Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

26.02.2010 15:22Вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов провел совещание по итогам работы министерства финансов и финансовых органов области в 2009 году и задачам на 2010 год

Как сообщила на совещании министр финансов Ольга Сулима, прошедший год был очень непростым и стал своего рода проверкой на прочность бюджета нашей области. Финансовый кризис внес коррективы в прогнозы развития экономики и финансового сектора как России в целом, так и Нижегородской области. Это проявилось в сокращении налогооблагаемой базы и, соответственно, в поступлениях самых крупных налогов – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Наиболее остро последствия кризиса отразились на доходах областного бюджета.

Наша область попала в ряд тех субъектов, которые наиболее пострадали от кризиса. По данным исполнения бюджетов субъектов за 12 месяцев 2009 года, налоговые и неналоговые доходы бюджета области поступили на уровне 85% к показателям прошлого года. Здесь мы занимаем 69 место из 83 субъектов РФ, а среди субъектов ПФО мы на 10 месте из 14.

В сложившейся ситуации в течение 2009 года Правительством области и органами местного самоуправления предприняты все необходимые меры по обеспечению сбалансированности бюджетов:

  • скорректированы областной и ряд местных бюджетов;
  • сокращены капитальные расходы, расходы на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • в первоочередном порядке осуществлялось финансирование социально-значимых статей расходов (зарплата и социальные выплаты, оплата коммунальных услуг, обслуживание государственного долга);
  • с целью недопущения роста кредиторской задолженности введены предельные объемы финансирования;
  • проводился мониторинг соблюдения бюджетного законодательства при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, мониторинг кредиторской задолженности, в первую очередь по обязательствам социального характера.

По факту за 2009 год по области было собрано налоговых и неналоговых доходов во все уровни бюджетной системы и внебюджетные фонды 143 млрд. рублей (включая федеральную долю), что почти на 21 млрд. рублей (на 13%) ниже уровня  2008 года. Из общей суммы собранных в целом по области платежей в консолидированный бюджет области поступило 52% – 75 млрд. рублей, что на 13 млрд. рублей меньше чем в 2008 году.

С учетом трансфертов из федерального бюджета консолидированный бюджет за 2009 год исполнен по доходам в сумме 97 млрд. рублей, по расходам в сумме 112 млрд. рублей.

Снижение налоговых и неналоговых доходов связано со снижением темпов роста налоговой базы по сравнению с фактом 2008 года по основным доходным источникам – налогу на прибыль (на 12 млрд. рублей), налогу на доходы физических лиц (на 522 млн. рублей), упрощенной системе налогообложения (на 341 млн. рублей), акцизам на алкогольную продукцию (на 171 млрд. рублей).

Низкое исполнение неналоговых доходов связано с низким поступлением доходов от продажи права аренды земельных участков (на 207 млн. рублей), вызванного снижением спроса инвесторов на земельные участки, предназначенные для комплексного освоения в целях строительства.

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 112 млрд. рублей, с ростом к 2008 году – 104%. В том числе расходы по отраслям социальной сферы за 2009 год составили 60 млрд. рублей или 54% общих расходов консолидированного бюджета, с ростом к 2008 году – 110%.

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области направлено 35,3 млрд. рублей, что составляет 31,5% в общем объеме расходов консолидированного бюджета.

Дефицит консолидированного бюджета составил – 14,8 млрд. рублей. В том числе областной бюджет исполнен с дефицитом в сумме – 12,2 млрд. рублей (не превышает  предельно допустимый уровень, установленный Бюджетным Кодексом), бюджеты муниципальных районов и городских округов с дефицитом в сумме – 2,5 млрд. рублей.

Областной бюджет

В связи с необходимостью обеспечения сбалансированности областного бюджета в течение 2009 года произведено 11 уточнений бюджета. Первоначально областной бюджет на 2009 год по доходам  был утвержден в сумме 98 млрд. рублей. С учетом внесенных в течение года изменений он составил 77 млрд. рублей или 79% от первоначального плана. Налоговые и неналоговые доходы сокращены на 27 млрд. рублей или на 33% от первоначально запланированных объемов (с 82 млрд. рублей до 55 млрд. рублей).

Доходы областного бюджета в 2009 году получены в сумме 74 млрд. рублей, что на 8 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году. Налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 52 млрд. рублей, что на 11,5 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году. Налоговые и неналоговые доходы поступали ниже факта 2008 года ежемесячно, за исключением ноября.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, федерация не оставляла регионы без поддержки – из федерального бюджета в 2009 году нашей области оказана помощь в  виде бюджетных кредитов на общую сумму 4,1 млрд. рублей (в том числе 2,6 млрд. рублей на завершение строительства метромоста и автодорожных подходов к нему, 1,5 млрд. рублей - на покрытие временного кассового разрыва), и перечислена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 1,7 млрд. рублей.

По итогам 2009 года расходная часть областного бюджета исполнена в сумме 87 млрд. рублей, что превышает объем расходов 2008 года на 5% или 4 млрд. рублей.

В течение 2009 года в полном объеме обеспечено финансирование социально-значимых расходов и государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, включая:

  • переход с 1 апреля 2009 года на новые отраслевые системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы области;
  • решение задач по обеспечению повышения минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы области до уровня 4 330 рублей;
  • исполнение мер социальной поддержки населения;
  • реализацию приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и образования;
  • поддержку программ занятости.

На реализацию 40 областных целевых программ за 2009 год направлено 14 млрд. рублей. Удельный вес расходов на реализацию областных целевых программ составил 16% от общих расходов бюджета. В 2008 году этот показатель был равен 23%.

Из всех программ основной объем средств направлен на реализацию областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 год» – 8,6 млрд. рублей.

Основные направления реализации программы «Развитие …» - это:

  • строительство Нижегородского метрополитена;
  • строительство и реконструкция объектов газификации и коммунальной инфраструктуры;
  • строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • строительство индивидуальных жилых домов для молодых специалистов;
  • реализация подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

В течение года объем капитальных расходов был сокращен более чем на 50%, финансирование осуществлялось только по объектам с высокой степенью готовности, в том числе по строительству метрополитена.

Еще одно крупное направление расходов областного бюджета – это предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов. Объем межбюджетных трансфертов за 2009 год составил 28,2 млрд. рублей, удельный вес в расходах областного бюджета – 33%.

Процесс исполнения областного бюджета Нижегородской области организован в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ на основе сводной бюджетной росписи областного бюджета и кассового плана.

Областной бюджет исполнен с дефицитом 12 млрд. рублей.

Для покрытия дефицита в первую очередь привлекались кредиты коммерческих банков, бюджетные кредиты из федерального бюджета, а также в декабре был размещен 5-й облигационный Заём Нижегородской области 2009 года на сумму 3 млрд. рублей сроком на 3 года под среднюю процентную ставку 13% годовых.

В итоге за 2009 год государственный долг области увеличился на 12 млрд. рублей и составил 20 млрд. рублей. Долговая нагрузка на бюджет увеличилась до 38%, с  12% в 2008 году.

Расходы по обслуживанию государственного долга за 2009 год составили 965 млн. рублей, что составляет 1% в расходах областного бюджета.

Экономия по расходам на обслуживание долга за 2009 год составила 27,7 млн. рублей, из них 27,2 млн. рублей – экономия по уплате процентов за пользование кредитами коммерческих банков.

Все долговые обязательства исполнялись в соответствии с условиями договоров своевременно и в полном объеме.

В структуре государственного долга 39% составляют – кредиты коммерческих банков; 32% – государственные ценные бумаги; 22% – бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета; 7% - государственные гарантии.

В бюджеты муниципальных районов и городских округов за 2009 год поступили доходы в сумме 51 млрд. рублей, что на 1,4 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году.

Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов составили 23 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году.

В 41 муниципальном районе и 3 городских округах области, уточненный прогноз министерства финансов на 2009 год по поступлению налоговых и неналоговых доходов выполнен более, чем на 100%.

Наибольший уровень поступления налоговых и неналоговых доходов (более 115%) сложился в следующих муниципальных районах – Большемурашкинском (125%), Лукояновском (120%), Княгининском (117%), Семеновском (117%), Дивеевском (116%).

В 7 муниципальных районах и 1 городском округе области исполнение уточненного прогноза Минфина от 95% до 100%.

В Шахунском районе и г.Н.Новгороде исполнение уточненного прогноза Минфина составило менее 95%.

Объем безвозмездных поступлений из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов составил 28,2 млрд. рублей, в том числе:

  • дотации – 3,5 млрд. рублей;
  • субвенции на выполнении государственных полномочий – 12,9 млрд. рублей;
  • субсидии на софинансирование вопросов местного значения – 11 млрд. рублей;
  • иные межбюджетные трансферты – 800 млн. рублей.

В 2009 году принят новый порядок предоставления из областного бюджета муниципальным районам и городским округам области бюджетных кредитов. Порядком предусмотрена выдача кредитов на покрытие временного кассового разрыва в пределах текущего финансового года и на частичное покрытие дефицита бюджета муниципального района сроком на 3 года.

В 2009 году из областного бюджета выдано бюджетных кредитов:

  • на покрытие временного кассового разрыва на общую сумму 51,1 млн. рублей, в том числе Выксунскому району в сумме 38,8 млн. рублей и Лысковскому району в сумме 12,3 млн. рублей;
  • на частичное покрытие дефицита бюджета Выксунскому району в сумме 98,5 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2010 года задолженность по выданным кредитам составила 107,5 млн. рублей, в том числе:

  • по бюджетному кредиту на покрытие временного кассового разрыва по Лысковскому району в сумме 9 млн.рублей (срок возврата в течение текущего 2010 года);
  • по бюджетному кредиту на покрытие дефицита бюджета Выксунского района в сумме 98,5 млн. рублей (срок возврата в течение трех лет).

Муниципальный долг по состоянию на 1 января 2010 года составил 1,8 млрд. рублей. Удельный вес муниципального долга в доходах во всех районах и городах не превысил предельный уровень, установленный Бюджетным кодексом.

На начало 2010 года на счетах бюджетов муниципальных районов и городских округов сложились остатки в сумме 2 млрд. рублей, в том числе целевые – 803 млн. рублей, нецелевые – 1,2 млрд. рублей.

В целом по консолидированному бюджету остатки средств на счетах по состоянию на 1 января 2010 года составили 4 млрд. рублей, в том числе 1,6 млрд. рублей – остатки целевых федеральных средств. В соответствии с новым порядком использования остатков 747 млн. рублей  возвращены в федеральный бюджет.

В 2009 году была продолжена практика заключения между министерством финансов области и органами местного самоуправления Соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов.

В течение года проводился ежеквартальный мониторинг выполнения районами и городскими округами условий Соглашений. В ряде районов и городских округов выявлены незначительные нарушения:

  • по соблюдению дополнительных ограничений размера дефицита бюджета муниципального района (в течение года нарушения были в Ковернинском и Сосновском районах, по итогам исполнения бюджета за 2009 год – в Дальнеконстантиновском и Уренском районах);
  • обязательств по снижению объемов недоимки по арендной плате за землю и объекты недвижимости в бюджет муниципального района (в Вадском, Княгининском, Шатковском и Сокольском районах. Наибольший рост объема недоимки допущен в Сокольском муниципальном районе – 388,7 тыс. рублей).

Органам местного самоуправления было указано на допущенные нарушения.

Немаловажное значение в 2009 году уделялось осуществлению финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, обоснованности расчетов плановых назначений, целевого и эффективного использования бюджетных средств

В соответствии с планом контрольной работы в истекшем году министерством финансов проведено 127 контрольно-аналитических мероприятий по расходованию средств областного и местных бюджетов.

Выявлено нецелевое использование средств на сумму 4,5 млн. рублей, неэффективное использование средств – 122 млн. рублей, завышенное и сверхнормативное использование средств – 310,7 млн. рублей, нарушения при использовании муниципальной собственности – 94,7 млн. рублей, а также нарушения при размещении заказов и другие финансовые недостатки. Во все организации, допустившие нарушения, направлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений недостатков и предписания об устранении нарушений. Сроки исполнения представлений и предписаний, полнота проведенных мероприятий по их выполнению строго отслеживается. По фактам выявленных правонарушений возбуждено 100 дел об административных правонарушениях. Всего сумма устраненных нарушений составила 113,8 млн. рублей.

Реформирование муниципальных финансов.

В целях повышения качества управления муниципальными финансами и активизации процессов финансового оздоровления, на областном уровне, начиная с 2006 года, проводятся отборы на получение муниципальными районами и городскими округами субсидий из областного фонда реформирования муниципальных финансов.

В 2009 году подведены итоги реализации муниципальными районами 2 этапа программ реформирования муниципальных финансов по отбору 2007 года и 1 этапа программ реформирования муниципальных финансов по отбору 2008года, и проведен 4-й отбор.

По итогам реализации Программ из областного фонда реформирования муниципальных финансов в 2009 году 16 муниципальных районов получили субсидии в общей сумме 77,4 млн. рублей (96,7% от запланированной суммы).

В 2009 году в 7 из 8 районов отбора 2007 года уровень исполнения Программ реформирования по объективным причинам сложился от 90% до 98%, что обусловлено исполнением и формированием местных бюджетов в 2008-2009 годах в условиях финансового кризиса.

Учитывая большую работу, проведенную районами в течение 2-х лет по реформированию муниципальных финансов, а также объективно оценивая сложную экономическую обстановку в районах области, оказавшую непосредственное влияние на невыполнение отдельных мероприятий Программ реформирования, по инициативе министерства финансов в ноябре были внесены изменения в Положение о предоставлении субсидий на реформирование муниципальных финансов. Утвержден минимальный уровень исполнения программы – не менее 90%, который дает возможность предоставления районам второй части субсидии из областного бюджета, скорректированной в сторону уменьшения пропорционально отношению фактического уровня выполнения Программы к запланированному.

В результате между районами вместо запланированных 40 млн. рублей распределено 37,4 млн. рублей в зависимости от уровня исполнения Программ.

По результатам 4-го отбора определены 8 муниципальных районов из 14 участников, получившие наилучшие итоговые показатели сводной оценки Заявки: Большемурашкинский, Ветлужский, Воротынский, Воскресенский, Дивеевский, Лукояновский, Пильненский, Семеновский. Всего за 4 года (2006-2009 год) в отборах на право получения субсидий из областного фонда приняли участие 39 муниципальных районов и 2 городских округа.

 Задачи финансовых органов на 2010 год

Основной задачей бюджетной политики и Правительства области и органов местного самоуправления в 2010 году является обеспечение функционирования бюджетной сферы и социальное обеспечение населения области, и в связи с этим наши действия должны быть направлены на:

1. Обеспечение поступлений доходов в консолидированный и областной бюджеты в запланированных объемах.

2. Обеспечение бюджетной устойчивости при безусловном исполнении государственных и муниципальных обязательств, в первую очередь, публичных нормативных обязательств и обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

3. Эффективное управление ликвидностью счетов областного и местных бюджетов, обеспечение постоянного наличия финансовых ресурсов.

4. Повышение эффективности бюджетных расходов, отдачи от каждого бюджетного рубля за счет применения современных инструментов бюджетного планирования, ориентированного на результат.

5. Рекомендуется как можно осторожнее подходить к принятию новых обязательств, направлению на расходы остатков средств на начало года и дополнительно поступающих доходов.

6. Следует обратить внимание на необходимость приведения всех процедур формирования и исполнения бюджетов в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса, это касается в первую очередь установления муниципальных заданий.

Дата создания страницы: 26.02.2010
Дата модификации страницы: 26.02.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet