Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

22.12.2009 17:5622 декабря Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился с ежегодным Посланием к депутатам регионального Законодательного собрания

Уважаемый Виктор Николаевич!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Коллеги!

 

Второй раз я выступаю с Посланием перед вами. Это хорошая возможность оценить эффективность нашей совместной работы, обозначить новые задачи, решение которых требует время.

Сегодняшнее выступление построено на развитии тех идей и приоритетов региональной политики, о которых я говорил в своем первом Послании, и направлено на реализацию задач, поставленных Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в ежегодном обращении к Федеральному Собранию.

Завершается год, оказавшийся сложным для региона: и для населения, и для бизнеса, и для системы власти.

Мировой финансовый кризис существенно изменил условия жизнедеятельности области и нашей работы. В силу специфики региональной экономики последствия этих изменений оказались серьёзнее, чем во многих других субъектах страны. Эпицентром кризиса стала практически вся обрабатывающая промышленность, составляющая основу экономики.

Однако нижегородское сообщество в этот непростой период проявило солидарность – и это особенно следует отметить, благодаря которой удалось минимизировать негативное влияние кризиса.

Очень оперативно в октябре 2008-го был подготовлен План антикризисных мер, который несколько раз в течение 2009 года корректировался в соответствии с меняющейся ситуацией. В напряженном режиме работает Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике области.

Действуют специально созданные рабочие группы по взаимодействию с системообразующими предприятиями, контролю за своевременной выплатой заработной платы и процессом сокращения работников предприятий.

Я благодарю всех, кто активно ведет эту работу. Только наша сплоченность позволила быстро реагировать на тот поток проблем, который обрушился, начиная с осени прошлого года.

Кризис оставил глубокий след в экономике региона. Он проявился замедлением экономического роста – по итогам 2008 года индекс физического объема валового регионального продукта составил, по оценке, 101% против 109% в 2007 году и отмечен более чем 10%-ный спад в текущем году.

«Дно» спада производства пришлось на 1 квартал 2009-го. С июля текущего года наблюдается оживление в ведущем секторе экономики области – промышленности.

В наибольшей степени от кризиса пострадало автомобилестроение. Однако уже по итогам первого полугодия в результате оказанной господдержки и реализации Группой ГАЗ антикризисной программы открытому акционерному обществу «ГАЗ» удалось выйти на уровень безубыточности, обеспечив при этом своевременную выплату заработной платы сотрудникам и отчисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В ноябре «ГАЗ» перешел на 6-дневную рабочую неделю.

Еще более заметно проявляется стабилизация ситуации в металлургии, также относящейся к крупнейшим секторам региона. Она связана, прежде всего, со значительным ростом спроса, включая внешний, на трубы большого диаметра Выксунского металлургического завода.

Поэтому можно с полным правом констатировать, что мы выстояли. В масштабе страны нам удалось сохранить рейтинг экономического потенциала области: по объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий  регион перешел с шестого места, которое занимал в России в 2008 году, на пятое, а в Приволжском федеральном округе сохранил за собой лидерство.

 Кроме того, предварительные итоги 2009 года позволяют говорить о начале стабилизации ситуации и планировать переход к устойчивому развитию.

По нашим оценкам, полного восстановления объёмов промышленного производства до конца текущего года не произойдет. Ожидается, что индекс производства в 2009-ом составит около 80% к уровню 2008-го. Но уже в 2010 году мы ожидаем более чем 3-процетный рост.

Весьма благополучная ситуация складывается в агропромышленном комплексе. По итогам января-ноября текущего года в сельском хозяйстве отмечается увеличение объёмов производства по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 4%. В области собран самый большой за последние 12 лет урожай зерновых – 1,5 миллиона тонн.

Рост наблюдается и в производстве пищевых продуктов. За 11 месяцев 2009 года выпущено продукции на 5% больше, чем в январе-ноябре 2008-го.

Постепенное восстановление идет в секторе строительства. Из-за проблем финансовой системы и вследствие экономического спада сокращение объемов строительных работ, особенно в начале 2009 года, было значительным – в январе-феврале более, чем на 50% к уровню соответствующего периода 2008 года. На фоне высоких темпов роста в 2008-ом  по итогам 11 месяцев текущего года объем работ в строительстве восстановился почти до  70% от уровня прошлого.

При этом в жилищном строительстве сохраняется положительная динамика. Ввод в действие жилых домов вырос за январь-ноябрь текущего года на 13,4% к аналогичному периоду 2008-го и составил более 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров общей площади. По динамике жилищного строительства область занимает 2-ое место в ПФО и 14-ое – в России. В целом за 2009 год в области будет введено 1 миллион 400 тысяч квадратных метров жилья.

В отличие от ситуации в целом по стране, где отмечается сжатие инвестиционного спроса, в Нижегородской области сохраняется прирост инвестиций в основной капитал.

В январе-сентябре 2009 года индекс физического объема составил более 117% к аналогичному периоду 2008-го, тогда как в России – 81%. Наибольшая инвестиционная активность отмечается в промышленности, где за 9 месяцев текущего года было освоено более половины общего объёма инвестиций. Это свидетельствует о том, что в области продолжается процесс модернизации промышленного производства, что важно для будущего развития.

Потребительские цены в 2009 году растут медленнее, чем в предыдущем. За 11 месяцев 2009-го цены выросли на 7,9%, в прошлом году – почти на 15%. Заметно медленнее растут цены на продовольственные товары: за январь-ноябрь текущего года – на 3%, в прошлом – на 15,7%.

Следует отметить, что в этом году впервые за несколько последних лет инфляция в регионе складывается на уровне ниже среднероссийского. По стране потребительские цены за 11 месяцев выросли на 8,4%.

Сложная экономическая ситуация привела к сужению потребительского спроса, прежде всего, по непродовольственным товарам. Например, объем продаж автомобилей сократился почти в 2 раза. В целом снижение оборота розничной торговли сейчас составляет порядка 10% к уровню прошлого года. По нашим оценкам, его рост начнется в следующем году. Мы планируем, что по итогам 2010-го индекс физического объема составит 102,5%.

Рост среднедушевых доходов и заработной платы к уровню прошлого года составляет около 8%. Область по-прежнему сохраняет 5 место среди регионов ПФО по уровню среднедушевых денежных доходов населения.

С августа 2009 года численность зарегистрированных безработных остается практически стабильной. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,9%. Нижегородская область сохраняет за собой статус региона с невысоким уровнем безработицы, занимая по состоянию на 1 ноября 6 место в ПФО после Оренбургской, Пензенской областей, республик Мордовии, Марий Эл, Башкортостан. В среднем по России официальная безработица составила 2,7%.

 Тот факт, что область в условиях кризиса сохранила свои позиции по целому ряду основных показателей развития, дает основания говорить о запасе прочности региональной экономики, который в значительной степени был сформирован динамичным развитием в предкризисный период.

Также это подтверждает правильность региональной экономической политики, направленной на стимулирование и поддержку инвестиционной и инновационной активности предприятий. Следует отметить, что в условиях кризиса, несмотря на трудности с исполнением бюджета, мы не только не свернули эту поддержку, а наоборот, усилили ее.

В нашем активе на сегодняшний день есть 55 крупных инвестиционных и 20 инновационных проектов нижегородских предприятий, которые, имея статус приоритетных, получают поддержку Правительства области. Все они направлены на модернизацию региональной экономики, и прежде всего, промышленного производства. А следовательно, на повышение конкурентоспособности нижегородской продукции.

Ежегодно мы поддерживаем более 200 проектов малых предприятий, а в текущем году с учетом антикризисных мер их число увеличилось до 400. Это, безусловно, положительно влияет и на развитие инновационного сегмента малого бизнеса, и на повышение качества предоставляемых гражданам услуг, и в целом на занятость населения. Кроме того, в этом году мы ввели новый вид поддержки – гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

Одной из основных наших задач является наращивание инновационно-направленной экономической политики, что позволит в среднесрочной перспективе перейти к устойчивому росту экономики региона.

По нашим оценкам, при условии сохранения мер поддержки и благодаря солидарным действиям Правительства области и бизнеса, со следующего года можно ожидать возобновления экономического роста. Начиная с 2010-го, ожидается и рост бюджетных доходов, налоговые поступления в консолидированный бюджет области относительно 2009 года вырастут на 12%.

В целом к 2012 году нам удастся преодолеть последствия кризиса и выйти на ежегодные темпы роста, заложенные в Стратегии развития области по основным экономическим показателям, таким как индекс физического объема валового регионального продукта и индекс промышленного производства.

Кризис показал, какими должны быть наши приоритеты, чтобы достичь поставленных целей по переходу к устойчивому развитию.

Важным направлением нашей работы должна стать диверсификация экономики. Ее структуру определяет, в основном, обрабатывающая промышленность. До кризиса всего на три отрасли приходилось около 70% объема обрабатывающих производств – это нефтепереработка, металлургия и автомобилестроение. Две из них – автопром и металлургия – наиболее сильно были задеты кризисом.

Для обеспечения устойчивости экономики необходимо большее внимание уделять развитию таких отраслей, как пищевая промышленность, которая оказалась наименее подверженной кризису, химическое производство, производство электронного оборудования. А с учетом обозначенных Президентом России приоритетов – атомное машиностроение, фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии.

Развитие пищевой промышленности, на мой взгляд, необходимо рассматривать обязательно в комплексе с сельскохозяйственным производством. В регионе есть возможность производства экологически чистой сельхозпродукции. Работать надо в направлении внедрения эффективных технологий.

С этой точки зрения, нам надо изменить подходы к оказанию господдержки сельского хозяйства: в первую очередь, помогать производителям, реализующим такие проекты. А среди перерабатывающих предприятий – тем, кто работает на местном сырье.

Этим самым мы будем стимулировать создание современных агрохолдингов с гарантированной качественной сырьевой базой.

В целях создания основ преобразования агропромышленного комплекса в мощный сектор экономики региональным Правительством ведется работа по увеличению площади земель сельскохозяйственного назначения. Средства областного бюджета направляются на восстановление плодородия почв, на проведение мелиорации, на ввод в оборот залежных земель.

В этой связи нужна более четкая законодательная база, направленная на сохранение этого важного стратегического ресурса, в частности, в сфере изъятия нерационально используемых сельскохозяйственных земель.  Такие инициативы  уже внесены в Государственную Думу, и я прошу депутатский корпус их поддержать.

Что касается фармацевтики, то на территории региона действует ряд предприятий, производящих медицинское оборудование, лекарственные средства, в том числе одна из крупнейших компаний России в данной отрасли – открытое акционерное общество «Нижфарм». Это современное, динамично развивающееся предприятие, которое вносит существенный вклад в обеспечение населения области высококачественными препаратами. В 2010 году планируется реализация инвестиционного проекта, который позволит значительно расширить ассортимент выпускаемой компанией продукции. Стоимость проекта составит более 206 миллионов рублей.

Кроме того, ОАО «Нижфарм» ведет работу по реализации программы импортозамещения. На данный момент компания производит в качестве альтернативы импортным лекарственным средствам свыше 80 позиций. Стоимость лекарств, выпускаемых «Нижфармом», существенно ниже зарубежных аналогов. Самое главное, что уровень качества этих препаратов соответствует европейским стандартам.

В отношении перспектив развития телекоммуникаций и информационных технологий можно сказать следующее.

У нас в области этот сектор экономики характеризуется достаточно высокими показателями развития. Уровень цифровизации сетей связи превышает 85%, проникновения сотовой связи составляет 142,2%.

В регионе уже построена сеть третьего поколения. Началось развитие беспроводного широкополосного доступа в Интернет.

Сейчас на территории области создаются мощные центры компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий. Это хорошая предпосылка для будущего развития данного сектора нашей экономики в свете тех мер, которые сейчас предпринимаются на федеральном уровне по модернизации телекоммуникаций России, развитию спутниковой связи, цифрового телевидения.

Регион на базе технопарка «Сатис» уже сотрудничает с компанией «Интел», в ближайшее время нашими партнерами станут «Интеллект Телеком», «Нокиа Сименс Нетвокс» и «Майкрософт».

Кроме того, мы приступаем к созданию цифрового телерадиовещания – сейчас разрабатывается проект целевой программы «Развертывание в Нижегородской области сети приема сигналов цифрового телевидения». На 2010 год запланирована разработка программы по обеспечению социально незащищенных слоев населения абонентскими приставками для приема цифрового телевизионного сигнала.

Одним из приоритетных направлений модернизации российской экономики сейчас является развитие ядерной энергетики.

Перспективы развития в нашей области атомного машиностроения связаны с деятельностью таких организаций, как открытое акционерное общество «ОКБМ имени Африкантова» и «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект», которые участвуют в ряде проектов по разработке атомных станций нового поколения. А также – в модернизации существующих и создании новых энергоблоков для атомных электростанций в нескольких регионах России.

В настоящее время реализуется инновационный проект по созданию энергоблоков для плавучих атомных теплоэлектростанций. В нем участвуют и другие предприятия – Нижегородский машиностроительный завод, Научно-исследовательский институт измерительных систем имени Седакова.

Этот проект признан приоритетным и получает поддержку Правительства области, как и другие уникальные разработки в этой сфере.

Особенный компонент развития атомной энергетики региона – это планируемое строительство на территории области атомной электростанции. В настоящее время проведены общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду ее строительства и эксплуатации энергоблоков. Материалы, обосновывающие размещение Нижегородской АЭС, а также перевод лесных участков из состава земель лесного фонда в земли промышленности, связи и энергетики, направлены в Правительство России. Проводится разработка проектной документации. В ближайшее время планируется получение лицензий на размещение АЭС и подписание актов выбора земельных участков.

Говоря о диверсификации экономики региона, мне хотелось бы остановиться еще на двух принципах, которые должны быть положены в основу нашей политики в этом направлении.

Во-первых, стимулирование импортозамещения. Прежде всего, это касается таких отраслей, как электроника, фармацевтика, легкая, деревообрабатывающая промышленности и, конечно, агропромышленный комплекс, поскольку он должен обеспечивать продовольственную безопасность.

Только нашей целью не является импортозамещение любой ценой. Поддержку должны получать предприятия, которые реализуют проекты по производству более качественной и по, возможности, менее дорогой, чем импортная, продукции.

Во-вторых, это поддержка среднего предпринимательства, то есть предприятий с численностью работающих от 101 до 250 человек. В Нижегородской области их 350, среднесписочная численность работающих – 47 тысяч человек.

 У нас в регионе нет специальной программы поддержки таких предприятий. Нам вместе с Законодательным Собранием надо подумать, как лучше поступить, может быть, распространить на них меры поддержки малого бизнеса. Укрепление именно этого сегмента позволит нам добиться большей устойчивости в развитии экономики.

Особым направлением нашей деятельности будет разработка и реализация мер по решению проблем монопрофильных территорий. В настоящее время формируются Программы, направленные на стабилизацию и развитие моногородов, а их у нас в области 13. Необходимо провести тщательный анализ и определить, имеют ли проблемы территорий хронический характер, или же они были спровоцированы кризисом, что вызвало резкий спад спроса на выпускаемую градообразующими предприятиями продукцию. Если трудности возникли давно и при общей стабилизации экономики не прогнозируется улучшение ситуации в конкретном муниципальном образовании, то для таких поселений необходимо разрабатывать детальные программы по развитию производств других видов продукции. Данные документы необходимо будет разработать к 1 апреля 2010 года.

Их основу будут составлять инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест. Сейчас на федеральном уровне определяются источники их софинансирования, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда России.

Еще одним направлением модернизации и технологического обновления экономики является стимулирование инноваций.

«Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» на сегодняшний день выпустил на свободный рынок 10 инновационных малых предприятий. Это, в основном, компании сектора информационно-коммуникационных технологий, предлагающие свои услуги и продукцию как населению, так и бизнесу.

 На выходе из бизнес-инкубатора еще 6 компаний. Спектр их деятельности уже более широкий: это разработка автоматизированных систем управления нефтяными скважинами, разработка и внедрение решений в сфере энергоучета, энергоэффективности, локальной автоматизации и проекты в других секторах экономики.

С 2010 года возможности бизнес-инкубатора будут расширены до одновременного размещения на его территории 30 инновационных малых предприятий. Я считаю, что приоритет надо отдавать тем из них, которые работают над созданием технологий производственного и бытового ресурсосбережения.

Кроме того, задачей бизнес-инкубатора является поиск партнеров для инновационных малых предприятий среди крупных промышленных организаций области с целью решения задач внедрения на них технологических инноваций.

Инновационный потенциал малого бизнеса чрезвычайно велик. Достаточно сказать, что не так давно созданный Региональный венчурный фонд рассмотрел уже более 100 инновационных проектов.

На сегодняшний момент положительное заключение в соответствии с критериями работы Фонда получили три проекта.

Несмотря на кризис, на территории области совместно с федеральным центром  и частными инвесторами продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций, в частности строительство двух технопарков – «Сатис» и информационного парка «Анкудиновка».

Новый импульс развитию инноваций в регионе придаст получение в этом году Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского статуса национального исследовательского университета. Используя новые возможности, вуз намерен развивать свои разработки в сфере физики наноструктур и нанотехнологий, биофизики и биомедицины.

Мы также надеемся, что участие  ННГУ в российских проектах развития суперкомпьютерных технологий будет способствовать вооружению региональной экономики новыми эффективными технологиями проектирования и конструирования.

В настоящее время на федеральном уровне начинается реализация новой программы Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, направленной на поддержку стартующих малых инновационных предприятий, созданных на базе научных и образовательных организаций. В 2010 году планируется поддержать до 600 таких организаций.

Кроме того, считаю, что мы должны отдавать приоритет этим предприятиям и по всем видам региональной поддержки малого бизнеса.

Внедрение инноваций требует значительных финансовых ресурсов. Следует сказать, что по затратам на технологические инновации Нижегородская область находится на 4-ом месте в Приволжском федеральном округе после Татарстана, Пермского края и Самарской области. Темп роста показателя в 2008 году составил 116,6%. Такие темпы мы должны сохранить и в последующие годы для того, чтобы выйти к 2012-2013 годам на уровень в 15% по доле инновационной продукции в отгрузке промышленной продукции.

На федеральном уровне уже разрабатывается целый ряд мер, направленных на поддержку всех этапов разработки и внедрения технологических инноваций, а также на поддержку экспорта российской высокотехнологичной продукции.

Федеральные акты выйдут в самое ближайшее время. В связи с этим и депутатскому корпусу, и Правительству необходимо оперативно разобраться с механизмами и организационными схемами предоставления этой поддержки и подготовить предложения по конкретным нижегородским предприятиям и организациям, которые потенциально ее смогут получить.

 Для выполнения задачи отбора инновационных проектов, а также в целях определения основных направлений модернизации экономики Нижегородской области и разработки перспективных планов действий по развитию инноваций предлагаю создать Совет по технологическому развитию. В его состав целесообразно включить представителей науки, вузов, бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов, отраслевых министерств и Законодательного Собрания области.

Напомню, что в нашем регионе действует территориальный механизм осуществления модернизации экономики, объединяющий ресурсы власти, местного самоуправления и бизнеса по решению этой сложной задачи – программы развития производительных сил городов и районов области.

В их рамках в 2007-2010 годы предусмотрена реализация порядка 1 тысячи 300 инвестиционных проектов, что позволит создать более 65 тысяч новых рабочих мест.

Уверен, что вместе мы сделаем все возможное для выполнения Программ территорий.

Неотъемлемой частью технологического перевооружения и модернизации экономики является ресурсосбережение. У нас в области реализуется ряд проектов в этом направлении, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако этого явно не достаточно.

В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Закон крайне важный и актуальный, поэтому на уровне Федерации оперативно идёт разработка всех необходимых подзаконных актов. Первого декабря утверждён план мероприятий по реализации основных положений Закона. В связи с этим в 2010 году необходимо разработать региональную и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Нам необходимо активизировать участие в реализации пилотных проектов, которые определяет федеральная Комиссия по модернизации и технологическому развитию.

Считаю, что у нас есть хороший потенциал для этого именно по направлению энергосбережения и энергоэффективности, в частности, по направлениям «Энергоэффективная социальная сфера», «Малая комплексная энергетика» и «Инновационная энергетика».

В этой связи нам совместно с депутатским корпусом необходимо отработать этот вопрос и включиться хотя бы в один их проектов.

В текущем году мы расширили региональную поддержку инноваций – ввели поддержку промышленных и научных организаций, реализующих техническое перевооружение основных средств.

Предлагаю внести изменение в соответствующий проект постановления Правительства, устанавливающее в качестве первоочередного критерия предоставления помощи – обеспечение энерго- и ресурсоэффективности.

Однако проведение активной политики энергосбережения не снимет проблему энергодефицита.

Кроме того, для обеспечения устойчивого экономического развития объемы инвестирования в инфраструктуру должны быть не менее 7-8% от ВРП. У нас эта цифра не достигает и 3%.

Поэтому считаю необходимым продолжать реализацию тех планов инфраструктурного развития, которые у нас имеются и о которых я говорил в предыдущем Послании. Это касается таких долгосрочных проектов, как строительство парогазовой ТЭЦ в Нижнем Новгороде, ввод которой запланирован на 2016 год, и строительство АЭС, о чем я уже говорил.

Будет также продолжена реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

Совместно с Владимирской областью мы завершили первый этап строительства вантового моста через реку Оку в районе Мурома и Навашино. В этом году движение по нему открыто, что предоставило регионам Поволжья прямой выход на Москву.

 Четвертого ноября 2009 года открыто движение автотранспорта по совмещенному метромосту через реку Оку и автодорожным подходам к нему в Нижнем Новгороде.

В текущем году уже завершено проектирование мостового перехода через Волгу в районе Подновья. По проектной документации получено положительное заключение государственной экспертизы. В настоящее время ведутся предпроектные проработки моста параллельно существующему Волжскому. Между собой эти мосты планируется «закольцевать» объездной дорогой вокруг Бора с выходом на Кировскую трассу.

При сотрудничестве с Горьковской железной дорогой реализуется инвестиционный проект организации скоростного движения по маршруту «Нижний Новгород – Москва». Регулярное движение планируется открыть с июня 2010 года.

Продолжается работа по развитию международного аэропорта «Нижний Новгород».

Всего в рамках реализации целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры…», за 11 месяцев 2009 года профинансировано более 220 объектов: из средств областного бюджета направлено около 7 миллиардов рублей, из федерального – более 2,5 миллиардов.

В 2010 году будет продолжено строительство социально значимых объектов с высокой степенью готовности.

Значимым направлением деятельности Правительства области является использование ресурсов механизма государственно-частного партнерства для развития инвестиционной деятельности.

В результате целенаправленной политики в данной сфере в течение последних лет в 2007 году мы впервые вышли на уровень, необходимый для дальнейшего устойчивого развития. Объем инвестиций в основной капитал составил 25% от валового регионального продукта. В 2008 году этот уровень вырос до 35%.

 Для поддержания положительной динамики нам необходимо принять дополнительные меры по стимулированию инвестиционной активности, используя уже имеющиеся ресурсы.

Только при этом возможна реализация масштабных проектов, что особенно актуально для посткризисного периода.

Однако в решении этих вопросов нас сдерживает отсутствие на федеральном уровне законодательно регламентированных правовых и экономических основ государственно-частного партнерства.

В связи с этим Правительством области разработан законопроект «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнёрстве». В его основу положены уже существующая практика, федеральный закон «О концессионных соглашениях», рекомендации Государственной Думы Российской Федерации.

Мы будем выходить с ним в Законодательное Собрание в начале 2010 года. Прошу депутатов конструктивно отнестись к рассмотрению данного законопроекта.

Кроме того, Правительству совместно с депутатами необходимо внимательно рассмотреть инициативы Минэкономразвития РФ по изменению, в том числе по упрощению порядка создания на территории регионов особых экономических зон. Как показывает практика, эта форма государственно-частного партнерства является эффективным инструментом привлечения инвестиций.

Существует еще один фактор, который может оказать негативное влияние на динамику инвестиций в основной капитал. В соответствии с действующим законодательством, с 1 января 2010 года вступает в действие норма, не позволяющая органам местного самоуправления предоставлять земельные участки инвесторам, если отсутствует схема территориального планирования муниципального образования. Фактическая ситуация такова, что это заморозит развитие многих районов.

 В Государственную Думу сейчас внесены предложения о переносе введения этой нормы на 1 января 2012 года.

Существенное значение для региона имеет и деятельность некоммерческих организаций. Они предоставляют социальные услуги, способствуют решению проблем занятости населения, занимаются благотворительностью, содействуют развитию культуры и спорта, осуществляют другую общественно - полезную деятельность.

Многие современные методы социальной работы были внедрены именно ими, а затем стали частью государственной и муниципальной политики, например, конкурсы социальных и образовательных проектов.

В прошедшем году у нас был принят закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Нижегородской области».

В его рамках введен новый порядок оказания поддержки, которая с 2010 года будет представлена в виде финансовой помощи и государственных грантов. Предусмотрено предоставление налоговых льгот за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности.

В будущем необходимо расширить государственную и муниципальную  помощь некоммерческим организациям в соответствии с федеральными преобразованиями.

Уверен, что наша поддержка вернется к нам сторицей, за счет решения общественными организациями ряда социальных проблем. 

 Уважаемые коллеги!

Реализация обозначенных задач невозможна без оптимального кадрового обеспечения предприятий и организаций области.

Данный вопрос по-прежнему актуален. Поэтому развитие системы профессионального образования адекватно потребностям экономики региона мы не снимаем с повестки дня.

 Отрадно отметить, что в области начала складываться достаточно стройная и эффективная система подготовки кадров на принципах взаимодействия работодателей с учреждениями среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающая отдельные сферы производственного и научного сектора кадрами, специально обученными для работы в них.

В целях обеспечения кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса ведется целенаправленная подготовка рабочих в ведущих вузах, в частности, в техническом университете создаются базовые кафедры и лаборатории.

Действенным механизмом остаётся подготовка управленческих кадров в рамках Президентской программы, осуществляемая на условиях софинансирования из средств федерального, областного бюджетов и самих организаций. За 11 лет её действия переподготовку прошли около тысячи четырёхсот специалистов более чем из семисот предприятий области. Результатом обучения в формате Программы является не только приобретение стажёрами углублённых знаний управленческих технологий, но и реальные проекты в сфере менеджмента, маркетинга. Суммарный экономический эффект от реализации проектов выпускников 2008 года, например, оценивается на уровне 135 миллионов рублей.

Работодателям следует осознать, что если предприятие нуждается в кадрах, оно должно принимать участие в их подготовке.

Сейчас есть очень хорошая схема создания ресурсных центров через участие в национальном проекте «Образование». У нас в области есть её примеры. На базе профессионального лицея № 21 Приокского района Нижнего Новгорода реализуется инновационно-образовательная программа по подготовке специалистов для радиоэлектронной отрасли. На условиях государственно-частного партнерства предприятия отрасли – «НИТЕЛ», Завод имени Фрунзе, Завод имени Петровского, Научно-исследовательский институт измерительных систем и другие – приняли активное участие в обновлении материально-технической базы лицея.

 В планах на 2010 год – привлечение в данный проект образовательных учреждений и промышленных предприятий Выксы, Кулебак и Арзамаса.

Кроме того, сейчас сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями особенно важно, в силу того, что у выпускников профессиональных учебных заведений из-за отсутствия опыта работы возникли проблемы с трудоустройством. Из числа выпускников 2009 года около 3 тысяч, примерно каждый восьмой, пополнили ряды безработных.

Частичное решение проблемы было обеспечено за счёт организации стажировок – более тысячи молодых людей были распределены на предприятиях, с большой вероятностью их последующего трудоустройства там. Такое направление работы в любом случае надо признать весьма перспективным и развивать его в дальнейшем. Тем более что Федеральное Правительство поставило задачу по организации в 2010 году стажировок для выпускников образовательных учреждений, находящихся под риском быть нетрудоустроенными.

В условиях кризиса, при спаде производства не только молодые специалисты, но и профессионалы с большим опытом работы оказываются зачастую невостребованными. Проблему в 2009 году удалось несколько смягчить за счёт организации общественных работ, временных рабочих мест, развития самозанятости. Были созданы дополнительные условия, облегчающие открытие собственного дела. И более 2 тысяч человек уже воспользовались этой возможностью. Необходимо отметить, что в моногородах и сельской местности самозанятость населения становится практически единственной возможностью обеспечить трудоустройство и получить легальный доход.

По нашей оценке, весьма эффективной мерой снятия напряжённости на рынке труда является организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового высвобождения. В 2009 году за счёт данного направления удалось сохранить около 5,5 тысяч рабочих мест. Активно использовали такой механизм предприятия Группы ГАЗ, где около 3 тысяч работников прошли через опережающее обучение, Выксунский металлургический завод.

В то же время ряд организаций явно медлит с участием в Программе, хотя под риском увольнения у них находится достаточно много работников. Вывод такой – данные предприятия не имеют четкой стратегии развития. Они ограничиваются введением режима неполного рабочего времени, а это – прямой путь к сокращению зарплаты, снижению качества жизни, разрастанию асоциальных явлений: пьянства, преступности.

В наступающем году острота проблемы занятости работников еще сохранится. Поэтому мы должны быть готовы к напряжённой работе в данном направлении.

Безусловно, особое внимание мы уделяем социальной политике.

Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев в послании 2009 года поставил перед российским сообществом задачу качественного роста уровня жизни населения. В регионе мы подходим к ее решению комплексно, имея в виду социально-экономические, демографические, культурно-образовательные, экологические, политические факторы и условия жизнедеятельности людей.

Важнейшей составной частью данной задачи является обеспечение для жителей области достойной среды обитания.

По данным независимых социологических служб, наиболее проблемными у нас, как и в России в целом, с точки зрения удовлетворённости населения качеством услуг, являются сферы жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.

Проблемы ЖКХ в значительной мере определены высокой степенью изношенности всей инфраструктуры – это очевидно, как и то, что приведение ее в должное состояние потребует не одного года.

К сожалению, мы медленнее, чем многие другие регионы переходим к отпуску тепла, холодной и горячей воды по показаниям приборов учета. Жители должны оплачивать реально потребляемые услуги, а не ветхую коммунальную инфраструктуру – так была обозначена задача в послании Президента. И мы обязаны её решать. Полностью проблема должна быть закрыта до 2016 года.

Не наблюдается активности и в установке систем регулирования потребления коммунальных ресурсов, хотя это прямой путь к их экономному расходованию.

В 2010 году необходимо разработать схемы теплоснабжения крупных городов (Н.Новгород, Дзержинск, Бор, Арзамас), которые должны предусматривать, например, использование свободных мощностей действующих ТЭЦ. Это продиктовано необходимостью повышения надежности электро- и теплоснабжения за счет снятия проблемы энергозависимости в городах с дефицитом электрической и тепловой мощности и снижения затрат на выработку электрической и тепловой энергии.

Значительный резерв для дополнительных возможностей наведения порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве – привлечение в данную сферу надёжных инвесторов, имеющих доказательства своей состоятельности. О том, что такие инвесторы, в том числе и зарубежные, есть, свидетельствует недавнее заключение соглашения с компанией «Ремондис» по модернизации водоканализационного хозяйства Арзамаса. Стоимость проекта составила 1 миллиард рублей. В течение 5 лет, начиная с 2010 года, в городе по немецким технологиям будут заменены магистральные водопроводы, отремонтированы водонасосные станции. При незначительном и постепенном увеличении стоимости услуг арзамасцы будут обеспечены питьевой водой европейского качества.

Также в 2010 году необходимо разработать схему привлечения частных операторов для управления объектами водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях на принципах государственно-частного партнерства.

Модернизация коммунальной сферы – первоочередная задача на сегодня для муниципалитетов.

В сентябре 2009-го мы утвердили Концепцию стратегического развития систем теплоснабжения области в 2009-2013 годах. Одна из главных задач – привлечение стратегических инвесторов в теплоэнергетический комплекс региона.

Общий объём инвестиций, предусмотренный Концепцией, составит более 6 миллиардов рублей. Приоритеты на 2010-2011 годы определены следующим образом:

    изменение структуры топливного баланса; ­    

    ликвидация мазутных котельных северных районов; ­                 

    развитие производства местных видов топлива и перевод на них котельных северных районов; ­                 

    оптимизация схем теплоснабжения. 

     

Мы уже приступили к созданию единой Нижегородской теплоснабжающей компании, которая будет разрабатывать инвестиционные предложения по районам. Первые 12 районов фактически уже определены.

Следующая проблема. На сегодня в области менее 8% многоквартирных домов находятся в управлении товариществ собственников жилья. Это мало. В 2008 году в России было уже более 9%. Безусловно, для того, чтобы товариществ стало больше, надо восстанавливать нормальное состояние инженерных коммуникаций и домов, построенных несколько лет назад. Муниципалитеты должны активнее использовать имеющиеся возможности и искать дополнительные.

С 2008 года на территории области реализуются программы по ремонту жилья с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ. Хорошие программы по замыслу, по средствам, которые осваиваются. В 2009-ом в их рамках капитальный ремонт был проведен более чем в тысяче многоквартирных домов (1028 домов).

В будущем году в рамках федеральных программ ремонта жилья область должна освоить порядка полутора миллиардов рублей. Неукоснительное требование ко всем, от кого зависит выполнение программ – использовать выделенные средства с максимальной эффективностью, при строжайшем контроле по стоимости и качеству ремонта. Необходимым условием этого является обеспечение прозрачности распределения заказов.

 С участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в регионе реализуются и крайне актуальные на сегодняшний день программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, за счёт которых 800 человек уже расселены и еще около 3400 должны переехать в благоустроенное жильё в 2010 году. Средства программы выделяются на приобретение квартир и строительство домов эконом-класса. Задача по расходованию денег та же, что и в отношении ремонта жилья: они должны быть потрачены с максимальной эффективностью.

Говоря об условиях проживания людей, не будем забывать, что перед нами ещё очень остро стоит задача обеспечения жильём. В 2009 году отмечен рост жилищного строительства, несмотря на то, что ряд организаций в условиях кризиса были вынуждены по разным причинам приостановить работу по возведению многоэтажных домов.

По предварительной оценке, за год в новостройках введено 0,4 квадратных метра в расчёте на одного жителя области. Ранее мы ставили задачу к 2020 году достичь таких объёмов жилищного строительства, чтобы ежегодно вводить по квадратному метру на человека. По нашим оценкам, область может выйти на этот уровень уже в 2018 году.

При этом основной точкой роста должна стать сфера малоэтажной застройки. На данный момент она является наиболее перспективной для внедрения новых технологий, направленных на эффективность, комфортность и экологичность жилищ.

Немаловажным фактором для массового строительства является стоимость. Сегодня мы делаем акцент на недорогое жильё. Ряд нижегородских предприятий уже прорабатывают вопрос возможности выпуска изделий и конструкций для строительства жилья эконом класса.

Еще одним препятствием для повсеместного развития малоэтажного строительства жилья являются сложности с оформлением земельных участков и обеспечением их инженерной инфраструктурой.

 В 2009 году из регионального бюджета выделено около 80 миллионов рублей на обеспечение участков, предназначенных под малоэтажное строительство, в том числе под возведение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. Данное направление следует развивать, а муниципалитетам необходимо активнее подключаться к решению этой задачи.

Говоря о доступности жилья для населения, нельзя оставить без внимания вопрос развития ипотечного кредитования. Пример этого года наглядно показал, насколько тесно связаны между собой проблемы кредитования населения и обеспечения жильём. Поэтому активность реализации областной программы по ипотеке должна стоять в числе первоочередных наших задач. Со следующего года в полном объёме должны заработать такие новые механизмы, как социальная ипотека, которая позволяет снизить процентную ставку для определённых категорий заемщиков до 5-6% годовых, и корпоративная ипотека, когда в приобретении жилья участвует работодатель, которому предоставляются налоговые льготы.

Безусловно, значимым направлением деятельности Правительства является совершенствование системы здравоохранения и стимулирование здорового образа жизни.

Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью обращаться за медицинской помощью. Если надежды на неё не оправдываются, что случается не так уж и редко, то реакция людей бывает весьма резкой.

На самом деле за последние годы произошли существенные позитивные сдвиги в этой сфере. И 2009 год не стал исключением.

Мы продолжили строительство и реконструкцию акушерских отделений. В 2009 году во всех учреждениях родовспоможения внедрены автоматизированные системы мониторинга и контроля за состоянием будущих мам, современные технологии, позволяющие на ранней стадии выявлять врожденные пороки развития малышей.

 Ведётся реконструкция специализированной клинической кардиохирургической больницы, завершить которую мы обязательно должны в 2010-ом. Но уже и в этом году удалось увеличить число проведённых операций, а сроки ожидания госпитализации на оперативное лечение сократились вдвое.

В 2009 году на условиях софинансирования Федерации и региона в области созданы 6 травматологических центров вблизи федеральной трассы М7, которые в 2010-ом уже начнут работать.

Важнейшим приоритетом в плане совершенствования системы здравоохранения мы определили повышение доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Активная работа по линии здравоохранения идёт по разным направлениям. Улучшение демографической обстановки – а это и рост рождаемости примерно на 3% относительно прошлого года, и снижение смертности почти на 5% – является, в том числе, и результатом происходящих позитивных сдвигов в медицинской сфере.

Наряду с решением проблем медицинского обслуживания, не менее важной считаем заботу о здоровом образе жизни людей.

На 2010 год в областном бюджете предусмотрено более 53 миллионов рублей на реализацию программы по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера. Ни для кого из нас не секрет, что сложности с наполнением бюджета в следующем году у нас ещё будут. Но какими бы они ни были, приостановка данной программы недопустима в силу её социальной значимости.

В 2009 году при содействии Федерального центра в городах Бор, Выкса, Заволжье, Кстово, Павлово, Арзамас, Дзержинск, Нижний Новгород на базе муниципальных учреждений здравоохранения созданы 13 Центров здорового образа жизни, являющиеся примером внедрения инновационных профилактических технологий. Их работа начнётся в 2010 году и будет, в частности, способствовать сокращению потребления алкоголя и табака.

С 2006 года мы активно занялись строительством и реконструкцией спортивных сооружений. За это время их было введено более двадцати. В их числе такие крупные объекты, как Нижегородский дворец спорта профсоюзов и спорткомплекс на улице Мончегорской  в Нижнем Новгороде, стадион «Спартак» в городе Бор, а также  12 физкультурно-оздоровительных комплексов в разных городах и районных центрах области. До конца текущего года планируется открыть еще 2 ФОКа – в Шахунье и Воротынце.

С участием средств областного бюджета в регионе создан спортивный интернет-портал «Отличный спорт». На его страницах представлена и информация о действующих ФОКах. Считаю, что данный интернет-ресурс может быть весьма значимым для пропаганды здорового образа жизни. Предлагаю и депутатам, и органам местного самоуправления активно участвовать в проекте. Ведь уже первичный анализ показал, что в тех районах, где функционируют ФОКи, наблюдается снижение детской и подростковой преступности, уменьшается количество обращений граждан в поликлиники и больницы. И это уже свершившийся факт!

Наша задача на ближайшие годы – построить во всех муниципальных районах и городских округах такие многофункциональные спортивные комплексы, хорошо оборудованные и обеспеченные профессиональными кадрами. Охват населения занятиями физкультурой и спортом должен существенно возрасти.

Стремление к здоровому образу жизни должно закладываться с детства, при одновременном создании условий для укрепления здоровья детей и подростков. Именно поэтому осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса мы рассматриваем в качестве непременного атрибута региональной политики в рамках реализации национальной стратегии «Наша новая школа».

У нас появляется всё больше дошкольных и общеобразовательных учреждений, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья детей.

 Они оснащёны бассейнами, физиотерапевтическими, массажными кабинетами, кабинетами лечебной физкультуры. Однако без участия семьи сформировать приоритеты здоровья невозможно. Поэтому необходимо найти новые подходы, методы, формы работы с родителями, чтобы именно в семье культивировался здоровый образ жизни.

Говоря о национальной стратегии «Новой школы», следует сказать, что система общего образования региона в целом готова к реализации её основных направлений.

Важнейшим компонентом стратегии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт активного использования информационно-коммуникационных технологий. С их внедрением появляется гораздо больше возможностей адаптировать обучение под потребности каждого ученика, создать необходимые условия для всех категорий обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание безбарьерной среды для детей-инвалидов – особая задача, стоящая сегодня перед образованием. Одним из её направлений является организация дистанционного обучения, что позволит обеспечить доступ к образовательным и иным информационным ресурсам, а самое главное - к качественному образованию.

В этой связи важным условием является развитие системы дополнительного образования. Сегодня ею охвачено две трети детей и подростков. Включённость их в сферу дополнительного образования должна возрастать ежегодно.

Актуальной на сегодняшний день задачей остаётся создание условий для инициирования молодыми людьми новых идей и их последующей реализации, для развития интеллектуального, творческого, инновационного потенциала молодежи.

 В области уже предпринят ряд системных шагов в данном направлении. Это образовательная и консультационная поддержка молодых инноваторов, стипендии для молодых учёных. В распоряжении молодёжи услуги инновационного бизнес-инкубатора, регионального венчурного фонда.

 Я уже говорил о том, что Правительство региона большое внимание уделяет вопросам строительства и реконструкции учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта. Следует то же самое сказать в целом об объектах социальной и инженерной инфраструктуры, включая и сферу образования.

Начиная с 2007 года, сюда вложены значительные средства, причем направлены они на целый комплекс взаимодополняющих мероприятий.

На развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках одноименной целевой программы за три года было направлено более 27 миллиардов рублей областных средств и порядка 7 миллиардов привлечено из федерального бюджета.

Кроме того, в ходе реализации приоритетных национальных проектов за четыре неполных года из регионального бюджета направлено около 4 миллиардов рублей, из федерального – почти 14 миллиардов.

Все это в совокупности позволило не только построить и реконструировать более 600 объектов, но и обновить оборудование в первичном медицинском звене, прежде всего, в сельских районах, приобрести компьютерную технику и учебное оборудование, подключить все нижегородские учебные заведения к сети Интернет, повысить квалификацию специалистов, поддержать молодых и талантливых ученых и учителей.

Таким образом, были созданы стимулы и условия для освоения и внедрения новых технологий и инновационных программ.

Также в центре внимания Правительства области остаются вопросы обеспечения сферы бюджетных услуг высокопрофессиональными, активными и инициативными кадрами.

Мы обязательно должны и дальше работать в этом направлении. В том числе, продолжать предоставление Губернаторских грантов инновационным образовательным учреждениям, лучшим педагогам, а также осуществлять поддержку молодых специалистов в рамках областной целевой программы. Хотелось бы отметить, что ее условия – обеспечение жильём, автомобилями, прибавка к зарплате – заинтересовали и молодых специалистов из других российских регионов. Например, молодые врачи из Новосибирска и Владивостока выразили желание переехать к нам в 2010 году. В послании год назад как раз шла речь о том, что мы приветствуем приезд к нам квалифицированных специалистов.

По-прежнему актуальной остаётся для нас задача социальной поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. О некоторых аспектах данной работы речь уже шла выше. Мы обеспечиваем более 70 областных и федеральных выплат ветеранам войны и труда, труженикам тыла, семьям с детьми, малоимущим семьям и другим категориям граждан.

Подробнее хочу остановиться на проблемах инвалидов. Их в области немногим менее 400 тысяч. В том числе порядка 9 тысяч детей и 75 тысяч – людей в трудоспособном возрасте.

Цель качественного роста уровня жизни для этих граждан имеет особое звучание. Их проблемы многими воспринимаются как проблемы людей с ограниченными возможностями. Такой подход следует признать в корне неверным. Ограничение их возможностей во многом создано искусственно - жизненно-бытовыми условиями, средой обитания, то есть внешними факторами. Мы должны стремиться к тому, чтобы Нижегородская область стала территорией равных возможностей.

В этом отношении первоочередными задачами являются обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и содействие формированию самостоятельного и независимого образа жизни, который побуждал бы таких людей на самообеспечение, отказ от иждивенческих настроений и государственной гиперопеки.

Однако хотелось бы подчеркнуть, что ответственность за трудоустройство инвалидов лежит не только на Правительстве, но и на всём обществе. В этой связи нельзя не упомянуть проект, реализуемый налоговой службой. Сейчас в 13-и инспекциях службы созданы рабочие места для 170 инвалидов-опорников, а в 2010 году их число достигнет 300. Проект последовательно развивается. На финансовом факультете госуниверситета имени Лобачевского сформирована группа студентов с заболеваниями опорно-двигательной системы, которые проходят обучение по специальности «налоги и налогообложение».

Еще один важный вопрос. В мае 2010 года исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Уже началась подготовка к празднованию этой знаменательной даты.

Создан организационный комитет и принят план  подготовки и проведения праздничных мероприятий. На его реализацию в 2009-2010 годах из бюджетов всех уровней предусмотрено почти 2 миллиарда рублей.

Около 98% этих средств пойдет на улучшение социально-бытовых условий жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.

Уже более 550 ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года, улучшили жилищные условия.

Вчера Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал закон, в соответствии с которыми в 2010 году господдержку получат все ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, за счет областного бюджета в 2010 году предусмотрено выделение 44,5 миллионов рублей на оказание ветеранам адресной материальной помощи на ремонт жилья, газификацию, лечение и другие нужды.

Планируется обновить и реставрировать более 1800 объектов воинских захоронений и мемориальных комплексов. Соответствующие средства должны быть предусмотрены бюджетами муниципалитетов. Прошу органы местного самоуправления обратить на это особое внимание.

С начала 2010 года в регионе повсеместно будут проходить торжественные мероприятия. Поэтому призываю всех присутствующих активно принять в них участие, чтобы ни один ветеран не остался без должного внимания.

 Уважаемые коллеги!

Комплексная задача модернизации страны и вывода ее на новые рубежи развития, которая поставлена в Послании Президента, невозможна без повышения эффективности работы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Это одна из наших главных стратегических задач.

Многое в этом направлении уже сделано.

Мы провели оптимизацию органов исполнительной власти, исключили избыточные и дублирующие функции различных подразделений. Сейчас осуществляется разработка и внедрение административных регламентов. С целью проведения независимой экспертизы на Портале госуслуг размещаются уведомления о разработке административных регламентов, и граждане области могут направить свои предложения для включения в них.

И в первую очередь, мы должны избавиться от излишней бюрократизации, волокиты и коррупции, т.е. всего того, что затягивает и тормозит нашу работу, препятствует быстрому принятию решений.

На снижение административных барьеров, ликвидацию разного рода посредников между органами власти, гражданами и предпринимателями, сокращение числа предоставляемых справок и подтверждений  будет работать и активное внедрение в практику работы органов власти режима «одного окна».

В этом формате уже давно организован прием заявок инвесторов по вопросам формирования и предоставления земельных участков.

Инспекцией Гостехнадзора организован выездной прием граждан с использованием мобильного компьютерного комплекса.

В этом режиме работает большинство территориальных управлений соцзащиты министерства социальной политики области (в 41 муниципальном образовании).

Нами завершен первый этап перехода к «Электронному Правительству», то есть к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Действуют представительства органов власти в сети Интернет, создан интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

Сегодня необходимо переходить к созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с едиными  информационными фондами, чтобы граждане не предоставляли по нескольку раз одни и те же справки.

По оценкам предпринимателей, с наибольшим количеством административных барьеров они сталкиваются на уровне муниципальных властей. Причем, чаще всего, это вызвано произволом конкретных чиновников. С этими фактами будем бороться самым решительным образом.

В регионе уже принята целевая программа противодействия коррупции, действует межведомственный координационный совет, организован «телефон доверия» по обнаружению фактов проявления коррупции. Разработан проект Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов области.

 Для обеспечения информационной прозрачности размещения государственного и муниципального заказа мы начали проведение электронных торгов и будем дальше развивать и совершенствовать эту систему.

Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин сказал: «добиваясь эффективности от экономики и социальной сферы, мы не можем не предъявлять аналогичных требований и к государству». То есть к самим себе.

Прежде всего, речь должна идти об эффективности расходования бюджетных средств.

Положительная динамика развития экономики области в предыдущие годы  позволяла нам формировать бюджет, в полной мере обеспечивающий текущие расходные обязательства, повышение заработной платы бюджетникам, а также значительный рост расходов инвестиционного характера.

В текущем году ситуация изменилась. Снижение объемов производства негативно сказывается на доходной части бюджетов.

Так, по оценке, в 2009 году снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008-ым составит 14 миллиардов рублей или 16%.

Региональным Правительством предпринимались все необходимые меры по обеспечению исполнения областного бюджета. Работа велась по 2-м направлениям.

Во-первых, была активизирована деятельность по поступлению доходов в областной бюджет в запланированных объемах и безусловному погашению задолженности по налогам.

Во-вторых, были оптимизированы расходные обязательства: определены приоритетные (защищенные) статьи расходов; более чем на 50% сокращены прочие расходы; проведена инвентаризация численности получателей мер социальной поддержки; введены предельные объемы финансирования.

В результате ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по итогам года прогнозируется в объеме 52 миллиарда рублей, или 92,4% к годовому плану.

Первоочередные задачи бюджетной политики на 2010 год и среднесрочную перспективу соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании.

Прежде всего, это развитие налогового потенциала, поддержка развивающихся отраслей. Мы сохраним все имеющиеся финансовые инструменты поддержки предприятий – субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, субсидии, льготы по арендной плате.

При этом помощь Правительства, в первую очередь, получат динамично и эффективно развивающиеся предприятия.

Кроме того, будет продолжена работа с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территории области.

Одна из главных задач - обеспечение сбалансированности бюджетной системы области и безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе перед гражданами.

В условиях снижения объема доходной части бюджета и доступности кредитных ресурсов мы ограничили принятие новых расходных обязательств, значительно сократили расходы капитального характера, сконцентрировав их на завершении объектов высокой степени готовности.

Безусловными к исполнению были и остаются выплата заработной платы работникам бюджетной сферы; реализация мер социальной поддержки населения; предоставление межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам; реализация приоритетных национальных проектов; финансирование программ занятости.

И здесь хочется вернуться к Посланию 2008 года. Тогда в качестве одной из первоочередных задач Правительство области ставило рост зарплаты в социальной сфере.

И в 2009 году рост действительно был обеспечен, даже несмотря на трудности, с которыми нам пришлось столкнуться.

Далеко не все российские регионы решились на введение новой системы оплаты труда, которая ориентирована на результат деятельности работника. А мы пошли на это. В итоге зарплата в бюджетной сфере выросла более, чем на 20%, тогда как в среднем по области идет рост на уровне 8%, а в некоторых секторах экономики из-за кризиса произошло ее снижение.

Не менее важным является повышение эффективности бюджетных расходов.

Здесь мы будем работать как по традиционной схеме, то есть анализ работы действующей бюджетной сети, введение ограничений по увеличению численности работников бюджетной сферы, экономия энергоресурсов, нормирование текущих расходов, контроль за целевым расходованием  бюджетных средств, так и путем использования новых бюджетных технологий и инструментов, включая государственное задание.

По-прежнему актуальным остается снижение, а в перспективе - ликвидация неэффективных бюджетных расходов. И сейчас Правительством области разрабатывается план мероприятий по их существенному сокращению в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, государственном и муниципальном управлении, в первую очередь, за счет сокращения расходов на аппарат управления.

В областном бюджете на 2010 год уже предусмотрено снижение расходов на содержание государственного аппарата более чем на четверть от уровня прошлого года, при условии, что уже и в 2009-ом они были существенно уменьшены.

В течение года была проведена значительная работа по сокращению с 662 до 459 числа муниципальных образований путем объединения поселений с небольшим количеством жителей в одно, укрупнения поселковых администраций. Это способствовало консолидации бюджетных ресурсов и повышению самостоятельности муниципалитетов.

В целом в уходящем году была проделана большая работа, которая была бы невозможна без нашего с вами тесного взаимодействия.

За 11 месяцев принято 245 законов области. Это наибольшее количество за все годы функционирования Законодательного Собрания. Среди основных социально-значимых законов такие, как: о физической культуре и спорте, о прожиточном минимуме пенсионера, о государственной поддержке некоммерческих организаций, о преобразовании отдельных административно-территориальных образований.

В следующем году нас ждут не менее важные законопроекты: об участии области в государственно-частном партнерстве, об охране труда, о взаимодействии органов государственной власти с Советом муниципальных образований, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Нижегородской области.

В 2009 году в практику нашей с вами работы было привнесено много новаций. Это и проведение мониторинга законов области с целью оценки их влияния на развитие региона, и обсуждение актуальных вопросов текущей социально-экономической ситуации в рамках "Правительственного часа", и конструктивный диалог с депутатскими фракциями.

Следующий год станет «отправной точкой» для новой формы нашего взаимодействия. Мною внесен законопроект об изменении Устава Нижегородской области, которым будет предусмотрено ежегодное представление Законодательному Собранию отчета о результатах деятельности Правительства. Надеюсь, что эта практика даст хорошие результаты.

Хотел бы поблагодарить депутатов за поддержку инициатив регионального Правительства и активную позицию Законодательного Собрания при рассмотрении законопроектов и актуальных вопросов развития области.

 Также тесно мы сотрудничаем и с органами местного самоуправления. Наше взаимодействие  реализуется в форме совещаний, единых информационных дней, семинаров, «круглых столов», на которых рассматриваются вопросы организационно - правового обеспечения муниципального управления, эффективности деятельности администраций территорий, состояние и перспективы социально-экономического развития.

В будущем, помимо участия в решении уже озвученных мною задач,  главам муниципальных образований необходимо обратить внимание на следующую проблему.

С  этого года в области проводится экспертиза правовых актов, принятых на муниципальном уровне - ведется их регистр. При этом при проведении экспертизы в 60% случаев выявляется то или иное несоответствие федеральному или региональному законодательству.

Прошу обеспечить тщательную проработку проектов нормативных актов на предмет соответствия действующему законодательству.

Областное Правительство готово оказать Вам необходимую помощь в этом вопросе. Надеюсь, что Законодательное Собрание нас поддержит.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что нам всем предстоит пережить еще один очень непростой год.

У нас есть единственный выход, чтобы справиться со стоящими задачами – работать слаженно, в одной команде. Интересы отдельных ведомств, организаций и предприятий сегодня должны быть подчинены единой цели – обеспечению устойчивого развития Нижегородской области.

Спасибо за внимание!

Дата создания страницы: 22.12.2009
Дата модификации страницы: 15.01.2010
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet