Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

29.09.2009 16:02Региональное Правительство одобрило проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год»

Региональное Правительство на заседании 29 сентября одобрило проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год».

Проект областного бюджета на 2010 год разработан исходя из необходимости реализации поручений Президента РФ, данных в Бюджетном послании, а также Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010-2012 годы.

Бюджетная политика Правительства области в 2010 году будет направлена в первую очередь на сохранение достигнутого уровня социальной поддержки граждан, обеспечение оплаты труда работников бюджетной сферы, безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств и в этих целях на обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов.

В связи с тем, что в условиях кризиса невозможно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на среднесрочный период, мы сформировали областной бюджет на один год и одновременно разработали среднесрочный финансовый план Нижегородской области на 2010-2012 годы.

Основой для формирования проекта областного бюджета явились:

- прогноз социально-экономического развития области на 2010-2012 годы,
- ожидаемое исполнение областного и местных бюджетов за 2009 год,
- итоги исполнения областного и местных бюджетов за 2007-2008 годы,
- заявки субъектов бюджетного планирования – получателей средств областного бюджета,
- а также рекомендации Правительства Российской Федерации по формированию бюджетов субъектов РФ в условиях финансового кризиса.

Бюджет на 2010 год можно назвать бюджетом эффективной оптимизации расходов, причем без ущерба для функционирования сети бюджетных учреждений и социальных выплат населению:

- все социально-значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года, остальные – со снижением;
- предусмотрена экономия в целом по фонду оплаты труда в размере 10%;
- проиндексированы только расходы на уплату коммунальных услуг и аренды (на 20%);
- сокращены до минимальной потребности расходы на осуществление текущего и капитального ремонта, приобретение оборудования.

Правительство РФ сократило расходы на содержание федеральных ведомств в 2009 году на 30%, на 2010 год – еще на 15%. Провести аналогичное сокращение рекомендовано и регионам. В связи с этим при формировании расходов областного бюджета предусмотрено значительное сокращение расходов на содержание органов государственной власти:

- расходы на заработную плату с начислениями были рассчитаны первоначально с экономией 5%, а в дальнейшем сокращены еще на 10%;
- прочие расходы на содержание органов государственной власти сокращены на 20% от уровня 2009 года.

Всего с учетом сокращения расходов, проведенного в 2009 году, за 2009-2010 годы расходы на содержание органов государственной власти будут сокращены – на 19% или 0,8 млрд. рублей.

Для муниципальных районов и городских округов будут установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, предусматривающие снижение расходов на 13% к 2009 году.

Органам местного самоуправления поселений рекомендовано снизить расходы на содержание на 15% по отношению к утвержденным расходам на 2009 год.

Доходы

Доходная часть бюджета сформирована на базе следующих бюджетообразующих показателей, определенных прогнозом социально-экономического развития области:

- прибыль прибыльных организаций – 109,9 млрд. рублей, или 115% к оценке 2009 года, 83% к уровню 2008 года;
- фонд оплаты труда – 267,8 млрд. рублей или 114% к оценке 2009 года, 120% к уровню 2008 года;
- стоимость основных средств - 460,9 млрд. рублей или 103% к оценке 2009 года, 112% к уровню 2008 года.

На основе бюджетообразующих показателей, динамики поступления по прошлым годам и с учетом изменения налогового и бюджетного законодательства налоговые доходы в бюджеты всех уровней (с учетом федеральной доли) оцениваются на 2010 год в объеме 104 млрд. рублей, что составляет 18% валового регионального продукта (в 2008 году – 21%).

Доля налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет области, составляет 73% или 76,4 млрд. рублей.

Таким образом, учитывая сложную экономическую ситуацию, даже при прогнозируемых положительных тенденциях роста объема ВРП на 2010 год, налоговые доходы бюджета области на 2010 год планируются ниже уровня 2008 года.

В целом доходы консолидированного бюджета на 2010 год спрогнозированы в объеме 82,8 млрд. рублей, что составляет 108,9 % к ожидаемому исполнению за 2009 год.

Расходы консолидированного бюджета на 2010 год составят 84,9 млрд. рублей, дефицит – 2,1 млрд. рублей.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации снижения объемов софинансирования в 2010 году, на федеральном уровне планируется внесение следующих изменений:

1. По акцизам на алкогольную продукцию:

а) на 2010 год предусмотрена индексация ставок акцизов:
- по винам натуральным – на 20,7%,
- по винам шампанским, игристым, газированным и шипучим – на 21,2%,
- по слабоалкогольным напиткам – на 18,8%,
- по пиву – в 2,7 раза.
б) уменьшен норматив распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9%, поступающих из Смоленского УФК, для Нижегородской области
в) изменен порядок расчета данного норматива: на 2009 год исходя из доли субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов, на 2010 год исходя из численности населения старше 18 лет.
Дополнительные поступления мы оцениваем в 523,5 млн. рублей.

2. По акцизам на нефтепродукты:

а) предусмотрена индексация ставок акцизов по сравнению с действующими на 10%.
б) предусмотрено увеличение норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты, поступающих из Смоленского УФК, для Нижегородской области.
в) изменен порядок расчета данного норматива: на 2009 год исходя из доли субъекта Российской Федерации в общем объеме поступлений акцизов за 2005 год, на 2010 год 50 на 50 исходя из протяженности автомобильных дорог и количества зарегистрированных автомобилей.
Дополнительные поступления мы оцениваем в 565,1 млн. рублей.

3. По государственной пошлине:

Планируется проиндексировать государственную пошлину по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями в среднем в 1,5 раза, за регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия от 2-х до 5 раз.

Дополнительные доходы от повышения госпошлины в объеме 248,5 млн. рублей попадут в местные бюджеты.

4. По транспортному налогу:

На федеральном уровне планируется увеличить ставки транспортного налога в 2 раза, но субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать или уменьшать ставку налога в 10 раз от федеральной ставки.

Минфин России при расчете бюджетной обеспеченности регионов предусматривает повышение ставок налога на 20%, для Нижегородской области это 227,9 млн. рублей дополнительных доходов.

Но к увеличению ставок надо подходить очень осторожно, так как сейчас в области уже установлены максимально возможные ставки налога среди регионов ПФО. Дальнейшее повышение ставок может оказаться тяжелой нагрузкой для налогоплательщиков области. В качестве оптимального мы оцениваем вариант повышения ставок на 10%, дополнительные поступления составят 113,9 млн. рублей.

В целом дополнительные поступления в областной бюджет (без учета повышения ставок транспортного налога) оцениваются в сумме 1,1 млрд. рублей.

Но одновременно с мерами по увеличению доходов консолидированных бюджетов регионов Правительство РФ планирует прекратить софинансирование по следующим расходным обязательствам:

- мероприятия по организации оздоровительной кампании детей. В настоящее время финансируются за счет средств Фонда социального страхования, объем передаваемых расходов оценивается в 410,2 млн. рублей;
- расходы на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан - 100,3 млн. рублей;
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях - 230,8 млн. рублей;
- реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветераны труда, труженики тыла, выплата детских пособий) - 337,3 млн. рублей;
- предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 266,4 млн. рублей.

Всего дополнительно необходимо направить из средств областного бюджета 1,3 млрд. рублей.

Данные изменения в проекте областного бюджета пока не учтены.

В связи с отсутствием в настоящее время информации об объемах федеральных средств, в доходы областного бюджета на 2010 год включена только дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 1,2 млрд. рублей.

В расходы областного бюджета также не включена областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области».

Расходы за счет целевых федеральных средств и расходы на реализацию областной целевой программы «Развитие…» будут предусмотрены в областном бюджете по мере поступления информации из Минфина России.

Основные параметры областного бюджета на 2010 год:

- доходы 59,6 млрд. рублей, 111% к ожидаемому исполнению за 2009 год;
- расходы 61,7 млрд. рублей, 101,8% к ожидаемому исполнению 2009 года;
- дефицит 2,1 млрд. рублей.

Налоговые доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 56,9 млрд. рублей, что на 6,8 млрд. рублей или на 13% выше уровня ожидаемого исполнения за 2009 год.

Основными источниками налоговых доходов областного бюджета в 2010 году являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

Их совокупный удельный вес в налоговых доходах областного бюджета составляет более 74%, из них:

- налог на прибыль - 20,6 млрд. рублей (36% налоговых доходов), 123% к ожидаемому исполнению за 2009 год;
- налог на доходы физических лиц - 21,4 млрд. рублей (38% налоговых доходов), 117% к ожидаемому исполнению за 2009 год.
-
Следующими по значимости являются:

- имущественные налоги (в том числе налог на имущество организаций, транспортный налог) - 6,7 млрд. рублей (12% в налоговых доходах), 88% к ожидаемому исполнению за 2009 год;
- акцизы - 6 млрд. рублей (11% в налоговых доходах), 113% к ожидаемому исполнению за 2009 год.

Поступление неналоговых доходов прогнозируется в объеме 1,2 млрд. рублей, что на 9% выше ожидаемого исполнения 2009 года. В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают

- доходы от аренды земли - 245,1 млн. рублей;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду - 182,7 млн. рублей;
- платежи при пользовании лесным фондом - 177,6 млн. рублей;
- аренда нежилого фонда - 163,0 млн. рублей.

В целом прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2010 год составляет 58,1 млрд. рублей или 113,5% к ожидаемому исполнению за 2009 год. Прирост к уровню 2009 года в абсолютном выражении составит 6,8 млрд. рублей.

Безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 1,5 млрд. рублей, в том числе:

- из федерального бюджета - 1,2 млрд. рублей,
- от нижестоящих бюджетов - 81,4 млн. рублей,
- компенсация инвесторами затрат государства на инфраструктуру - 194,6 млн. рублей.

Расходы

Расходы областного бюджета сформированы в объеме 61,7 млрд. рублей, что составляет 96,6% к уточненному плату на 2009 год и 101,8% к ожидаемому исполнению 2009 года.

Формирование расходов областного бюджета осуществлялось раздельно по действующим и принимаемым обязательствам, с учетом приоритетов бюджетных расходов, определенных Правительством области.

В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета - расходы на отрасли социальной сферы составят 25 млрд. рублей, что составляет 104% к 2009 году.

Доля расходов на отрасли социальной сферы увеличивается с 37% в 2009 году до 41% всех расходов в 2010 году.

Следующие по объему направления средств:

- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов - 16,2 млрд. рублей или 26% расходов;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 5,7 млрд. рублей или 9% расходов;
- расходы по разделу «Национальная экономика» (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливо и энергетика, связь и информатика) - 5,6 млрд. рублей или 9% расходов.

В отраслевом разрезе наибольший рост расходов бюджета к уточненному плану 2009 года прогнозируется по расходам на социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт:

- по расходам на социальную политику темп рост составляет 108%.
- по расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт темп роста составляет 101,7%.

Наибольшее снижение планируется по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство - 43% к уточненному плану на 2009 год. Такое сокращение расходов связано с изменением порядка отражения средств, предусмотренных на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с Фондом содействия реформированию ЖКХ. В 2010 году эти средства предусмотрены не в расходах на ЖКХ, а в составе межбюджетных трансфертов.

В сопоставимых условиях в 2010 году расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 88% к 2009 году.

Из областного бюджета в 2010 году будут финансироваться 35 областных целевых программ на общую сумму 5 млрд. рублей.

Наибольший объем средств будет направлен на реализацию 3 областных целевых программ:

- областная целевая программа «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы» - 1,9 млрд. рублей;
- областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на период 2008-2012 годов - 1,7 млрд. рублей;
- областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы - 0,5 млрд.рублей.

Межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам на 2010 год предусмотрены в сумме 16,2 млрд.рублей, что составляет 90% к уточненному плану на 2009 год, в том числе:

- дотации - 5,4 млрд.рублей, (157% к 2009 году);
- субсидии - 1,3 млрд.рублей, (38% к 2009 году);
- субвенции - 9,4 млрд.рублей (87% к 2009 году).

Значительный рост дотаций и сокращение субсидий связано с тем, что в 2009 году были предусмотрены субсидии на выплату зарплаты в сумме 2,5 млрд. рублей, которые в 2010 году перешли в дотации.

Для исполнения собственных полномочий в 2010 году планируется предоставление местным бюджетам следующих межбюджетных трансфертов:

- дотации из областного фонда финансовой поддержки поселений;
- субвенции по расчету и предоставлению дотаций поселениям;
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов;
- дотации на сбалансированность.

При распределении средств фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений был учтен прогноз налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (по единым нормативам) в сумме 19,7 млрд.рублей, что составляет 90% к прогнозу на 2009 год. (т.е. на 2 млрд. 180,7 млн. рублей меньше прогнозной оценки на 2009 год).

Общий объем дотаций из областных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений на 2010 год составил 5 млрд. рублей (в 2009 году – 6,5 млрд. рублей).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов распределены в зависимости от индексов бюджетной обеспеченности, которые отражают различия между территориями в налоговой базе и стоимости бюджетных услуг.

Выравнивание бюджетной обеспеченности на 2010 год производилось индекса равного 0,98., т.е. дотации предоставлялись муниципальным районам и городским округам, индекс бюджетной обеспеченности которых ниже 0,98. Часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности заменена дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц - 3,6 млрд. рублей. Объем дотаций из областных фондов финансовой поддержки на 2010 год после замены дополнительным нормативом отчислений составил 1,4 млрд. рублей.

Дефицит областного бюджета предусмотрен в объеме 2,1 млрд. рублей.

В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрены выпуск облигационного займа и привлечение кредитов коммерческих банков.

Государственный долг на конец 2010 года составит 21,5 млрд. рублей или 37% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с планируемым дефицитом в течение 2010 года объем государственного долга увеличится на 4,3 млрд.рублей или на 12%.

Доля государственного долга области в доходах бюджета остается на экономически безопасном уровне.

В структуре государственного долга 48% составят кредиты коммерческих банков, 29% - ценные бумаги, 19% - бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, 4% государственные гарантии.
Дата создания страницы: 29.09.2009
Дата модификации страницы: 29.09.2009
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet