Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

05.02.2010 14:26Министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков провел пресс-конференцию на тему: «Новый закон о торговле. Перспективы и ожидания»

По словам министра, федеральным законом установлен ряд антимонопольных мер, в том числе, организациям торговли поставщикам продовольственных товаров запрещается:

  • создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
  • нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования,
  • устанавливать запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами;
  • требовать предоставления хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами.

С 1 февраля 2010 года законом предусмотрен запрет торговой сети на приобретение дополнительных площадей торговых объектов в границах субъекта Российской Федерации, если доля объема реализованных продовольственных товаров за предыдущий год превышает 25%. С 1 июля 2010 года указанный запрет применяется также в границах муниципальных районов и городских округов.

Федеральным законом ограничено вознаграждение за приобретение определённого количества продовольственных товаров 10% от их цены, а по отдельным социально значимым видам таких товаров его выплата запрещена. Установлен также запрет на иные виды вознаграждения. Установлены сроки оплаты торгующей организации за приобретаемую продукцию в зависимости от срока ее годности. Законом определены особенности размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой, которая должна разрабатываться ОМСУ в порядке, предусмотренном органами власти субъекта. Кроме того, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них в субъектах РФ на период до 90 дней, если в течение 30 дней рост цены составит более 30%.

Участникам рынка дается полгода для приведения договоров поставки в соответствие с законом, для оценки своей доли на муниципальных рынках. В настоящее время на уровне Федерации разрабатываются подзаконные рекомендации, методики, которые позволят субъектам и органам местного самоуправления приступить к определению предусмотренных законом показателей и разработке целевых программ развития торговой деятельности на территории региона.

Несомненным плюсом вступления в силу данного закона является то, что для всех участников сферы торговли сформулированы общие принципы и требования к организации торговой деятельности, для органов власти - методы государственного регулирования и меры по развитию торговой деятельности с учетом определенных законом полномочий Правительства, субъектов и органов местного самоуправления.

Однозначно также можно сказать, что закон был создан именно с целью развития торговой деятельности. Его реализация сделает торговлю прозрачной для всех участников, система государственного информационного обеспечения позволит избежать тех конфликтов, которые без закона имели место между поставщиками и торговыми организациями.

Необходимо подчеркнуть, что законом предусмотрено его оперативное обсуждение, доработка и подготовка изменений, если на местах какие-то положения приведут к объективным ограничениям развития потребительского рынка и не позволят обеспечить население качественными товарами и современными форматами торговых точек.

Справка:

Оценка текущей ситуации в торговом секторе региона – статистика; динамика развития; преимущества и недостатки, главные достижения и ключевые проблемы.

В 2009 году на развитие торговой отрасли повлияло падение потребительского спроса в связи со снижением покупательской способности населения. В связи с этим торговые сети были вынуждены пересмотреть свой ассортимент в пользу более доступных по цене товаров, отказаться от ряда запланированных инвестпроектов по открытию дополнительных магазинов, корректировать розничные цены и договариваться с поставщиками о снижении отпускных цен.

По результатам 2009 года в Нижегородской области оборот розничной торговли составил 310 млрд. рублей. В сопоставимых ценах темп роста составил 90%. Снижение оборота происходило в среднем по 0,9% в месяц в течение всего года. В III квартале снижение замедлилось, в то время как в других регионах ПФО (Башкортостан, Татарстан, Пермский край, Саратовская и Пензенская области) спад продолжался более высокими темпами. В ноябре, декабре в преддверии новогодних праздников удалось преломить ситуацию, что позволило превысить объем товарооборота по году над прогнозным значением на 3 млрд. рублей.

Потребительский рынок в Нижегородском регионе активно развивался накануне кризисного года: количество стационарных торговых площадей с 2006 года увеличилось на 12%, 45% инвестиций в экономику региона было вложено в строительство торговых комплексов и социально-бытовых объектов. На территории области осуществляют деятельность более 100 крупных компаний – международных, федеральных, региональных общей торговой площадью порядка 2 млн. кв. метров. Реализацию продовольственной группы товаров осуществляют 19 крупных торговых сетевых компаний.

Более цивилизованной становится и рыночная торговля, которая осуществляется в соответствии с ФЗ «О розничных рынках» и Планом их организации на территории области. Сегодня на территории области действуют 78 рынков. По плану к концу 2012 года предусмотрено открытие еще 28.

В рамках программы «Покупайте Нижегородское» активно проводятся областные универсальные ярмарки, которые пользуются популярностью у населения. В течение 2009 года на территории области организовано и проведено более трех десятков таких ярмарок.

Развивается сеть популярных магазинов «шаговой» доступности, предоставляются места под мелкорозничные объекты нестационарной торговли на придворовых территориях.

Вместе с тем, кризис, как и во всех сферах деятельности, в торговле тоже выявил особо слабые места.

Первое. Снижение розничного товарооборота произошло за счет организаций, торгующих автотранспортными средствами, которые снизили свои объемы от 30% до 80%, и бытовой техникой, где снижение достигло 30 – 40%. При этом, на долю данных организаций приходилась практически половина продаж непродовольственных товаров.

Второе. Значительное (до 60%) снижение оборота показали ряд предприятий Облпотребсоюза.

Третье. В период кризиса не наблюдалось падение продаж в международных и федеральных торговых сетях (Х5 Ретейл Групп, Копейка, Лента, Реал), за счет чего торговые сети, в целом, завершили год с небольшим ростом 102,2%. Вместе с тем, в более сложных условиях оказались региональные сети. При более низких объемах реализации им было сложнее выстроить отношения с поставщиками по увеличению доли более дешевых товаров и нести расходы по содержанию и обслуживанию торговых точек в связи со снижением доходов от продаж. С учетом этого, в том числе, был принят ряд решений по регулированию тарифов на электроэнергию и даны поручения по мониторингу за нерегулируемой составляющей этих тарифов.

В целях стабилизации ситуации на продовольственном рынке Нижегородской области по поручению Губернатора в течение года был организован мониторинг ассортимента и уровня цен на социально значимые продовольственные товары. Главным результатом проводимой по этому направлению работы стал показатель инфляции на потребительском рынке, который составил 8,4% при 8,8% по России. При этом, уровень инфляции на непродовольственные товары в 2009 г. (9,07%) практически не изменился по сравнению с 2008 г. (9,68%). Более низкий уровень инфляции в области зарегистрирован на продовольственные товары (2009 г. – 3,76%, 2008 г. – 16,49%). Кроме того, сравнительный анализ розничных цен на социально значимые продукты питания показал, что на 20 товаров из 29, по которым осуществлялся мониторинг, уровень цен относительно других регионов ПФО снизился.

В рамках областной целевой программы «Покупай Нижегородское» совместно с министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов была проведена большая работа по улучшению взаимодействия нижегородских товаропроизводителей и торговых сетевых компаний. Самые острые вопросы, связанные с применением входных бонусов, отрабатывались министерствами с торговыми сетями и товаропроизводителями в оперативном режиме. Доля продукции местных производителей в организациях торговли выросла до 55%, объем производства товаров местных производителей, несмотря на кризисные явления, вырос до 56,7 млрд. руб.(темпе роста 107,6%).

Первоочередные задачи на 2010г.:

По продовольственным товарам будет продолжена работа по мониторингу уровня цен и ассортимента, выполнение мероприятий по программе «Покупайте Нижегородское» с целью обеспечения населения области качественной продукцией. Кроме того, развитие данной программы должно быть направлено на увеличение объемов продаж непродовольственной группы товаров массового спроса, производимых легкой промышленностью.

Учитывая актуальность развития торговой инфраструктуры в районах области, особую важность приобретает анализ существующей логистической системы в регионе и решение стратегической задачи по ее совершенствованию в целях не только увеличения объема товарооборота в области, в целом, но и в целях снижения издержек наших производителей по доставке своей продукции в магазины.

Несомненно, большая и интересная работа предстоит всем участникам торгового сектора по реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который уже с 01 февраля вступил в действие.

 

Дата создания страницы: 05.02.2010
Дата модификации страницы: 05.02.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet