Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

27.01.2010 13:3627 января состоялась коллегия министерства образования Нижегородской области, посвященная открытию в регионе Года учителя

С отчетным докладом о приоритетных направлениях развития системы образования региона на коллегии выступил министр образования Нижегородской области Сергей Наумов.

Тезисы доклада Сергея Наумова.

«В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обеспечивает преемственность ее основных направлений.

На открытии Года учителя в Санкт - Петербурге Президент отметил, что «это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования», направленная на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение ифраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

С данных позиций хотелось бы подвести итоги прошедшего года и определить приоритетные направления системы образования Нижегородского региона.

  1. Переход к отраслевой системе оплаты труда работников образовательных учреждений Нижегородской области. Перевод на отраслевую систему оплаты труда работников образовательных учреждений Нижегородской области состоялся с 1 апреля 2009 года в полном объеме.

Новая система оплаты труда имеет следующие преимущества.

Предусмотрены повышающие коэффициенты к минимальным окладам за уровень образования, коэффициенты за квалификационную категорию. Введены надбавки за выслугу лет по всем категориям работников учреждения от 5% до 15% в зависимости от стажа работы к минимальным окладам Предложена система стимулирующих повышающих коэффициентов за качество и высокие результаты работы, напряженность, сложность, высокую степень самостоятельности. Механизм распределения стимулирующей части фонда оплаты труда определяется учреждением самостоятельно в соответствии с положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда конкретного учреждения. Впервые предложено уровень зарплаты руководящего состава учреждения установить в зависимости от уровня зарплаты основного персонала учреждения. Это принципиально новый подход к установлению заработной платы руководящего состава приведет к увеличению зарплаты основного персонала учреждения (учителя, преподавателя, воспитателя).

Среднемесячная зарплата работников образовательной отрасли за 2009 год составила 9 тысяч 100 рублей против 8 тысяч 300 рублей в 2008 году (прирост на 10%). Уровень оплаты труда учителя за 2009 год составил 11 тысяч 600 рублей против 9 тысяч 800 рублей в 2008 году (прирост на 17,4%).

  1. Внедрение подушевого нормативного финансирования общеобразовательных учреждений Нижегородской области.

Итоги проведенной работы по переводу на нормативно бюджетное финансирование общеобразовательных школ:

Нормативно-правовая база по переходу на нормативно бюджетное финансирование общеобразовательных школ Нижегородской области принята в полном объеме. На финансирование по нормативно бюджетному финансированию переведены 100% общеобразовательных школ области. Впервые в 2009 году право на субвенцию из областного бюджета на реализацию полномочий в области общего образования получили негосударственные учреждения общего образования, имеющие лицензию и государственную аккредитацию.

Переход на нормативно бюджетное финансирование создал предпосылки для разработки программ реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Конечной целью введения механизма нормативного подушевого финансирования, реализующего концепцию "деньги следуют за учеником", является повышение качества предоставляемого образования и его доступности.

В рамках инициативы «Наша новая школа» с 2011 года начнется реализация нового мероприятия «Современная школа». Здесь будут поддержаны региональные программы, те субъекты и школы, вложение средств в которые обеспечит соответствующую отдачу в виде качественных условий обучения и качественного результата. Правительством Нижегородской области проводится комплекс мер по реализации данного направления.

С 2007 года в объекты капитального строительства было выделено 3548,0 млн рублей, введено в эксплуатацию 54 объекта образования.

Несмотря на сложные экономические условия, в 2009 году на реализацию программы «Развития социальной и инженерной ифраструктуры как основы повышения качества жизни населения» были выделены капитальные вложения в сумме 294,5 млн рублей.

В 2009 году введено в эксплуатацию 10 объектов, в том числе 3 школы на 2800 ученических мест в г.Н.Новгороде, 3 детских сада на 475 мест (в Пижме Тоншаевского района, в микрорайоне Красногорка г.Бор, в г.Сарове), 1 учебный корпус на 300 мест к Сосновскому техникуму, 2 спортивных сооружения (к школе в Дивеево, ФОК в оздоровительном лагере «Плес», клуб для кадетской школы.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений являются одними из приоритетных направлений деятельности министерства образования и закреплены в областной целевой программе «Пожарная безопасность на 2005 – 2010 годы». За этот период было выделено 620,2 млн рублей, проведены работы по замене ветхой электропроводки в 710 образовательных учреждения и монтажу систем автоматической сигнализации и оповещения людей о пожаре в 1436.

На решение основных стратегических задач развития регионального образовательного комплекса направлен Приоритетный национальный проект "Образование", реализуемый с 2006 года.

За четыре года в региональной системе образования области проделана большая работа, и сегодня мы можем говорить о финансово-экономических, образовательных и социальных эффектах ПНПО.

Прежде всего, благодаря интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, произошел приток значительного объёма финансовых средств в систему образования. Концентрация ресурсов и существующий рост бюджета образования, необходимого для реализации инновационных образовательных программ, для создания качественных условий учебно-воспитательного процесса – это прямое и наиболее наглядное следствие ПНПО. За четыре года на его реализацию Нижегородская область была профинансирована из средств бюджетов различного уровня - 3 629,06 млн.руб. Это позволило качественно изменить материально-техническую и учебную базу образовательного процесса во многих образовательных учреждениях и особенно тех, кто стал победителями конкурсов. Одним из наиболее значимых достижений региональной системы высшего профессионального образования в 2006-2007 гг. можно считать победу ННГУ им. Н.И.Лобачевского. В процессе реализации программы Университет существенно укрепил материально-техническую базу, необходимую для реализации научных исследований и подготовки кадров, в частности в области нанотехнологий. 7 октября 2009 года ННГУ присвоен статус Национального исследовательского университета.

Приоритетный национальный проект "Образование" по направлению государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуется с 2007 года. Участие и победа 5 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ПНПО позволили создать новые инновационные структуры. Ресурсные центры оснащаются высокотехнологичным оборудованием, что позволяет осуществлять профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов с использованием инновационных производственных технологий и обеспечивать выполнение обучающимися высокоточных работ при решении сложнейших производственных задач. Актуальной проблемой для развития системы профессионального образования стала мобилизация внутренних ресурсов учреждений НПО для повышения качества образовательных услуг с позиции инновационного вектора развития экономики Нижегородской области.

Важным направлениям мониторинговых исследований является выявление потребностей рынка труда региона и определение структуры, объемов подготовки кадров. В целях координации спроса рынка труда и обеспечение потребности в рабочих кадрах проведен анализ реализуемых профессиональных программ с учетом региональных особенностей по всем отраслям экономики.

В настоящее время подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется по 149 востребованным профессиям, 85 % из них включает в себя обучение по 2-3-м профессиям. За последние годы около 60 профессий введены вновь по заявкам работодателей, открыты 11 новых для Нижегородского региона профессий.

С 2010 года планируется переход на федеральные государственные стандарты "Нового поколения" и новый перечь профессий и специальностей, в рамках которого повышаются требования к учебно-методической базе, педагогическим кадрам, методическому сопровождению образовательной деятельности.

Ежегодно проводится мониторинг трудоустройства выпускников. Важно отметить положительную динамику трудоустройства по полученным профессиям. В 2009 году таких выпускников составило 91, 7 % из числа всех трудоустроенных. Почти каждый пятый выпускник получил уровень квалификации выше предусмотренного государственными образовательными стандартами по профессии. Незначительно, но увеличился процент выпускников, получивших диплом с отличием. Хотелось бы подчеркнуть следующее: для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, чтобы получить диплом с отличием, необходимо иметь не только отличные оценки по профессиональной подготовке, но и по общеобразовательной.

Следует отметить, что реализация национального проекта оказала благотворное влияние на образовательную практику органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Школы, участвующие в ПНПО, имеют эффективные проекты развития образовательных учреждений. Сегодня они являются базой для реализации инициативы "Наша новая школа".

Важной составляющей приоритетного проекта является компьютеризация школ, программы внедрения интернет-технологий в образование, что даёт мощный импульс в развитии детей сельских школ и небольших городов, а также позволяет обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

В настоящее время 1 компьютер приходится на 21 ученика. В рамках оснащения школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием, а также приобретения школьных автобусов в 2006-2008 гг. поставлено: 577 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения учебных кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, 315 интерактивных аппаратно-программных комплексов), что способствует реализации государственного стандарта общего образования и повышению качества образования, отвечающего современным требованиям, приобретено 345 автотранспортных единиц.

Все это в первую очередь направлено на организацию подвоза детей из небольших населенных пунктов к базовым школам, что самым непосредственным образом расширяет доступ учащихся к получению качественного разноуровневого образования на селе.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования в регионе выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей. У нас имеется не только сложившаяся система Всероссийской олимпиады школьников, но и пять других олимпиад российского масштаба, организованные тремя нижегородскими вузами. Наш регион входит в десятку лучших субъектов РФ по результатам выступления на Всероссийской олимпиаде школьников, что свидетельствует о высоком качестве образования области.

В олимпиадном движении ежегодно принимают участие более 220 тысяч учащихся. В очередной раз три нижегородских школьника Епифанов Владислав лицей №40, Шестаков Иван СОШ № 127, Баляев Иван СОШ № 11 г. Н.Новгорода получили золотые и серебряные медали на Международных олимпиадах по астрономии и информатике. С 2006 года нижегородская молодежь принимает участие в реализации приоритетного национального проекта "Образование". Общее количество получателей премии Президента РФ за четыре года составило 453 человека в возрасте от 14 до 25 лет (342 чел. по 30 тыс.руб., 111 чел. – по 60 тыс.руб.)

С 2009 года в Нижегородской области впервые проводится аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена по всем предметам.

Результаты ЕГЭ показали, что уровень знаний нижегородских выпускников по обязательным предметам находится на уровне среднероссийских результатов.

Вместе с тем, широкий диапазон предметов, выбранных выпускниками для сдачи ЕГЭ, свидетельствует о заинтересованности учащихся в изучении учебных дисциплин, а также готовности к дальнейшей демонстрации своих знаний на экзаменах. Кроме того, по итогам 2008-2009 учебного года 1368 выпускников общеобразовательных учреждений Нижегородской области были награждены медалями.

На данный момент утвержден стандарт начальной школы. Обязательное его введение начнется с сентября 2011 года. В текущем году на всех уровнях должна быть обеспечена качественная подготовка к работе в начальной школе по новому стандарту и начато обучение по нему. Происходят качественные изменения форм работы с учащимися во внеурочное время. Тему воспитания затронул в своем обращении к учителям Д.А.Медведев: «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и родителей». В Нижегородской области многоуровневая система дополнительного образования представлена 210 центрами, домами, дворцами, школами, станциями охватывает 146 тысяч 700 человек.

В Нижегородской области сложились свои подходы к организации летней оздоровительной кампании, которые дают положительные результаты.

В 2009 году различными формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено более 337 тысяч детей, что составило 126 % (2007 год – 118,9 %, 2006 год – 97 %,). Было оздоровлено более 168 тысяч детей, что составило 63,1 % (2007 год – 57,7 %, 2006 год – 53,1 %).

С января 2010 введен новый механизм финансирования отдыха и оздоровления детей. Уполномоченным органом организации данной работы назначено министерство образования Нижегородской области. Сегодня проводится серьезная и ответственная работа на всех уровнях. Главная наша задача - создать все необходимые условия для успешного проведения оздоровительной кампании 2010 года, сохранить показатели на прежнем уровне.

В 2009 году молодежи было уделено особое внимание, 2009 год Указом Президента РФ объявлен Годом молодежи. В общей сложности в течение года в области проведено более 4 тысяч мероприятий, в которых приняли участие более 80% молодых людей, проживающих в области. Одним из ключевых событий Года молодежи в РФ стало проведение заседания Государственного совета РФ по молодежной политике, в преддверии которого федеральной рабочей группой по подготовке Госсовета был изучен опыт реализации ГМП в ряде субъектов, в том числе и в Нижегородской области.

Опыт региона по поддержке молодых специалистов, развитию инновационного потенциала молодежи, сопровождению талантливой молодежи, развитию инфраструктуры для занятий населения, в т.ч. молодежи, массовым спортом был отмечен в итоговой справке, озвученной на Госсовете.

В 2010 году основной акцент будет сделан на реализацию комплекса мероприятий, посвященных 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне, на работу по изучению опыта работы в области патриотического воспитания.

Год молодежи передает эстафету Году учителя. В этом мы видим продолжение всех наших поставленных целей и задач, потому что наши усилия направлены на обучение и воспитание молодежи.

Ключевая роль в реализации инициативы «Наша новая школа» принадлежит Учителю. Объявленный Год учителя предполагает самые разные направления на укрепление авторитета педагога и его социального статуса.

В Нижегородской области более 50 тысяч педагогических работников обеспечивают учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования. Среди них 29 тысяч педагогических работников общеобразовательных учреждений. Средний возраст работающих учителей в течение 3 лет составляет в среднем 43 года, руководителей общеобразовательных учреждений – 46 лет. Количество педагогов со стажем работы до 5 лет в общеобразовательных учреждениях составляет 3026 чел. (10,1%), учителей со стажем работы более 20 лет – 55,6%. 87,7% педагогов в 2009 году прошли аттестацию и более 68% имеют первую и высшую категорию.

В целях повышения качества услуг в сфере образования и увеличения количества молодых специалистов, закрепления их в учреждениях Нижегородской области с 2006 года успешно реализуется областная целевая программа "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области" на 2006-2020 годы. За четыре года реализации Программы участниками стали 1359 работников системы образования.

В рамках инициативы «Наша новая школа» особое внимание уделено повышению квалификации учителя, его профессиональному росту, накоплению и распространению уникального педагогического опыта.

Нижегородский институт развития образования успешно реализует поставленные задачи: разработана новая структура повышения квалификации педагогов и специалистов системы образования, направленная на разработку и внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и личностного роста педагогов, внедрение модульных образовательных программ.

Основные направления ПНПО позволили выявить точки роста: сегодня лучшие ОУ и лучшие педагогические работники по итогам конкурсного отбора активно внедряют инновационные программы и распространяют свой опыт.

Возникли сетевые региональные экспериментальные проекты. Работает 179 экспериментальных площадок по 66 направлениям.

Одним из важнейших показателей результативности данных проектов является участие экспериментальных площадок в ПНП «Образование»:10 школ стали победителями, 37 учителей получили премию в размере 100.000 рублей; 33 учителя - грант Губернатора в размере 20.000 рублей.

Новые задачи, связанные с обновлением системы образования.

  • В направлении развития учительского потенциала

Отраслевая система оплаты труда должна стать эффективным способом стимулирования педагогического труда. Разработка системы моральных и материальных
стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей. Внедрять современные информационные и коммуникационные технологии в систему подготовки и повышения квалификации педагогов.

  • В направлении развития школьной инфраструктуры

Продолжить внедрение нормативного подушевого финансирования. Повышение качества образования через реструктуризацию сети образовательных учреждений и уменьшение неэффективных расходов. Расширять практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие местного сообщества в управлении ОУ.

  • В направлении поддержки талантливых детей

Использовать систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний молодёжи как действенную поддержку при переходе от общего к профессиональному образованию; Через внедрение модели дистанционного обучения учащихся обеспечить равный доступ всех нижегородских школьников к качественному образованию.

  • В направлении обновления образовательных стандартов

Подготовить организационно и методически систему общего образования к переходу на стандарты нового поколения. На всех уровнях управления системой образования провести необходимую организационную и методическую работу по проведению ЕГЭ. Использовать анализ результатов ЕГЭ прошлого года для принятия управленческих решений, обеспечивающих достижение высокого уровня образования выпускниками нижегородских школ.

  • В направлении обеспечения здоровья школьников

Внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения. Организация качественного питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания».

 

Дата создания страницы: 27.01.2010
Дата модификации страницы: 27.01.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet