в других регионах, и отечественных и иностранных сборщиков, мы вышли по показателям на второе место после Москвы. Не смотря на то, что у нас населения в три раза меньше, чем в этом городе. Поступило более 3,3 тыс. заявок на утилизацию – только за прошедший 1 квартал.

Из 250 млн рублей, которые были выделены из бюджета на компенсации, 147 млн рублей уже потрачены. Думаю, что такими темпами к середине июня весь лимит будет израсходован. Будем с депутатами говорить, что надо продолжать эту программу. Для бюджета это выгодный бизнес: мы даем скидок меньше, чем получаем налогов в результате расширения объемов производства.

 - На какой срок планируется продлить программу?

 - До конца года. Будем изыскивать дополнительные средства. Расчет простой – каждый автомобиль – это 100 тысяч рублей. Посмотрим, сколько автомобилей продано, динамику, сколько можно продать до конца года.

 - Каков результат инвестиционной деятельности по итогам 1 квартала? Какие новые проекты и инвесторы появились в области? Были ли свернуты старые проекты?

 - Все инвесторы, которые пришли в 2009 году известны – "Данфосc", "Раймонд", "Лэнксесс". Началось строительство серьезных предприятий. Многие проекты идут в области инфраструктуры - торговые здания, жилье. В 1 квартале было построено жилья на 4,6% больше, чем в 1 квартале 2009 года. Вообще, если говорить о строительной отрасли, то объемы производства строительной продукции выросли на 50% по сравнению с 1 кварталом прошлого года.

 Темпы инвестиций по 2009 году были на уровне 7% роста по сравнению с 2008 годом. Нижегородская область - единственный регион, который не снизил темпы инвестиций. Это задел прошлых лет, когда работал инвестиционный совет. Это не просто планы, а уже вложенные в основной капитал деньги – в строительство, приобретенное оборудование. В этом году завершается крупнейший проект – комплекс глубокого каталитического крекинга нефти на Нижегороднефтеоргсинтезе. Это предприятие, которого больше нет в России. Также мы завершаем проект "Стан-5000",  аналогов которому в стране также нет. Скоро начнется строительство завода по производству поливинилхлорида. Это 330 тысяч тонн в год продукции – мощнейший проект. Потом уже можно вокруг него строить предприятия по переработке ПВХ, пока на привозном сырье, а потом на собственном. Вокруг большого предприятия можно будет развивать малый бизнес. Около 20 отраслей питаются изделиями из этого полуфабриката.

 - Предлагаю перейти к транспортной тематике. В Нижнем Новгороде транспорт всегда был проблемой. В последнее время она особенно обострилась. Возможно ли сейчас предпринять какие-то шаги, инфраструктурные решения, которые бы позволили решить часть проблем в транспорте?

 - Если посмотреть на карту транспортной инфраструктуры Нижегородской области, то можно увидеть, что происходит по сути, почему город в таком состоянии. Есть основной транспортный коридор по федеральной трассе М-7, транспортный коридор, который идет с запада на восток через Казанское шоссе и коридор, который идет через Кировское шоссе. Самая лучшая трасса сегодня категории А идет из Москвы. Она доходит до черты города и весь транспорт входит в городские магистрали, которые уже без категории. По городу магистрали имеют гораздо более низкую пропускную способность, нежели чем федеральные трассы. Городские магистрали выходят потом на Казанское шоссе.

Правильно начали строить Южный обход, чтобы весь коммерческий транспорт запустить сразу к Казанскому шоссе. Мы сейчас за свои деньги спроектировали мост в Подновье и все подъезды к нему. Это даст нам возможность пустить транспорт с Казанского шоссе потом на Кировское шоссе. И точно также сделать так, чтобы коммерческий транспорт с Кировского шоссе не заезжал на городские магистрали. Часть очереди Южного обхода - 19 км строили с 1984 по 1993 годы. Вторую очередь – 15 км, мы построили за 2,5 года. Сейчас приступаем к строительству третьей очереди. Был принят закон о государственно-частном партнерстве. И уже Внешэкономбанк, Венгерский банк заявили большую заинтересованность в этом проекте. Наверное, будем проводить конкурс, чтобы организовать ГЧП по строительству части обхода Нижнего Новгорода. 46 км третьей очереди обхода стоит 20 млрд рублей.. Ждать бюджетных денег не стоит, в ближайшие три годы они сюда не придут. Кризис резко сократил инфраструктурное строительство. Таким образом, мы будем ускорять решение транспортных вопросов.

Если транспортное кольцо вокруг Нижнего Новгорода не сделают, мы внутри города ничего не решим. Можно, кончено, провести какие-то локальные мероприятия – перекинуть транспортные потоки с одного проспекта на другой. Это все равно нужно делать. Для этого достраивали  метромост – чтобы решить проблемы между заречной и нагорной частью Нижнего Новгорода. С учетом сегодняшней ситуации с закрытием Канавинского моста, без метромоста мы бы кричали "караул". Я знал, что  делал – область взяла серьезный бюджетный кредит на 2,7 млрд рублей и закончили его строительство в прошлом году.

 - Валерий Павлинович, продолжая тему про метромост, на какие деньги вы рассчитываете в этом году из федерального бюджета на продолжение строительства?

 - Мы обратились в федеральное правительство с просьбой выделить нам уже в этом году и в ближайшие три года по два миллиарда рублей. В этом году одновременно предусмотрено 1,5 млрд рублей наших денег. В 1 квартале 2010 года было получено 1,5 млрд рублей сверхплановых доходов. Если апрель-май, будет также продолжаться, то в мае уже можно делать перераспределение и часть этих средств направить дополнительно на строительство метромоста. Сейчас очень многие говорят, что приостановилось федеральное финансирование. Из 10 млрд рублей, которые потратили на строительство метромоста, 8 млрд рублей – это областные деньги. Никогда федеральные средства не играли на это стройке решающего веса. 8 млрд мы выделили за три года. Если в этом году выделим три миллиарда, то получим тот же самый темп, что имели до кризиса.

 - Сроки сдачи метромоста не будут изменяться?

 - Нет. Надо будет закончить проходку туннеля. Сейчас пройдено 560 метров. Потом будет закрыто строительство станции "Горьковская", чтобы по верху пустить движение в этом году. В 2011 году надо сделать отделку туннелей и станции, запускать метропоезда.

 - В начале года правительство Нижегородской области планировало разработать программу развития моногородов. Как сейчас продвигается эта программа? Какие города области туда вошли и на что они могут рассчитывать?

 - У нас 13 моногородов. Если 25% населения работают на одном предприятии и предприятие выпускает около 50% объемов промышленного производства всего города – это моногород. У нас таких городов 13: Заволжье, Балахна, Володарск, Ворсма ,Павлово, Кулебаки, Выкса, Саров, Первомайск, Сергач, Княгинино, Кстово и Шахунья. Всего в России таких 335 городов. По всем ним сейчас разрабатывается своя программа. Но программы эти будут разного уровня: 27 городов будут по федеральной программе развития. В нее от Нижегородской области вошли Заволжье и Павлово. По ним мы разработали программы и передали на федеральный уровень. Сейчас они проходят утверждение. Программы по остальным 11 городам мы будем утверждать на региональном уровне. Самое главное в этих программах – это диверсификация экономики, уход от понятия «моно». Надо создать новые предприятия, новые рабочие места, не связанные с тем профилем промышленности, которые имеет это основное градообразующее предприятие. Одновременно, надо сделать и на нем преобразования с тем, чтобы увеличить его эффективность и создать там дополнительные рабочие места, если эта продукция конкурентоспособна.

 - Что могут получить Заволжье и Павлово от федерации?

 - Выделение средств. В Заволжье на территории Заволжского моторного завода предлагается организовать технопарк, который бы собрал в себе другие производства на существующих основных фондах, которые сегодня по программе ЗМЗ не нужны. Федерация будет выкупать у него эти основные фонды. ЗМЗ получит деньги на свою модернизацию, а федерация и регион получит технопарк. Также еще компания Шотт будет строить завод по производству медицинского стекла. В Павлово очень серьезно будут развиваться птицефабрики. В два раза увеличатся объемы производства. Будет создано порядка 600 рабочих мест. В программах все расписано, как уйти от этого «моно».

 - Каким образом в условиях бюджета ограниченных возможностей находятся ресурсы для развития социальной инфраструктуры, строятся ФОКи. В то время, как другие регионы едва сводят «концы с концами»?

 - У нас нет других ресурсов, кроме налогооблагаемой базы. Вы все меня спрашивали, зачем в 2006 году начали делать программу развития районов? Каждый город должен иметь программу развития производительных сил и каждый должен стараться наладить свою жизнь за свои деньги. Мы такую задачу перед ними ставили, и если бы не кризис, то она была решена. За три года 986 мероприятий из 1164 запланированных были выполнены. Было вложено 143 млрд рублей инвестиций. Дополнительно получено 11,6 млрд рублей налоговых поступлений. Когда я начал работать губернатором, я прежде всего взял планы, которые были в 2004-2005 году, и понял главную составляющую социального развития – должна быть у каждого своя программа. Раньше не было проектов землеотводов, не было проектов, прошедших экспертизу ни по одной отрасли. Работая в Москве я твердо знал, что от момента принятия решения проходит три года. Я должен сделать землеотвод, спроектировать, например, школу, сделать техническое задание, проект должен пройти экспертизу и только после этого, я могу приступать к строительству. Было трудно, мы одновременно и землеотводы делали, и проектировали и строили.

 Сейчас мы, не смотря на трудное время, смогли профинансировать 220 объектов инфраструктуры. Имея ввиду, что еще обеспечивали финансами свою текущую жизнь, и 6 млрд рублей плюс 2,5 млрд федеральных денег смогли направить на программу развития. Мне инвесторы говорят, что хороший руководитель строится именно в кризисное время. Если тебя постиг кризис, значит, ты где-то неправильно рассчитал свой бизнес. Стало меньше потребления? Значит, ты виноват, ищи новое потребление. Иначе из кризиса не выйдешь никогда. Как говорил известный писать устами профессора Преображенского: «Разруха в голове». Как начнешь об этом думать, так она там и останется.

 Да, темпы развития приостановились. У нас сегодня около 500 землеотводов, столько же комплектов документации, прошедшей экспертизу и мы хотели запускать в год по 400 объектов, но запустили только 220. Но у нас есть задел на будущее. Рецепт только один – развиваться налогооблагаемую базу. Наш инвестсовет, который заседает каждую неделю, утвердил уже более трех тысяч проектов. Все они расписаны на разные годы. И ничего страшного, если они начнут реализовываться в 2013-2014 годах. Я знаю, он будет и принесет мне налоги.

 - В своих предыдущих интервью вы говорили, что хотите достичь такого уровня бюджетной обеспеченности, чтобы людям хотелось жить в области, а не уезжать из нее. Что в этом плане удалось сделать, каковы результаты?

 - Мы начинали 2005 год с объемом консолидированного бюджета 34 млрд рублей. Бюджетная обеспеченность – это консолидированный бюджет, поделенный на количество жителей. В 2008 году мы уже имели бюджет 106 млрд рублей. Это в три раза  больше, чем в 2005 году. В 2009 году показатели упали на 16%. Сейчас в первом квартале мы вышли на уровень 2008 года и планируем дальше развиваться. Если говорить о Москве, где я долгое время трудился, то там население в три раза больше, а доходы были в 2008 году 1 трлн 400 млрд рублей. Вот наш маячок, куда идти надо. Это опять же налог на прибыль работающих предприятий, налог на заработную плату. Надо не только говорить о модернизации, но и делать ее.

 - В последнем своем послании Законодательному собранию Нижегородской области вы говорили о необходимости развития атомного машиностроения. Неоднократно заявляли о необходимости создания в регионе кластера атомного машиностроения. Какие предприятия, по вашему мнению, могут войти в этот кластер?

 - Я говорил, что у нас уже есть этот кластер. Его надо развивать и делать так,  чтобы у него была работа. У нас есть Российский ядерный центр – основа всех современных и новых идей, у нас сильное машиностроение – ОКБМ им. Африкантова, автоматизированные системы – ни одно железо не может работать без автоматизированных систем, которые сегодня основаны на современных IT-технологиях. Это институт измерительных систем имени Седакова, он тоже находится в Росатоме и на нашей территории. Третье направление – это проектирование. У нас ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» – лидер среди инжиниринговых компаний атомной отрасли, и практически все пилотные проекты атомного машиностроения обкатываются на базе этой компании. Она первая  начала осваивать технологию «6D проектирование» - это современный мировой уровень. Кроме того, на предприятии внедряется «Производственная система Росатом», что позволяет строить АЭС «под ключ» в минимальные сроки, но пока станции не в нашем регионе.

 Мы запустили проект плавучих атомных электростанций, которые сегодня идет не только в России, но и за рубежом. Он получил гран-при на известных международных форумах. Нам надо начать строительство собственной атомной электростанции. Это необходимо для нескольких целей – устранения дефицита электроэнергии для дальнейшего развития. Стоимость четырехблочной станции – 400 млрд рублей. Представьте, сколько будет задействовано строителей, сколько будет привлечено налогов в бюджет. По сути, будет построен новый город в районе Навашино. Плюс не только предприятия будут задействованы предприятия не только атомного машиностроительного кластера, но и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Конкурсы и торги на поставки оборудования для АЭС, опять же, стали впервые проводиться у нас на Нижегородской ярмарке на «Ярмарке атомного машиностроения».

 - Валерий Павлинович, как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в регионе. Каково взаимодействие всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, муниципальной? На сколько политическая ситуация способствует преодолению кризисных явлений в экономике?

 - Мы провели определенную реконструкцию в органах управления. Укрупнили муниципалитеты самого последнего уровня – сельские муниципалитеты, их стало на 200 меньше. По 131 закону при нашей плотности населения каждый муниципалитет должен иметь численность проживающих не менее трех тысяч человек. У нас были муниципалитеты в 500-700 человек. При этом они не являлись монотерриториями. Если посмотреть на эффективную модель местного самоуправления, то это территориальная единица, а не соединение нескольких поселений просто так. Сейчас речь идет об укрупнении. Уже проведен на Бору эксперимент, пилотный проект о том, что эта территория стала одним городским округом, один бюджет, один совет депутатов, одно управление. Можно будет очень эффективно использовать средства. Если говорить об управлении, то самая близкая к населению структуры выполняет 10% функций управления. А остальные функции – земля, градостроительная политика она добровольно передали нам, в вышестоящий орган. К ним приходит население, а они ничем помочь не могут. Деньги распыляются, но эффективного их расходования не происходит. Когда мы смотрим, что в одном поселении все происходит перманентно, ничего не видно, нет ни копейки денег. Я как-то прочитал в газете, что в районе в колодце насос "Малыш" вышел из строя. И местный глава говорит, что у него нет денег на новый. А что такое "Малыш"? Его можно из своей зарплаты купить! Послали мы им туда новый насос. Но нельзя все время с уровня области заниматься такими вопросами.

 На первом этапе у нас идет реорганизация самой структуры власти. Вторым шагом будет, начиная от Нижнего Новгорода и заканчивая самым маленьким поселением - избрание главы мсу из числа депутатов, а главу администрации назначают по контакту. Чем это выгодно? Тем, что власть становится подконтрольной. Нормальному руководителю все равно, как избираться. А для тех, у кого ничего не получается, сейчас есть ссылка на народ. "Меня избрал народ, я перед ним и должен отчитываться", - говорят они. В новой системе возрастает роль депутатского корпуса. Он имеет право каждый месяц спрашивать с главы администрации, и тот каждый год должен отчитываться перед депутатами. И если он не выполняет контакт, то не надо ставить вопрос о дорогостоящих всенародных выборах. У нас в Кулебаках была ситуация: глава муниципалитета уехал и пишет нам, что лечится. Мы в это время за него вкалываем, ФОК построили. Не дали упасть этому району. А его полтора года не было. Мы стали обращаться в прокуратуру, суд, администрацию президента. А ничего сделать нельзя – он всенародно избранный. Даже когда он написал заявление освободить его от должности, прокуратура запросила у нас графологическую экспертизу. Внешне кажется, что это очень демократично, когда человека избирают. Но ведь на выборы приходят 25%, а 75% никого не избирают и не знают этого человека. Когда избирают депутаты, это ближе к людям. Ведь он с ними встречается, ведет прием граждан. Вы посмотрите, что у нас при новой структуре власти, количество кандидатов на должность депутатов, а их 3,5 тысячи, увеличилось в полтора раза. Люди поняли, что теперь от них что-то будет зависеть. Раньше выходил глава, избранный народом, и говорил, что депутаты пусть занимаются своим делом, а я своим. А теперь он так не скажет, потому что они через месяц поставят вопрос о его работе и переизберут. Будет контроль, и человек будет понимать, что для того, чтобы остаться в этой должности, он должен работать. Сейчас и губернатор может отстранить мэра от работы, но для этого надо собрать кучу документов, найти нарушения законодательства в его деятельности. И еще убедить две третий депутатов, что я прав.

 - Вы недавно участвовали в видеоконференции с президентом РФ и другими главами субъектов. Президент поручил лично губернаторам мониторить интернет по проблемам граждан. Какие ресурсы смотрите вы и какие там самые обсуждаемые вопросы?

 - У нас с 2007 года работает информационный портал. Там довольно много ресурса, который дает информацию о том, как развивается ситуация в регионе. Неожиданных явлений для нас не происходит. Больше всего люди обращаются по жилищным вопросам. Жилье, социальное обеспечение, коммунально-бытовое обслуживание – 60% вопросов. Наша статистика говорит, что в последнее время идет рост обращений. Я рассматриваю эти вопросы с двух сторон: если растет количество обращений, то мы не дорабатываем, а с другой стороны, если начали больше обращаться, значит поверили. А после замечаний Президента я стал этому уделять значительно больше внимания.

 - Может быть люди стали лучше осваивать интернет?

 - Я бы не сказал, что у нас количество пользователей интернета растет адекватно количеству обращений. У нас довольно много людей, которые не могут себе позволить его. Мы вывели на этот информационный портал все государственные и муниципальные услуги. Каждый, кто туда входит, может получить информацию, где и как он может воспользоваться этой услугой. В прошлом году мы перевели две услуги в электронный вид, чтобы никуда не ходить и дома получить эти услуги. Это жилищные субсидии и заявление в ЗАГС. Задумал семью создать, не надо стоять в очереди. Сейчас будем переводить в электронный вид услуги по некоторым социальным выплатам. А также – льготы на питание детей, лицензирование алкогольной продукции. Все 268 услуг, которые там перечислены, конечно, никогда полностью не будут предоставлены в электронном виде. Поскольку некоторые услуги имеют конечный продукт – документ, который делается на фирменном бланке, с определенной защитой.

 Каждый день приходит около 5 тысяч вопросов. Узнать тенденции проблем можно, но просмотреть каждый вопрос лично не возможно. На Бору мы делаем первый пилотный проект. Переходим на работу с населением через специальные центры, где были бы созданы условия, чтобы получать услуги в электронном виде и в бумажном виде. У меня есть такая мечта создать такие центры. В других странах уже так сделано. Когда чиновники работали бы как на заводе. Пришел он в восемь часов утра и в шесть часов вечера ушел, и при этом бы не встречался ни с кем, а делал свою работу. Например, в Дубае 850 тысяч жителей и всего один центр работы с населением. Если нужно получить разрешение на строительство дома, ты не идешь в муниципалитет, а идешь в этот центр. А муниципалитет работает в закрытом режиме. Чтобы человек не ходил и не собирал документы по кабинетам. А у нас для того, чтобы получить конечный продукт, надо еще 15 справок предъявить. Конечно, это будет очень тяжело сделать, потому что бьет по интересам многих структур, которые на этом живут. Они и созданы для того, чтобы к ним приходили. А тут они окажутся не нужны.

 - Во время поездки в Америку вы начали вести свой блог на РБК, куда уже начали поступать вопросы и комментарии от пользователей. Почувствовали ли вы уже какой-то эффект, от того, что начали писать блог?

 - Вопросов там очень много. Причем поступают не только вопросы, но и предложения, которые бывают интересными. Есть предложения в области промышленности, инвестиций, организации согласования документов. Например, поступило предложение отдать вопрос согласования тому, кто должен получать этот продукт. Также один человек предложил сам написать, как это надо сделать и спросил, смогу ли я это реализовать.

 - Окидывая прошедшую пятилетку, можно ли назвать принципы и составляющие  эффективного управления регионом?

 - Самое главное в работе любого руководителя, держать руку на пульсе и знать, что происходит в каждом закоулке, каждом углу. Поначалу я расстроился, потому что, чтобы ни происходило, это падало, как снег на голову. Отключили где-то электроэнергию, а я узнаю об этом спустя три дня. А там оказывается десятки тысяч человек жителей без света. Я уже не говорю про холодную и горячую воду. У людей много проблем возникает, причем проблемы аварийного характера. Поэтому мы создали регламент по всем инженерным сетям, сколько может существовать эта аварийная ситуация. Сколько часов, а не дней. Создали службу диспетчирования. Теперь каждое утро у меня есть сводка по всей области, где и что происходило, кто там работал, за какое время устранили аварию и помогли скольким людям. Каждая проблема у меня расписана: сколько жителей попали под нее, сколько детских садов, больниц, школ. Эту систему мы создавали год. И вот уже четвертый год эта система работает. Мы создали оперативно-распеределительное управление, административно-техническую инспекцию, которую все, особенно, в Нижнем Новгороде ругают. Но в городе есть муниципальная административно-техническая инспекция. Если до создания областной АТИ, везде процветала грязь, сейчас хотя бы на центральных магистралях стало чисто. Любой контроль неприятен, но без него нельзя.

 Вторая составляющая эффективного управления регионом – это создание программы развития. Ее в области прежде не было. Формирование такой программы позволило построить новые школы и поликлиники, оснастить их современным оборудованием за счет бюджетных средств, частично привлекая средства местных бюджетов. Многие школы и больницы в районах находились в зданиях, построенных в конце 19 – начале 20 века. Главы районов проектируют за свои деньги,  а мы софинансируем строительство. Это направление я считаю очень важным, мы здорово продвинулись по здравоохранению и образованию. Каждый год вводиться по несколько десятков объектов. Строим сразу хорошо. Иногда мне говорят, может быть мы подешевле что-нибудь построим. Но не очень богатый человек должен сразу все делать хорошо. У нас нет ни времени, ни ресурсов, чтобы все это переделывать. Нам надо уходить вперед, чтобы потом не догонять проблему.

 Мне говорят, что мы стали больше брать кредитов. Да, это так. Но лучше сейчас взять кредит и построить, чтобы это все работало. А расплачиваться потихонечку. Весь мир так живет. Мы имеет право по бюджетному кодексу иметь госдолг в объеме 100% годового дохода. По нашему областному закону госдолг не должен быть больше 50%. Имеем фактически 46,4%. Если бы не взяли кредит, то не достроили метромост. Все взаимосвязано.

 Думаю, что в ближайшие пять лет мы все диспропорции в основных отраслях социальной сферы будут ликвидированы.

 - Какие проблемы в ближайшие пять лет необходимо решить в области?

 - Это транспортная инфраструктура, о которой мы говорили в начале. Это дороги, обходы, федеральные трассы и дороги регионального значения. И одна из главных тем – это сельские дороги. Я думаю, что к концу следующей пятилетки мы не будем иметь в области ни одного поселка, который бы не был связан с региональными и федеральными дорогами. Сегодня у нас поселков более 1,2 тысяч, где большинство дорог – грунтовка, их протяженность около трех тысяч километров. Мы запустили новую технологию с использованием стабилизирующих растворов. Строительство получается в два раза дешевле и в четыре раза быстрее.

 Также нам нужно за это время реконструировать наш международный аэропорт, железнодорожный вокзал. Скоростной поезд Сапсан будет запущен в этом году. Все равно это лишние 3,5 часа до Москвы. Мы не снимаем руку с пульса по строительству высокоскоростной магистрали. Уже определена трасса, в этой области работает правительственная комиссия совместно с японцами. Если этот проект заработает, то до Москвы будем ездить 1,1 час. Это сделает наш регион существенно привлекательней. В первый годы была тяжелой ситуация, когда нас вообще никто не знал. Все спрашивали, а где такой Нижний Новгород? Безопасно там или не безопасно? Еще со времен Марии Федоровны сложилась такая идеология, что иностранцу можно приезжать только в Петербург и Москву, а дальше везде холодно и медведи. К сожалению, это до сих пор осталось в умах. Мы сделали многое, чтобы изменить это мнение и сейчас нас знают уже во многих странах.

 Необходимо развивать логистику. Необходим хороший логистический центр в районе аэропорта в Стригино. Это самое удобное место:  с одной стороны автомобильная трасса, с другой – железнодорожная трасса, с третьей – река, а в середине - международный аэропорт. Здесь можно осуществлять дистрибуцию товаров массового спроса на всю Россию. Создав эту инфраструктуру можем вернуть нижегородской земле статус самой главной торговой земли в России. До середины мая мы объявим международный конкурс по реконструкции аэропорта. В течение 30 дней будем принимать заявки. По нашим расчетам уже есть не меньше шести желающих. Сразу после того, как конкурс будет проведен, начнется реконструкция по уже утвержденному проекту. Первый этап, самый короткий, на него отводиться два года – реконструкция существующего аэровокзала с применением самых передовых технологий для размещения пассажиров и переработке багажа. После того, как вокзал станет современным и хорошо оснащенным, начнется строительство нового терминала 8 тыс. кв. м., его проектирование займет год, строительство - два-три года. Дальше пойдет наращивание пассажиропотока, потому что строить новые мощности частный инвестор не будет, если не будет пассажиропотока. Когда старый терминал будет реконструирован, а пассажирооборот нового достигнет 900 тысяч, а сейчас у нас 300 тысяч, тогда начнется строиться третий терминал в 20 тысяч кв. м., чтобы довести пассажиропоток до 3 млн человек.

 Интервью записали:

    1.     Дарья Ермакова – корреспондент окружного бюро «Интерфакс - Поволжье». 2.     Анна Глуховская – руководитель Поволжского корпункта «Росбалт – Поволжье»; 3.     Жанна Воронова – заведующий отделением «РИА Новости Приволжье»; 4.     Роза Магасумова – заведующий  региональным  центром «ТАСС – Волга»;

 

Дата создания страницы: 29.04.2010
Дата модификации страницы: 25.05.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet