Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

17.09.2003 12:29Интервью Юрия Сентюрина

Интервью первого заместителя губернатора Нижегородской области Юрия Сентюрина программе «Действующие лица» (ННТВ), эфир - 11 сентября.
Ведущая программы - Ольга Носкова

О. Носкова: Самое важное событие этой недели – это форум «Россия единая» и я бы хотела узнать о Ваших впечатлениях. Чем открывшийся на этой недели форум отличается от предыдущих?
Ю. Сентюрин: Я бы даже добавил не только самое важное, но и самое яркое событие этой недели, которое создает ощущение праздника. Этот форум восьмой раз проводится на Нижегородской земле и не по тому устоявшемуся образу и подобию, как проводились предыдущие 7. В этом году мы значительно расширили его наполнение, внутреннее содержание и, на ряду с разговором об экономических проблемах, о производственных задачах, которые стоят перед разными Российскими регионами, договорились о том, что будет очень мощное культурное звучание. Речь идет о Конгрессе народов России и фестивале культур народов, населяющих нашу страну, который называется образно «Радуга России». Все это вместе создает такое интересное объединение, которое по существу позволяет нам раскрыть полностью тот набор потенциалов, которыми располагает сегодня Россия.
О. Носкова: Юрий Петрович, а вот то, что у нас такая активная как Вы говорите, составляющая культурная, где представлены народы России, это не начинает напоминать выставку достижений народного хозяйства?
Ю. Сентюрин: Не совсем, хотя я в таком сопоставлении не вижу ничего нехорошего. В лучшие времена были и вот такие культурные составляющие в любой выставочной ярмарочной программе. Мне кажется, сегодня очень важно говорить о многообразии народов, населяющих нашу страну, и ясно совершенно, что единство России в ее многообразии. Как это многообразие поставить на службу общему нашему делу укрепления Российской государственности и обеспечения стабильной ситуации в стране, об этом шел разговор на конгрессе народов России. Ну а поскольку язык культуры универсален, его понимают все, мне кажется, это придает праздничность и нарядность всему этому действу выставки и ярмарки. Когда мы этот вопрос обсуждаем, я себя ловлю на мысли, что мы говорим дополнение или составляющая. А по существу это мощная самостоятельная нота и она становится, я хотел бы надеяться на это, доброй традицией, долговременной традицией.
О. Носкова: Конгресс посвящен стратегическим ресурсам России. Но, наверное, речь на нем шла не только о развитии нашей промышленности и культуры, но и интеллекта?
Ю. Сентюрин: Безусловно, я бы хотел сказать, что под ресурсами понимается очень широкий спектр возможностей, которые есть сегодня в России. Была такая интересная самостоятельная секция – «Промышленная политика Российской Федерации», на которой обсуждались последние документы, которые подготовлены торгово-промышленной палатой РФ. Очень интересные наработки. Они будут предложены широкой общественности в самое ближайшее время. Речь шла и о природных ресурсах, которыми Россия богата. Но самый главный капитал, которым Россия располагает, это, безусловно, ее люди и их творческий, интеллектуальный потенциал. Эта тема особенно актуальна для нас, для Нижегородской области, потому что мы обделены природными ресурсами. Если ранее мы это понимали как некий минус, который достался нам по воле природы, сегодня мы не говорим, что это плюс, но мы говорим, что такое положение заставляет нас быть в тонусе, а этот тонус позволяет мобилизовать те интеллектуальные творческие силы, которые есть в обществе. Слово «безысходность» я бы поменял на другое - «адекватное восприятие той ситуации, в которой мы находимся». Альтернативы инновационной экономики, инновационному пути, новым технологиям, новым прорывным идеям на сегодняшний день нет. А чем богата нижегородчина, так это - творческими идеями, мыслями, людьми, интеллектом.
О. Носкова: На дворе уже похолодало, и жители Нижнего Новгорода и жители области ощущают естественное беспокойство, связанное наличием электричества, тепла в квартирах. Как в Нижегородской области обстоят с этим дела?
Ю. Сентюрин: Зима - это еще один природно-климатический нюанс, который характерен для нашей страны. И Нижегородская область, занимающая центральное положение, в полном объеме сталкивается с этим нюансом. Хотел бы сказать, что тема подготовки к зиме, прохождение зимы, находится в центре внимания правительства всегда, и не только когда наступают холода. Поэтому подготовка к зиме начинается сразу же, как только заканчивается отопительный сезон. Недавно в правительстве мы подвели итоги работы за время, пока была теплая, хорошая погода и за оставшееся время до начала отопительного сезона, который, как правило, начинается в середине октября. На правительстве было отмечено, что с точки зрения электроэнергетики все хозяйство в полном объеме подготовлено: проведены плановые ремонты, замена техники, оборудования. Поэтому перебоев в электро, энергоснабжении промышленных предприятий и населения городов и поселков районных центров быть не должно. А что касается теплового хозяйства, здесь такие же проблемы, как и в целом по всей стране: высокий износ инфраструктуры. Требуются колоссальные средства, чтобы модернизировать хозяйство. Тем не менее ремонтные работы, которые мы должны были провести, наши коммунальные службы осуществили. Обозначили на правительстве проблемные точки. Сегодня - это город Дзержинск, это Чкаловский район, Сергачский район. Проблемные точки в основном связаны с долгами перед поставщиками тепла. Находим решение и этих проблем.
Я не хочу слишком оптимистично говорить на эту тему, зима есть зима. Всякие условия складываются, и хозяйство больно хлопотное: то труба лопнет, то еще что-то произойдет. Но на сегодняшний день хотел бы констатировать, что степень готовности нашего теплового энергетического хозяйства к зиме соответствует всем плановым показателям, которые должны быть достигнуты к этому времени года и по завозу топлива, и по накоплению необходимых материальных и технических ресурсов. Видимо это стало основанием, что в числе отстающих регионов мы не упомянуты.
Кстати, на сегодняшний день нашему региону на подготовку к зиме центральное правительство выделило меньший объем средств, чем в прошлом году. Мотивировка одна - у вас ситуация лучше, чем в других регионах России, вот и такой нюанс есть.
О. Носкова: Были ли случаи, когда руководителей местного самоуправления за то, что люди замерзали зимой, наказывали? Такая возможность существует?
Ю. Сентюрин: Это не так просто осуществить. Дело в том, что местное самоуправление у нас отделено от системы государственной власти и, соответственно, закон не дает права провинившихся наказывать по административной линии. Существуют другие возможности. Подача неоплаченного тепла в дома горожан, в дома сельских жителей, там, где тепло подается централизованно, является согласно действующему законодательству правонарушением и достаточно серьезным, поэтому любой чиновник на местном уровне может быть привлечен к административной ответственности и наказанию за недолжное исполнение своих обязанностей. А что касается вопроса об ответственности областного правительство за то, как пройдет зима в Шаранге или Сергачском районе, я бы хотел сказать, что мы не один район не оставим в сложной ситуации. Там где есть возможность, мы областным бюджетом стараемся помогать этим районам. Правда, изначально мы разбираемся с причинами, которые легли в основу такой неполной подготовленности и, если причина действительно объективная, тут вмешивается областной бюджет.
Вообще я считаю, что на теме замерзания нельзя спекулировать. Ответственность перед нашими гражданами должна быть общей - это наша принципиальная установка.
О.Носкова: Я думаю, будет интересно, если Вы расскажите о результатах переговоров в Госстрое РФ?
Ю.Сентюрин: Я бы хотел отметить, что работа с федеральными органами исполнительной власти у нас поставлена системно. Мы стараемся с каждым ведомством, с каждой инстанцией установить не плохие деловые отношения, поскольку понимаем, что за каждым ведомством стоят не малые ресурсы, включая финансовые.
Госстрой РФ - эта та инстанция в системе правительства РФ, которая распределяет средства на подготовку к зиме, и, поэтому, работа в Госстрое на прошедшей неделе была связана с решением двух задач. О первой я уже вскользь упомянул. Наш регион считается благополучным по подготовке к зиме, поэтому мы получили меньший объем средств, чем в прошлом году, и, чем мы планировали, поэтому цель была - объяснить, доказать, что наше хозяйство и степень износа коммуникаций требует большего объема средств. Как нам думается, это удалось доказать. Мы получили подтверждение, что больший объем средств будет получен. Именно это обстоятельство, в том числе, лежит в основе моего оптимизма, связанного с наступлением прохладной погоды. Вторая тема, которая обсуждалась в Госстрое, для нас также очень злободневна. Речь идет о проблеме метро. Впервые за 10 лет по инициативе Председателя Госстроя Кошмана, эта тема обсуждалась на расширенной специализированной коллегии. На этой коллегии выступал Губернатор области о проблемах нижегородской подземки. Выделены были ключевые узлы и определен объем тех средств, на которые область и город обоснованно претендуют, чтобы продолжить строительство метро и улучшить качество транспортного обслуживания населения города. Я думаю, что решение, которое приняла коллегия Госстроя, учло наше предложение. Не могу не назвать состоявшееся прорывом в деле метростроения, потому что ресурсы все-таки ограничены, но мы нашли взаимопонимание и нашли источники и варианты дополнительного притока средств в этот нужный городу вид транспорта.
О. Носкова: То есть метро будет строиться дальше?
Ю. Сентюрин: Строительство метро не было заморожено. Просто нас не устраивают его темпы. Развитие метро в нагорную часть города, в сормовском, мещерском направлении, безусловно, это то, что позволит нашей подземке стать востребованным видом транспорта в полном объеме и почти рентабельным. Я не буду упоминать тему льготников, но, если объем пассажиров, пользующихся метро, возрастет, безусловно, возрастет и объем доходов, все взаимосвязано. Есть еще одно важное обстоятельство: у нас коммуникации сегодня здорово перегружены в час пик, через мост не проедешь, или проедешь с большей потерей времени и, конечно, при таких миграциях населения и перемещениях на работу с работы в утренние, вечерние часы нужный вид транспорта.
О.Носкова: Через Борский мост практически невозможно проехать. Там будет строиться новый мост?
Ю.Сентюрин: Кардинальная реконструкция Борского моста усложнена и, наверно, в ближайшее время мы этот мост трогать не будем, потому что эта та ниточка, которая нас связывает с противоположным берегом. Замысел же состоит в том, чтобы построить новый автодорожный мостовой переход выше по течению Волги в районе Большое Козино. Там предполагается строительство низконапорной плотины. Речь идет о том, чтобы обеспечить сквозное судоходство по реке Волга с небольшим перепадом уровня воды. А по гребню этой плотины дамбы пройдет мостовой переход. Мы считаем, что транзитный транспорт уйдет туда. Это позволит разгрузить мостовой переход на Борском направлении.
О. Носкова: В областном бюджете будут на это деньги, или мы будем строить это на федеральные деньги?
Там другой замысел, другая идея. Строительство нового моста, о котором я говорю, это большой объем капиталовложения, по предварительным оценкам - где-то около 300 млн. дол. (около 10 млрд. рублей). Безусловно, таких средств в нашем бюджете областном мы не найдем. Сегодня идет подготовка технической, строительной документации. На это мы отводим оставшуюся часть 2004 года и наступающий 2005 год. А строительство мы планируем за счет привлечения средств не из областного бюджета, чтобы наши социальные программы не страдали. Дороговизна проекта предполагает только такой вариант. Минтранс РФ нам предлагает использовать заемные средства европейского банка реконструкции и развития. Пока такой вариант просчитывается.
О.Носкова: А как, построив мост, область будет отдавать деньги? Мост будет платный?
Ю.Сентюрин: Такой вариант прорабатывается. В России существует много платных дорог, мостов, но я бы хотел сказать, что этот мост будет совмещен со шлюзом для прохождения судов. Проход по шлюзам будет платный скорей всего. Отрабатывается еще один элемент внутри этого гидротехнического сооружения. Речь идет о гидроэлектростанции. Ее строительство достаточно сложное, потому что при таком небольшом перепаде высот или уровня воды, требуется особая конструкция турбин. В нашей стране такие турбины не делают пока, ищем зарубежные варианты, они есть в Швеции и Скандинавии. Предполагается выработка электроэнергии. Совокупность платного шлюза и электроэнергии будет теми источниками погашения заемных средств, которые и позволят решить эту проблему.
О. Носкова: Как идет выяснение отношений с теми должниками областного бюджета, кто получил в свое время деньги Еврозайма?
Ю. Сентюрин: Процесс идет сложно, очень непросто. Здесь есть явные отличники, например, ПАЗ, который полностью и досрочно вернул заемные средства. Предприятие работает устойчиво, а возвращенные средства позволяют в срок рассчитаться с нашими обязательствами по погашению этого большого долга. Обязательства у нас таковы, что в этом году мы заплатили порядка 30 млн. дол.. в апреле. В октябре должен быть очередной платеж в таком же размере, поэтому правительство объявило заемщикам, что будут использоваться новые формы работы с долгом. Этот долг будет продаваться на аукционе и будет востребоваться в судебном порядке. С каждым заемщиком мы разговариваем, ведем переговоры как на уровне специализированной рабочей группы, которая создана в министерстве финансов области, так и на уровне совета экономической безопасности.
Дата создания страницы: 17.09.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet