Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

28.08.2003 12:11Министр образования и науки области Сергей Наумов накануне 1 сентября – Дня знаний - дал интервью сразу пяти нижегородским радиостанциям и ряду областных и городских газет.

Министр образования и науки области Сергей Наумов накануне 1 сентября – Дня знаний - дал интервью сразу пяти нижегородским радиостанциям и ряду областных и городских газет.

Фрагменты интервью:

-          Сергей Васильевич, чем порадуете к началу учебного года?

- В плане подготовки к новому учебному году скажу, что в сентябре большинство наших школ, интернатов и профессиональных училищ получат новые компьютеры. Наши педагоги проходят бесплатную компьютерную переподготовку. В двух центрах Интернет-образования уже переподготовлено 3780 человек. Через год эти курсы должны пройти все нижегородские учителя. И особенно приятно сказать, что область смогла обеспечить наши школы новым спортивным инвентарем на сумму в 14 миллионов рублей. Таких подарков школа не получала очень давно.

-          Ходило много разговоров по поводу несоответствия наших школ требованиям пожарной безопасности...

- Слухи о том, что у нас будут школы, которые из-за этого не откроются, могу опровергнуть. Да, многие учреждения пожарные приняли не сразу, заставили исправлять ошибки. И только. И мы, и они понимаем, что полное оснащение школ средствами пожарозащиты не под силу одним муниципалитетам. Поэтому область выделяет 260 миллионов рублей на такие затратные приобретения, как автоматическая пожарная сигнализация. Муниципалитетам остается обеспечить круговые подъезды к зданиям и водоемам, а также агитационные материалы.

-          Похоже, скоро станет нормой приобретение учебников самими родителями?

- Отнюдь. Когда-то это было обязанностью Федерации. Но пять лет назад она от этого отказалась. Так что теперь учебники закупаются областью в централизованном порядке по заявкам из школ. Покупаем напрямую у издательств, чтобы снизить расходы. Но показатели налицо: если пять лет назад ветхий фонд учебников составлял 80 процентов, то сегодня - только 30 – 40%. Для стопроцентной замены учебной литературы требуется 100 миллионов рублей. Пока мы их не имеем.

-          На какую сумму в областном бюджете может рассчитывать сфера образования, и можно ли учителям ждать реального повышения зарплаты?

- Опять же сравниваем с прошлым годом. В бюджете 2003 года было заложено 620 миллионов рублей, в бюджете-2004 – 970 миллионов. В следующий раз предполагаемая сумма 1 миллиард 200 миллионов. Говорить о повышении зарплаты не в моей компетенции. Это компетенция премьер-министра российского Правительства. Скажу только: сегодня уже практически готов документ, переводящий школы на соучредительство. То есть заработная плата, наглядные пособия будут финансироваться из федерального или регионального бюджета. А за муниципальным останутся только ремонт и коммунальные услуги. Тогда можно будет говорить и о повышении. А еще я думаю, учителям давно пора присвоить социальный статус государственного служащего. Ведь педагог выполняет задачу государства: чему и как учить детей - ему диктует именно государство. Так почему бы не платить учителю так же, как чиновнику?

-          Почему все-таки Нижегородская область не вступает в эксперимент с Единым государственным экзаменом?

- Я всегда говорю: если мы не идем на этот эксперимент, это не значит, что мы против ЕГЭ. Я за него, но только в классической форме, по которой ребенок сдает экзамен и может с этими оценками идти в вуз. Но для осуществления этого нужно выравнить качество самих знаний. Нужно, чтобы "пятерки" были равнозначными. А наверху прекрасно понимают, что это невозможно: ну не примут выпускников из глубинки с их отличными оценками в МГУ. А раз власти это сами признают, значит, это уже и не ЕГЭ. Этот экзамен, кроме всего прочего, построен на системе тестирования. Согласен, что таким способом определенную степень грамотности ребенка установить можно. Но это лишь "одно из". На один вопрос можно ответить по-разному. Нельзя так сужать критерии оценки.

-          "Поборы" в школах на ремонт, канцтовары, технику уже никого не удивляют. Осталось их только узаконить и не говорить о бесплатности нашего образования вообще?

- Нет, я с этим не согласен. Раз в Законе "Об образовании" сказано, что школы полностью лежат на государственном обеспечении, значит, так и должно быть. Не должны школы собирать деньги с родителей. Наверное, помогать школам нужно, но не в принудительном порядке. Но мы все взрослые люди и понимаем, что добровольными эти денежные взносы только называются, не являясь таковыми на самом деле. Попробуй не сдай деньги, говорят родители, и ребенок попадает в "черный список" у учителя, директора. Именно поэтому вопросы благотворительности вообще не должны касаться педагогического состава. Такие вопросы должны решаться только на уровне создаваемых при школах попечительских советов.

-          Сергей Васильевич, какой, по-Вашему,  должна быть доля частных школ на рынке образования?

- Думаю, пока частные школы не пользуются большим доверием родителей. Да и их процентное соотношение очень невелико: из всех образовательных учреждений - только пять частные. Знаю случаи, когда родители уже в среднем звене забирали ребенка из частной школы и переводили в государственную, зная, что там ему дадут все, что нужно. Но я совсем не против частных школ. Более того, считаю, что большие перспективы в этом есть у начальной школы. Наверное, потому, что для маленьких учеников нужно искать в первую очередь не школу, а учителя. Пока у нас только две средние частные школы, они хорошо работают, но их всего две.

-          Как вы относитесь к профильному обучению?

- Я против раннего профильного обучения. А вообще я за то, чтобы профильная старшая школа у нас была отдельно от среднего и начального звеньев. Когда же они объединены, то специфика программы в старших классах начинает влиять на программу в начальных классах: получается раннее профильное обучение. Это неправильно, так как в такой атмосфере обостряется ситуация неуспеха. Классическая отечественная педагогика всегда стояла за широкую подачу знаний. Ведь почему на международных Олимпиадах побеждают наши ученики, а не японские, которые спят в обнимку с компьютерами? Потому что у наших детей более широкое, разностороннее, нестандартное мышление.

-          Что будет со школами-долгостроями? Будет ли завершено их строительство или это уже не так актуально из-за уменьшения количества учеников?

- Многие говорят, что нужно не то чтобы строить школы, а наоборот, объединять несколько школ в одну, чтобы снизить расходы. И не стыдно нам? Посмотрите на наших соседей, где очередь в детские сады занимают с самого рождения ребенка. Школы строить надо хотя бы потому, что во многих еще действует вторая смена и от нее надо отказываться. И это при том, что 46 нижегородских школ -  в ветхом состоянии. Да, у нас есть долгострои. Это и 19-я, и 88-я, и 11-я школы. Никак не можем пустить строящиеся школы в Ковернино и Княгинино. У нас 20 школ уже на "выходе". Но на завершение их строительства выделяется только 30 миллионов рублей, тогда как только на Ковернинскую школу требуется 9 миллионов. Но я обещаю, что ни одна из них закрыта не будет. Кроме разве что одной в Уренском районе.                                                           

 

Дата создания страницы: 28.08.2003
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet