Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

21.09.2009 13:3418 сентября в Нижегородском государственном художественном музее в Кремле открылась выставка "Забытые фотографии русско-турецкой войны"

В открытии экспозиции приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России г-н Пламен Грозданов, первый заместитель директора департамента международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области Ирина Негребецкая, директор Болгарского культурного института в Москве Буряна Ангелакиева, главный хранитель Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Светлана Коваленко, координатор выставочного проекта «Забытые фотографии русско-турецкой войны в рамках года Болгарии в России» Любовь Пожидаева.

В ходе посещения Нижегородского государственного художественного музея Чрезвычайный и Полномочный Посол Болгарии в России г-н Пламен Грозданов провел переговоры с директором Мариной Братановой и осмотрел экспозицию музея.



Справка о выставке «Забытые фотографии русско-турецкой войны»:

Мероприятие проходит в рамках Года Болгарии в России (2008 год был годом России в Болгарии).

Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов – одно из крупнейших событий XIX века, значительно повлиявших на дальнейшее развитие Балкан. Война завершилась победой русского оружия, главным ее результатом стало образование Болгарского государства, поэтому последнюю русско-турецкую войну XIX века болгарский народ по праву и с гордостью называет Освободительной.

Сегодня в России война 1877 – 1878 годов представляется в виде зримых образов – картин Василия Верещагина, гравюр и рисунков с фотографий, публиковавшихся в русских газетах и журналах. Память о ней осталась в виде монумента «Гренадерам, павшим под Плевной» архитектора и скульптора В.О. Шервуда в Москве, фотографий старого памятника М.Д. Скобелеву, снесенного в советское время. Однако Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов стала также одним из первых мировых вооруженных конфликтов, события которых дошли до потомков, в том числе и на фотографических снимках.

Отдельные сохранившиеся фотографии свидетельствуют о существовании военно-полевой съемки до 70-х годов XIX века, российские фотографы снимали разрушенный Севастополь уже в 1855 году. Однако именно Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов послужила в России поводом для создания мемориальных фотографических альбомов с портретами ветеранов и инвалидов, видами мест сражений, монастырей, архитектурных знаков, построенных в память о погибших русских воинах.

К началу Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов фотография уже осознается как серьезный источник информации, она иллюстрирует армейские отчеты с фронта в столицу России, становится основой для создания исторических картин, используется как сувенир, посылаемый с фронта домой, в личном общении и для общественной публикации.

В 1870-х фотографическая техника настолько громоздка и сложна в обращении, что невозможно говорить ни о любительских съемках офицеров-очевидцев и участников сражений, ни о полевой, ни о штабной фотографии – это явление более позднего времени, ставшее массовым только в Первую мировую войну. Фотография с фронтов русско-турецкой войны фигурирует в личном общении высшего офицерского состава и их семей – в кругах, приближенных к Императорскому двору. Фотография остается еще очень дорогостоящим процессом, ее производство в личных целях на фронте доступно только тем, кто распоряжается проведением съемок. Спустя десять, двадцать пять лет после окончания войны фотографы получали правительственное задание на съемку ветеранов и инвалидов, мемориальных построек, (например, церковь на Шипке – отчетный архитектурный фотографический альбом, съемка П. Браборкова), торжественных открытий мемориальных строений (репортаж об открытии часовни «Гренадерам, павшим при взятии Плевны» в Москве).

Большая часть этих фотоматериалов хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (всего 12 фотоальбомов). На выставке представлен один из самых интересных альбомов из коллекции архива, посвященных этой теме. В период 1877 – 1878 годов харьковский фотограф А.Д. Иванов с походной лабораторией прошел с действующей армией через всю Румынию и Болгарию, отсняв значительный материал, послуживший основой для создания фотоальбома «Забалканский поход 1877 – 1878 годов».

Еще одна важная часть экспозиции – работы Франца Душека, придворного фотографа князя Румынии Кароля I, из хорватской частной коллекции. Франц Душек в качестве придворного фотографа румынского князя имел доступ к высшему командованию, а также имел право фотографировать Александра II и Кароля I.

Все эти фотографии – не просто одни из первых и ценнейших источников изучения болгарской и российской истории, но, прежде всего, документальное свидетельство неразрывной связи наших народов.

Дата создания страницы: 21.09.2009
Дата модификации страницы: 23.09.2009
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet