Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

22.10.2003 14:50Интервью первого заместителя губернатора Нижегородской области Юрия Сентюрина программе «Форум» (т/к «Сети НН»).

Интервью первого заместителя губернатора Нижегородской области Юрия Сентюрина программе «Форум» (т/к «Сети НН»).
см. также: Интервью первого заместителя губернатора Нижегородской области Юрия Сентюрина программе «Послесловие» (т/к «Волга»).

Ведущая программы – Марина Горева. Эфир программы – 19 октября. Тема программы – областной бюджет 2004 года.

М.Горева: Проект бюджета 2004 г. создавался с профицитом. Как вам удалось сверстать такой замечательный бюджет?

Ю.Сентюрин: Первую попытку сверстать бюджет с профицитом мы предприняли еще в 2001 году и тогда хотели, чтобы закон «О бюджете 2002 года» содержал статью превышения доходов над расходами. Цель:  повысить уровень доверия к  области, областному правительству, бюджету. У правительства при таком бюджете  появляется возможность, четкая и зримая, погашения долговых обязательств, которые накопились за эти годы. В этом году мы такую попытку опять предпринимаем и нашему депутатскому корпусу предложили утвердить бюджета с профицитом в 383 млн. рублей. Надеемся, что эта цифра нам поможет выстраивать четкие и долговременные отношения со структурами и инстанциями, от которых зависит привлечение дополнительных ресурсов в область. И, соответственно, появится уверенность в том, что долговые обязательства, которые у нас есть перед нашими внутренними и внешними кредиторами, будем погашать четко, во время, и в срок.

М.Горева: Нам постоянно твердят, что денег на это не хватает, на то не хватает, что профицит бюджета  создали за счет  исключения  некоторых статей из бюджета, будто бы в одном столбике цифра как была, а в другом меньше стала. Это   так?

Ю. Сентюрин: Не так. Мы наш бюджет строим на прогнозе социально-экономического развития области. Дело в том, что при принятии Закона «О бюджете» на очередной год, накануне его рассмотрения  рассматривается прогноз, о котором я сказал. И соответственно, бюджетные показатели построены на расчетах.

М.Горева: Вы на что надеетесь? На развитие промышленности? На то, что будут инвестиционные проекты развиваться? Где главный источник доходов?

Ю.Сентюрин: Наши надежды связаны с несколькими обстоятельствами, или с несколькими источниками поступления средств в регион.

Прежде всего - это наши собственные возможности. Экономическая ситуация в области такова, что позволяет спрогнозировать дальнейший рост промышленности, а это наша основная часть нашего областного хозяйства. Рост промышленности неизменно сопровождается увеличением налогооблагаемой базы и повышением наших собственных доходов. Это позволяет нам более оптимистично смотреть в будущее, а губернатору и областному правительству с большим объемом полноты выполнять свои социальные обязательства перед гражданами нашей области.

Вторым источником поступления являются поступления из Федерального центра в контексте межбюджетных отношений. Очень важно, что мы в 2001 году впервые добились того, что область начала получать трансферты, перестала быть донором, стала получателем бюджетных ресурсов из Федерального  центра. В 2002 –2003 году -  аналогичная картина, рассчитываем, что и в 2004 году ситуация не изменится. Следовательно, это тоже повышает нашу бюджетную устойчивость.

За счет этих двух позиций мы смогли сформировать то, что мы сегодня называем профицитом бюджета.

М.Горева: Юрий Петрович! Это разве хорошо, что область перестала быть донором? Разве это хорошо, что мы перестали самостоятельно зарабатывать на жизнь, что  нас подкармливают из центра?

                Ю.Сентюрин: Мы сегодня в области зарабатываем достаточное количество средств, чтобы с лихвой обеспечить все свои потребности. Но межбюджетные отношения в стране сейчас складываются таким образом, что регионы большой объем средств,  более 50%, переводят в Федеральную казну. Поэтому сейчас на разных уровнях в стране говорится о некоторой несправедливости межбюджетных отношений. Проводились подобные совещания и обсуждения этого вопроса и у нас в области, это ни для кого не секрет. Сегодня Нижегородская область занимает 13 место по объему средств, перечисляемых в федеральный бюджет. А с точки зрения средств, получаемых оттуда,  мы на 51 позиции. Согласитесь, даже цифры говорят о том, что распределение получаемых средств - не совсем  естественно или нормально.

М.Горева: А как вы боретесь с этой несправедливостью?

Ю.Сентюрин: Через наших представителей в Москве, представителей во всех органах государственной власти. Я имею в виду Федеральное Собрание, Государственную Думу Федерального Собрания, наших представителей, работающих постоянно при Правительстве РФ. Вот эта команда при  постоянном и активном участии губернатора области,  членов областного правительства во всех московских кабинетах доказывают, опираясь на руководящие документы, на наши собственные расчеты, что мы вправе претендовать на больший объем средств из центра. Поэтому мы  считаем, что в статусе региона-реципиента  есть свои безусловные преимущества, которые несправедливую картину превращают в более менее приемлемую.

М.Горева: Мой коллега Михаил Полунин говорил о том, что деньги из федерального центра можно получать из трех источников. Первое – трансферты, вторая часть - Фонды регионального развития. Как у нас здесь дела обстоят? В каком направлении нам Москва деньги дает, чтобы мы развивались?

                Ю.Сентюрин: Есть такое направление действительно. И 2003 год является переломным. Именно в этом году благодаря активным контактам, устанавливаемым с 2001 года, пошли поступления в область и по этой линии.

     Я бы упомянул еще такое направление как Фонд снижения различий в социально-экономическом развитии регионов. Регионы развиваются по-разному: одни сегодня отстают, другие занимают лидирующие позиции. Это связано с тем, что у одних есть нефть, газ, иные природные ресурсы, другие такими ресурсами обделены, поэтому возникает неравномерность в социально-экономическом развитии. Для того, чтобы эту неравномерность устранить, или, по крайней мере, несколько снизить, существует Фонд снижения различий в социально-экономическом развитии. По линии этого Фонда мы в 2003 году получили около 60 млн. рублей. Цифра заметная в наших масштабах. Деньги  пошли на строительство больниц, объектов ЖКХ (котельных, которые нам необходимы).

    Другой источник - средства на подготовку к зиме, к отопительному сезону, поступающие  по линии государственного Комитета по строительству и архитектуре Федерального Правительства.

     Наконец, деньги идут по линии   Пенсионного Фонда. Яркий пример - Соглашение, которое было подписано Правительством области с Пенсионным Фондом. По этому документу мы получили дополнительно первые две сотни миллионов рублей. Все это вместе и формирует тот необходимый для нас довесок, который позволяет сводить концы с концами в нашем бюджете и формировать то, что мы называем превышение доходов над расходами – профицитом.

М.Горева: Упоминался еще такой источник, как инвестиционные региональные проекты. В качестве примера был приведен метромост, вроде бы там какие-то деньги из Федерального бюджета на него капают. В 2004 году  какие проекты предполагают развивать с помощью федерального центра?

Ю.Сентюрин:     Когда мы говорим об адресных инвестиционных программах, речь идет о федеральных программах и о федеральном бюджете. Федеральный бюджет на 2004 год принят в первом чтении. Распределение средств по федеральным адресным инвестиционным программам  как  раз происходит перед вторым, третьим чтением. Каждая область, каждый российский регион предлагает набор проектов и объектов, которые, по мнению местных властей, должны быть построены в области. Мы также формирует традиционно достаточно широкий список объектов в области, которые необходимо построить в самое ближайшее время, например, метромост,  цирк, в разделе «Культура» - усадьба Рукавишникова, школы, дюкеры, больницы, дороги и др. В целом мы выходим на цифру, необходимую для нас, составляющую несколько миллиардов рублей. На 2004 год мы испрашивали более 3 млрд. рублей, обосновывали эту цифру. К сожалению, бывает так, что мы не каждый объект может представить вместе с  проектно-сметной документацией, что является необходимым условием выделения средств. Поэтому бывает так, что по этому формальному обстоятельству нам отказывают. Почему не можем это сделать? Тоже понятно. Подготовка проекто-сметной документации стоит немалых денег. Поэтому из своего бюджета мы не можем выделить необходимого количества средств, чтобы на все испрашиваемые столь не обходимые для области объекты подготовить  эти документы.

М.Горева: Была такая информация, что накануне чтения проекта в Государственной Думе Вы находились в Москве. Видимо, там шли серьезные, плотные беседы как раз на тему того, что удастся включить в бюджет, что не удастся. Сейчас Вы можете сказать, что удастся включить на 100% в бюджет? Или еще рано?

Ю.Сентюрин: Пока рано об этом говорить.             Более того, пока информация не обнадеживающе звучит. Мы пытаемся приложить максимум сил, чтобы изменить картину к лучшему, губернатор постоянно находится в Москве, министр финансов, другие члены областного правительства, каждый по своей линии. Документы потом собираются в единый центр Министерства экономического развития и торговли. Оттуда они оформляются в Минфин РФ и Минфин представляет в Государственную Думу. Такова процедура прохождения всех этих бумаг.

                На сегодняшний день наши шансы достаточно высоки. Это подстегивает, стимулирует всех нас к более активной работе с центром. Нам кажется, что наша доказательная база, набор наших аргументов, который сформировался к сегодняшнему дню, позволяет те планы, и проекты, и объемы средств, которые мы испрашиваем у Федерального Центра, не потерять значительно. Поэтому мы рассчитываем получить не меньше, чем получили в прошлом году. Такая у нас отправная точка. Все остальное зависит от наших усилий. Мы постоянно в правительстве области проводим встречи, консультации, совещания на эти темы. Постоянно наши представители, которые работают в Москве, плюс наши высокопоставленные чиновники, каждый по своему ведомству, отрабатывает эти позиции. Такая слаженная работа должна принести свои плоды.

М.Горева: Юрий Петрович! Сейчас многие говорят о том, что наш областной проект бюджета - социально-направленный. Для Вас, в чем он выражается?

Ю. Сентюрин: Я согласен с той оценкой. Россия сегодня   является социально-ориентированным государством. Этот тезис закреплен Конституцией нашего государства и должен находить отражение в бюджете каждого российского региона. Для нас это означает, что более 50 % расходной части бюджета будет отведено на отрасли социальной сферы. Хотел бы сказать, что касается этих отраслей, четвертый год будет не хуже ни по одной из позиции 2003 года, а тот рост, который мы закладываем,  перекрывает рост инфляции и стоимости жизни. В нашем представлении качественные изменения, исходя из наших бюджетных цифр, должны быть.

                Что касается заработной платы, то тут вопрос отдельный. Вы знаете, что недавно прошла  всероссийская акция протеста. Работники бюджетной сферы критиковали тот бюджет, который принимает сегодня Государственная Дума на 2004 год, поскольку он не содержит увеличения заработной платы в наступающем году, поэтому есть тревожные ожидания, что инфляция приведет к ухудшению качества жизни наших бюджетников. Мы эти тревоги разделяем, поэтому в области была разработана специальная программа, главная цель которой -  ни по одному  из направлений в бюджете очередного года не допустить снижения объемов финансирования. При этом мы, увеличивая расходы по всем статьям, к сожалению, лишены возможности такого прорыва, чтобы люди почувствовали  сразу же колоссальное облегчение. В то же время  некоторое улучшение качества жизни имеет место. Мы стараемся, чтобы это были более заметные улучшения. Но живем, как говорится, по средствам. Бюджет сверстан по нашим силам, по нашим возможностям. Чуточку лучше, хотелось бы больше, но живем по средствам.

М.Горева: Давайте о приятном. Появились в бюджете 2004 года такие лишние деньги. На что мы их потратим?

Ю.Сентюрин:     Профицит, который мы сформировали в бюджете,  носит характер технический, мы вынуждены возвращать  долги,  погашать бюджетные ссуды, которые были даны нашему областному бюджету, чтобы справиться с этими долгами. Поэтому 383 млн. рублей распадаются на две части:  186 млн. рублей пойдет на погашение бюджетных ссуд и 197 млн. рублей пойдет на возврат евро-облигационного долга. Таков прогноз. Не погашать долги мы не можем. В этом случае и доверие к нам упадет, и бюджет федеральный нам помогать не будет. Это обязательное условие для нас.

 Я скажу еще об одном направлении:  мы хотим привлечь внебюджетные средства, мы хотим через диалог с большим бизнесом сформировать некие дополнительные средства, которые можно бы было направлять на поддержку работников бюджетной сферы. Мы также  собираемся в нашем бюджете прописать средства на санаторно-курортное лечение работников  бюджетной сферы в размере 24 млн. рублей. Источниками этих   средств могут быть, в том числе, и деньги, заложенные в качестве профицита. Я говорю об этом осторожно, подчеркну, профицит, заложенный в бюджете, носит технический, обязательный, в смысле целевого расходования этих средств, характер.

Дата создания страницы: 22.10.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet